СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Корнево»

Багратионовского района Калининградской области

238441, п. Корнево, ул. Школьная, 5 тел/факс: 8-401-56-64-326

e-mail: kornevoschool1@yandex.ru


Рассмотрено на Методическом совете протокол №____

«__»________2018 г.

Согласовано

зам. директора по УВР

протокол № ____

«__»_________2018 г.

Утверждаю

Директор школы

__________В.А. Дворянов

«___» __________ 2018г.









Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


учебного курса «Биология»






Класс: 5


Уровень образования: основное общее образование


Срок реализации программы – 2018-2019 гг.


Количество часов по учебному плану: всего – 35 ч. в год; 1 ч. в неделю


Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО МБОУ «СОШ п. Корнево», комплексной программы для общеобразовательных учреждений по курсу «Биология» для 5-9 классов, авторы Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, Москва «Дрофа» 2014 год.


Учебник - Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2016

Рабочую программу составила: Яунене Светлана Олеговна

учитель биологии


первая квалификационная категория









2018

Рабочая программа по биологии для 5 класса МБОУ «СОШ п. Корнево» «Введение в биологию» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

       Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2016 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2016

 Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.

         Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе  природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому,  главная цель российского образования  заключается в повышении его качества и эффективности  получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт  общего образования. В соответствии с ФГОС  базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить обучающимся  высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Курс для обучающихся  5 классов реализует следующие задачи:

  • систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

         В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.

Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать  в преподавании  развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности обучающихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь обучающихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

Требования к уровню подготовки обучюащихся к окончанию 5 класса

В результате освоения курса биологии 5 класса обучающиеся должны овладеть:

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

  • развитие навыков обучения;

  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

  • формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • осознание значения семьи в жизни человека;

  • уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  • Знать

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественнонаучного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.

Промежуточная итоговая аттестация в форме проекта.

Содержание

Биология. Введение в биологию. 5 класс.

Раздел 1. Введение - 4ч.

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы:

Знакомство с оборудованием для научных исследований. Устройство ручной лупы и светового микроскопа и наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3ч .

Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические  вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы:

Строение клеток кожицы чешуи лука.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 3. Многообразие организмов– 4ч.

 Как развивалась жизнь на Земле. Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы:

Съедобные и ядовитые грибы.

Раздел 4.Растения– 7ч 

Водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов  в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Лабораторные и практические работы:

Водоросли в аквариуме.

Листья и споры папоротников.

Хвоя и шишки голосеменных растений.

Строение цветкового растения (органы).

Раздел 5. Процессы жизнедеятельности организмов – 2ч.

Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.

Раздел 6. Многообразие животного мира - 4ч

Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел 7 . Среда обитания живых организмов – 5ч

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.

Раздел 8 . Человек на Земле – 4ч

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасности.

Внутрипредметный образовательный модуль «Юный биолог» (7 часов)

Представляемый образовательный предметный модуль, является частью программы курса биология, предназначен для обобучающихся 5 классов. Данный модуль включён с целью расширения практических навыков обучающихся по теме «Клетка», «Живые организмы». В ходе работы в рамках модуля ученики овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы на занятиях, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики будут учиться воспринимать и анализировать изучаемый материал, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, в открытом информационном пространстве, в том числе в пространстве Интернета. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и одноклассниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Учебная цель модуля: формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ.

Основные задачи:

  • приобретение знаний о строении и химическом составе клетки;

  • овладение умениями применять биологические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья;

  • развитие универсальных учебных действий через систему заданий;

  • формирование научной картины мира.






Тематическое планирование модуля «Юный биолог»:

п/п

Тема занятия

Формы и виды внеурочной деятельности

1

  1. Царства живой природы

Урок- путешествие

2

Строение микроскопа

Лабораторная работа

3

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Лабораторная работа

4

Химический состав клеток растений

Практическая работа

5

  1. Внешнее строение растения

Лабораторная работа

6

Многообразие животных.

Лабороторная работа

7

Роль животных, бактерий, грибов, лишайников в природе и жизни человека

Урок путешествие






Тематическое планирование, 35 часов


п/п

Содержание


Кол-во

часов

Раздел 1. Введение – 4ч

1

ВПМ Царства живой природы.

1

2

Науки о живой природе

1

3

Методы изучения природы

1

4

Из истории биологии. Великие естествоиспытатели

1

Раздел 2. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма - 3ч

5

ВПМ Строение микроскопа

1

6

ВПМ Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

1

7

ВПМ Химический состав клеток растений

1

8

Как развивалась жизнь на Земле

1

9

Разнообразие живого

1

10

Бактерии

1

11

Грибы

1

Раздел 4.Растения– 7ч

12

Водоросли

1

13

Мхи

1

14

Папоротники

1

15

Голосеменные

1

16

Покрытосеменные (цветковые) растения

1

17

Значение растений в природе и жизни человека.  

1

18

ВПМ Внешнее строение растения

1

Раздел 5. Процессы жизнедеятельности организмов. 2 часа

19

Обмен веществ

1

20

Питание. Дыхание.

1

Раздел 6 Многообразие животных – 4ч

21

ВПМ Многообразие животных

1

22

Беспозвоночные

1

23

Позвоночные

1

24

Значение животных в природе и жизни человека.

1

Раздел 9. Среда обитания живых организмов -  5ч.

25

Три среды обитания.

1

26

Жизнь на разных материках.

1

27

Природные зоны Земли.

1

28

Жизнь в морях и океанах.

1

29

Природные сообщества. Краса родного края.

1

Раздел 10. Человек на Земле – 6ч.

30

Как человек появился на Земле?

1

31

ВПМ Роль животных, бактерий, грибов, лишайников в природе и жизни человека.

1

32

Жизнь под угрозой

1

33

Не станет ли Земля пустыней?

1

34

Промежуточная итоговая аттестация

1

35

Анализ работ

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!