Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 95
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Руководитель МО _______Е.Н.Гребенщикова «30» августа 2019г. | Заместитель директора по УВР _________ Н.В. Арчакова | Директор _________ В.Н. Киселев . |
Рабочая программа
по биологии
в 5 классах
на 2019-2020 уч. год
Программа разработана учителем биологии Шубиной Л.А.
Количество часов в неделю -05ч. , всего в год - 17 ч.
г.Воронеж, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 5 классе составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника. Дрофа 2012г. и в соответствии с положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Используемый учебник Д.И.Трайтак Н.Д Трайтак Биология. Живые организмы Растения. Мнемозина 2019.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования основ научного мировоззрения основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих самостоятельной деятельности по их разрешению. Содержание учебного предмета направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих всестороннее развитие личности.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, царствах живых организмов, их средах обитания. Получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный год в 5 классе, на 35 рабочих недель, общее число часов - 35, один час в неделю.
Программа поделена на 4 тем, включающих проведение 10 лабораторных работ, экскурсий и проверочные и итоговые тесты. Данные изменения способствуют наиболее лучшему усвоению изучаемого материала.
Программа построена по принципу постепенного усложнения уровня знаний и его изложения в соответствии с возрастом учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные:
1. - осознание роли жизни:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2.-рассмотрение биологических процессов в развитии:
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. - использование биологических знаний в быту:
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. - объяснять мир с точки зрения биологии:
- перечислять отличительные свойства живого; ч „„„трций
- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растении
(водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
-определять основные органы растений (части клетки); n.„VH,. папопотники голосеменные
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные
и цветковые);
5. - понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы, I проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки
приготовления и изучения препаратов.
6. - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные;
признаки живого;
экологические факторы;
основные среды обитания живых организмов;
правила работы с микроскопом;
правила технике безопасности в кабинете биологии;
строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, грибов, лишайников;
основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные), их строение и многообразие;
происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
определять основные биологические понятия;
отличать живые организмы от неживых;
пользоваться биологическими приборами;
характеризовать среды обитания организмов;
проводить наблюдения;
соблюдать правила техники безопасности;
давать общую характеристику бактерий и грибов;
отличать бактерии и грибы от других организмов;
отличать съедобные грибы от ядовитых;
объяснять роль растений в биосфере;
давать характеристику основных групп растений;
объяснять происхождение растений и этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
составлять план текса;
владеть повествованием;
проводить наблюдение;
оформлять отчет наблюдения;
получать биологическую информацию из различных источников;
определять существенные признаки предмета;
работать с учебником, рабочей тетрадью;
составлять сообщения из дополнительной литературы;
выполнять лабораторные работы;
сравнивать представителей разных групп живых организмов, делать выводы;
оценивать с эстетической точки зрения живых организмов.
Личностные результаты обучения:
Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
знание правил поведения в природе;
понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
воспитание в учащихся любви к природе;
признание права каждого на собственное мнение;
готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
умение отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
умение слушать и слышать другое мнение.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение. 1 часа.
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе, их охрана.
Тема 2. Разнообразие растительного мира3часов.
Растения как составная часть живой природы.Среда обитния растений
Жизненные формы растений Растительный покров Земли Влияние человека
На растительный покров Экскурсия Осенние явления в жизни растений
Практическая работа домашняя Составление паспорта растений
Тема 3. Клеточное строение растений 4 часов
Клетка-основная единица живогоСтроение клетки.Деление клетки Ткани
Жизнедеятельность клетки Лабораторные работы:.
«Устройство лупы и рассматривание клеток растенийс ее помощью.
Тема 4. .Строение и многообразие покрытосеменных растений9часов
Семя –орган полового размножения и расселения растения Состав семян.Дыхание семян.
