СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5-9 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учетом перехода на ФГОС. Рассчитана на 5 лет обучения на базовом уровне.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5-9 классы»

Приложение к ООП ООО


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №38 имени С. В. Кайгородова»


Согласовано

заместитель директора по УВР

Макаревич М.В.

«____» ____________ 2016_г.

Утверждена приказом
директора школы
Сумачёва С.О.
№ _______ от________2016_г.



Согласовано

Руководитель МО

Иванов Д.В.

«____» ____________ 2016_ г.










Рабочая программа учебного предмета

«Биология» 5-9 классы












Составитель: Якунина Елена Николаевна

учитель химии и биологии











г. Ленинск – Кузнецкий

Планируемые результаты освоения учебного предмета

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Живые организмы.

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Человек и его здоровье.

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Общие биологические закономерности.

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.




































Содержание учебного предмета


Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.


























Тематическое планирование

5 класс (34 часа)


Тема

Количество часов

Тема1. Биология - наука о живом мире

9

1

Вводный инструктаж. Наука о живой природе

1

2

Свойства живого

1

3

Методы изучения природы

1

4

Увеличительн. приборы. Лаб. раб. 1 «Изучение устройства увеличительных приборов

1

5

Строение клетки. Ткани. Лаб. раб. 2 «Знакомство с клеткам растений


1

6

Химический состав клетки

1

7

Контрольная работа за 1 четверть

1

8

РНО. Процессы жизнедеятельности клетки

1

9

Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология – наука о живом мире»


Тема2. Многообразие живых организмов

12

10

Царства живой природы

1

11

Бактерии; строение и жизнедеятельность

1

12

Значение бактерий в природе и для человека

1

13

Растения

1

14

Лаб. раб. 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

1

15

Контрольная работа за 2 четверть

1

16

РНО. Животные

1

17

Лаб. раб. 4 «Наблюдение за передвижением животных».

1

18

Грибы

1

19

Многообразие и значение грибов

1

20

Лишайники

1

21

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

1

Тема3. Жизнь организмов на планете Земля

8

22

Сам. работа по теме «Многообразие живых организмов». Среды жизни планеты Земля

1

23

Экологические факторы среды

1

24

Приспособления организмов к жизни в природе

1

25

Контрольная работа за 3 четверть

1

26

РНО. Природные сообщества

1

27

Природные зоны России

1

28

Жизнь организмов на разных материках

1

29

Жизнь организмов в морях и океанах. Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

1

Тема4. Человек на планете Земля

6

30

Сам. работа по теме «Жизнь организмов на планете Земля». Как появился человек на Земля

1

31

Как человек изменял природу

1

32

Годовая контрольная работа

1


РНО. Важность охраны животного мира планеты

1

Сохраним богатство живого мира. Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»

1

34

Экскурсия «Весенние явления в природе

1


































Тематическое планирование

6 класс( 2 часа в неделю, 68 часов)


Тема

Количество

часов

Тема1. Наука о растениях-ботаника.

8(5/3)

1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

1

2

Урок- экскурсия «Мир растений вокруг нас»

1

3

Многообразие жизненных форм растений.

1

4

Красная книга растений Кузбасса

1

5

Урок- экскурсия « Осенние явления в жизни растений»

1

6

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки

1

7

Ткани растений.

1

8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях - ботаника»

1

Тема 2.Органы растений

17 ч (12/5)

9

Семя, его строение и значение

Л. р. № 1 «Строение семени фасоли».

1

10

Условия прорастания семян

1

11

Урок- исследование. «Разнообразие семян овощных культур, районированных в Кемеровской области».

1

12

Виды корней. Внешнее и внутреннее строение корня.

Л. р. №2 «Строение корня у проростка»

1

13

Урок – проект. «Видоизменения корней. Значение корней.»

1

14

Побег, его строение и значение.

Л. р. № 3 «Строение вегетативной и генеративной почек».

1

15

Лист, его строение

1

16

Значение листа в жизни растений.

1

17

Стебель, его строение и значение.

1

18

Урок- экскурсия «Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии»

1

19

Видоизменения подземных побегов.

Л.р. № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

1

20

Урок-ярмарка по теме «Корень, стебель, лист».

1

21

Цветок, его строение и значение.

1

22

Цветение и опыление растений. Особенности цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений Кемеровской области»

1

23

Плод. Разнообразие и значение плодов.

1

24

Урок – презентация. «Плодово-ягодные культуры, акклиматизированные в нашем регионе»

1

25

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы растений»

1

Тема 3. Основные процессы в жизнедеятельности растений

14 ч (8/6)

26

Почвы Кузбасса.

