СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5-9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5-9 класс»

на заседании МО Зам. Директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 14

Руководитель МО

Новокшенова Н.И.

------------- ----------------- ------------ ------------------------- ---------- -------------------------


Протокол № от « « 2018г. Приказ № от 2018г

------- ----------- -------- -------------------- ---- ----------

« « 2018г.

------- -----------






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

5-9 классы

на 2018 – 2019 учебный год

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

14




                                                                                                                 

2018





Содержание


1.Пояснительная записка ……………………………………………………………………………...……………..….3

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета …………………………………………...………………8

3. Содержание учебного предмета …………………………………………………………...………….…………….10

4.Календарно-тематическое планирование …………………………………………………………………………...22

5.Учебно – методическое и материально – технического обеспечение учебного образовательного процесса …33























1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Общая характеристика программы

        Программа по биологии для основной школы предназначена для обучающихся 5-9 классов МБОУ СОШ №14

        Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программы по биологии. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с  программой начального общего образования.

        Программа включает четыре раздела:

  •  «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета биологии на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса, его места в примерном учебном плане.

  • «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

  • «Тематическое планирование», в котором дан  перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

  • «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания биологии в современной школе.

Цели и задачи  изучения биологии

        В рабочей программе нашли отражение цели изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели  формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопление обществом в сфере биологической науки;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательными, информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Общая характеристика учебного предмета

 Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно – методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.

Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  1. Многообразие и эволюция органического мира;

  2. Биологическая природа и социальная сущность человека;

  3. Уровневая организация живой природы.

     Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» (5-7 класс) включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

        В разделе «Человек и его здоровье» (8 класс) содержатся сведения о человека как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

        Содержание раздела «Общие биологические закономерности» (9 класс) обобщаются знания и жизни и уровнях организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Обучающиеся знакомятся с основами цитологии, генетики, селекции и теории эволюции. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.    

         Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса биологии в 5 и 6 классах выделяется 1 час в неделю, в 7 – 9 классах  - 2 часа в неделю.

В данной программе по биологии предусмотрены часы, вынесенные в часть, формируемую участниками образовательного процесса, предусмотренные на выполнение практической части программы (выполнение практических и лабораторных работ) текущего контроля уровня биологического образования. В данной части учебного плана отражены различные организации учебных занятий в соответствии с образовательными технологиями, используемые образовательной организацией: проектные задания, исследовательские проекты, самостоятельные и лабораторные работы обучающихся и прочее.

Изучение курса основано на классно-урочной системе с использованием различных форм и методов обучения, в том числе цифровых образовательных ресурсов и средств мультимедийной поддержки.

1.5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий, лишайников; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие,  размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма. Стрессов. ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки. Зрения. Слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения  и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • различение на таблицах частей и органоидов  клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения,  органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов с  их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.



2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел «Живые организмы»

Ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Раздел «Человек и его здоровье»

Ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Ученик получит возможность научиться:

• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Раздел «Общие биологические закономерности»

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.






3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел «Живые организмы» 5-7 класс

Биология. Бактерии, грибы, растения

5 класс

       Введение

       Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Практические работы

      Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсия

      Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

      Тема 1. Клеточное строение организмов

      Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

      Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы

      Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

      Изучение клеток растений с помощью лупы.

      Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

      Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.

      Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

      Тема 2. Царство Бактерии

      Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

      Тема 3. Царство Грибы

      Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы- паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

      Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

      Строение плодовых тел шляпочных грибов.

      Строение плесневого гриба мукора.

      Строение дрожжей.

      Тема 4. Царство Растения

      Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Водоросли. Многообразие водорослей, среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания, значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов, среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана редких видов. Голосеменные, их строение и разнообразие, среда обитания, распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Покрытосеменные (цветковые) растения, их строение и многообразие, среда обитания, значение цветковых растений в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

      Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

      Строение зеленых водорослей.

      Строение мха (на местных видах)

      Строение спороносящего хвоща.

