СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыжковская средняя школа»
Кардымовского района Смоленской области
Согласовано Принято Утверждено
Зам.директора Педагогический совет Директор школы
по УВР протокол №_______ _________ С.С. Мухина
_________ О.А.Баранова приказ № ____
«____» ___________2020 от «____» ________2020 от «____» __________2020
Рабочая программа
по биологии
5 класс
Учитель Баранова О.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана школы, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-9 классы. Сборник программ. Дрофа, 2014 г) с внесением изменений. Изменения внесены в Раздел 1 «Клеточное строение организмов»: в данной рабочей программе объединены в 1 урок темы «Жизнедеятельность клетки: рост, развитие» и «Деление клетки»; за счет объединения 1 час отведен на комплексное повторение Раздела 1 с дальнейшим написанием контрольной работы №1 на следующем уроке. Изменения внесены в Раздел 4 «Царство Растения»: увеличено на 1 час (за счет резервного времени) общее количество часов, отведенных на изучение раздела, в связи с изучением тем «Мхи» и «Папоротники, хвощи, плауны» как самостоятельным в рамках данной рабочей программы (т.к. необходимо сформировать у обучающихся понятие о биологическом разнообразии споровых растений, о биологических особенностях растений данной группы).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.- 141, [3]с.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Место предмета в учебном плане школы
Учебный предмет «Биология» является частью предметной области «Естественнонаучные предметы». В соответствии с учебным планом МБОУ «Рыжковская средняя школа» на изучение предмета «Биология» отводится 1 час в неделю, что за год составляет 34 часа.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 2;
практических работ – 1;
лабораторных работ – 11 (8 оценочных и 3 неоценочных - «*»).
Цели и задачи
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:
Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметном: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Данная программа составлена для реализации курса биология в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы: 8 предусмотренных Примерной программой и 3- авторской (отмечены*). Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.
Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, кейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально - групповые занятия.
Промежуточная годовая аттестация проводится в форме Всероссийской проверочной работы.
Требования к уровню освоения обучающимися программы биология в 5 классе
в условиях внедрения ФГОС второго поколения
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5 классе отражают достижения:
Личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметных результатов:
1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Предметных результатов:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
• приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Содержание программы
Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс.
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии.
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания живых организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
- определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов).
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и де6ление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации.
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы.
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. (2 часа).
Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 3. Царство Растения (10 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику растительного царства;
-объяснять роль растений биосфере;
-давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
Резервное время – 1 час.
Тематическое планирование курса биологии в 5 классе
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
Лабораторно-практические работы | Контрольные работы |
Экскурсии | |||
1 | Тема 1: «Введение» | 6 | 1 | | 1 |
2 | Тема 2: «Клеточное строение организмов» | 10 | 6 | 1 | |
3 | Тема 3: «Царство Бактерии» | 2 | | | |
4 | Тема 4: «Царство Грибы» | 5 | 1 | | |
5 | Тема 5: «Царство Растения» | 10 | 4 | 1 | |
| Итоговое занятие | 1 | | | |
| Итого | 34 | 12 | 2 | 1 |
Формы организации познавательной деятельности
фронтальная;
групповая;
парная;
индивидуальная.
Методы и приемы обучения
объяснительно-иллюстративный метод обучения;
самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
поисковая беседа;
метод проектов;
эвристическая беседа;
анализ;
дискуссия;
практическая деятельность.
Формы контроля
тестирование;
устный контроль;
самоконтроль и взаимоконтроль;
выполнение заданий у ИД (интерактивная доска);
выполненные задания в рабочей тетради;
результаты практических и лабораторных работ;
выполненные проекты.
Форма проведения промежуточной годовой аттестации – ВПР.
Содержание контроля
знание понятия, термины;
умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
умение использовать полученные знания на практике.
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. При окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно выполняет не менее половины работы.
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Правильно выполняет менее половины письменной работы.
Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
арифметические ошибки в вычислениях;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
2. Пасечник В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.
3. Рабочие программы. Биология. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2014.
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
Комплект таблиц на мягкой и твердой основе по ботанике, микологии, бактериологии.
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Видеофильмы по курсу биологии 5 класса.
Мультимедийные презентации
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Мультимедийный компьютер Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
Мультимедиа проектор
Интерактивная доска
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Микроскоп школьный
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии.
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
Комплект оборудования для комнатных растений.
Лупа ручная.
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов.
Натуральные объекты
Коллекция «Голосеменные растения.
Гербарий «Основные группы растений».
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
Живые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
Тропические влажные леса.
