
Рабочая программа по биологии 5-7 класс составлена на основе :
Основной образовательной программы ООО МБОУ «Доманичская ООШ», утверждённой приказом №55 от 30.08.2015 (с изменениями и дополнениями, утверждёнными приказом по МБОУ «Доманичская ООШ» от 29.08.2018г. №65).
Примерных программ по учебным предметам (биология) ФГОС второго поколения
Примерной рабочей программы по учебному предмету 5 -9 классы. Авторы В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова,А.М. Шереметьева. Москва «Академкнига\учебник» 2015.
Учебника « Биология 5 класс» В.А. Самкова, Д.И. Рокотова. Москва Академкнига/учебник, 2014.
Учебника « Биология 6 класс» В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова. Москва Академкнига/учебник, 2016.
Учебника « Биология 7 класс» А.М. Шереметьева . Москва Академкнига/учебник, 2017.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 с изменениями от 29 декабря 2014 г. №1644
Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
5. Федерального перечня учебников, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 2018/19 учебный год. Введен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26.01.2017 г. N 15 (с изменениями от 05.06.2017 № 629) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего".
6.Приказа Департамента образовании и науки Брянской области от 27.04.18 г. №4118-04-О «О примерном учебном плане 5 – 9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год»
7.Устава МБОУ «Доманичская ООШ», утверждённым Постановлением администрации Почепского района от 21.12.2015 г. №80, изменениями и дополнениями от 12.10.2017 г. №787 и от 22.03.2018 г. №189.
8. Учебного плана МБОУ «Доманичская ООШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом № 63 от 29 августа 2018 г.
9.Календарного учебного графика МБОУ «Доманичская ООШ», утвержденного приказом №64 от 29 августа 2018 г.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю: 0,5 ч из федерального и 0,5 ч из школьного компонента). На изучение биологии в 6 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю: 1 ч из федерального и 1ч из школьного компонента). На изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю: 1 ч из федерального и 1ч из школьного компонента).
Промежуточная аттестация проводится на основе Положения № 15 «О проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости», утвержденного приказом № 36 от 05.04.16 г.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного индивидуального устного и письменного опроса, тестов, биологических диктантов, оценивания лабораторных и практических работ, проектных и исследовательских работ.
Планируемые результаты изучения курса
Выпускник научиться:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов( приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, при укусах животных; работы с определителями растений, выращиванием и размножением культурных растений и домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные правила и принципы отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы,(признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной форы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного курса
5 класс
Введение 1 ч.
Самое удивительное на планете – это жизнь. Земля – живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности зарождения жизни. Опыт Ф. Реди . Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу 7 ч.
Познание – процесс получения знаний о различных объектах , явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека - постоянный обмен информации с окружающей средой. При помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния. Вкуса и осязания. Ощущение и восприятие – процессы , благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание – система знаний о природе. Биология – дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
Научные методы познания. Наука – один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке – важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования : построение модели исследуемого природного объекта, изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты , необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп, как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Опыт с элодеей (работа в группе)
Измеряем рост (работа в группе).
Тема 2 По ступеням лестницы жизни 13 ч.
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком) Элементы ( компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы – живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления – изменения в биологических системах.
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера – живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
Вид – единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновение видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция – совокупность особей одного вида, обитающий на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм – неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействия экологических факторов. Продолжительность жизни – существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка – наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов6 дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы – особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы
Изучаем кожу (индивидуальная работа)
Тема 3 Жизнь на Земле – явление космическое 5 часов.
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора – о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих – точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в проис2хождении человека. «Космическая гипотеза».
Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек : черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические , биологические и экологические.
Демонстрация
Репродукции картин З. Буриана , изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
Экскурсии
Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 4 Человек и разнообразие жизни на Земле. 4 часа.
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) – разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия : внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая – международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация
Изображения животных, вымерших за последние 200 – 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Программа предусматривает :
практических работ -5;
контрольных работ – 1;
проектов -2.
Темы проектных и исследовательских работ
Создание наглядного пособия. Возможности увеличительных приборов и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью.
Наблюдение за птицами.
Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.
Составление паспорта дерева.
Периодические явления в живой природе.
Экологические проблемы моей малой родины или Азбука экологической культуры.
