Приложение к ООП ООО
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №38 имени С. В. Кайгородова»
Согласовано заместитель директора по УВР Макаревич М.В. «____» ____________ 2016_г. | Утверждена приказом директора школы Сумачёва С.О. № _______ от________2016_г. |
| |
Согласовано Руководитель МО Иванов Д.В. «____» ____________ 2016_ г. | |
Рабочая программа учебного предмета
«Биология» 5-9 классы
Составитель: Якунина Елена Николаевна
учитель химии и биологии
г. Ленинск – Кузнецкий
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Живые организмы.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Человек и его здоровье.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Общие биологические закономерности.
Выпускник научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Содержание учебного предмета
Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Общие биологические закономерности
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ | Тема | Количество часов |
Тема1. Биология - наука о живом мире | 9 |
1 | Вводный инструктаж. Наука о живой природе | 1 |
2 | Свойства живого | 1 |
3 | Методы изучения природы | 1 |
4 | Увеличительн. приборы. Лаб. раб. № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов | 1 |
5 | Строение клетки. Ткани. Лаб. раб. № 2 «Знакомство с клеткам растений | 1 |
6 | Химический состав клетки | 1 |
7 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 |
8 | РНО. Процессы жизнедеятельности клетки | 1 |
9 | Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология – наука о живом мире» | |
Тема2. Многообразие живых организмов | 12 |
10 | Царства живой природы | 1 |
11 | Бактерии; строение и жизнедеятельность | 1 |
12 | Значение бактерий в природе и для человека | 1 |
13 | Растения | 1 |
14 | Лаб. раб. № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». | 1 |
15 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 |
16 | РНО. Животные | 1 |
17 | Лаб. раб. № 4 «Наблюдение за передвижением животных». | 1 |
18 | Грибы | 1 |
19 | Многообразие и значение грибов | 1 |
20 | Лишайники | 1 |
21 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» | 1 |
Тема3. Жизнь организмов на планете Земля | 8 |
22 | Сам. работа по теме «Многообразие живых организмов». Среды жизни планеты Земля | 1 |
23 | Экологические факторы среды | 1 |
24 | Приспособления организмов к жизни в природе | 1 |
25 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 |
26 | РНО. Природные сообщества | 1 |
27 | Природные зоны России | 1 |
28 | Жизнь организмов на разных материках | 1 |
29 | Жизнь организмов в морях и океанах. Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» | 1 |
Тема4. Человек на планете Земля | 6 |
30 | Сам. работа по теме «Жизнь организмов на планете Земля». Как появился человек на Земля | 1 |
31 | Как человек изменял природу | 1 |
32 | Годовая контрольная работа | 1 |
 | РНО. Важность охраны животного мира планеты | 1 |
Сохраним богатство живого мира. Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля» | 1 |
34 | Экскурсия «Весенние явления в природе | 1 |
Тематическое планирование
6 класс( 2 часа в неделю, 68 часов)
№ | Тема | Количество часов |
Тема1. Наука о растениях-ботаника. | 8(5/3) |
1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | 1 |
2 | Урок- экскурсия «Мир растений вокруг нас» | 1 |
3 | Многообразие жизненных форм растений. | 1 |
4 | Красная книга растений Кузбасса | 1 |
5 | Урок- экскурсия « Осенние явления в жизни растений» | 1 |
6 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки | 1 |
7 | Ткани растений. | 1 |
8 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях - ботаника» | 1 |
Тема 2.Органы растений | 17 ч (12/5) |
9 | Семя, его строение и значение Л. р. № 1 «Строение семени фасоли». | 1 |
10 | Условия прорастания семян | 1 |
11 | Урок- исследование. «Разнообразие семян овощных культур, районированных в Кемеровской области». | 1 |
12 | Виды корней. Внешнее и внутреннее строение корня. Л. р. №2 «Строение корня у проростка» | 1 |
13 | Урок – проект. «Видоизменения корней. Значение корней.» | 1 |
14 | Побег, его строение и значение. Л. р. № 3 «Строение вегетативной и генеративной почек». | 1 |
15 | Лист, его строение | 1 |
16 | Значение листа в жизни растений. | 1 |
17 | Стебель, его строение и значение. | 1 |
18 | Урок- экскурсия «Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии» | 1 |
19 | Видоизменения подземных побегов. Л.р. № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | 1 |
20 | Урок-ярмарка по теме «Корень, стебель, лист». | 1 |
21 | Цветок, его строение и значение. | 1 |