Влажные субтропики.
Сухие субтропики.
Пустыни и полупустыни.
Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения лабораторных работ по биологии (базовый уровень) 5 класс
№ | № Л.р. | Название лабораторных работ | Необходимый минимум оборудования и реактивов |
Раздел l «Клеточное строение организмов» | |||
1 | Л.р. №1 | Лабораторная работа №1. «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». | Оборудование: Микроскоп школьный ув.300-500, ручные лупы.
|
2 | Л.р. №2 | Лабораторная работа №2. «Рассматривание строения клеток растения с помощью лупы». | Оборудование: ручные лупы, мякоть спелого яблока, арбуза
|
3 | Л.р.№3 | Лабораторная работа №3. «Строение клеток кожицы чешуи лука». | Оборудование: таблица, «Строение клетки». Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Ручная лупа, препаровальная игла. Луковицы. Микроскоп школьный ув.300-500 |
4 | Л.р.№4 | Лабораторная работа №4. «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата». | Оборудование: таблица, «Строение клетки». Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Ручная лупа, препаровальная игла. Плоды томата, растение элодея. Микроскоп школьный ув.300-500 |
5 | Л.р. №5 | Лабораторная работа №5. «Рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». | Оборудование: таблица, «Строение клетки». Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Ручная лупа, препаровальная игла. Растение элодея. Микроскоп школьный ув.300-500 |
6 | Л.р.№6 | Лабораторная работа №6. «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | Оборудование: Микроскоп школьный ув.300-500. Наборы готовых микропрепаратов различных растительных тканей |
Раздел 3 «Царство Грибы» | |||
7 | Л.р.№7 | Лабораторная работа №7. «Особенности строения мукора и дрожжей». | Оборудование: набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», микроскоп школьный ув.140-400, лупа ручная, препаровальная игла, инструментарий; плесень на пищевых продуктах, плесень мукор |
Раздел 4 «Царство Растения». | |||
8 | Л.р. №8 | Лабораторная работа №8. «Строение зеленых одноклеточных водорослей». | Оборудование: набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», микроскоп школьный ув.140-400 |
9 | Л.р. №9 | Лабораторная работа №9 «Строение мха (на местных видах)». | Оборудование: Лупа ручная, препаровальная игла, сухой мох сфагнум и кукушкин лен. Гербарии различных видов мхов. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ.
|
10 | Л.р. №10 | Лабораторная работа №10. «Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника». | Оборудование: гербарные образцы папоротника, комнатные папоротники, ручные лупы. |
11 | Л.р. №11 | Лабораторная работа №11 «Строение хвои и шишек хвойных». | Оборудование: гербарные образцы веток хвойных растений, наборы шишек хвойных растений. |
Календарно-тематическое планирование. Биология. 5 класс.
№ п/п | Наименование изучаемого раздела, темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||
| «Введение» - 6часов | Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. | Определяют понятия Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа. Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. 10. Анализируют и сравнивают экологические факторы. 11. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. 12. Готовят отчет по экскурсии. 13. Ведут дневник фенологических наблюдений | ||||
Тема урока
| Кол-во часов | Элемент содержания
| Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | Дата
| |||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | план | факт | ||||
1 | Биология-наука о живой природе. | 1 | Биология как наука. Значение биологии. | Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», Объяснять роль биологии в практической деятельности людей |
| 02.09. |
|
2 | Методы исследования в биологии. | 1 | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. | Определять понятия «наблюдение», «эксперимент», «измерение».
Характеризовать основные методы исследования в биологии.
