СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Староромановская ООШ», на основе примерной рабочей программы по биологии 5-9 классы авторов: В .И. Лапшина, Д. И. Рокотова, В. А. Самкова, А.М. Шереметьева. Москва, АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2015.

Рабочая программа ориентированна на использование учебника Биология 6 класс В.И. Лапшина, Д. И. Рокотова. - М.: Академкнига/Учебник, 2016.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), исходя из продолжительности учебного года (календарного учебного графика) программа изменена и рассчитана на 34 учебных недели.















































I . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты

— Соблюдение правил поведения в природе;

— осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

— развитие эстетического восприятия живой природы;

— формирование ответственного отношения к учению, труду;

— формирование познавательного интереса к изучению предмета;

— развитие навыков обучения;

— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;

— формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

— организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

— выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;

— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

— работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.




Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;

— органы и системы, составляющие организмы растений и животных.

— признаки, свойственные всем живым организмам;

— что лежит в основе строения всех живых организмов;

— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных.

— влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;

— основные среды обитания живых организмов;

— основные типы природных сообществ;

— почему необходимо охранять местообитания животных и растений.

Учащиеся должны уметь:

— определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

— объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

— обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

— фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

— называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;

— распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;

— сравнивать строение растительной и животной клетки;

— приводить примеры безъядерных и ядерных организмов.

— приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;

— объяснять значение ярусности экосистем;

— называть природные сообщества, типичные для родного края;

— приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;

— приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение


Тема 1 Общая характеристика живых организмов

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание , дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение , размножение.

Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения и функции.

Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.


Демонстрация

Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.


Лабораторные и практические работы


Признаки живых организмов

Химический состав растительных организмов

Строение растительной клетки

Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.

Ткани живых организмов.

Чечевички – образования покровной ткани.


Тема 2 Многообразие живых организмов

Систематика живых организмов. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы классификации растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.

Бактерии : строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.

Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Животные : простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные , пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.

Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.


Демонстрация

Представители разных царств живой природы.


Лабораторные и практические работы

Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам – родам, семействам, классам.

Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам – родам, отрядам, классам , типам.

Строение бактерий на примере сенной палочки.

Разнообразие корневых систем цветковых растений.

Особенности строения цветковых и споровых растений.

Строение цветка.

Клубень – видоизмененный побег.

Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.

Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.


Тема 3 Основные жизнедеятельные функции организмов

Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной систем , пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.

Значение дыхания. \роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное , кожное.

Транспорт веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа, кровь, кровеносные сосуды и сердце.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды у насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.

Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений : механические ткани. Опорные системы животных : известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих) . Внутренний скелет позвоночных животных : хрящевая и костная ткань. Позвоночник – опора и защита всего организма.

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы , обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички и ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивное движение полет (крылья) , ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения Животных . Органы размножения. Половые клетки : сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение . Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Пряное и непрямое развитие.

Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой.


Демонстрация

Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.


Лабораторные и практические работы


Питание комнатных растений

Изучение роли воздуха в прорастании семян

Чечевички и их роль в дыхании растений.

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Передвижение растворов органических веществ по стеблю.

Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.

Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

Передвижение дождевого червя.

Вегетативное размножение растений.

Искусственное опыление сенполии.

Образование и рост корней.





Тема 4 Организмы и окружающая среда

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.

Природное сообщество. Экосистема. Структура с связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг , степь , болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ .Естественные и искусственные причины сиены природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.


Демонстрации

Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязь животных организмов. Модели экологических систем, наглядные пособия, иллюстрирующие типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.

























III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Наименование раздела и тема урока

Количество

часов

Дата

проведения

Раздел №1 «Общая характеристика живых организмов»

7 часов


1.

Введение. Чем живое отличается от неживого.

Практическая работа №1 «Признаки живых организмов»

1

03.09

2.

Химический состав живого организма

Лабораторная работа №1 «Химический состав растительных организмов»

1

10.09

3.

.Клетка – основа жизни.

Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки»

1

17.09

4.

Ткани. Лабораторная работа №3 «Изучение растительных тканей»

Практическая работа № 2 «Чечевички – образования покровной ткани»

1

24.09

5.

Ткани. Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов»

1

01.10

6.

Органы и системы органов.

1

08.10

7.

Контрольная работа по теме « Общая характеристика живых организмов»

1

15.10


Раздел 2 «Многообразие живых организмов»

9 часов


8.

Систематика живых организмов

1

22.10

9.

Основные царства живой природы

Практическая работа № 3 «Определение систематической принадлежности видов растений и животных к более крупным группам»

1

29.10

10.

Бактерии. Лабораторная работа № 5 «Строений бактерий на примере сенной палочки»

1

12.11

11.

