СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии (5 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии, 5 класс. Учебник В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (5 класс)»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

естественно-математического цикла

_____________ Л.А. Зарубина

Протокол № _____

от «___»_____________2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

____________ Т.В. Янжимаева


«___»________________2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

_____________ Т. Ю. Дансарунова

Приказ №_____

от «____»______________2021 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ФГОС ООО)


по БИОЛОГИИ 5 класс

предмет, класс


на 2021 – 2022 учебный год

срок реализации




КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю __1 час_; всего за год __ 34 часа__

УЧИТЕЛЬ (ФИО)__ Зарубина Лариса Александровна________________________

КАТЕГОРИЯ __ первая квалификационная категория______________________

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Рабочей программы к линии УМК В.И. Сивоглазова. Биология. 5-9 классы Рабочая программа: учебно-методическое пособие /Н.В. Бабичев, В.И. Сивоглазов. – М.:Дрофа, 2019 – (Российский учебник).___________________

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Сивоглазов В.И. Биология. 5 класс: учебник /В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2020 (Российский учебник)______________________




с. Верхняя Иволга

2021 г.

Раздел I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    1. Планируемые образовательные результаты

В соответствии с требованиями ФГОС изучение биологии в 5 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

 воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира;

 формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

 освоение социальных норм; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях;

 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели;

 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

 работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план;

 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

Познавательные УУД:

 анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

 выявлять причины и следствия простых явлений;

 осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

 строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей;

 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

 составлять тезисы, различные виды планов;

 преобразовывать информацию из одного вида в другой;

 определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

Коммуникативные УУД:

 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

 в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

 учиться критично относиться к своему мнению;

 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

 уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

Предметными результатами изучения курса Биологии является формирование следующих умений:

Учащийся научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий);

      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


Учащийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Планируемые результаты изучения курса биологии 5 класса:

Выпускник научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов

растений, животных, грибов, бактерий);

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека;

• выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности организмов к

среде обитания;

• различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические

объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы);

делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их

результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

• находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно-

популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми

грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к

объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,

экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой

природы);

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой

природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях,

животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации,

сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории

сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с

изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и

бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и

адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Планируемые результаты изучения курса биологии 5 класса:

Выпускник научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов

растений, животных, грибов, бактерий);

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека;

• выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности организмов к

среде обитания;

• различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические

объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы);

делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их

результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

• находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно-

популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми

грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к

объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,

экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой

природы);

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой

природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях,

животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации,

сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории

сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с

изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и

бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и

адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Планируемые результаты изучения курса биологии 5 класса:

Выпускник научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов

растений, животных, грибов, бактерий);

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека;

• выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности организмов к

среде обитания;

• различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические

объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы);

делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их

результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

• находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно-

популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми

грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к

объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,

экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой

природы);

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой

природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях,

животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации,

сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории

сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с

изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и

бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и

адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

таты изучения курса биологии 5 класса:

Выпускник научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов

растений, животных, грибов, бактерий);

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека;

• выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности организмов к

среде обитания;

• различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические

объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы);

делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их

результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

• находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно-

популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми

грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к

объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,

экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой

природы);

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой

природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях,

животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации,

сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории

сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с

изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и

бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и

адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Планируемые результаты изучения курса биологии 5 класса:

Выпускник научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов

растений, животных, грибов, бактерий);

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека;

• выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности организмов к

среде обитания;

• различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические

объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы);

делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их

результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

• находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно-

популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми

грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к

объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,

экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой

природы);

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой

природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях,

животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации,

сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории

сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с

изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и

бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и

адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.









    1. Планируемые воспитательные результаты

Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров.

Целевые ориентиры результатов воспитания

на уровне основного общего образования

Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское


Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России.

Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод.

Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).

Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного сообщества, родного края.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Патриотическое

Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации.

Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.

Духовно-нравственное

Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России.

Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.

Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.

Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам.

Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России

Эстетическое

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.

Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре.

Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве.

Физическое

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких.

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).

Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья.

Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде.

Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.

Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям.

Трудовое

Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей.

Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.

Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе.

Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации.

Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологическое

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире.

Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.

Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленностей.

Познавательное


Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.

Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности.





Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (9 часов)

Многообразие живых организмов. Основные свойст­ва живых организмов: клеточное строение, сходный хи­мический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыха­ние, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения приро­ды: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудова­ние для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Уве­личительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические ве­щества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Ве­ликие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы:

№ 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

№ 2 «Определение метода изучения».

