ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам в соответствии ФГОС ООО и на основании Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Юровская СОШ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Биология":
Личностные результаты:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле
Метапредметные результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
–объяснять строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
–проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета "Биология 6 класс" используется УМК:
Учебник: Биология 6 класс / И.Н Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. - М.: "Вентана-Графа"/Учебник, 2019 г.
Рабочая тетрадь: Биология. 6 класс / О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова. - М.: "Вентана-Графа"/Учебник, 2018 г.
Методическое пособие: Биология. 6 класс / И.Н Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. - М.: "Вентана-Графа"/Учебник, 2018 г.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной рабочей программе к линии УМК (Концентрическая структура) по биологии 5-9 класс: И.Н. Пономарёва, изд. "Вентана-Граф", М. 2017 г., но имеет незначительные изменения в связи с особенностями развития учащихся данного класса.
Тема. | Кол–во часов по программе. | Кол–во часов в рабочей программе. | Причина изменения. |
Наука о растениях – ботаника | 4 | 5 | Использование резервного времени для лучшего усвоения материала. |
Органы растений | 7 | 8 |
Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 | 7 |
Многообразие и развитие растительного мира | 9 | 11 |
Природные сообщества | 5 | 3 |
Изменения, внесенные в программу.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Содержание учебного предмета
Наука о растениях – ботаника (5 ч)
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Органы растений (8 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Лабораторная работа № 1«Изучение строения семени фасоли».
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Лабораторная работа№ 2«Строение корня проростка».
Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Лабораторная работа № 3«Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Лабораторная работа № 5 «Передвижение воды и минеральных солей»
Лабораторная работа № 6 «Черенкование комнатных растений».
Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторная работа № 7 «Изучение строения водорослей»
Лабораторная работа № 8 «Изучение строения мхов (на местных видах)».
Лабораторная работа № 9 «Изучение строения папоротника (хвоща)».
Лабораторная работа № 10 «Изучение строения голосеменных растений».
Лабораторная работа № 11 «Изучение строения покрытосеменных растений».
Природные сообщества (3 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Экскурсия
«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов | Вид контроля | Домашнее задание | Дата |
План. | Факт. |
1. | Наука о растениях – ботаника Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений | 5 | текущий | §1 воп.1-5 Подготовится к вводному контролю | | |
2. | Многообразие жизненных форм растений | | текущий | §2 воп. 1-5 | | |
3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки | | текущий | §3, воп.1-4, выучить строение и значение основных частей клетки | | |
4. | Ткани растений. | | текущий | §4 воп.1-5 Выучить строение и функции тканей растений | | |
5. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника» | | тест | вопросы и задания с. 26-27 | | |
6. | Органы растений Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли» | 8 | Лабораторная работа №1 | §5,6 воп.1-5. Поствить опыт по прораста-нию се-мян | | |
7. | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка» | | Лабораторная работа №2 | §7, воп.1-5 | | |
8. | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | | Лабораторная работа №3 | §8, воп.1-5 | | |
9. | Лист, его строение и значение | | текущий | §9, воп.1-5, знать термины. | | |
10. | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | | Лабораторная работа №4 | §10, воп.1-5 | | |
11. | Цветок, его строение и значение | | текущий | §11, воп.2,4 задание № 5 (сообщение) | | |
12. | Плод. Разнообразие и значение плодов | | текущий | §12, воп.1-4, 5 (сообщение) | | |
13. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» | | тест | вопросы и задания с. 73-75 | | |
14. | Основные процессы жизнедеятельности растений Минеральное питание растений и значение воды. Лабораторная работа № 5 «Передвижение воды и минеральных веществ в растении» | 7 | Лабораторная работа №5 | §13, воп.1-4 | | |
15. | Воздушное питание растений — фотосинтез | | текущий | §14, воп.1-4 | | |
16. | Дыхание и обмен веществ у растений | | текущий | §15 воп.1-5 | | |
17. | Размножение и оплодотворение у растений | | текущий | §16, воп.1-5 | | |
18. | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 6 «Черенкование комнатных растений» | | Лабораторная работа №6 | §17, воп.1-4 | | |
19. | Рост и развитие растений. | | текущий | §18, воп.1-5 | | |
20. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» | | тест | вопросы и задания с. 103-105 | | |
21. | Многообразие и развитие растительного мира Систематика растений, её значение для ботаники | 11 | текущий | §19, воп.1-4 | | |
22. | Водоросли, их многообразие в природе. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения водорослей» | | текущий | §20, воп.1-4 | | |
23. | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | | текущий | §21, воп.1-4 сообщение о значении водорослей | | |
24. | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Лабораторная работа № 9 «Изучение строения папоротников» | | текущий | §22, вопросы 1-5,сообщения о древовидных папоротниках. | | |
25. | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 10 «Изучение строения голосеменных» | | текущий | §23, воп.1-5 сообщение о многообразии и значении хвойных растений. | | |
26. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 11 «Изучение строения покрытосеменных» | | текущий | §24, воп.1-4 | | |
27. | Семейства класса Двудольные | | текущий | §25, воп.1-4 подготовка проектов «Представители класса Двудольные» | | |
28. | Семейства класса Однодольные | | тест | §26, воп.1-5 подготовка проектов «Представители класса Однодольные». | | |
29. | Историческое развитие растительного мира | | текущий | §27, воп.1-5 | | |
30. | Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. | | текущий | §28, 29 воп.1-5 | | |
31. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | | текущий | вопросы и задания с. 160-162 | | |
32. | Природные сообщества Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме | 3 | текущий | §30, воп.1-5 | | |
33. | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и её причины. | | Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)» | §31, 32 воп.1-5 подготовка к итоговому тестированию | | |
34. | Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации | | итоговый тест | задание на лето с.178-179 | | |
Итого: 34 ч. |