СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по ботанике двухчасовая по линии И.Н.Пономаревой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта ООО, а также в соответствии с рекомендациями примерной программы Биология: 5 -9 классы. - М.: Вентана - Граф, 2012. Авторы : И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. Авторской программы « Биология.7 класс. Авторы И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова; под редакцией И.Н.Пономарева. М.: Вентана- Граф,2012.

Рабочую программу реализует учебник « Биология. 7 класс. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Изд. Вентана – Граф. 2014.

Рабочая программа по биологии для 7 класса рассчитана на 70 часов учебного времени (2 часа в неделю). Запланированы 2 экскурсии, 6 лабораторных работ.

Предлагаемый курс биологии в 7 классе, раскрывающий уникальность растительного мира на нашей планете, позволит убедить учащихся не только в необходимости изучать природу, но и в том, что жизнь каждого и в целом на Земле зависит от того, как каждый из нас распорядится этими знаниями.

Цель программы духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Программы формирования универсальных учебных действий, составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, познавательного развития учащихся.

Основная задача курса - формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира. Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применяемые как к живой, так и неживой природе.

Учебное содержание курса представлено блоками знаний. Блоки завершаются обобщающими уроками. Особое внимание уделено понятию " уникальность жизни", которое формируется в течение всего курса. Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создаёт условия для развивающего обучения: реализация принципа "от целого к частям"; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учёт возрастных особенностей учащихся - их конкретно - образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников - задания по выбору, опыты и наблюдения в домашних условиях. С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях.

Планируемые результаты освоения курса биологии.

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость.

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы.

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами;

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусами животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



Результаты освоения курса биологии.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включает личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школ даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознания своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом познавательных интересов;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения ,анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознания значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятия ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметными результатами освоения биологии в основной школе является:

- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

- освоение приёмов первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятия ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- овладение составляющей исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках ( тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования, информационно - коммуникативных технологий (ИКТ - компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе является:

- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

- освоение приёмов первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Список лабораторных работ и экскурсий.

пп

Тема


Дата проведения


Лабораторные работы



1.

Лабораторная работа №1 " Знакомство с клеточным строением растения".


2.

Лабораторная работа №2 " Строение семени фасоли".


3.

Лабораторная работа №3 " Строение корня проростка".


4.

Лабораторная работа №4 " Строение вегетативных и генеративных почек".


5.

Лабораторная работа №5 " Внешнее строение корневища, клубня и луковицы".


6.

Лабораторная работа №6 " Черенкование комнатных растений".



Экскурсии.


7.

Экскурсия №1 " Разнообразие растений в природе".


8.

Экскурсия №2 " Весенние явления в жизни природного сообщества".






Содержание учебного курса


Содержание разделов примерной программы

Основное содержание

по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Тема 1. Введение. Общее знакомство с растениями (7 ч)

Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека

Наука о растениях — ботаника
Царства живой природы. Царство Растения. Из истории использования и изучения растений. Роль растений в природе и жизни человека

Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представителей царства Растения.

Давать определение науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о роли растений в природе, об использовании растений с исторических времён человеком

Система и эволюция органического мира. Многообразие растений, принципы их классификации. Охрана редких и исчезающих видов растений

Мир растений

Разнообразие растительного мира. Жизненные формы растений. Группы растений, используемые в практических целях. Знание растений в природе. Охрана дикорастущих растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Распознавать и описывать растения разнообразных жизненных форм.

Устанавливать взаимосвязь жизненных форм со средой обитания.

Определять роль растений в природе. Прогнозировать результаты применения мер по охране растений

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Система и эволюция органического мира

Внешнее строение растений

Признаки отличия различных растений. Органы растений. Основное отличие высших растений от низших. Характеристика вегетативных органов высших растений. Характеристика генеративных органов. Функции вегетативного и полового размножения. Система органов — биосистема

Характеризовать внешнее строение растений.

Устанавливать взаимосвязь внешнего строения растений со средой обитания.

