Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта ООО, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по биологии, авторской программы И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Биология: 5-9 классы. - М.: Вентана — Граф, 2012.
Рабочая программа по биологии для 6 класса рассчитана на 35 часов учебного времени (1 час в неделю). Запланировано: 2 лабораторных работ, 4 практические работы, 3 экскурсии.
Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира. Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применяемые как к живой, так и неживой природе.
Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенных на сравнении объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками.
Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса. Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создаёт условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учёт возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным способностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыту и наблюдения в домашних условиях.
Курс 6 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.
При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т.е. Единство материального мира.
С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях.
Предлагаемый курс биологии в 6 классе, раскрывающий уникальность жизни на нашей планете, позволит убедить учащихся на только в необходимости изучать природу, но и в том, что каждого и в целом на Земле зависит от того, как каждый из нас распорядится этими знаниями.
Требования к результатам основного курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Содержание разделов примерной программы | Основное содержание по темам рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Раздел 2. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания |
Тема 4. Классификация живых организмов. (11 ч) |
Разнообразие организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. | Многообразие живого мира Расселение живых организмов по планете. Границы жизни. Живые организмы разных природных зон, их приспособленность к жизни в определенных условиях. Расселение живых организмов по ярусам. | Применять ранее полученные знания об условиях, необходимых для жизни в новой ситуации. Использовать ресурсы интернета для поиска примеров приспособленности живых организмов к условиям разных природных зон. Высказывать предположения, обосновывать свои доводы, касающиеся неравномерного расселения организмов по планете, по природным зонам и по ярусам |
Система и эволюция органического мира. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. | Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов) Понятие о систематике и систематических группах. Принцип объединения организмов в одну систематическую группу. Понятие о виде. Царства живой природы. Место человека в системе живого мира. | Объяснять значение понятий: «систематика», «вид», «царство». Называть царства живой природы. Выделять общие признаки организмов, объединенных в родственную группу. |
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | Царство Бактерии. Общая характеристика царства. Значение бактерий в природе и жизни человека. Практическая работа. «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров». | Называть признаки царства Бактерии. Приводить примеры полезных для человека бактерий и бактерий-паразитов. Использовать знания о бактериях в повседневной жизни. Объяснять необходимость соблюдения санитарных правил в школе и дома. |
Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Значение растений в природе и жизни человека. | Царство Растения Многообразие видов растений. Общие признаки царства растений. | Выявлять общие признаки представителей царства Растения, используя результаты собственных исследований в ходе лабораторных работ № 2 (§ 8) и № 3 (§ 9). |
Содержание разделов примерной программы | Основное содержание по темам рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Методы изучения живых организмов: наблюдения, измерение, эксперимент. | Практическая работа. «Изучение состояние деревьев и кустарников на пришкольном участке» | Объяснять отличия опыта от наблюдения. Описывать опыты и наблюдения, проведенные с растениями в 5 классе самостоятельно. Оценивать ответы одноклассников, объясняющих цель, ход и результаты проведенных ими опытов с растениями. Использовать знания о растительном мире, приобретенные в 5 классе. Называть представителей растений. |
Грибы. Многообразие грибов., их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Примеры оказания первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека | Царство Грибы Общая характеристика царства Грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы, их роль в природе и жизни человека. Ядовитые и съедобные грибы своей местности. Понятия о лишайниках. | Выделять общие признаки представителей царства Грибы. Дополнять предложенное в тексте описание грибов, используя собственные исследования в ходе лабораторной работы № 3 (§ 9) и проведение опыта по выращиванию плесени на хлебе (§ 11). Приводить примеры разных способов добывания грибами готовых органических веществ. Характеризовать ядовитые и съедобные грибы своей местности. |
