Филиал « Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на МО учителей Зам. директора по МР Приказ директора школы предметников Протокол № 1 от 28.08.2019 г № 18 от 30.08.2019 г
Протокол № 1 от 26.08.2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология» для 5 класса
основного общего образования
(очно-заочная форма обучения)
на 2019– 2020 учебный год
Разработчик: Ненашева С. В., учитель
г. Новоалтайск, 2019
Оглавление
Пояснительная записка ………………………………………………………………… 3
1.Планируемые образовательные результаты обучения…………………….…………..6
2.Содержание учебного предмета ……………………………………………………… 8
3.Тематический план………………………………………………………………………10
Приложение №1……………………………………………………………………………11
Приложение №2………….………………………..…………………………………… 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Биология» для учащихся 5 классов и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» при очно-заочной форме обучения.
Нормативная база рабочей программы
- ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г № 1897, с изменениями от 2014 г, 2015 г.);
- Федеральный перечень учебников (утвержден приказом Минобрнауки России от 28.12.2018 г № 345.);
- Основная образовательная программа основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);
- Учебный план основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2019-2020 учебный год (утвержден приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);
- Годовой календарный график КГКОУ ««Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2019-2020 учебный год (утвержден приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);
- Положение о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);
- Письмо УФСИН России по Алтайскому краю «О разработке учебных планов» №5/3-9
Цели и задачи реализации рабочей программы (изучения предмета)
Рабочая программа рассчитана на реализацию целей и задач обучения биологии в 5 классах, обозначенных в авторской программе, которые не противоречат целям ФГОС в части преподавания данного учебного предмета и основной образовательной программы основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на изучение биологии в 5 классе при очно-заочной форме обучения отводится 0,5 час в неделю, 17 часов в год соответственно.
Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование
В рабочей программе уменьшено количество часов на изучение всех тем, так как авторская программа рассчитана на 35 часов в год из расчета 1 часа в неделю, сокращение учебных часов становится возможным за счет применения подачи материала блоками, с показом основных алгоритмов и предоставлением заданий для закрепления при самостоятельной работе учащихся.
Практические и лабораторные работы, предусмотренные программой, проводятся виртуально с использованием видеоматериалов и интерактивных пособий, что объясняется режимными требованиями исправительного учреждения, на территории которого находится школа и в соответствии с письмом УФСИН России по Алтайскому краю «О разработке учебных планов».
Формы организации учебного процесса, методы и приемы обучения, педагогические технологии, используемые для реализации рабочей программы.
Рабочая программа ориентирована на формирование предметных и общенаучных понятий, практических предметных умений и метапредметных образовательных результатов, что предполагает организацию образовательного процесса на основании требований системно-деятельностного подхода.
В преподавании предмета используются развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные педагогические технологии. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
Основной формой организации учебного процесса является урок. В процессе урочной деятельности используются приемы организации образовательной деятельности обучающихся, обеспечивающие достижение планируемых результатов курса и формирование метапредметных образовательных результатов. Такая продуктивная деятельность, создание учебной ситуации, предполагающей самостоятельное мышление учащихся, обеспечивает осознанность работы обучающихся. Предпочтительными организационными формами образовательной деятельности являются проектная и исследовательская деятельность. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальные занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Обучение осуществляется через опыт и сотрудничество, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
В данной рабочей программе предусматривается развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для основного общего образования.
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Основными формами контроля степени достижения планируемых результатов обучения являются: устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, тестов, выполнение заданий с использованием ИКТ. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваютсяпо усмотрению учителя.
Оценивание результатов образовательной деятельности осуществляется согласно Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
Средства реализации рабочей программы
Средствами реализации рабочей программы являются УМК, созданный коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.
Программа
- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс (авторы Н.И. Сонин, В. Б. Захаров) / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015.
Учебник:
- А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа,2016.
Методические пособия:
- В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Биология. Введение в биологию.– М.:Дрофа,2015.
