СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по биологии составлена  на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Основной образовательной программы основного общего образования в контексте ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Дзякинская средняя общеобразовательная школа»



Принято на заседании педагогического совета

30 августа 2018года



Утверждено руководителем образовательного учреждения

30 августа 2018года

Приказ №74

Подпись_______/Л.В.Ушакова






Составлено на основе государственной программы и требований ФГОС ООО


Рабочая программа

по биологии

6 класс








Составитель: Анисимова Светлана

Викторовна,

учитель I квалификационной категории
















с. Дзякино, 2018 год


Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Данная рабочая программа по биологии составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Основной образовательной программы основного общего образования в контексте ФГОС ООО

- УМК В. В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

- Примерной программы по биологии для 5 – 9 классов;

- Учебного плана МОУ «Дзякинская СОШ»;

-Локального акта «Положение о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего общего образования, МОУ

« Дзякинская СОШ».

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -272 часа, из них 34 часа (1ч в неделю) в 5 классе, 34 часа (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 часов (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета должны обеспечивать:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Живые организмы

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех е. проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Человек и его здоровье

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.


Выпускник получит возможность научиться:

• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.



Основное содержание предмета биология (5-9классы)


Живые организмы.

Биология - наука о живых организмах.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов.

Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Среды жизни.

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Царство Растения.

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение - целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Органы цветкового растения.

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Микроскопическое строение растений.

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

Жизнедеятельность цветковых растений.

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Многообразие растений.

Классификация растений. Водоросли - низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии.

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы.

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы- паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Царство Животные.

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные животные, или Простейшие.

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные.

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей.

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски.

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые - вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые - переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые.

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие - переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.


Человек и его здоровье.

Введение в науки о человеке.

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Общие свойства организма человека.

Клетка - основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Нейрогуморальная регуляция функций организма.

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Опора и движение.

Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Кровь и кровообращение.

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание.

Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

Пищеварение.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Обмен веществ и энергии.

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Выделение.

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

Размножение и развитие.

Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Сенсорные системы (анализаторы).

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Высшая нервная деятельность.

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Здоровье человека и его охрана.

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.


Общие биологические закономерности.

Биология как наука.

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

Клетка.

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболевания организма. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.

Организм.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии - признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.

Вид.

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Экосистемы.

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»:

  1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;

  2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);

  3. Изучение органов цветкового растения;

  4. Изучение строения позвоночного животного;

  5. Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;

  6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;

  7. Изучение строения водорослей;

  8. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);

  9. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);

  10. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;

  11. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;

  12. Определение признаков класса в строении растений;

  13. Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;

  14. Изучение строения плесневых грибов;

  15. Вегетативное размножение комнатных растений;

  16. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;

  17. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;

  18. Изучение строения раковин моллюсков;

  19. Изучение внешнего строения насекомого;

  20. Изучение типов развития насекомых;

  21. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;

  22. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;

  23. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.


Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:

    1. Многообразие животных;

    2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;

    3. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;

    4. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).


Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Человек и его здоровье»:

      1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей;

      2. Изучение строения головного мозга;

      3. Выявление особенностей строения позвонков;

      4. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;

      5. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;

      6. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;

      7. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.

      8. Изучение строения и работы органа зрения.


Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Общебиологические закономерности»:

        1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;

        2. Выявление изменчивости организмов;

        3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Примерный список экскурсий по разделу «Общебиологические закономерности»:

          1. Изучение и описание экосистемы своей местности.

          2. Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).

          3. Естественный отбор - движущая сила эволюции.


Содержание учебного курса 6 класса


Раздел 1. Органы цветкового растения.

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы

1.Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

2. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

3. Корневой чехлик и корневые волоски.

4. Строение почек. Расположение почек на стебле.

5. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

6. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).

7. Строение цветка.

8. Различные виды соцветий.

9. Многообразие сухих и сочных плодов.


Раздел 2. Жизнедеятельность цветковых растений.

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные работы

10. Определение всхожести семян растений и их посев.

11. Вегетативное размножение комнатных растений.

12. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Экскурсия

1.Зимние явления в жизни растений.


Раздел 3. Многообразие растений. 

Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

13.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.


Раздел 4. Природные сообщества 

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсия

1.Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.




Тематическое планирование

(с указанием количества часов)


п/п

Тема урока

Количество

часов

1.

Семя. Строение семени.

1

2.

 Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»

1

3.

Корень. Виды корней. Корневые системы. Лабораторная работа №2 «Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы»

1

4.

Корень. Зоны корня.  Лабораторная работа № 3 «Корневой чехлик и корневые волоски»

1

5.

Значение корня. Видоизменения корней.

1



6.

Побег и почки.  Лабораторная работа № 4 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

1



7.

Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Лабораторная работа № 5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

1



8.

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

1



9.

Стебель. Строение и значение стебля.

1



10.

Видоизменение побегов.  Лабораторная работа № 6 «Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица)»

1



11.

Строение и значение цветка. .Лабораторная работа № 7«Строение цветка»

1



12.

Соцветия. Лабораторная работа № 8 «Различные виды соцветий».

1



13.

Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Лабораторная работа № 9 «Многообразие сухих и сочных плодов»

1



14.

Обобщение по теме. Контрольная работа № 1 по теме « Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1



15.

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание.

1



16.

Фотосинтез.

1



17.

Дыхание растений.

1



18.

Удаление конечных продуктов обмена веществ. Экскурсия 1 «Зимние явления в жизни растений».

1



19.

Транспорт веществ. Лабораторная работа № 10 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

1



20.

Рост и развитие растений. Половое размножение растений. Лабораторная работа № 11 « Определение всхожести семян растений и их посев»

1



21.

Способы размножения растений.

1



22.

Размножение споровых растений.

1



23.

Размножение семенных растений.

1



24.

Вегетативное размножение растений. Лабораторная работа № 12

«Вегетативное размножение комнатных растений»

1



25.

Систематика растений. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности.

1



26.

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

1



27.

Семейства Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные.

1



28.

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Лабораторная работа № 13 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»

1



29.

Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

1



30.

Контрольная работа № 2 по теме «Классификация растений».

1



31.

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

1



32.

Развитие и смена растительных сообществ.

1



33.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

1



34.

Экскурсия 2 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах»

1












Учебно-тематический план



Тема


Кол-во часов

Лабораторные работы

Экскурсии


Контрольные работы

1


Строение и многообразие покрытосеменных растений

14


9

-

1


2


Жизнь растений

10


3

1

-

3


Классификация растений

6


1


-

1

4


Природные сообщества

3

-

1


-


Итого


34

13

2

2




Контрольно-измерительные материалы:


  1. Биология. 6 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2015 г.

  2. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/ Пасечник В.В.- М.: Дрофа, 2015.

 Контрольно измерительные материалы по биологии 6 класс Спецификация работы (для оценки индивидуальных достижений обучающихся) 1. Назначение итоговой работы. Итоговая контрольная работа позволяет установить уровень освоения обучающимися в 6 классе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на конец учебного года по биологии. Предлагаемая работа предполагает включение заданий предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся. 2. Документы, определяющие содержание КИМ Содержание и структура работы разработаны на основе следующих документов и методических материалов: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изм. и доп. /Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, (Стандарты второго поколения); 2.Программа основного общего образования по биологии. 5 9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов.- М., Дрофа, На основании этих документов и материалов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования перечень планируемых результатов освоения предметного содержания курса биологии по программе основной образовательной школы за 6 класс. Этот перечень используется в качестве содержательной и критериальной основы при разработке инструментария для проведения процедур оценки качества образования (оценки индивидуальных достижений учащихся). Учащиеся должны знать: Предметные результаты обучения внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. основные процессы жизнедеятельности растений; особенности минерального и воздушного питания растений; виды размножения растений и их значение. основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; характерные признаки однодольных и двудольных растений; признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; взаимосвязь растений с другими организмами; растительные сообщества и их типы; закономерности развития и смены растительных сообществ; о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. Учащиеся должны уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; изучать органы растений в ходе лабораторных работ. характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; объяснять роль различных видов размножения у растений; определять всхожесть семян растений. делать морфологическую характеристику растений; выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; определять растительные сообщества и их типы; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и

влияние природной среды на человека; Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: анализировать и сравнивать изучаемые объекты; осуществлять описание изучаемого объекта; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; классифицировать объекты; 2.Структура работы Формат заданий имеет три уровня сложности : часть А базовый уровень. На вопросы предполагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть один. Часть В - более сложный уровень. Задания, представляемые в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний. Часть С уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ. 3.Распределение заданий по содержанию и видам деятельности. Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «биология» представлено в таблице. Разделы содержания Число заданий Максимальный первичный балл Коды проверяемых элементов содержания Строение и разнообразие покрытосеменных растений Жизнь растений Классификация , 3.2. растений Природные