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

19.11

12.

Растения

Лабораторная работа № 6 «Разнообразие корневых систем цветковых растений»

Практическая работа № 4 «Особенности строения цветковых и споровых растений»

Лабораторная работа № 7 «Строение цветка»

Лабораторная работа № 8 «Клубень – видоизмененный побег»

1

26.11


13.

Животные

Практическая работа № 5 «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок»

Практическая работа № 6 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака»

1

03.12

14.

Грибы

1

10.12

15.

Методы изучения живой природы.

1

17.12

16.

Контрольная работа по теме « Многообразие живых организмов»

1

24.12

Раздел 3 «Основные жизненные функции организмов»


12 часов


17.

Питание и пищеварение. Практическая работа № 7 «Питание комнатных растений».

1

14.01

18.

Дыхание. Практическая работа № 8 «Изучение роли воздуха в прорастании семян»

Практическая работа № 9 «Чечевички и их роль в дыхании растений»

1

21.01

19.

Транспорт веществ

Практическая работа № 10 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Практическая работа № 11 «Передвижение растворов органических веществ по стеблю»

1

28.01

20.

Выделение

Лабораторная работа № 9»Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях»

1

04.02

21.

Обмен веществ и преобразование энергии

Практическая работа № 12 « Дыхание семян как доказательство обмена веществ»

1

11.02

22.

Скелет – опора организма.

1

18.02

23.

Движение. Практическая работа № 13 «Передвижение дождевого червя»

1

25.02

24.

Размножение (бесполое). Практическая работа № 14 «вегетативное размножение растений»

1

03.03

25.

Размножение (половое). Лабораторная работа № 10 «Искусственное опыление сенполии»

1

10.03

26.

Рост и развитие организмов. Практическая работа № 15 «Образование и рост корней»

1

17.03

27.

Организм – как единое целое

1

07.04

28.

Итоговое тестирование по теме «Живые организмы Земли» (промежуточная аттестация)

1

14.04


Раздел 4 «Организмы и окружающая среда»


5 часов


29.

Среда обитания. Экологические факторы.

1

21.04

30.

Природные сообщества

1

28.04

31.

Значение живых организмов в природе

1

05.05

32.

Человек и живые организмы

1

12.05

33.

Охрана живых организмов и природных сообществ.

1

19.05

34.

Мероприятия по охране природы.


26.05









Итоговый тест по биологии

6 класс

1 вариант

Часть А.

При выполнении заданий с выбором ответа (№1- №10) обведите кружком номер правильного ответа

1. Растения, в отличие от животных,

а) выделяют углекислый газ при дыхании в) растут и размножаются

б) сами создают питательные вещества г) поглощают кислород для дыхания

2.Выберите правильный путь движения воды.

а) почва – корень – стебель - лист - атмосфера в) почва – лист – стебель - корень - атмосфера

б) почва – корень – лист - стебель - атмосфера г) почва – стебель – корень - лист - атмосфера

3. Жизненная форма растения «гороха посевного» - это

а ) дерево б) кустарничек в) кустарник г) трава

4.Деление и рост клеток растения способствуют

а) прорастанию растения в) распространению семян

б) питанию растения г) дыханию растения

5. Какую функцию не выполняют жилки листа?

а) проведение воды в) придание прочности листу

б) проведение питательных веществ г) испарение воды

6. В животной клетке отсутствуют

а) хлоропласты б) митохондрии в) рибосомы г) лизосомы

7. К органам дыхания насекомых относят

а) легкие б) жабры в) трахеи г) легочные мешки

8. Теплокровными являются

а) земноводные б) рептилии в) рыбы г) птицы



9. Почкование – это способ размножения

а) половой б) бесполый в) с помощью спор г) фрагментации тела

10. Хищники относятся к

а) разрушителям б) производителям в) потребителям

Часть В.Выберите три верных ответа из шести.

1. Укажите элементы кровеносной системы животных.

а) артерии б) ситовидные трубки в) трахеи г) нефроны д) вены е) капилляры

2. Установите соответствие между процессами жизнедеятельности и их характеристиками

Характеристики процессов: Процессы жизнедеятельности

А) потребление кислорода 1. фотосинтез

Б) образование органических веществ 2. дыхание

В) расщепление органических веществ

Г) потребление углекислого газа



А

Б

В

Г







3. Восстановите последовательность продвижения пищи по пищеварительному каналу

А) пищевод

Б) кишечник

В) желудок

Г) анальное отверстие

Ответ:____________________________________________________

Часть С. Дайте развернутый ответ.

С 1. Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности животных?

С 2. В цветках ветроопыляемых растений, как правило, образуется больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых растений. С чем это связано?







18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!