В 5 «А», 5 «Б» классах на изучение отводится 35 часов ( из расчета 1 час в неделю, 35 недель), но в соответствии с годовым календарным графиком МАОУ лицея №4 (ТМОЛ) и расписанием уроков на 2018-2019 учебный год отдельные учебные занятия выпали на государственные праздники РФ, следовательно КТП было скорректировано и количество часов составляет 33 часа.
№ У Р О К А | Сроки | Тема уроки | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения учебного предмета | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Домашнее задание |
Раздел 1: Введение. Биология как наука. - 6 ч. Ученик научится: определять значение биологических знаний в современной жизни, выделять существенные признаки живого. определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Ученик получит возможность научиться: соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами определять отношения объекта с другими объектами — составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; получать биологическую информацию из различных источников определять существенные признаки объекта. |
1. | 06.09 | Биология- наука о живой природе | 1 | Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Регулятивные УУД: — составлять план текста; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; Познавательные УУД: — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. Коммуникативные УУД: - уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | п.1 |
2. | 13.09 | Методы исследования в биологии | 1 | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | п.2 |
3. | 20.09 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов | 1 | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | п.3 |
4. | 27.09 | Среды обитания организмов | 1 | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | п.4 |
5. | 04.10 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | п.5 |
6. | 11.10 | Лабораторная работа «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | 1 | | Учатся наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывают и схематически изображают их. Ведет дневник наблюдений | п.1-5 |
Раздел 2: Клеточное строение организмов(10 ч ) Ученик научится: Ученик получит возможность научиться: |
7. | 18.10 | Устройство увеличительных приборов. Л.Р. «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» | 1 | Личностные: -осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки Регулятивные УУД: -работая по плану сравнивать свои действия с целью -сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их Познавательные УУД: — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. Коммуникативные УУД: -уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах -уметь договариваться друг с другом
| Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | п.6 |
8. | 25.10 | Методы изучения клетки | 1 | Определяют основные методы исследования используемые при изучении клетки, характеризуют их. | п.6 |
9. | 01.11 | Химический состав клетки | 1 | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | п.8 |
10. | 08.11 | Строение клетки. | 1 | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | п.7 |
11. | 22.11 | Л.Р. «Строение клеток кожицы лука» | 1 | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | п.7 |
12. | 29.11 | Строение клетки: пластиды, хлоропласты | 1 | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | п.7 |
13. | 06.12 | Жизнедеятельность клетки | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | п.9 |
14. | 13.12 | Деление клеток | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | п.9 |
15. | 20.12 | Ткани. Л.Р. «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | 1 | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | п.10 |
16. | 27.12 | Обобщающий урок по теме: «Строение и жизнедеятельность клетки» | 1 | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | |
Раздел 3: Царство Бактерии - 2 ч. Ученик научится: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий их практическую значимость характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий; характеризовать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Ученик получит возможность научиться: мерам защиты от болезнетворных бактерий давать общую характеристику бактериям; отличать бактерии от других живых организмов; объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. |
17. | 10.01 | Классификация организмов. Строение и жизнедеятельность бактерий | 1 | Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Регулятивные УУД: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Познавательные УУД: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: -уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах -уметь договариваться друг с другом | Выделяют существенные признаки бактерий | п.11 |
18. | 17.01 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | п.12 |
Раздел 4: Царство Грибы - 5 ч. Ученик научится: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности грибов их практическую значимость отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов; характеризовать происхождение грибов и основные этапы развития растительного мира. Ученик получит возможность научиться: использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами давать общую характеристику грибам; отличать бактерии и грибы от других живых организмов; объяснять роль грибов в природе и жизни человека. объяснять роль грибов биосфере; объяснять происхождение грибов и основные этапы развития растительного мира. |
19. | 24.01 | Общая характеристика грибов | 1 | Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Регулятивные УУД: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Познавательные УУД: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: -уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах -уметь договариваться друг с другом | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | п.13 |
20. | 31.01 | Шляпочные грибы. Л.Р. «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | 1 | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. | п.14 |
21. | 07.02 | Плесневые грибы и дрожжи. | 1 | Сравнивают строение мукора и дрожжей. Различают на живых объектах и таблицах. | п.15 |
22. | 14.02 | Грибы-паразиты | 1 | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | п.16 |
23. | 28.02 | Л.Р. «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» | 1 | | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. | п.15 |
Раздел 5: Царство Растения - 10 ч. Ученик научится: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их практическую значимость выделять существенные признаки растений; характеризовать основные методы изучения растений; характеризовать основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) их строение и многообразие; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности лишайников; характеризовать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Ученик получит возможность научиться: распознавать растения различных отделов отличать бактерии и грибы от других живых организмов; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений биосфере; объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. |
24. | 07.03 | Разнообразие растений, их значение | 1 | Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Регулятивные УУД: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Познавательные УУД: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: -уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах -уметь договариваться друг с другом | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | п.17 |
25. | 21.03 | Водоросли. Л.Р. «Строение зеленых водорослей» | 1 | Выделяют существенные признаки водорослей, объясняют роль водорослей в природе и жизни человека | п.18 |
26. | 28.03 | Лишайники | 1 | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | п.19 |
27. | 11.04 | Мхи. Л.Р. «Строение мха (на местных видах)» | 1 | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | п.20 |
28. | 18.04 | Папоротники. Хвощи. Плауны. | 1 | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | п.21 |
29. | 25.04 | Голосеменные. Л.Р. «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | 1 | Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | п.22 |
30. | 02.05 | Покрытосеменные или Цветковые | 1 | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | п.23 |
31. | 16.05 | Происхождение растений | 1 | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | п.24 |
32. | 23.05 | Многообразие и охрана живой природы | 1 | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. | |
33. | 30.05 | Обобщающий урок. Летнее задание | 1 | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. | |
34. | Резерв | Повторение пройденного материала | 1 | | Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | |
35. | Резерв | Повторение пройденного материала | 1 | |