СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии для 5 класса.
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 5А, 5Б классов
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Примерных программ основного общего и среднего общего образования по биологии В. В. Пасечника, 2015 год.
Учебного плана МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г. Казани на 2018-2019 учебный год.
Основные цели изучения биологии:
освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.
научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов
научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №112» Авиастроительного района города Казани.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета
Раздел | Тема урока | Количество часов | Лабораторные работы, практические работы | Экскурсии |
Раздел 1. " Введение " | 1. Биология — наука о живой природе 2. Методы исследования в биологии 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого 4. Среды обитания живых организмов. 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы 6. Обобщающий урок | 6 часов | Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»
| Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» |
Раздел 2. " Клеточное строение организмов "
| 7. Устройство увеличительных приборов 8. Строение клетки 9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука 10. Пластиды 11. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества 12. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) 13. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие 14. Деление клетки 15. Понятие «ткань» 16. Обобщающий урок | 10 часов | Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» Л.р.№2 «Изучение клеток растений» Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука». Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». |
|
Раздел 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы "
| 17. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. 18. Роль бактерий в природе и жизни человека 19. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. 20. Шляпочные грибы. 21. Плесневые грибы и дрожжи 22. Грибы-паразиты 23. Обобщающий урок | 7 часов | П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».
|
|
Раздел 4. " Царство Растения " | 24. Ботаника — наука о растениях 25. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания 26. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей 27. Лишайники 28. Мхи 29. Папоротники, хвощи, плауны 30. Голосеменные растения 31. Покрытосеменные растения 32. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира 33. Обобщающий урок | 10 часов | Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей» Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах). Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» Л.р.№11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» Л.р.№12 «Строение цветкового растения» |
|
Повторение | 34. Итоговая (промежуточная) контрольная работа 35. Клеточное строение организмов | 2 часа |
|
|
Итого 35 часов
Тематическое планирование
Тема 1. Введение (6 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся научатся:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся научатся:
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта.
3. Предметные результаты: | |
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
Учащиеся узнают: - о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - правила работы с микроскопом; - правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся научатся: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»; - отличать живые организмы от неживых; - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; - характеризовать среды обитания организмов; - характеризовать экологические факторы; - проводить фенологические наблюдения; - соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. | Учащиеся могут узнать: - науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;
|
Тема 2. Клеточное строение организмов (10 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся научатся:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся научатся:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
3. Предметные результаты: | |
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
Учащиеся узнают: - устройство лупы и микроскопа; - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся научатся: - определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные виды тканей. | Учащиеся могут узнать: - историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки; - клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; - макро- и микроэлементы, - космическую роль зеленых растений Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»; - объяснять отличия молодой клетки от старой, - доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма; - находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей; |
Тема 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
3. Предметные результаты: | |
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; - разнообразие и распространение бактерий и грибов; - роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику бактериям и грибам; - отличать бактерии и грибы от других живых организмов; - отличать съедобные грибы от ядовитых; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. | Учащиеся могут узнать: - значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; - жизнедеятельность грибов-хищников Учащиеся смогут научиться: - выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку; - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. |
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Тема 4. Царство Растения (10 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
3. Предметные результаты: | |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | Учащиеся могут узнать: - половое и бесполое размножение водорослей, - жизненные циклы мхов и папоротников, - древовидные папоротники, - жизненный цикл сосны, - покрытосеменные – господствующая группа растений, - редкие и охраняемые растения Омской области Учащиеся смогут научиться: - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения. |
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .
Способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование по биологии для 5А, 5Б классов
№ | Тема урока
| Планируемые результаты обучения | Виды учебной деятельности | Количество часов | Дата по плану | Дата фактическая | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||
Раздел №1. Введение (6ч) | ||||||||||||
1(1) | Техника безопасности на уроке биологии. Биология - наука о живой природе. | Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии. Знать правила техники безопасности на уроках и в кабинете.
| Познавательные умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах
| Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | 1 | 04-09.09 |
| ||||
2(2) | Входная контрольная работа. Методы исследования в биологии.
| Учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. | Познавательные умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Регулятивные умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного исследования природы | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии
| 1 | 11-16.09 |
| ||||
3(3) | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.
| Называть основные царства живых организмов как доказательство разнообразия живой природы. Уметь сравнивать и выявлять признаки сходства и отличия живой и неживой материи. Называть признаки живых организмов, давать им характеристику. | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | 1 | 18-23.09 |
| ||||
4(4) | Среды обитания живых организмов.
| Учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу
| 1 | 25-30.09 |
| ||||
5(5) | Экологические факторы их влияние на живые организмы
| Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Формируются элементы экологической культуры | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | 1 | 02-07.10 |
| ||||
6(6) | Обобщающий урок по теме: «Введение» Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».
Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»
| Учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе. | Познавательные: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры. | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений.
| 1 | 09-14.10 |
| ||||
Раздел 2. Клеточное строение организмов (10 ч) | ||||||||||||
7(1) | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними». | Учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться ин- формацией с одноклассниками | Познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | 1 | 16-21.10 |
| ||||
8(2) | Строение клетки Лабораторная работа №2 «Изучение клеток растения»
| Убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться ин- формацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | 1 | 23-28.10 |
| ||||
9(3) | Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | Учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться ин- формацией с одноклассниками | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | 1 | 06-11.11 |
| ||||
10(4) | Пластиды. Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины и шиповника» | Учащиеся имеют понятия о пластидах: хлоропластах у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради.
| Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться ин- формацией с одноклассниками | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
| 1 | 13-18.11 |
| ||||
11(5) | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
| Учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке. | Познавательные: развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться ин- формацией с одноклассниками | Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | 1 | 20-25.11 |
| ||||
12(6) | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | У учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной кар- точке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться ин- формацией с одноклассниками | Формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом
| 1 | 27-02.12 |
| ||||
13(7) | Жизнедеятельность клетки: рост и развитие
| У учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, умение выделять существенные признаки строения клетки. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться ин- формацией с одноклассниками | Формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | 1 | 04-09.12 |
| ||||
14(8) | Деление клетки
| Учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | 1
| 11-16.12 |
| ||||||
15(9) | Понятие «ткань» Лабораторная работа №6 «рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | Учащиеся имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организм | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться ин- формацией с одноклассниками | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток, | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах |
1 | 18-23.12 |
| ||||
16(10) | Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»
| У учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов | Познавательные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого, умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | 1 | 25-29.12 |
| ||||
Раздел 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (7ч) | ||||||||||||
17(1) | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность
| Учащиеся имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии
| Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: Взаимопомощь | Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий,
| Выделяют существенные признаки бактерий | 1 | 08-13.01 |
| ||||
18(2) | Роль бактерий в природе и жизни человека.
| Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека | Познавательные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные:умение строить эффективное взаимодействие с одноклассника | Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения са-мостоятельного биологического исследования
| Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека
| 1 | 15-20.01 |
| ||||
19(3) | Грибы, общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.
| Учащиеся знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека | Познавательные: развиваются умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | 1 | 22-27.01 |
| ||||
20(4) | Шляпочные грибы. Практическая работа №2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | Учащиеся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Познавательные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учи- теля согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Выполняют лабораторную работу | 1 | 29-03.02 |
| ||||
21(5) | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» | Учащиеся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека | Познавательные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учи- теля согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | 1 | 05-10.02 |
| ||||
22(6) | Грибы паразиты | учащиеся знают о грибах-паразитах и их роли в природе | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | 1 | 12-17.02 |
| ||||
23(7) | Обобщающий урок по теме: «Царство бактерии и Царство Грибы»
| Учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека | Познавательные: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | 1 | 19-24.02 |
| ||||
Раздел 4. Царство Растения (10ч) | ||||||||||||
24(1) | Ботаника – наука о растениях
| Учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях | Познавательные: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | 1 | 26-03.03 |
| ||||
25(2) | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №8 «Строение зеленых водорослей» | Учащиеся имеют представление о водорослях (одноклеточных и многоклеточных) как представителях низших растений, их характерных признаках | Познавательные: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | 1 | 05-10.03 |
| ||||
26(3) | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.
| Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | 1 | 12-17.03 |
| |||||||
27(4) | Лишайники.
