СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5-ые классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) АОУ школа №16 и на основе УМК И.Н. Пономаревой по биологии для 5 класса. Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Программа рассчитана на 34 часа в год.

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5-ые классы»


АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

(АОУ ШКОЛА № 16)





«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла

от __________ № __


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР ________________

Костина Г.А.

«__»____________ 2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

и.о. Директора школы

_________________

Алексеева В.В.

«___»____________ 2017 г.





РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по биологии

5а, 5б, 5в классы








Составитель: Реснянская Ирина Петровна

учитель биологии









2017 год

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) АОУ школа №16 и на основе УМК И.Н. Пономаревой по биологии для 5 класса. Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Программа рассчитана на 34 часа в год.

Планируются следующие типы работы на уроке:


  • ответы на уроке;

  • лабораторные работы;

  • практические работы;

  • контрольная работа;




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО РЕДМЕТА


В результате изучения биологии в 5 классе обучающиеся научатся:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы.


К концу обучения в 5 классе обучающиеся получат возможность научиться:

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими

животными; взаимосвязи человека и окружающей среды

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в

природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на

примере сопоставления отдельных групп)

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;

типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями

строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Биология – наука о живом мире. 8 ч.

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки. Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы. Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Лабораторная работа 1. «Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа 2. «Знакомство с клетками растений».

Практическая работа №1: «Обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира».


Многообразие живых организмов. 11 ч.

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями. Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека. Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза). Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека. Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа 4. «Наблюдение за передвижением животных».

Практическая работа 2. «Уход за комнатными растениями».


Жизнь организмов на планете Земля. 8 ч.

Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – развлекатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.


Человек на планете Земля. 5 ч.

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Итоговая контрольная работа. 1 ч.

Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 5 класса. Выявление уровня сформированной основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки прохождения программы


По

плану

Фактически


Биология – наука о живой природе.

8



1.

Наука о живой природе.


04.09-08.09


2.

Свойства живого.


11.09-15.09


3.

Методы изучения природы.


18.09-22.09


4.

Увеличительные приборы.


25.09-29.09


5.

Строение клетки. Ткани.


02.10-06.10


6.

Химический состав клетки.


09.10-13.10


7.

Процессы жизнедеятельности клетки.

Практическая работа №1: «Обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира».


16.10-20.10


8.

Великие естествоиспытатели.


23.10-27.10



Многообразие живых организмов


11



9.

Царства живой

природы.


07.11-10.11


10.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.


13.11-17.11


11.

Значение бактерий в природе и жизни человека.


20.11-24.11


12.

Растения.

Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями».


27.11-01.12


13.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строение растения»


04.12-08.12


14.

Животные.


11.12-15.12


15.

Лабораторная работа №4

« Наблюдения за передвижениями животных»


18.12-22.12


16.

Грибы.



25.12-12.01


17.

Многообразие и значение грибов.


15.01-19.01


18.

Лишайники.


22.01-26.01


19.

Значение организмов в природе и жизни человека. Промежуточная контрольная работа.


29.01-02.02



Жизнь организмов на планете Земля

8



20.

Среды жизни на планете Земля.


05.02-09.02


21.

Экологические факторы среды.


12.02-16.02


22.

Приспособления организмов к жизни в природе.


19.02-22.02


23.

Природные сообщества


26.02-02.03


24.

Природные зоны России.


05.03-07.03


25.

Жизнь организмов на разных материках.

Проектная работа «Живые организмы на разных материках».


12.03-16.03


26.

Жизнь организмов в морях и океанах.


19.03-23.03


27.

Обобщение по теме


02.04-06.04



Человек на планете Земля

6



29.

Как появился человек на Земле.


09.04-13.04


29.

Как человек изменял природу.


16.04-20.04


30.

Важность охраны живого мира планеты.


23.04-27.04


31.

Сохраним богатство живого мира.


30.04-04.05


32.

Обобщение по теме


07.05-11.05


33.

Итоговая контрольная работа.


14.05-18.05


34.

Экскурсия «Весенние явления в природе».


21.05-25.05










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!