СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии (5-9кл.)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы по биологии за курс основного общего образования (5-9 классы) разработаны с учетом предпрофильной подготовки, осуществляемой в образовательном учреждении

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (5-9кл.)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧЕРЕЖДЕНИЕ

«СТАХАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №11 ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СГ№11

им. Кирилла и Мефодия

_________ Ватулин О.И.

________________(дата)







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ


Базовый уровень


5 - 9 классы





Составитель рабочей программы:

Ватулин О.И.























2018



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:


  1. Закон от 18.05.2014 г. №1-I «Временный Основной Закон» (Конституция) Луганской Народной Республики с изменениями, ст. 36


  1. Закон ЛНР от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании» (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 10.11.2017 № 193-II, от 14.03.2018 № 214-II)

  2. Приказ МОН ЛНР от 21.05.2018 № 495 - од «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»

  3. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».

  4. Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505 Методические рекомендации по составлению рабочих программ в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики.

  5. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №139 – од от 14.02.2018 «Об утверждении методических рекомендация по оцениванию учащихся».

  6. Действующие на территории Луганской Народной Республики санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных организаций (учреждений) (СанПиН).

Рабочая программа по биологии для 5 – 9 классов составлена на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по биологии для V-IX классов (базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.16), в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования Луганской Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки ЛНР № 495-ОД от 21.05.2018, зарегистрированного в Министерстве юстиции ЛНР 13.06.2018 за № 200/1844, с учетом Методические рекомендаций по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, согласно учебному плану образовательного учреждения.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения

процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими

приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками

информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Задачи предмета биологии:

  • формирование у школьников представлений: о живой природе в единой картине мира, о многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, об общих закономерностях развития живой материи;

  • усвоение учащимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;

  • усвоение учащимися знаний о структуре, функционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека;

  • воспитание у учащихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование у школьников экологического стиля мышления, что должно выработать бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека;

  • приобретение учащимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни;

  • формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования, подготовка учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии.


Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. В процессе изучения предмета «Биология» формируется у учащихся научное мировоззрение, вырабатываются общенаучные методы (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) исследования. Практическое применение научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.

Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов своего региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется использовать учебное время регионального компонента.


Место предмета в учебном плане



5

6

7

8

9

Кол-во часов в неделю

1

1

1

2

2

Кол-во часов в год

34

34

34

68

68


Планируемые результаты обучения

5- 6 класс:

ученик научится

- выделять существенные признаки живых организмов;

- использовать методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение);

- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии;

- работать с увеличительными приборами;

- наблюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов,

фиксировать результаты наблюдений;

- устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями;

- делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;

- выделять существенные признаки строения клеток разных царств;

- раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения);

- устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей живых организмов;

- выделять существенные признаки царств живой природы;

- сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения;

- осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе;

- выделять основные признаки царства растений;

- устанавливать связь строения органов цветкового растения и их функций;

- выявлять особенности сред обитания;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям части и органоиды растительной клетки (клеточная стенка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль);

- выделять существенные признаки представителей царства растения;

- различать на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения;

- сравнивать органы растений, делать выводы на основе сравнения;

- выявлять клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа);

- наблюдать части растительной клетки под микроскопом и описывать их;

- раскрывать сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие);

- сравнивать процессы жизнедеятельности растений и животных;

- применять приемы размножения растений на практике;

- выявлять признаки крупных систематических групп растений (зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные);

- различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения крупных систематических групп;

- выявлять признаки классов однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения этих классов;

- выявлять отличительные признаки семейств покрытосеменных растений, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения этих семейств;

- объяснять роль различных растений в природе и жизни человека;

- выделять основные признаки царства бактерий, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства бактерий;

- раскрывать роль бактерий в природе и жизни человека;

- аргументировать и приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями;

- выделять существенные признаки царства грибов, различать по внешнему виду, изображению, схемам и описаниям представителей царства грибов;

- доказывать необходимость соблюдать правила сбора грибов и меры профилактики отравления ядовитыми грибами;

7класс

ученик научится:

- выделять основные признаки царства животных, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства животных;

- сравнивать строение и процессы жизнедеятельности животных и растений, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- различать представителей простейших на микропрепаратах и иллюстративном материале;

- сравнивать представителей разных типов простейших, делать выводы на основе сравнения;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, паразитическими червями;

- выделять основные признаки типов многоклеточных животных (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых), различать представителей этих типов по внешнему виду, схемам и описаниям;

- выделять основные признаки классов моллюсков, членистоногих, хордовых, различать представителей этих классов по внешнему виду, схемам и описаниям;

- выделять основные признаки отрядов (классов насекомых, земноводных, пресмыкающихся, хордовых), различать представителей этих отрядов по внешнему виду, схемам и описаниям;

- объяснять роль различных животных в природе и в жизни человека;

- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп

растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

- описывать и использовать приемы ухода за домашними животными;

8класс

ученик научится

- приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от окружающей среды;

- приводить доказательства родства человека с животными;

- приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стресса, вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия, слуха, зрения; инфекционных и простудных заболеваний;

- сравнивать клетки и ткани организма человека, находить сходства и различия;

- находить связь строения и функций клеток разных тканей;

- различать на микропрепаратах, изображениях и по описанию ткани человека; устанавливать связь строения и функций тканей;

- выделять существенные признаки органов и систем органов человека;

- различать на иллюстративном материале и по описанию органы и системы органов человека;

- устанавливать связь строения и функций органов и систем органов;

- различать на иллюстративном материале и по описанию части рефлекторной дуги; - сравнивать процессы нервной и гуморальной регуляции деятельности