Различать и сравнивать высшие и низшие растения.

Определять роль вегетативного и полового размножения.

Обобщать значения и делать выводы о взаимосвязи всех частей организма растений.

Соблюдать правила поведения в природе

Многообразие растений, принципы их классификации. Методы изучения живых организмов: наблюдение, описание, измерение, эксперимент

Семенные и споровые растения

Характеристика семенных растений. Особенности строения споровых растений. Черты сходства цветковых и голосеменных



Экскурсии

«Жизненные формы растений. Осенние явления в их жизни»,

«Разнообразие растений в природе» (по усмотрению учителя)

Выделять характерные признаки семенных растений.

Различать на рисунках, фотографиях, натуральных объектах семенные растения, называть их.

Характеризовать особенности строения споровых растений, приводить примеры.

Наблюдать и описывать разнообразные виды растений, фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе

Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Среды жизни на Земле. Факторы среды

Характеристика водной среды, наземно-воздушной, почвенной, организменной. Особенности строения растительных организмов различных сред. Взаимосвязь растений с окружающей средой. Факторы среды, их влияние на растительные организмы. Экологические факторы

Характеризовать среды жизни растений.

Приводить примеры паразитических организмов.

Называть особенности строения и жизнедеятельности паразитов.

Характеризовать влияние экологических факторов на растения.

Выявлять взаимосвязь урожайности растений и плодородия почв.

Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова


Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Введение. Общее знакомство с растениями»

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Тема 2. Клеточное строение растений (5 ч)

Клеточное строение организмов. Клетки растений

Клетка — основная единица живого организма

Растение — клеточный организм. Одноклеточные и многоклеточные растения. Устройство увеличительных приборов. Правила работы с микроскопом

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений.

Объяснять устройство увеличительных приборов.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Делать выводы о строении растений как клеточных организмов

Клетки растений

Особенности строения растительной клетки

Состав частей клетки. Клеточная стенка, строение и функции. Расположение ядра, его назначение. Роль цитоплазмы. Разнообразие пластид. Функция вакуолей

Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.

Обобщать и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.

Определять отличительные признаки растительной клетки


Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Лабораторная работа 1

«Знакомство с клеточным строением растения»

Наблюдать клеточное строение растений.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы с микроскопом, в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием


Рост и развитие организмов. Половое размножение

Жизнедеятельность растительной клетки

Характеристика основных процессов жизнедеятельности клеток. Обмен веществ. Размножение путём деления. Процессы в ядре, их последовательность. Клетка — живая система

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клеток.

Устанавливать взаимосвязь организма растений с внешней средой.

Объяснять роль обмена веществ в природе.

Определять последовательность процессов в ядре в период размножения.

Делать выводы о клетке как живой системе

Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов

Ткани растений

Понятие о тканях. Виды тканей: образовательные, основные, покровные, проводящие, механические. Условия образования тканей в процессе эволюции живых организмов. Взаимосвязь строения и функций тканей организма растений

Давать определение ткани.

Распознавать различные ткани растений.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.

Объяснять процессы исторического развития на примерах появления тканей.

Характеризовать взаимосвязь строения и функций растительных тканей


Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Клеточное строение растений»


Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Тема 3. Органы растений (16 ч)

Размножение организмов. Органы растений. Рост и развитие организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Семя, его строение и значение
Семя — орган размножения растений. Строение семян: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Значение семян в природе и жизни человека.



Лабораторная работа 2

«Строение семени фасоли»

Объяснять роль семян в природе. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.

Характеризовать функции частей семени.

Называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.

Описывать стадии прорастания семян. Проводить наблюдения, фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации

Условия прорастания семян
Значение воды и воздуха для прорастания семян. Значение запасных питательных веществ в семени. Температурные условия. Роль света. Сроки посева семян

Описывать роль воды в прорастании семян.

Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян.

Приводить примеры зависимости прорастания семян от температурных условий.

Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур

Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Корень, его строение

Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста.



Лабораторная работа 3

«Строение корня проростка»

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах.

Называть части корня.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.

Объяснять особенности роста корня.