22 | Цветение и опыление растений. Особенности цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений Кемеровской области» | 1 |
23 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | 1 |
24 | Урок – презентация. «Плодово-ягодные культуры, акклиматизированные в нашем регионе» | 1 |
25 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы растений» | 1 |
Тема 3. Основные процессы в жизнедеятельности растений | 14 ч (8/6) |
26 | Почвы Кузбасса. | 1 |
27 | Минеральное питание растений | 1 |
28 | Обеспечение плодородия почвы. Удобрения. | 1 |
29 | Воздушное питание растений - фотосинтез. | 1 |
30 | Роль зеленых растений в очищении воздушной среды промышленных районов Кузбасса | 1 |
31 | Дыхание растений и обмен веществ у растений | 1 |
32 | Значение воды в жизнедеятельности растений. | 1 |
33 | Местные растения различных экологических групп по отношению к воде. | 1 |
34 | Размножение и оплодотворение у растений. | 1 |
35 | Вегетативное размножение растений. | 1 |
36 | Использование вегетативного размножения человеком. Л. р. № 5 «Черенкование комнатных растений» | 1 |
37 | Рост и развитие растений. | 1 |
38 | Экологический урок – игра. «Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды региона» | 1 |
39 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные процессы жизнедеятельности» | 1 |
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира | 22ч. (8/14) |
40 | Систематика растений, ее значение для ботаники | |
41 | Водоросли, их многообразие в природе. | |
42 | Урок-исследование «Водоросли твоего аквариума». Л. р. № 6 «Изучение водорослей аквариума» | |
43 | Урок путешествие «В страну мхов». Л. р. № 7 «Изучение строения моховидных растений» | |
44 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | |
45 | Ископаемые папоротниковидные и образование каменного угля | |
46 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | |
47 | Лесообразующая роль голосеменных. Рациональное использование и охрана лесов. | |
48 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | |
49 | Семейства класса Двудольные. Семейство Мотыльковые (изучение районированных сортов) | |
50 | Семейство Крестоцветные (изучение районированных сортов) | |
51 | Семейство Пасленовые (изучение районированных сортов) | |
52 | Семейства класса Однодольные. Семейство Лилейные.Луковые (изучение районированных сортов) | |
53 | Семейство Злаки (изучение районированных сортов) | |
54 | Урок – конференция «Зеленая аптека Кузбасса» | |
55 | Урок-экскурсия «Весеннее пробуждение растений» | |
56 | Урок- состязание «Многообразие видов цветковых растений » | |
57 | Историческое развитие растительного мира | |
58 | Многообразие и происхождение культурных растений | |
59 | Сорняки как особая форма растений | |
60 | Дары Старого и Нового света | |
61 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие и развитие растительного мира» | |
Тема 5. Природные сообщества | 6ч. (2/4) |
62 | Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. | 1 |
63 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе на примере тайги. | 1 |
64 | Многообразие природных сообществ региона | 1 |
65 | Смена природных сообществ и ее причины | 1 |
66 | Антропогенное воздействие на растительные сообщества. | 1 |
67 | Охраняемые территории Кузбасса. | 1 |
68 | Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы» | 1 |
Тематическое планирование
7 класс (2 часа в неделю,68 часов)
№ | Тема | Количество часов |
Тема1. Общие сведения о мире животных | 5 |
1 | Зоология-наука о животных | 1 |
2 | Животные и окружающая среда | 1 |
3 | Классификация животных. Основные систематические группы | 1 |
4 | Влияние человека на животных | 1 |
5 | Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных» | 1 |
Тема 2. Строение тела животных | 2 |
6 | Клетка | 1 |
7 | Ткани, органы и системы органов | 1 |
Тема3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные | 4 |
8 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Саркодовые | 1 |
9 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Жгутиконосцы | 1 |
10 | Тип Инфузории. Лаб. раб. № 1 «Строение и передвижение инфузории туфельки» | 1 |
11 | Значение простейших | 1 |
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные | 2 |
12 | Строение и жизнедеятельность кишечнополостных | 1 |
13 | Разнообразие кишечнополостных | 1 |
14 | Зачет 1 по темам «Тип Простейшие» и «Тип Кишечнополостные» | 1 |
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 5 |
15 | Тип Плоские черви | 1 |
16 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни | 1 |
17 | Тип Круглые черви | 1 |
