АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
(АОУ ШКОЛА № 16)
| |
«СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла от __________ № __ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» и.о. Директора школы _________________ Алексеева В.В. «___»____________ 2017 г. | | «СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла от __________ № __ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» и.о. Директора школы _________________ Алексеева В.В. «___»____________ 2017 г. | | «СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла от __________ № __ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» и.о. Директора школы _________________ Алексеева В.В. «___»____________ 2017 г. | |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по биологии
6а, 6б, 6в классы
Составитель: Реснянская Ирина Петровна
учитель биологии
2017 год
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) АОУ школа №16 и на основе УМК по биологии И. Н. Пономаревой – учебник И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2016.
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени.
Планируются следующие типы работы на уроке:
ответы на уроке;
лабораторные работы;
контрольная работа;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения биологии в 6 классе обучающиеся научатся:
- понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение
- уметь объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
К концу обучения в 6 классе обучающиеся получат возможность научиться:
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. 1 час.
Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.
Наука о расте6ниях – ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений. Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема).
Общее знакомство с растениями. 3 часа.
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Клеточное строение растений. 2 часа.
Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука.
Особенности строение мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл. Поступлении веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Ткань. Виды тканей.
Органы цветковых растений. 10 часов.
Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.
Значение семян для растений как орган его размножения и распространения. Виды корней. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень. Зоны корня. Побег – сложный орган. Строение побега: стебель. Лист, почки. Строение почки. Виды почек. Функции листа. Простые и сложные листья. Жилкование. Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Строение цветка. Соцветия. Функции плода. Виды плодов.
Основные процессы жизнедеятельности растений. 7 часов.
Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты. Фосфор. Калий. Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты. Значение дыхания. Размножение растений: половое и бесполое.
Основные отделы царства растений. 6 часов.
Основные признаки водорослей, мхов, папоротников. Голосеменные и покрытосеменные растения. Двудольные и однодольные растения. Многообразие покрытосеменных г. Долгопрудного
Историческое развитие и многообразие растительного мира. 1 час. Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования. Центры происхождения культурных растений.
Бактерии. 1час.
Строение бактериальной клетки, значение бактерий.
Грибы и лишайники. 2часа.
Признаки царства Грибы. Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение.
Природные сообщества. 1час.
Фитоценоз. Естественные природные сообщества. Роль растений в круговороте веществ.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения программы |
По плану | Фактически |
| Введение | 1 | | |
1. | Предмет и задачи биологии. Наука о растениях – ботаника | | 04.09-08.09 | |
| Общее знакомство с растениями | 3 | | |
2. | Мир растений. | | 11.09-15.09 | |
3. | Разнообразие растений. Признаки и органы растений. Высшие и низшие растения. Лабораторная работа № 1. Знакомство с внешним строением цветкового растения | | 18.09-22.09 | |
4. | Условия жизни растений. | | 25.09-29.09 | |
| Клеточное строение растений | 3 | | |
5. | Особенности строения растительной клетки. Лабораторная работа № 2. Знакомство с клетками растения. | | 02.10-06.10 | |
6. | Жизнедеятельность клетки. | | 09.10-13.10 | |
| Органы цветковых растений | 10 | | |
7. | Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Лабораторная работа № 3. Изучение строения семени двудольных растений. | | 16.10-20.10 | |
8. | Условия прорастания семян. | | 23.10-27.10 | |
9. | Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. | | 07.11-10.11 | |
10. | Побег. Строение и значение побега. Лабораторная работа № 4. Строение вегетативных и генеративных почек. | | 13.11-17.11 | |
11. | Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растения. | | 20.11-24.11 | |
12. | Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение. | | 27.11-01.12 | |
13. | Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 5. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы. | | 04.12-08.12 | |
14. | Цветок - генеративный орган, его строение и значение. | | 11.12-15.12 | |
15. | Плод. Разнообразие и значение плодов. | | 18.12-22.12 | |
16. | Контрольная работа № 1 по теме «Органы цветковых растений». | | 25.12-12.01 | |
| Основные процессы жизнедеятельности | 7 | | |
17. | Минеральное (почвенное) питание растений. | | 15.01-19.01 | |
18. | Воздушное питание растений – фотосинтез. | | 22.01-26.01 | |
19. | Дыхание и обмен веществ у растений. | | 29.01-02.02 | |
20. | Значение воды в жизнедеятельности растений. | | 05.02-09.02 | |
21. | Размножение и оплодотворение растений. | | 12.02-16.02 | |
22. | Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторная работа № 6. Черенкование комнатных растений. | | 19.02-22.02 | |
23. | Рост и развитие растительного организма. Зимние явления в жизни растений г. Долгопрудного | | 26.02-02.03 | |
| Основные отделы царства растений | 6 | | |
24. | Понятие о систематике растений. | | 05.03-07.03 | |
25. | Подцарство Водоросли и их значение. Проектная работа. | | 12.03-16.03 | |
26. | Отдел Моховидные. Плауны. Хвощи. | | 19.03-23.03 | |
27. | Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика | | 02.04-06.04 | |
28. | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и многообразие как семенных растений Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение голосеменных» | | 09.04-13.04 | |
29. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и многообразие покрытосеменных. Многообразие покрытосеменных г. Долгопрудного | | 16.04-20.04 | |
| Историческое развитие растительного мира на Земле | 1 | | |
30. | Многообразие и происхождение культурных растений. | | 23.04-27.04 | |
| Царства Бактерии | 1 | | |
31. | Бактерии. Общая характеристика, строение. Значение бактерий в природе и в жизни человека. | | 30.04-04.05 | |
| Царство Грибы. Лишайники | 2 2 | | |
32. | Царство Грибы. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 8 Изучение строения плесневых грибов . | | 07.05-11.05 | |
33 | Контрольная работа № 2 по теме «Обзор систематических групп растений». | | 14.05-18.05 | |
| Природные сообщества | 1 | | |
34. | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. | | 21.05-25.05 | |
2