Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дубравская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № _________ от «___»________________2017г. | | «Утверждаю» Директор МКОУ «Дубравская ООШ» __________/Заиченко О.В./ Приказ №______ от «___» _____________2017г. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Биология»
5 - 9 класс
Срок реализации программы – 5 лет
Составитель: Ушакова Н.В.
учитель биологии
2017 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 5- 9 классов составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Биология»), на основе примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы «Биология» 5-9 классы И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова образовательная система «Школа России» и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В рабочей программе сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
Настоящая программа по биологии для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе с другими предметами (физической географией, химией, физикой) непрерывный школьный курс естествознания. Перечисленные ниже основные идеи курса находят свой фундамент в курсе «Окружающего мира».
Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому в программах 5–7 классов строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого. Идейным стержнем программы 8-го класса является рассмотрение роли основных функциональных систем в поддержании гомеостаза и постоянства внутренней среды организма. Основной идеей программы 9-го класса служит регуляция жизненных процессов как основа устойчивого существования и развития, показанная на всех уровнях организации живого.
Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения предмета в основной средней школе. В программе 5–7-го классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов. В программе 8-го класса показано историческое становление основных структур и функций человеческого тела. В 9-м классе исторический подход последовательно проведен не только в эволюционных, но и в экологических разделах курса.
Экосистемный подход. По нашему мнению, среднее биологическое образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на решение более практических задач, стоящих перед человечеством. В программе 9-го класс показана взаимообусловленность компонентов природных комплексов, в программе 5-го классов – роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах, в программе 8-го класса – роль условий жизни человека в поддержании его работоспособности и здоровья.
Сравнительный метод (теория классификаций). Систематический анализ этого основного научного метода, без применения которого нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода, потерялся в системе среднего и высшего образования. Мы считаем необходимым приступить к реабилитации основного научного метода и введения его основ в школьную программу. Наиболее последовательное и полное развитие сравнительный метод получил в биологии. Поэтому в программу 5 и 7 классов введены разделы, посвященные сравнительному методу.
Цели и задачи обучения.
- формировать представления о признаках живых организмов различных царств живой природы.
- способствовать приобретению опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов с использованием биологических приборов и экспериментов;
- формировать представления о значении биологических наук в современном обществе посредством знакомства с ролью биологических знаний в различных сферах деятельности человека;
- формировать умения владения приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (текста, табличных данных, схем и т.д);
- формировать основы экологической грамотности: соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- формировать умения проектной и исследовательской деятельности через различные варианты разработанных проектных заданий и лабораторных работ;
Кроме того, учебный предмет «Биология» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Планируемые результаты изучения курса биологии. Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно- познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. В структуре планируемых результатов выделяются: ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов; планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; -применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать - биологические объекты и процессы; - использовать составляющие исследовате- льской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, -классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); -ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источ ников; - последствия деятельности человека в природе | - соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; - использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; - выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; - выделять эстетические достоинства объектов живой природы; - осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое созна- ние, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); - находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую; - выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отноше- нию к живой природе. |
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5–6 классы
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
7–9 классы
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по предложен-
ному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
7–9-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9-й классы
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
6-й класс
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
– определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
– объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
7-й класс
– определять роль в природе изученных групп животных.
– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с
предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;
– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение.
– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);
Содержание учебного предмета «Биология»
«БИОЛОГИЯ-НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ»
5-й класс 35 ч.
Часть 1. Биология - наука о живом мире (8 ч.)
Биология – наука о живом. Причины многообразия организмов: различная роль в круговороте веществ, различия среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения.
Живой организм и его свойства: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, приспособленность.
Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений.
Экосистема – единство живых организмов разных «профессий» и неживой природы. Производители, потребители и разрушители, особенности их обмена веществ. Круговорот веществ в экосистеме и его роль в поддержании постоянства условий.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие ядра в клетке. Безъядерные и ядерные организмы. Тип питания: автотрофы и гетеротрофы. Сравнительная характеристика царств растений, грибов и животных.
Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии в его обосновании. Гармония человека и природы: эстетический аспект.
Наблюдение – начало всякого изучения. Факт. Сравнение и его роль в оценке воспроизводимости результатов. Эксперимент – важнейший способ проверки гипотез и создания теорий. Приборы и инструменты и их роль в науке. Измерение.
Лабораторные работы: Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток листьев .
Часть 2. Многообразие живых организмов.(10 ч.)
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы: растения, грибы, животные.
Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).
Многообразие и значение грибов. Их роль в природе и в жизни человека. Строение, жизнедеятельность грибов. Размножение грибов.
Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности.
Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.
Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.
Лабораторные работы: Изучение строения лишайников.
Часть 3. Жизнь организмов на планете земля (8 ч.)
Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Влияние экологических факторов на организмы. Факторы не живой природы, факторы живой природы. Примеры экологических факторов.
Понятие природные зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь.
Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Часть 4. Человек на планете Земля (9 ч.)
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Орудия труда человека разумного. Биологические особенности современного человека.
Деятельность человека в природе и наши дни . Особенности поведения человека. Речь. Мыщление.
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Изменение человеком окружающей среды.
Причины исчезновения многих видов животных и растений.
Проявление современным человеком заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга.
6-й КЛАСС 35 ч
«БИОЛОГИЯ - НАУКА О РАСТЕНИЯХ»
Часть 1. Наука о растения (5 ч.)
Растение – клеточный организм. Клетка - основная структурная единица организма растения. Отличительные признаки растительных клеток.
Понятие о ткани растений.
Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей
Часть 2. Органы растений ( 9 ч.)
Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков
Корень, его строение, формирование и функции . Почва и ее роль в жизни растения. Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Лист, его строение и функции. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян.
Часть 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч.)
Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление.
Роль удобрений в жизни растений. Значение вегетативного размножения для растений. Типы прививок.
Влияние экологических факторов на растения.
Часть 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч.)
Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение на примере растений своей местности. Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в своей местности. Значение цветковых растений в жизни человека.
Часть 5. Природные сообщества (4 ч.)
Растительное сообщество. Основные жизненные формы растений (дерево, кустарник, травянистое растение). Взаимосвязь растений друг с другом и с другими живыми организмами. Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений в них. Значение сообществ в жизни человека. Охрана растений.
