СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал изложен доступно для понимания детей

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6кл»

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Тема 1. Общая характеристика живых организмов (4 часа)

Предметные результаты


Учащиеся должны знать:


—  признаки, свойственные всем живым организмам;

—  что лежит в основе строения всех живых организмов;


—  основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных.


Учащиеся должны уметь:


—  называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;


—  распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;


—  сравнивать строение растительной и животной клетки;

—  приводить примеры безъядерных и ядерных организмов.


Тема 2. Многообразие живых организмов (7 часов)

Предметные результаты


Учащиеся должны знать:


—  основные единицы систематики растений и животных; —  царства живой природы;


—  отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;


—  основные методы изучения природы. Учащиеся должны уметь:


—  сравнивать систематику растений и животных;

—  давать общую характеристику основных царств живой природы;


—  приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения.


Тема 3. Основные жизненные функции организмов (11 часов)

Предметные результаты


Учащиеся должны знать:


—  суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;


—  органы и системы, составляющие организмы растений и животных.


Учащиеся должны уметь:


—  определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;


—  объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;


—  обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

—  сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;


—  наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;


—  фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;


—  соблюдать правила поведения в кабинете биологии.


Тема 4. Организмы и окружающая среда (5 часов)


Предметные результаты


Учащиеся должны знать:


—  влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;


—  основные среды обитания живых организмов; —  основные типы природных сообществ;


—  почему необходимо охранять местообитания животных и растений.

Учащиеся должны уметь:


—  приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;


—  объяснять значение ярусности экосистем; —  называть природные сообщества, типичные для родного края; —  приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека; —  приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.



Метапредметные результаты


Учащиеся должны уметь:


—  организовывать свою учебную деятельность;

—  планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);


—  составлять план работы;


—  участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

—  выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя


—  осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;


—  работать с текстом параграфа и его компонентами;

—  составлять план ответа;

—  составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;


—  работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе;


—  оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.


Личностные результаты


—  Соблюдение правил поведения в природе;

—  осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;


—  развитие эстетического восприятия живой природы;


—  формирование ответственного отношения к учению, труду;

—  формирование познавательного интереса к изучению предмета;

—  развитие навыков обучения;

—  формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;


—  формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;


—  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.




















2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Введение 1час

Тема 1. Общая характеристика живых организмов (4 часа)


Основные свойства живых организмов: обмен веществ и


энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.


Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.


Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.


Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.


Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма.

Системы надземных и подземных органов растений.


Демонстрация


Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.


Лабораторные и практические работы


Признаки живых организмов.


Химический состав растительных организмов. Строение растительной клетки*.


Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.


Ткани животных организмов.


Чечевички — образования покровной ткани.



Тема 2. Многообразие живых организмов (7 часов)


Систематика живых организмов. Систематика — наука о


многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.


Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.


Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.


Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.


Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.


Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.


Демонстрация


Представители разных царств живой природы.


Лабораторные и практические работы


Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.

Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам.


Строение бактерий на примере сенной палочки. Разнообразие корневых систем цветковых растений. Особенности строения цветковых и споровых растений. Строение цветка.


Клубень — видоизмененный побег.


Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.



Тема 3. Основные жизненные функции организмов (11 часов)


Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.


Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.

Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.


Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.


Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.


Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.


Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.


Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.


Организм как единое целое. Растение — целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.


Демонстрация


Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.


Лабораторные и практические работы


Питание комнатных растений.


Изучение роли воздуха в прорастании семян. Чечевички и их роль в дыхании растений. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.


Передвижение растворов органических веществ по стеблю. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях. Дыхание семян как доказательство обмена веществ. Передвижение дождевого червя.


Вегетативное размножение растений.


Искусственное опыление сенполии (узумбарской фиалки). Образование и рост корней.


Тема 4. Организмы и окружающая среда (5 часов)

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: назем-но-воздушная, водная, почвенная, организменная.

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ.Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.


