муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Амаранская средняя общеобразовательная школа»
Ромненский район Амурская область
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/23/s_5c959e1b6e37c/1119953_1.jpeg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Разумова Анжела Андреевна
Ф.И.О.педагога
биология
Название предмета
для 5 класса
класс
на 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология. Введение в биологию» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Нормативно-правовая основа рабочей программы
1) Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 года №1897
3) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.
4) Положение о рабочих программах МОКУ Амаранская СОШ
5) Основная образовательная программа школы на 2018-2019 уч. год
6) Базисный учебный план МОКУ Амаранская СОШ на 2018-2019 учебный год .
7) Конценция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Для учащихся:
Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в биологию» 5 класс. – М.: Дрофа, 2006.
Для учителя:
1. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 5 класс к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию 5 класс». Методическое пособие /Л.Д. Парфилова, И.А. Шмарина – М: Издательство «Экзамен», 2006
2. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 5-11 кл: Справ. пособие. - М.: Дрофа, 2004.
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2013 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Планета знаний», одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 34 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,
— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей-ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:
Живой организм: строение и изучение
Многообразие живых организмов
Среда обитания живых организмов
Человек на Земле
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.
Содержание учебного предмета «Биология. Введение в биологию». 5 класс
(34 час, 1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функция ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Раздел 4. Человек на Земле (5 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания 1 помощи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Биология», 5 класс (34 часа в год 1 час в неделю)
№п/п | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | УУД | Применение ИКТ | Дата |
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | | |
| план | факт |
1 | Введение | 1 | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения. | Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности. | | | | |
| Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 8 | | | | | | | |
2 | Что такое живой организм. | 1 | Формировать познавательный интерес | Уметь сопоставлять свойства живых организмов | Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).Вычитывать все уровни текстовой информации. | Формирование умения слушать и понимать речь других людей. | презентация | | |
3 | Наука о живой природе | 1 | Формировать навыки осознания ценности живых объектов | Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни. | Знать основные свойства живой природы | Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. | презентация | | |
4 | Методы изучения природы. | 1 | Формировать ответственное отношение к обучению. | Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты | Знать характеристику методов биологических исследований. | Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. | презентация | | |
5 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». | 1 | Формировать навыки работы с увеличительными приборами | Уметь работать с увеличительными приборами | Знать устройство светового микроскопа, лупы. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). | презентация | | |
6 | Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука» | 1 | Формировать навыки сравнения живых клеток. | Уметь находить отличия у живых клеток. | Знать основные органоиды клетки. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). | презентация | | |
7 | Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы». | 1 | Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого. | Уметь работать с наглядным материалом | Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества. | Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | презентация | | |
8 | Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ». | 1 | Формировать познавательный интерес. | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. | Знать отличие веществ и явлений. | Формирование умения выдвигать версии решения проблемы. | презентация | | |
9 | Великие естествоиспытатели. | 1 | Формировать познавательный интерес | Умение работать с разными источниками биологической информации. | Знать ученых сделавших, открытия. | Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | презентация | | |
| Раздел 2. Многообразие живых организмов | 14 | | | | | | | |
10 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | Формировать познавательный интерес умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, | Умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности | Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты | умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками | презентация | | |
11 | Разнообразие живого Пр.№10, стр.57-59 | 1 | Формировать этическое отношение к живым организмам умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа | Умение давать определениям понятия, классифицировать объекты | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог | презентация | | |
12 | Бактерии Пр.№11, стр60-63 | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников | Умение работать в составе творческих групп | Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение работать в составе творческих групп | презентация | | |
13 | Грибы Пр.№12.стр.64-67 | 1 | Формировать познавательный интерес уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья | Умение работать в составе творческих групп | Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение работать в составе творческих групп | презентация | | |
14 | Общая характеристика растений. Водоросли Пр.№13 Стр69-72. | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей Уметь дать характеристику водорослям Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | | |
15 | Мхи Пр.№14 Стр73-75 | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать особенности строения мхов : Уметь дать характеристику мхам, различать виды мхов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | | |
16 | Папоротники Пр.№15 Стр.76-78 | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать отличительные признаки цветковых растени Уметь дать характеристику покрытосеменным Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации й | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | | |
17 | Голосеменные растения Пр№16 Стр79-82 | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать особенности строения голосеменных Уметь дать характеристику голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | | |
18 | Покрытосеменные (Цветковые ) растения Пр№17 Стр83-87 | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать отличительные признаки цветковых растени Уметь дать характеристику покрытосеменным Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации й | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | | |
19 | Значение растений в природе и жизни человека Пр.№18 Стр88-90 | 1 | Формирование навыков поведения в приро: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе де | Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию | Знать о значении растений в природе и жизни чел Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям овка | умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | | |
20 | Общая характеристика животных. Простейшие Пр.№19 Стр91-93 | 1 | Формировать осознание ценности живых объектов умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья | умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов | Знать отличительные признак Уметь определять простейших Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы и | умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | | |
21 | Беспозвоночные Пр.№20 Стр94-96 | 1 | Формировать осознание ценности беспозвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья | умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов | Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных | умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | электронное приложение к учебнику | | |
22 | Позвоночные Пр.№21 Стр97-99 | 1 | Формировать осознание ценности позвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья | умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов | Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение | умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | Электронное приложение к учебнику | | |
23 | Значение животных в природе и жизни человека Пр.№22 Стр100-102 | 1 | Формирование навыков поведения в при способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе роде | умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | Знать значение животных в природе и в жизни человека Уметь находить изучаемые объекты в природе | умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | | | |
| Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 4 | | | | | | | |
24 | Среда обитания живых организмов. Три среды обитания. Пр23 | 1 | Формировать познавательный интерес умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, | Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | | |
25 | Жизнь на разных материках. Пр24 | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы | умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | | |
26 | Природные зоны Земли. Пр.25 | 1 | Формировать познавательный интерес умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, | умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа | умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. | умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | | |
27 | Жизнь в морях и океанах. | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников | умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением. | умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства. | умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | | |
| Раздел 4. Человек на Земле | 5 | | | | | | | |
28 | Как человек появился на Земле . Пр. №27, стр. 128-134. | 1 | Формирование познавательного интереса | Объяснить место и роль человека в природе. | Знать этапы появления человека на Земле. | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. | презентация | | |
29 | Как человек изменил Землю. Пр. .№28, №30, стр. 135-145. | 1 | Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе. | Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем. | Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности. | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | презентация | | |
30 | Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Пр. .№ 29, стр. 140-142. | 1 | Формирование основ экологической культуры. | Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Саратовской области. | Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, нашего региона. | умение работать в составе творческих групп | презентация | | |
31 | Здоровье человека и безопасность жизни Пр. № 30, стр. 146-152. | 1 | Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни. | Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. | Знать природную и социальную среду обитания человека. | Знать природную и социальную среду обитания человека. | презентация | | |
32 | Обобщающее повторение Экскурсия «Весенние явления в природе» | 1 | Формирование основ экологической культуры. | Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее | Умение наблюдать и описывать явления природы | презентация | | |
33 | Итоговый контроль | 1 | Формирование интеллектуальных умений. | Формирование умения видеть проблему. | Анализ и оценка деятельности на уроке. | Уметь показать знания по изучению курса биологии за 5 класс. | | | |
34 | резерв | 1 | | | | | | | |
Список литературы
1.Атлас определитель «Растения леса», «Животные луга», «Птицы леса», «Животные леса», «Растения луга» / Е.Т. Бровкина, В.И.Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2007 г.
2.Земноводные и пресмыкающиеся Ульяновской области / В.А.Кривошеев. - Ульяновск, 2001.
3.Красная книга Ульяновской области
4.Красная книга России.
5.Новиков В.С. Атлас определитель «Дикорастущие растения» / В.С.Новиков, И.А.Губанов. - М.: Дрофа, 2007.
6. Охраняемые территории и памятники природы Ульяновской области / В.В. Благовещенский. - Ульяновск: Дом печати, 1997.
7.СИМБИОЗ:Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие / Е.В.Тяглова. - М: Планета, 2010. - 255с.
8.сайт Htt// fejon.edu.pu.
9.сайтHtt//school-collectjon.edu.ru.