Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1 сл.Большая Мартыновка
Утверждаю:
Директор МБОУ – СОШ № 1
сл. Большая Мартыновка
И.В.Реуцкова
Приказ от 2022 г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Уровень общего образования: основное общее,
6 «А», «Б», «В», «Г» класс.
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов в год: 32 часа.
Учитель: Бакаева Ирина Анатольевна.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и науки Российской Федерации, рабочей программы авторов: В. В. Пасечника, С. В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З. Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 – 9 классы) и примерной программы по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы). «Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №1 сл.Большая Мартыновка».
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основеФедерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и науки Российской Федерации, рабочей программы авторов: В. В. Пасечника, С. В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З. Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 – 9 классы) и примерной программы по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы). «Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №1 сл.Б.Мартыновка».
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
● формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; овладение понятийным аппаратом биологии;
● приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов: наблюдения за живыми объектами, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов;
● формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания;
● овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разных формах (в виде таблицы, текста, схем, фотографий и т.д.);
● создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.
2 Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Биология» на ступени основного общего образования в 6 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ – СОШ №1 сл.Б.Мартыновка на 2022 - 2023 учебный год, количество часов в неделю 1 час, количество часов в год 32 часа.
3. Содержание учебного предмета
Жизнедеятельность организмов (17часов)
Обмен веществ и превращение энергии 1 час
Обмен веществ- главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмом.
Почвенное питание 1 час
Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Лабораторный опыт «Поглощение воды корнем»
Удобрение 1 час
Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды.
Фотосинтез. Значение фотосинтеза 2 часа
Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.
Питание бактерий и грибов 3 часа
Питание бактерий. Разнообразие способов питания.
Питание грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты.
Симбиоз у бактерий и грибов.
Гетеротрофное питание 2 часа
Гетеротрофный тип питания. Пища как основной строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения.
Дыхание растений и животных 2 часа
Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных.
Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Лабораторный опыт «Выделение углекислого газа при дыхании».
Передвижение веществ у растений 1 час
Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.
Лабораторный опыт «Передвижение веществ по побегу растения». Значение органических веществ в органах растения, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от поражений.
Передвижение веществ у животных 1 час
Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее состав, функции и ее значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами.
Выделение у растений и у животных 2 часа
Выделение- процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад.
Удаление продуктов обмена веществ из животного организма через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.
Контрольная работа №1: «Жизнедеятельность организмов» 1час
Размножение, рост и развитие организмов (7 ч)
Размножение организмов, его значение 1 час
Размножение, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.
Лабораторная работа №1 «Вегетативное размножение комнатных растений»
Половое размножение 2 часа
Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок-орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства в эволюции органического мира.
Рост и развитие – свойства живых организмов 3 часа
Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Лабораторный опыт «Определение возраста растений по спилу». Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений.
Развитие животных с превращениями без превращения.
Влияние вредных привычек на развитие человека.
Регуляция жизнедеятельности организмов (8 ч)
Раздражимость – свойство живых организмов 1 час
Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов.
Гуморальная регуляция 1 час
Гуморальная регуляция. Гормоны. Биологически активные вещества. Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов.
Нейрогуморальная регуляция 2 часа
Нервная регуляция. Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс- основа нервной регуляции.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Лабораторная работа №2 «Изучение реакцииаквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов»
Поведение 1 час
Поведение. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы.
Приобретенное поведение. Условные рефлексы.
Поведение человека. Высшая нервная деятельность.
Движение организмов 1 час
Движение - свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов.
Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов.
Организм – единое целое 2 часа
Организм- единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности.
Контроль - обобщающий урок.
Контрольная работа №3 по темам «Регуляция жизнедеятельности организмов. Поведение. Движение»
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и УУД, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, методами и приемами.
