СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДА СМОЛЕНСКА



«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

______/___________________ Протокол № ____

от «___» ___________ 2017 г.


«Согласовано»


Зам. директора по УР

________ / Уросова В.В../


«___»___________2017 г.

«Утверждаю»


Директор школы

_________ /Левченков В.Е./

Приказ № ___

от «___»___________2017 г.








Рабочая программа

по биологии

для 5 класса










Составитель:

учитель Столярова И. С.











2017/2018 учебный год
























1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии с:

Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273 - ФЗ;

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897; зарегистрированным Минюстом России 01.02 2011, рег.№ 19644;

фундаментальным ядром содержания общего образования (под ред. В.В..Козлова, А.М. Кондакова, Москва; Просвещение, 2011;

Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. , №1086);

положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов МБОУ «СШ№22»;

учебным планом МБОУ « СШ №22» на 2017-2018 учебный год.


Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы основного общего образования Н.И.Сонина и В.Б.Захарова (Биология. 5-9 классы. Концентрический курс, М. Дрофа, 2013г.) и ориентирована на использование учебника Н.И. Сонин, А. А. Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013.


Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, своей страны, учащиеся готовы воспринимать биологию живых организмов, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач, воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей.


Задачи обучения:


  • формирование целостной научной картины мира;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.



Рабочей программой в 5 классе предусмотрено проведение 10 лабораторных и 2 практических работ.

Лабораторные работы:

1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2.Проведение наблюдений, опытов и измерений .

3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

4. Строение клеток (на готовых микропрепаратах).

5. Строение клеток чешуи лука.

6. Определение состава семян пшеницы.

7. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

8. Определение наиболее распространенных растений и животных.

9. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

10. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Практические работы:

1. Измерение своего роста и массы тела.

2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.




.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии в 5 классе.


Личностные результаты изучения предмета:

- осознание единства и целостности окружающего мира;

-. постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

-. осознание потребности и готовности к самообразованию (умение доказывать, строить рассуждения, сравнивать, делать выводы и др.)

- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- формирование экологического мышления.


Метапредметные результаты изучения курса.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных:

- составлять план решения проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные УУД:

-. анализировать , сравнивать, классифицировать факты и явления;

- выявлять причины и следствия простых явлений;

- строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи;

- составлять тезисы, различные виды планов;

- производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательства, факты.


Предметные результаты изучения предмета:

- определять роль природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

- объяснять приспособленность организмов к среде обитания;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками и давать им объяснения;

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности организмов;

- перечислять свойства живых организмов;

- различать (по таблицам) основные группы живых организмов;

- объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

- понимать смысл биологических терминов;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;

- оказания первой помощи при нарушении здоровья;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведение наблюдений за состоянием собственного организма.









Содержание программы

Биология. Введение в биологию.


Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)


Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели

Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

  • Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

  • Строение клеток (на готовых микропрепаратах).

  • Строение клеток кожицы чешуи лука.

  • Определение состава семян пшеницы.

  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов._

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные признаки живой природы;

—устройство светового микроскопа;

—основные органоиды клетки;

—основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

—ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;_

—характеризовать методы биологических исследований;

—работать с лупой и световым микроскопом;

—узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

—объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

—соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

—ставить учебную задачу под руководством учителя;

—систематизировать и обобщать разные виды информации;_

—составлять план выполнения учебной задачи.


Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)


Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

—основные признаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

—определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

—устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

—различать изученные объекты в природе, на таблицах;

—устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

—объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

—использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

—самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.





Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5ч)


Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)

  • Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).

  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

  • Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные среды обитания живых организмов;

—природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

—сравнивать различные среды обитания;

—характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

—сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

—выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

—приводить примеры обитателей морей и океанов;

—наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—находить и использовать причинно-следственные связи;

—формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.


Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)


Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности

Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)

  • Измерение своего роста и массы тела.

  • Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—предков человека, их характерные черты, образ жизни;

—основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

—правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

—простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

-осознавать единство и целостность окружающего мира;

определять роль в природе различных групп организмов;


Учащиеся должны уметь:

—объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

—объяснять роль растений и животных в жизни человека;

—обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

—соблюдать правила поведения в природе;

—различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

—вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—работать в соответствии с поставленной задачей;

—составлять простой и сложный план текста;

—участвовать в совместной деятельности;

—работать с текстом параграфа и его компонентами;

—узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

—Формирование ответственного отношения к обучению;

—формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

—формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов

—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

—формирование основ экологической культуры.