6 класс
Введение 1 ч.
Тема 1. Общая характеристика живых организмов (14 ч)
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный.
Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Демонстрация
Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.
Лабораторные и практические работы
Признаки живых организмов.
Химический состав растительных организмов.
Строение растительной клетки*.
Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.
Ткани животных организмов.
Чечевички — образования покровной ткани.
Тема 2 Многообразие живых организмов (20 ч)
Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. значение растений в природе и жизни человека.
Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.
Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Демонстрация
Представители разных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.
Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам.
Строение бактерий на примере сенной палочки.
Разнообразие корневых систем цветковых растений.
Особенности строения цветковых и споровых растений.
Строение цветка.
Клубень — видоизмененный побег.
Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок
Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением речного рака
Тема 3 Основные жизненные функции организмов ( 25 ч)
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе.
Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.
Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ
движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения.
Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани.
Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение — целостный организм. животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.
Демонстрация
Изображения органов растений и систем органов животных.
Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы
Питание комнатных растений.
Изучение роли воздуха в прорастании семян.
Чечевички и их роль в дыхании растений.
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Передвижение растворов органических веществ по стеблю.
Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.
Дыхание семян как доказательство обмена веществ.
Передвижение дождевого червя.
Вегетативное размножение растений.
Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки).
Образование и рост корней.
Тема 4 Организмы и окружающая среда ( 10 ч)
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. естественные и искусственные причины смены природных сообществ.
Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги.
Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Программа предусматривает :
практических работ -16;
лабораторных работ – 10;
контрольных работ – 1;
проектов -2.
Темы проектных и исследовательских работ
Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений.
Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений.
Выявление особенностей питания разных животных (на примере домашних животных или обитателей живого уголка в школе).
Исследование «Кто живет в почве?»
5. Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды:
«Как отдохнуть в лесу (на лугу, около реки) и не навредить природе»
«Моя помощь зимующим птицам»
«Природное сообщество родного края» и др.
7 класс
Тема 1. Клеточное строение организмов (5 ч)
Химический состав клеток. Неорганические и органические вещества: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды.
Строение клетки. Доядерные и ядерные организмы. Функции основных органоидов клетки. Особенности строения клеток растений. Ядро, хромосомы.
Жизнедеятельность клеток: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение и др.
Деление клеток как основа роста и развития организма, замены и восстановления отдельных клеток и тканей. Два основных способа деления клеток — митоз и мейоз.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Одноклеточные — организмы, тело которых состоит из одной клетки. Специализация клеток в теле многоклеточного организма. Ткань.
Колонии одноклеточных организмов.
Демонстрация
Строение клеток. Диаграммы, иллюстрирующие химический состав клеток. Наглядные материалы, иллюстрирующие разные виды жизнедеятельности клеток.
Лабораторные и практические работы
Химический состав семян.
Исследование свойств некоторых органических веществ.
Строение растительной клетки.
Клетки мякоти плода помидора.
Тема 2. Многообразие живых организмов.
Царство Бактерии (4 ч)
Строение бактерий. Неподвижные и подвижные формы. Форма бактерий. Жизнедеятельность бактерий. Питание: автотрофные и гетеротрофные бактерии. Размножение бактерий: простое деление. Спорообразование.
Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Образование кислорода. Переработка мертвой органики. Усвоение атмосферного азота. Помощь в питании другим организмам. Образование полезных ископаемых. Бактерии в хозяйственной жизни человека.
Болезнетворные бактерии. Бактерии — возбудители опасных заболеваний. Бактериальные болезни человека: болезни, передающиеся через воздух; желудочно-кишечные болезни. Бактериальные болезни растений.
Демонстрация
Строение бактериальной клетки. Наглядные материалы, иллюстрирующие значение бактерий в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение бактерии сенной палочки.
Изучение бактерии картофельной палочки.
Изучение молочнокислых бактерий.
Тема 3. Многообразие живых организмов.
Царство Грибы (5 ч)
Промежуточное положение грибов между растениями и животными. Сходство грибов с растениями. Сходство грибов с животными. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Особенности строения. Строение шляпочных грибов: мицелий и плодовое тело (ножка и шляпка). Трубчатые и пластинчатые грибы. Размножение грибов. Питание грибов. Грибы-сапротрофы: мукор (белая плесень),дрожжи.