Проводить наблюдения, фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации

Роль корня в жизни растения
Функции корня: всасывающая, укрепляющая, запасающая, вегетативное размножение. Придаточные почки, их функции. Рост корня, практическое значение прищипки верхушки корня. Геотропизм. Значение корней растений в природе

Объяснять особенности расположения придаточных почек.

Устанавливать роль корня в жизни растения.

Применять на практике знания о зонах корня, о роли корневых волосков.

Объяснять влияние прищипки верхушки корня на жизнедеятельность всего организма растения

Органы растений. Рост, развитие

Разнообразие корней у растений
Виды корней. Роль человека в изменении функции корней. Видоизменения корней, причины их возникновения. Взаимосвязь корневых систем растений с другими организмами

Определять на рисунках, гербарных экземплярах виды корней.

Называть видоизменённые формы корней.

Устанавливать соответствие изменённых форм функциям корней.

Объяснять роль корневых систем в жизни других организмов

Клетки, ткани и органы растения. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания

Побег, его строение и развитие
Строение побега. Отличие побега от корня. Расположение листьев на побеге. Основная функция побега.

Верхушечные и боковые почки. Особенности зимующих побегов

Называть части побега.

Объяснять основную функцию побега. Определять типы почек на рисунках, гербарных экземплярах.

Наблюдать и характеризовать особенности побегов в весенне-летний, осенне-зимний периоды.

Устанавливать взаимосвязь роста и развития побега от условий среды

Органы растений. Рост и развитие

Почка, её внешнее и внутреннее строение

Строение почек. Типы почек: вегетативная, генеративная. Развитие и рост главного стебля, боковых побегов. Прищипка верхушечной почки, пасынкование боковых побегов, их практическое значение. Спящие почки

Характеризовать почку как зачаточный побег.

Отличать вегетативные почки от генеративных.

Объяснять условия роста главного стебля, боковых побегов.

Использовать в практической деятельности прищипку и пасынкование.

Называть условия пробуждения спящих почек

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Лабораторная работа 4

«Строение вегетативных и генеративных почек»

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать строение почек и делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Клетки, ткани и органы растения

Лист, его строение

Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, прилистники, основание. Листья простые и сложные. Жилки — проводящие пучки, их роль в жизни растения. Клеточное строение листа. Функции частей листа

Определять части листа на рисунках, гербарных экземплярах, комнатных растениях.

Характеризовать типы листьев и приводить примеры.

Объяснять назначение жилок листа, их роль в жизни растения.

Устанавливать взаимосвязь клеточного строения и функций частей листа.

Проводить домашний эксперимент по изучению строения листа

Клетки, ткани и органы растения. Рост и развитие организмов

Значение листа в жизни растения
Функции листа. Фотосинтез. Испарение, роль устьиц, влияние факторов среды. Газообмен, его значение в жизни растения. Листопад, его роль. Видоизменения листьев, их приспособленность к условиям среды

Объяснять строение листа.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Различать процессы фотосинтеза и газообмена.

Определять по рисункам, гербарным экземплярам, натуральным объектам типы видоизменения листьев.

Характеризовать роль листопада в жизни растений.

Наблюдать и фиксировать результаты влияния внешней среды на растения

Рост и развитие. Органы растений

Стебель, его строение и значение
Внешнее строение стебля. Внутреннее строение: древесина, сердцевина, камбий, кора, луб, корка.

Функции стебля. Движение веществ по стеблю

Описывать внешнее строение стебля. Приводить примеры различных типов стеблей.

Характеризовать внутренние части стебля и их функции

Органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Стебель, его строение и значение
Видоизменения стебля у надземных побегов, подземных побегов. Отличие корневища от корня. Строение клубня, луковицы. Функции видоизменённых побегов.



Лабораторная работа 5

«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»

Определять на рисунках, фотографиях, натуральных объектах типы видоизменений надземных побегов.

Характеризовать видоизменения подземных побегов.

Исследовать внешнее строение корневища, клубня, луковицы.

