СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование  по биологии 6 класс, 1 час в неделю,  35 часов в год 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

  1. Планируемые результаты обучения биологии

Обучение биологии в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих

Личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

  • умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

    1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  1. В сфере физической деятельности:

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

  1. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

  1. Содержание программы

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

  • Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними (Л/р №1)

  • Строение клеток кожицы чешуи лука (Л/р №2)



Раздел 2. Многообразие живых организмов

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

  • Контрольная работа №1. Многообразие живых организмов.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

  • Определение наиболее распространенных растений и животных (Л/р №4)

  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. (Пр. раб. №1)

  • Контрольная работа №2. Среды обитания живых организмов.


Раздел 4. Человек на Земле

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

  • Измерение своего роста и массы тела (Л/р №6)

  • Оказание первой медицинской помощи пострадавшему (Пр. раб. № 2)

  • Итоговая контрольная работа за курс биологии 5 класc

Резерв



  1. Тематическое планирование

п.п.

Наименование раздела

Количество часов

1

Живой организм: строение и изучение

8

2

Многообразие живых организмов

15

3

Среда обитания живых организмов

6

4

Человек на Земле

5

5

Резерв

1

Итого

35





Календарно-тематическое планирование. Биология 5 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактического проведения

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение




1

Что такое живой организм.

1



2

Наука о живой природе.

1



3

Методы изучения природы.

1



4

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».

1



5

Живые клетки. Лабораторная работа № 2 «Строение клеток кожицы чешуи лука».

1



6

Химический состав клетки.

1



7

Вещества и явления в окружающем мире.

1



8

Великие естествоиспытатели.

1



Раздел 2. Многообразие живых организмов




9

Как развивалась жизнь на Земле

1



10

Разнообразие живого

1



11

Бактерии

1



12

Грибы

1



13

Общая характеристика растений. Водоросли

1



14

Зеленые листостебельные мхи

1



15

Папоротники

1



16

Голосеменные растения

1



17

Покрытосеменные (цветковые) растения

1



18

Значение растений в природе и жизни человека

1



19

Общая характеристика животных. Простейшие

1



20

Беспозвоночные животные

1



21

Позвоночные животные

1



22

Значение животных в природе и жизни человека

1



23

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов».

1



Раздел 3. Среда обитания живых организмов




24

Три среды обитания живых организмов

1



25

Жизнь на разных материках

1



26

Природные зоны Земли

1



27

Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа № 3 «Определение наиболее распространенных растений и животных».

1



28

Практическая работа № 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания».

1



29

Контрольная работа по теме «Среды обитания живых организмов».

1



Раздел 4. Человек на Земле




30

Как человек появился на Земле. Лабораторная работа № 4 «Измерение своего роста и массы тела».

1



31

Как человек изменил Землю

1



32

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

1



33

Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа № 2 «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему».

1



34

Итоговая контрольная работа

1



35

Резерв

1



ИТОГО

35