| Соблюдать правила техники безопасности в кабинете биологии | 09.09. |
|
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | 1 | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов. Анализировать признаки живого. Составлять план параграфа | Описывать по рисунку процесс передачи по цепи питания энергии и вещества | 16.09. |
|
4 | Среды обитания живых организмов. | 1 | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания
| Выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Анализировать связи организмов со средой обитания. Владеть таким видом изложения текста, как повествование Получать биологическую информацию из различных источников | Находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее и переводить из одной формы в другую | 23.09. |
|
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Практическая работа- 1* Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений | 1 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы Практическая работа- 1* Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений | Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы с текстом учебника Характеризовать влияние деятельности человека на природу | Формировать экологическое сознание | 30.09. |
|
6 | Обобщающий урок по теме «Введение». Экскурсия* Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | 1 | Экскурсия* Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | Проводить непосредственное наблюдение под руководством учителя. Оформлять отчет | Соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | 07.10. |
|
Универсальные учебные действия: Личностные: 1.Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; 2.Признавать право каждого на собственное мнение; Регулятивные: 1.организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; 2.действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; 3.ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий; Познавательные: 1.осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; 3. сопоставлять информацию из разных источников; Коммуникативные:1. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; 2. строить монологическую речь, вести диалог; 3. проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы; | |||||||
№ п/п |
Наименование изучаемой темы |
Основное содержание по теме |
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||
| Раздел 1 «Клеточное строение организмов» - 10часов | Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». | Определяют понятия. Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием. Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. 15.Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей | ||||
7 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом» Лабораторная работа №2* «Рассматривание строения клеток растения с помощью лупы» | 1 | Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом Лабораторная работа №1 «Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом» Лабораторная работа №2* «Рассматривание строения клеток растения с помощью лупы» | Работать с лупой и микроскопом, Объяснять устройство микроскопа. Анализировать объекты под микроскопом Оформлять результаты лабораторной работы в тетради |
| 14.10. |
|
8 | Строение клетки. | 1 | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли
| Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
| 21.10. |
|
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука» | 1 | Последовательность приготовления препарата Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука» | Готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом. Сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их. | Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | 11.11. |
|
10 | Пластиды. Лабораторная работа №4* «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» | 1 | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты Лабораторная работа №4* «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки Готовить микропрепараты и рассматривать их. Оформлять результаты лабораторной работы в тетради | Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | 18.11. |
|
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | 1 | Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объяснять роль минеральных веществ и воды клетки. Различать органические и неорганические вещества клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием |
| 25.11. |
|
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная работа №5* «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | 1 | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Межклеточное вещество, межклетники Лабораторная работа №5* «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности клетки и объяснять их результаты. Готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Оформлять результаты лабораторной работы в тетради | Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | 02.12. |
|
13 | Жизнедеятельность клетки: деление рост, развитие. | 1 | Деление, рост и развитие клеток. Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Отличие молодой клетки от старой. | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли | 09.12. |
|
14 | Понятие «ткань». Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | 1 | Понятие «ткань», виды тканей (образовательные, основные, проводящие, механические, покровные), особенности их строения Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | Определять понятие «ткань». Выделять признаки, характерные для различных видов тканей. Работать с текстом и иллюстрациями учебника Распознавать различные растительные ткани на микропрепаратах. Описывать растительные ткани на таблицах. Оформлять результаты лабораторной работы в тетради.. |
| 16.12. |
|
15 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение организмов». | 1 | Систематизация и контроль знаний по темам: «Введение и клеточное строение организмов» | Давать определения понятиям, классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. | Адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. | 23.12. |
|
16 | Контрольная работа № 1 по теме «Клеточное строение организмов». | 1
| Систематизация и обобщение понятий. Контроль знаний и умений работать с микроскопом
| Систематизировать и обобщать понятия. Аргументировать свою точку зрения Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме | 13.01. |
|
Универсальные учебные действия: Личностные: Регулятивные: 1 организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторных работ; 2.ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; 3. действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; Познавательные:1. осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради; 2. отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; 3. определять основную и второстепенную информацию; Коммуникативные: 1. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 2. проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; 3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; | |||||||
№ п/п |
Наименование изучаемой темы |
Основное содержание по теме |
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||
| Раздел 2 «Царство Бактерии» - 2 часа | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. | Выделяют существенные признаки бактерий Определяют понятия Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | ||||
17 | Анализ контрольной работы по теме «Клеточное строение организмов». Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | 1 | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделять существенные признаки бактерий. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности бактерий. Отличать бактерии от других живых организмов. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки | Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента | 20.01. |
|
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Бактерии разложения и гниения. Почвенные бактерии. Болезнетворные бактерии. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определять понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий | Брать на себя инициативу в организации совместного действия | 27.01. |
|