| Учащиеся имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах | Познавательные: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | 1 | 19-24.03 |
| ||||
28(5) | Мхи Лабораторная работа №9 «Строение мха на местных видах» | Учащиеся имеют представление о мхах как представителях споровых растений, их характерных признаках | Познавательные: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | 1 | 04-10.04 |
| ||||
29(6) | Папоротники, хвощи и плауны Лабораторная работа №10 «Строение спороносящего хвоща и папоротника»
| Учащиеся имеют представление о папоротниках, плаунах и хвощах как представите- лях высших споровых растений, их характерныхпризнаках и более высокой организации по сравнению с мхами | Познавательные: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | 1 | 11-17.04 |
| ||||
30(7) | Голосеменные растения. Лабораторная работа №11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) | Учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения» | Познавательные: развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | 1 | 18-24.04 |
| ||||
31(8) | Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №12 «Строение цветкового растения» | Учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы» | Познавательные: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | 1 | 25-02.05 |
| ||||
32(9) | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
| Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира | Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции) Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | 1 | 03-08.05 |
| ||||
33(10) | Обобщающий урок по теме: «Царство растении»
| Учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли растений в природе и жизни человека | Познавательные: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя согласно установ- ленным правилам работы в кабинете Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп | Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных отделов Царства Растения, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
| Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | 1 | 09-15.05 |
| ||||
Раздел 5. Повторение | ||||||||||||
34 (1) | Итоговая контрольная работа | Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира | Познавательные: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания на практике; воспитание в учащихся любви к природе, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Выполнение контрольной работы | 1 | 16-22.05 |
| ||||
35 (2) | Игра «Посвящение в ботаники» | Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира | Познавательные: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установ- ленным правилам работы в кабинете Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками
| Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания на практике; воспитание в учащихся любви к природе, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов урока | 1 | 23-31.05 |
|
Приложение 2
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Итоговая контрольная работа учащихся 5 класса по биологии
Вариант I
Часть I
К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:
цитология
энтомология
микология
орнитология
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
неподвижны
состоят из химических веществ
имеют клеточное строение
имеют цвет
АЗ. Основной частью лупы и микроскопа является:
зеркало
увеличительное стекло
штатив
зрительная трубка (тубус)
А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:
митохондрия
ядро
хлоропласт
цитоплазма
А5. Бактерии размножаются:
делением
с помощью оплодотворения
черенкованием
половым путем
А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:
грибы
животные
растения
бактерии
А7. Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:
дыханию
питанию
фотосинтезу
росту и размножению
А8. Торфяным мхом называют:
хвощ полевой
плаун булавовидный
кукушкин лен
сфагнум
А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:
стеблей
цветков
листьев
корней
А10. Цветки характерны для
хвощей
папоротников
голосеменных
покрытосеменных
Часть II
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В1. Определите, на каком рисунке изображен плесневый гриб пеницилл.
3
(В ответ запишите цифру.)
В2. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка животных и растений:
Дышит
Питается
Имеет хлоропласты
Растет и делится
Может участвовать в оплодотворении
Образует питательные вещества на свету (В ответ запишите ряд цифр.)
В3. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:
Водоросли
Мхи
Шляпочные грибы
Животных
Одноклеточные грибы
Паразитические и плесневые грибы (В ответ запишите ряд цифр.)
Часть III
Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1. Что изучает ботаника?
С2. Какого цвета могут быть пластиды?
С3 Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
Вариант II
Часть I
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая растения, называется:
Ботаника
Зоология
Анатомия
Микология
А2. Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:
зрительную трубку
предметный столик
увеличительное стекло
штатив
АЗ. Каждая клетка возникает путем:
гибели материнской клетки
слияния клеток кожи
деления материнской клетки
слияния мышечных клеток
А4. Наука, изучающая строение и функции клеток:
орнитология
микология
цитология
энтомология
А5. Клетка бактерий, в отличие от клеток животных, растений и грибов, не имеет:
цитоплазмы
наружной мембраны
ядра
белков и нуклеиновой кислоты
А6. Залежи каменного угля в каменноугольном периоде образованы древними:
морскими водорослями
цветковыми растениями
мхами и лишайниками
папоротниками, хвощами и плаунами
А7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа при помощи энергии солнечного света — это:
хлорофилл
фототаксис
хлоропласт
фотосинтез
А8. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:
корни
стебли и листья
цветки
семена
А9. Наука, изучающая строение и функции клеток:
орнитология
микология
цитология
энтомология
А10. Важнейший признак представителей царства Растения — это способность к:
дыханию
питанию
фотосинтезу
росту и размножению
Часть II
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В1. Какой цифрой обозначен хлоропласт?
В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:
Координация
Сложение
Измерение
Вычитание
Эксперимент
Наблюдение
В3. Выберите три правильных ответа. Зелеными водорослями не являются:
Ламинария
Фитофтора
Хламидомонада
Порфира
Хлорелла
Спирогира
Часть III
Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1. Значение растений в природе.
С2. Назовите основные части клетки?
С3. Какие царства живых организмов вы знаете?