СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам в соответствии ФГОС ООО и на основании Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Юровская СОШ.

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Биология":

Личностные результаты:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

Метапредметные результаты:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты:

– определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

–объяснять строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

–проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета "Биология 6 класс" используется УМК:

  1. Учебник: Биология 6 класс / И.Н Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. - М.: "Вентана-Графа"/Учебник, 2019 г.

  2. Рабочая тетрадь: Биология. 6 класс / О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова. - М.: "Вентана-Графа"/Учебник, 2018 г.

  3. Методическое пособие: Биология. 6 класс / И.Н Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. - М.: "Вентана-Графа"/Учебник, 2018 г.


Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной рабочей программе к линии УМК (Концентрическая структура) по биологии 5-9 класс: И.Н. Пономарёва, изд. "Вентана-Граф", М. 2017 г., но имеет незначительные изменения в связи с особенностями развития учащихся данного класса.


Тема.

Кол–во часов по программе.

Кол–во часов в рабочей программе.

Причина изменения.

Наука о растениях – ботаника



4


5

Использование резервного времени для лучшего усвоения материала.

Органы растений

7

8

Основные процессы жизнедеятельности растений


6

7

Многообразие и развитие растительного мира

9

11

Природные сообщества

5

3

Изменения, внесенные в программу.



На изучение предмета отводится 1 час в неделю (34 часа в год).


Содержание учебного предмета

Наука о растениях – ботаника (5 ч)

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.


Органы растений (8 ч)

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Лабораторная работа № 1«Изучение строения семени фасоли».


Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.

Лабораторная работа№ 2«Строение корня проростка».


Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.


Лабораторная работа № 3«Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».


Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.


Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.

Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Лабораторная работа № 5 «Передвижение воды и минеральных солей»

Лабораторная работа № 6 «Черенкование комнатных растений».


Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения.

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.

Высшие семенные растения.

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторная работа № 7 «Изучение строения водорослей»

Лабораторная работа № 8 «Изучение строения мхов (на местных видах)».

Лабораторная работа № 9 «Изучение строения папоротника (хвоща)».

Лабораторная работа № 10 «Изучение строения голосеменных растений».

Лабораторная работа № 11 «Изучение строения покрытосеменных растений».


Природные сообщества (3 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.

Экскурсия

«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название разделов, тем

Кол-во часов

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

План.

Факт.

1.

Наука о растениях – ботаника

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений


5

текущий

§1 воп.1-5 Подготовится к вводному контролю




2.

Многообразие жизненных форм растений



текущий

§2 воп. 1-5



3.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки



текущий

§3, воп.1-4, выучить строение и значение основных частей клетки



4.

Ткани растений.


текущий

§4 воп.1-5

Выучить строение и функции тканей растений



5.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника»


тест

вопросы и задания с. 26-27




6.

Органы растений

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян Лабораторная работа 1

«Строение семени фасоли»

8

Лабораторная работа №1

§5,6 воп.1-5. Поствить опыт по прораста-нию се-мян



7.

Корень, его строение и значение. Лабораторная работа 2

«Строение корня проростка»


Лабораторная работа №2

§7, воп.1-5



8.

Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа 3

«Строение вегетативных и генеративных почек»



Лабораторная работа №3

§8,

воп.1-5



9.

Лист, его строение и значение



текущий

§9, воп.1-5, знать термины.



10.

Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа 4

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»



Лабораторная работа №4

§10, воп.1-5



11.

Цветок, его строение и значение



текущий

§11, воп.2,4 задание № 5 (сообщение)



12.

Плод. Разнообразие и значение плодов



текущий

§12, воп.1-4, 5 (сообщение)



13.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»



тест

вопросы и задания с. 73-75



14.

Основные процессы жизнедеятельности растений

Минеральное питание растений и значение воды. Лабораторная работа № 5 «Передвижение воды и минеральных веществ в растении»

7

Лабораторная работа №5


§13, воп.1-4



15.

Воздушное питание растений — фотосинтез



текущий

§14, воп.1-4



16.

Дыхание и обмен веществ у растений



текущий

§15

воп.1-5



17.

Размножение и оплодотворение у растений



текущий

§16, воп.1-5



18.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа 6 «Черенкование комнатных растений»



Лабораторная работа №6

§17, воп.1-4



19.

Рост и развитие растений.


текущий

§18, воп.1-5



20.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»


тест

вопросы и задания с. 103-105



21.

Многообразие и развитие растительного мира

Систематика растений, её значение для ботаники


11

текущий

§19, воп.1-4



22.

Водоросли, их многообразие в природе. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения водорослей»



текущий

§20, воп.1-4



23.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа 8 «Изучение внешнего строения моховидных растений»



текущий

§21, воп.1-4 сообщение о значении водорослей



24.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Лабораторная работа № 9 «Изучение строения папоротников»


текущий

§22, вопросы 1-5,сообщения о древовидных папоротниках.



25.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 10 «Изучение строения голосеменных»


текущий

§23, воп.1-5 сообщение о многообразии и значении хвойных растений.



26.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 11 «Изучение строения покрытосеменных»


текущий

§24, воп.1-4




27.

Семейства класса Двудольные




текущий

§25, воп.1-4 подготовка проектов «Представители класса Двудольные»



28.

Семейства класса Однодольные



тест

§26, воп.1-5 подготовка проектов «Представители класса Однодольные».



29.

Историческое развитие растительного мира



текущий

§27, воп.1-5



30.

Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.




текущий

§28, 29 воп.1-5



31.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»


текущий

вопросы и задания с. 160-162



32.

Природные сообщества

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме


3

текущий

§30, воп.1-5



33.

Совместная жизнь организмов
в природном сообществе. Смена природных сообществ и её причины.


Экскурсия

«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»

§31, 32 воп.1-5 подготовка к итоговому тестированию



34.

Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации


итоговый тест

задание на лето с.178-179



Итого: 34 ч.