1

27

Минеральное питание растений

1

28

Обеспечение плодородия почвы. Удобрения.

1

29

Воздушное питание растений - фотосинтез.

1

30

Роль зеленых растений в очищении воздушной среды промышленных районов Кузбасса

1

31

Дыхание растений и обмен веществ у растений

1

32

Значение воды в жизнедеятельности растений.

1

33

Местные растения различных экологических групп по отношению к воде.

1

34

Размножение и оплодотворение у растений.

1

35

Вегетативное размножение растений.

1

36

Использование вегетативного размножения человеком.

Л. р. № 5 «Черенкование комнатных растений»

1

37

Рост и развитие растений.

1

38

Экологический урок – игра. «Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды региона»

1

39

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные процессы жизнедеятельности»

1

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира

22ч. (8/14)

40

Систематика растений, ее значение для

ботаники


41

Водоросли, их многообразие в природе.


42

Урок-исследование «Водоросли твоего аквариума».

Л. р. № 6 «Изучение водорослей аквариума»


43

Урок путешествие «В страну мхов».

Л. р. № 7 «Изучение строения моховидных растений»


44

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.


45

Ископаемые папоротниковидные и образование каменного угля


46


Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.


47

Лесообразующая роль голосеменных. Рациональное использование и охрана лесов.


48

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.


49

Семейства класса Двудольные. Семейство Мотыльковые (изучение районированных сортов)


50

Семейство Крестоцветные (изучение районированных сортов)


51

Семейство Пасленовые (изучение районированных сортов)


52

Семейства класса Однодольные. Семейство Лилейные.Луковые (изучение районированных сортов)


53

Семейство Злаки (изучение районированных сортов)


54

Урок – конференция «Зеленая аптека Кузбасса»


55

Урок-экскурсия «Весеннее пробуждение растений»


56

Урок- состязание «Многообразие видов цветковых растений »


57

Историческое развитие растительного мира


58

Многообразие и происхождение культурных растений


59

Сорняки как особая форма растений


60

Дары Старого и Нового света


61

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие и развитие растительного мира»


Тема 5. Природные сообщества

6ч. (2/4)

62

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.

1

63

Совместная жизнь организмов в природном сообществе на примере тайги.

1

64

Многообразие природных сообществ региона

1

65

Смена природных сообществ и ее причины

1

66

Антропогенное воздействие на растительные сообщества.

1

67

Охраняемые территории Кузбасса.

1

68

Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы»

1


































Тематическое планирование

7 класс (2 часа в неделю,68 часов)

Тема

Количество часов

Тема1. Общие сведения о мире животных

5

1

Зоология-наука о животных

1

2

Животные и окружающая среда

1

3

Классификация животных. Основные систематические группы

1

4

Влияние человека на животных

1

5

Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

1

Тема 2. Строение тела животных

2

6

Клетка

1

7

Ткани, органы и системы органов

1

Тема3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

4

8

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Саркодовые

1

9

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Жгутиконосцы

1

10

Тип Инфузории. Лаб. раб. № 1

«Строение и передвижение инфузории туфельки»

1

11

Значение простейших

1

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные

2

12

Строение и жизнедеятельность кишечнополостных

1

13

Разнообразие кишечнополостных

1

14

Зачет 1 по темам «Тип Простейшие»

и «Тип Кишечнополостные»

1

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

5

15

Тип Плоские черви

1

16

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

1

17

Тип Круглые черви

1

18

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. Лаб

раб. №2 «Внешнее строение дождевого червя, передвижение, раздражимость»

1

19

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Лаб. раб. №3 «Внутреннее строение дождевого червя»

1

20

Зачёт 2 по теме «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви»



Тема 6. Тип Моллюски

4

21

Общая характеристика моллюсков

1

22

Класс Брюхоногие моллюски

1

23

Класс Двустворчатые моллюски. Лаб. раб. №4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков

1

24

Класс Головоногие моллюски. Обобщающий урок по теме «Тип Моллюски»

1

Тема7. Тип Членистоногие

8

25

Класс Ракообразные

1

26

Класс Паукообразные

1

27

Класс Насекомые. Внешнее строение. Лабораторная работа№ 5 «Внешнее строение насекомого»

1

28

Класс Насекомые. Внутреннее строение

1

29

Типы развития и многообразия насекомых.