      Строение спороносящего папоротника.

      Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Биология. Многообразие покрытосеменных растений

6 класс

     Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

     Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

      Демонстрация

Внешнее и внутреннее строение корня.

Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Строение листа.

Макро- и микростроение стебля.

Строение цветка. Различные виды соцветий.

Сухие и сочные плоды.

      Лабораторные работы

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка. Различные виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.

      Тема 2. Жизнь растений

      Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

       Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян.

Питание проростков запасными веществами семени.

Получение вытяжки хлорофилла.

Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету.

Образование крахмала.

Дыхание растений.

Испарение воды листьями.

Передвижение органических веществ по лубу.

     Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

      Тема 3. Классификация растений

     Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Класс Однодольные. Морфологическая характеристика семейств двудольных и однодольных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

      Демонстрация

Живые и гербарные растения.

Районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

        Тема 4. Природные сообщества

      Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

      Экскурсия

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Биология. Животные.

7 класс

        Введение

        Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

        Тема 1.  Простейшие 

        Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни поведение. Биологические   и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

        Демонстрация 

Микропрепаратов простейших

         Тема 2. Многоклеточные животные

        Беспозвоночные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические   и  экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие  и охраняемые виды.

Типы  Плоские,  Круглые,  Кольчатые  черви. Многообразие,  среда  места  обитания.  Образ жизни  и  поведение. Биологические  и  экологические особенности. Значение в природе   и  человека.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение. Биологические   и экологические особенности. Значение природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение   в природе и жизни человека.

        Демонстрация

Микропрепаратов гидры.

Разнообразных моллюсков и их раковин.

Морских звезд и других иглокожих.

        

Лабораторные  работы и практические работы

Внешнее строение дождевого червя.

Знакомство с  разнообразием ракообразных.

Изучение представителей отрядов насекомых.

        Тип Хордовые.  Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные. Класс Круглоротые. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни  и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.  Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические   и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

        Лабораторные и практические работы

Внешнее строение и передвижение  рыб.

Изучение внешнего строения птиц.

        Экскурсия 

 Изучение многообразия птиц.

        Тема 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных 

        Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения.  Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

        Демонстрация

 Влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

        Лабораторные и практические работы

Изучение особенностей  покровов тела.

        Тема 4. Индивидуальное развитие животных

        Органы размножения, продления рода. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие с превращением без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

        Лабораторные и практические работы

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

        Тема 5. Развитие и закономерности  размещения  животных на Земле

        Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных  и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

        Демонстрация 

Палеонтологических доказательств эволюции.

          Тема 6. Биоценозы 

        Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

        Экскурсия

 Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

        Тема 7. Животный мир и   хозяйственная деятельность человека 

        Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание.  Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Раздел «Человек и его здоровье» 8 класс

Биология. Человек.

8 класс

        Введение. Науки, изучающие организм человека

        Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

        Тема 1. Происхождение человека

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

        Демонстрация

        Модель «Происхождения человека»

        Тема 2. Строение организма

        Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Жизненные процессы клетки. Ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Рефлекс и рефлекторная дуга.

        Демонстрация

        Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.

        Лабораторные и практические работы

        Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.

        Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

        Тема 3. Опорно-двигательная система

        Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека. Типы соединения костей. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Работа скелетных мышц и их регуляция. Последствия гиподинамии. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

        Демонстрация

        Скелет человека

        Муляж торса человека

        Приемы оказания первой помощи при травмах

        Лабораторные и практические работы

        Микроскопическое строение кости.

        Мышцы человеческого тела (выполняется дома)

        Утомление при статической и динамической работе.

        Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия (выполняется дома)

        Тема 4. Внутренняя среда организма

        Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровь, её состав. Функции клеток крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Иммунитет, его виды. Л.Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Вакцины, прививки и сыворотки. Аллергические реакции. Пересадка органов и тканей.