Фиксировать результаты исследования, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Органы растений. Размножение. Рост и развитие организмов

Цветок, его строение и значение
Цветок — укороченный побег. Строение цветка: прицветник, цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик. Околоцветник простой и двойной, его роль. Строение тычинки, пестика — главных частей цветка. Их значение. Процесс опыления и оплодотворения. Образование плодов и семян. Растения однодомные и двудомные. Типы соцветий

Определять и называть части цветка по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Устанавливать взаимосвязь частей цветка с выполняемыми функциями.

Объяснять процессы, происходящие в период опыления.

Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением

Размножение. Оплодотворение. Рост и развитие организмов

Цветение и опыление растений
Период цветения растений. Процесс опыления и его роль в жизни растения. Типы и способы опыления. Соцветия, их разнообразие

Называть и описывать различные типы опыления на конкретных примерах растений.

Приводить признаки различия растений с разными типами опыления.

Делать выводы о роли опыления в жизни растений и связи их с животными-опылителями

Плод. Разнообразие и значение плодов

Строение плода. Роль околоплодника в жизни растения. Разнообразие плодов. Способы распространения семян в природе. Приспособления у плодов для распространения. Значение плодов и семян в природе, жизни человека

Сравнивать и классифицировать различные типы плодов.

Различать на рисунках, натуральных объектах типы плодов.

Объяснять процесс образования плода. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления, продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма

Растительный организм — живая система

Растение — живой организм. Системы органов, их функции. Характеристика биосистемы. Жизнь растений, условия формирования корней и побегов. Взаимосвязь организма растений со средой обитания

Аргументировать утверждение об организме растений как живой системе.

Характеризовать взаимосвязь систем органов и их функций.

Называть функциональные группы в биосистеме.

Объяснять зависимость формирования корней и побегов от условий среды

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (11 ч)

Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Минеральное (почвенное) питание растений

Функция корневых волосков. Перемещение минеральных веществ по растению. Значение минерального питания для растения. Роль удобрений в жизни растений, их типы. Вода — необходимое условие почвенного питания

Объяснять механизм почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растения.

Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных веществ для растений.

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания и условий внешней среды.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности растений к жизни в водной среде

Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Воздушное питание растений —

фотосинтез

Условия, необходимые для образования органических веществ в растении. Механизм фотосинтеза. Различие минерального и воздушного питания. Зелёные растения — автотрофы. Гетеротрофы — потребители органических веществ. Роль фотосинтеза в природе

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.

Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия.

Проводить эксперимент по изучению фотосинтеза и выделению кислорода растениями.

Прогнозировать результаты влияния экологических факторов на урожайность растений

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль человека в биосфере

Космическая роль зелёных растений

Фотосинтез — уникальный процесс в природе. Деятельность К.А. Тимирязева. Накопление органической массы, энергии, кислорода, поддержание постоянства состава углекислого газа в атмосфере. Процессы почвообразования

Описывать условия, необходимые для фотосинтеза.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о жизнедеятельности отечественных учёных — С.П. Костычева, К.А. Тимирязева.

Характеризовать и обосновывать космическую роль зелёных растений.

Приводить доказательства важнейшей роли растений в почвообразовании из личных наблюдений

Процессы жизнедеятельности: дыхание, обмен веществ, питание, фотосинтез. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма

Дыхание и обмен веществ у растений

Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме — важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Определять сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.

Обосновывать значение знаний о дыхании и фотосинтезе для практической деятельности человека

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Значение воды в жизнедеятельности растений

Вода как условие жизни растений. Водный обмен. Направление водного тока и условия его обеспечения. Экологические группы растений по отношению к воде

Называть основные абиотические факторы водной среды обитания.

Приводить примеры обитателей водной среды.

Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности водных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения об экологических группах растений по отношению к воде

Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение

Размножение и оплодотворение у растений

Размножение — необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Опыление и оплодотворение у цветкового растения. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина в изучении растений

Выявлять существенные признаки размножения.

Характеризовать особенности бесполого размножения.

