СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с подробным календарно-тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс.»

Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год.

Биология 5 «А», 5 « Б» классы, 1 час в неделю.

Учитель – Камышова М.В.

В 5 «А», 5 «Б» классах на изучение отводится 35 часов ( из расчета 1 час в неделю, 35 недель), но в соответствии с годовым календарным графиком МАОУ лицея №4 (ТМОЛ) и расписанием уроков на 2018-2019 учебный год отдельные учебные занятия выпали на государственные праздники РФ, следовательно КТП было скорректировано и количество часов составляет 33 часа.



У

Р

О

К

А

Сроки

Тема уроки

Кол-во

часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Характеристика основных видов деятельности обучающихся



Домашнее задание

Раздел 1: Введение. Биология как наука. - 6 ч.

Ученик научится:

  • определять значение биологических знаний в современной жизни, выделять существенные признаки живого.

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

  •  отличать живые организмы от неживых;

  •  пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

  •  характеризовать среды обитания организмов;

  •  характеризовать экологические факторы;

  •  проводить фенологические наблюдения;

  •  соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.


Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами

  •  определять отношения объекта с другими объектами — составлять план текста;

  •  владеть таким видом изложения текста, как повествование;

  •  под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

  •  под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  •  получать биологическую информацию из различных источников

  •  определять существенные признаки объекта.



1.

06.09

Биология- наука о живой природе

1

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;


Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах



Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

п.1

2.

13.09

Методы исследования в биологии

1

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии


п.2

3.

20.09

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов

1

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

п.3

4.

27.09

Среды обитания организмов

1

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

п.4

5.

04.10

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

п.5

6.

11.10

Лабораторная работа «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

1


Учатся наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывают и схематически изображают их. Ведет дневник наблюдений

п.1-5

Раздел 2: Клеточное строение организмов(10 ч )

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.

  • Работать с лупой и микроскопом

  • находить основные части растительной клетки на микропрепарате и таблице

Ученик получит возможность научиться:

  • готовить микропрепараты

  • соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием

  • выделять существенные признаки строения клетки и процессов её жизнедеятельности

7.

18.10

Устройство увеличительных приборов. Л.Р. «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

1

Личностные:

-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки

Регулятивные УУД:

-работая по плану сравнивать свои действия с целью

-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

Познавательные УУД:

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом






Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

п.6

8.

25.10

Методы изучения клетки

1

Определяют основные методы исследования используемые при изучении клетки, характеризуют их.

п.6

9.

01.11

Химический состав клетки

1

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

п.8

10.


08.11

Строение клетки.

1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

п.7

11.

22.11

Л.Р. «Строение клеток кожицы лука»

1

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

п.7

12.

29.11

Строение клетки: пластиды, хлоропласты

1

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки


п.7

13.

06.12

Жизнедеятельность клетки

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

п.9

14.

13.12

Деление клеток

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

п.9

15.

20.12

Ткани. Л.Р. «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

1

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

п.10

16.

27.12

Обобщающий урок по теме: «Строение и жизнедеятельность клетки»

1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом


Раздел 3: Царство Бактерии - 2 ч.

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий их практическую значимость

  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий;

  •  характеризовать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.


Ученик получит возможность научиться:

  • мерам защиты от болезнетворных бактерий

  •  давать общую характеристику бактериям;

  •  отличать бактерии от других живых организмов;

  •  объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.


  •   объяснять роль бактерий биосфере;

  •  объяснять происхождение бактерий и основные этапы развития растительного мира.

17.

10.01

Классификация организмов. Строение и жизнедеятельность бактерий

1

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

Выделяют существенные признаки бактерий

п.11

18.

17.01

Роль бактерий в природе и жизни человека.


1

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

п.12



Раздел 4: Царство Грибы - 5 ч.

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности грибов их практическую значимость

  • отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых;

  •  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов;

  •  характеризовать происхождение грибов и основные этапы развития растительного мира.


Ученик получит возможность научиться:

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

  •  давать общую характеристику грибам;

  •  отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

  •  объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

  •  объяснять роль грибов биосфере;

  •  объяснять происхождение грибов и основные этапы развития растительного мира.

19.

24.01

Общая характеристика грибов

1

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека


п.13

20.

31.01

Шляпочные грибы. Л.Р. «Строение плодовых тел шляпочных грибов»


1

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

п.14

21.

07.02

Плесневые грибы и дрожжи.

1

Сравнивают строение мукора и дрожжей. Различают на живых объектах и таблицах.


п.15

22.

14.02

Грибы-паразиты

1

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

п.16

23.

28.02

Л.Р. «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

1


Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей.

Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

п.15

Раздел 5: Царство Растения - 10 ч.

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их практическую значимость

  • выделять существенные признаки растений;

  • характеризовать основные методы изучения растений;

  • характеризовать основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) их строение и многообразие;

  •  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

  •  характеризовать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.


Ученик получит возможность научиться:

  • распознавать растения различных отделов

  •  отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

  •  объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

  •  давать общую характеристику растительного царства;

  •  объяснять роль растений биосфере;

  •  объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.


24.

07.03

Разнообразие растений, их значение

1

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

п.17

25.

21.03

Водоросли. Л.Р. «Строение зеленых водорослей»

1

Выделяют существенные признаки водорослей, объясняют роль водорослей в природе и жизни человека

п.18

26.

28.03

Лишайники

1

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

п.19

27.

11.04

Мхи. Л.Р. «Строение мха (на местных видах)»

1

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека

п.20

28.

18.04

Папоротники. Хвощи. Плауны.

1

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

п.21

29.

25.04

Голосеменные. Л.Р. «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

1

Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

п.22

30.

02.05

Покрытосеменные или Цветковые

1

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

п.23

31.

16.05

Происхождение растений

1

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

п.24

32.

23.05

Многообразие и охрана живой природы

1

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира.


33.

30.05

Обобщающий урок. Летнее задание

1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.


34.

Резерв

Повторение пройденного материала

1


Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую


35.

Резерв

Повторение пройденного материала

1
























ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внесшего изменения

«Согласовано»

Подпись зам. директора по УВР