СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии (5 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (5 класс)»

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 5А, 5Б классов

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  • Примерных программ основного общего и среднего общего образования по биологии В. В. Пасечника, 2015 год.

  • Учебного плана МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г. Казани на 2018-2019 учебный год.

  • Локальные акты МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г. Казани:
  • основная образовательная программа основного общего образования,
  • положение о рабочей программе учебного предмета, курса,
  • приказ по школе об утверждении рабочей программы от 31.08.18 г. № 171-О;
  • протокол ШМО о рассмотрении и согласовании рабочей программы от 31.08.18 г.

Основные цели изучения биологии:

  • освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.

  • научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов

  • научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;

  • научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.



Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №112» Авиастроительного района города Казани.

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1 час в неделю).


Содержание учебного предмета

Раздел

Тема урока

Количество

часов

Лабораторные

работы, практические работы

Экскурсии

Раздел 1. " Введение "

1. Биология — наука о живой природе

2. Методы исследования в биологии

3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

4. Среды обитания живых организмов.

5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

6. Обобщающий урок

6 часов

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»


Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Раздел 2. " Клеточное строение организмов "


7. Устройство увеличительных приборов

8. Строение клетки

9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

10. Пластиды

11. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

12. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

13. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

14. Деление клетки

15. Понятие «ткань»

16. Обобщающий урок

10 часов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Л.р.№2 «Изучение клеток растений» Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука».

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».


Раздел 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы "


17. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

18. Роль бактерий в природе и жизни человека

19. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

20. Шляпочные грибы.

21. Плесневые грибы и дрожжи

22. Грибы-паразиты

23. Обобщающий урок

7 часов

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».










Раздел 4. " Царство Растения "

24. Ботаника — наука о растениях

25. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

26. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

27. Лишайники

28. Мхи

29. Папоротники, хвощи, плауны

30. Голосеменные растения

31. Покрытосеменные растения

32. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

33. Обобщающий урок

10 часов

Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей»

Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).

Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

Л.р.№11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Л.р.№12 «Строение цветкового растения»













Повторение

34. Итоговая (промежуточная) контрольная работа

35. Клеточное строение организмов

2 часа



Итого 35 часов

Тематическое планирование


Тема 1. Введение (6 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся научатся:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

 определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта.

3. Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Учащиеся узнают:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся научатся:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Учащиеся могут узнать:

- науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;


Тема 2. Клеточное строение организмов (10 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся научатся:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

3. Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Учащиеся узнают:

- устройство лупы и микроскопа;

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся научатся:

- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Учащиеся могут узнать:

- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;

- клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

- макро- и микроэлементы,

- космическую роль зеленых растений

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;

- объяснять отличия молодой клетки от старой,

- доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;

- находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей;

Тема 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

3. Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся могут узнать:

- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

- жизнедеятельность грибов-хищников

Учащиеся смогут научиться:

- выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку;

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.


Тема 4. Царство Растения (10 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

3. Предметные результаты:

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся могут узнать:

- половое и бесполое размножение водорослей,

- жизненные циклы мхов и папоротников,

- древовидные папоротники,

- жизненный цикл сосны,

- покрытосеменные – господствующая группа растений,

- редкие и охраняемые растения Омской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.


Требования к результатам обучения

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

  • Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

  • Способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

Приложение 1


Календарно - тематическое планирование по биологии для 5А, 5Б классов


Тема урока


Планируемые результаты обучения

Виды учебной деятельности

Количество часов

Дата по плану

Дата фактическая

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел №1. Введение (6ч)

1(1)

Техника безопасности на уроке биологии. Биология - наука о живой природе.


Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии.

Знать правила техники безопасности на уроках и в кабинете.


Познавательные умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные: умение организовать вы­полнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах



Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

1

04-09.09


2(2)

Входная контрольная работа.

Методы исследования в биологии.


Учащиеся знают основные методы

изучения биологии, правила техники безопасности

в биологическом кабинете.

Познавательные умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Регулятивные умение организовать вы­полнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение воспринимать информацию на слух

Понимание значимости научного исследования природы

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии


1

11-16.09


3(3)

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.


Называть основные царства живых организмов как доказательство разнообразия живой природы. Уметь сравнивать и выявлять признаки сходства и отличия живой и неживой материи. Называть признаки живых организмов, давать им характеристику.

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках

живого от неживого

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

1

18-23.09


4(4)

Среды обитания живых организмов.


Учащиеся умеют различать среды

обитания организмов, знают их особенности

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу






1

25-30.09


5(5)

Экологические факторы их влияние на живые организмы


Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формируются элементы экологической культуры

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

1

02-07.10


6(6)

Обобщающий урок по теме: «Введение»

Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».




Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»



Учащиеся имеют начальные

представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Познавательные:

развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и

оформлять их результаты

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений.


1

09-14.10


Раздел 2. Клеточное строение организмов (10 ч)

7(1)

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1

«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

Учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют

представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное. Приобретение

элементарных навыков

работы с приборами.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

Познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

1

16-21.10


8(2)

Строение клетки

Лабораторная работа №2 «Изучение клеток растения»


Убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное. Приобретение

элементарных навыков

работы с приборами.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

1

23-28.10


9(3)

Лабораторная работа №3

«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить

строение клетки в тетради

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

1

06-11.11


10(4)

Пластиды.

Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины и шиповника»

Учащиеся имеют понятия о пластидах: хлоропластах у них развиваются навыки

приготовления микропрепаратов, изучения их под

микроскопом и умения схематически изображать

строение клетки в тетради.













Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки






1

13-18.11


11(5)

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества


Учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.

Познавательные:

развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

1

20-25.11


12(6)

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

У учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной кар-

точке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

Формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших

биологических экспериментов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом





1

27-02.12


13(7)

Жизнедеятельность клетки: рост и развитие


У учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, умение выделять существенные признаки строения клетки.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

Формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших

биологических экспериментов

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

1

04-09.12


14(8)

Деление клетки


Учащиеся знают, умеют описать

процесс деления клетки и ее рост

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

1




11-16.12


15(9)

Понятие «ткань»

Лабораторная работа №6 «рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Учащиеся имеют первоначальные

представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организм

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления

о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток,

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах


1

18-23.12


16(10)

Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»


У учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов

Познавательные:

развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить

сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления

о единстве живого, умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

1

25-29.12


Раздел 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (7ч)

17(1)

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность


Учащиеся имеют представление об

особенностях строения бактерий и их многообразии




Познавательные:

умение работать с различными источниками

информации, преобразовывать ее из одной

формы в другую, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: Взаимопомощь

Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий,


Выделяют существенные признаки бактерий

1

08-13.01


18(2)

Роль бактерий в природе и жизни человека.


Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека

Познавательные:

развивается умение самостоятельно

работать с текстом и иллюстрациями учебника, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассника

Формируется интерес к предмету и

положительная познавательная мотивация на основе проведения са-мостоятельного биологического исследования


Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека




1

15-20.01


19(3)

Грибы, общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.


Учащиеся знают о строении грибов,

их роли в природе и жизни человека

Познавательные:

развиваются умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями

учебника, получать информацию из видеофильма

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

1

22-27.01


20(4)

Шляпочные грибы.

Практическая работа №2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Учащиеся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы

с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Познавательные:

развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями

учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учи-

теля согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Понимание ценности

здорового и безопасного образа жизни; усваиваются

правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Выполняют лабораторную работу

1

29-03.02


21(5)

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

Учащиеся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни

человека

Познавательные:

развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями

учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учи-

теля согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов

природы,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

1

05-10.02


22(6)

Грибы паразиты

учащиеся знают о грибах-паразитах и их роли в природе

Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы

классу

Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

1

12-17.02


23(7)

Обобщающий урок по теме: «Царство бактерии и Царство Грибы»


Учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека

Познавательные:

развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить

сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков

представителей разных царств природы,

потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

1

19-24.02


Раздел 4. Царство Растения (10ч)

24(1)

Ботаника – наука о растениях


Учащиеся имеют представления

о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях

Познавательные:

развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать на

живых объектах и таблицах низшие и высшие растения,

сравнивать представителей низших и высших растений,

делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

1

26-03.03


25(2)

Водоросли, их

многообразие, строение, среда обитания.

Лабораторная работа №8 «Строение зеленых водорослей»

Учащиеся имеют представление о

водорослях (одноклеточных и многоклеточных) как представителях низших растений,

их характерных признаках

Познавательные:

развивается умение выделять

существенные признаки низших растений и на этом

основании относить водоросли к низшим растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя. Умение определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы

классу. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов

природы, умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

1

05-10.03


26(3)

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.



Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

1

12-17.03


27(4)

Лишайники.


Учащиеся имеют представление о

лишайниках как симбиотических организмах

Познавательные:

развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы

классу

Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода

о состоянии окружающей среды,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

1

19-24.03


28(5)

Мхи

Лабораторная работа №9 «Строение мха на местных видах»

Учащиеся имеют представление о мхах как представителях споровых растений, их характерных признаках

Познавательные:

развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи к высшим споровым

растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении, умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека

1

04-10.04


29(6)

Папоротники, хвощи и плауны

Лабораторная работа №10 «Строение спороносящего хвоща и папоротника»


Учащиеся имеют представление о папоротниках, плаунах и хвощах как представите-

лях высших споровых растений, их характерныхпризнаках и более высокой организации по сравнению с мхами

Познавательные:

развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

1

11-17.04


30(7)

Голосеменные растения. Лабораторная работа №11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения»

Познавательные:

развитие умения выделять

существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы

классу

Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

растений и установления усложнений в их строении,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

1

18-24.04


31(8)

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №12 «Строение цветкового растения»

Учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями:

«плод», «цветок», «жизненные формы»

Познавательные:

развивается умение выделять

существенные признаки покрытосеменных растений

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении, умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

1

25-02.05


32(9)

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира


Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира

Познавательные:

развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

1

03-08.05


33(10)

Обобщающий урок по теме: «Царство растении»


Учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли растений в природе и жизни человека