Называть и описывать способы бесполого размножения у растений, приводить примеры.

Обосновывать биологическую сущность полового размножения.

Характеризовать основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Сравнивать бесполое и половое размножение.

Доказывать обоснованность определения понятия «двойное оплодотворение»

Размножение. Бесполое размножение

Вегетативное размножение растений

Способы вегетативного размножения в природе. Свойства организмов, образовавшихся вегетативным путём. Клон, клонирование. Значение вегетативного размножения для растений

Называть характерные черты вегетативного размножения растений.

Сравнивать различные способы вегетативного размножения.

Определять понятие «клон».

Применять знания о способах вегетативного размножения на практике.

Объяснять значение вегетативного размножения для жизни растений

Последствия деятельности человека в экосистемах. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Использование вегетативного размножения человеком Искусственное вегетативное размножение: прививка, культура тканей. Достижения отечественного учёного И.В. Мичурина. Применение способов вегетативного размножения в сельскохозяйственной практике

Называть и сравнивать различные способы искусственного вегетативного размножения растений.

Характеризовать деятельность отечественных учёных по выведению новых сортов растений.

Делать выводы о значении вегетативного размножения в сельскохозяйственной практике

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Лабораторная работа 6

«Черенкование комнатных растений»

Называть этапы вегетативного размножения черенками.

Проводить подготовку черенков, грунта для посадки.

Наблюдать за развитием растений. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Рост и развитие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Экологические проблемы

Рост и развитие растительного организма

Характеристика процессов роста и развития растений. Зависимость процессов от условий среды обитания. Возрастные изменения в период индивидуального развития

Называть основные признаки, характеризующие рост растения.

Характеризовать признаки процесса развития растения.

Сравнивать процессы роста и развития растений.

Характеризовать этапы индивидуального развития растений.

Объяснять роль зародыша семени в развитии растений

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды

Влияние условий среды на жизнь растений. Ритмы развития растений: суточные и сезонные. Влияние экологических факторов: абиотических, биотических, антропогенных. Роль природоохранной деятельности в сохранении растений

Выявлять результаты влияния среды обитания на рост и развитие растений.

Объяснять проявление ритмов суточных и сезонных на примерах.

Характеризовать особенности различных видов экологических факторов.

Устанавливать взаимосвязь роста и развития растений с экологическими факторами.

Прогнозировать результаты антропогенного воздействия на растения.

Планировать меры по охране растительного мира

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»


Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Тема 5. Основные отделы царства растений (10 ч)

Многообразие растений, принципы их классификации. Вид — основная систематическая единица

Понятие о систематике растений
Происхождение названий отдельных растений. Формирование латинских названий. Классификация растений. Вид — единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений

Приводить примеры названий различных растений.

Систематизировать растения по группам.

Характеризовать единицу систематики — вид.

Обосновывать необходимость бинарных названий в классификации живых организмов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о жизни и деятельности К. Линнея

Водоросли. Разнообразие организмов. Значение растений в природе и жизни человека

Водоросли, их значение

Общая характеристика строения, размножения водорослей. Характерные признаки водорослей. Особенности строения одноклеточных водорослей. Водоросли — древнейшие растения Земли. Их значение для живых организмов

Выявлять существенные признаки состава и строения водорослей.

Характеризовать главные черты, лежащие в основе классификации водорослей.

Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.

Описывать особенности строения одноклеточной водоросли на примере хламидомонады. Объяснять разнообразие водорослей с позиции эволюции.

Обосновывать роль водорослей в природе

Значение растений в природе и жизни человека

Разнообразие водорослей
Водоросли — древнейшая группа организмов, их разнообразие. Классификация водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Характеристика особенностей их строения и жизнедеятельности. Роль водорослей в природе, значение для жизни человека

Приводить примеры представителей разных отделов водорослей.

Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки.

Устанавливать взаимосвязь состава и строения водорослей с условиями обитания в водной среде.

Характеризовать особенности жизнедеятельности водорослей.