        Лабораторные и практические работы

        Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

        Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма

        Кровеносная и лимфатическая системы, их роль в организме. Строение сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

        Демонстрация

        Модели сердца и торса человека.

        Приемы измерения артериального давления.

        Приемы остановки кровотечений.

        Лабораторные  практические работы

        Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.

        Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

        Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

        Тема 6. Дыхание

        Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Жизненная ёмкость легких. Гигиена органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Вред табакокурения.

        Демонстрация

        Модель гортани.

        Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей.

        Лабораторные и практические работы

        Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

        Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

        Тема 7. Пищеварение

        Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

        Демонстрация

        Торс человека.

        Модель зуба человека.

        Лабораторные и практические работы

        Действие ферментов слюны на крахмал.

        Самонаблюдение: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.

        Тема 8. Обмен веществ и энергии

        Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания.

        Лабораторные и практические работы

        Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания и после нагрузки (выполняется дома).

        Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат (выполняется дома).

        Тема 9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

        Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и  обуви. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевание органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

        Демонстрация

        Рельефная таблица «Строение почки»

        Лабораторные и практические работы

        Самонаблюдение: рассматривание под лупой тыльной  ладонной поверхности кисти.

        Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

        Тема 10. Нервная система

        Значение нервной системы. Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

        Демонстрация

        Модель головного мозга человека

        Лабораторные и практические работы

        Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

        Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.

        Тема 11. Анализаторы. Органы чувств

        Органы чувств и анализаторы, их значение. Строение и функции органов зрения и слуха. Зрительный и слуховой анализаторы. Гигиена зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха и их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса  и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

        Демонстрация

        Модели глаза человека.

        Модели уха человека.

        Лабораторные и практические работы

        Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные и тактильные иллюзии.

        Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

        Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.  И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Врожденные и приобретенные программы поведения. Сон. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Воля. Эмоции. Внимание.

        Демонстрация

        Безусловные и условные рефлексы человека.

        Двойственные изображения.

        Выполнение тестов на внимание, виды памяти, тип мышления.

        Лабораторные  практические работы

        Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

        Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

        Тема 13. Железы внутренней секреции (эндокринная система)

         Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Заболевания, связанные с нарушением деятельности желёз внутренней секреции и их предупреждение.

        Демонстрация

        Модель черепа с откидной крышкой для показа месторасположения гипофиза.

        Тема 14. Индивидуальное развитие организма

        Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма  наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков). Роды. Развитие после рождения. Половое созревание. Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Биологическая и социальная зрелость. Темперамент и характер. Интересы, склонности, способности.

        Демонстрация

        Тесты, определяющие темперамент.

        

4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Календарно-тематическое планирование курса биологии в 5 классе


п/п

Планируемая дата

Фактическая дата


Тема урока

Примечание


1







Биология – наука о живой природе.



2







Методы исследования в биологии.


3







Разнообразие живой природы.

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.


4







Среды обитания организмов.


5







Экологические факторы и их влияние на живые организмы.


6







Обобщение гл. «Введение»


7







Устройство увеличительных приборов.


8







Строение растите-

льной клетки. Л.р.

№1 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом».


9







Строение растительной клетки. Л.р.

№2 «Пластиды в клетках листа элодеи».


10







Химический состав клетки.


11







Процессы жизнеде ятельности клетки

Л.р. №3 «Наблюдение движения

цитоплазмы».


12







Как делится клетка.


13







Ткани.


14







Обобщение главы «Клеточное строение организмов».


15







Строение и жизнедеятельность бактерий.-



16







Роль бактерий в природе и жизни человека.


17







Болезнетворные бактерии.


18







Общая характеристика грибов.


19







Шляпочные грибы Л.р. №4 «Строение-

Плодовых тел шляпочных грибов».


20







Грибы съедобные и ядовитые.


21







Плесневые грибы и дрожжи.

Л.р.№5 «Строение дрожжей».


22







Грибы-паразиты.



23







Обобщение «Бактерии», «Грибы».


