АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
(АОУ ШКОЛА № 16)
«СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла от __________ № __ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» и.о. Директора школы _________________ Алексеева В.В. «___»____________ 2017 г. |
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по биологии
5а, 5б, 5в классы
Составитель: Реснянская Ирина Петровна
учитель биологии
2017 год
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) АОУ школа №16 и на основе УМК И.Н. Пономаревой по биологии для 5 класса. Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Планируются следующие типы работы на уроке:
ответы на уроке;
лабораторные работы;
практические работы;
контрольная работа;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО РЕДМЕТА
В результате изучения биологии в 5 классе обучающиеся научатся:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
рассмотрение биологических процессов в развитии:
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы.
К концу обучения в 5 классе обучающиеся получат возможность научиться:
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп)
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями
строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Биология – наука о живом мире. 8 ч.
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки. Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы. Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов».
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».
Практическая работа №1: «Обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира».
Многообразие живых организмов. 11 ч.
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями. Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека. Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза). Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека. Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения».
Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных».
Практическая работа №2. «Уход за комнатными растениями».
Жизнь организмов на планете Земля. 8 ч.
Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – развлекатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Человек на планете Земля. 5 ч.
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Итоговая контрольная работа. 1 ч.
Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 5 класса. Выявление уровня сформированной основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения программы |
| По плану | Фактически |
| Биология – наука о живой природе. | 8 | | |
1. | Наука о живой природе. | | 04.09-08.09 | |
2. | Свойства живого. | | 11.09-15.09 | |
3. | Методы изучения природы. | | 18.09-22.09 | |
4. | Увеличительные приборы. | | 25.09-29.09 | |
5. | Строение клетки. Ткани. | | 02.10-06.10 | |
6. | Химический состав клетки. | | 09.10-13.10 | |
7. | Процессы жизнедеятельности клетки. Практическая работа №1: «Обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира». | | 16.10-20.10 | |
8. | Великие естествоиспытатели. | | 23.10-27.10 | |
| Многообразие живых организмов | 11 | | |
9. | Царства живой природы. | | 07.11-10.11 | |
10. | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | | 13.11-17.11 | |
11. | Значение бактерий в природе и жизни человека. | | 20.11-24.11 | |
12. | Растения. Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями». | | 27.11-01.12 | |
13. | Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строение растения» | | 04.12-08.12 | |
14. | Животные. | | 11.12-15.12 | |
15. | Лабораторная работа №4 « Наблюдения за передвижениями животных» | | 18.12-22.12 | |
16. | Грибы. | | 25.12-12.01 | |
17. | Многообразие и значение грибов. | | 15.01-19.01 | |
18. | Лишайники. | | 22.01-26.01 | |
19. | Значение организмов в природе и жизни человека. Промежуточная контрольная работа. | | 29.01-02.02 | |
| Жизнь организмов на планете Земля | 8 | | |
20. | Среды жизни на планете Земля. | | 05.02-09.02 | |
21. | Экологические факторы среды. | | 12.02-16.02 | |
22. | Приспособления организмов к жизни в природе. | | 19.02-22.02 | |
23. | Природные сообщества | | 26.02-02.03 | |
24. | Природные зоны России. | | 05.03-07.03 | |
25. | Жизнь организмов на разных материках. Проектная работа «Живые организмы на разных материках». | | 12.03-16.03 | |
26. | Жизнь организмов в морях и океанах. | | 19.03-23.03 | |
27. | Обобщение по теме | | 02.04-06.04 | |
| Человек на планете Земля | 6 | | |
29. | Как появился человек на Земле. | | 09.04-13.04 | |
29. | Как человек изменял природу. | | 16.04-20.04 | |
30. | Важность охраны живого мира планеты. | | 23.04-27.04 | |
31. | Сохраним богатство живого мира. | | 30.04-04.05 | |
32. | Обобщение по теме | | 07.05-11.05 | |
33. | Итоговая контрольная работа. | | 14.05-18.05 | |
34. | Экскурсия «Весенние явления в природе». | | 21.05-25.05 | |