Обосновывать роль водорослей в водных экосистемах

Усложнение растений в процессе эволюции. Значение растений в природе и жизни человека

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Моховидные, характерные черты строения. Классы Печёночники и Листостебельные мхи. Их отличительные черты, размножение и развитие. Значение мхов в природе

Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы.

Выделять существенные признаки мхов.

Распознавать представителей отдела на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Характеризовать признаки принадлежности мхов к высшим растениям.

Объяснять особенности процессов размножения и развития мхов.

Обосновывать роль сфагновых мхов в образовании болот, торфа

Усложнение растений в процессе эволюции

Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика

Характерные черты высших споровых растений. Чередование бесполого и полового размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Их значение в природе и жизни человека

Находить общие черты и различия строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников в связи со средой жизни.

Сравнивать особенности размножения мхов и папоротников, делать выводы. Обосновывать роль папоротникообразных в природе и необходимость охраны исчезающих видов.

Приводить примеры папоротникообразных родного края.

Описывать роль древних вымерших видов в образовании каменного угля

Рост, развитие и размножение растений. Голосеменные растения. Основные растительные сообщества

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян — доказательство более высокого уровня развития. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные растения на территории России, их значение

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.

Сравнивать строение семени и споры, делать выводы.

Объяснять особенности процессов размножения и развития голосеменных.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении тайги в России

Усложнение растений в процессе эволюции. Покрытосеменные растения. Принципы их классификации. Охрана редких и исчезающих видов растений

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Наиболее высокий уровень развития в царстве Растения, приспособленность к различным условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм. Характеристика классов Двудольные и Однодольные. Роль биологического разнообразия покрытосеменных в природе. Охрана редких и исчезающих видов

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных.

Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.

Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды с их разнообразием.

Выделять существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.

Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений

Многообразие растений. Охрана редких и исчезающих видов растений. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения

Семейства класса Двудольные
Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки. Значение в природе и жизни человека

Выделять признаки класса Двудольные.

Описывать отличительные признаки семейств.

Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о роли растений класса

Двудольные в природе и жизни человека


Семейства класса Однодольные
Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе. Исключительная роль злаковых растений

Выделять признаки класса Однодольные.

Определять, по каким признакам производится деление классов на семейства.

Описывать характерные черты семейств класса Однодольные.

Приводить примеры охраняемых видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные; о роли злаков в жизни живых организмов

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные среды царства растений»

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Тема 6. Историческое развитие растительного мира (5 ч)

Система и эволюция органического мира. Охрана редких и исчезающих видов растений. Значение растений в природе и жизни человека. Роль человека в биосфере

Понятие об эволюции растительного мира

Понятие об эволюции. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком

Описывать основные этапы эволюции живых организмов на Земле.

Выделять этапы развития растений. Устанавливать и описывать эволюционную ветвь растительного мира.

Характеризовать роль человека в разнообразии культурных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о жизни и деятельности Н.И. Вавилова

Система и эволюция органического мира

Эволюция высших растений

Преобразование растений в условиях суши. Усло­жнение организации растений — появление над­земных и подземных систем органов. Причины гос­подства голосеменных, их приспособленность к ус­ло­виям среды. Условия появления покрыто­семен­ных. Усложнения организации в процессе длительной эволюции растений

Характеризовать черты усложнения строения растений в связи с выходом на сушу.

Описывать основные этапы эволюции растений.

Выделять признаки усложнения организации растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений об историческом развитии растительного мира

Разнообразие организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания

Происхождение и разнообразие культурных растений

Отличие дикорастущих растений от культурных. Искусственный отбор и селекция. Центры происхождения культурных растений. Расселение. Сорные растения, использование некоторых видов

Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Приводить примеры культурных растений различных семейств.

Характеризовать их роль в природе и жизни человека.

Определять понятия «искусственный отбор» и «селекция»

Дары Нового и Старого Света

Распространение картофеля, его виды. Пищевая ценность томата, тыквы. Технология выращивания культур в умеренно холодном поясе.

Дары Старого Света. Использование злаков, капусты, винограда, бананов. Разнообразные растения в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов

Называть родину важнейших культурных растений.

