СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 6 класс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» построена на основе содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»









Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Многообразие покрытосеменных растений" для учащихся 6 класса составлена на основе Примерной программы по биологии, авторской рабочей программы (составитель Г. М. Пальдяева, издательство Дрофа, 2012 г. к УМК под ред. профессора, доктора педагогических наук В.В. Пасечника).

Нормативная база преподавания предмета:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644, приказом МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577);

  • Примерная образовательная программа по учебному предмету, прошедшая экспертизу и апробацию;

  • Основная образовательная программа НОО, ООО, СОО МБОУ «Левженская СОШ»;

  • Учебный план МБОУ «Левженская СОШ» НМР РТ;

  • Положение о рабочей программе МБОУ «Левженская СОШ».

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

Рабочая программа по биологии – 6 класс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, издательство Дрофа, 2012 г. к УМК под ред. профессора, доктора педагогических наук В.В. Пасечника).

Общая характеристика учебного предмета

Цели учебного предмета

1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации.

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Специфика учебного предмета

Биология как наука относится к основополагающим областям естествознания.

Ее главный объект – живая природа, компонентами которой являются: клетка, организм, популяция, вид, биоценоз и биосфера. Эти элементы в биологической науке рассматриваются как структурно-функциональные уровни организации живой природы и находятся в многообразных связях между собой. Каждый такой уровень характеризуется определенной структурой и функциями, обусловленными внутренней упорядоченностью и согласованностью его частей, изучается определенными областями биологической науки, содержит собственную систему теоретических знаний. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.


Место в учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации отводит 34 часа в VI классе из расчета – один учебный час в неделю. Программа VI класса также рассчитана на 34 учебных часа. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 учебного часа (или 3 %) для реализации авторских взглядов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В рабочую программу внесены следующие изменения: в программе основного общего образования по биологии 5-9 классы (Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов) на изучение темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений» отводится 14 часов, считаю целесообразным добавить из резервного времени 1 час; на изучение темы «Жизнь растений» отводится 10 часов, считаю целесообразным добавить из темы «Природные сообщества» 2 часа. На изучение темы «Природные сообщества» отводится 1 час. Данная тема более подробно будет изучена в 9 классе. Цель данных изменений – лучшее усвоение учебного материала курса «Биология » 6 класса.

Учебно — методическое обеспечение (УМК)

1. Пасечник, В. В. Биология: многообразие покрытосеменных растений: 6 кл.: учеб. для общеобразов. учеб. заведений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013. – 208 с.

2. Дубинина, Н. В. Биология: бактерии, грибы, растения: 6 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику / Н. В. Дубинина, В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2004. – 128 с.

3. Никишов, А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии: 6 кл. / А. И. Никишов. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.

Результаты изучения учебного предмета

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических умений и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению педагога. Представленные в рабочей программе лабораторные работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: рабочая тетрадь: 6 кл. / В. В. Пасечник – М.: Дрофа, 2014. – 80 с.). В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с «немыми рисунками» позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметными результатами освоения программы 6 класса по биологии являются:

1) постепенное овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Предметными результатами освоения программы 6 класса по биологии являются:

1) выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение); классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

2) различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, растений разных отделов;

3) сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

4) выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями;

5) овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

6) знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

7) выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Умения познавательной компетенции.

* Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.

* Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса.

* Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям, характеризуют по предложенному плану биологические объекты.

* Владеют приемами сопоставления биологических объектов, проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов; анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.

Умения информационной компетенции.

* Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, компьютерных презентаций, Интернет-ресурсов для выполнения учебных заданий.

* Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов.

* Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации, делают сообщения объемом 2 – 3 печатных листа.


Содержание учебного предмета

«Биология. Многообразие покрытосеменных растений»

Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений. (15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение.

Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы: Л/р № 1 «Изучение строения семян двудольных растений».

Л/р № 2 « Строение зерновки пшеницы».

Л/р № 3 «Стержневая и мочковатая корневые системы».

Л/р № 4 « Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

Л/р № 5 «Строение луковицы».

Л/р № 6 «Классификация плодов».


Тема 2. Жизнь растений. (12 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков.

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды.

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Размножение растений основных групп (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые). Растение – целостный организм.

Тема 3. Классификация растений. (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учетом местных условий. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение.

Тема 4. Природные сообщества. (1 час)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами.

Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества, их типы.

Развитие и смена растительных сообществ.

Влияние деятельности человека на растительные сообщества, влияние природы на человека. Основные этапы в развитие растительного мира.

Господство покрытосеменных в современном растительном мире.



Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Проектная работа

Самостоятельная работа, ч.

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

15

13

6

2




Жизнь растений.

12

11

-

1




3.

Классификация растений.

5

5

-

-




4.

Природные сообщества.

2

1

-

1


1


5.

Итого

34

30

6

4


1






Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту


Тема 1: Строение и многообразие покрытосеменных растений

15



1.

Строение семян.

Л/р № 1 « Строение семян двудольных растений» (с.9 учебника). Л/р № 2 «Строение зерновки пшеницы» (с. 10 учебника)

1



2.

Виды корней и типы корневых систем.

Л/р № 3 «Стержневая и мочковатая корневые системы» (с.14 учебника)

1



3.

Зоны (участки) корня.

1



4.

Условия произрастания и видоизменения корней

1



5.

Побег. Строение почки

1



6.

Внешнее строение листа.

Л/р № 4 «Листья простые и сложные, их жилкование, листорасположение» (с.35 учебника)

1



7.

Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев

1



8.

Зачет № 1 «Строение покрытосеменных растений» (до стебля)

1



9.

Строение стебля

1



10.

Видоизменения побегов.

Л/р № 5 «Строение луковицы» (с. 56 учебника)

1



11.

Цветок

1



12.

Соцветия.

1



13.

Плоды. Л/р № 6 «Классификация плодов» (с.72 учебника)

1



14.

Распространение плодов и семян

1



15.

Зачет № 2 «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1




Тема 2: Жизнь растений

12



16

1. Минеральное питание растений

1



17

2. Фотосинтез

1



18

3. Дыхание растений

1



19

4. Испарение воды листьями. Листопад

1



20

5. Передвижение воды и питательных веществ в растении.

1



21

6. Прорастание семян

1



22

7. Способы размножения растений

1



23

8. Зачет № 3 «Жизнь растений»

1



24

9. Размножение споровых растений

1



25

10. Размножение голосеменных растений

1



26

11. Половое размножение покрытосеменных растений

1



27

12. Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1




Тема 3: Классификация растений

5



28

1. Основы систематики растений. Культурные растения.

1



29

2.Класс двудольные. Семейства Крестоцветные, Розоцветные

1



30

3. Класс двудольные. Семейства Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые)

1



31

4. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки.

1



32

5. Культурные растения

1




Тема 4: Природные сообщества

2



33

1. Растительные сообщества. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

1



34

2. Итоговая тестовая контрольная работа

1





Лист изменений в тематическом планировании



№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР














































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!