1

30

Общественные насекомые-пчелы и муравьи. Значение насекомых. Охрана насекомых

1

31

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

1

32

Зачёт 3 по теме «Тип Моллюски» и «Тип Членистоногие»

1

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

6

33

Общие признаки хордовых. Бесчерепные

1

34

Черепные, или позвоночные. Внешнее строение рыб

Лаб. раб.№ 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»

1

35

Внутреннее строение рыб. Лабораторная работа №7 «Внутреннее строение рыб»

1

36

Особенности размножения рыб.

1

37

Основные систематические группы рыб.

1

38

Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение знаний по теме «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы»

1

Тема 9.Класс Земноводные или Амфибии

5

39

Среда обитания и строение тела земноводных

1

40

Строение и функции систем внутренних органов земноводных

1

41

42

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

Разнообразие и значение земноводных

1

1

43

Зачет 4 по теме «Класс Земноводные»

1

Тема 10.Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

4

44

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы)

1

45

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся

1

46

Многообразие пресмыкающихся

1

47

Значение пресмыкающихся. Происхождение пресмы -кающихся


Тема 11. Класс Птицы

8

48

Внешнее строение птиц. Лабораторная работа 8 «Внешнее строение птиц. Перьевой покров и различные типы перьев»

1

49

Опорно-двигательная система птиц Лабораторная раб.№9 «Строение скелета птицы».

1

50

Внутреннее строение птиц

1

51

Размножение и развитие птиц

1

52

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

1

53

Разнообразие птиц

1

54

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц

1

55

Зачет 5 по теме «Класс Птицы»

1

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери

10

56

Внешнее строение млекопитающих

1

57

Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа №10 «Скелет млекопитающих»

1

58

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл

1

59

Происхождение и разнообразие млекопитающих

1

60

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

1

61

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и кито-образные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные


1

62

Высшие, или плацентарные, звери: приматы.

1

63

Экологические группы млекопитающих

1

64

Значение млекопитающих для человека

1

65

Зачет 7 по теме «Класс Млекопитающие»

1

Развитие животного мира

3

66

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции

1

67

Развитие животного мира на Земле.


68

Современный животный мир. Биосфера































Тематическое планирование

8 класс (2 часа в неделю,68 часов)

Тема

Количество

часов

Общий обзор организма человека

5 ч.

1

Введение. Биосоциальная природа. Науки об организме человека. Место человека в живой природе

1

2

Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность Лабораторная работа № 1

«Действие каталазы на пероксид водорода»

1

3

Ткани, органы и их регуляция. Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»

1

4

Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая работа № 1

«Изучение мигательного рефлекса и его торможения»

1

5

Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека»

1

Опорно- двигательная система

9

6

Строение, состав и типы соединения костей. Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани».

1

7

Скелет головы и скелет туловища.

1

8

Скелет конечностей. Практическая работа № 2

«Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

1

9

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

10

Мыщцы человека. Практическая работа № 3

«Изучение расположения мышц головы»

1

11

Работа мышц

1

12

Профилактика нарушения осанки, плоскостопия и травматизма. Практическая работа № 4

«Выявление нарушений осанки и плоскостопия

1

13

Развитие опорно-двигательной системы

1

14

Контроль знаний по теме «Опорно-двигательная система»

1

Кровеносная система. Внутренняя среда организма

7.

15

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа № 4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

1

16

Иммунитет. Тканевая совместимость. .Переливание крои

1

17

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

1

18

Движение лимфы. Практическая работа № 5«Изучение явления кислородного голодания»

1

19

Движение крови по сосудам. Практическая работа № 6 «Пуль Практическая работа № 7

«Доказательство вреда табакокурения»с и движение крови»

1

20

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

1

21

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа № 8«Функциональная сердечно-сосудистая проба».

1

Дыхательная система

7.

22

Значение дыхания . Органы дыхания

1

23

Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа №

«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

24

Дыхательные движения. Лабораторная работа № 6

«Дыхательные движения»

1

25

Регуляция дыхания

1

26

Заболевания органов дыхания и их профилактика Практическая работа № 9«Определение запыленности воздуха в зимний период»..

1

27

Первая помощь при поражении органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

1

28

Контроль знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система»

1

Пищеварительная система

7

29

Строение пищеварительной системы. Практическая работа № 10

«Определение местоположения слюнных желёз»

1

30

Строение и значение зубов

1

31

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа № 7

«Действие ферментов слюны на крахмал».

1

32

Пищеварение в кишечнике. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ

1

33

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав

1

34

Заболевание органов пищеварения

1

35

Контроль знаний по теме «Пищеварительная система»

1

Обмен веществ и энергии

4

36

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма.

1

37

Нормы питания Практическая работа № 11

«Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»..

1

38

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждение.