18 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. Лаб раб. №2 «Внешнее строение дождевого червя, передвижение, раздражимость» | 1 |
19 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви Лаб. раб. №3 «Внутреннее строение дождевого червя» | 1 |
20 | Зачёт 2 по теме «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» | |
Тема 6. Тип Моллюски | 4 |
21 | Общая характеристика моллюсков | 1 |
22 | Класс Брюхоногие моллюски | 1 |
23 | Класс Двустворчатые моллюски. Лаб. раб. №4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков | 1 |
24 | Класс Головоногие моллюски. Обобщающий урок по теме «Тип Моллюски» | 1 |
Тема7. Тип Членистоногие | 8 |
25 | Класс Ракообразные | 1 |
26 | Класс Паукообразные | 1 |
27 | Класс Насекомые. Внешнее строение. Лабораторная работа№ 5 «Внешнее строение насекомого» | 1 |
28 | Класс Насекомые. Внутреннее строение | 1 |
29 | Типы развития и многообразия насекомых. | 1 |
30 | Общественные насекомые-пчелы и муравьи. Значение насекомых. Охрана насекомых | 1 |
31 | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека | 1 |
32 | Зачёт 3 по теме «Тип Моллюски» и «Тип Членистоногие» | 1 |
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы | 6 |
33 | Общие признаки хордовых. Бесчерепные | 1 |
34 | Черепные, или позвоночные. Внешнее строение рыб Лаб. раб.№ 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» | 1 |
35 | Внутреннее строение рыб. Лабораторная работа №7 «Внутреннее строение рыб» | 1 |
36 | Особенности размножения рыб. | 1 |
37 | Основные систематические группы рыб. | 1 |
38 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение знаний по теме «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы» | 1 |
Тема 9.Класс Земноводные или Амфибии | 5 |
39 | Среда обитания и строение тела земноводных | 1 |
40 | Строение и функции систем внутренних органов земноводных | 1 |
41 42 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных Разнообразие и значение земноводных | 1 1 |
43 | Зачет 4 по теме «Класс Земноводные» | 1 |
Тема 10.Класс Пресмыкающиеся или Рептилии | 4 |
44 | Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы) | 1 |
45 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся | 1 |
46 | Многообразие пресмыкающихся | 1 |
47 | Значение пресмыкающихся. Происхождение пресмы -кающихся | |
Тема 11. Класс Птицы | 8 |
48 | Внешнее строение птиц. Лабораторная работа 8 «Внешнее строение птиц. Перьевой покров и различные типы перьев» | 1 |
49 | Опорно-двигательная система птиц Лабораторная раб.№9 «Строение скелета птицы». | 1 |
50 | Внутреннее строение птиц | 1 |
51 | Размножение и развитие птиц | 1 |
52 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | 1 |
53 | Разнообразие птиц | 1 |
54 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц | 1 |
55 | Зачет 5 по теме «Класс Птицы» | 1 |
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери | 10 |
56 | Внешнее строение млекопитающих | 1 |
57 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа №10 «Скелет млекопитающих» | 1 |
58 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл | 1 |
59 | Происхождение и разнообразие млекопитающих | 1 |
60 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные | 1 |
61 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и кито-образные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | 1 |
62 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы. | 1 |
63 | Экологические группы млекопитающих | 1 |
64 | Значение млекопитающих для человека | 1 |
65 | Зачет 7 по теме «Класс Млекопитающие» | 1 |
Развитие животного мира | 3 |
66 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции | 1 |
67 | Развитие животного мира на Земле. | |
68 | Современный животный мир. Биосфера | |
Тематическое планирование
8 класс (2 часа в неделю,68 часов)
№ | Тема | Количество часов |
Общий обзор организма человека | 5 ч. |
1 | Введение. Биосоциальная природа. Науки об организме человека. Место человека в живой природе | 1 |
2 | Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | 1 |
3 | Ткани, органы и их регуляция. Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | 1 |
4 | Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая работа № 1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения» | 1 |
5 | Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека» | 1 |
Опорно- двигательная система | 9 |
6 | Строение, состав и типы соединения костей. Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани». | 1 |
7 | Скелет головы и скелет туловища. | 1 |
8 | Скелет конечностей. Практическая работа № 2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | 1 |