организма человека, делать выводы на основе сравнения;

- на основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и плоскостопия;

- сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения;

- определять нормы рационального питания;

- сравнивать стороны обмена веществ в организме, делать выводы на основе сравнения;

- объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний, сущность процессов наследственности и изменчивости у человека;

- сравнивать безусловные и условные рефлексы, делать выводы на основе

сравнения;

- сравнивать психическую деятельность человека и млекопитающих, делать выводы на основе сравнения;

- раскрывать сущность процессов жизнедеятельности (кровообращения, дыхания, газообмена в легких и тканях, пищеварения, образования и отделения мочи, терморегуляции, индивидуального развития);

9класс

ученик научится

- выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне;

- сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;

- объяснять механизмы наследственности и изменчивости; сравнивать наследственность и изменчивость, делать выводы на основе сравнения;

- доказывать родство организмов на основе клеточного строения живых организмов;

- сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения;

- выделять существенные признаки вида;

- объяснять причины многообразия видов;

- описывать приспособленность организмов к действию экологических

факторов;

- выделять существенные признаки экосистемы, характеризовать роль редуцентов, продуцентов, консументов в экосистеме составлять схемы цепей питания;

- приводить примеры разных типов взаимоотношений организмов в экосистеме;

- аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.

Выпускник получит возможность научиться:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или исследования по биологии;

- выдвигать версии решения биологических и экологических проблем, формулировать гипотезы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- наблюдать биологические объекты, проводить биологические эксперименты;

- делать выводы, заключения, основываясь на биологических и экологических знаниях;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта по биологии, проведения биологического исследования);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности по биологии;

- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература по биологии, биологические приборы, компьютер);

- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

- в ходе представления проекта или биологического исследования давать оценку его результатам;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности по биологии;

- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»);

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать биологические факты и явления;

- выявлять причины и следствия простых явлений; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию биологических объектов на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, основываясь на биологических знаниях;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

- преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой биологической информации;

- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; - осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений биологических объектов;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от биологического понятия с меньшим объемом к биологическому понятию с большим объемом.

Создавать модели с выделением существенных характеристик биологического объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (биология);

- представлять биологическую информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

- преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; - представлять биологическую информацию в оптимальной форме в зависимости от адреса;

- самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;

- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасно;

- использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми

иных позиций:

- формулировать и задавать вопросы по биологической тематике;

- наблюдать за состоянием собственного организма, измерять пульс, артериальное давление;

- применять приемы оказания первой помощи при кровотечениях, при отравлении угарным газом, спасении утопающих, простудных заболеваниях.

Соблюдать меры профилактики нарушений обмена веществ и развития авитаминозов, заболеваний, передающихся половым путем, СПИДа, нарушений работы органов чувств, вредных привычек соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха



Основное содержание программы

предмета «Биология 5 - 9 классы»

Учебно-тематический план


п/п

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество

часов

Биология. 5 класс

1

Живые организмы. Введение

3

2

Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов

4

3

Многообразие организмов

11

4

Жизнедеятельность организмов

9

5

Размножение, рост и развитие организмов

2

6

Регуляция жизнедеятельности организмов

5


Всего:

34

Биология. 6 класс

1

Введение

2

2

Бактерии, грибы, лишайники

6

3

Многообразие растительного мира

24

4

Эволюция растений. Экосистемы

2


Всего:

34

Биология. 7 класс

1

Многообразие животного мира. Подцарство Простейшие

3

2

Подцарство Многоклеточные

24

3

Эволюция растений и животных, их охрана

4

4

Экосистемы

3


Всего:

34

Биология. 8 класс

1

Введение

3

2

Общий обзор организма человека

3

3

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

7

4

Опора и движение

6

5

Кровь и кровообращение

8

6

Дыхание

4

7

Пищеварение

5

8

Обмен веществ и превращение энергии

8

9

Выделение

2

10

Сенсорные системы (анализаторы)

4

11

Высшая нервная деятельность. Психология поведения человека

8

12

Здоровье человека и его охрана. Основы физиологии труда

5


Всего:

68

Биология. 9 класс

1

Введение

2


Раздел. Уровни организации живой материи

66

2

Молекулярно-генетический уровень организации жизни

20

3

Органоидно - клеточный уровень организации жизни

10

4

Организменный уровень организации жизни.

5

5

Популяционно-видовой уровень организации жизни.

16

6

Биосферный уровень организации жизни

7

7

Биосферный

2


Всего:

68






Изучение программного материала реализуется через использование учебников:

в 5 классе - Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.П.Гапонюк; под редакцией В.В.Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Про-свещение, 2012. – 160 л.: - (Академический школьный учебник) (Линия жизни);

в 6 классе - Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.П.Гапонюк; под редакцией В.В.Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Про-свещение, 2012. – 160 л.: - (Академический школьный учебник) (Линия жизни); Биология. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.П.Гапонюк; под редакцией В.В.Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. об-разования, изд-во «Просвещение». 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 256 л.: - (Акаде-мический школьный учебник) (Линия жизни);

в 7 классе – Биология. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.П.Гапонюк; под редакцией В.В.Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 256 л.: - (Академический школьный учебник) (Линия жизни);

в 8 классе – Биология. 8 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Па-сечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов]; под ред. В.В. Пасечника; - 3-е изд. - М.: Просве-щение. - 255 с.;

в 9 классе – Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Па-сечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов]; под ред. В.В. Пасечника; - 3-е изд. - М.: Просве-щение. - 208 с.

































РАССМОТРЕНО

На заседании городского

методического объединения

от 30 августа 2018




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

-------------------------

«___» ____________2018 г.










































































14