СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативная база преподавания предмета:

- Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- Образовательная программа и учебный план МКОУМазунинской СОШ  на 2017 – 2018 учебный год;

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Уровень усвоения программы: базовый

Цели основного общего биологического образования

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в формирование научного мировоззрения.

Цели и задачи учебного курса (предмета) «Биология»

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предметной области «Биология» в основной школе обеспечивает:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.


Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об антропогенных изменениях природной среды;

  2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Задачами курса является:

- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;

- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

-получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов

- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Содержание учебного предмета, курса

Биология. Бактерии. Грибы. Растения.

Введение. Биология как наука (7 ч)

Биология, как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные работы

1. Ведение дневника наблюдений.

2. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

 

Раздел 1. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов (9 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы

3. Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними.

4. Изучение клеток растения с помощью лупы.

5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

6. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

7. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

8. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2. Многообразие организмов (18 ч)

Раздел 2.1. Царство Бактерии (3 ч)

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.



Раздел 2.2. Царство Грибы (4 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

9. Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.

10. Изучение строение плесневого гриба мукора.

11. Изучение строение дрожжей.

 

Раздел 2.3. Царство Растения (11 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.

Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны,их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.

Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Усложнение растений в процессе эволюции.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. 

Лабораторные и практические работы

12. Изучение строение зелёных водорослей.

13. Изучение строение мха (на местных видах).

14. Изучение строение спороносящего хвоща и  спороносящего папоротника.

15. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

16. Изучение строения покрытосеменных растений 


Распределение учебных часов по разделам программы

Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Проектная деятельность

Лабораторные работы, практические работы, экскурсии

Контрольные работы (обобщающие уроки)

1.

Ведение. Биология как наука

7


Экск. 1, Л.р.2

1

2.

Клеточное строение организмов

9


Л.р. 6

1

3.

Царство Бактерии

3




4.

Царство Грибы

4


Л.р. 3


5.

Царство Растения

11

1

Л.р. 5

1

Итого:


34

1

Л.р. – 16, Экск. - 1

3

Большинство лабораторных работ по времени на уроке занимают не более 5-10 минут, поэтому не все оцениваются отметкой.























Тематическое планирование


Раздел

урока



Тема урока


Характеристика основных видов деятельности учащихся

Введение. Биология как наука (7 ч)

1

Биология – наука о живой природе

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать новыми приемами работы с учебником. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний

2

Методы исследования в биологии.

Л.р.1 Ведение дневника наблюдений.

Определять методы биологических исследований. Объяснять значение практических и теоретических методов в научном познании.

Овладевать основными приемами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. Ведение дневника наблюдений.

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличие живого от неживого

Выделять основные отличия живого от неживого. Анали­зируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен ве­ществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Систематизировать знания о многообразии живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей  отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

4

Среды обитания организмов

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания.

5

Экологические фак­торы и их влияние на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологиче­ские факторы. Харак­теризуют влияние деятельности чело­века на природу.

Соблюдать правила поведения в окружающей среде. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

6

Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». Л.р. 2 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты своих наблюдений

7

Обобщающий урок

Систематизировать и обобщить знания по теме

Раздел 1. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов (9 ч)

8

Устройство увеличительных приборов.

Л.р. 3. Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними. Л.Р.4. Изучение клеток растения с помощью лупы.

Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторных работ

9

Строение клетки.

Л.р. 5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Выделять существенные признаки стро­ения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропре­параты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать пра­вила работы

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

10

Строение клетки.

Л.р.6. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Выделять существенные признаки стро­ения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропре­параты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их

Лабораторные работы «Приготовление и рассматривание препарата пла­стид в клетках (листа эло­деи, плодов томатов, рябины, шиповника)»

11

Химический состав клетки.

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различать органические и неорганиче­ские вещества, входящие в состав клет­ки. Ставить биологические эксперимен­ты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабора­торным оборудованием

12

Жизнедеятельность клетки.

Л.р. 7. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Выделять существенные признаки про­цессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельно­сти организмов и объяснять их результаты. Наблюдать движение цитоплазмы

13

Деление клеток.

Выделять существенные признаки про­цессов жизнедеятельности

14

Единый план строения клеток.

Сравнивать строение клеток разных организмов. Формировать представле­ния о единстве живого

15

Понятие «ткань».

Л.р. 8. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

16

Обобщающий урок «Клеточное строение организмов»

Систематизировать и обобщить знания по теме

Раздел 2. Многообразие организмов (18 ч)

Раздел 2.1. Царство Бактерии (3 ч)

17

Строение и жизнедеятельность бактерий

Выделять существенные признаки бак­терий


18

Роль бактерий в при­роде и жизни чело­века


Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Подбирать и систе­матизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сооб­щений и презентаций

19

Вирусы – неклеточные формы.

Определяют понятие «вирус».

Раздел 2.2. Царство Грибы

(4 ч)

20

Общая характеристика грибов.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека

21

Шляпочные грибы.

Л.р. 9. Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.

Различать на живых объектах и табли­цах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приёмы оказания первой помо­щи при отравлении грибами

22

Плесневые грибы и дрожжи.

Л.р.10. Изучение строение плесневого гриба мукора.

Л.р. 11. Изучение строение дрожжей.

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

23

Грибы-паразиты.

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Раздел 2.3. Царство Растения (11 ч)

24

Характеристика цар­ства Растения (Разнообразие, распространение, значение растений)

Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые и опасные для человека растения. Сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в разных источниках

25

Водоросли.

