СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии в 5 классе ФГОС к учебнику Самкова, Рокотова 1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа о биологии для 5 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (статьи 11, 12, 13, 30)

2) Основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ №6 г. Брянска

3) Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ СОШ №6 г. Брянска.


Рабочая программа учителя составлена с учетом:

Примерной программы основного общего образования по биологии с учетом учебника Самковой В.А., Рокотовой Д.И. «Биология» 5 класс. Учебник входит в федеральный перечень. Программа адресована обучающимся 5 класса МБОУ СОШ №6 г. Брянска, которые осваивают курс биологии на уровне основного общего образования.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.

Специфика курса «Биология» структурировано в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.

Цели:

  • социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Задачи:

  • обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

  • обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • обеспечить овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

  • обеспечить формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;

  • обеспечить формирование экологического сознания.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.









3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Дата

План/ факт

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Основное содержание занятия

Основные виды учебной деятельности

Введение (1 час)

1 (1)

3.09


Инструктаж по ТБ на уроках биологии. Величайшее чудо на планете.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Теории происхождения жизни. Опыт Ф. Реди.

Приводят доводы, подтверждающие справедливость высказывания «жизнь на земле — величайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самозарождения живых организмов. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом.

Тема 1. Человек изучает живую природу (8 часов)

2 (1)

10.09


В поисках ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы.

1

Комбинированный

Органы чувств. Ощущение. Восприятие.

Объясняют роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

3 (2)

17.09


Биология наука для всех.

1

Комбинированный

Классификация биологических наук.

Дают характеристику науки биологии и объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Приводят примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Составляют кластер по теме.

4 (3)

24.09


Какие научные методы используют биологи? Практическая работа №1 «Измеряем рост»

1

Комбинированный

Методы изучения живой природы. Описание. Сравнение. Измерение.

Определяют основные методы биологических исследований. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют практическую работу (работают в группах).

5 (4)

01.10


Наблюдение и эксперимент в биологии. Лабораторная работа №1 «Опыт с элодеей»

1

Комбинированный

Наблюдение и эксперимент в биологии. Научное предположение (гипотеза)

Описывают условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента. Узнают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в кабинете биологии. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

6 (5)

08.10


С какой целью в биологии используется моделирование?

1

Комбинированный

Модель. Моделирование.

Объясняют, в чем заключается метод научного моделирования. Приводят пример модели из окружающей жизни. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

7 (6)

15.10


Какое оборудование необходимо биологу? Практическая работа № 2 Знакомство с оборудованием для научных исследований.

1

Комбинированный

Приборы и инструменты биолога.

Определяют значение микроскопа для биологических исследований. Учащиеся узнают устройство увеличительных приборов.

Выполняют практическую работу (работают в группах).

8 (7)

22.10


Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.

1

Комбинированный

Научная иллюстрация. Научная фотография. Компьютерное моделирование.

Дифференцируют иллюстрации учебника.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.


9 (8)

29.10


Обобщающий урок по теме: «Человек изучает живую природу»

1

Урок обобщения знаний


Выполняют тестовые задания.

Тема 2. По ступеням «лестницы жизни» (15 часов)

10 (1)

12.11


«Невозмутимый строй во всём», или Что такое система?

1

Комбинированный

Природная система. Искусственная и естественная системы.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры природных и искусственных систем.

11 (2)

19.11


Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

1

Комбинированный

Биологическая система. Обмен веществ и энергии.

Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. Выделяют особенности биологических систем.

12 (3)

26.11


Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке.

1

Комбинированный

Уровни организации живой материи. Молекула. Клетка. Ткань. Организм. Вид. Популяция. Экосистема. Биосфера.

Описывают особенности биологических систем. Называют уровни организации жизни. Приводят примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

13 (4)

3.12


Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты.

1

Комбинированный

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Устойчивость биосферы. Значение биосферы для планеты в целом.

Разбирают, от чего зависит устойчивость биосферы. Выполняют творческое задание.

14 (5)

10.12


Экосистема – живая мозаика планеты.

1

Комбинированный

Разнообразие и устойчивость экосистем. Цепи питания. Продуценты. Консументы. Редуценты.

Знакомятся с тем, как устроены и как функционируют экосистемы. Работают в парах, составляют простейшие цепи питания, объясняют роль каждого звена.

15 (6)

17.12


Вид – единица живого мира.

1

Комбинированный

Понятие «вид». Основные характеристики вида. Разнообразие видов.

Учащиеся обсуждают, почему возникло множество различных видов, узнают основные систематические единицы классификации живых организмов. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид.

16 (7)

24.12


Популяция - это «население».

1

Комбинированный

Понятие «популяция». Структура популяции. Внутри- и межпопуляционные связи.

Используя иллюстрации учебника, характеризуют структуру популяции.

17 (8)

14.01


Организм, особь, индивид

1

Комбинированный

Организм – неделимая единица животного мира. Особь. Единство организма и окружающей его среды.