Демонстрация


Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. Наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Резерв 7 часов ( распределить на 2 контрольные и 5 на практику)

Темы проектных и исследовательских работ для 6 класса


1.  Организация «живого уголка» в классной комнате (выяснение необходимых условий, ограничений, выбор животных и растений, распределение обязанностей по уходу за ними и т.д.).


2.  Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т.д.) по результатам собственного опыта.


3.  Подготовка и проведение экскурсий по «живому уголку» для младших школьников.


4.  Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).


5.  Сравнительное исследование требований к температурному режиму при содержании в неволе теплокровных и холоднокровных животных.


6.  Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений.


7.  Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений.


8.  Выявление особенностей питания разных животных (на примере домашних животных или обитателей живого уголка в школе).


9.  Исследование «Кто живет в почве?» 10. Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды: «Как отдохнуть в лесу (на лугу, около реки) и не навредить природе», «Моя помощь зимующим птицам», «Природное сообщество родного края» и др.


Название раздела

Количество часов


1

Введение

1


2

Общая характеристика живых организмов

6

3

Многообразие живых организмов

10

3

Основные жизненные функции организмов

12

4

Организмы и окружающая среда

6

Итого: 35







































3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,

в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тематическое планирование по биологии для 6 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО

создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

  1. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  2. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  3. к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;



N

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата проведения

по плану

факт.







1

ВВЕДЕНИЕ 1час


Введение

1








ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 6час




2

Входной контроль.

Чем живое отличается от неживого

Практическая работа №1: Признаки живых организмов

1



3

Химический состав живого организма

Практическая работа№2: Химический состав растительных организмов

1



4

Клетка-основа жизни.

Практическая работа №3: Строение растительной клетки

1



5

Ткани, органы, системы органов у растений.

Практическая работа№4: Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии

Практическая работа №5:Чечевички-образования покровной ткани

1



6

Ткани, органы, системы органов у животных.

Практическая работа №6: Ткани животных организмов

1



7

Обобщающий урок по теме: «Общая характеристика живых организмов»



1



ТЕМА 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 10час


8

Систематика живых организмов.

Практическая работа №7: Определение систематической принадлежности видов растительного и животного мира.

1



9

Основные царства живой природы

1




10

Бактерии.

Практическая работа №8 Строение бактерий на примере сенной палочки

1



11

Растения.

Практическая работа №9 Разнообразие корневых систем цветочных растений. Практическая работа №10:Строение цветка.

Практическая работа №11:Клубень – видоизмененный побег.\

1



12

Растения.

Практическая работа№12: Особенности строения цветковых и споровых растений.

1



13

Животные.

Практическая работа №13: Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок

1



14

Животные.

Практическая работа №14 Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака

1



15

Грибы

1




16

Биология-наука о живых организмах

1




17

Обобщающий урок по теме: «Многообразие живых организмов»

1






ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМОВ. 12час


18

Питание и пищеварение

Практическая работа №15:Питание комнатных растений

1



19

Дыхание

Практическая работа№16: Изучение роли воздуха в прорастании семян

Практическая работа №17: Чечевички и их роль в дыхании растений

1



20

Транспорт веществ.

Практическая работа №18: Передвижение воды, минеральных веществ растворов органических веществ по стеблю

1



21

Выделение.

Практическая работа №19: Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях

1



22

Обмен веществ и преобразование энергии.

Практическая работа №20: Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

1



23

Скелет-опора организма

1






24

Движение.

Практическая работа №21: Передвижение дождевого червя

1






25

Размножение: бесполое

Практическая работа№22: Вегетативное размножение растений

1



26

Размножение: половое.

Практическая работа№23: Искусственное опыление сенполии.

1





27

Рост и развитие организмов

Практическая работа №24: Образование и рост корней

1




28

Организм как единое целое

1




29

Обобщающий урок по теме: «Основные жизненные функции организмов»

1









ТЕМА 4. ОРГАНИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. 6час


30

Среда обитания. Экологические факторы.

1



31

Природные сообщества

1




32

Значение живых организмов в природе

1




33

Человек и живые организмы

1




34

Охрана живых организмов и природных сообществ

1




35

Годовая промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа (итоговый контрольный тест)

1









24




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!