Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Булгаковская основная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Биология»
6 класс
Разработана учителем биологии
Федоненковой Еленой Ивановной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 6 класса основной общеобразовательной школы в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» Авторы Н.И. Сонина, А.А. Плешаков. – М.: «Дрофа», 2013.
Предмет «Биология» входит в образовательную область «Естественно-научные предметы».
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объёме: в 6 классе — 35 ч.
На изучение предмета в 6 классе отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта под редакцией А. А. Плешакова, Н. И. Сонина
Планируемые результаты:
В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
Понимать смысл биологических терминов;
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Знать
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Строение живых организмов (9 ч)
Тема 1.1. Клетка – живая система (1 ч)
Лабораторные и практические работы. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Тема 1.2. Деление клеток (1 ч)
Тема 1.3. Ткани растений и животных (2 ч)
Лабораторные и практические работы. Ткани живых организмов.
Тема 1.4. Органы цветковых растений (3 ч)
Лабораторные и практические работы. Распознание органов у растений и животных.
Тема 1.5. Органы и система органов животных (1 ч)
Лабораторные и практические работы. Распознание органов у растений и животных.
Тема 1.6. Что мы узнали о строении живых организмов (1 ч)
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (24 ч)
Тема 2.1. Питание и пищеварение (З ч)
Тема 2.2. Дыхание (2 ч)
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 ч)
Лабораторные и практические работы. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 2.4. Выделение (2 ч).
Тема 2.5. Опорные системы (2 ч).
Лабораторные и практические работы. Разнообразие опорных систем животных.
Тема 2.6. Движение (2 ч).
Лабораторные и практические работы. Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)
Тема 2.8. Размножение (3 ч)
Лабораторные и практические работы. Вегетативное размножение комнатных растений. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
Тема 2.9. Рост и развитие (3 ч)
Лабораторные и практические работы. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
Тема 2.10. Организм как единое целое (1 ч)
Тема 2.11. Что мы узнали о жизнедеятельности организмов (1 ч)
Резервное время (2 ч)
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название темы урока | Лабораторные и практические работы | Дата | Коррект. даты |
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Входной контроль | Тестирование | 02.09. | |
Раздел 1. Строение живых организмов (9 ч.) |
Клетка – живая система (1 ч) |
2 | Строение растительной и животной клетки. | Л\р.№1 «Строение клеток живых организмов». | 08.09. | |
Деление клеток (1 ч) |
3 | Деление клетки. Митоз. Мейоз и их биологическое значение. | Тестирование | 15.09. | |
Ткани растений и животных (2 ч) |
4 | Ткани растений. | Л\р. №2 «Ткани живых организмов» | 22.09. | |
5 | Ткани животных | | 29.09. | |
Органы цветковых растений (3 ч) |
6 | Органы цветкового растения. Корень. Побег. | | 06.10. | |
7 | Стебель. Передвижение веществ по стеблю. | Тестирование | 13.10. | |
8 | Лист. Цветок. Плоды. | Л/ р №3 «Распознавание органов у растений» | 20.10. | |
Органы и системы органов животных (1 ч) |
9 | Органы и системы органов животных. | Л/ р №4 «Распознавание органов у животных» | 27.10. | |
10 | Обобщающий урок «Что мы узнали о строении живых организмов». Тестирование | Тестирование | 10.11. | |
Раздел 2. Жизнедеятельность организма (24 ч) |
Питание и пищеварение (3 ч) |
11 | Питание. Особенности питания растительного организма. Урок – презентация «Фотосинтез». | | 17.11. | |
12 | Особенности питания животных. | | 24.11. | |
13 | Пищеварение и его значение. | Тестирование | |
Дыхание (2 ч) |
14 | Дыхание растений. | | 01.12. | |
15 | Дыхание животных. | | 08.12. | |
Передвижение веществ и энергии (2 ч) |
16 | Передвижение веществ в растительном организме. | Л\р. №5 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | 15.12. | |
17 | Передвижение органически веществ в животном организме. | Тестирование | 22.12. | |
Выделение (2 ч) |
18 | Выделение у растений, грибов и животных. | | 12.01. | |
19 | Обмен веществ у растений и животных | Тестирование | 19.01. | |
Опорные системы (2 ч) |
20 | Опорные системы животных. | Л\р. №6 «Разнообразие опорных систем». | 26.01. | |
21 | Опорные системы растений. | Тестирование | 02.02. | |
Движение (2 ч) |
22 | Движение как важнейшее свойство живых организмов. | Л\р. №7 «Движение инфузории туфельки». | 09.02. | |
23 | Движение многоклеточных животных. | Л\р. №8 «Особенности передвижения дождевого червя | 16.02. | |
Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч) |
24 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость | | 02.03. | |
25 | Нервная система. Рефлекс, инстинкт | | 09.03. | |
26 | Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений | Тестирование | 16.03. | |
Размножение (3 ч) |
27 | Размножение и его виды. Бесполое размножение. | Л/р № 9 «Определение всхожести семян» | 23.03. | |
28 | Половое размножение животных | | 06.04. | |
29 | Половое размножение растений. | Тестирование | 13.04. | |
Рост и развитие (3 ч) |
30 | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие | | 20.04. | |
31 | Рост и развитие растений | | 27.04. | |
32 | Рост и развитие животных организмов. | Тестирование | 04.05. | |
Организм как единое целое (1 ч) |
33 | Организм как единое целое | Тестирование | 11.05. | |
34 | Обобщающий урок «Что мы узнали о жизнедеятельности организмов». Тестирование | Тестирование | 18.05. | |
35 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса | Тестирование | 25.05. | |