сообщества Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Биология» в 6 классе. Код Проверяемые умения 1. Раздел «Строение и разнообразие покрытосеменных растений» Обучающийся научится 1.1 Знать особенности строения корня, стебля, листа, побега 1.2 Объяснять функции частей растения 1.3 Выделять существенные признаки и особенности строения цветка 1.4 Знать основные особенности строения семян растений 1.5 Выявлять влияние факторов среды на строение листа, корня, стебля 1.6 Знать классификацию плодов 2. Раздел «Жизнь растений» 2.1 Выделять существенные признаки процесса жизнедеятельности растений - фотосинтеза 2.2 Объяснять способы размножения растений 2.3 Объяснять процесс двойного оплодотворения у цветковых растений 2.4 Знать основные химические вещества, находящиеся в растениях 2.5 Объяснять условия прорастания семян 3. Раздел «Классификация растений» 3.1 Уметь делить растения на классы и семейства 3.2 Знать основные признаки классов и семейств растений 4.Раздел «Природные сообщества» 4.1 Знать основные экологические факторы и их влияние на

растения Система оценивания итоговой работы. За правильный ответ на задания: части А 1 балл; части В 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С 2 балла (при наличии полного ответа). Максимальное количество баллов: 22 балла. 4. Форма проведения итоговой работы - тестовая К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. Ответы к заданиям В 1- В3, С1 С3 нужно указать в отведенном для этих ответов месте. 5.Шкала оценивания результатов учащихся. Количество баллов Отметка Критерии оценивания Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов, 6 баллов и менее. Оценка «3» -если набрано от 33% до 56% баллов, от 7 до 12 баллов. Оценка «4» - если ученик набрал от 57% до 85% баллов,от 13 до 18 баллов Оценка «5» -если ученик набрал свыше 86% баллов, от 19 до 22 баллов 6. Уровень сформированности УУД Низкий Базовый Повышенный до 6 баллов Продолжительность работы. На выполнение работы отводится 40 минут. Работа выполняется обучающимися на бланках ответов.

Итоговая контрольная работа 6 класс Часть I Инструкция для обучающихся. К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа. А 1. Назовите основной признак, по наличию которого корневую систему относят к стержневой: 1.боковые корни 2.придаточные корни 3.хорошо развитый главный корень 4.много длинных корней конусовидной формы А 2. Почка цветковых растений по своему строению является зачатком одного из органов. Назовите этот орган: 1.семя 2.побег 3. стебель 4.корень АЗ. Назовите растение с параллельным жилкованием: 1.горох 2.кукуруза 3.яблоня 4.вишня А 4.Чем заполнены межклеточники листьев наземных растений: 1.водой 2.воздухом 3.клеточным соком 4.питательными веществами А 5. Назовите структуру цветка, частями которой являются его венчик и чашечка: 1.цветоложе

 2.пестик 3.околоцветник 4.тычинка А 6.Как называют плод таких растений, как огурец, тыква: 1.ягода 2.тыквина 3.коробочка 4.яблоко А 7. Назовите ветроопыляемое растение: 1.мак 2.табак 3.вишня 4.пшеница А 8.В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они: 1.заметны насекомым 2.заметны людям 3.украшают лес 4.растут на плодородной почве А 9.Оплодотворение это: 1.попадение пыльцы на рыльце пестика 2.перенос пыльцы насекомыми 3.перенос пыльцы ветром 4.слияние мужской и женской гамет, в результате чего образуется зародыш А10. Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они: 1.живые организмы 2.дышат, питаются, растут 3.образуют органические вещества 4. выделяют кислород Часть II Инструкция для обучающихся.

Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3). В 1. Укажите, какие из перечисленных утверждений, являются верными, а какие нет: А) Цветковые растения размножаются только половым путем Б) Для размножения культурных растений человек использует вегетативное размножение В) Черенок это отрезок любого вегетативного органа Г) Картофель размножаю усами Д) Тюльпаны размножают луковицами В 2. Выберите три правильных ответа. По каким признакам цветковые растения относятся к классу Двудольные: 1.Мочковатая корневая система 2.Сетчатое жилкование листьев 3.Число лепестков и чашелистиков кратно семядоли в семени 5.Жизненная форма в основном трава 6.Стержневая корневая система В3. Выберите три правильных ответа. Приспособление растений к опылению ветром: 1.Наличие ярких цветков 2.Пестик с мохнатым рыльцем 3.Цветы с резким запахом 4.Тычинки на длинных нитях 5. Цветы с нектарниками 6.Соцветя колос, сложный колос, метелка Часть III

Инструкция для обучающихся. Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос. С 1. Для чего растениям корень? С 2. Какие условия необходимы для прорастания семян? С 3.Какие абиотические факторы среды вы знаете? Ключ к работе Номер задания Вариант 1 Вариант 2 А А А А А А А А А А В 1 Верно б, в, д, неверно а, г В В С 1. Корень помогает растениям добывать воду и минеральные вещества, укрепляет растения в земле, запасает питательные вещества. С 2. Для прорастания семян надо: положительную температуру, влагу, кислород. С 3. К абиотическим факторам относятся: температура, свет, состав воздушной, водной и почвенной среды, влажность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!