Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сибирская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Алтайского края
Принято на педагогическом Утверждено
совете № 9 от 30.08 .2021 г. приказом директора
№ 67/1 от 30. 08.2021г.
Рабочая программа
по биологии (надомное обучение)
для 5 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Клыкова Е.А.
учитель биологии
2021
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Биология» в 5 классе составлена на основе авторской программы к линии УМК Сивоглазова В. И. Биология 5-9 классы, Н.В. Бабичев, В.И. Сивоглазов. Москва, Дрофа ,2019.
Программа рассчитана на 1 час в неделю -35 часов- 5 класс.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
5 класс
Метапредметные результаты обучающиеся должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи. проводить простейшую классификацию живых организмов; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты. устанавливать причинно-следственные связи; формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные результаты: обучающиеся должны знать: основные признаки живого; устройство светового микроскопа; основные органоиды клетки; основные органические и неорганические вещества клетки; ведущих естествоиспытателей. признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов; основные признаки представителей царств живой природы. Основные среды обитания живых организмов; природные зоны планеты и их обитателей. предков человека, их характерные черты и образ жизни; основные экологические проблемы; правила поведения человека в опасных ситуациях. должны уметь: характеризовать значение биологических знаний в повседневной жизни; характеризовать методы биологических исследований; работать с лупой и световым микроскопом; узнавать органоиды клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; соблюдать правила поведения в кабинете биологии. Определять принадлежность объекта к царству, устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; узнавать объекты в природе и на рисунках; устанавливать черты приспособленности организмов к среде; объяснять роль представителей царств в жизни человека. сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; сравнивать условия обитания в различных природных зонах; выявлять черты приспособления живых организмов к определенным условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; соблюдать правила поведения в природе; различать в природе и на рисунках опасные для человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Личностные результаты обучения: формирование ответственного отношения к учебе; формирование познавательного интереса и мотивации к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры.
Предметные результаты обучения учащиеся должны знать: суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»; основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных; что лежит в основе строения всех живых организмов; строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение.
Учащиеся должны уметь: распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных; исследовать строение основных органов растения; устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток; устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями; исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах; обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
Метапредметные результаты обучения учащиеся должны уметь: работать с дополнительными источниками информации; давать определения; работать с биологическими объектами.
Предметные результаты обучения учащиеся должны знать: суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное
питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»; органы и системы, составляющие организмы растения и животного.
Учащиеся должны уметь: определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных; объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов; обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности
между собой; сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов; наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы; исследовать строение отдельных органов организмов; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц; соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: организовывать свою учебную деятельность; планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей); составлять план работы; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях; работать с текстом параграфа и его компонентами; составлять план ответа; составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки; узнавать изучаемые объекты на таблицах; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Содержание учебного предмета 5 класс
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Клетка и ее строение. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы. Различия в строении растительной, животной и грибной клеток. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества и их роль. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы (виртуальные и реальные)
Знакомство с оборудованием для научных исследований. Определение метода изучения. Изготовление водяной линзы. Устройство светового микроскопа. Строение клеток растений и животных. Крахмал и жиры в клетках растений.
Раздел 2.Многообразие живых организмов (15 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие и классификация живых организмов. Вид. Царства живой природы. Признаки основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизнедеятельности человека. Охрана живой природы.
Лабораторные и практические работы
Изучение окаменелостей. Путешествие в царство бактерий. Строение шляпочных грибов. Изучение плесени. Из чего состоит тина. Строение мха. Определение деревьев по плодам. Определение возраста дерева. Ядовитое семейство. Ископаемые простейшие. Тайный мир аквариума. Актинии и медузы. Паукообразные и насекомые. Земноводные и пресмыкающиеся. Строение птичьего пера. Строение скелета позвоночного. Экскурсии в природу (виртуальные и реальные).
Раздел 3.Среда обитания живых организмов (5 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.