24







Разнообразие, распространение, значение растений


25







Одноклеточные водоросли. Л.р. №6 «Строение зеленых одноклеточных водорослей».


26







Многоклеточные водоросли. Значение

водорослей.


27







Лишайники.


28







Мхи. Л.р. №7

«Строение мха».


29







Плауны. Хвощи. Папоротники. Л.р. №8 «Строение спороносящего папоротника».


30







Голосеменные. Л.р. №9 «Строение хвои и шишек хвойных».


31







Покрытосеменные или Цветковые.


32







Происхождение растени.Начальные этапы развития.


33







Происхождение растений. Появление высших споровых и семенных растений.


34







Обобщение главы

«Царство растений».


35 – резервное время



Календарно- тематический планпо учебному предмету «Биология» (6 класс)


№ урока

Дата по плану

Фактическая дата

Тема урока

1







Строение семян двудольных растений.

Л/р №1. «Изучение строение семян двудольных растений».

Л/р №2. «Изучение строение семян однодольных растений».

2







Виды корней и типы корневых систем. Строение корня.Л/р № 3«Виды корней. Типы корневых систем».

3







Зоны корняЛ/р № 4«Корневой чехлик и корневые волоски».

4







Условия произрастания и видоизменение корней.

5







Побег и почки. Рост и развитие побега.

Л/р № 5«Строение почек. Расположение почек

на стебле»

6







Внешнее строение листа.

7







Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

8







Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

9







Строение стебля. Многообразие стеблей.

Л/р № 6«Внутреннее строение ветки дерева».

10







Видоизменённые побеги.

Л/р № 7«Изучение видоизменённых побегов

(корневище, клубень, луковица)

11







Строение цветка.Л/р № 8«Строение цветка».

12







Соцветия.Л/р № 9

«Строение цветка. Различные виды соцветий».

13







Плоды и их классификация.Л/р № 10«Ознакомление с сухими и сочными плодами».

14







Распространение плодов и семян

15







Обобщение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

16







Минеральное питание растений.

17







Фотосинтез.

18







Дыхание растений.

19







Испарение воды. Листопад.

20







Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л/р №11. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения

22







Прорастание семян.

Л/р №12. «Определение всхожести семян растений и их посев».

23







Способы размножения растений.

24







Размножение споровых растений.

25







Размножение голосеменных растений.

26







Размножение покрытосеменных растений.

27







Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л/р №13. «Вегетативное размножение комнатных растений».

28







Обобщение по теме»Жизнь растений»

29







Систематика покрытосеменных растений.

30







Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

Л/р №13. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

31







Семейства Паслёновые и Мотыльковые, Сложноцветные (Астровые).

32







Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

33







Важнейшие сельскохозяйственные растения.


34







Природные сообщества. Взаимосвязи

в растительном сообществе.

35







Влияние хозяйственной деятельности

человека на растительный мир.





Календарно – тематическое планирование.

7 класс 70 часов 2 часа в неделю

В.В.Латюшин «Биология животные»


Планируемая дата

Фактическая дата

Тема


7 а

7 б

7 в

7 а

7 б

7 в


1







История развития зоологии

2







Современная зоология

3







Простейшие Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики.

4







Жгутиконосцы. Инфузории.

5







Тип Губки.

6







Тип кишечнополостные. Класс Гидроидные. Сцифоидные. Коралловые полипы.








Многообразие кишечнополостных.. Сцифоидные. Коралловые полипы.

7







Тип Плоские черви.

Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

8







Тип Круглые черви.

9







Общая характеристика типа Кольчатые черви.

10







Классы кольчецов: Олигохеты, Пиявки.

11







Тип Моллюски.

12







Классы моллюсков.

13







Тип иглокожие

14







Класс Ракообразные.

15







Многообразие ракообразных, их роль в природе.

16







Класс Паукообразные.

17







Многообразие паукообразных, их роль в природе.

18







Класс Насекомые.


19







Класс Насекомые. Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки

20







Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки.