Представители живого мира: населяющих природные сообщества. Различие природных сообществ. Строение природных сообществ.
7 КЛАСС 70 ч
«БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ЖИВОТНЫЕ»
Часть 1. Кто такие животные (7 ч.)
Сравнительный метод (3 ч.)
Цель науки – предсказание на основе опыта. Сравнительный метод. Сравнение по существенным и соответственным признакам. Гомология – существенное сходство, унаследованное от предков. Признаки гомологии органов: сходный набор частей, сходное положение органа среди других, наличие промежуточных форм. Аналогия – поверхностное сходство, не связанное с общностью происхождения.
Систематика. Искусственная и естественная системы. Систематическая группа. План строения – комплекс органов с их взаимосвязями, свойственных организмам определенной систематической группы. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство.
Отличия животных от других организмов (4 ч.)
Строение клеток. Преимущество ядерных организмов – защита наследственного материала от процесса обмена веществ в клетке. Разделение труда между органоидами. План строения животной клетки. Автотрофный, гетеротрофный и осмотрофный способы питания.
Существенные признаки, объединяющие всех животных, отличающие их от других групп организмов (наличие пищеварения, подвижность, чувствительность, активный обмен веществ). Исключения из правила.
Характерные свойства доядерных, растений, грибов и лишайников. Комбинации признаков, отличающих животных от других групп (способы питания, движения, поведение, роль в экосистеме).
Часть 2. Простейшие (4 ч.)
План строения простейших. Жизнедеятельность простейших на примере амебы и инфузории-туфельки. Примеры многообразия простейших. Вода – среда активной жизни простейших.
Понятие о жизненном цикле. Жизненные циклы простейших (амеба, эвглена, грегарина, инфузория, малярийный плазмодий).
Роль простейших в биосфере и жизни человека. Роль фораминифер и радиолярий в образовании осадочных пород; роль паразитических простейших в регуляции численности позвоночных; болезни человека, вызываемые простейшими (на примере малярийного плазмодия). Представление о природных очагах инфекционных заболеваний.
Лабораторные работы: Наблюдение инфузорий.
Часть 3. Низшие многоклеточные (8 ч.)
Преимущества и недостатки многоклеточности. Разделение труда между клетками и взаимозависимость клеток разных типов. Координация функций клеток. Губки. Регенерация низших многоклеточных.
Кишечнополостные – настоящие многоклеточные животные. Двухслойное строение и появление настоящих тканей. Возникновение кишечной полости и полостного пищеварения. Нервная система. Полип и медуза – жизненные формы. Жизнедеятельность и жизненные циклы гидроидных и сцифоидных кишечнополостных, коралловых полипов. Чередование поколений. Теория происхождения коралловых островов Ч. Дарвина.
Особенности размножения и жизненный цикл кишечнополостных. Многообразие кишечнополостных.
Плоские черви – ползающие животные. Появление кожномускульного мешка, мезодермы, выделительной системы. Жизнедеятельность и жизненные циклы свободноживущего и паразитических плоских червей. Приспособления к паразитизму. Жизнедеятельность и жизненные циклы сосальщиков и ленточных червей. Меры профилактики заражения.
Круглые черви. Биологический прогресс на примере круглых червей. Первичная полость тела круглых червей. Сквозной кишечник. Жизнедеятельность и жизненные циклы круглых червей. Паразитические черви и борьба с очагами вызываемых ими болезней.
Часть 4. Высшие многоклеточные (45 ч.)
Членистые и моллюски (15 ч.)
План строения кольчатого червя. Вторичная полость тела (целом). Роль вторичной полости тела в жизни высших многоклеточных. Сегментация и причины ее возникновения. Возникновение кровеносной системы и примитивных конечностей (параподиев).
Тип кольчатые черви. Жизненные циклы. Раздельнополые и гермафродитные кольчатые черви. Типы жизненных форм: подвижные (ползающие, плавающие), роющие, сидячие. Нереида и ее роль в питании морских рыб. Образ жизни дождевых червей и их роль в процессе почвообразования.
Общие черты планов строения моллюсков и членистоногих: появление наружного скелета (его преимущества и недостатки), распад кожно-мускульного мешка, редукция вторичной полости тела, незамкнутая кровеносная система.
План строения моллюсков. Раковина. Возникновение почек. Разбросанно-узловая нервная система. Сравнительный анализ брюхоногих, двустворчатых и головоногих.
План строения членистоногих. Разделение тела на отделы при сохранении сегментации. Хитиновый покров и рост во время линек. Членистые конечности. Разделение функций конечностей. Сравнительный анализ ракообразных, паукообразных и насекомых.
Тип моллюски. Примеры жизненных форм и жизненных циклов двустворчатых моллюсков; брюхоногих (морские моллюски, прудовик, виноградная улитка, слизень). Роль моллюсков в жизни человека (промысел и разведение съедобных моллюсков, добыча жемчуга и разведение жемчужниц, разрушение деревянных построек, повреждение урожая).
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (планктонные рачки, криль, краб, дафнии и циклопы, речной рак). Роль ракообразных в жизни человека и питании промысловых животных.
Тип членистоногие. Класс паукообразные. Приспособления к жизни на суше. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (паук, клещ). Паутина: ловчие сети, убежище, кокон и парашют. Роль паукообразных в жизни человека (пауки-мухоловы, ядовитые пауки, клещи – переносчики клещевого энцефалита, возбудители чесоток).
Тип членистоногие. Класс насекомые. Приспособления к жизни на суше. Строение ротовых аппаратов. Полет насекомых. Окраска насекомых. Насекомые с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых. Жизненные формы насекомых (фитофаги, хищники, паразиты, сапрофаги) на примере представителей отрядов прямокрылых, перепончатокрылых, жуков, двукрылых, чешуекрылых. Общественные насекомые (пчелы, осы, муравьи). Роль насекомых в жизни биосферы и человека. Насекомые-опылители. Насекомые-фитофаги. Насекомые-вредители. Биологические методы борьбы с вредителями. Насекомые – обитатели квартир (постельный клоп, таракан, фараонов муравей). Регуляция численности насекомых. Нарушение природных и создание антропогенных сообществ как причина появления вредителей.