Покой и проростание семян.Строение и функции корня Разнообразие корней.Образование
Корневых систем Регенерация Строение и рост корня Строение и развитие побега.Сте-
Бель-осевая часть побега Рост стебля Ветвление побегов Внутреннее строение стебля
Видоизменение побегов Внешнее строение листа Разнообразие листьев Внутреннее строе-
Ние листа Видоизменение листьев Цветение как биологическое явление Строение цветка
Разнообразие цветков Соцветия Плоды Распространение плодов и семян
Лабораторные работы: Строение семян однодольных и двудольныхрастений
Практическая работа Влияние температуры ,влажности и света на рорастание семян
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Разнообразие растительного мира | 3 |
3 | Клеточное строение растений | 4 |
4 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 9 |
| | |
График проведения контрольных, лабораторных, практических, тестовых работ и тематических экскурсий
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
| | | а, б,в г, д | | а, б,в г, д | |
1 | Практическая работа Составление паспорта обЬекта | 1 | | | | |
2 | Л.р№1. «Основные части ручной лупы и микроскопаПриемы работы с увеличительными приборами» | 1 | | | | |
3 | Л.р№2. «Приготовление препаратов клеток сочной чешуи лука луковицы | 1 | | | | |
4 | Л.р.№3 «Рассматривание клеток растений нево- руженным глазом и с помощью лупы » | 1 | | | | |
5 | Тест по теме «Клеточное строение растений» | 1 | | | | |
6 | Л.р.№4Строение семян однодольных и двудоль- Ных растений | 1 | | | | |
7 | Л.р. №5Обнаружение крахмала клейковины жи- Ра в семенах | 1 | | | | |
8 | Практическая раб.№2 домашняя Влияние температуры влажности и света на прораста- Ние семян» | 1 | | | | |
9 | Л.р.№6 «Строение почек» | 1 | | | | |
10 11 12 | Л.р.№7 «Определение возраста дерева по спилу» Л.р.№8Строение клубня картофеля Л.р№9Строение цветка Л.р.№10Изучение и определение плодов | 1 | | | | |
14 | Тест по теме «Царство Растений» | 1 | | | | |
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Дата проведения | Корректировка |
по плану | по факту |
| | | |
1 | .Биология-наука о живой природе | ИНЗ | | | | | |
| Методы исследования в биологии | | | | | | |
2 | . Царства живых организмов. Отличительные признаки жи- вого от неживого | УКПЗ | | | | | |
| Растения как составная часть живой природы.Ботаника-наука о растениях | | | | | | |
| | | | | | | |
3 | Жизненные формы и продолжи- тельность жизни растений | ОСМ | | | | | |
| | | | | | | |
4 | Влияние человека на растительный покров Земли Практическая работа домашняя Составление паспорта растений | УКПЗ | | | | | |
5 | Клетка-основная единица живогоЛабор.раб№1Основные части ручной лупы и микроскопа Приемы работы с Увеличительными приборами | ПР | | | | | |
6 | Строение клетки Лабор.раб.№2 Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука | УКПЗ | | | | | |
7 | Лабораторная работа №3Рассматривание клеток растений невооруженным гла- зом и с помощью лупы | ИНМ | | | | | |
8 | Деление клетки Ткани | ИНМ | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
9 | Семя-орган полового размножения и расселения растений Лабор.раб№4 Строение семян однодольных и Двудольных растений | ИНМ | | | | | |
10 | Состав семянЛабор.раб.№5 Обнаружение крахмала клейковины жира в семенах | ОСМ | | | | | |
11 | Дыхание семян Покой и прорастание семянПрактическая раб.№2 Влияние температуры влажности света на прорастание cемяндомашняя | ИНМ | | | | | |
12 | Строение и функции корня Разнообразие корней | ИНМ | | | | | |
| | | | | | | |
13 | Строение и рост корня | ИНМ | | | | | |
| Видоизменение корней | | | | | | |
| | | | | | | |
14 | Строение и развитие побега.Разнообразие почек Лаборатор.раб.№6Строение по- чек | УКПЗ | | | | | |
| Стебель-осевая частьпобега Рост стебля | | | | | | |
| | | | | | | |
| Внутреннее строение стебля | ИНМ | | | | | |
| Передвижение веществ по стеб- лю | | | | | | |
| | | | | | | |
15 | Внешнее строение листа Разно- Образие лисьтьев | ИНМ | | | | | |
| Внутреннее строение листа | | | | | | |
| | | | | | | |
16 | Цветение как биологическое Явление Строение цветка Лабор.раб №9Строение цветка | ИНМ | | | | | |
| Разнообразие цветков Соцветия | | | | | | |
17 | Плоды Распространение плодов и семян Лабор.раб.№10 Изучение и определение плодов | ИНМ | | | | | |