№ 3 «Изучение устройства увеличительных приборов».

№ 4 «Ознакомление с растительными и животными клетками с помощью лупы и светового микроскопа».

№ 5 «Определение состава семян пшеницы».

Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмы­кающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды.). Вид. Царства жи­вой природы: Бактерии, Грибы, Растения (Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные растения, Покрытосеменные (цветковые) растения), Животные (Простейшие, Беспозвоночные, Позвоночные). Су­щественные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Лабораторные и практические работы:

№ 6 «Ознакомление с принципами систематики организмов».

№ 7 «Наблюдение за потреблением воды растением».

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5 часов)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды оби­тания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знаком­ство с отдельными представителями живой природы каждо­го материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, сме­шанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глу­боководное сообщество.

Лабораторные и практические работы:

№ 8 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)».

Раздел 4. Человек на Земле (4 часа)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек ра­зумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело­век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело­века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эф­фект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологиче­ские проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и без­опасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация. Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

№ 9 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи».


Итоговая контрольная работа (1 час)


Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология, 5 класс


п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (9 часов)

1

Что такое живой организм.

1

06.09


2

Наука о живой природе.

1

13.09


3

Методы изучения природы. Л.Р. №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований». Л.Р. №2 «Определение метода изучения»

1

20.09


4

Увеличительные приборы.

Л.Р. №3 «Изучение устройства увеличительных приборов».

1

27.09


5

Живые клетки.

Л.Р. №4 «Ознакомление с растительными и животными клетками»

1

04.10


6

Химический состав клетки.

Л.Р. №5 «Определение состава семян пшеницы».

1

11.10


7

Вещества и явления в окружающем мире.

1

18.10


8

Контрольная работа № 1 по теме «Живой организм»

1

25.10


9

Великие естествоиспытатели.

1

08.11


Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 часов)

10/1

Как развивалась жизнь на Земле.

1

15.11


11/2

Разнообразие живого.

Л.Р. №6 «Ознакомление с принципами систематики организмов».

1

22.11


12/3

Бактерии.

1

29.11


13/4

Грибы.

1

06.12


14/5

Растения. Значение растений в природе и жизни человека.

1

13.12


15/6

Водоросли.

1

20.12


16/7

Мхи.

1

27.12


17/8

Папоротники.

1

10.01


18/9

Голосеменные растения.

1

17.01


19/10

Покрытосеменные (цветковые) растения.

Л.Р. № 7 «Наблюдение за потреблением воды растением».

1

24.01


20/11

Животные. Значение животных в природе и жизни человека.

1

31.01


21/12

Простейшие.

1

07.02


22/13

Беспозвоночные животные.

1

14.02


23/14

Позвоночные животные.

1

21.02


24/15

Контрольная работа № 2 по теме «Многообразие живых организмов»

1

28.02


Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5 часов)

25/1

Среда обитания. Экологические факторы.

Л.Р. № 8 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

1

07.03


26/2

Жизнь на разных материках.

1

14.03


27/3

Природные зоны Земли.

1

28.03


28/4

Жизнь в морях и океанах.

1

04.04


29/5

Контрольная работа №3 по теме «Среда обитания живых организмов»

1

11.04


Раздел 4. Человек на Земле (4 часа)

30/1

Появление человека на Земле.

1

18.04


31/2

Влияние человека на Землю.

1

25.04


32/3

Жизнь под угрозой. Опустынивание.

1

16.05


33

Итоговая контрольная работа.

1

23.05


34/4

Здоровье человека и безопасность жизни. Л.Р. № 9 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи».

1

30.05


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематическое планирование учебного материала в 5 классе

с использованием оборудования центра «Точка роста»


п/п

Тема

Содержание

Целевая установка урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся на уроке/внеурочном занятии

Использование оборудования

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (3 часа)


1

Увеличительные приборы.


Использование увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупа ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А. ван Левенгук.

Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Л.Р. №3 «Изучение устройства увеличительных приборов».

Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения.

1

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом.

Сравнивать увеличение лупы и микроскопа.

Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Микроскоп световой, цифровой.

2

Живые клетки.


Строение клетки. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение.

Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.


Л.Р. №4 «Ознакомление с растительными и животными клетками»

Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия.

Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

1

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их.

Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.

Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

Микроскоп цифровой, микропрепараты.

3

Химический состав клетки.


Химический состав клетки.

Химические вещества клетки.

Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Л.Р. №5 «Определение состава семян пшеницы».

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.

1

Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы.

Анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре. Умение работать с лабораторным оборудованием.


Раздел 2. Многообразие живых организмов (4 часа)


4

Бактерии.

Бактерии: строение и жизнедеятельность. Бактерии – примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Характеризовать особенности строения бактерий.

1

Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника.

Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот.

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе.

