СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»


Филиал «Морд.Коломасовская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия




Рассмотрено/принято:


Заседание МО


протокол №___ от «____»_____2020г.


______________/Вельмякина Е.Н.



Утверждаю:


Директор школы


________________/Силантьев А.Н.


Приказ №_____ от «___»______2020 г.





Рабочая программа по предмету

«Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

5 класс

Программа: авторская программа под редакцией В.В.Пасечника (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов) «Биология 5-9 классы», М.: Дрофа, 2017г.;

Учебник: В.В.Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» М.:Дрофа;2017,

Количество часов: 34 часа

Составитель: учитель биологии Рогачева Наталья Михайловна











с.Морд.Коломасово – 2020 г.


Характеристика особенностей программы


Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.

Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Настоящая программа включает следующие разделы:

  1. основное содержание;

а) предметные результаты обучения

- Учащиеся должны знать

- Учащиеся должны уметь

б) метапредметные результаты обучения

2) тематическое планирование;

3) календарно-тематическое планирование;

4) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.




Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.








Содержание программы Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

(34 часа, 1 час в неделю)


Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Личностные результаты

Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы , методами естественных наук.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости, защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни

Мотивация к дальнейшему изучению биологии


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва и организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.



Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.


Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (11 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.




Тематическое планирование учебного материала



п/п


Наименование главы


Кол-во часов

Кол-во
л/р, п/р

1

Введение

6

2

2

Клеточное строение организмов

10

8

3

Царство Бактерии. Царство Грибы

7

2

4

Царство Растения

11

6

5

Итого

34

18

Календарно-тематическое планирование

5 класс. Бактерии. Грибы. Растения. (34 часа, 1 час в неделю)



п/п


по
теме

Тема урока

Лабораторные и практические работы

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дата проведения

По плану

Фактич.


1.Введение (6 часов)


1

1.1

Биология — наука о живой природе


Биология как наука. Значение биологии. Техника безопасности в кабинете биологии.

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии



2

1.2

Методы исследования в биологии


Демонстрация

Приборы и оборудование

Методы познания в биологии: наблюдение,

эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.


Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии.




3

1.3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого


Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяу живого организмают понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа



4

1.4

Среды обитания живых организмов.


Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания


Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу



5

1.5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы


Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника



6

1.6

Обобщающий урок

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезон изменениями в природе

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений





2.Клеточное строение организмов (10 часов)

7

2.1

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа

Рассматривание строения растения с помощью лупы

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.


Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом



8

2.2


Строение клетки




Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли



Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки



9

2.3

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Лабораторная работа : Строение клеток кожицы чешуи лука


Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли



Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их




10

2.4

Пластиды

Лабораторная работа: Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты.


Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки




11

2.5

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества


Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений


Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием



12

2.6

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Лабораторная работа

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи


Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).


Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом



13

2.7

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений


Рост и развитие клеток.


Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты



14

2.8

Деление клетки





Демонстрация

Схемы, видеоматериалы о делении клетки



Генетический аппарат, ядро, хромосомы.


Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки





15

2.9

Понятие «ткань»

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторная работа

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей


Ткань.


Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах



16







2.10

Обобщающий урок


Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом




3.Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

17

3.1

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность


Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий



18




3.2

Роль бактерий в природе и жизни человека


Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека



19

3.3

Грибы, их общая характеристика. Роль грибов в природе и жизни человека


Грибы, особенности строения. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека



20

3.4

Шляпочные грибы


Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами



21

3.5

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа

Особенности строения мукора и дрожжей

Плесневые грибы и дрожжи.


Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением



22

3.6

Грибы-паразиты

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины,

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

спорыньи и др.)

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека



23














3.7

Обобщающий урок


Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами


Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)





4.Царство Растения (11 часов)

24

4.1

Ботаника — наука о растениях

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.


Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием




25

4.2

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Лабораторная работа

Строение зеленых водорослей

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.


Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом



26

4.3

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей


Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей



27

4.4

Лишайники


Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека


Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе



28

4.5

Мхи

Лабораторные работы: Строение мха.

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека



29

4.6

Папоротники, хвощи, плауны

Лабораторная работа: Строение спороносящих папоротников, хвоща

Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охран

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека



30

4.7

Голосеменные растения

Лабораторная работа

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека



31

4.8

Покрытосеменные растения

Лабораторная работа

Строение цветкового растения

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека




32

4.9

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира


Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира


Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира



33

4.10

Обобщающий урок
по теме «Царство Растений»


Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую



34

4.11

Резерв








Итого 34 часа








Материально – техническое обеспечение учебного процесса 5 кл


Технические средства обучения


1.Компьютер персональный (обеспечивается выходом в Интернет)

2.Мультимедийный проектор, экран.

3. Презентации к урокам

4. Комплект видеоуроков по темам

Печатные пособия


1.Портреты великих ученых – естествоиспытателей.

2.Основные таблицы по темам данного курса.

Учебно – лабораторное оборудование


Комплект для проведения наблюдения за погодой

Комплект посуды демонстрационный

Световые микроскопы.


Учебно-методические средства обучения

1. Федеральный Государственный стандарт.

  1. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

  2. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. -сост. Г. М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2009.

  3. В.В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс.


  1. В. В. Пасечник Рабочая тетрадь Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

Дополнительная литература для учителя и учащихся

  1. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания/ авт.-сост. О.П.Дудкина –Волгоград: Учитель, 2011г.

  2. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока/ авт.-сост. Н.В.Ляшенко – Волгоград: Учитель, 2011г.

  3. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд.2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008 г.

  4. Биология. Пособие для поступающих в вузы./А.Г.Мустафин, Ф.К.Лагкуев, Н.Г.Быстренина и др.; Под редакцией В.Н.Ярыгина-М.: Высш. Школа, 2001 г.

  5. Биология. 6-7 классы. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия.(КВН, устный журнал, праздники, викторины загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания)/ сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2007.-154с.

  6. Журналы «Древо познания», «GEO», «Биология в школе» за 2007 г

  7. Тесты по биологии. 6-11 кл.: Сухова Т.С.Учебно-метод. Пособие.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2000г.

  8. Открытые уроки:Природоведение.Биология:5-8 классы. Попова Л.А.-М: ВАКО, 2009.



Адреса сайтов в Интернете:


  1. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии

  3. http://biouroki.ruонлайн кроссворды, тесты, ребусы по всем разделам биологии

  4. Олимпиады для школьников: информационный сайт
    http://www.olimpiada.ru

  5. Умник: Всероссийский детский интернет-фестиваль
    http://www.childfest.ru

  6. Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся
    http://unk.future4you.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!