СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 5класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 95





РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО


_______Е.Н.Гребенщикова



«30» августа 2019г.

Заместитель директора

по УВР

_________ Н.В. Арчакова


Директор

_________ В.Н. Киселев



.





Рабочая программа

по биологии

в 5 классах

на 2019-2020 уч. год





Программа разработана учителем биологии Шубиной Л.А.


Количество часов в неделю -05ч. , всего в год - 17 ч.













г.Воронеж, 2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 5 классе составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника. Дрофа 2012г. и в соответствии с положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Используемый учебник Д.И.Трайтак Н.Д Трайтак Биология. Живые организмы Растения. Мнемозина 2019.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования основ научного мировоззрения основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих самостоятельной деятельности по их разрешению. Содержание учебного предмета направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих всестороннее развитие личности.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, царствах живых организмов, их средах обитания. Получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов.

Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный год в 5 классе, на 35 рабочих недель, общее число часов - 35, один час в неделю.

Программа поделена на 4 тем, включающих проведение 10 лабораторных работ, экскурсий и проверочные и итоговые тесты. Данные изменения способствуют наиболее лучшему усвоению изучаемого материала.

Программа построена по принципу постепенного усложнения уровня знаний и его изложения в соответствии с возрастом учащихся.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предметные:

1. - осознание роли жизни:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2.-рассмотрение биологических процессов в развитии:

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. - использование биологических знаний в быту:

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. - объяснять мир с точки зрения биологии:

- перечислять отличительные свойства живого; ч „„„трций

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растении

(водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

-определять основные органы растений (части клетки); n.„VH,. папопотники голосеменные

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные

и цветковые);

5. - понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы, I проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки

приготовления и изучения препаратов.

6. - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные;

  • признаки живого;

  • экологические факторы;

  • основные среды обитания живых организмов;

  • правила работы с микроскопом;

  • правила технике безопасности в кабинете биологии;

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, грибов, лишайников;

  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные), их строение и многообразие;

  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.


Учащиеся должны уметь:

  • определять основные биологические понятия;

  • отличать живые организмы от неживых;

  • пользоваться биологическими приборами;

  • характеризовать среды обитания организмов;

  • проводить наблюдения;

  • соблюдать правила техники безопасности;

  • давать общую характеристику бактерий и грибов;

  • отличать бактерии и грибы от других организмов;

  • отличать съедобные грибы от ядовитых;

  • объяснять роль растений в биосфере;

  • давать характеристику основных групп растений;

  • объяснять происхождение растений и этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план текса;

  • владеть повествованием;

  • проводить наблюдение;

  • оформлять отчет наблюдения;

  • получать биологическую информацию из различных источников;

  • определять существенные признаки предмета;

  • работать с учебником, рабочей тетрадью;

  • составлять сообщения из дополнительной литературы;

  • выполнять лабораторные работы;

  • сравнивать представителей разных групп живых организмов, делать выводы;

  • оценивать с эстетической точки зрения живых организмов.

Личностные результаты обучения:

  • Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • знание правил поведения в природе;

  • понимание учащимися основных факторов, оп­ределяющих взаимоотношения человека и природы;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • понимание социальной значимости и содержа­ния профессий, связанных с биологией;

  • воспитание в учащихся любви к природе;

  • признание права каждого на собственное мне­ние;

  • готовность учащихся к самостоятельным по­ступкам и действиям на благо природы;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • критичное отношение учащихся к своим по­ступкам, осознание ответственности за последствия;

  • умение слушать и слышать другое мнение.


Содержание учебного предмета


Тема 1. Введение. 1 часа.

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе, их охрана.

Тема 2. Разнообразие растительного мира3часов.

Растения как составная часть живой природы.Среда обитния растений

Жизненные формы растений Растительный покров Земли Влияние человека

На растительный покров Экскурсия Осенние явления в жизни растений

Практическая работа домашняя Составление паспорта растений

Тема 3. Клеточное строение растений 4 часов

Клетка-основная единица живогоСтроение клетки.Деление клетки Ткани

Жизнедеятельность клетки Лабораторные работы:.

«Устройство лупы и рассматривание клеток растенийс ее помощью.