Лабораторные работы: Наблюдение за дождевыми червями. Наблюдение за моллюсками. Наблюдение за дафниями и циклопами. Внешний вид насекомого.
Тип хордовые (30 ч.)
План строения и жизненные циклы низших хордовых. Закон зародышевого сходства и биогенетический закон и их роль в объяснении происхождения позвоночных животных.
Позвоночные животные. Позвоночник – внутренний скелет. Бесчелюстные – первые позвоночные. Надкласс рыбы. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Как рыба плавает? Непарные и парные плавники, их пассивная (рули глубины) и активная функции. Покровы рыб. Возникновение челюстей – органов схватывания добычи. Нервная система и органы чувств. Боковая линия. Двухкамерное сердце. Почки.
Жизненный цикл рыб. Наружное оплодотворение, высокая плодовитость или забота о потомстве. Брачное поведение и брачный наряд. Проходные рыбы.
Многообразие рыб. Класс хрящевые (акулы и скаты). Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Класс костные рыбы. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Жизненные формы лучеперых рыб. Двоякодышащие. Кистеперые рыбы – предки наземных позвоночных.
Особенности экосистемы океана. Промысловое значение рыб. Рыбный промысел и его география. Основные группы промысловых рыб. Перепромысел и загрязнение водоемов – главные причины сокращения рыбных запасов. Пресноводное и морское рыборазведение. Реакклиматизация и акклиматизация рыб. Аквариумное рыбоводство.
Класс земноводные. Важнейшие черты строения, связанные с жизнью на суше. Усиление опорной функции конечностей: неподвижное прикрепление пояса задних конечностей к позвоночнику. Шея, ее биологическая роль и причины отсутствия у рыб. Два круга кровообращения и трехкамерное сердце. Исчезновение механизма дыхания костных рыб. Возникновение легочного и кожного дыхания. Интенсификация кожного дыхания: голая влажная железистая кожа. Органы чувств земноводных.
Размножение и развитие земноводных. Связь размножения с водой. Метаморфоз. Хвостатые и бесхвостые амфибии и их особенности. Характерные земноводные своей местности.
Класс пресмыкающиеся. Первые настоящие наземные позвоночные. Интенсификация легочного дыхания. Практически полное разделение венозного и артериального токов крови даже при трехкамерном сердце и эффективный газообмен. Сухая, лишенная желез кожа. Защитный чешуйчатый покров и характер линьки. Экономный водный обмен. Интенсификация обмена и активизация жизнедеятельности. Особенности использования растительных кормов. Усложнение поведения, органов чувств и центральной нервной системы.
Размножение и развитие рептилий. Прямое развитие (без личинки и метаморфоза). Зародышевые оболочки. Скорлупа или наружные плотные оболочки яиц, препятствующие потере воды и обеспечивающие защиту развивающегося зародыша. Независимость рептилий от водной среды.
Современные отряды (черепахи, ящерицы, змеи и крокодилы) и важнейшие жизненные формы пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в природных сообществах. Характерные пресмыкающиеся своей местности.
Возникновение теплокровности. Экономный обмен веществ у рептилий и расточительный обмен веществ у птиц и млекопитающих.
Класс птицы. Полет. Среда обитания и требования, которые она предъявляет к организации птиц. Оперение и разнообразие его функций. Строение и функции пера. Как птица летает? Облегчение тела. Ограничение на использование зеленых растительных кормов летающими птицами. Интенсивный обмен веществ. Четырехкамерное сердце и его биологическая роль. Шея с головой и челюсти становятся основным манипулирующим органом. Беззубый клюв, зоб и их биологическая роль. Особенности дыхания птиц: легкие и воздушные мешки. Усложнение поведения и центральной нервной системы. Главный орган чувств – зрение.
Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве: крупное яйцо, насиживание и выкармливание, защита птенцов. Выводковые и птенцовые птицы. Брачные инстинкты. Жизненный цикл птицы. Сезонные миграции и их причины. Оседлые и перелетные птицы.
Основные экологические группы птиц: воздушные (козодои, стрижи, колибри и ласточки), наземно-бегающие (страусы, дрофы и журавли), дневные хищники, совы, водно-воздушные (чайки и трубконосые), водно-прибрежные (кулики, пастушки, аистообразные и фламинго), водоплавающие (гусеобразные и пеликаны), ныряющие (гагары, поганки, бакланы, пингвины), наземно-лесные (куриные), древесные (ракшеобразные, кукушки, птицы-носороги, туканы, попугаи, дятлы, голуби, воробьиные). Характерные птицы своей местности.
Роль птиц в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи птицы и рациональное использование их ресурсов. Охрана птиц и привлечение насекомоядных птиц. Домашние птицы.
Класс млекопитающие. Интенсификация обмена веществ. Волосяной покров и разнообразие его функций. Вторичное небо, сложная жевательная поверхность щечных зубов, дифференцировка зубной системы и обработка пищи во рту. Четырехкамерное сердце. Развитие центральной нервной системы и органов чувств. Происхождение млекопитающих.
Размножение и развитие у однопроходных, сумчатых и плацентарных. Забота о потомстве: утробное развитие, выкармливание детенышей молоком, обучение.
Основные экологические группы сумчатых, плотоядных (хищные и насекомоядные), рукокрылых, копытных (хоботные, непарно- и парнокопытные), мелких растительноядных (зайцеобразные и грызуны), приматов и морских млекопитающих (китообразные и ластоногие). Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи звери и рациональное использование их ресурсов. Охрана зверей. Домашние звери, разнообразие и происхождение их пород. Характерные млекопитающие своей местности.
Лабораторные работы: Скелет и покровы рыб. Потери тепла через поверхность. Скелет и покровы птиц.Зубная система и мех зверей.
Заключение (1 ч.)
Животные – самый яркий пример биологического прогресса. Самое разнообразное царство живых организмов. Широкое распространение животных. Разнообразие типов животных и разнообразие в типе. Сложные и простые животные. Самые сложные: формы поведения, общественная жизнь, размножение, жизненные циклы, формы заботы о потомстве. Венец эволюции животных – человек.
8-й КЛАСС 70 ч
«БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК»
Введение (2 ч.)
Человек – биосоциальное существо. Систематическое положение человека. Человек – животное (гетеротроф, питание с помощью рта, подвижность), позвоночное и млекопитающее.