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие животных. Роль животных в природе и жизни человека. | Царство Животные Многообразие видов животных, Разнообразие размеров и способов передвижения. Одноклеточные и многоклеточные животные. Общие признаки царства Животные. Значение животных в природе и жизни человека. | Выявлять существенные признаки представителей царства. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в устную речь. Дополнять текст, вписывая в него недостающую информацию. Изучение клеток животных на готовых микропрепаратах и их описание. |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Одноклеточные животные под микроскопом Лабораторная работа №6 «Рассматривание простейших под микроскопом» | Соблюдать правила работы с микроскопом. Фиксировать результаты исследований. Представлять полученную информацию в виде рисунков. Проводить сравнение клеток-организмов, делать выводы из проведенного сравнения. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с |
Содержание разделов примерной программы | Основное содержание по темам рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
| | лабораторным оборудованием |
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания вызываемые вирусами, меры их профилактики. | Царство Вирусы Вирусы — неклеточные формы жизни. Отличие вирусов от представителей других царств. Вирусы, поражающие бактерии, растения, животных и человека. Пути передачи вирусных инфекций. Вирус СПИДа. Профилактика заболевания гриппом. Понятие о вирусологии. | Характеризовать вирусы — неклеточные формы жизни. Определять понятия «паразит», «вирусология». Приводить примеры вирусных заболеваний. Называть пути передачи вирусных инфекций |
| Подведём итоги. Как можно различить представителей разных царств живой природы? | Называть условия, необходимые для жизни. Приводить примеры приспособленности организмов к разным условиям обитания. Выделять и характеризовать крупные систематические группы -царства. Объяснять значение понятия «систематика», знать принцип объединения живых организмов в одну систематическую группу. Распределять перечисленные организмы по царствам живой природы. Называть представителей разных царств живой природы. |
Тема 5. Взаимосвязь организмов со средой обитания (12 ч) |
Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Роль человека в биосфере | Среда обитания Факторы среды Понятие о среде обитания. Факторы среды: факторы неживой природы, факторы живой природы, антропогенный фактор. Воздействие человека на окружающею его среду. Экологические факторы. Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. | Высказывать предположения, заполняя в таблице пропущенные строки. Давать определение понятий: «среда обитания»,»факторы среды», «экология». Приводить примеры влияния факторов живой природы на организмы. Использовать знание основных понятий урока для заполнения таблицы. |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Результаты эволюции: | Среды жизни освоенные обитателями нашей планеты | Характеризовать разные среды жизни живых организмов. Приводить примеры организмов, |
Содержание разделов примерной программы | Основное содержание по темам рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Разнообразие организмов. | Наземно-воздушная среда, водная среда, почва и живой организм. Разнообразие обитателей разных сред обитания. | обитающих в разных средах, используя личные наблюдения в природе и ранее полученные знания |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Почему всем хватает места на Земле? Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к сохранению потомства. Причины гибели организмов. Опыт в домашних условиях. «Проращивание семян». | Высказывать свои предположения о том, почему всем хватает места на Земле. Называть причины гибли организмов. Доказывать экспериментальным путем влияние неблагоприятных факторов на прорастание семян. Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Фиксировать результаты исследования. Формировать личностные качества, необходимые исследователю: внимание, терпение, объективность в оценке результатов своей работы. |
Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (хищничество, паразитизм). Значение растений в жизни животных и человека | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? Приспособленность живых организмов к неблагоприятным условиям среды. Взаимоотношения между живыми организмами. Роль отношений «хищник — жертва» и «паразит — хозяин» в регуляции численности организмов. Роль растений в жизни животных и человека. | Закреплять знания о благоприятных и неблагоприятных для жизни условиях, заполняя таблицу. Решать поисковые задачи, объясняя предложенные в рисунке «загадки природы». Доказывать значение биологического разнообразия, пользуясь схемой цепи питания. Конструировать схему, поясняющую зависимость жизни человека от других живых организмов. Участвовать в разработке проекта «Способы ловли рыбы,наносящие наименьший вред природе» (применительно к условиям своей местности). |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания. | Кто живет в воде? Вода — первая среда обитания живых организмов на Земле. Характерные особенности водной среды. Приспособленность организмов к обитанию в воде (планктон, активно плавающие организмы, обитатели дна) | Выявлять черты сходства у представителей разных систематических групп, живущих в водной среде. Доказывать приспособленность обитателей воды к разным условиям водной среды. Формировать систему работы с текстом: выделять базовые понятия; находить в тексте ответы на вопросы опережающего характера, использовать текст для заполнения таблицы. |
Содержание разделов примерной программы | Основное содержание по темам рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособление к различным средам обитания. | Обитатели наземно-воздушной среды. Важнейшие экологические факторы для наземных организмов: свет, температур, влажность. Теневыносливые и светолюбивые растения. Свет в жизни наземных животных. Морозостойкие и теплолюбивые организмы. Приспособленность организмов к получению и сохранению влаги. | Называть важнейшие экологические факторы, влияющие на наземные организмы. Приводить примеры приспособленности обитателей наземно-воздушной среды к изменению температуры окружающей среды (на примере своей местности). |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Экскурсия «Живые организмы зимой» | Наблюдать способы приспособления живых организмов к зимним условиям. Соблюдать правила поведения в природе. |
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. | Кто живет в почве? Особенности почвы как среды обитания. Обитатели почвы — представители разных царств живой природы. Постоянные «жильцы» и «квартиранты». Взаимосвязь обитателей почвы: растений, животных, грибов, бактерий. | Выделять особенности почвы как среды обитания. Приводить примеры организмов, приспособленных к обитанию в почве. Называть особенности строения и жизнедеятельности организмов, позволяющие им жить в условиях, характерной для данной среды |
Организм как среда обитания Полезные для организма обитатели Взаимоотношения «паразит — хозяин». Примеры — представителей разных царств живой природы. Особенности строения и жизнедеятельности паразитов. Роль организма- хозяина в жизни паразитических организмов. Источники возможного заражения человека паразитами | Называть полезных обитателей живого организма. Определять понятие «паразит». Выделять характерные признаки паразитов, используя полученные ранее знания об организмах — паразитах разных царств живой природы. Фиксировать в тетради информацию об источниках возможного заражения человека паразитами, необходимую в повседневной жизни |
| Подведем итоги. Какие среды жизни освоили обитатели нашей планеты? | Определять понятие «среда обитания». Называть среды обитания и приводить примеры обитателей этих сред. Приводить доказательства влияния факторов неживой природы на сезонные изменения |
Содержание разделов примерной программы | Основное содержание по темам рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
| | в жизни растений и животных ( с привлечением материалов отчета об экскурсии в природу) Применять знания о влиянии света, температуры и влажности на живые организмы при уходе за комнатными растениями и обитателями аквариума. |
Тема 6. Природное сообщество. Экосистема (6 ч) |
Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Что такое природное сообщество? Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе, или биоценозе. Пищевые цепи — цепи передачи веществ и энергии. Экскурсия «живые организмы весной» | Определять понятия: «растительное сообщество», «природное сообщество», (или «биоценоз»), «пищевая цепь». Использовать ранее изученный материал о средах обитания для характеристики природного сообщества. Составлять схемы пищевых связей в одном из природных сообществ своей местности. Излагать свое отношение к природе родного края в виде сочинения, короткого рассказа. Соблюдать правила поведения в природе. |
Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм) | Как живут организмы в природном сообществе? Характер взаимоотношений живых организмов в природном сообществе: взаимовыгодные отношения, отношения «хозяин — паразит», «хищник — жертва», конкуренция. | Проводить самоконтроль, проверяя знания понятий «хищник», «паразит». Приводить примеры взаимовыгодных отношений грибы и дерева, используя личные наблюдения в природе. Приводить примеры полезных, вредных и нейтральных взаимоотношений организмов. |
