СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сибирская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Алтайского края
Принято на педагогическом Утверждено
совете № 9 от 30.08 .2021 г. приказом директора
№ 67/1 от 30. 08.2021г.
Рабочая программа
по биологии
для 7-8 классов
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Клыкова Е.А.
учитель биологии
2021
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Биология» в 7-8 классах составлена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования ,прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, авторской программы «Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы», авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Дрофа, 2015 г. (Учебно-методическое пособие /составитель Пальдяева Г.М.)
Программа рассчитана на следующее количество часов:7-8 классы-70 часов в год-2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
7 класс
Введение
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать: эволюционный путь развития животного мира; историю изучения животных; структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.
обучающиеся должны уметь: определять сходства и различия между растительным и животным организмом; объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь: давать характеристику методам изучения биологических объектов; классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам; наблюдать и описывать различных представителей животного мира; использовать знания по зоологии в повседневной жизни; применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.
Раздел 1. Простейшие. Раздел 2. Многоклеточные животные.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать: систематику животного мира; особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
обучающиеся должны уметь: находить отличия простейших от многоклеточных животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах; работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы; распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека; применять полученные знания в практической жизни; распознавать изученных животных; определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе; наблюдать за поведением животных в природе; прогнозировать поведение животных в различных ситуациях; работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение; отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении; вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных; привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия; оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой, использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных; абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания; обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета; презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать: основные системы органов животных и органы, их образующие; особенности строения каждой системы органов у разных групп животных; эволюцию систем органов животных.
обучающиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия; объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп; описывать строение покровов тела и систем органов животных; показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных; выявлять сходства и различия в строении тела животных; различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных; выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных; устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма; составлять тезисы и конспект текста; осуществлять наблюдения и делать выводы; получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников; обобщать, делать выводы из прочитанного.
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать: основные способы размножения животных и их разновидности; отличие полового размножения животных от бесполого; закономерности развития с превращением и развития без превращения.
обучающиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия; доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме; характеризовать возрастные периоды онтогенеза; показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания; выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного; распознавать стадии развития животных; различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия в развитии животных с превращением и без превращения; устанавливать причинно-следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития; абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления; получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из различных источников.
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции; причины эволюции по Дарвину; результаты эволюции.
обучающиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия, анализировать доказательства эволюции; характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы; устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных; доказывать приспособительный характер изменчивости у животных; объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных; различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных;
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь: выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов; сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития; конкретизировать примерами доказательства эволюции; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников; анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу; толерантно относиться к иному мнению; корректно отстаивать свою точку зрения
Раздел 6. Биоценозы.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать: признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов; признаки экологических групп животных; признаки естественного и искусственного биоценоза.
обучающиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия; распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; выявлять влияние окружающей среды на биоценоз; выявлять приспособления организмов к среде обитания; определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу; определять направление потока энергии в биоценозе;
объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза; определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы; устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов; конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»; выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи; самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы; систематизировать биологические объекты разных биоценозов; находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений; находить в словарях и справочниках значения терминов; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; поддерживать дискуссию.
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать: методы селекции и разведения домашних животных; условия одомашнивания животных; законы охраны природы; признаки охраняемых территорий; пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики)
обучающиеся должны уметь: пользоваться Красной книгой; анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
обучающиеся должны понимать: причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь: выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге; выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны; находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов; находить значения терминов в словарях и справочниках; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы.
Личностные результаты обучения: обучающиеся должны: знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными; признавать право каждого на собственное мнение; формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
8 класс
Раздел 1. Введение.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать: методы наук, изучающих человека; основные этапы развития наук, изучающих человека. Обучающиеся должны уметь выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь: работать с учебником и дополнительной литературой.
Раздел 2. Происхождение человека.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны узнать: место человека в систематике; основные этапы эволюции человека; человеческие расы.
обучающиеся должны уметь: объяснять место и роль человека в природе; определять черты сходства и различия человека и животных; доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь: составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
Раздел 3. Строение организма.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать: общее строение организма человека; строение тканей организма человека; рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы; наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах; выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь: сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 4. Нервная система.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать: строение нервной системы соматический и вегетативный отделы нервной системы.
обучающиеся должны уметь: объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности; объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь проводить биологические исследования и делать выводы.
Раздел 5. Железы внутренней секреции (эндокринная система).