Грибы-паразиты: хлебная ржавчина, фитофтора, трутовики. Грибы-симбионты: грибокорень, или микориза.
Съедобные грибы. Ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Выращивание грибов.
Строение лишайника. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. Размножение лишайников. Многообразие и распространение лишайников. Значение лишайников.
Демонстрация
Схемы строения различных представителей царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Наглядные пособия ≪Съедобные грибы≫, ≪Ядовитые грибы≫
. Схемы строения лишайников. Различные представители группы лишайников.
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Выращивание белой плесени мукора.
Строение дрожжей и плесневого гриба мукора.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 4. Многообразие живых организмов.
Царство Растения (13 ч)
Значение растений в природе и жизни человека. Условия, необходимые для жизни растений: вода, свет, температура. Отличительные признаки растений. Систематика растений. Появление тканей в процессе эволюции. Ткани растений: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные.
Органы высших растений. Возникновение органов в процессе эволюции. Вегетативные и генеративные органы. Развитие вегетативных органов. Растительный организм как целостная система.
Водоросли. Общая характеристика. Особенности строения водорослей. Местообитание и многообразие водорослей. Одноклеточные, многоклеточные водоросли. Зеленые водоросли.
Одноклеточные зеленые водоросли. Многоклеточные зеленые водоросли. Красные водоросли (Багрянки). Бурые водоросли.
Роль в биоценозах и практическое значение.
Отдел Моховидные. Общая характеристика. Листостебельные мхи: кукушкин лен обыкновенный, сфагнум. Роль в биоценозах и практическое значение.
Папоротникообразные — сборная группа высших споровых растений. Общая характеристика. Отдел Плауновидные (Плауны): плаун булавовидный, плаун-баранец.
Отдел Хвощевидные (Хвощи): хвощ полевой.
Отдел Папоротниковидные (Папоротники): щитовник мужской. Роль в биоценозах и практическое значение.
Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика и происхождение. Класс Хвойные — самый многочисленный класс голосеменных растений. Сосна обыкновенная. Роль в биоценозах и практическое значение.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и происхождение. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных:
деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения. Однолетние, двулетние, многолетние растения. Многоярусные сообщества. Роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Рисунки, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений.
Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов. Водоросли разных отделов. Представители мхов, плаунов и хвощей. Схема строения папоротника. Древние папоротниковидные. Представители современных папоротниковидных.
Схемы строения голосеменных растений. Многообразие голосеменных. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений. Схема многоярусного сообщества.
Лабораторные и практические работы
Одноклеточные зеленые водоросли.
Многоклеточная зеленая водоросль спирогира.
Строение зеленого мха.
Поглощение сфагнумом воды.
Строение хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои.
Тема 5. Строение и жизнедеятельность
цветковых растений (19 ч)
Корень. Общая характеристика, особенности строения.
Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны молодого корня. Видоизменения корней. Значение корня. Корневое (минеральное, почвенное) питание. Почва. Плодородие почвы. Удобрения: органические и минеральные. Поглощение и транспорт питательных веществ. Корневое давление.
Побег. Общая характеристика, особенности строения. Побеги: вегетативные и цветоносные (генеративные). Почка —зачаточный побег. Почки: закрытые и открытые; вегетативные и цветочные, или генеративные; верхушечные, пазушные, придаточные. Ветвление. Многообразие побегов по направлению и способу роста стебля, по строению и продолжительности жизни. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.
Стебель — осевая часть побега: строение и функции. Значение стебля. Строение стебля на примере ветви липы.
Лист: внешнее строение и функции. Жилкование листа. Многообразие листьев по форме листовой пластинки. Простые и сложные листья. Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое. Листовая мозаика. Листопад: растения листопадные и вечнозеленые.
Фотосинтез — воздушное питание растений. Энергия света и наличие углекислого газа — обязательные условия для осуществления фотосинтеза. Результат фотосинтеза. Газообмен и испарение воды у растений. Факторы, влияющие на интенсивность испарения. Транспорт воды и минеральных веществ. Транспорт органических веществ.
Строение цветка. Обоеполые и однополые цветки: мужские (тычиночные), женские (пестичные). Однодомные, двудомные растения. Симметрия цветка. Цветки правильные, неправильные, асимметричные. Формула и диаграмма цветка. Соцветия: простые, сложные. Цветение. Опыление: самоопыление, перекрестное опыление; биотическое и абиотическое опыление.