Экосистемная организация живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Круговорот веществ и превращение энергии. | Что такое экосистема? Система как целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Влияние факторов неживой природы на живые организмы природного сообщества. Понятие об экосистеме. Экспериментальные доказательства роли растений в экосистеме. Участие живых организмов в круговороте веществ. Единство природы. | Оценивать роль растений на Земле. Анализировать результаты опытов Дж. Пристли и демонстрационного опыта «Выделение кислорода листьями на свету». Определять понятия «круговорот веществ». «экоситема». Формировать систему в работе, используя предложенный ранее алгоритм описания проводимого эксперимента. Формировать мировоззренческие позиции о единстве живого и неживого, о природе как едином целом. |
Содержание разделов примерной программы | Основное содержание по темам рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Человек — часть живой природы отличие человека от животных (речь, труд, мышление). Человек — биологическое существо. Потребность человека в воде, пище, воздухе, энергии. Зависимость состояния здоровья от качества окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды. Экскурсия «Красота и гармония в природе» Практическая работа «Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье». | Называть свойства человека как живого организма. Выделять признаки отличия человека от животных. Выявлять факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека. Участвовать в разработке проекта по улучшению экологической обстановки в своей местности. Соблюдать правила поведения в природе Оценивать расход электроэнергии. |
| Подведем итоги. Существует ли взаимосвязь живых организмов и окружающей среды? | Определять понятия «растительное сообщество», «природное сообщество», «экосистема». Объяснять космическую роль растений на Земле Проверять свое умение пользоваться алгоритмом описания опыта, отрабатываемым в течение года. Доказывать, что аквариум — модель экосистемы. Делать практические выводы о правилах содержания аквариума как экологической системы. Приводить примеры изменений в окружающей среде своей местности. |
Тема 7. Биосфера — глобальная экосистема (5 ч) |
Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. | Влияние человека на биосферу Понятие о биосфере. В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Влияние человека на биосферу в разные этапы развития человечества. Примеры строительного воздействия человека на биосферу. Проблема охраны окружающей среды. Охраняемые территории. | Определять понятия: «система», «экосистема», «биосфера». Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности. Анализировать результаты практических работ по наблюдению за расходом воды и электроэнергии в школе и дома. |
Содержание разделов примерной программы | Основное содержание по темам рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
| Новые безотходные технологии, поиск энергии и др. | Оценивать проведение своей исследовательской работы и работы одноклассников |
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей | Всё ли мы узнали о жизни на Земле? Роль биологических наук в сохранении многообразия живых организмов и условий , необходимых для жизни на Земле. Понятие о биологии как комплексной науке. Участие физиков, химиков, архитекторов и др. в изучении строения и жизнедеятельности организмов. | Приводить доказательства единства живой и неживой природы. Называть свойства живого, используя личный опыт исследований объектов живой природы в ходе лабораторных, практических работ и опытов,проведенных самостоятельно в домашних условиях. Оценивать результаты своей исследовательской работы и работы одноклассников. |
| Итоговый контроль Обсуждение основных положений курса: • доказательства единства живой и неживой природы; • системная организация живого: клетка — ткани — органы — единый организм; • свойства живых организмов; • способы размножения, питания, передвижения. Дыхание как процесс получения энергии; • Солнце -источник энергии на Земле. Космическая роль растений. Передача вещества и энергии через пищевые цепи. Вода — условие жизни на Земле; • роль человека на Земле. Проблема охраны окружающей среды | Обсуждать материалы, собранные в ходе экскурсии в природу. Находить с помощью аппарата ориентировки рисунки для приведения доказательств. Давать определения базовых понятий, необходимых для изучения целостного школьного курса биологии. |
| Задания на лето (2 ч) Обсуждение содержания заданий и формы подготовки отчета о проведенной работе. Разработка «кодекса поведения» в природе (с учетом местных условий) | Планировать собственную деятельность по изучению природы. Проводить самостоятельные исследования, фиксировать их результаты. Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: наблюдательность, терпение, настойчивость, объективность. |