Тема 4. .Строение и многообразие покрытосеменных растений9часов

Семя –орган полового размножения и расселения растения Состав семян.Дыхание семян.

Покой и проростание семян.Строение и функции корня Разнообразие корней.Образование

Корневых систем Регенерация Строение и рост корня Строение и развитие побега.Сте-

Бель-осевая часть побега Рост стебля Ветвление побегов Внутреннее строение стебля

Видоизменение побегов Внешнее строение листа Разнообразие листьев Внутреннее строе-

Ние листа Видоизменение листьев Цветение как биологическое явление Строение цветка

Разнообразие цветков Соцветия Плоды Распространение плодов и семян

Лабораторные работы: Строение семян однодольных и двудольныхрастений

Практическая работа Влияние температуры ,влажности и света на рорастание семян




Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Название темы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Разнообразие растительного мира

3

3

Клеточное строение растений

4

4

Строение и многообразие покрытосеменных растений

9







График проведения контрольных, лабораторных, практических, тестовых работ и тематических экскурсий


Тема

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту




а, б,в г, д


а, б,в г, д


1

Практическая работа Составление паспорта обЬекта

1





2

Л.р№1. «Основные части ручной лупы и микроскопаПриемы работы с увеличительными приборами»

1





3

Л.р№2. «Приготовление препаратов клеток сочной

чешуи лука луковицы

1





4

Л.р.№3 «Рассматривание клеток растений нево-

руженным глазом и с помощью лупы »

1





5

Тест по теме «Клеточное строение растений»

1





6

Л.р.№4Строение семян однодольных и двудоль-

Ных растений

1





7

Л.р. №5Обнаружение крахмала клейковины жи-

Ра в семенах

1





8

Практическая раб.№2 домашняя Влияние температуры влажности и света на прораста-

Ние семян»

1





9


Л.р.№6 «Строение почек»

1





10


11


12

Л.р.№7 «Определение возраста дерева по спилу»


Л.р.№8Строение клубня картофеля

Л.р№9Строение цветка

Л.р.№10Изучение и определение плодов

1





14

Тест по теме «Царство Растений»

1






Календарно - тематическое планирование

урока

Тема урока

Тип урока

Дата проведения

Корректировка

по

плану

по
факту





1


.Биология-наука о живой

природе

ИНЗ










Методы исследования в биологии








2

. Царства живых организмов.

Отличительные признаки жи-

вого от неживого

УКПЗ








Растения как составная часть живой природы.Ботаника-наука

о растениях

















3

Жизненные формы и продолжи-

тельность жизни растений

ОСМ
















4

Влияние человека на растительный покров Земли

Практическая работа домашняя

Составление паспорта растений

УКПЗ







5

Клетка-основная единица живогоЛабор.раб№1Основные части ручной лупы и микроскопа Приемы работы с

Увеличительными приборами

ПР








6

Строение клетки Лабор.раб.№2

Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы

лука

УКПЗ








7


Лабораторная работа №3Рассматривание клеток растений невооруженным гла-

зом и с помощью лупы

ИНМ







8

Деление клетки Ткани

ИНМ


























9

Семя-орган полового размножения и расселения растений Лабор.раб№4 Строение семян однодольных и

Двудольных растений

ИНМ







10

Состав семянЛабор.раб.№5

Обнаружение крахмала клейковины жира в семенах

ОСМ







11

Дыхание семян Покой и прорастание семянПрактическая раб.№2 Влияние температуры влажности света на прорастание

cемяндомашняя

ИНМ






12

Строение и функции корня Разнообразие корней

ИНМ















13

Строение и рост корня

ИНМ







Видоизменение корней















14

Строение и развитие побега.Разнообразие почек

Лаборатор.раб.№6Строение по-

чек

УКПЗ







Стебель-осевая частьпобега

Рост стебля
















Внутреннее строение стебля


ИНМ







Передвижение веществ по стеб-

лю















15

Внешнее строение листа Разно-

Образие лисьтьев

ИНМ







Внутреннее строение листа















16

Цветение как биологическое

Явление Строение цветка Лабор.раб №9Строение цветка

ИНМ







Разнообразие цветков Соцветия







17





Плоды Распространение плодов и семян Лабор.раб.№10 Изучение и определение плодов



ИНМ








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!