Семя — генеративный орган растения. Строение семян однодольных и двудольных растений. Период физиологического покоя. Условия, необходимые для прорастания семян. Прорастание семян холодостойких и теплолюбивых растений. Посев семян. Подземное и надземное прорастание.
Плод — генеративный орган покрытосеменных растений. Строение плода: околоплодник и семена. Сухие плоды: односеменные и многосеменные. Сочные плоды: односеменные и многосеменные. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны молодого корня. Видоизменения корней. Видоизменения побегов.
Строение вегетативных и цветочных почек. Простые и сложные листья. Листорасположение. Строение цветка. Многообразие
соцветий. Строение семени. Многообразие плодов.
Лабораторные и практические работы
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек.
Видоизменения побегов.
Макроскопическое строение стебля.
Микроскопическое строение стебля.
Строение кожицы листа.
Клеточное строение листа.
Строение цветка.
Строение семени двудольных растений.
Строение семени однодольных растений.
Тема 6. Размножение растений (8 ч)
Размножение как одно из основных свойств живой материи.
Бесполое размножение (спорообразование и вегетативное размножение). Половое размножение. Чередование бесполого и полового размножения. Чередование полового и бесполого поколений.
Размножение одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады). Размножение многоклеточных водорослей (на примере улотрикса). Размножение мхов. Жизненный цикл кукушкиного льна. Размножение папоротников. Жизненный цикл щитовника мужского.
Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Мужские шишки сосны. Женские шишки сосны. Опыление. Оплодотворение. Созревание семян.
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений.
Формирование пыльцевых зерен. Формирование зародышевого мешка. Двойное оплодотворение.
Рост растения. Развитие растения. Периоды развития семенных растений: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости.
Демонстрация
Схема чередования полового и бесполого поколений. Размножение одноклеточных водорослей. Жизненный цикл кукушкиного льна. Жизненный цикл щитовника мужского. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Жизненный цикл покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны (ели).
Тема 7. Многообразие цветковых растений (9 ч)
Классы покрытосеменных растений. Основные различия между представителями классов однодольных и двудольных растений. Класс Двудольные: семейства Крестоцветные (Капустные), Розовые (Розоцветные), Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные. Класс Однодольные: семейства Злаки, Лилейные, Луковые.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, их значение и биологические основы выращивания (выбор объектов определяется специализацией растениеводства в конкретной местности).
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных культур.
Лабораторные и практические работы
Строение шиповника.
Строение пшеницы (ржи, ячменя).
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения*.
Тема 8. Экология и развитие растительного мира (7 ч)
Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы.
Факторы неживой природы. Факторы живой природы. Деятельность человека, примеры влияния человека на живые организмы.
Основные экологические группы растений: светолюбивые растения, тенелюбивые растения, растения водных и избыточно увлажненных мест обитания, растения достаточно увлажненных мест обитания, растения сухих мест обитания.
Растительные сообщества, их структура. Ярусность в растительных сообществах. Смена растительных сообществ.
Растительный покров и природные зоны. Типы растительности: тундра, леса, степи, пустыни, луга, болота, водные сообщества.
Основные этапы развития растительного мира: возникновение фотосинтеза, появление водорослей, выход растений на сушу, появление и развитие семенных растений.
Охрана растений и растительных сообществ. Охрана природы — дело всех людей планеты. Красная книга. Охраняемые территории.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие растения разных экологических групп и природных зон. Изображения растений, занесенных в Красную книгу.
Экскурсии
Природное сообщество и человек.
.
Программа предусматривает :
практических работ и лабораторных работ -32
контрольных работ – 1
проектов -2.
Темы проектных и исследовательских работ
1. Шляпочные грибы (летняя исследовательская работа).
2. Трутовые грибы (летняя исследовательская работа).
3. Движение растений (экспериментальная работа).
4. Моховидные (летняя исследовательская работа).
5. Составление гербария листьев с различной формой листовых пластинок и разным жилкованием (осенний проект).
6. Изучение формы пыльцы цветков разных растений.
7. Определение всхожести семян.
8. Изучение условий, необходимых для прорастания семян.
9. Создание коллекции семян дикорастущих и культурных растений (осенний проект).
10. Изучение роста корней растений.
11. Изучение роста побега.
12. Изучение влияния прореживания на развитие и урожай моркови (летняя исследовательская работа).
