ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧЕРЕЖДЕНИЕ
«СТАХАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №11 ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ СГ№11 им. Кирилла и Мефодия _________ Ватулин О.И. ________________(дата) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
Базовый уровень
5 - 9 классы
Составитель рабочей программы:
Ватулин О.И.
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
Закон от 18.05.2014 г. №1-I «Временный Основной Закон» (Конституция) Луганской Народной Республики с изменениями, ст. 36
Закон ЛНР от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании» (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 10.11.2017 № 193-II, от 14.03.2018 № 214-II)
Приказ МОН ЛНР от 21.05.2018 № 495 - од «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505 Методические рекомендации по составлению рабочих программ в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики.
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №139 – од от 14.02.2018 «Об утверждении методических рекомендация по оцениванию учащихся».
Действующие на территории Луганской Народной Республики санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных организаций (учреждений) (СанПиН).
Рабочая программа по биологии для 5 – 9 классов составлена на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по биологии для V-IX классов (базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.16), в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования Луганской Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки ЛНР № 495-ОД от 21.05.2018, зарегистрированного в Министерстве юстиции ЛНР 13.06.2018 за № 200/1844, с учетом Методические рекомендаций по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, согласно учебному плану образовательного учреждения.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено
на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими
приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками
информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи предмета биологии:
формирование у школьников представлений: о живой природе в единой картине мира, о многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, об общих закономерностях развития живой материи;
усвоение учащимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;
усвоение учащимися знаний о структуре, функционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека;
воспитание у учащихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование у школьников экологического стиля мышления, что должно выработать бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека;
приобретение учащимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни;
формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования, подготовка учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии.
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. В процессе изучения предмета «Биология» формируется у учащихся научное мировоззрение, вырабатываются общенаучные методы (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) исследования. Практическое применение научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.
Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов своего региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется использовать учебное время регионального компонента.
Место предмета в учебном плане
| 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Кол-во часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Кол-во часов в год | 34 | 34 | 34 | 68 | 68 |
Планируемые результаты обучения
5- 6 класс:
ученик научится
- выделять существенные признаки живых организмов;
- использовать методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение);
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии;
- работать с увеличительными приборами;
- наблюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов,
фиксировать результаты наблюдений;
- устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями;
- делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;
- выделять существенные признаки строения клеток разных царств;
- раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения);
- устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей живых организмов;
- выделять существенные признаки царств живой природы;
- сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе;
- выделять основные признаки царства растений;
- устанавливать связь строения органов цветкового растения и их функций;
- выявлять особенности сред обитания;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям части и органоиды растительной клетки (клеточная стенка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль);
- выделять существенные признаки представителей царства растения;
- различать на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения;
- сравнивать органы растений, делать выводы на основе сравнения;
- выявлять клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа);
- наблюдать части растительной клетки под микроскопом и описывать их;
- раскрывать сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие);
- сравнивать процессы жизнедеятельности растений и животных;
- применять приемы размножения растений на практике;
- выявлять признаки крупных систематических групп растений (зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные);
- различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения крупных систематических групп;
- выявлять признаки классов однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения этих классов;
- выявлять отличительные признаки семейств покрытосеменных растений, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения этих семейств;
- объяснять роль различных растений в природе и жизни человека;
- выделять основные признаки царства бактерий, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства бактерий;
- раскрывать роль бактерий в природе и жизни человека;
- аргументировать и приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями;
- выделять существенные признаки царства грибов, различать по внешнему виду, изображению, схемам и описаниям представителей царства грибов;
- доказывать необходимость соблюдать правила сбора грибов и меры профилактики отравления ядовитыми грибами;
7класс
ученик научится:
- выделять основные признаки царства животных, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства животных;
- сравнивать строение и процессы жизнедеятельности животных и растений, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- различать представителей простейших на микропрепаратах и иллюстративном материале;
- сравнивать представителей разных типов простейших, делать выводы на основе сравнения;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, паразитическими червями;
- выделять основные признаки типов многоклеточных животных (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых), различать представителей этих типов по внешнему виду, схемам и описаниям;
- выделять основные признаки классов моллюсков, членистоногих, хордовых, различать представителей этих классов по внешнему виду, схемам и описаниям;
- выделять основные признаки отрядов (классов насекомых, земноводных, пресмыкающихся, хордовых), различать представителей этих отрядов по внешнему виду, схемам и описаниям;
- объяснять роль различных животных в природе и в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп
растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- описывать и использовать приемы ухода за домашними животными;
8класс
ученик научится
- приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от окружающей среды;
- приводить доказательства родства человека с животными;
- приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стресса, вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия, слуха, зрения; инфекционных и простудных заболеваний;
- сравнивать клетки и ткани организма человека, находить сходства и различия;
- находить связь строения и функций клеток разных тканей;
- различать на микропрепаратах, изображениях и по описанию ткани человека; устанавливать связь строения и функций тканей;
- выделять существенные признаки органов и систем органов человека;
- различать на иллюстративном материале и по описанию органы и системы органов человека;
- устанавливать связь строения и функций органов и систем органов;
- различать на иллюстративном материале и по описанию части рефлекторной дуги; - сравнивать процессы нервной и гуморальной регуляции деятельности
организма человека, делать выводы на основе сравнения;
- на основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и плоскостопия;
- сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения;
- определять нормы рационального питания;
- сравнивать стороны обмена веществ в организме, делать выводы на основе сравнения;
- объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний, сущность процессов наследственности и изменчивости у человека;
- сравнивать безусловные и условные рефлексы, делать выводы на основе
сравнения;
- сравнивать психическую деятельность человека и млекопитающих, делать выводы на основе сравнения;
- раскрывать сущность процессов жизнедеятельности (кровообращения, дыхания, газообмена в легких и тканях, пищеварения, образования и отделения мочи, терморегуляции, индивидуального развития);
9класс
ученик научится
- выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне;
- сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости; сравнивать наследственность и изменчивость, делать выводы на основе сравнения;
- доказывать родство организмов на основе клеточного строения живых организмов;
- сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения;
- выделять существенные признаки вида;
- объяснять причины многообразия видов;
- описывать приспособленность организмов к действию экологических
факторов;
- выделять существенные признаки экосистемы, характеризовать роль редуцентов, продуцентов, консументов в экосистеме составлять схемы цепей питания;
- приводить примеры разных типов взаимоотношений организмов в экосистеме;
- аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или исследования по биологии;
- выдвигать версии решения биологических и экологических проблем, формулировать гипотезы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- наблюдать биологические объекты, проводить биологические эксперименты;
- делать выводы, заключения, основываясь на биологических и экологических знаниях;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта по биологии, проведения биологического исследования);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности по биологии;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература по биологии, биологические приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- в ходе представления проекта или биологического исследования давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности по биологии;
- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»);
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать биологические факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию биологических объектов на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, основываясь на биологических знаниях;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
- преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой биологической информации;
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; - осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений биологических объектов;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от биологического понятия с меньшим объемом к биологическому понятию с большим объемом.