Учащиеся должны знать:
● характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
● применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
● владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи;
● ориентировать в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Должны уметь:
● соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
● использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений, выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
● выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
● осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
● ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
● находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
● выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержательные линии программы | Планируемые результаты. Требования ФГОС | |
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Живые организмы | • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. | Выпускник получит возможность научиться: • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. |
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема раздела, урока | Содержание урока | Деятельность обучающихся |
Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (17часов) |
1 | 05.09 | | Обмен веществ - главный признак жизни | Процессы жизнедеятельности организмов. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмом. §23 | Выделять существенные признаки обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство и единство органического мира. |
2 | 12.09 | | Почвенное питание растений. Удобрения. | Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Лабораторный опыт «Поглощение воды корнем» § 24, с.93 «Моя лаборатория» Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Меры охраны природной среды. § 25, вопросы 1-4 с.95 | Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснить роль питания в процессах обмена веществ. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять результаты. Объяснять необходимость пополнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводить аргументацию необходимости защиты окружающей среды. |
3 | 19.09 | | Всероссийская проверочная работа. | | |
4 | 26.09 | | Фотосинтез. | Фотосинтез Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом. § 26, с.86 | Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза. |
5 | 03.10 | | Значение фотосинтеза. | Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха. § 26, с.96-97, с.98- 99 «Моя лаборатория» | Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости охраны воздуха от загрязнений. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в идее презентаций и сообщений. |
6 | 10.10 | | Питание бактерий. | Питание бактерий. Способы питания бактерий. § 27, с.100 | Определять особенности питания бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. |
7 | 17.10 | | Питание грибов. | Грибы сапрофиты и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов. § 27, с.100-101 | Определять особенности питания грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. |
8 | 24.10 | | Симбиоз бактерий и грибов | Симбиоз у бактерий и грибов. Особенности питания грибов. Грибы-сапротрофы, паразиты и симбионты. Роль грибов в природе. § 27, с.102-103 | Называть и описывать способы питания бактерий и грибов. Объяснять роль вприроде бактерий и грибов как разрушителей органического вещества Обосновывать биосферное значение цианобактерий, бактерий- азотфиксаторов, раскрывать роль |
9 | 07.11 | | Питание животных | Роль питания и жизнедеятельности клетки и организма. Гетеротрофный тип питания. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения. §28 | Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными, плотоядными и всеядными животными. Различать животных по способам добывания пищи |
10 | 14.11 | | Питание животных. Хищные растения | Гетеротрофное питание. Питание животных. Способы добычи пищи животными. Растительноядные животные. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения. §28, с. 106-107 | Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными. Определять особенности питания и способы добывания пищи плотоядными и всеядными животными, хищными растениями. Различать животных по способу добывания пищи. |
11 | 21.11 | | Дыхание, его роль в жизни организмов. Дыхание у растений | Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании и хранении растений. §29, с.110-111 «Моя лаборатория». | Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в обмене веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять сходство и различия в процессах дыхания у растений и животных. Применять знания о дыхании в процессе выращивания растений и хранения урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. |
12 | 28.11 | | Дыхание у животных | Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. §29, с. 109 | Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в обмене веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять роль дыхания в жизни организмов. |
13 | 05.12 | | Передвижение веществ у растений | Передвижение веществ у растений. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ. Запасание веществ. Защита растений от повреждений. §30, с. 114-115 «Моя лаборатория»» | Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснять значение проводящей функции стебля.. Объяснять особенности передвижения воды, минеральных, органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. |
14 | 12.12 | | Контрольная работа №1 «Обмен веществ. Фотосинтез. Питание живых организмов» | Роль питания, дыхания, транспорта веществ. | Обосновывать участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений |
15 | 19.12 | | Передвижение веществ у животных | Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ. §31, вопросы с. 117 | Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных. Определять особенности передвижения веществ в жизни организмов. |
16 | 26.12 | | Выделение у растений. Листопад | Образование конечных продуктов обмена веществ. Выделение из организма продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. Листопад. §32, с.118-120 | Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов |
17 | 09.01 | | Выделение у животных | Удаление продуктов обмена веществ у животного через жабры, кожу. Лёгкие, почки. Особенности. §32, с. 120-121, повторить § 23-32 | Определять существенные признаки выделения у животных. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ у животных. Определять значение выделения в жизни животных. |
Размножение, рост и развитие организмов (7 ч) |
18 | 16.01 | | Размножение организмов. Значение размножения. Лабораторная работа №1 «Вегетативное размножение комнатных растений» | Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Способы размножения. Бесполое размножение растений и животных. §33, с.126-127 «Моя лаборатория» | Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты. |
19 | 23.01 | | Половое размножение | Особенности полового размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений. Его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. §34, вопросы с. 129 | Характеризовать особенности полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. |
