СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 6класса в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»






Утверждена приказом директора № -од от 30.08.2018г.



Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим советом школы протокол №1 от 29 .08.2018








Рабочая программа по биологии для 6 класса























1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по биологии, учебника авторского коллектива Пасечника В. В, основной образовательной программы основного общего образования МАОУ сош№30.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебное содержание курса биологии включает: Бактерии, грибы, растения. 34 ч, 1 ч в неделю (5 класс); Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч, 1 ч в неделю (6 класс); Животные. 34 ч, 1 ч в неделю (7 класс); Человек. 68 ч, 2 ч в неделю (8 класс); Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю (9 класс).

Объектом изучения биологии в 5-6 классе является природа как единое целое. Концепция курса биологии «Линия жизни» построена на основе идеи деятельностного подхода к образованию и направленности содержания на формирование универсальных учебных умений, соответствие содержания возрастным закономерностям развития школьников, преемственности начального и основного общего биологического образования.

Практическая ориентированность курса обеспечивает становление личностного поиска, созидательную творческую деятельности учащихся, воспитание ценностного отношения к окружающей действительности, к себе, к другим людям.

Реализовать требования Стандарта возможно при условии, если учащиеся усвоят основные биологические понятия, определенную сумму знаний и умений. На формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню науки и общественной практики, требует систематизации и обобщения усвоенного материала.

Учебное содержание курса биологии в серии учебно-методических комплектов «Линия жизни» сконструировано таким образом, что в 5-6 класса изучаются основные признаки и закономерности организмов.



Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • воспитание культуры личности, отношения к биологии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к творчеству и биологических способностей;

2) в метапредметном направлении

• формирование представлений о биологии как части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о биологии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта естественнонаучного моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

  • овладение конкретными биологическими знаниями, не­обходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • формирование представлений о биологических идеях и методах;

  • формирование представлений о биологии как форме опи­сания и методе познания действительности;

  • овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для биологического развития, формирования механизмов мышления, характерных для естественнонаучной деятельности.

Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Биология»

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В результате изучения курса у выпускников основной школы будут сформированы биологические знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  4. формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  5. формирование личностных представлений о целостности природы,

  6. формирование толерантности и миролюбия;

  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  8. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  3. формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии в 6 классе являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

1. Личностные результаты:

  • Учащиеся должны:

  • - испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

  • - знать правила поведения в природе;

  • - понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

  • - уметь реализовывать теоретические познания на практике;

  • - понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

  • - испытывать любовь к природе;

  • - признавать право каждого на собственное мнение;

  • - проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • - уметь отстаивать свою точку зрения;

  • - критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

  • - уметь слушать и слышать другое мнение.

  • 2. Метапредметные результаты

  • Учащиеся должны уметь:

  • - составлять план текста;

  • - владеть таким видом изложения текста, как повествование;

  • - под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

  • - под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  • - получать биологическую информацию из различных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами;

  • Предметные результаты:

  • Учащиеся должны знать:

  • о многообразии живой природы;

  • царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

  • основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

  • признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

  • экологические факторы;

  • основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

  • правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии

  • Учащиеся должны уметь:

  • - соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;

  • отличать живые организмы от неживых;

  • - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;- характеризовать среды обитания организмов;

  • характеризовать экологические факторы;






2. Содержание курса биологии.



Жизнедеятельность организмов (15ч.)

Обмен веществ – главный признак жизни. Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Питание бактерий и грибов. Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание растений. Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Передвижение веществ у животных. Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности.

Выделение у растений. Выделение у животных.

Размножение, рост и развитие организмов – 5 часов.

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Половое размножение. Рост и развитие - свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.

Лабораторная работа №1

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Регуляция жизнедеятельности организмов –10 часов.

Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них. Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных организмов. Поведение организмов. Движение организмов. Организм – единое целое.

Лабораторная работа

«Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов» Экскурсия к реке «Жигалка». Наблюдение за поведением животных обитающих около реки.

Повторение (4ч)

Фотосинтез. Значение фотосинтеза.

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Питание бактерий и грибов. Гетеротрофное питание.

5. Тематическое планирование

6 класс. (34часа, 1 час в неделю)

№п\п

Раздел учебного курса

Темы ,количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Жизнедеятельность организмов (15ч.)


Обмен веществ — главный признак жизни-1ч

Почвенное питание растений -1ч

Удобрения -1ч

Фотосинтез-1ч

Значение фотосинтеза -1ч

Питание бактерий

и грибов -1ч

Гетеротрофное питание.

Растительноядные животные -1ч

Плотоядные и

всеядные животные. Хищ-

ные растения -1ч

Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных

-1

Дыхание растений -1ч

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.-1ч

Передвижение веществ у животных -1ч

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений-1ч

Выделение у животных-1ч

Обобщение материала по теме «Жизнедеятельность организмов»-1ч






















. Выделять существенные признаки обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство живых организмов и единство органического мира.

Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснить роль питания в процессах обмена веществ. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять результаты.

Объяснять необходимость пополнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводить аргументацию необходимости защиты окружающей среды.

Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости охраны воздуха от загрязнений. Подбирать и

2

Размножение, рост и развитие организмов (5ч)

Размножение организмов, его значение.

Бесполое раз-

множение -1ч.

Половое размножение-1ч.

Рост и развитие — свойства живых организмов -1ч.

Влияние вредных привычек на инди- видуальное развитие и здоровье человека-1ч.

Обобщение материала по теме «Размножение, рост и развитие организмов»-1ч







Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты.

Объяснять, в чём состоит опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека

3

Регуляция жизнедеятельности организмов (10ч.)

Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них -1ч

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов-1ч.

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных -1ч.

Лабораторная работа №2 «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов»-1ч.

Движение организмов-1ч.

Организм- единое целое-1ч

Повторение темы «Регуляция жизнедеятельности организмов»-1ч.

Обобщение материала по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов»-1ч.

Экскурсия к реке «Жигалка». Наблюдение за поведением животных обитающих около реки.-1ч




Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений животных на изменения в окружающей среде.

Характеризовать особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у многоклеточных животных. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме


4.

Повторение материала (4ч.)

Фотосинтез. Значение фотосинтеза-1ч

Объяснять взаимосвязь организмов в природе.

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.



Питание организмов-1ч


Размножение организмов-1ч



Регуляция жизнедеятельности организмов-1ч






Итого:

34ч






Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Печатные пособия.

Учебник Биология. 5-6 класс. В.В.Пасечник С.В. Суматохин Г.С. Калинова 2015г. Просвещение. Линия жизни. Рабочая тетрадь.под редакцией В.В. Пасечника.

Дидактический материал по биологии «В помощь школьному учителю». О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Москва «Вако» 2006г.Фросин В.Н.,Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену; Биология Животные.-М.Дрофа,2004г. Теремова, Рохлов В.Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей: АСТ-ПРЕСС, 1999-258с.-(Занимательные уроки. Журнал «Биология в школе»

Таблицы, микроскопы, муляжи.

Мультимедийные пособия:

Уроки биологии 7 кл. Кирилл и Мефодий. ИНТЕРНЕТ ресурсы.

WWW. ZOOLAND .RU- сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!