1

39

Что мы едим? Основы правильного питания

1

Мочевыделительная система

2

40

Строение и работа почек

1

41

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

Кожа

3

42

Покровы тела. Кожа. Значение и строение кожи.

1

43

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи.

1

44

Контроль знаний по темам «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа»

1

Эндокринная и нервная системы

5

45

Железы и роль гормонов в организме

1

46

Значение, строение и функция нервной системы. Практическая работа № 12

«Действие прямых и обратных связей».

1

47

Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Практическая работа № 13

«Штриховое раздражение кожи»

1

48

Спинной мозг.

1

49

Головной мозг: строение и функции. Практическая работа № 14

«Изучение функций отделов головного мозга»

1

Органы чувств. Анализаторы

6

50

Принцип работы органов чувств и анализаторов

1

51

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа № 15

«Исследование реакции зрачка на освещённость»

1

52

Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения и его профилактика.

1

53

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушение слуха и его профилактика. Практическая работа № 16

«Определение выносливости вестибулярного аппарата».

1

54

Органы осязания, обоняния и вкуса. Практическая работа № 17

«Исследование тактильных рецепторов»

1

55

Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы»

1

Поведение человека и высшая нервная деятельность

9

56

Врожденные формы поведения.

1

57

Приобретенные формы поведения. Практическая работа № 18

«Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма».

1

58

Закономерности работы головного мозга.

1

59

Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление

1

60

Психологические особенности личности

1

61

Регуляция поведения. Практическая работа № 19

«Изучение внимания при разных условиях».

1

62

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение

1

63

Вред наркогенных веществ

1

64

Обобщение и контроль знаний по теме «Поведение человека и ВНД»

1

Половая система. Индивидуальное развитие организма

3

65

Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём

1

66

Развитие организма человека

1

67

Контроль знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма»

1

68

Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье»

1




































Тематическое планирование

9класс

(70 часов, из них 3 ч - резервное время)


Тема

Количество часов

Общие закономерности жизни

5

1

Биология-наука о живом мире

1

2

Методы биологических исследований

1

3

Общие свойства живых организмов

1

4

Многообразие форм жизни

1

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»

1


Закономерности жизни на клеточном уровне

10

6

Многообразие клеток. Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

1

7

Химические вещества в клетке

1

8

Строение клетки

1

9

Органоиды клетки и их функции

1

10

Обмен веществ – основа существования клетки

1

11

Биосинтез белка в живой клетке

1

12

Биосинтез углеводов – фотосинтез

1

13

Обеспечение клеток энергией

1

14

Размножение клетки и ее жизненный цикл. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками »

1

15

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне»

1


Закономерности жизни на организменном уровне

17

16

Организм открытая живая система(биосистема)

1

17

Бактерии и вирусы

1

18

Растительный организм и его особенности

1

19

Многообразие растений и значение в природе

1

20

Организмы царства грибов и лишайников

1

21

Животный организм и его особенности

1

22

Многообразие животных

1

22

Сравнение свойств организма человека и животных

1

24

Размножение живых организмов

1

25

Индивидуальное развитие организмов

1

26

Образование половых клеток. Мейоз

1

27

Изучение механизма наследственности

1

28

Основные закономерности наследственности организмов

1

29

Закономерности изменчивости. Лабораторная работа №3 Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

1

30

Наследственная изменчивость. Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости у организмов»

1

31

Основы селекции организмов

1

32

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»

1

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20

33

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1

34

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

35

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

36

Этапы развития жизни на Земле

1

37

Идеи развития органического мира в биологии

1

38

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

1

39

Современные представления об эволюции органического мира

1

40

Вид, его критерии и структура

1

41

Процессы образования видов

1

42

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

1

43

Основные направления эволюции

1

44

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

1

45

Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа № 5 « Приспособленность организмов к среде обитания»

1

46

Человек - представитель животного мира

1

47

Эволюционное происхождение человека

1

48

Ранние этапы эволюции человека

1

49

Поздние этапы эволюции человека

1

50

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

51

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

52

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

1

Закономерности взаимоотношений организмов и среды

15

53

Условия жизни на Земле

1

54

Общие законы действия факторов среды на организмы

1

55

Приспособленность организмов к действию факторов среды

1

56

Биотические связи в природе

1

57

Взаимосвязи организмов в популяции

1

58

Функционировании популяций в природе

1

59

Природное сообщество - биогеоценоз

1

60

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1

61

Развитие и смена природных сообществ

1

62

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

1

63

Основные законы устойчивости живой природы

1

64

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды»

1

65

Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»

1

66

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»

1

67

Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса

1

68

Резервное время

1