Часть 1. Общий обзор организма человека (5 ч.)
Основные функции организма: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, раздражимость, барьерная. Система органов осуществляет одну основную функцию. Орган – звено в выполнении этой функции. Основные системы органов (пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, репродуктивная, органы чувств, нервная, кожа), их состав и взаимное расположение.
Орган и ткань. Типы тканей: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная, репродуктивная.
Клетка и ее строение. Основные органеллы клетки и их функции. Тканевая жидкость – среда клеток организма.
Лабораторные работы: Знакомство с препаратами клеток и тканей.
Часть 2. Опорно-двигательная система (8 ч.)
Опора, движение и защита. Состав и строение опорно-двигательного аппарата. Важнейшие отделы скелета человека. Функции скелета. Рост скелета. Типы соединения костей. Суставы. Хрящевая ткань суставов. Влияние окружающей среды и образа жизни на образование и развитие скелета. Переломы и вывихи.
Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Статическая и динамическая нагрузки мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха. Сухожилия. Растяжение связок.
Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, переломах и вывихах. Значение физического воспитания и труда для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Кровоснабжение мышц и костей. Роль нервной системы в управлении движением.
Лабораторные работы: Определение при внешнем осмотре местоположения костей на теле.
Часть3. Кровь кровообращение (9 ч.)
Кровь и кровеносная система. Кровь – соединительная ткань. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма. Функции крови: транспортная, газообменная, защитная, поддержание постоянной температуры тела, информационная. Группы крови: АВО; резус-фактор. Переливание крови. Постоянство состава крови. Болезни крови. Анализ крови и диагностика заболеваний. Свертывание крови. Воспалительная реакция.
Строение и функции кровеносной системы. Сердце и его главная функция. Влияние интенсивности работы организма и внешних воздействий на работу сердца. Сосуды: артерии и вены. Капилляры. Артериальная и венозная кровь. Большой и малый круги кровообращения. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа венозной кровью в легких. Всасывание питательных веществ и поглощение кислорода тканями организма из артериальной крови. Проникновение крови из артериального русла в венозное через полупроницаемые стенки капилляров. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Лимфа и ее свойства. Лимфатическая система. Тканевая жидкость.
Лабораторные работы: Рассмотрение препарата мазка крови. Измерение пульса до и после нагрузки.
Часть 4. Дыхание (5 ч.)
Биологическое значение дыхания. Воздухоносные пути и легкие, их строение и функции. Механизм вдоха и выдоха, роль диафрагмы, межреберной мускулатуры и грудной клетки в этом процессе. Жизненная емкость легких. Роль нервной и эндокринной систем в регуляции дыхания. Защита органов дыхания. Механизм газообмена в легких. Перенос кислорода и углекислого газа кровью. Клеточное дыхание.
Гигиена органов дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Вредное влияние курения.
Лабораторные работы: Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, расчет жизненной емкости легких
Часть 5. Пищеварение (7 ч.)
Строение и функции пищеварительной системы. Ротовая полость и первичная обработка пищи. Желудочно-кишечный тракт и пищеварение. Биологический смысл переваривания пищи. Всасывание питательных веществ в кровь. Внутриклеточное пищеварение. Окисление органических веществ и получение энергии в клетке. АТФ. Белки, жиры и углеводы пищи – источник элементарных «строительных блоков». Единство элементарных строительных блоков всего живого в биосфере.
Рациональное питание. Состав пищи. Витамины. Энергетическая и пищевая ценность различных продуктов. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них.
Часть 6. Обмен веществ (3 ч.)
Обмен веществ на уровне организма и клеток. Пластический и энергетический обмен и их взаимосвязь. Преобразование глюкозы, аминокислот и жиров в организме.
Часть 7. Выделение (2 ч.)
Удаление твердых, жидких и газообразных веществ из организма (кишечник, выделительная система, кожа, легкие). Биологическое значение выделения продуктов обмена веществ.
Роль крови в выведении конечных продуктов обмена веществ клеток. Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеванийбольших полушарий.
Часть 8. Кожа (4 ч.)
Барьерная функция организма. Роль кожи в ее обеспечении. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при ожогах и обморожении.
Часть 9. Эндокринная система (2 ч.)
Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах и путях их транспортировки к клеткам и тканям. Механизм воздействия гормонов. Специфическая реакция клеток и тканей организма на воздействие гормонов. Роль нервной системы в регуляции желез внутренней секреции.
Гипофиз и его роль в поддержании целостной работы организма. Щитовидная, паращитовидная и поджелудочная железа, их роль в поддержании целостной работы организма. Заболевания, вызванные нарушением функций щитовидной и поджелудочной железы. Условия возникновения сахарного диабета. Надпочечники, их роль в поддержании целостной работы организма. Внутрисекреторная функция половых желез. Вторичные половые признаки.
Часть 10. Нервная система (5 ч.)
Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма. Понятие о рефлексе. Центральная и периферическая нервная система и их роль. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Рефлекторная дуга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов. Кора больших полушарий.
Часть 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч.).
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор, его функционирование и значение. Ведущее значение зрения в получении информации об окружающей среде. Строение глаза и зрение. Основные нарушения и заболевания глаза. Слуховой анализатор, его функционирование и значение. Ухо и слух. Строение и функции уха. Болезни органов слуха. Обонятельный анализатор, его функционирование и значение. Строение и функции органов обоняния. Вкусовой анализатор. Язык и чувство вкуса. Органы равновесия, их расположение и значение. Осязание. Гигиена органов чувств.
Часть 12. Поведение и психика (7 ч.)
Предмет психологии. Взаимосвязь анатомических, физиологических и психологических особенностей человека и его развития. Взаимосвязь биологических и социальных факторов развития. Темперамент и эмоции – проявление взаимосвязи психологического и физиологического в человеке.
Темперамент. Основные типы темперамента как основа одной из типологий личности.
Эмоции и эмоциональное состояние (настроение, аффект, стресс, депрессия). Тревожность как эмоциональное состояние и как характеристика личности. Позитивные и негативные стороны тревожности. Внешнее выражение эмоций.
Способы выхода из отрицательных эмоциональных состояний. Аутотренинг.
Мужской и женский тип поведения как проявление взаимосвязи биологического и социального в человеке. Нераскрытые возможности человека.