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Рассматривание бактерий на готовых микропрепаратах с использованием цифрового микроскопа.

Электронные таблицы и плакаты.

5

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

Многообразие и значение грибов.

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы.

Роль грибов в природе и жизни человека.

Характеризовать строение шляпочных грибов.

1

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин».

Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника.

Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.

Объяснять значение грибов для человека и для природы.

Готовить микропрепарат культуры дрожжей. Изучать плесневые грибы под микроскопом при малом увеличении на готовых микропрепаратах. Электронные таблицы и плакаты.

6

Растения.

Многообразие растений.

Значение растений в природе и жизни человека.

Растения. Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Характеризовать главные признаки растений.

1

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия.

Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора». Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека.

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Обнаружение хлоропластов в клетках растений с использованием цифрового микроскопа. Электронные таблицы и плакаты.

7

Животные.

Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.

Животные. Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника.

1

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амебы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображенных на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных.

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Готовить микропрепарат культуры амеб. Обнаружение одноклеточных животных (простейших) в водной среде с использованием цифрового микроскопа. Электронные таблицы и плакаты.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (1 час)


8

Среда обитания. Экологические факторы.


Экологические факторы среды.

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, - экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.


Л.Р. № 8 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.

1

Изучить действие различных факторов среды (свет, влажность, температура) на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор. Выполнение лабораторной работы.

Цифровая лаборатория по экологии (датчик освещенности, влажности и температуры)











Национально – региональный компонент в содержании курса биологии 5 класса.

Названия раздела

урока

Тема урока

Основное содержание

1

Среда обитания живых организмов

25

Среда обитания. Экологические факторы.




http://www.lake-baykal.ru/baikal12.php

Разнообразна фауна байкальских рыб. Всего в озере обнаружено 52 их вида (с учетом подвидов более 60).

Байкальский омуль - представитель семейства сиговых, эндемичный подвид вида, распространенного в арктическом бассейне Евразии и Сев. Америки. Это основная промысловая рыба Байкала и объект спортивного лова. Типичная среда обитания байкальского омуля - район подводного склона до глубин 350 метров, а осенью, во время икромета - реки, впадающие в Байкал.

Уникальные обитатели Байкала - 2 вида эндемичного семейства голомянковых - большая и малая голомянки. Это небольшие рыбки (самка большой голомянки достигает длины немногим более 20 см), обитающие в открытом Байкале на разных глубинах (до максимальной), питающиеся эпишурой и более крупными ракообразными. Бледно-розовое или бесцветное полупрозрачное тело, большие прозрачные грудные плавники, уплощенная голова с огромным ртом - вот «портрет» байкальской голомянки. Тело большой голомянки содержит исключительно высокую (44%) концентрацию липидов, что обеспечивает рыбке нейтральную плавучесть. Оба вида являются живородящими, вымет личинок у малой голомянки происходит в феврале-марте, у большой - во второй половине лета. Несмотря на то, что запасы голомянки в Байкале огромны (по оценкам ученых биомасса каждого вида более 50 тыс. т.), промыслового значения она не имеет, т.к. рассредоточена по всему озеру и не образует скоплений. Экологическое же значение голомянки велико - она является основным кормом нерпы, молодью голомянки питается омуль.

Самые крупные из байкальских рыб - обыкновенный таймень и байкальский осетр. Первый - типично речная рыба и в Байкале встречается не часто. Байкальский осетр (подвид сибирского осетра) занесен в Красную книгу России. За свои примерно 50 лет жизни байкальский осетр может вырасти до 1,8 м при весе до 130 кг. Питающийся донными беспозвоночными и мелкой рыбой, он обычно обитает в прибрежье восточной стороны Байкала и на Селенгинском мелководье. Естественные нерестилища осетра - большие притоки, главным образом реки Баргузин и Селенга. Загрязнение рек и браконьерский вылов создают большую проблему для сохранения байкальского осетра; с этой целью сохранения икру осетра инкубируют на Большереченском рыборазводном заводе.

     Байкальский тюлень (нерпа). Интересен сам факт обитания типично морского млекопитающего в центре огромного континента. Ученые в большинстве поддерживают гипотезу о проникновении этого вида из Северного Ледовитого океана через Енисей и Ангару, либо через Лену (как предполагают, именно по этой реке прежде проходил байкальский сток); есть версия, что байкальская нерпа - результат «местной эволюции». Так или иначе, на Байкале существует устойчивая популяция нерпы, численностью несколько десятков тысяч особей. Нерпа щенится ежегодно во второй половине зимы - первой половине весны, принося одного, редко двух детенышей. Байкальская нерпа - великолепный ныряльщик, об этом свидетельствуют такие показатели, как способность погружаться на глубину 200 метров и находиться под водой дольше 20 минут.

2

27

Природные зоны Земли


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!