ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Образовательная программа и учебный план МКОУМазунинской СОШ на 2017 – 2018 учебный год;
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Уровень усвоения программы: базовый
Цели основного общего биологического образования
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в формирование научного мировоззрения.
Цели и задачи учебного курса (предмета) «Биология»
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предметной области «Биология» в основной школе обеспечивает:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об антропогенных изменениях природной среды;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Задачами курса является:
- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;
- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
-получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов
- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Содержание учебного предмета, курса
Биология. Бактерии. Грибы. Растения.
Введение. Биология как наука (7 ч)
Биология, как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные работы
1. Ведение дневника наблюдений.
2. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов (9 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы
3. Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними.
4. Изучение клеток растения с помощью лупы.
5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
6. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
7. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
8. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Многообразие организмов (18 ч)
Раздел 2.1. Царство Бактерии (3 ч)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Раздел 2.2. Царство Грибы (4 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
9. Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.
10. Изучение строение плесневого гриба мукора.
11. Изучение строение дрожжей.
Раздел 2.3. Царство Растения (11 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.
Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны,их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.
Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Усложнение растений в процессе эволюции.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
12. Изучение строение зелёных водорослей.
13. Изучение строение мха (на местных видах).
14. Изучение строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника.
15. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
16. Изучение строения покрытосеменных растений
Распределение учебных часов по разделам программы
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе: |
Проектная деятельность | Лабораторные работы, практические работы, экскурсии | Контрольные работы (обобщающие уроки) |
1. | Ведение. Биология как наука | 7 | | Экск. 1, Л.р.2 | 1 |
2. | Клеточное строение организмов | 9 | | Л.р. 6 | 1 |
3. | Царство Бактерии | 3 | | | |
4. | Царство Грибы | 4 | | Л.р. 3 | |
5. | Царство Растения | 11 | 1 | Л.р. 5 | 1 |
Итого: | | 34 | 1 | Л.р. – 16, Экск. - 1 | 3 |
Большинство лабораторных работ по времени на уроке занимают не более 5-10 минут, поэтому не все оцениваются отметкой.
Тематическое планирование
Раздел | № урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Введение. Биология как наука (7 ч) | 1 | Биология – наука о живой природе | Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать новыми приемами работы с учебником. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний |
2 | Методы исследования в биологии. Л.р.1 Ведение дневника наблюдений. | Определять методы биологических исследований. Объяснять значение практических и теоретических методов в научном познании. Овладевать основными приемами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. Ведение дневника наблюдений. |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличие живого от неживого | Выделять основные отличия живого от неживого. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Систематизировать знания о многообразии живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения. |
4 | Среды обитания организмов | Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Соблюдать правила поведения в окружающей среде. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. |
6 | Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». Л.р. 2 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты своих наблюдений |
7 | Обобщающий урок | Систематизировать и обобщить знания по теме |
Раздел 1. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов (9 ч) | 8 | Устройство увеличительных приборов. Л.р. 3. Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними. Л.Р.4. Изучение клеток растения с помощью лупы. | Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторных работ |
9 | Строение клетки. Л.р. 5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» |
10 | Строение клетки. Л.р.6. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их Лабораторные работы «Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника)» |
11 | Химический состав клетки. | Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием |
12 | Жизнедеятельность клетки. Л.р. 7. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Наблюдать движение цитоплазмы |
13 | Деление клеток. | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности |
14 | Единый план строения клеток. | Сравнивать строение клеток разных организмов. Формировать представления о единстве живого |
15 | Понятие «ткань». Л.р. 8. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах |
16 | Обобщающий урок «Клеточное строение организмов» | Систематизировать и обобщить знания по теме |
Раздел 2. Многообразие организмов (18 ч) Раздел 2.1. Царство Бактерии (3 ч) | 17 | Строение и жизнедеятельность бактерий | Выделять существенные признаки бактерий |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций |
19 | Вирусы – неклеточные формы. | Определяют понятие «вирус». |
Раздел 2.2. Царство Грибы (4 ч) | 20 | Общая характеристика грибов. | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека |
21 | Шляпочные грибы. Л.р. 9. Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов. | Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами |
22 | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.10. Изучение строение плесневого гриба мукора. Л.р. 11. Изучение строение дрожжей. | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением |
23 | Грибы-паразиты. | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека |
Раздел 2.3. Царство Растения (11 ч) | 24 | Характеристика царства Растения (Разнообразие, распространение, значение растений) | Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые и опасные для человека растения. Сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в разных источниках |
25 | Водоросли. Л.р. 12. Изучение строение зелёных водорослей | Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека |
26 | Лишайники. | Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека |
27 | Мхи. Л.р. 13. Изучение строение мха (на местных видах). | Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов. Объяснять их роль в природе и жизни человека |