Часть 13. Индивидуальное развитие организма (7 ч.)
Воспроизведение и индивидуальное развитие. Биологический смысл размножения. Причины естественной смерти.
Биологический смысл перекрестного размножения. Первичные половые признаки.
Половая система, ее строение и функции. Оплодотворение. Индивидуальное развитие. Эмбриональное развитие человека. Развитие человека после рождения. Половые и возрастные особенности Влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство.
Женщины и мужчины. Биологический смысл вторично-половых признаков и поведения.
Здоровье: «постоянство внутренней среды есть условие свободной и независимой жизни». Принцип слабого звена. Причины возникновения болезней – нарушение внутренней среды на уровне целого организма, органа, клетки. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Нарушение постоянства внутренней среды человека как следствие химического, бактериального и вирусного отравления, радиоактивного загрязнения. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, электрошоке. Аллергические и онкологические заболевания человека. Вредное влияние курения, алкоголя и употребления наркотиков. Общественная роль здорового образа жизни.
Высшая нервная деятельность. Учение о высшей нервной деятельности И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Безусловные и условные рефлексы и их значение. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание как функция мозга. Мышление. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Биологическое и социальное в поведении человека. Гигиена умственного труда.
Познание окружающего мира. Ощущения. Анализ восприятий.
Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Гигиена сна. Режим дня и здоровый образ жизни.
Лабораторные работы: Проверьте свою память. Обнаружение «слепого пятна». Зрачковый рефлекс.
9-й КЛАСС ( 68ч.)
«БИОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»
Введение в основы общей биологии (3 ч)
Биология – наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Часть 1. Основы изучения о клетке (11 ч.).
Клеточная теория. Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных (рисунки). Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке.
Химический состав живых организмов. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды: жиры и масла) и их основные функции в организме.
Биосинтез белка как регулируемый процесс. Программное обеспечение: роль генов. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка).
Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Поступление энергии в клетку из внешнего источника (энергия солнца) и синтез первичных органических соединений из неорганических веществ. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Хемосинтез. Обмен веществ в клетке. Мембрана – универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз.
Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов.
Лабораторная работа: «Сравнение растительной и животной клеток»
Часть 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (7 )
Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка.
Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Жизненные циклы: личинка и взрослый организм, метаморфоз, смена поколений. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов.
Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Биологический смысл дробления и эквипотенциального деления клеток. Избыточная генетическая информация каждой клетки – предпосылка регуляции ее функций в процессе развития организма: возможность регенерации, изменение функций клетки в процессе ее дифференциации.
Вегетативное размножение.
Лабораторная работа:Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
Часть 3. Основы учения о наследственности и изменчивости (12 ч)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков И.-Г. Менделя. Правило доминирования и исключения из него. Правило независимого расщепления признаков. Принцип чистоты гамет. Генотип и фенотип. Взаимодействие генов.
Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности. Закон линейного расположения генов в хромосоме: сцепленное наследование и кроссинговер.
Примеры изменчивости. Норма реакции: наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Главное обобщение классической генетики: наследуются не признаки, а нормы реагирования. Регуляторная природа реализации наследственной информации в ходе онтогенеза.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы, их значение.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторная работа: Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях
Часть 4. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов ( 5 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Часть 5. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)
Происхождение жизни на Земле. Клеточная форма организации жизни. Происхождение эукариот. Возникновение многоклеточных. Скелетная революция. Выход многоклеточных на сушу. Наземные позвоночные – как сообщество сборщиков урожая. Человек – плоть от плоти наземных позвоночных. Экологическая роль человека в биосфере – суперпотребитель всевозможных ресурсов, включая минеральные.
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемаягетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.
Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Часть 6. Учение об эволюции ( 8 ч )
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Движущие силы и результаты эволюции. Формирование приспособлений к среде обитания. Относительный характер приспособленности.
Система органического мира. Свидетельства об эволюции из области систематики,
Лабораторная работа: Изучение изменчивости у организмов.
. Часть 7. Происхождение человека (антропогенез) (5 ч )
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди,
Основные этапы происхождения человека: австралопитеки, архантропы, палеантропы, неантропы. Выход человекообразных обезьян в открытый ландшафт. Пространственная экстраполяция – источник разума и орудийной деятельности. Полуденный хищник. От стада к коллективу. Речь и вторая сигнальная система как средство управления коллективом. Освоение огня. Большой коллектив и охота на крупных млекопитающих. Возникновение искусства и религии.
Часть 8. Основы экологии (12 ч)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.
Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность, субстрат), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Роль внешних и внутренних факторов в регуляции проявления индивидуальных адаптаций: сезонные наряды, линька, сезонный цикл жизни, сезон размножения. Особенности жизни в водной, наземно-воздушной, почвенной средах. Организм как среда обитания. Понятие об экологической нише и жизненной форме.
Современный экологический кризис и активный ответ биосферы. Проблемы загрязнения, исчерпания ресурсов и разорения земель, вымирания ключевых звеньев биосферного круговорота, перенаселения, голода.
Как предотвратить дальнейшее развитие экологического кризиса. Два пути человечества (самоограничение или поиски путей устойчивого развития). Необходимость объединения усилий всего человечества в решении проблем экологического кризиса.
Роль биологии в жизни людей. Осознание исключительной роли жизни на Земле в создании и поддержании благоприятных условий жизни человечества. Роль экологических и биосферных знаний в установлении пределов безопасной активности людей. Роль медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии в решении проблем, стоящих перед человечеством.
Лабораторная работа: Приспособленность организмов к среде обитания
Тематическое планирование.
4.1. Тематическое планирование учебного предмета «Биология» . 5 класс, 35 часов.