13. Цветочные часы (летний проект).
14. Выращивание папоротника из спор (групповой проект).
15. Размножение растений листьями (листовыми черенками).
16. Черенкование комнатных растений.
17. Влияние запаса питательных веществ в посадочном материале на развитие и урожай картофеля (летняя исследовательская работа).
18. Выращивание сосны и ели из семян и использование выращенных проростков для озеленения (групповой проект).
19. Охраняемые территории своей области (республики, края) (групповой проект).
20. Растения тропинки (летняя исследовательская работа).
21. Составление гербария однолетних растений в разные периоды их роста: всходы, образование побегов, появление бутонов, цветение, плодоношение (летний проект).
22. Изучение состояния растительного покрова (групповой проект).
23. ≪Вырасти дерево≫ (групповой проект).
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Наименование раздела,темы урока. | Количество часов |
1 | Введение 1ч. Величайшее чудо на планете | 1 |
| Тема 1. Человек изучает живую природу | 7 |
2 | В поиске ответов на вопросы: как человек познает мир природы. | 1 |
3 | Биология – наука для всех. | 1 |
4 | Какие научные методы используют биологи. | 1 |
5 | Наблюдение и эксперимент в биологии. Практическая работа № 1 «Опыт с элодеей» | 1 |
6 | Практическая работа №2 «Измеряем рост» | 1 |
7 | С какой целью в биологии используется моделирование | 1 |
8 | Какое оборудование необходимо биологу. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. | 1 |
| Тема 2. По ступеням лестницы жизни | 13 |
9 | «Невозмутимый строй во всем», или что такое система. Каковы особенности биологических систем. | 1 |
10 | Шесть ступеней лестницы жизни : от биосферы к клетке. | 1 |
11 | Биосфера : как работает система жизнеобеспечения планеты. | 1 |
12 | Экосистемы – живая мозаика планеты. | 1 |
13 | Вид – единица живого мира | 1 |
14 | Популяция - это «население». Практическая работа № 3 «Наблюдаем за птицами» | 1 |
15 | Организм, особь, индивид | 1 |
16 | «Нити жизни» : организм в окружающей среде. | |
17 | Как растут и развиваются организмы. | 1 |
18 | Путешествие в мир клетки, или что общего между клеткой и космическим кораблем. | 1 |
19 | Из каких тканей сотканы живые организмы. | 1 |
20 | Практическая работа №4 «Изучаем кожу» | 1 |
21 | На границе живого и неживого : вирусы. | 1 |
Тема 3 Жизнь на Земле – явление космическое | 7 |
22 | По страницам истории жизни | 1 |
23 | Практическая работа № 5 Изучение мела под микроскопом. | 1 |
24 | Следы былых сфер: как ученые узнают о прошлом земли. | 1 |
25 | Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. | 1 |
26 | Человек разумный – один из миллионов видов организмов. | 1 |
27 | Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы | 1 |
28 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
Тема 4 Человек и разнообразие жизни на Земле | 7 |
29 | Что такое «Биологическое разнообразие» | 1 |
30 | Какая среда необходима человеку | 1 |
31- 32 | Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие. | 2 |
33 | Повторение и обобщение изученного материала | 1 |
34 | Итоговая годовая контрольная работа | 1 |
35 | Кто отвечает за Землю. | 1 |
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы урока. | Количество часов |
| Введение | 1 |
1 | Введение | 1 |
| Тема 1. Общая характеристика живых организмов | 14 |
2 | Чем живое отличается от неживого | 1 |
3 | Практическая работа «Признаки живых организмов» | 1 |
4 | Химический состав живого организма. Неорганические вещества | 1 |
5 | Химический состав живого организма. Органические вещества | 1 |
6 | Лабораторная работа «Химический состав растительных организмов» | 1 |
7 | Увеличительные приборы | 1 |
8 | Строение растительной клетки | 1 |
9 | Лабораторная работа «Строение растительной клетки» | 1 |
10 | Строение животной клетки | 1 |
11 | Ткани. Органы. Системы органов. | 1 |
12 | Ткани. Органы. Системы органов. | 1 |
13 | Лабораторная работа «Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии» | 1 |
14 | Лабораторная работа «Ткани животных организмов» | 1 |
15 | Практическая работа «Чечевички – образования покровной ткани» | 1 |
| Тема 2 Многообразие живых организмов | 20 |