Создавать модели с выделением существенных характеристик биологического объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (биология);
- представлять биологическую информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; - представлять биологическую информацию в оптимальной форме в зависимости от адреса;
- самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасно;
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми
иных позиций:
- формулировать и задавать вопросы по биологической тематике;
- наблюдать за состоянием собственного организма, измерять пульс, артериальное давление;
- применять приемы оказания первой помощи при кровотечениях, при отравлении угарным газом, спасении утопающих, простудных заболеваниях.
Соблюдать меры профилактики нарушений обмена веществ и развития авитаминозов, заболеваний, передающихся половым путем, СПИДа, нарушений работы органов чувств, вредных привычек соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха
Основное содержание программы
предмета «Биология 5 - 9 классы»
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
Биология. 5 класс |
1 | Живые организмы. Введение | 3 |
2 | Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов | 4 |
3 | Многообразие организмов | 11 |
4 | Жизнедеятельность организмов | 9 |
5 | Размножение, рост и развитие организмов | 2 |
6 | Регуляция жизнедеятельности организмов | 5 |
| Всего: | 34 |
Биология. 6 класс |
1 | Введение | 2 |
2 | Бактерии, грибы, лишайники | 6 |
3 | Многообразие растительного мира | 24 |
4 | Эволюция растений. Экосистемы | 2 |
| Всего: | 34 |
Биология. 7 класс |
1 | Многообразие животного мира. Подцарство Простейшие | 3 |
2 | Подцарство Многоклеточные | 24 |
3 | Эволюция растений и животных, их охрана | 4 |
4 | Экосистемы | 3 |
| Всего: | 34 |
Биология. 8 класс |
1 | Введение | 3 |
2 | Общий обзор организма человека | 3 |
3 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 7 |
4 | Опора и движение | 6 |
5 | Кровь и кровообращение | 8 |
6 | Дыхание | 4 |
7 | Пищеварение | 5 |
8 | Обмен веществ и превращение энергии | 8 |
9 | Выделение | 2 |
10 | Сенсорные системы (анализаторы) | 4 |
11 | Высшая нервная деятельность. Психология поведения человека | 8 |
12 | Здоровье человека и его охрана. Основы физиологии труда | 5 |
| Всего: | 68 |
Биология. 9 класс |
1 | Введение | 2 |
| Раздел. Уровни организации живой материи | 66 |
2 | Молекулярно-генетический уровень организации жизни | 20 |
3 | Органоидно - клеточный уровень организации жизни | 10 |
4 | Организменный уровень организации жизни. | 5 |
5 | Популяционно-видовой уровень организации жизни. | 16 |
6 | Биосферный уровень организации жизни | 7 |
7 | Биосферный | 2 |
| Всего: | 68 |
| | |
Изучение программного материала реализуется через использование учебников:
в 5 классе - Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.П.Гапонюк; под редакцией В.В.Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Про-свещение, 2012. – 160 л.: - (Академический школьный учебник) (Линия жизни);
в 6 классе - Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.П.Гапонюк; под редакцией В.В.Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Про-свещение, 2012. – 160 л.: - (Академический школьный учебник) (Линия жизни); Биология. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.П.Гапонюк; под редакцией В.В.Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. об-разования, изд-во «Просвещение». 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 256 л.: - (Акаде-мический школьный учебник) (Линия жизни);
в 7 классе – Биология. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.П.Гапонюк; под редакцией В.В.Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 256 л.: - (Академический школьный учебник) (Линия жизни);
в 8 классе – Биология. 8 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Па-сечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов]; под ред. В.В. Пасечника; - 3-е изд. - М.: Просве-щение. - 255 с.;
в 9 классе – Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Па-сечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов]; под ред. В.В. Пасечника; - 3-е изд. - М.: Просве-щение. - 208 с.
РАССМОТРЕНО
На заседании городского
методического объединения
от 30 августа 2018
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
-------------------------
«___» ____________2018 г.
14