Описывают, как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

18 (9)

21.01


«Нити жизни»: организм в окружающей среде.

1

Комбинированный

Экологические факторы. Биотические. Абиотические факторы. Антропогенные факторы.

Различают факторы живой и неживой природы. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

19 (10)

28.01


Как растут и развиваются организмы?

1

Комбинированный

Рост и развитие различных видов. Рост и развитие человека. Продолжительность жизни.

называют основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами.

20 (11)

4.02


Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблём?

1

Комбинированный

Клетка. Строение клетки. Ядро. Мембрана. Органоиды.

Описывают строение клетки. Называют ткани, образующие тело человека.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

21 (12)

11.02


Из каких тканей «сотканы» живые организмы? Практическая работа №3 «Изучаем кожу»

1

Комбинированный

Понятие «ткань». Ткани растений и животных.

Работают с раздаточным материалом, различают ткани растений и животных. Называют функции, которые выполняют различные ткани.

Выполняют практическую работу (работают в группах).

22 (13)

18.02


На границе живого и неживого: вирусы.

1

Комбинированный

Вклад Д.И. Ивановского в изучение вирусов. Открытие вируса табачной мозаики. Строение вирусов и их значение для человека.

Объясняют, почему о вирусах говорят, что они находятся на границе живого и неживого. Узнают правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

23 (14)

25.02


Обобщающий урок по теме: «По ступеням «лестницы жизни».

1

Урок обобщения знаний


Работают с учебником, дидактическим материалом, рабочей тетрадью. Заполняют таблицы.

24
(15)

04.03


Контроль знаний

1

Урок контроля знаний


Выполняют тестовые задания.

Тема 3. Жизнь на Земле явление космическое (6 часов)

25 (1)

11.03


По страницам истории жизни. Практическая работа №4 «Изучение мела (известняка) под микроскопом»

1

Комбинированный

История земли. Возникновение и развитие жизни. Палеонтология.

Рассказывают, как был установлен примерный возраст земли. Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете. Находят и рассматривают под микроскопом известняк.

Выполняют практическую работу (работают в группах).

26 (2)

18.03


Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли.

1

Комбинированный

Методы, позволяющие «прочитать» историю развития жизни на нашей планете. Работа палеонтологов.

Узнают, как ученые восстанавливают облик древних животных и растений. Обсуждают, можно ли точно восстановить внешний вид древнего животного или растения по ископаемым останкам.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

27 (3)

01.04


Происхождение человека: три взгляда на одну проблему.

1

Комбинированный

Гипотезы происхождения человека. Доказательства происхождения человека в ходе естественного процесса развития.

Знакомятся с теориями происхождения человека. Обсуждают точку зрения о происхождении человека, которой придерживается большинство современных ученых.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

28 (4)

08.04


Человек разумный – один из миллионов видов организмов.

1

Комбинированный

Место человека в системе живой природы. Ближайшие «родственники» человека.

Определяют место человека в системе живой природы. Называют признаки строения человека, которые роднят его с человекообразными обезьянами.

Работают с текстом учебника.

29 (5)

15.04


Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.

1

Комбинированный

Воздействие космических (небесных) тел (Луны и Солнца) на живые организмы. Космические и биологические ритмы.

Приводят примеры ритмов в природе. Называют основные космические ритмы; объясняют, в чем они проявляются. Приводят примеры биологических ритмов.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

30 (6)

22.04


Обобщающий урок по теме: «Жизнь на Земле — явление космическое»

1

Урок обобщения и систематизации знаний


Выполняют задания контрольной работы.

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 часов)

31 (1)

29.04


Что такое «биологическое разнообразие»?


1

Урок изучения нового материала

Биологическое разнообразие. Сокращение биоразнообразия – угроза неустойчивости биосферы.

Называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры. Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие. Обсуждают, какие меры предпринимаются для сохранения биоразнообразия.

32 (2)

06.05


Какая среда необходима человеку?

1

Комбинированный

Взаимодействие человека и окружающей среды. Социальная среда.

Определяют, в чем проявляется взаимное влияние человека и окружающей его среды. Сравнивают природную и социальную среду человека. Называют потребности, присущие только человеку.

Работа с текстом учебника.

33 (3)

13.05


Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

1

Комбинированный

Влияние человека на биологическое разнообразие.

Объясняют, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Называют отрицательные качества человека, которые приводят к ухудшению экологической ситуации на планете.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

34 (4)

20.05


Кто отвечает за Землю?

1

Комбинированный

Экологическая культура.

Объясняют значение основных положений азбуки экологической культуры.

Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом.

35 (5)

27.05


Итоговый урок

1

Урок контроля знаний


Выполняют задания в формате ОГЭ



Учебно-методическое обеспечение



1. Шереметьева А.М., Рокотова Д.И. Биология. 7 класс: учебник.

2. Лапшина В.И. Биология. 7 класс: методическое пособие.