Рабочие тетради:
- Н.И. Сонин. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Биология. Введение в биологию. – М.:Дрофа,2017
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Введение в биологию»
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
—основные признаки живой природы;
—устройство светового микроскопа;
—основные органоиды клетки;
—основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
—ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
—существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
—основные признаки представителей царств живой природы.
—основные среды обитания живых организмов;
—природные зоны нашей планеты, их обитателей.
—предков человека, их характерные черты, образ жизни;
—основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
—правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
—простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
—характеризовать методы биологических исследований;
—работать с лупой и световым микроскопом;
—узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
—объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
—соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
—определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
—устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
—различать изученные объекты в природе, на таблицах;
—устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
—объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
—сравнивать различные среды обитания;
—характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
—сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
—выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
—приводить примеры обитателей морей и океанов;
—наблюдать за живыми организмами.
—объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
—объяснять роль растений и животных в жизни человека;
—обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
—соблюдать правила поведения в природе;
—различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
—вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
—ставить учебную задачу под руководством учителя;
—систематизировать и обобщать разные виды информации;
—составлять план выполнения учебной задачи.
—проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
—использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
—самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.
—находить и использовать причинно-следственные связи;
—формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
—работать в соответствии с поставленной задачей;
—составлять простой и сложный план текста;
—участвовать в совместной деятельности;
—работать с текстом параграфа и его компонентами;
—узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты:
—Формирование ответственного отношения к обучению;
—формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
—формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
—формирование основ экологической культуры.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Биология. Введение в биологию. 5 класс
(35/70ч, 1/2ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8/16ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах.
Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с цельюконкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов(14/28 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6/8 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины—степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов - определителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (5/10ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его
причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита
планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время— 2/8ч
Работы, отмеченные знаком*, рекомендуются для обязательного выполнения. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учителя).
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела | Кол-во час. | Из них |
Пр. работы | Лаб. работы | Проекты |
5 класс |
1 | Живой организм: строение и изучение | 4 | | 2 | - |
2 | Многообразие живых организмов | 7 | | - | - |
3 | Среда обитания живых организмов | 3 | | 1 | - |
4 | Человек на земле | 3 | | 1 | - |
| Итого: | 17 | | 4 | - |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Лабораторные и практические работы | Дата |
план | факт |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (4ч) |
1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | | 09.09 | |
2 | Методы изучения природы. Увеличительные приборы | Л.Р.№1 Устройство ручной лупы, светового микроскопа. | 23.09 | |
3 | Клетка – элементарная единица живого. | Л.Р.№2 Строение клеток кожицы чешуи лука. | 07.10 | |
4 | Содержание химических веществ в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. | | 21.10 | |
Раздел 2. Многообразие живых организмов(7ч) |
5 | Развитие жизни на Земле | | 18.11 | |
6 | Разнообразие живых организмов. Классификация организмов | | 02.12 | |
7 | Бактерии. Признаки, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. | | 16.12 | |
8 | Грибы. Признаки, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека | | 13.01 | |
9 | Растения. Признаки, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека | | 27.01 | |
10 | Животные. Признаки, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека | | 10.02 | |
11 | Охрана живой природы. | | 24.02 | |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (3 ч) |
12 | Среды обитания. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков | Л.Р.№3 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографии) | 09.03 | |
13 | Природные зоны Земли | | 06.04 | |
14 | Жизнь в морях и океанах | | 20.04 | |
Раздел 4. Человек на Земле (3ч) |
15 | Научные представления о происхождении человека | | 04.05 | |
16 | Изменения в природе вызванные деятельностью человека | | 18.05 | |
17 | Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. | Л.Р.№ 4.Простейшие способы оказания первой помощи. | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Дата по журналу, когда была сделана корректировка | Номера уроков, которые были интегрированы | Тема урока, которая стала после интеграции | Основание для корректировки | Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |