СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования Базовой общеобразовательной школы Филиала СГПИ в г. Железноводске, примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Биология», программы по биологии для 5-9 классов Н. И. Сонина, Б. В. Захарова (М.: Дрофа, 2014 г.)
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение 35 учебных недель).
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (10 ч.)
Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Деление - важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление-основа размножения организмов.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.
Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (21 ч.)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности ее строения. Рефлекс, инстинкт.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Практические работы по 2 разделу.
Практическая работа «Размножение растений».
Раздел 3. Организм как единое целое (2 ч).
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого; организм – биологическая система.
Планируемые результаты освоения биологии в 6 классе
В результате изучения биологии в 6 классе программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
предметные;
личностные;
метапредметные.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
раскрывать роль различных организмов в жизни человека;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы на основе сравнения;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
знать основные правила поведения в природе;
оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее;
использовать элементарные приёмы работы с определителями растений, выращивания культурных растений;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех еее проявлениях, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Личностные результаты
У обучающегося сформируются:
готовность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;
нравственные чувства и нравственное поведение;
ответственное отношение к учению, к собственным поступкам;
основы целостного мировоззрения;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
основы экологической культуры;
готовность к исследованию природы, занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы.
Обучающийся получит возможность для формирования:
устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
морального сознания.
Метапредметными результатами изучения биологии является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
самостоятельно определять цели деятельности;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
составлять с помощью учителя план проведения исследования;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
при планировании достижения целей самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
преодолению трудностей и препятствий на пути достижения целей.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
проводить причинный анализ экологических ситуаций.
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
делать умозаключения и выводы.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
определять возможные роли в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы;
брать на себя инициативу в организации совместной деятельности;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей.
Календарно – тематическое планирование
№ | Даты | Тема урока. Содержание учебного предмета | Планируемые результаты | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности | ||
Предметные | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||||
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (10 ч.) | |||||||
1. |
| Строение растительной клетки. Клетка – живая система. | Выделять существенные признаки клеток растений. Различать строение и функции частей и органоидов растительной клетки. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.
|
2. |
| Стартовый контроль. | Предъявлять знания, полученные по биологии в 5 классе. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по вопросам теста. |
3. |
| Строение животной клетки. Клетка – живая система. Сравнение растительных и животных клеток. | Выделять существенные признаки клеток животных. Различать строение и функции частей и органоидов животной клетки. Сравнивать растительную и животную клетки, находя сходство и различия. | Регулятивные УУД: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные УУД: определять возможные роли в совместной деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации. | Формирование и развитие: ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности к исследованию природы. | Урок- исследование. | Фронтальная работа. Сравнение растительных и животных клеток. Само- и взаимоконтроль.
|
4. |
| Деление клетки. Митоз. Мейоз. Важнейшие процессы клетки. | Сравнивать процессы деления клеток по схемам, выявлять отличительные признаки митоза и мейоза. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.
|
5. |
| Ткани растений и животных. Основные функции тканей живых организмов. | Различать по внешнему виду, схемам и описаниям ткани растений и животных, выявлять их отличительные признаки. | Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные УУД: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; основ целостного мировоззрения.
| Урок рефлексии. | Фронтальная работа, работа с учебником, дополнительной литературой.
|
6. |
| Органы животных. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения | Выделять существенные признаки строения однодольного и двудольного растений. Различать системы органов животных: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения, их функции. | Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные УУД: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; основ целостного мировоззрения.
| Урок рефлексии. | Фронтальная работа, работа с учебником. Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.А. Богданов. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания. Вариант 2 задание 6, варианты 8, 9 задание 3. |
7. |
| Контрольная работа в форме ВПР. | Предъявлять знания, полученные по ключевым темам: «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов», «Среда обитания живых организмов». | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по вопросам теста. |
8-9. |
| Органы и системы органов Органы цветковых растений. Корневые системы. Значение побега. Цветок. Плод, семена. Основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают органы разных организмов. Роль органов разных систем. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями) | Выделять существенные признаки строения, функции и видоизменения корня, побега, цветков, плодов, семян. Различать их по внешнему виду, схемам и описаниям.
| Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Индивидуальная работа в сборниках ВПР. Н.А. Богданов. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания. Варианты 1-10, задание 5.
|
10. |
| Подготовка к ВПР «Органы и системы органов растений и животных». | Предъявлять знания по теме «Органы и системы органов растений и животных». | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.А. Богданов. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания. Варианты 1-10, задания 1,2.
|
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (21 ч.) | |||||||
11. |
| Питание растений. Воздушное питание растений. Фотосинтез. Питание животных. Сущность воздушного и почвенного питания растений. Типы питания животных:основные отделы пищеварительной системы животных, связь системы органов между собой | Выделять существенные признаки и процессов питания растений и животных, строение пищеварительной системы животных. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Эвристическая беседа. Групповая работа, работа с учебником. Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.А. Богданов. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания. Вариант 4 задание 4, вариант 10 задание 3. |
12. |
| Дыхание растений и животных. Сущность процесса дыхания. Приспособления для дыхания у растений (устьица, чечевички), Органы дыхания животных. | Выделять существенные признаки процессов дыхания растений и животных. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Эвристическая беседа. Групповая работа, работа с учебником. Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.А. Богданов. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания. Вариант 1 задание 4, варианты 4,5 задание 3. |
13. |
| Выделение у растений и животных. Особенности выделения у растений и животных. | Описывать биологический процесс выделения у растений и животных; понимать его роль в жизни растений и животных. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Эвристическая беседа. Работа с учебником. Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.А. Богданов. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания. Вариант 3 задание 4. |
14. |
| Подготовка к ВПР «Обмен веществ и энергии». Значение выделения в жизни живых организмов. Взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Обмен веществ — важнейший признак живого. | Описывать биологический процесс обмена веществ и энергии у растений и животных; понимать его роль в их жизни. | Регулятивные УУД: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные УУД: определять возможные роли в совместной деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации. | Формирование и развитие: ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности к исследованию природы. | Урок- исследование. | Парная работа по сборникам ВПР. Н.А. Богданов. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания. Варианты 1-10, задания 6,9, Варианты 1-10, задание 10.
|
15. |
| Контрольная работа в форме ВПР. | Предъявлять знания по темам: «Дыхание, питание, выделение и обмен веществ у растений и животных». | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по вопросам теста. |
16. |
| Транспорт веществ в организме растений. Проводящие системы растений и животных, части проводящей системы растений. | Различать по схемам и рисункам процесс транспорта воды и питательных веществ в растительных организмах. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Эвристическая беседа. Групповая работа, работа с учебником. Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.А. Богданов. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания. Варианты 1-10 задание 6. |
17. |
| Транспорт веществ в организме животных. Роль кровеносной системы у животных организмов. Процесс кровообращения у млекопитающих. Взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения. | Описывать биологический процесс кровообращения у животных, понимать его роль в питании и дыхании животных. | Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные УУД: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; основ целостного мировоззрения.
| Урок рефлексии. | Индивидуальная, фронтальная работа, работа с учебником, дополнительной литературой.
|
18. |
| Опорные системы. Скелет – опора организма животных. Опорные образования растений. Разнообразие опорных систем животных. Признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями. | Выделять существенные признаки и сравнивать опорные системы живых организмов; различать их по внешнему виду, схемам и описаниям, выявлять отличительные признаки. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Эвристическая беседа. Групповая работа, работа с учебником.
|
19. |
| Движение растений и животных. Способы движения растений и животных. Роль движения в жизни живых организмов. Доказательства наличия двигательной активности у растений. | Описывать биологический процесс движения у растений и животных; понимать его роль в их жизни.
| Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Эвристическая беседа. Групповая работа, работа с учебником.
|
20-21. |
| Регуляция процессов жизнедеятельности Координация и регуляция. Гормональная регуляция. Гормональная регуляция. Части нервной и эндокринной регуляторных систем. Роль нервной и эндокринной систем в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Сходство и различие нервной и эндокринной систем.
| Описывать биологический процесс регуляции и координации; понимать роль регуляции и координации живых организмов. Понимать, что такое инстинкт, рефлекторная деятельность; их сущность и проявление у разных животных. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Эвристическая беседа. Групповая работа, работа с учебником.
|
22. |
| Инстинкт. Условные и безусловные рефлексы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Проявления реакций растений на изменения в окружающей среде. | Понимать, что такое инстинкт, условные и безусловные рефлексы. Знать, как они проявляются, отличие их друг от друга. Называть примеры. | Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные УУД: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; основ целостного мировоззрения.
| Урок рефлексии. | Индивидуальная, фронтальная работа, работа с учебником, дополнительной литературой.
|
23. |
| Бесполое размножение. Роль размножения в жизни живых организмов, особенности бесполого и полового размножения. | Понимать, что такое бесполое размножение. Знать его характеристики, отличие от полового размножения, его роль в жизнедеятельности. Называть примеры. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Эвристическая беседа. Работа с учебником. Работа в парах: составление схемы «Виды бесполого размножения растений и животных». |
24. |
| Половое размножение растений и животных. Части цветка, их значение. Выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян. Преимущества полового размножения перед бесполым.
| Понимать, что такое половое размножение. Знать его особенности у растений, преимущества перед бесполым размножением, его роль в жизнедеятельности. Понимать, что такое половое размножение. Знать его особенности у животных, преимущества перед бесполым размножением, его роль в жизнедеятельности.
| Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные УУД: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; основ целостного мировоззрения.
| Урок рефлексии. | Фронтальная работа, работа с учебником. Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.А. Богданов. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания. Варианты 1,2,3 задание 3.
|
25. |
| Контрольная работа в форме ВПР. | Предъявлять знания по темам: «Дыхание, питание, выделение, обмен веществ, транспорт веществ, опорные системы, координация и регуляция, размножение у растений и животных». | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по вопросам теста. |
26. |
| Рост и развитие растений и животных. Развитие растений и животных. Прямое и непрямое развитие животных. | Понимать сущность процессов роста и развития, прямое и непрямое развитие, особенности процессов у растений и животных. Описывать приёмы выращивания домашних животных, ухода за ними. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Эвристическая беседа. Групповая работа, работа с учебником. Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.А. Богданов. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания. Вариант 1,3,5,8,9,10 задание 7; варианты 6,7 задание 3; варианты 1,3 задание 7. |
27. |
| Практическая работа «Рост и развитие растений и животных». Особенности роста и развития растений и животных. | Понимать сущность процессов роста и развития, особенности процессов у растений. | Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные УУД: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; основ целостного мировоззрения.
| Урок рефлексии. | Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.А. Богданов. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания. Варианты 1-10 задание 8.
|
28. |
| Всероссийская проверочная работа. | Предъявлять знания, необходимые для успешного выполнения ВПР. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по вопросам теста. |
29. |
| Анализ Всероссийской проверочной работы. | Уметь находить, анализировать и исправлять допущенные ошибки. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Фронтальный разбор ошибок, допущенных на ВПР. Индивидуальная работа над ошибками. |
30. |
| Практическая работа «Размножение растений». | Понимать сущность процесса вегетативного размножения растений, их виды. Сравнивать половое и бесполое размножение растений. | Регулятивные УУД: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные УУД: определять возможные роли в совместной деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации. | Формирование и развитие: ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности к исследованию природы. | Урок- исследование. | Практическая работа в группах «Сравнение полового и бесполого размножения у растительных организмов»; само- и взаимоконтроль. |
31. |
| Тест «Организм как единое целое».
| Предъявлять знания по разделу «Организм как единое целое». | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по вопросам теста. |
Раздел 3. Организм как единое целое (4 ч). | |||||||
32-33. |
| Организм и среда. Основные факторы экологической среды. | Характеризовать и сравнивать основные факторы экологической среды. Называть основные факторы экологической среды. | Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам; сравнивать, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль. | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; ответственного отношения к учению, к собственным поступкам; основ целостного мировоззрения; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Эвристическая беседа. Групповая работа, работа с учебником. |
34-35. |
| Среда обитания. Факторы среды. Обобщение и систематизация знаний. | Объяснять особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводить примеры приспособленности организмов к своей среде обитания. | Регулятивные УУД: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные УУД: вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; проводить причинный анализ экологических ситуаций. Коммуникативные УУД: организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации. | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; основ целостного мировоззрения; основ экологической культуры.
| Урок- конференция. | Групповые выступления учащихся с презентациями. |
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Учебник. Биология. 6 класс. /В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, - М.: Дрофа.2013. Рабочая тетрадь к учебнику биология. 6 класс. /В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, - М.: Дрофа.2013. | Биология: программа. 5-9 классы для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, Б.В. Захаров (М.: Дрофа, 2014 г.) |
Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи
плодов растений, грибов.
Учебно-практическое оборудование: увеличительные приборы,
измерительные приборы, лабораторное оборудование.
Демонстрационные таблицы:
клетка бактерий;
растительная клетка;
животная клетка;
уровни жизни.
Каталог электронных образовательных ресурсов:
половое размножение животных http://school-collection. edu. ru/catalog/res/00-4ddd-c679-2e00475d4308/?from=0000019f-a000-4ddd-c5db1d850&interface=teacher&class=48&subject=29
http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/00-4ddd-139e-3b00475d4308/index_mht. htm
основные признаки живого http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/000001fddd-cbbb3269e/013.swf
http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/000001fddd-3f7e-630046b3269e/index_mht. htm
хим состав клетки http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/000001ff-1000-4ddd-af3c-2a0046b3269f/index_mht. htm
Корень http://fcior. edu. ru/card/7559/vneshnee-i-vnutrennee-stroenie-kornya-vidy-korney. html
http://fcior. edu. ru/card/392/kontrol-stroenie-i-funkcii-kornya-tipy-kornevyh-sistem-chast-2-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie. html
семя http://fcior. edu. ru/card/9016/vneshnee-i-vnutrennee-stroenie-semyan. html
лист http://fcior. edu. ru/card/27165/vneshnee-stroenie-lista-detalizirovannoe-predstavlenie. html
http://fcior. edu. ru/card/12743/kontrol-stroenie-i-funkcii-lista-detalizirovannoe-predstavlenie. html
цветок http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/00-4ddd6b326a0/106.swf
http://fcior. edu. ru/card/22629/chasti-cvetka-i-ih-funkcii-uglublennoe-izuchenie. html
системы органов животных http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/0000021f-1000-4ddd-88fb326a1/194.swf
бесполое размножение http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/0000073f-1000-4ddd-e3c7-2d00475d4308/index_mht. htm
половое размножение животных http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/00-4ddd-139e-3b00475d4308/index_mht. htm
половое размножение растений http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/00-4ddd-a47cd4309/index_mht. htm
экологические факторы http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/00-4ddd-f204-3a00475d430b/483.swf
http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/00-4ddd-54cdd430c/491.swf
Технические средства обучения: экран, проектор, ноутбук.