20 | 30.01 | | Влияние вредных привычек на развитие человека | Вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков. Формирование здорового образажизни. Элементы здорового образа жизни. с. 130-131 | Обосновывать негативное влияниевредных привычек на развитие организма. Объяснять опасность вредных привычек Понимать ценности здорового и безопасного образа жизни |
21 | 06.02 | | Рост и развитие организмов | Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Особенности роста растений. Лабораторный опыт «Определение возраста растений по спилу». §35, задание 1-2, с. 133 | Объяснять особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов |
22 | 13.02 | | Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений | Агротехнические приѐмы, ускоряющие рост растений. с. 134 | Проводить биологические исследования и объяснять их результаты |
23 | 20.02 | | Развитие животных с превращением и без превращения | Рост и развитие – свойства живых организмов. Циклы развития насекомых. с.135, повтор. §33- 35 | Объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения |
24 | 27.02 | | Развитие животных с превращением и без превращения | Рост и развитие – свойства живых организмов. Циклы развития насекомых. с.135, повтор. §33- 35 | Объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения |
Регуляция жизнедеятельности организмов (8 ч) |
25 | 06.03 | | Раздражимость – свойство живых организмов. Биоритмы в жизни организмов | Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Регуляция у растений. Биоритмы в жизни организмов. Фотопериодизм. §36, вопросы с.139-141 | Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений животных на изменения в окружающей среде. |
26 | 13.03 | | Гуморальная регуляция | Биологические вещества – гормоны. Гормональная и гуморальная регуляция. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции. §37, вопросы с. 143 | Характеризовать особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. |
27 | 27.03 | | Нервная регуляция. Общее представление о нервной системе. Рефлекс – основа нервной регуляции | Нервная система. Общее представление о нервной системе.Нейрон – структурная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции. §38, с.144 | Объяснять особенности нервной регуляции процессовжизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы |
28 | 03.04 | | Нейрогуморальная регуляция. Лабораторная работа № 2 «Изучение аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов » | Общее представление о нервной системе. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция. с. 146-147 | Характеризовать роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности у животных. Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у многоклеточных животных. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме. |
29 | 10.04 | | Поведение организмов | Поведение, двигательная активность у растений. Виды поведения животных. § 39, вопросы 1-3 с. 149 | Объяснять значение поведения в жизни организмов. Наблюдать и описывать поведение животных. |
30 | 17.04 | | Движение – свойство живых организмов. Передвижение многоклеточных животных | Движение – свойства живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Движение у растений. Передвижения животных. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. § 40 | Наблюдать и описывать движение организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения животных. Описывать способы передвижения многоклеточных организмов Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения многоклеточных организмов Описывать способы передвижения многоклеточных организмов Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения многоклеточных организмов |
31 | 24.04 | | Организм – единое целое. | Целостность организма. Взаимосвязь клеток. Тканей, органов в многоклеточном организме. § 41 | Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями. |
32 | 15.05 | | Контроль - обобщающий урок. Контрольная работа №2 по темам «Регуляция жизнедеятельности организмов. Поведение. Движение» | Подведение итогов за год. | Объяснять взаимосвязь организмов в природе. Обсуждать планы выполнения летних заданий. |
Согласовано: Согласовано: Согласовано:
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Протокол заседания методического
совета
__________ Ю.В. Захарова __________ Е.П. Басюк МБОУ – СОШ № 1
_____августа 2022 года _____августа 2022 года сл.Большая Мартыновка
от_______2022г №________
_____________ Е.П. Басюк
Контрольно - измерительные материалы
Контрольная работа №1
«Обмен веществ. Фотосинтез. Питание живых организмов»
1 Вариант
I. Ответить на вопросы
1. Чем отличается питание растений от питания грибов и животных?
2. Какие виды удобрений вы знаете?
3. Как сказывается недостаток азотных, фосфорных и калийных солей на росте и развитии растений?
4. Почему у растений, растущих рядом с цементным заводом, фотосинтез идет менее интенсивно?
5.В чем особенность питания грибов?
6. В чем состоит значение дыхания?
II Дать определение:
-
Гетеротрофное питание
-
Фотосинтез
-
Хлоропласты
-
Пищеварение
-
Сосуды
2 Вариант
I. Ответить на вопросы
1. Как живые организмы используют энергию?
2. Зачем нужно вносить в почву удобрения?
3. Как надо применять удобрения, чтобы не допустить загрязнения ими близлежащих водоемов?
4. Что общего в питании большинства бактерий и грибов?
5. Чем бактерии и грибы – сапротрофы отличаются от бактерий и грибов – паразитов?
6. Какие органы дыхания животных вы знаете?
II Дать определение:
1. Обмен веществ
2. Автотрофное питание
3. Хлорофилл
4. Дыхание
5. Ситовидные трубки
Контрольная работа №2 «Размножение, рост и развитие организмов»
1 вариант
-
Дать определение: размножение, рост, метаморфоз
-
Каковы особенности бесполого размножения?
-
Почему многие растения размножаются преимущественно бесполым способом?
-
Как происходит половое размножение у цветковых растений?
-
Какова роль животных и человека в распространении семян?
-
Опишите развитие с полным превращением (примеры)
2 вариант
-
Дать определение:оплодотворение,индивидуальное развитие¸имаго.
-
Каково биологическое значение полового размножения организмов?
-
Чем бесполое размножение отличается от полового?
-
Почему многие культурные растения размножают вегетативно?
-
Почему при половом размножении потомство оказывается разнообразным?
-
Опишите развитие с неполным превращением (примеры)
Контрольная работа №3 по темам «Регуляция жизнедеятельности организмов. Поведение. Движение»
1 вариант
1.Дать определение: раздражимость, нейрогуморальная регуляция, поведение.
2. Как реагируют растения и животные на смену дня и ночи, времен года?
3. Какова роль гормонов в жизнедеятельности организмов?
4. Какое строение имеет нейрон?
5. Каково значение поведения в жизни организмов?
2 вариант
1.Дать определение:рефлекс,нервная регуляция,гуморальная регуляция.
2. Что такое фотопериодизм и какова его роль в жизнедеятельности растений и животных?
3. Почему организмы высокоорганизованных животных (зверей, птиц) функционируют как единое целое?
4. Назовите животных с наиболее развитой нервной системой?
5. Каково значение движения в жизни растений?