9 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 |
10 | Мыщцы человека. Практическая работа № 3 «Изучение расположения мышц головы» | 1 |
11 | Работа мышц | 1 |
12 | Профилактика нарушения осанки, плоскостопия и травматизма. Практическая работа № 4 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия | 1 |
13 | Развитие опорно-двигательной системы | 1 |
14 | Контроль знаний по теме «Опорно-двигательная система» | 1 |
Кровеносная система. Внутренняя среда организма | 7. |
15 | Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа № 4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 1 |
16 | Иммунитет. Тканевая совместимость. .Переливание крои | 1 |
17 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения | 1 |
18 | Движение лимфы. Практическая работа № 5«Изучение явления кислородного голодания» | 1 |
19 | Движение крови по сосудам. Практическая работа № 6 «Пуль Практическая работа № 7 «Доказательство вреда табакокурения»с и движение крови» | 1 |
20 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | 1 |
21 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа № 8«Функциональная сердечно-сосудистая проба». | 1 |
Дыхательная система | 7. |
22 | Значение дыхания . Органы дыхания | 1 |
23 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа № «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 |
24 | Дыхательные движения. Лабораторная работа № 6 «Дыхательные движения» | 1 |
25 | Регуляция дыхания | 1 |
26 | Заболевания органов дыхания и их профилактика Практическая работа № 9«Определение запыленности воздуха в зимний период».. | 1 |
27 | Первая помощь при поражении органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 1 |
28 | Контроль знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» | 1 |
Пищеварительная система | 7 |
29 | Строение пищеварительной системы. Практическая работа № 10 «Определение местоположения слюнных желёз» | 1 |
30 | Строение и значение зубов | 1 |
31 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал». | 1 |
32 | Пищеварение в кишечнике. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ | 1 |
33 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав | 1 |
34 | Заболевание органов пищеварения | 1 |
35 | Контроль знаний по теме «Пищеварительная система» | 1 |
Обмен веществ и энергии | 4 |
36 | Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма. | 1 |
37 | Нормы питания Практическая работа № 11 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».. | 1 |
38 | Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждение. | 1 |
39 | Что мы едим? Основы правильного питания | 1 |
Мочевыделительная система | 2 |
40 | Строение и работа почек | 1 |
41 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 1 |
Кожа | 3 |
42 | Покровы тела. Кожа. Значение и строение кожи. | 1 |
43 | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. | 1 |
44 | Контроль знаний по темам «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа» | 1 |
Эндокринная и нервная системы | 5 |
45 | Железы и роль гормонов в организме | 1 |
46 | Значение, строение и функция нервной системы. Практическая работа № 12 «Действие прямых и обратных связей». | 1 |
47 | Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Практическая работа № 13 «Штриховое раздражение кожи» | 1 |
48 | Спинной мозг. | 1 |
49 | Головной мозг: строение и функции. Практическая работа № 14 «Изучение функций отделов головного мозга» | 1 |
Органы чувств. Анализаторы | 6 |
50 | Принцип работы органов чувств и анализаторов | 1 |
51 | Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа № 15 «Исследование реакции зрачка на освещённость» | 1 |
52 | Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения и его профилактика. | 1 |
53 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушение слуха и его профилактика. Практическая работа № 16 «Определение выносливости вестибулярного аппарата». | 1 |
54 | Органы осязания, обоняния и вкуса. Практическая работа № 17 «Исследование тактильных рецепторов» | 1 |
55 | Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» | 1 |
Поведение человека и высшая нервная деятельность | 9 |
56 | Врожденные формы поведения. | 1 |
57 | Приобретенные формы поведения. Практическая работа № 18 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма». | 1 |
58 | Закономерности работы головного мозга. | 1 |
59 | Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | 1 |
60 | Психологические особенности личности | 1 |
61 | Регуляция поведения. Практическая работа № 19 «Изучение внимания при разных условиях». | 1 |