28 | Высшие споровые растения (Плауны. Хвощи. Папоротники) Л.р. 14. Изучение строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника. | Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять их роль в природе и жизни человека |
29 | Голосеменные растения Л.р. 15. Строение хвои и шишек хвойных. | Выделять существенные признаки голосеменных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека |
30 | Покрытосеменные, или Цветковые растения Л.р. 16. Изучение строения покрытосеменных растений. | Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, систематизировать, анализировать и оценивать ее, переводить их одной формы подачи в другую |
31 | Проект «Комнатные растения» | Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира. Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира. Объясняют общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов |
32 | Защита проектов | Находить информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта. Аргументировано отстаивать свою точку зрения |
33 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта. Аргументировано отстаивать свою точку зрения |
34 | Обобщающий урок «Царство Растения» | Систематизировать и обобщить знания по курсу. Аргументировать, приводить доказательства родства растений, грибов и бактерий; Аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий. |
Планируемы результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные и метапредметные результаты (прямой шрифт – блок «Ученик научится», курсив – блок «Ученик получит возможность»)
Универсальные учебные действия |
Познавательные |
Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач |
Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию |
Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) |
Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне |
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям |
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ) |
Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне |
Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач |
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ |
Регулятивные |
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) |
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально |
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ |
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ |
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки |
Коммуникативные |
Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии |
Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) |
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории |
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность |
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно |
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей |
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) |
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого |
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей |
Личностные |
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности |
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей |
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор |
Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других |
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции |
Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях |
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом |
Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор |
Предметные результаты
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы – 5 класс
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Контрольно - измерительные материалы
Тема «Введение»
Базовый уровень.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1. Укажите признак, характерный только для царства растений:
А) Дышат, питаются, размножаются.
Б) Состоят из разнообразных клеток.
В) Имеют нервную систему и органы чувств.
Г) Способные к фотосинтезу.
2. Определите организмы, состоящие из одной клетки:
А) Бактерии.
Б) Животные.
В) Грибы.
Г) Растения
3. О каком признаке идёт речь – все живые организмы в процессе жизни образуют себе подобных:
А) Растут.
Б) Развиваются.
В) Размножаются.
4. Какие признаки характерны для всех живых организмов?
А) Активное передвижение.
Б) Дыхание, питание, рост, размножение.
В) Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей.
Г) Образование органических веществ из неорганических на свету.
Задание 2. Выберите три верных ответа из шести.
В какой среде обитает организм, можно определить по особенностям его:
1) передвижения;
2) формы тела;
3) количества клеток;
4) размножения;
5) роста;
6) питания.
Задание 3. Задание со свободным ответом.
1. Объясните на основании, каких свойств и признаков автомобиль или компьютер нельзя назвать организмами?
Повышенный уровень.
Задание со свободным ответом.
1. Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?
Тема «Клеточное строение организмов»
Базовый уровень.
Задание № 1: Соотнесите признаки с частями клетки:
Ядро Защищает клетку
Хлоропласты Содержат клеточный сок
Оболочка Находится наследственный материал
Вакуоли Пластиды зелёного цвета
Цитоплазма Проводит питательные вещества
Задание № 2: Выберите верные утверждения.
1. Клетка – основная единица строения живых организмов.
2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клетки.
3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
4. Живые клетки только питаются.
5. Клетки одинаковы по форме и размерам.
6. Организм человека состоит из клеток.
Задание № 3: Достройте схему
Химический состав клетки
Неорганические ? Нуклеиновые кислоты
?
Минеральные соли
? ? ?
Повышенный уровень.
Задание № 4: Напиши, какие ткани образуют данные органы:
Тема «Царство Растения»
Задание № 1. Выбрать один правильный ответ:
1. Семена образуются: А) у всех растений; Б) у всех высших растений;
В) у голосеменных и покрытосеменных растений; Г) только у цветковых растений.
2. К числу голосеменных растений не относят:
А) пшеницу; Б) кедр; В) лиственницу; Г) сосну.
3. Лишайники являются: А) высшими растениями; Б) симбиотический организм водорослей и гриба; В) грибами; Г) водорослями.
4. Мхи являются: А) высшими растениями; Б) симбиотическими организмами;
В) низшими растениями.
Задание № 2. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются верными, а какие – неверными:
1. Папоротниковидные, хвощевидные, и плауновидные растения относятся к высшим споровым растениям
2. Все высшие растения относятся к числу семенных растений.
3. У всех высших споровых растений имеются побег, лист и корень.
4. К Цветковым относятся растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.
5. У голосеменных растений семена не защищены оболочками плода, то есть лежат как бы голо.
6. Споры у папоротников служат для защиты листьев.
7. Тело водорослей – слоевище.
Задание № 3. Дайте краткий ответ на вопросы:
1. Объясните значение термина цветковые растения.
2. Чем водоросли отличаются от всех других растений.
3. Назовите признаки характерные только для растений.
Повышенный уровень.
Задание № 4. Вопрос.
Каково значение цветка и почему возникло такое разнообразие форм и окраски цветов?