16 | Систематика живых организмов | 1 |
17 | Практическая работа «Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам – родам, семействам, классам» | 1 |
18 | Практическая работа «Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным группам – родам, отрядам, классам, типам» | 1 |
19 | Основные царства живой природы | 1 |
20 | Основные царства живой природы | 1 |
21 | Бактерии | 1 |
22 | Лабораторная работа «Строение бактерий на примере сенной палочки» | 1 |
23 | Растения | 1 |
24 | Органы растений: корень, стебель. | 1 |
25 | Лабораторная работа «Разнообразие корневых систем цветковых растений» | 1 |
26 | Органы растений: лист | 1 |
27 | Органы растений: цветок | 1 |
28 | Практическая работа «Особенности строения цветковых и споровых растений» | 1 |
29 | Лабораторная работа «Строение цветка» | 1 |
30 | Лабораторная работа «Клубень – видоизмененный побег» | 1 |
31 | Животные | 1 |
32 | Практическая работа «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок» | 1 |
33 | Практическая работа «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака» | 1 |
34 | Грибы | 1 |
35 | Биология – наука о живых организмах | 1 |
Тема 3 Основные жизненные функции организмов | 25 |
36 | Питание. Автотрофное питание | 1 |
37 | Практическая работа «Питание комнатных растений» | 1 |
38 | Гетеротрофное питание | 1 |
39 | Пищеварение | 1 |
40 | Дыхание у животных. | 1 |
41 | Дыхание у растений | 1 |
42 | Практическая работа «Изучение роли воздуха в прорастании семян» | 1 |
43 | Практическая работа «Чечевички и их роль в дыхании растений» | 1 |
44 | Транспорт веществ у растений | 1 |
45 | Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» Практическая работа «Передвижение растворов органических веществ по стеблю» | 1 |
46 | Транспорт веществ у животных | 1 |
47 | Выделение | 1 |
48 | Лабораторная работа «Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях» | 1 |
49 | Обмен веществ и преобразование энергии у растений и животных | 1 |
50 | Практическая работа «Дыхание семян как доказательство обмена веществ» | 1 |
51 | Скелет – опора организма | 1 |
52 | Движение у животных | 1 |
53 | Практическая работа «Передвижение дождевого червя» | 1 |
54 | Движение у растений | 1 |
55 | Размножение ( бесполое ) | 1 |
56 | Практическая работа «Вегетативное размножение растений» | 1 |
57 | Размножение (половое ) | 1 |
58 | Лабораторная работа «Искусственное опыление сенполии» | 1 |
59 | Рост и развитие растений Практическая работа «Образование и рост корней» | 1 |
60 | Рост и развитие животных | 1 |
Тема 4 Организмы и окружающая среда | 10 |
61 | Среда обитания. Экологические факторы | 1 |
62 | Среда обитания. Экологические факторы | 1 |
63 | Практическая работа «Влияние света на жизнедеятельность комнатных растений» | 1 |
64 | Природные сообщества | 1 |
65 | Природные сообщества | 1 |
66 | Практическая работа «Природные сообщества» | 1 |
67 | Значение живых организмов в природе | 1 |
68 | Охрана живых организмов и природных сообществ | 1 |
69 | Итоговая контрольная работа | 1 |
70 | Обобщающий урок по материалу, изученному в 6 классе | 1 |
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы урока. | Количество часов |
| Клеточное строение организмов | 5 |
1 | Химический состав клетки Практические работы «Химический состав семян. Исследование свойств некоторых органических веществ» | 1 |
2 | Строение клетки Практическая работа «Строение растительной клетки. Клетки мякоти плода помидора.» | 1 |
3 | Жизнедеятельность клетки | 1 |
4 | Одноклеточные и многоклеточные организмы | 1 |
5 | Обобщающий урок | 1 |
Многообразие живых организмов. Царство Бактерии | 4 |
6 | Общая характеристика бактерий | 1 |
7 | Бактерии в природе и жизни человека | 1 |
8 | Бактерии – возбудители опасных заболеваний | 1 |
9 | Практические работы: Изучение бактерии сенной палочки. Изучение бактерии картофельной палочки. Изучение молочнокислых бактерий. | 1 |
Многообразие живых организмов. Царство Грибы | 5 |
10 | Общая характристика грибов: строение и Размножение Практическая работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | 1 |
11 | Питание грибов | 1 |