62 | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | 1 |
63 | Вред наркогенных веществ | 1 |
64 | Обобщение и контроль знаний по теме «Поведение человека и ВНД» | 1 |
Половая система. Индивидуальное развитие организма | 3 |
65 | Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём | 1 |
66 | Развитие организма человека | 1 |
67 | Контроль знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» | 1 |
68 | Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» | 1 |
Тематическое планирование
9класс
(70 часов, из них 3 ч - резервное время)
№ | Тема | Количество часов |
Общие закономерности жизни | 5 |
1 | Биология-наука о живом мире | 1 |
2 | Методы биологических исследований | 1 |
3 | Общие свойства живых организмов | 1 |
4 | Многообразие форм жизни | 1 |
5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» | 1 |
| Закономерности жизни на клеточном уровне | 10 |
6 | Многообразие клеток. Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» | 1 |
7 | Химические вещества в клетке | 1 |
8 | Строение клетки | 1 |
9 | Органоиды клетки и их функции | 1 |
10 | Обмен веществ – основа существования клетки | 1 |
11 | Биосинтез белка в живой клетке | 1 |
12 | Биосинтез углеводов – фотосинтез | 1 |
13 | Обеспечение клеток энергией | 1 |
14 | Размножение клетки и ее жизненный цикл. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками » | 1 |
15 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» | 1 |
| Закономерности жизни на организменном уровне | 17 |
16 | Организм открытая живая система(биосистема) | 1 |
17 | Бактерии и вирусы | 1 |
18 | Растительный организм и его особенности | 1 |
19 | Многообразие растений и значение в природе | 1 |
20 | Организмы царства грибов и лишайников | 1 |
21 | Животный организм и его особенности | 1 |
22 | Многообразие животных | 1 |
22 | Сравнение свойств организма человека и животных | 1 |
24 | Размножение живых организмов | 1 |
25 | Индивидуальное развитие организмов | 1 |
26 | Образование половых клеток. Мейоз | 1 |
27 | Изучение механизма наследственности | 1 |
28 | Основные закономерности наследственности организмов | 1 |
29 | Закономерности изменчивости. Лабораторная работа №3 Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» | 1 |
30 | Наследственная изменчивость. Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости у организмов» | 1 |
31 | Основы селекции организмов | 1 |
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» | 1 |
Закономерности происхождения и развития жизни на Земле | 20 |
33 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | 1 |
34 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 1 |
35 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | 1 |
36 | Этапы развития жизни на Земле | 1 |
37 | Идеи развития органического мира в биологии | 1 |
38 | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира | 1 |
39 | Современные представления об эволюции органического мира | 1 |
40 | Вид, его критерии и структура | 1 |
41 | Процессы образования видов | 1 |
42 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | 1 |
43 | Основные направления эволюции | 1 |
44 | Примеры эволюционных преобразований живых организмов | 1 |
45 | Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа № 5 « Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 |
46 | Человек - представитель животного мира | 1 |
47 | Эволюционное происхождение человека | 1 |
48 | Ранние этапы эволюции человека | 1 |
49 | Поздние этапы эволюции человека | 1 |
50 | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 |
51 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 |
52 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | 1 |
Закономерности взаимоотношений организмов и среды | 15 |
53 | Условия жизни на Земле | 1 |
54 | Общие законы действия факторов среды на организмы | 1 |
55 | Приспособленность организмов к действию факторов среды | 1 |
56 | Биотические связи в природе | 1 |
57 | Взаимосвязи организмов в популяции | 1 |
58 | Функционировании популяций в природе | 1 |
59 | Природное сообщество - биогеоценоз | 1 |
60 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | 1 |
61 | Развитие и смена природных сообществ | 1 |
62 | Многообразие биогеоценозов (экосистем) | 1 |
63 | Основные законы устойчивости живой природы | 1 |
64 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды» | 1 |
65 | Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» | 1 |
66 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | 1 |
67 | Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса | 1 |
68 | Резервное время | 1 |