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать железы внешней, внутренней и смешанной секреции; взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы; устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь классифицировать железы в организме человека; устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Раздел 6. Опорно-двигательная система.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать строение скелета и мышц, их функции.
обучающиеся должны уметь объяснять особенности строения скелета человека; распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов; оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
обучающиеся должны уметь устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника
Раздел 7. Внутренняя среда организма.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать компоненты внутренней среды организма человека, защитные барьеры организма; правила переливание крови.
обучающиеся должны уметь выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями; проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Раздел 8. Кровеносная и лимфатическая системы организма.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме; о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
обучающиеся должны уметь объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем; выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам; измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 9. Дыхание.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать строение и функции органов дыхания; механизмы вдоха и выдоха; нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена; оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 8. Пищеварение.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать строение и функции пищеварительной системы; пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ; правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения; приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ; роль ферментов в обмене веществ; классификацию витаминов; нормы и режим питания.
обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека; объяснять роль витаминов в организме человека; приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь классифицировать витамины.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать наружные покровы тела человека; строение и функция кожи; органы мочевыделительной системы, их строение и функции; заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции; оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 12. Анализаторы
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать анализаторы и органы чувств, их значение.
обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией; проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности; особенности высшей нервной деятельности человека.
обучающиеся должны уметь выделять существенные особенности поведения и психики человека; объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека; характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь классифицировать типы и виды памяти.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма
Предметные результаты обучения: обучающиеся должны знать жизненные циклы организмов; мужскую и женскую половые системы; наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.
обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки органов размножения человека; объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода; приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся должны уметь приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
обучающиеся должны испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; следить за соблюдением правил поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознавать значение семьи в жизни человека и обществе, принимать ценности семейной жизни; уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи; понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; признавать право каждого на собственное мнение; формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Содержание учебного предмета 7 класс
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1.Простейшие (2 часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные (32 часа)
Беспозвоночные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №1: Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №2: Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №3: Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные.
Надкласс Рыбы. Многообразие: Круглоротые, Хрящевые, Костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №4: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №5: Изучение внешнего строения птиц. Экскурсия: Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильмов.
Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)
Покровы тела. Лабораторная работа № 6: Изучение особенностей различных покровов тела.
Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа № 7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Раздел 4. Развитие животного мира на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Раздел 5. Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия. Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных.
Резерв времени- 7 часов.
Содержание учебного предмета 8 класс
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа).
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека (3 часа).
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 3. Строение организма (4 часа).
Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 часов).
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление,
предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация. Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы. Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа).
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилла и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус - фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов).
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови,
пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация. Модели сердца и торса человека. Приёмы измерения артериального давления по методу Короткова. Приёмы остановки кровотечений.
Лабораторные и практические работы. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно -сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Раздел 7. Дыхание (4 часа).
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной ёмкости лёгких. Приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы. Определение частоты дыхания. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Раздел 8. Пищеварение (6 часов).
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности
пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация Торс человека.
Лабораторные и практические работы. Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа).
Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные и практические работы. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатраты.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа).
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение
и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация. Модель почки.
Лабораторные и практические работы. Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки. Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Раздел 11. Нервная система (5 часов).
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрация. Модель головного мозга человека.
Лабораторные и практические работы. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 часов).
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация. Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. Обнаружение слепого пятна. Определение остроты слуха.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов).
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения, торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация. Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа).
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов).
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода.
Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём:
СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация. Тесты, определяющие тип темперамента.