21







Отряды насекомых:

бабочки, равнокрылые блохи двукрылые

22







Отряд перепончатокрылые

23







Роль насекомых в природе и жизни человека

24







Общая характеристика типа хордовые. Подтип бесчерепные.








Класс Рыбы. Общая характеристика рыб.

25







Происхождение рыб. Хрящевые рыбы.

26







Костные рыбы. Основные группы костных рыб и их роль в природе и практическое значение.

27







Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных. Особенности строения и жизнедеятельности.

28







Многообразие земноводных, роль в природе и жизни человека.

29







Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые. Ящерицы.

30







Класс Пресмыкающиеся. Отряды: черепахи и крокодилы.

31







Класс Птицы. Общая характеристика класса.

32







Класс Птицы. Отряд Пингвины.

33







Класс Птицы. Страусообразные. Нандуобразные. Казуарообразные. Гусеобразные.

34







Отряд Хищные птицы. Дневные хищные Совы.

35







Отряд Куриные

36







Отряд Воробьинообразные

37







Отряд Голенастые. (Аистообразные)

Значение птиц.

38







Класс Млекопитающие

Отряды: Однопроходные, Сумчатые,

39







Отряды Плацентарные: Насекомоядные, Рукокрылые.


40







Отряды грызуны. Зайцеобразные.

41







Отряды Китообразные. Ластоногие.

42







Отряды Хоботные. Хищные.

43







Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные.

44







Отряд Приматы

45







Значение млекопитающих в природе и жизни человека.

46







Покровы тела

47







Опорно-двигательная система

48







Способы передвижения животных. Полости тела

49







Органы дыхания и газообмен

50







Органы пищеварения. Обмен веществ и превращения энергии

51







Кровеносная система. Кровь

52







Органы выделения

53







Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

54







Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

55







Продление рода. Органы размножения.

56







Способы размножения. Оплодотворение.

57







Развитие животных с превращением и без превращения.

58







Периодизация и продолжительность жизни животных.

59







Доказательства эволюции животных.

60







Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

61







Ареалы обитания. Миграции закономерности размещения животных.

62







Естественные и искусственные биоценозы.

63







Факторы среды и их влияние на биоценозы.

64







Цепи питания. Поток энергии.

65







Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

66







Воздействие человека и его деятельности на животных

Одомашнивание животных

67







Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

Охрана и рациональное использование животного мира.

68







Итоговый урок. Летние задания.

69-70



Резервное время










Календарно-тематическое планирование 8 класс

70 часов, 2 часа в неделю.


№ урока

Дата по плану

Фактическая дата

Тема урока



1







Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена

2







Становление наук о человеке.

3







Систематическое положение человека.

4







Историческое прошлое людей.

5







Расы людей

6







Общий обзор организма

7







Клеточное строение организма.

8







Типы тканей и их свойства 

Лабораторная работа №1

«Рассматривание клеток и тканей в микроскоп».

9







Рефлекторная регуляция

10







Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости».

11







Скелет человека. Осевой скелет.

12







Скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет. Соединение костей

13







Строение мышц.

Лабораторная работа №3

«Мышцы человеческого тела»

14







Работа скелетных мышц и их регуляция.

Лабораторная работа №4

«Утомление при статической работе».

15







Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Лабораторная работа №5

«Осанка и плоскостопие».

16







Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.


17







Обобщение по теме

«Опорно-двигательная система».

18







Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Лабораторная работа №6

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

19







Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

20







Иммунология на страже здоровья.

21







Транспортные системы организма

22







Круги кровообращения

23







Строение и работа сердца.

24







Движение крови по сосудам.

Лабораторная работа №9

«Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Лабораторная  работа  № 10

«Опыты, выясняющие природу пульса».

25







Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Лабораторная работа № 11 «Функциональная проба».

26







Первая помощь при кровотечениях.


27







Обобщение по теме : «Кровеносная и лимфатическая системы организма».

28







Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

29







Легкие. Легочное дыхание.

30







Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

31







Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания, профилактика.

Лабораторная работа № 12

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

32







Питание и пищеварение.

33







Пищеварение в полости рта.

34







Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.                                Лабораторная работа № 13  «Действие слюны на крахмал».

35







Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.

36







Регуляция пищеварения.

37







Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

38







Обобщение по теме :«Дыхательная и пищеварительная системы».

39







Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

40







Витамины.

41







Энерготраты человека и пищевой рацион.

Лабораторная работа № 14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена».                                  Лабораторная работа №15 «Составление пищевых рационов».

42







Кожа – наружный покровный орган

43







Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

44







Терморегуляция организма. Закаливание.

45







Выделение.


46







Значение нервной системы. Строение нервной системы

47







. Спинной мозг.

48







Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Лабораторная работа № 16 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

49







Функции переднего мозга.

50







Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

51







Обобщение по теме :» Нервная система»


52







Анализаторы

53







  • Зрительный анализатор.

  • Лабораторная работа № 17

  • «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».

54







Гигиена зрения.

55







Слуховой анализатор.

56







Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.


57







Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

58







Врожденные и приобретенные программы поведения.

Лабораторная работа № 18 «Выработка навыков зеркального письма»

59







Сон и сновидения

60







Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

61







Воля, эмоции, внимание.

Лабораторная работа № 19 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».

62







Роль эндокринной регуляции

63







Функции желез внутренней секреции


64







Обобщение по теме :

«Высшая нервная деятельность. Эндокринная система».

65







Жизненные циклы. Размножение

66







Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

67







Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем.

68







Развитие ребенка после рождения.

69







Интересы, склонности, способности

70







Обобщающий урок по теме : Индивидуальное развитие организма


Календарно-тематическое планирование

9 класс


п/п







Тема урока



1.







Биологи наука о живой природе

2.







Методы исследования в биологии

3.







Сущность жизни и свойства живого

4







Молекулярный уровень: общая характеристика

5







Углеводы.

6







Липиды

7







Состав и строение белков

8







Функции белков

9







Нуклеиновые кислоты

10







АТФ и другие органические соединения

11







Биологические катализаторы Л.р №1 по теме:«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

12







Вирусы

13







Обобщение по теме:«Молекулярный уровень».

14







Клеточный уровень: общая характеристика.

15







Общие сведения о клетках.Клеточная мембрана

16







Ядро

17







Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы

18







Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

19







Особенности строения клеток эукариот и прокариот характеристика Л.Р. №2 по теме:«Рассматривание  клеток бактерий , растений и животных под микроскопом».

20







Обобщение по теме:« Строение и деление клеток».

21







Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

22







Энергетический  обмен в клетке

23







Фотосинтез и хемосинтез

24







Автотрофы и гетеротрофы

25







Синтез белков в клетке

26







Деление  клетки. Митоз

27







Обобщение по теме:« Клеточный уровень».

28







Размножение организмов

29







Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

30







Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

31







Обобщение по теме: « Онтогенез и развитие организмов ».

32







Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Л.р.№3 по теме: «Решение генетических задач на  моногибридное скрещивание».

33







Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

Л.р №4 по теме: «Решение генетических задач  на наследование признаков при неполном  доминировании».

34







Дигибридное  скрещивание. Закон независимого наследования признаков

Л.р №5 по теме:«Решение генетических  задач на  дигибридное  скрещивание».

35







Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Л.р №6 по теме:«Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом».

36







Обобщение по теме:«Законы Менделя».

37







Закономерности изменчивости: модификационная  изменчивость. Норма реакции. Лаб р №7 по теме: Выявление изменчивости организмов».

38







Закономерности изменчивости: мутационная  изменчивость

39







Основные методы селекции растений

40







Основные методы селекции животных и микроорганизмов

41







Обобщение по теме «Селекция».

42







Популяционно-видовой уровень: общая характеристикаЛ.р.№8 по теме: «.Изучение морфологического критерия вида».