Резервное время— 2 ч.









Тематическое планирование.


Биология. Введение в биологию. 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)


Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Живой организм:

строение и изучение

(8 ч)


Что такое живой организм. Наука о

живой природе. Методы изучения природы.

Увеличительные приборы.

Живые клетки. Химический состав клетки.

Великие естествоиспытатели


Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов.

Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.

Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук

Многообразие

живых организмов

(14ч)


Как развивалась жизнь на Земле.

Разнообразие живого. Бактерии. Грибы.

Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения.

Покрытосеменные

растения. Значение растений в природе

и жизни человека. Простейшие. беспозвоночные. Позвоночные. Значение

животных в природе и жизни человека


Называют основные этапы в развитии

жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики.

Выявляют отличительные признаки представителей

Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения.

Приводят примеры основных представителей царств природы

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных.

Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения

Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.

Среда обитания

живых организмов

(5 ч)


Три среды обитания. Жизнь на разных

материках. Природные зоны. Жизнь

в морях и океанах


Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания.

Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон.

Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред.

Человек на Земле

(5 ч)


Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю

Жизнь под

угрозой. Не станет ли Земля пустыней.

Здоровье человека и безопасность

жизни


Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе.

Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований

и правил поведения, направленны на сохранение здоровья

Резервное время— 2ч







ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс 34 часа (1 час в неделю)

«Биология. Введение в биологию»

Дата

Название раздела

Тема урока

(лабораторные работы)

Домашнее задание


1

06.09

Живой организм. 8 ч

Что такое живой организм?

Стр.6-11


2

13.09

Наука о живой природе.

Стр.12-16


3



20.09

Методы изучения природы.

Л.р.№1

«Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Л. р №2

«Методы изучения природы»

Стр. 17-22


4

27.09

Увеличительные приборы.


Л. р.№3 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

Стр.23-26


5

4.10

Живые клетки.

Л.р. №4 «Строение клеток» (на готовых микропрепаратах)

Стр.27-30


6

11.10

Живые клетки (продолжение).

Л. р. №5 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Стр.27-32


7

18.10

Химический состав клетки.

Л. р. №6.»Определение состава семян пшеницы»

Л. р. №7.»Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

Стр.33-38


8

25.10

Великие естествоиспытатели.

Стр. 47-51




9




8.11

Многообразие живых организмов (14 часов).

Развитие жизни на Земле.



Стр.52-56






10

15.11

Разнообразие живого.

Стр.57-50


11

22.11

Бактерии.

Стр.60-63


12

29.11

Грибы

Стр.64-47


13

6.12

Растения. Водоросли.

Стр.69-72


14

13.12

Мхи.

Стр.73-75


15

20.12

Папоротники

Стр. 76-78


16

27.12

Голосеменные растения.

Стр. 79-82


17


Покрытосеменные (цветковые) растения.

Стр. 83-87


18


Значение растений в природе и жизни человека.

Стр.88-90


19


Животные. Простейшие.

Стр. 91-93


20


Беспозвоночные животные.

Стр.94-96


21


Позвоночные.

Стр. 97-99


22


Значение животных в природе и жизни человека.

Стр. 100-103






23


Среда обитания живых организмов (5 часов)

Три среды обитания.


Л.р. №8

«Определение наиболее распространенных растений и животных»


Л. р.№9

«Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»



Стр.104-108




24


Жизнь на разных материках.

Стр.109-114


25


Природные зоны Земли.

Стр. 115-120


26


Жизнь в морях и океанах.

Стр121-127


27


Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле.


Л. р.№10

«Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»

Повт. стр.52-127




28


Человек на Земле (5 часов)

Появление человека на Земле


Стр.128-134




29



Как человек изменил Землю.

Стр. 135-139


30


Жизнь под угрозой

Стр. 140-142


31


Не станет ли Земля пустыней.

Стр. 143-145


32















Здоровье человека и безопасность жизни.

Пр. р. №1

«Измерение своего роста и массы тела»


Пр. р. №2 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

Стр. 146-153


33


Биология как наука о живом организме.

Подготовка проекта


34


Исследовательский проект «Есть ли экологические проблемы в нашем городе?»

Подготовка проекта

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!