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п | № в теме, разделе | Тема урока | Количество часов |
|
| Введение. | 2 |
1 | 1 | Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Систематика животных. | 1 |
2 | 2 | Сходство и различия животных и растений. | 1 |
|
| Раздел 1. Простейшие. | 2 |
3 | 1 | Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение. | 1 |
4 | 2 | Биологические и экологические особенности, значение в природе, колониальные организмы. | 1 |
|
| Раздел 2. Многоклеточные животные. | 32 |
5 | 1 | Беспозвоночные животные. Тип Губки: классы Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | 1 |
6 | 2 | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | 1 |
7 | 3 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | 1 |
8 | 4 | Тип Круглые черви. | 1 |
9 | 5 | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты. | 1 |
10 | 6 | Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки. Лабораторная работа №1 «Многообразие кольчатых червей». | 1 |
11 | 7 | Тип Моллюски. | 1 |
12 | 8 | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. |
|
13 | 9 | Тип Иглокожие. | 1 |
14 | 10 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Лабораторная работа №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных». | 1 |
15 | 11 | Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Лабораторная работа № 3 «Изучение представителей отрядов насекомых». | 1 |
16 | 12 | Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки. | 1 |
17 | 13 | Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | 1 |
18 | 14 | Отряды Насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | 1 |
19 | 15 | Отряд насекомых. Перепончатокрылые. | 1 |
20 | 16 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | 1 |
21 | 17 | Классы рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб». | 1 |
22 | 18 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды Акулы, Скаты, Химерообразные. | 1 |
23 | 19 | Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. | 1 |
24 | 20 | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | 1 |
25 | 21 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. | 1 |
26 | 22 | Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы. | 1 |
27 | 23 | Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения птиц» | 1 |
28 | 24 | Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | 1 |
29 | 25 | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные. | 1 |
30 | 26 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | 1 |
31 | 27 | Экскурсия №1 «Изучение многообразия птиц». | 1 |
32 | 28 | Класс Млекопитающие, или Звери. Среда обитания, образ жизни и поведение. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | 1 |
33 | 29 | Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. | 1 |
34 | 30 | Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. | 1 |
35 | 31 | Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. | 1 |
36 | 32 | Отряд млекопитающих: Приматы. | 1 |
|
| Раздел 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.
| 12 |
37 | 1 | Покровы тела. | 1 |
38 | 2 | Лабораторная работа № 6 «Изучение особенностей различных покровов тела». |
|
39 | 3 | Опорно-двигательная система. | 1 |
40 | 4 | Способы передвижения животных. Полости тела. | 1 |
41 | 5 | Органы дыхания и газообмен. | 1 |
42 | 6 | Органы пищеварения. | 1 |
43 | 7 | Обмен веществ и превращение энергии. | 1 |
44-45 | 8-9 | Кровеносная система. Кровь. | 2 |
46 | 10 | Органы выделения. | 1 |
47 | 11 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | 1 |
48 | 12 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | 1 |
|
| Раздел 4.Индивидуальное развитие животных | 3 |
49 | 1 | Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. | 1 |
50 | 2 | Развитие животных с превращением и без превращения. | 1 |
51 | 3 | Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа №7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста» | 1 |
|
| Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | 3 |
52 | 1 | Доказательства эволюции животных. Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 |
53 | 2 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | 1 |
54 | 3 | Закономерности размещения животных. Ареалы обитания. | 1 |
|
| Раздел 6. Биоценозы. | 4 |
55 | 1 | Естественные и искусственные биоценозы. | 1 |
56 | 2 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 |
57 | 3 | Цепи питания. Поток энергии. | 1 |
58 | 4 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия №2 «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»». | 1 |
|
| Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 5 |
59 | 1 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | 1 |
60 | 2 | Одомашнивание животных. | 1 |
61 | 3 | Законы об охране животного мира. Система мониторинга. | 1 |
62 | 4 | Охрана и рациональное использование животного мира. | 1 |
63 | 5 | Экскурсия №3 «Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных». | 1 |
64-70 |
| Резерв. Повторение. | 7 |
Тематическое планирование 8 класс
№ п/п | № в теме, разделе | Тема урока | Количество часов |
|
| Введение. Науки, изучающие организм человека. | 2 |
1 | 1 | Введение. Науки, изучающие организм человека. Здоровье человека. Охрана здоровья. | 1 |
2 | 2 | Становление наук о человеке. | 1 |
|
| Раздел 2.Происхождение человека. | 3 |
3 | 1 | Систематическое положение человека. | 1 |
4 | 2 | Происхождение и основные этапы эволюции человека. | 1 |
5 | 3 | Человек как вид. Человеческие расы. | 1 |
|
| Раздел 3.Строение организма. | 4 |
6 | 1 | Общая характеристика организма человека. | 1 |
7 | 2 | Клеточное строение организма. | 1 |
8 | 3 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа № 1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клеток эпителиальной, соединительной. мышечной, нервной тканей человека». | 1 |
9 | 4 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. Практическая работа №1«Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.» | 1 |
|
| Раздел 4. Опорно-двигательный аппарат. | 7 |
10 | 1 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости». | 1
|
11 | 2 | Скелет человека. Осевой скелет. Особенности строения, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. | 1 |
12 | 3 | Скелет поясов и свободных конечностей. Типы соединения костей. | 1 |
13 | 4 | Строение мышц. Общая характеристика мышц человеческого тела. Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела». |