№ | Раздел | ч | Контрольные, проверочные работы |
1 | Биология-наука о живом мире | 8 | Проверочная работа №1 Лабораторная работа №1 |
2 | Многообразие живых организмов | 10 | Проверочная работа №2 Лабораторная работа №2 |
3 | Жизнь организмов на планете земля | 8 | Проверочная работа №3 |
4 | Человек на планете Земля. | 9 | Проверочная работа №4 Итоговая контрольная работа №1 |
5 | ИТОГО | 35 | |
4.2. Тематическое планирование учебного предмета «Биология». 6 класс,35 часов
№ | Раздел | ч | Контрольные, проверочные работы |
1 | Наука о растениях | 5 | Контрольная работа №1. |
2 | Органы растений | 9 | Контрольная работа №2. |
3 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 | Проверочная работа №1 |
4 | Многообразие и развитие растительного мира | 11 | Проверочная работа №2 |
5 | Природные сообщества | 4 | Итоговая контрольная работа №1 |
| ИТОГО | 35 | |
Тематическое планирование учебного предмета «Биология». 7 класс, 70 часов
№ п\п | Название раздела | Ч | Лаборатор-ные работы |
1. | Общие сведения о многообразии животных и их жизни | 6 | |
2. | Простейшие | 4 | Лабораторных-1 |
3. | Подцарств Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 3 | |
4. | Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви | 6 | Лабораторных-2 |
5. | Тип Моллюски | 4 | Лабораторных-2 |
6. | Тип Членистоногие | 8 | Лабораторных-2 |
| Тип Хордовые | 35 | |
7. | Подтип Бесчерепные | 1 | |
8. | Подтип Черепные. Рыбы. | 7 | Лабораторных-2 |
9. | Класс Земноводные. | 4 | Лабораторных-2 |
10. | Класс Пресмыкающиеся. | 2 | Лабораторных-1 |
11. | Класс Птицы. | 9 | Лабораторных-3 |
12. | Класс Млекопитающие. | 12 | Лабораторных-1 |
13. | Развитие животного мира на Земле | 2 | |
| ИТОГО | 70 | |
.Тематическое планирование учебного предмета «Биология». 8 класс, 70 часов
№ | Раздел | ч | Контрольные, проверочные работы, лабораторные. |
1 | Организм человека. Общий обзор. | 6 | Проверочная работа №1 |
2 | Нервная система. | 4 | Проверочная работа №2 Лабораторная работа№1 |
3 | Эндокринная система. | 3 | Лабораторная работа№2 |
4 | Опорно-двигательная система. | 10 | Проверочная работа №3 |
5 | Кровь и кровообращение. | 9 | Проверочная работа №4 |
6 | Дыхательная система. | 5 | Проверочная работа №5 Лабораторная работа№3 |
7 | Пищеварительная система. | 7 | Проверочная работа №6 |
8 | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 4 | Проверочная работа №7 |
9 | Мочевыделительная система. | 2 | Проверочная работа №8 |
10 | Кожа. | 2 | |
11 | Органы чувств. Анализаторы. | 5 | Проверочная работа №9 |
12 | Поведение и психика. | 5 | Проверочная работа №10 |
13 | Индивидуальное развитие человека. | 4 | Проверочная работа №11 Лабораторная работа№4 |
14 | Повторение, итоговое тестирование, резерв рабочего времени | 4 | Контрольная работа |
| Итого | 70 | |
Тематическое планирование учебного предмета «Биология». 9 класс, 68часов
№ | Раздел | ч | Контрольные, проверочные работы, лабораторные |
1 | Введение в основы общей биологии | 3 | |
2 | Основы изучения о клетке | 11 | Проверочная работа №1 Лабораторная работа№1 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогеноз) | 7 | Контрольная работа №1 Лабораторная работа№2 |
4 | Основы изучения о наследственности и изменчивости | 12 | Проверочная работа №2 Лабораторная работа№3 |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 5 | Контрольная работа №4 |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | Контрольная работа № 5 Итоговая контрольная работа |
7 | Учение об эволюции | 8 | Контрольная работа № 5 Лабораторная работа№4 |
8 | Происхождение человека | 5 | Проверочная работа №3 |
9 | Основ экологии | | Лабораторная работа№5 Итоговая контрольная работа |
| ИТОГО | 68 | |
Приложение 1
к рабочей программе по биологии 5-9 классы
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
Учебник: Биология Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. 5 класс.Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Биология как наука | 9 |
1 | Введение наука о живой природе. | 1 |
2 | Свойства живого. | 1 |
3 | Методы изучения живых организмов: | 1 |
4 | Увеличительные приборы. | 1 |
5 | Строение клетки. | 1 |
6 | Ткани. | 1 |
7 | Химический состав клетки. | 1 |
8 | Процессы жизнедеятельности клетки. | 1 |
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология как наука». | 1 |
| Многообразие живых организмов | 10 |
10 | Царства живой природы. Вирусы. | 1 |
11 | Бактерии. | 1 |
12 | Значение бактерий. | 1 |
13 | Растения. | 1 |
14 | Животные. | 1 |
15 | Грибы. | 1 |
16 | Многообразие и значение грибов. | 1 |
17 | Лишайники. | 1 |
18 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | 1 |
19 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов». | 1 |
| Жизнь организмов на планете Земля | 8 |
20 | Среды жизни планеты Земля. | 1 |
21 | Экологические факторы среды. | 1 |
22 | Приспособления организмов к жизни в природе | 1 |
23 | Природные сообщества. | 1 |
24 | Природные зоны России. | 1 |
25 | Жизнь организмов на разных материках. | 1 |
26 | Жизнь организмов в морях и океанах. | 1 |
27 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля». | 1 |
| Жизнь организмов на планете Земля | 8 |
28 | Как появился человек на Земле. | 1 |
29 | Как человек изменял природу. | 1 |
30 | Важность охраны живого мира планеты. | 1 |
31 | Сохраним богатство живого мира. | 1 |
32 | Экскурсия «Влияние человека на природу» | 1 |
33 | Повторение пройденного курса по темам. | 1 |
34 | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 |
35 | Летнее задание. | 1 |
Приложение 2
к рабочей программе по биологии 5-9 классы
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс
Учебник: Биология Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс).Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Наука о растения 4часа | 4 |
1 | Царство Растения. | 1 |
2 | Многообразие жизненных форм растений. | 1 |
3 | Клеточное строение растений. | 1 |
4 | Ткани растений. Подведём итоги. | 1 |
| Органы растений 8 часов | 8 |
5 | Семя его строение и значение. | 1 |
6 | Условия прорастания семян. | 1 |
7 | Корень его строение и значение. | 1 |
8 | Побег его строение и развитие. | 1 |
9 | Лист его строение и значение. | 1 |
10 | Стебель его строение и значение. | 1 |
11 | Цветок его строение и значение. | 1 |
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов. Подведём итоги. | 1 |
| Основные процессы жизнедеятельности растений 6часов | 6 |
13 | Минеральное питание растений и значение воды. | 1 |
14 | Воздушное питание растений – фотосинтез. | 1 |
15 | Дыхание и обмен веществ у растений. | 1 |
16 | Размножение и оплодотворение у растений. | 1 |
17 | Вегетативное размножение растений и его человеком. | 1 |
18 | Рост и развитие растений. Подведём итоги. | 1 |
| Многообразие и развитие растительного мира. 11часов | 11 |
19 | Систематика растений, её значение для ботаники. | 1 |
20 | Водоросли, их разнообразие и значение в природе. | 1 |
21 | Отдел Моховидные. | 1 |
22 | Плауны. Хвощи. Папоротники. | 1 |
23 | Отдел Голосеменные. | 1 |
24 | Отдел Покрытосеменные. | 1 |
25 | Семейства класса Двудольные. | 1 |
26 | Семейства класса Однодольные. | 1 |
27 | Историческое развитие растительного мира. | 1 |
28 | Разнообразие и происхождение культурных растений. | 1 |
29 | Дары нового и старого света. | 1 |
| Природные сообщества 6 часов | 6 |
30 | Понятие о природном сообществе. | 1 |
31 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. | 1 |
32 | Смена природных сообществ и её причины. | 1 |
33 | Повторение пройденного курса по темам. | 1 |
34 | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 |
35 | Летнее задание. | 1 |
Приложение 3
к рабочей программе по биологии 5-9 классы
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс.
