Планируемые результаты обучения биологии
Обучение биологии в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих
Личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
В эстетической сфере:
Содержание программы
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними (Л/р №1)
Строение клеток кожицы чешуи лука (Л/р №2)
Раздел 2. Многообразие живых организмов
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Определение наиболее распространенных растений и животных (Л/р №4)
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. (Пр. раб. №1)
Контрольная работа №2. Среды обитания живых организмов.
Раздел 4. Человек на Земле
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Измерение своего роста и массы тела (Л/р №6)
Оказание первой медицинской помощи пострадавшему (Пр. раб. № 2)
Итоговая контрольная работа за курс биологии 5 класc
Резерв
Тематическое планирование
№ п.п. | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Живой организм: строение и изучение | 8 |
2 | Многообразие живых организмов | 15 |
3 | Среда обитания живых организмов | 6 |
4 | Человек на Земле | 5 |
5 | Резерв | 1 |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование. Биология 5 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Дата фактического проведения |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | | | |
1 | Что такое живой организм. | 1 | | |
2 | Наука о живой природе. | 1 | | |
3 | Методы изучения природы. | 1 | | |
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». | 1 | | |
5 | Живые клетки. Лабораторная работа № 2 «Строение клеток кожицы чешуи лука». | 1 | | |
6 | Химический состав клетки. | 1 | | |
7 | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | | |
8 | Великие естествоиспытатели. | 1 | | |
Раздел 2. Многообразие живых организмов | | | |
9 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | | |
10 | Разнообразие живого | 1 | | |
11 | Бактерии | 1 | | |
12 | Грибы | 1 | | |
13 | Общая характеристика растений. Водоросли | 1 | | |
14 | Зеленые листостебельные мхи | 1 | | |
15 | Папоротники | 1 | | |
16 | Голосеменные растения | 1 | | |
17 | Покрытосеменные (цветковые) растения | 1 | | |
18 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | | |
19 | Общая характеристика животных. Простейшие | 1 | | |
20 | Беспозвоночные животные | 1 | | |
21 | Позвоночные животные | 1 | | |
22 | Значение животных в природе и жизни человека | 1 | | |
23 | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов». | 1 | | |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов | | | |
24 | Три среды обитания живых организмов | 1 | | |
25 | Жизнь на разных материках | 1 | | |
26 | Природные зоны Земли | 1 | | |
27 | Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа № 3 «Определение наиболее распространенных растений и животных». | 1 | | |
28 | Практическая работа № 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания». | 1 | | |
29 | Контрольная работа по теме «Среды обитания живых организмов». | 1 | | |
Раздел 4. Человек на Земле | | | |
30 | Как человек появился на Земле. Лабораторная работа № 4 «Измерение своего роста и массы тела». | 1 | | |
31 | Как человек изменил Землю | 1 | | |
32 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | 1 | | |
33 | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа № 2 «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему». | 1 | | |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
35 | Резерв | 1 | | |
ИТОГО | 35 |