12 | Грибы съедобные и ядовитые. Выращивание грибов. Практические работы «Выращивание белой плесени мукора. Строение дрожжей и плесневого гриба мукора. Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | 1 |
13 | Лишайники | 1 |
14 | Обобщающий урок | 1 |
Многообразие живых организмов. Царство Растения | 13 |
15 | Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники | 1 |
16 | Значение растений в природе и жизни человека. Условия обитания растений | 1 |
17 | Отличительные признаки растений. Систематика растений | 1 |
18 | Ткани растений | 1 |
19 | Органы высших растений. Растение как целостный организм | 1 |
20 | Общая характеристика водорослей. Практические работы «Одноклеточные зеленые водоросли. Многоклеточная зеленая водоросль спирогира.» | 1 |
21 | Многообразие и значение водорослей | 1 |
22 | Отдел Моховидные Практические работы «Строение зеленого мха. Поглощение сфагнумом воды.» | 1 |
23 | Отдел Папоротникообразные Практические работы «Строение хвоща. Строение спороносящего папоротника» | 1 |
24 | Отдел Голосеменные Растения. Практическая работа «Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои» | 1 |
25 | Отдел Покрытосеменные | 1 |
26 | Отдел Покрытосеменные | 1 |
27 | Обобщающий урок | 1 |
Строение и жизнедеятельность цветковых растений | 19 |
28 | Корень. Корневые системы. Видоизменение корней. Практическая работа «Корневой чехлик и корневые волоски» | 1 |
29 | Минеральное питание растений | 1 |
30 | Побег: строение и ветвление. Почка Практическая работа «Строение почек» | 1 |
31 | Стебель – осевая часть побега: строение и функция Практическая работа «Видоизменения побегов. Макроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение стебля» | 1 |
32 | Лист: внешнее строение и функции. Многообразие листьев Практическая работа «Строение кожицы листа» | 1 |
33 | Внутреннее строение листа Практическая работа «Клеточное строение листа» | 1 |
34 | Видоизменение листьев. Листорасположение. Листопад | 1 |
35 | Фотосинез – воздушное питание растений | 1 |
36 | Газообмен и испарение воды у растений | 1 |
37 | Транспорт минеральных и органических веществ в растении | 1 |
38 | Строение цветка. Многообразие цветков Практическая работа «Строение цветка.» | 1 |
39 | Симметрия и формула цветка. Соцветия | 1 |
40 | Цветение. Опыление | 1 |
41 | Семя: строение и многообразие Практическая работа «Строение семени двудольных растений. Строение семени однодольных растений» | 1 |
42 | Прорастание семян | 1 |
43 | Плоды. | 1 |
44 | Распространение плодов и семян и значение плодов | 1 |
45 | Обобщающий урок | 1 |
46 | Тестовая проверочная работа | 1 |
Размножение растений | 8
|
47 | Значение размножения. Типы размножения | 1 |
48 | Размножение водорослей | 1 |
49 | Размножение мхов и папоротников | 1 |
50 | Размножение голосеменных растений. Практическая работа «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны (ели)» | 1 |
51 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 |
52 | Половое размножение покрытосеменных растений | 1 |
53 | Рост и развитие растений | 1 |
54 | Обобщающий урок | 1 |
Многообразие цветковых растений | 9
|
55 | Классы покрытосеменных растений | 1 |
56 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капустные) | 1 |
57 | Класс Двудольные. Семейство Розовые (Розоцветные) Практическая работа «Строение шиповника» | 1 |
58 | Класс Двудольные. Семейство Пасленовые | 1 |
59 | Класс Двудольные. Семейство Бобовые | 1 |
60 | Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные | 1 |
61 | Класс Однодольные. Семейство Злаки. Практическая работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)» | 1 |
62 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Луковые | 1 |
63 | Обобщающий урок Практическая работа «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения» | 1 |
Экология и развитие растительного мира | 7
|
64 | Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы | 1 |
65 | Основные экологические группы растений | 1 |
66 | Структура растительного сообщества. Смена растительных сообществ | 1 |
67 | Растительность природных зон | 1 |
68 | Основные этапы развития растительного мира | 1 |
69 | Охрана растений и растительных сообществ | 1 |
70 | Обобщающий урок | 1 |