Учебник: Биология Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. 7 класс.Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».
N урока | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч). |
1 | Зоология-наука о животных. | 1 |
2 | Животные и окружающая среда. | 1 |
3 | Систематика животных. | 1 |
4 | Влияние человека на животных. | 1 |
5 | Краткая история развития зоологии. | 1 |
Раздел 2. Строение тела животных (2 часа) |
6 | Клетка | 1 |
7 | Ткани, органы и системы органов. | 1 |
Раздел 3. Подцарство Простейшие (5 часов). |
8 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. | 1 |
9 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | 1 |
10 | Тип Инфузории. | 1 |
11 | Значение Простейших. | 1 |
12 | Подведем итоги по теме «Подцарство Простейшие» | 1 |
Раздел 4. Тип Кишечнополостные (2 часа). |
13 | Тип Кишечнополостные. | 1 |
14 | Разнообразие кишечнополостных. | 1 |
Раздел 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов). |
15 | Тип Плоские черви. | 1 |
16 | Класс Сосальщики | 1 |
17 | Класс Нематоды. | 1 |
18 | Класс Многощетинковые черви. | 1 |
19 | Класс Малощетинковые черви. | 1 |
20 | Подведем итоги по теме «Тип Кишечнополостные. Черви. | 1 |
Раздел 6. Тип Моллюски (5 часов) |
21 | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 |
22 | Класс Брюхоногие моллюски. | 1 |
23 | Класс Двустворчатые моллюски. | 1 |
24 | Класс Головоногие моллюски. | 1 |
25 | Обобщение по теме «Тип Моллюски» | 1 |
Раздел 7. Тип Членистоногие (7 часов) |
26 | Класс Ракообразные. | 1 |
27 | Класс Паукообразные. | 1 |
28 | Класс Насекомые. | 1 |
29 | Типы развития и многообразие насекомых. | 1 |
30 | Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 |
31 | Насекомые - вредители | 1 |
32 | Обобщение и систематизация по теме: «Тип Членистоногие» | 1 |
Раздел 8. Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы (7 часов). |
33 | Тип Хордовые. Примитивные формы. | 1 |
34 | Надкласс Рыбы. | 1 |
35 | Внутреннее строение рыб | 1 |
36 | Особенности размножения рыб. | 1 |
37 | Основные систематические группы рыб. | 1 |
38 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. | 1 |
39 | Обобщение по теме «Надкласс рыбы» | 1 |
Раздел 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа). |
40 | Среда обитания и строение тела земноводных | 1 |
41 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных. | 1 |
42 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | 1 |
43 | Разнообразие и значение земноводных. | 1 |
Раздел 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов) |
44 | Общая характеристика пресмыкающихся. | 1 |
45 | Внутреннее строение пресмыкающихся. | 1 |
46 | Разнообразие пресмыкающихся. | 1 |
47 | Значение пресмыкающихся, их происхождение. | 1 |
48 | Обобщение по теме «Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся». | 1 |
Раздел 11. Класс Птицы (8 часов). |
49 | Внешнее строение птиц. | 1 |
50 | Опорно-двигательная система птиц. | 1 |
51 | Внутреннее строение птиц. | 1 |
52 | Размножение и развитие птиц. | 1 |
53 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | 1 |
54 | Разнообразие птиц. | 1 |
55 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | 1 |
56 | Обобщение по теме «Класс Птицы» | 1 |
Раздел 12. Класс Млекопитающие, или звери (10 часов). |
57 | Внешнее строение Млекопитающих. | 1 |
58 | Внутреннее строение млекопитающих. | 1 |
59 | Размножение и развитие млекопитающих. | 1 |
60 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | 1 |
61 | Высшие, или плацентарные, звери | 1 |
62 | Высшие, или плацентарные, звери: | 1 |
63 | Высшие, или плацентарные, звери: | 1 |
64 | Экологические группы млекопитающих. | 1 |
65 | Значение млекопитающих для человека | 1 |
66 | Обобщение по теме «Класс Млекопитающие». | 1 |
Раздел 13. Развитие животного мира на Земле (2 часа). |
67 | Учение Ч. Дарвина. | 1 |
68 | Развитие животного мира на Земле. | 1 |
69 | Повторение | 1 |
70 | Итоговая контрольная работа | 1 |
Приложение 4
к рабочей программе по биологии 5-9 классы
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс.
Учебник: Биология Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».
