
Аннотация к рабочей программе по предмету «Биология»
Название учебного предмета: | «Биология» |
Класс: | 7 класс |
Составитель: | ШМО учителей - предметников |
УМК: | Рабочая программа составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» и допущена Министерством образования Российской Федерации. |
Характеристика предмета | Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию. Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы. Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений. |
Структура курса: | Введение. Многообразие растений Цветок. Семя растений. Корни. Лист. Стебель Растение — целостный организм. Бактерии. Грибы. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные или цветковые. Однодольные растения. Злаки Лилейные Цветочно-декоративные растения Двудольные растения Пасленовые Бобовые. Розоцветные. Биологические особенности растений сада Сложноцветные. Обобщение. |
Кол-во часов: | 7 класс – 2 часа в неделю. 68 часов. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004г.)
- письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 103-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Образовательная программа МБОУ Соленоозерная СШ №12 (приказ №376 от 31.082018г.)
-Положение МБОУ Соленоозерная СШ №12 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» (приказ №73 от 26.08.2016г.)
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.
Основной целью программы по биологии является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;
Биология как учебный предмет в 7 классе состоит из следующих разделов:
Введение.
Многообразие растений
Цветок.
Семя растений.
Корни.
Лист.
Стебель
Растение — целостный организм.
Бактерии.
Грибы.
Мхи.
Папоротники.
Голосеменные.
Покрытосеменные или цветковые.
Однодольные растения.
Злаки
Лилейные
Цветочно-декоративные растения
Двудольные растения
Пасленовые
Бобовые.
Розоцветные.
Биологические особенности растений сада
Сложноцветные.
Обобщение.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Содержание и основные разделы программы по биологии в 7 классе
Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Практическая работа:
Демонстрация опытов:
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов:
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Демонстрация опыта:
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)
Лабораторные работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Строение семени фасоли.
Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Экскурсии:
в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие бактерий, грибов, растений
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии:
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Лабораторная работа:
Двудольные растения.
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа:
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
в саду, на школьном учебно-опытном участке;
вскапывание приствольных кругов;
рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия:
Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Обучающиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
Количество часов, предусмотренных учебным планом – 70 часов в учебном году (2 часа в неделю), по годовому календарному графику – 68 часов в 7 классе, с учётом общегосударственных праздников и школьных дней здоровья (приказ по ОУ №193 от 31.08.2011г.), в том числе практических работ – 8; экскурсий – 3 .
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по триместрам и по итогам года.
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: З.А. Клепинина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс.- М.: Просвещение, 2005 г.
Количество часов по семестрам в 7 классе
Семестр | I | II | III | IV | V | VI | Всего |
Количество часов | 9 | 12 | 10 | 12 | 12 | 13 | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 четверть. |
Окружающий нас мир (1ч.) |
-
| Вводный урок. Знакомство с новым учебником. О чем расскажет учебник. Как работать с учебником. | 1 | 05.09 | |
Многообразие растений (4ч) |
-
| Многообразие растений | 1 | 06.09 | |
-
| Значение растений | 1 | 12.09 | |
-
| Охрана растений | 1 | 13.09 | |
-
| Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень Лабораторная работа. Строение растения. | 1 | 19.09 | |
Цветок (5ч) |
-
| Строение цветка (пестик, тычинка, венчик лепестков) Лабораторная работа. Строение цветка. | 1 | 20.09 | |
-
| Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка) | 1 | 26.09 | |
-
| Опыление цветков | 1 | 27.09 | |
-
| Образование плодов и семян. Плоды сочные и сухие | 1 | 03.10 | |
-
| Распространение плодов и семян | 1 | 4.10 | |
Семя растения (6ч) |
-
| Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Лабораторная работа. Внешний вид семени фасоли. | 1 | 10.10 | |
12. | Лабораторная работа. Строение семени фасоли, пшеницы | 1 | 11.10 | |
13. | Размножение семенами. | 1 | 17.10 | |
14. | Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян | 1 | 18.10 | |
15. | Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян. | 1 | 24.10 | |
16. | Правила заделки семян в почву. Опыт. Глубина заделки семян | 1 | 25.10 | |
2 четверть |
Корень (4ч) |
17. | Разнообразие корней | 1 | 07.11 | |
18. | Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски | 1 | 08.11 | |
19. | Значение корня в жизни растения | 1 | 14.11 | |
20. | Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень) | 1 | 15.11 | |
Лист (6ч) |
21. | Внешнее строение листа (листовая пластина, черешок) | 1 | 21.11 | |
22. | Листья простые и сложные. Жилкование. Проведение опытов | | 22.11 | |
23. | Значение листьев в жизни растения - образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Опыт. Образование крахмала в листьях растения на свету | 1 | 28.11 | |
24. | Испарение воды листьями, значение этого явления | 1 | 29.11. | |
25. | Дыхание растений. Опыт, демонстрирующий дыхание растений | 1 | 05.12 | |
26. | Листопад и его значение | 1 | 06.12 | |
Стебель (3ч) |
27. | Строение стебля на примере липы | 1 | 12.12 | |
28. | Значение стебля в жизни растения- доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам Демонстрация опыта | 1 | 13.12 | |
29. | Разнообразие стеблей | 1 | 19.12 | |
Растение – целостный организм (2ч) |
30. | Растение –целостный организм | 1 | 20.12 | |
31. | Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания | 1 | 26.12 | |
Многообразие растений, бактерий и грибов (7ч) |
32. | Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека | 1 | 27.12 | |
3 четверть |
33. | Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. | 1 | 09.01 | |
34. | Грибы съедобные и несъедобные, их распознавание | 1 | 10.01 | |
35. | Мхи. Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа | 1 | 16.01 | |
36. | Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника | 1 | 17.01 | |
37. | Голосеменные. Сосна и ель-хвойные деревья. | 1 | 23.01 | |
38. | Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами) | 1 | 24.01 | |
Однодольные растения (4ч) |
39. | Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. | 1 | 30.01 | |
40. | Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие) | 1 | 31.01 | |
41. | Выращивание: посев, уход, уборка | 1 | 06.02 | |
42. | Использование в народном хозяйстве. | 1 | 07.02 | |
Лилейные(4ч) |
43. | Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище) | 1 | 13.02 | |
44. | Лук, чеснок –многолетние овощные растения Лабораторная работа. Строение луковицы | 1 | 14.02 | |
45. | Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта. Лилия, тюльпан, хлорафитум | 1 | 20.02 | |
46. | Дикорастущие лилейные. Ландыш | 1 | 21.02 | |
Двудольные растения (22ч) |
47. | Пасленовые. | 1 | 27.02 | |
48. | Дикорастущие пасленовые. Дикий паслен. | 1 | 28.02 | |
49. | Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля | 1 | 6.03 | |
50. | Выращивание картофеля | 1 | 7.03 | |
51. | Овощные пасленовые. Томат -помидор | 1 | 13.03 | |
52. | Овощные пасленовые. Баклажан и перец | 1 | 14.03 | |
53. | Цветочно-декоративные пасленовые. Петунья и душистый табак | 1 | 20.03 | |
54. | Бобовые. | 1 | 21.03 | |
55. | Пищевые бобовые растения. Бобы и горох | 1 | 03.04 | |
56. | Фасоль и соя – южные бобовые культуры | 1 | 04.04 | |
57. | Клевер, люпин - кормовые травы | 1 | 10.04 | |
58. | Розоцветные. Шиповник | 1 | 11.04 | |
59. | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня, груша, вишня | 1 | 17.04 | |
60. | Плодово-ягодные розоцветные. Малина, земляника | 1 | 18.04 | |
61. | Сложноцветные. | 1 | 24.04 | |
62. | Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | 1 | 25.04 | |
63. | Однолетние (календула, бархатцы) и многолетние (маргаритка и георгин) цветочно-декоративные сложноцветные | 1 | 08.05 | |
64. | Уход за комнатными растениями. Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа | 1 | 15.05 | |
65. | Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке СЮН Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа Экскурсия на биостанцию МГПИ | 1 | 16.05 | |
66. | Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа | 1 | 22.05 | |
67. | Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа | 1 | 23.05 | |
68. | Обобщение по теме «Растения – живой организм» | 1 | 29.05 | |
Дополнительная литература:
Авторская программа «Биология» 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.