Универсальные учебные действия: Личностные: 1.Понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; 2.Осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия; 3.Реализовывать теоретические знания на практике. Регулятивные: 1.Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; 2.Осущесвлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; Познавательные: 1.Давать определение понятиям; 2.Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции; 3.Объяснять явления, выявляемые в ходе исследования; 4.Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента Коммуникативные: 1.Осущесвлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; 2.Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 3. Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; | |||||||
№ п/п |
Наименование изучаемой темы |
Основное содержание по теме |
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||
| Раздел 3 «Царство Грибы» - 5 часов | Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщения | ||||
19 | Общая характеристика грибов. | 1 | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека | Выделять эстетические достоинства грибов | 03.02. |
|
20 | Шляпочные грибы. | 1 | Строение шляпочного гриба. Образование спор. Симбиоз грибов и растений. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. | Использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | 10.02. |
|
21 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 7 «Особенности строения мукора и дрожжей» | 1 | Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи. Лабораторная работа № 7 «Особенности строения мукора и дрожжей» | Готовить микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением |
| 17.02. |
|
22 | Грибы-паразиты. | 1 | Грибы-паразиты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, фитофтора и др). Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека
| Выявлять признаки поражения организмов болезнетворными грибами. Объяснять пути заражения грибами-паразитами. Соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. | При планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения | 24.02. |
|
23 | Обобщающий урок по теме «Царство Грибы». | 1 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Определять принадлежность грибов к определенной систематической группе. Распознавать представителей царства Грибы. Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. | Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | 03.03. |
|
Универсальные учебные действия: Личностные: 1.Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; 2.Соблюдать правила поведения в природе. Регулятивные: 1.Планировать пути достижения целей; 2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; Познавательные: 1.Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; 2.Делать умозаключения и выводы на основе аргументации; Коммуникативные: 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2.Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | |||||||
№ п/п |
Наименование изучаемой темы |
Основное содержание по теме |
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||
| Раздел 4 «Царство Растения» - 10 часов | Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Определяют понятия Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. Находят лишайники в природе. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека Характеризуют основные этапы развития растительного мира | ||||
24 | Ботаника — наука о растениях. | 1 | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере и в жизни человека. Охрана растений. | Определять понятия «ботаника, низшие, высшие растения, слоевище, таллом» Выделять особенности низших и высших растений. Называть основные группы растений. Характеризовать практическую значимость растений. Объяснять роль растений в биосфере. | Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | 10.03. |
|
25 | Одноклеточные водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа № 8 «Строение зеленых водорослей» | 1 | Водоросли одноклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания Лабораторная работа № 8 «Строение зеленых водорослей» | Выделять существенные признаки водорослей. Работать с таблицами и гербарными образцами, определять водоросли разных отделов. Готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | 17.03. |
|
26 | Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. | 1 | Многоклеточные водоросли: зеленые, красные, бурые. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания. Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Работать с таблицами и гербарными образцами, определять представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывать необходимость их охраны. | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | 31.03. |
|
27 | Лишайники. | 1 | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Выделяют особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Находят лишайники в природе. | Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; | 07.04. |
|
28 | Мхи. Лабораторная работа №9 «Строение мха (на местных видах)» | 1 | Высшие споровые растения: Мхи. Их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа №9 «Строение мха (на местных видах)» | Выделять существенные признаки высших споровых растений. Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов. Находить их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснять роль мхов в природе и жизни человека. | Ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением практической работы с гербарием | 14.04. |
|
29 | Папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа №10 «Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника» | 1 | Высшие споровые растения: папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа №10 «Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника» | Выделять характерные признаки растений данного отдела. Сравнивать разные группы высших споровых растений и находить их представителей на таблицах и гербарных образцах. Действовать согласно данным в учебнике, рабочей тетради;
| Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. | 21.04. |
|
30 | Голосеменные растения. Лабораторная работа №11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | 1 | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Лабораторная работа №11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | Выделять существенные признаков голосеменных растений. Описывать представителей голосеменных по таблицам и гербарным образцам. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека. Выполнять лабораторную работу под руководством учителя. | Обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую: принятую в словесной форме, переводить в табличную
| 28.04. |
|
31 | Покрытосеменные растения. | 1 | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.
| Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Сравнивать представителей разных групп растении, делать выводы на основе сравнения. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. Объяснять роль растений в биосфере. | Выделять эстетические достоинства покрытосеменных.
Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе. | 05.05. |
|
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1 | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира: начальные этапы, появление водорослей, выход растений на сушу, происхождение высших споровых, развитие семенных растений | Определять понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризовать основные этапы развития растительного мира. Давать общую характеристику растительного царства. | Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | 12.05. |
|
33 | Промежуточная годовая аттестация | 1 | Систематизация и обобщение понятий курса. | Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира, грибов. Находить информацию о бактериях, грибах, растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. | Адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. | 19.05. |
|
34. | Обобщающий урок «В мире живой природы» | 1 |
|
|
| 26.05. |
|
Универсальные учебные действия: Личностные: 1.Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку. 2.Испытывать любовь к природе. 3. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы. Регулятивные: 1. Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. 2 Проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; 3. Адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные: 1. осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. 2. обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); 3. сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; Коммуникативные: 1. аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. 2. уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. |