№ п/п | Тема Количество часов | Кол-во часов |
| |
| |
Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч) | |
1 | Науки, изучающие организм человека. | 1 |
2 | Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки | 1 |
3 | Ткани организма человека | 1 |
4 | Регуляция работы внутренних органов. | 1 |
5 | Обобщение по теме «Общий обзор организма человека» | 1 |
Тема 2. Опорно-двигательная система (8 ч) | |
6 | Строение, состав и типы соединения костей | 1 |
7 | Скелет головы и туловища | 1 |
8 | Скелет конечностей | 1 |
9 | Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы | 1 |
10 | Строение, основные типы и группы мышц | 1 |
11 | Работа мышц | 1 |
12 | Нарушение осанки и плоскостопие. | 1 |
13 | Развитие опорно-двигательной системы | 1 |
14 | Обобщение по теме «Опорно-двигательная система» | 1 |
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (8 ч) | |
15 | Значение крови и ее состав | 1 |
16 | Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. | 1 |
17 | Сердце. Круги кровообращения | 1 |
18 | Движение лимфы | 1 |
19 | Движение крови по сосудам. | 1 |
20 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов | 1 |
21 | Заболевания кровеносной системы. | 1 |
22 | Обобщение по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма» | 1 |
Тема 4. Дыхательная система (7 ч) | |
23 | Значение дыхательной системы. Органы дыхания | 1 |
24 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях | 1 |
25 | Дыхательные движения. | 1 |
26 | Регуляция дыхания | 1 |
27 | Заболевания дыхательной системы | 1 |
28 | Первая помощь при повреждениях дыхательных органов | 1 |
29 | Обобщение по теме «Дыхательная система» | 1 |
Тема 5. Пищеварительная система (7 ч) | |
30 | Строение пищеварительной системы | 1 |
31 | Зубы. | 1 |
32 | Пищеварение в ротовой полости и желудке | 1 |
33 | Пищеварение в кишечнике. | 1 |
34 | Регуляция пищеварения. | 1 |
35 | Заболевания органов пищеварения | 1 |
36 | Обобщение по теме «Пищеварительная система» | 1 |
Обмен веществ и энергии (3 ч) | |
37 | Обменные процессы в организме | 1 |
38 | Нормы питания. | 1 |
39 | Витамины | 1 |
Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч) | |
40 | Строение и функции почек | 1 |
41 | Заболевания органов мочевыделения. | 1 |
Тема 8. Кожа (3 ч) | |
42 | Значение кожи и ее строение | 1 |
43 | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. | 1 |
44 | Обобщение и систематизация по темам «Обмен веществ. Кожа» | 1 |
Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч) | |
45 | Железы и роль гормонов в организме | 1 |
46 | Значение, строение и функция нервной системы | 1 |
47 | Автономный отдел нервной системы. | 1 |
48 | Спинной мозг | 1 |
49 | Головной мозг | 1 |
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) | |
50 | Принцип работы органов чувств и анализаторов | 1 |
51 | Орган зрения и зрительный анализатор | 1 |
52 | Заболевания и повреждения органов зрения | 1 |
53 | Органы слуха, равновесия и их анализаторы | 1 |
54 | Органы осязания, обоняния и вкуса. | 1 |
55 | Обобщение по темам «Эндокринная и нервная системы», «Анализаторы» | 1 |
Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 ч) | |
56 | Врождённые формы поведения. | 1 |
57 | Приобретённые формы поведения. | 1 |
58 | Закономерности работы головного мозга | 1 |
59 | Сложная психическая деятельность | 1 |
60 | Психологические особенности личности. | 1 |
61 | Регуляция поведения | 1 |
62 | Режим дня. | 1 |
63 | Вред наркогенных веществ. | 1 |
64 | Обобщение по теме «Поведение человека и ВНД» | 1 |
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч) | |
65 | Половая система человека. | 1 |
66 | Заболевания , передающиеся половым путём | 1 |
67 | Развитие организма человека. | 1 |
68 | Обобщение по теме: Половая система человека» | 1 |
69 | Повторение | 1 |
70 | Итоговый урок | 1 |
Приложение 5
к рабочей программе по биологии 5-9 классы
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс.
Учебник: Биология Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.9 класс.Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Биология-наука о живом мире | |
| Методы биологических исследований | |
| Общие свойства живых организмов | |
| Многообразие жизненных форм живых организмов | |
| Контрольная работа по теме:Общие закономерности живых организмов | |
| Многообразие клеток | |
| Химические вещества в клетке | |
| Строение клетки | |
| Органоиды клетки | |
| Обмен веществ в клетке | |
| Биосинтез белка | |
| Биосинтез углеводов | |
| Обеспечение клеток энергией | |
| Размножение клетки | |
| Контрольная работа по теме: Явления и закономерности на клеточном уровне | |
| Организменная биосистема | |
| Примитивные организмы | |
| Растительный организм и его особенности | |
| Многообразие растений | |
| Царства грибов и лишайников | |
| Животный организм и его особенности | |
| Разнообразие животных | |
| Сравнение человека и животных | |
| Размножение живых организмов | |
| Индивидуальное развитие | |
| Мейоз | |
| Изучение механизма наследственности | |
| Основные закономерности наследования признаков | |
| Закономерности изменчивости | |
| Наследственная изменчивость | |
| Основы селекции | |
| Контрольная работа:Закономерности жизни организмов на Земле | |
| Представление о возникновении жизни на Земле | |
| Современные представления о возникновении жизни на Земле | |
| Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ | |
| Этапы развития жизни на Земле | |
| Идеи развития органического мира в биологии | |
| Учение Ч.Дарвина | |
| Современные представления об эволюции | |
| Вид,его критерии | |
| Видообразование | |
| Макроэволюция | |
| Основные направления эволюции | |
| Эволюционные преобразования | |
| Основные закономерности эволюции | |
| Человек- представитель живого мира | |
| Эволюционное происхождение человека | |
| Этапы эволюции человека | |
| Человеческие расы | |
| Человек- житель биосферы | |
| Контрольная работа: Происхождение и развитие жизни на Земле | |
| Повторение | |
| Контрольная работа по теме: Происхождение и развитие жизни на Земле | |
| Условия жизни на Земле | |
| Общие законы действия факторов среды на организмы | |
| Приспособленность организмов | |
| Биотические связи в природе | |
| Популяции | |
| Функционирование популяций | |
| Сообщества | |
| Развитие и смена биогеоценоза | |
| Экологические проблемы | |
| Экскурсия | |
-65 | Повторение | 2 |
66 | Контрольная работа по теме:Закономерности взаимоотношений организмов и среды | |
67-68 | Подготовка к ГИА | 2 |