Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Корнево»
Багратионовского района Калининградской области
238441, п. Корнево, ул. Школьная, 5 тел/факс: 8-401-56-64-326
e-mail: kornevoschool1@yandex.ru
Рассмотрено на Методическом совете протокол №____ «__»________2018 г. | Согласовано зам. директора по УВР протокол № ____ «__»_________2018 г. | Утверждаю Директор школы __________В.А. Дворянов «___» __________ 2018г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Биология»
Класс: 5
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2018-2019 гг.
Количество часов по учебному плану: всего – 35 ч. в год; 1 ч. в неделю
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО МБОУ «СОШ п. Корнево», комплексной программы для общеобразовательных учреждений по курсу «Биология» для 5-9 классов, авторы Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, Москва «Дрофа» 2014 год.
Учебник - Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2016
Рабочую программу составила: Яунене Светлана Олеговна
учитель биологии
первая квалификационная категория
2018
Рабочая программа по биологии для 5 класса МБОУ «СОШ п. Корнево» «Введение в биологию» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2016 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2016
Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому, главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить обучающимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для обучающихся 5 классов реализует следующие задачи:
систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности обучающихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь обучающихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Требования к уровню подготовки обучюащихся к окончанию 5 класса
В результате освоения курса биологии 5 класса обучающиеся должны овладеть:
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
Понимать смысл биологических терминов;
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Знать
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественнонаучного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.
Промежуточная итоговая аттестация в форме проекта.
Содержание
Биология. Введение в биологию. 5 класс.
Раздел 1. Введение - 4ч.
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований. Устройство ручной лупы и светового микроскопа и наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3ч .
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 3. Многообразие организмов– 4ч.
Как развивалась жизнь на Земле. Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы:
Съедобные и ядовитые грибы.
Раздел 4.Растения– 7ч
Водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Лабораторные и практические работы:
Водоросли в аквариуме.
Листья и споры папоротников.
Хвоя и шишки голосеменных растений.
Строение цветкового растения (органы).
Раздел 5. Процессы жизнедеятельности организмов – 2ч.
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.
Раздел 6. Многообразие животного мира - 4ч
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Раздел 7 . Среда обитания живых организмов – 5ч
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Раздел 8 . Человек на Земле – 4ч
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасности.
Внутрипредметный образовательный модуль «Юный биолог» (7 часов)
Представляемый образовательный предметный модуль, является частью программы курса биология, предназначен для обобучающихся 5 классов. Данный модуль включён с целью расширения практических навыков обучающихся по теме «Клетка», «Живые организмы». В ходе работы в рамках модуля ученики овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы на занятиях, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики будут учиться воспринимать и анализировать изучаемый материал, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, в открытом информационном пространстве, в том числе в пространстве Интернета. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и одноклассниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Учебная цель модуля: формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ.
Основные задачи:
приобретение знаний о строении и химическом составе клетки;
овладение умениями применять биологические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья;
развитие универсальных учебных действий через систему заданий;
формирование научной картины мира.
Тематическое планирование модуля «Юный биолог»:
№ п/п | Тема занятия | Формы и виды внеурочной деятельности |
1 | Царства живой природы | Урок- путешествие |
2 | Строение микроскопа | Лабораторная работа |
3 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Лабораторная работа |
4 | Химический состав клеток растений | Практическая работа |
5 | Внешнее строение растения | Лабораторная работа |
6 | Многообразие животных. | Лабороторная работа |
7 | Роль животных, бактерий, грибов, лишайников в природе и жизни человека | Урок путешествие |
Тематическое планирование, 35 часов
№п/п | Содержание | Кол-во часов |
Раздел 1. Введение – 4ч |
1 | ВПМ Царства живой природы. | 1 |
2 | Науки о живой природе | 1 |
3 | Методы изучения природы | 1 |
4 | Из истории биологии. Великие естествоиспытатели | 1 |
Раздел 2. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма - 3ч |
5 | ВПМ Строение микроскопа | 1 |
6 | ВПМ Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | 1 |
7 | ВПМ Химический состав клеток растений | 1 |
8 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 |
9 | Разнообразие живого | 1 |
10 | Бактерии | 1 |
11 | Грибы | 1 |
Раздел 4.Растения– 7ч |
12 | Водоросли | 1 |
13 | Мхи | 1 |
14 | Папоротники | 1 |
15 | Голосеменные | 1 |
16 | Покрытосеменные (цветковые) растения | 1 |
17 | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 |
18 | ВПМ Внешнее строение растения | 1 |
Раздел 5. Процессы жизнедеятельности организмов. 2 часа |
19 | Обмен веществ | 1 |
20 | Питание. Дыхание. | 1 |
Раздел 6 Многообразие животных – 4ч |
21 | ВПМ Многообразие животных | 1 |
22 | Беспозвоночные | 1 |
23 | Позвоночные | 1 |
24 | Значение животных в природе и жизни человека. | 1 |
Раздел 9. Среда обитания живых организмов - 5ч. |
25 | Три среды обитания. | 1 |
26 | Жизнь на разных материках. | 1 |
27 | Природные зоны Земли. | 1 |
28 | Жизнь в морях и океанах. | 1 |
29 | Природные сообщества. Краса родного края. | 1 |
Раздел 10. Человек на Земле – 6ч. |
30 | Как человек появился на Земле? | 1 |
31 | ВПМ Роль животных, бактерий, грибов, лишайников в природе и жизни человека. | 1 |
32 | Жизнь под угрозой | 1 |
33 | Не станет ли Земля пустыней? | 1 |
34 | Промежуточная итоговая аттестация | 1 |
35 | Анализ работ | 1 |