43







Экологические факторы и условия среды

44







Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

45







Популяция как элементарная единица

46







Борьба за существование и естественный отбор

47







Видообразование

48







Макроэволюция

49







Обобщение по теме:  «Популяция».

50







Сообщество, экосистема, биогеоценоз

51







Состав и структура сообщества

52







Цепи питания

53







Межвидовые отношения организмов

54







Поток вещества и энергии в экосистеме

55







Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия

56







Обобщение по теме:  «Экосистема».

57







Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

58







Круговорот веществ в природе

59







Эволюция биосферы

60







Гипотезы возникновения жизни на земле

61







Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы.

62







Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней  жизни

63







Развитие жизни в мезозое и кайнозое

64







Обобщение по теме: « Происхождение жизни на Земле».

65







Антропогенное воздействие на биосферу

66







Основы национального природопользования

67







Обобщение по теме:  «Биосфера».

68







Обобщение по теме:  «Основы общей биологии»





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1 Натуральные объекты

  • наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани, плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы листа; набор микропрепаратов по разделу «Животные»; набор микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье»; Набор микропрепаратов по разделу «Общая биология»;

  • живые комнатные растения;

  • влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками»;

  • гербарий «Основные отделы растений»;

  • гербарий «Морфология растений»;

  • гербарий «Классификация покрытосеменных»;

  • гербарий лишайников местных видов;

  • коллекция «Шишки голосеменных»;

  • коллекция «Плоды и семена»;

  • плодовые тела гриба- трутовика;

  • колосья злаковых, пораженные головней, спорыньёй, ржавчиной;

  • отпечатки ископаемых растений;

  • спилы деревьев;

  • представители отрядов насекомых (коллекция);

  • раковины моллюсков;

  • развитие насекомых (коллекция раздаточная);

  • виды защитных окрасок у животных;

  • форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная);

  • влажный препарат «Нереида»;

  • внутреннее строение дождевого червя (влажные препараты);

  • внутреннее строение лягушки (влажные препараты);

  • внутреннее строение крысы (влажные препараты);

  • внутреннее строение птицы (влажные препараты);

  • внутреннее строение рыбы (влажные препараты);

  • скелет рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, летучей мыши, кошки, кролика;

4.2 Приборы и лабораторное оборудование

  • лупы, световые микроскопы;

  • иглы препаровальные;

  • пинцеты;

  • стекла предметные и покровные;

  • фильтровальная бумага;

  • пипетки;

  • пробирки;

  • зажим пробирочный;

  • мензурки, лабораторные стаканы, колбы;

  • спиртовки лабораторные

4.3 Средства на печатной основе

  • демонстрационные печатные таблицы: «Царства живой природы», «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки», «Бактерии», «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Лишайники», «Водоросли», «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи. Плауны», «Папоротник щитовник мужской», «Сосна», «Цветковые растения», «Основные этапы развития растительного мира» и другие;

  • динамические пособия: деление и рост клеток; систематические категории; «Биосинтез белка», «Митоз», «Мейоз», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Наследование групп крови», «Наследование резус фактора»;

  • таблицы по зоологии;

  • таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека;

  • таблицы по общей биологии

4.4 Муляжи

  • плодовые тела шляпочных грибов;

  • плоды культурных растений;

  • модели цветков разных семейств;

  • мозг позвоночных;

  • скелет человека;

  • модель глаза, уха, мозга, черепа, зуба, сердца человека

4.5 Экранно-звуковые средства обучения

  • презентации по темам курсов

  • компакт – диски

  • электронные приложения к учебникам

4.6 Технические средства обучения

  • компьютер

  • мультимедийный проектор

4.7 Учебно – методическая литература

  • Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013.

  • Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012.

  • Преображенская Н.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. - М.: Экзамен, 2013.

  • Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013.

  • Преображенская Н.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь. - М.: Экзамен, 2014.

  • Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2014.

  • Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2014.

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. - М.: Дрофа, 2015.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!