|
14 | 5 | Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №4 «Утомление при статической и динамической работе». Лабораторная работа №5«Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки». | 1 |
15 | 6 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Практическая работа № 2 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия». | 1 |
16 | 7 | Первая помощь при переломах и ушибах костей, вывихах суставов. | 1 |
|
| Раздел 5. Внутренняя среда организма. | 3 |
17 | 1 | Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Гомеостаз. Состав крови. Строение и функции клеток крови. Лабораторная работа № 6 «Рассматривание крови лягушки и человека под микроскопом» | 1 |
18 | 2 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 |
19 | 3 | Иммунология на службе здоровья. | 1 |
|
| Раздел 6. Кровеносная и лимфатические системы организма. | 6 |
20 | 1 | Транспортные системы организма. | 1 |
21 | 2 | Круги кровообращения. Лабораторные работы №7-8 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». | 1 |
22 | 3 | Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Лабораторная работа № 9«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | 1 |
23 | 4 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Практическая работа №3«Опыты, выявляющие природу пульса». | 1 |
24 | 5 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Лабораторная работа №10 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». | 1 |
25 | 6 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 |
|
| Раздел 7. Дыхание. | 4 |
26 | 1 | Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Заболевания дыхательных путей. | 1 |
27 | 2 | Легкие. Газообмен в легких и тканях. | 1 |
28 | 3 | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Практическая работа № 4 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | 1 |
29 | 4 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни органов дыхания. Влияние курения на организм. Приемы реанимации. Лабораторная работа №11 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе». |
|
|
| Раздел 8. Пищеварение. | 6 |
30 | 1 | Питание и пищеварение. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. | 1 |
31 | 2 | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №12 «Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании». | 1 |
32 | 3 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие пищеварительных ферментов. | 1 |
33 | 4 | Всасывание. Роль печени в пищеварении. Функции толстого кишечника. | 1 |
34 | 5 | Регуляция пищеварения. | 1 |
35 | 6 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. | 1 |
|
| Раздел 9.Обмен веществ и энергии. | 3 |
36 | 1 | Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Лабораторная работа №13 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до нагрузки. | 1 |
37 | 2 | Витамины. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Микро и макроэлементы. | 1 |
38 | 3 | Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Лабораторная работа №14 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат». | 1 |
|
| Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | 4 |
39 | 1 | Покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Лабораторная работа № 15 «Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти». | 1 |
40 | 2 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи, их причины и профилактика. Ожоги и обморожения. Практическая работа №5 «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки». Практическая работа №6 «Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды» (домашняя). | 1 |
41 | 3 | Терморегуляция. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма, тепловом и солнечном ударах. | 1 |
42 | 4 | Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Значение органов выделения. Нефрон. Образование мочи. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. | 1 |
|
| Раздел 11. Нервная система. | 5 |
43 | 1 | Значение нервной системы. | 1 |
44 | 2 | Строение и функции спинного мозга. | 1 |
45 | 3 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа № 16 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга». | 1 |
46 | 4 | Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. | 1 |
47 | 5 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Лабораторная работа № 17«Штриховое раздражение кожи-тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении». | 1 |
|
| Раздел 12.Анализаторы.Органы чувств. | 5 |
48 | 1 | Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. | 1 |
49 | 2 | Зрительный анализатор. Лабораторная работа № 18 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии». | 1 |
50 | 3 | Лабораторная работа №19 «Обнаружение слепого пятна». Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней и травм глаз. Коррекция зрения. | 1 |
51 | 4 | Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Лабораторная работа № 20 «Определение остроты слуха». | 1 |
52 | 5 | Орган равновесия и кожно-мышечной чувствительности. Обонятельный и вкусовой анализаторы. Взаимодействие анализаторов. | 1 |
|
| Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 |
53 | 1 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | 1 |
54 | 2 | Врожденные и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа №21 «Выработка навыка зеркального письма как пример нарушения старого и выработки нового динамического стереотипа». | 1 |
55 | 3 | Сон и сновидения. | 1 |
56 | 4 | Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 |
57 | 5 | Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа №22 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном и произвольном внимании и при активной работе с объектом». | 1 |
|
| Раздел 14. Железы внутренней секреции. | 2 |
58 | 1 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Роль эндокринной регуляции. | 1 |
59 | 2 | Функции эндокринных желез. | 1 |
|
| Раздел 15.Индивидуальное развитие организма. | 5 |
60 | 1 | Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половая системы. | 1 |
61 | 2 | Овуляция. оплодотворение, имплантация. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 1 |
62 | 3 | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем. | 1 |
63 | 4 | Развитие ребенка после рождения. Индивид и личность. Темперамент и характер. Становление личности. | 1 |
64 | 5 | Интересы, склонности, способности. | 1 |
65-70 | 6 | Резерв. Повторение. | 6 |