Познавательные:

развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно установ-

ленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы,

работать в составе творческих групп

Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков

представителей разных отделов Царства Растения, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников


Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

1

09-15.05


Раздел 5. Повторение

34 (1)

Итоговая контрольная работа

Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи,

хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

роль растений в биосфере и жизни человека;

происхождение растений и основные этапы

развития растительного мира

Познавательные:

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы,

работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания

на практике; воспитание в учащихся любви к природе,

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Выполнение контрольной работы

1

16-22.05


35 (2)

Игра «Посвящение в ботаники»

Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи,

хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

роль растений в биосфере и жизни человека;

происхождение растений и основные этапы

развития растительного мира

Познавательные:

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установ-

ленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы,

работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками


Воспитание в учащихся чувства гордости за

российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания

на практике; воспитание в учащихся любви к природе,

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

вопросов урока

1

23-31.05
































Приложение 2
















КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ





















Итоговая контрольная работа учащихся 5 класса по биологии



Вариант I

Часть I

К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите номер правильного ответа.

А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:

  1. цитология

  2. энтомология

  3. микология

  4. орнитология

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

  1. неподвижны

  2. состоят из химических веществ

  3. имеют клеточное строение

  4. имеют цвет

АЗ. Основной частью лупы и микроскопа является:

  1. зеркало

  2. увеличительное стекло

  3. штатив

  4. зрительная трубка (тубус)

А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:

  1. митохондрия

  2. ядро

  3. хлоропласт

  4. цитоплазма

А5. Бактерии размножаются:

  1. делением

  2. с помощью оплодотворения

  3. черенкованием

  4. половым путем

А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:

  1. грибы

  2. животные

  3. растения

  4. бактерии

А7. Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:

  1. дыханию

  2. питанию

  3. фотосинтезу

  4. росту и размножению

А8. Торфяным мхом называют:

  1. хвощ полевой

  2. плаун булавовидный

  3. кукушкин лен

  4. сфагнум

А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:

  1. стеблей

  2. цветков

  3. листьев

  4. корней

А10. Цветки характерны для

  1. хвощей

  2. папоротников

  3. голосеменных

  4. покрытосеменных

Часть II

Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).

В1. Определите, на каком рисунке изображен плесневый гриб пеницилл.






3

(В ответ запишите цифру.)

В2. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка жи­вотных и растений:

  1. Дышит

  2. Питается

  3. Имеет хлоропласты

  4. Растет и делится

  5. Может участвовать в оплодотворении

  6. Образует питательные вещества на свету (В ответ запишите ряд цифр.)

В3. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:

  1. Водоросли

  2. Мхи

  3. Шляпочные грибы

  4. Животных

  5. Одноклеточные грибы

  6. Паразитические и плесневые грибы (В ответ запишите ряд цифр.)

Часть III

Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.

С1. Что изучает ботаника?

С2. Какого цвета могут быть пластиды?

С3 Какие среды обитания живых организмов вы знаете?







Вариант II

Часть I

Инструкция для обучающихся

К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.

А1. Наука, изучающая растения, называется:

  1. Ботаника

  2. Зоология

  3. Анатомия

  4. Микология

А2. Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:

  1. зрительную трубку

  2. предметный столик

  3. увеличительное стекло

  4. штатив

АЗ. Каждая клетка возникает путем:

  1. гибели материнской клетки

  2. слияния клеток кожи

  3. деления материнской клетки

  4. слияния мышечных клеток

А4. Наука, изучающая строение и функции клеток:

  1. орнитология

  2. микология

  3. цитология

  4. энтомология

А5. Клетка бактерий, в отличие от клеток животных, ра­стений и грибов, не имеет:

  1. цитоплазмы

  2. наружной мембраны

  3. ядра

  4. белков и нуклеиновой кислоты

А6. Залежи каменного угля в каменноугольном периоде образованы древними:

  1. морскими водорослями

  2. цветковыми растениями

  3. мхами и лишайниками

  4. папоротниками, хвощами и плаунами

А7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа при помощи энергии солнечного све­та — это:

  1. хлорофилл

  2. фототаксис

  3. хлоропласт

  4. фотосинтез

А8. Покрытосеменные растения, в отличие от голосемен­ных, имеют:

  1. корни

  2. стебли и листья

  3. цветки

  4. семена

А9. Наука, изучающая строение и функции клеток:

  1. орнитология

  2. микология

  3. цитология

  4. энтомология

А10. Важнейший признак представителей царства Расте­ния — это способность к:

  1. дыханию

  2. питанию

  3. фотосинтезу

  4. росту и размножению

Часть II

Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).

В1. Какой цифрой обозначен хлоропласт?





В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:

  1. Координация

  2. Сложение

  3. Измерение

  4. Вычитание

  5. Эксперимент

  6. Наблюдение

В3. Выберите три правильных ответа. Зелеными водорос­лями не являются:

  1. Ламинария

  2. Фитофтора

  3. Хламидомонада

  4. Порфира

  5. Хлорелла

  6. Спирогира

Часть III

Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.

С1. Значение растений в природе.

С2. Назовите основные части клетки?

С3. Какие царства живых организмов вы знаете?