Лабораторные и практические работы
Распространение семян в наземно-воздушной среде. Животные-двойники с разных материков. Определение (узнавание) растений и животных с использованием различных источников информации. Исследование особенностей строения растений и животных,
связанных со средой обитания.
Раздел 4. Человек на Земле (7 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие и его сохранение. Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные.
Лабораторные и практические работы Сравнение человека и шимпанзе. По страницам Красной книги. Жалящие насекомые. Первая помощь при обморожении и тепловом ударе. Измерение своего роста и массы тела.
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | № в теме, разделе | Тема урока | Количество часов |
| | Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. | 8 |
1 | 1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | 1 |
2 | 2 | Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Практическая работа «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | 1 |
3 | 3 | Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Практическая работа №1 «Изготовление водяной линзы». | 1 |
4 | 4 | Клетка и ее строение. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы. Практические работы «Устройство светового микроскопа», «Определение метода изучения» | 1 |
5 | 5 | Различия в строении растительной, животной и грибной клеток. Лабораторная работа №1 «Строение клеток растений и животных» | 1 |
6 | 6 | Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества и их роль. Органические вещества и их роль в клетке. Практическая работа №2 «Крахмал и жиры в клетках растений» | 1 |
7 | 7 | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 |
8 | 8 | Великие естествоиспытатели. | 1 |
| | Раздел 2.Многообразие живых организмов | 15 |
9 | 1 | Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого | 1 |
10 | 2 | Лабораторная работа №2 «Изучение окаменелостей» | 1 |
11 | 3 | Разнообразие и классификация живых организмов. Вид. Царства живой природы. | 1 |
12 | 4 | Признаки основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизнедеятельности человека. Лабораторная работа №3 «Путешествие в царство бактерий» | 1 |
13 | 5 | Лабораторная работа №4 «Строение шляпочных грибов» | 1 |
14 | 6 | Лабораторная работа №5 «Изучение плесени» | 1 |
15 | 7 | Лабораторная работа №6 «Из чего состоит тина» | 1 |
16 | 8 | Лабораторная работа № 7 «Строение мха» | 1 |
17 | 9 | Лабораторная работа №8«Определение деревьев по плодам» | 1 |
18 | 10 | Практическая работа № 3«Ядовитое семейство» | 1 |
19 | 11 | Лабораторная работа №9 «Ископаемые простейшие» | 1 |
20 | 12 | Лабораторная работа №10«Тайный мир аквариума». Актинии и медузы» | 1 |
21 | 13 | Лабораторная работа №11«Паукообразные и насекомые», «Земноводные и пресмыкающиеся». | 1 |
22 | 14 | Практическая работа №4 «Строение птичьего пера» №5 «Строение скелета позвоночного» | 1 |
23 | 15 | Охрана живой природы. Экскурсия в природу (школьный дендрарий). | 1 |
| | Раздел 3.Среда обитания живых организмов | 5 |
24 | 1 | Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. | 1 |
25 | 2 | Лабораторная работа №12«Распространение семян в наземно-воздушной среде» | 1 |
26 | 3 | Растения и животные разных материков. Лабораторная работа№13 «Животные- двойники с разных материков» | 1 |
27 | 4 | Природные зоны Земли. Практическая работа№6 «Определение животных и растений с использованием различных источников информации» | 1 |
28 | 5 | Жизнь в морях и океанах. Практическая работа №7 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» | 1 |
| | Раздел 4. Человек на Земле. | 7 |
29 | 1 | Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный. Практическая работа№8 «Сравнение человека и шимпанзе» | 1 |
30 | 2 | Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. | 1 |
31 | 3 | Биологическое разнообразие и его сохранение. Важнейшие экологические проблемы. | 1 |
32 | 4 | Практическая работа №9 «По страницам Красной книги». | 1 |
33 | 5 | Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Практическая работа №10 «Измерение своего роста и массы тела». | 1 |
34 | 6 | Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Практическая работа №11 «Жалящие насекомые» | 1 |
35 | 7 | Простейшие способы оказания первой помощи. Практическая работа № 12 «Первая помощь при обморожении и тепловом ударе» | 1 |