Л.р. 12. Изучение строение зелёных водорослей

Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека

26

Лишайники.

Выделять существенные признаки стро­ения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека


27

Мхи. Л.р. 13. Изучение строение мха (на местных видах).

Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов. Объяснять их роль в природе и жизни человека

28

Высшие споровые растения (Плауны. Хвощи. Папоротники)

Л.р. 14. Изучение строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника.

Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять их роль в природе и жизни человека

29

Голосеменные расте­ния

Л.р. 15. Строение хвои и шишек хвойных.

Выделять существенные признаки голо­семенных растений. Различать на жи­вых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосемен­ных в природе и жизни человека

30

Покрытосеменные, или Цветковые растения

Л.р. 16. Изучение строения покрытосеменных растений.

Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, систематизировать, анализировать и оценивать ее, переводить их одной формы подачи в другую

31

Проект «Комнатные растения»


Определяют понятия: «палеонтоло­гия», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира.

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на ос­нове сравнения. Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира. Объясняют общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов

32

Защита проектов

Находить информацию о живой при­роде в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочни­ках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта. Аргументировано отстаивать свою точку зрения

33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Представлять информацию в виде сообщений и пре­зентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта. Аргументировано отстаивать свою точку зрения

34

Обобщающий урок «Царство Растения»

Систематизировать и обобщить знания по курсу.

Аргументировать, приводить доказательства родства растений, грибов и бактерий;

Аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий.













Планируемы результаты изучения учебного предмета, курса.

Личностные и метапредметные результаты (прямой шрифт – блок «Ученик научится», курсив – блок «Ученик получит возможность»)


Универсальные учебные действия

Познавательные

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Владеть смысловым чтениемсамостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию

Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)

Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне

Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ)

Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне

Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ

Регулятивные

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ

Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки

Коммуникативные

Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории

Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

Личностные

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор

Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях

Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом

Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор


Предметные результаты

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы – 5 класс

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;

  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;

  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;

  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

























Контрольно - измерительные материалы



Тема «Введение»

Базовый уровень.


Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1. Укажите признак, характерный только для царства растений:

А) Дышат, питаются, размножаются.

Б) Состоят из разнообразных клеток.

В) Имеют нервную систему и органы чувств.

Г) Способные к фотосинтезу.
2. Определите организмы, состоящие из одной клетки:

А) Бактерии.

Б) Животные.

В) Грибы.

Г) Растения

3. О каком признаке идёт речь – все живые организмы в процессе жизни образуют себе подобных:

А) Растут.

Б) Развиваются.

В) Размножаются.

4. Какие признаки характерны для всех живых организмов?

А) Активное передвижение.

Б) Дыхание, питание, рост, размножение.

В) Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей.

Г) Образование органических веществ из неорганических на свету.

Задание 2. Выберите три верных ответа из шести.

В какой среде обитает организм, можно определить по особенностям его:

1) передвижения;

2) формы тела;

3) количества клеток;

4) размножения;

5) роста;

6) питания.

Задание 3. Задание со свободным ответом.

1. Объясните на основании, каких свойств и признаков автомобиль или компьютер нельзя назвать организмами?

Повышенный уровень.

Задание со свободным ответом.

1. Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?

Тема «Клеточное строение организмов»

Базовый уровень.

Задание № 1: Соотнесите признаки с частями клетки:

Ядро Защищает клетку

Хлоропласты Содержат клеточный сок

Оболочка Находится наследственный материал

Вакуоли Пластиды зелёного цвета

Цитоплазма Проводит питательные вещества


Задание № 2: Выберите верные утверждения.

1. Клетка – основная единица строения живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клетки.

3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

4. Живые клетки только питаются.

5. Клетки одинаковы по форме и размерам.

6. Организм человека состоит из клеток.

Задание № 3: Достройте схему

Химический состав клетки

Неорганические ? Нуклеиновые кислоты

?

Минеральные соли

? ? ?







Повышенный уровень.

Задание № 4: Напиши, какие ткани образуют данные органы:



Тема «Царство Растения»

Задание № 1. Выбрать один правильный ответ:

1. Семена образуются: А) у всех растений; Б) у всех высших растений;

В) у голосеменных и покрытосеменных растений; Г) только у цветковых растений.

2. К числу голосеменных растений не относят:

А) пшеницу; Б) кедр; В) лиственницу; Г) сосну.

3. Лишайники являются: А) высшими растениями; Б) симбиотический организм водорослей и гриба; В) грибами; Г) водорослями.

4. Мхи являются: А) высшими растениями; Б) симбиотическими организмами;

В) низшими растениями.


Задание № 2. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются верными, а какие – неверными:

1. Папоротниковидные, хвощевидные, и плауновидные растения относятся к высшим споровым растениям

2. Все высшие растения относятся к числу семенных растений.

3. У всех высших споровых растений имеются побег, лист и корень.

4. К Цветковым относятся растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.

5. У голосеменных растений семена не защищены оболочками плода, то есть лежат как бы голо.

6. Споры у папоротников  служат для защиты листьев.

7. Тело водорослей – слоевище.


Задание № 3. Дайте краткий ответ на вопросы:

1. Объясните значение термина цветковые растения.

2. Чем водоросли отличаются от всех других растений.

3. Назовите признаки характерные только для растений.



Повышенный уровень.

Задание № 4. Вопрос.

Каково значение цветка и почему возникло такое разнообразие форм и окраски цветов?