Обобщать материал о редких и исчезающих видах растений, представлять его для обсуждения.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов об истории распространения отдельных сортов растений и использовании их человеком


Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Историческое развитие растительного мира»

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Тема 7. Царство Бактерии (3 ч)

Бактерии. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями

Общая характеристика бактерий

Бактерии — живые организмы. Строение бактерий. Размножение. Перенесение неблагоприятных условий. Сравнительная характеристика строения и процессов жизнедеятельности бактерий и растений

Называть признаки бактерий как живых организмов.

Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных бактерий, бактерий — возбудителей заболеваний человека.

Доказывать родство клеток бактерий и растений.

Придерживаться правил личной гигиены в повседневной жизни в целях предупреждения заболеваний, вызываемых бактериями


Многообразие бактерий. Обмен веществ и превращения энергии

Разнообразие бактерий

Места обитания. Разнообразие форм бактерий. Группы бактерий, определяемые по способам питания, по типам обмена веществ. Отличие цианобактерий от растений. Особенности обмена веществ бактерий

Приводить примеры различных групп бактерий.

Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности бактерий.

Называть признаки отличия бактерий-паразитов от бактерий-симбионтов.

Объяснять, почему цианобактерии не относят к растениям

Роль бактерий в природе и жизни человека

Значение бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Значение бактерий для человека. Процессы жизнедеятельности бактерий, используемые человеком

Описывать свойства организма бактерий, проявляемые в различных условиях окружающей среды.

Перечислять свойства бактерий, используемых в очистных сооружениях.

Раскрывать значение бактерий в экосистемах, в деятельности человека

Тема 8. Царство Грибы. Лишайники (3 ч)

Взаимодействие разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии

Царство Грибы. Общая характеристика

Общие черты строения. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Своеобразие грибов: сходство
с растениями и животными. Строение гриба: грибница, плодовое тело.

Процесс питания грибов. Использование грибов. Роль грибов в природе

Описывать строение гриба.

Характеризовать свойства и значение грибницы, плодового тела.

Составлять схему процесса появления грибов на планете.

Описывать строение одноклеточных и многоклеточных грибов.

Объяснять средообразующую деятельность грибов

Грибы. Многообразие грибов. Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами

Разнообразие и значение грибов

Разнообразие грибов по типу питания, по строению плодового тела, по съедобности. Роль грибов в жизни растений. Грибы-паразиты. Меры предупреждения отдельных заболеваний, отравления грибами

Характеризовать функцию микоризы гриба.

Описывать признаки грибов различных экологических групп.

Объяснять ценность гриба как продукта питания.

Различать съедобные, ядовитые и паразитические грибы по рисункам, таблицам, натуральным объектам.

Уметь оказывать доврачебную помощь при отравлении грибами


Лишайники. Принципы их классификации. Роль лишайников в природе и жизни человека

Лишайники. Общая характеристика и значение

Понятие о лишайниках. Внешнее строение, классификация лишайников. Внутреннее строение. Питание, размножение лишайников. Приспособленность лишайников к условиям среды. Роль лишайников в природе

Обосновывать причины появления лишайников-симбионтов.

Описывать особенности строения, роста и размножения лишайников.

Распознавать накипные, листоватые и кустистые лишайники на рисунках, натуральных объектах.

Раскрывать роль лишайников в экосистемах

Тема 9. Природные сообщества (10 ч)

Экосистемная организация живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Понятие о природном сообществе
Жизнь растений в природных условиях. Природное сообщество (биогеоценоз), структура. Круговорот веществ и поток энергии в природе. Экосистема. Условия среды в природном сообществе.



Экскурсия

Весенние явления в жизни природного сообщества (лес, парк, болото)

Объяснять сущность понятий: «природное сообщество», «биогеоценоз», «экосистема». Выявлять преобладающие виды растений родного края.

Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания

Приспособленность растений к жизни в природном сообществе
Строение природного сообщества (ярусность). Условия обитания растений в различных ярусах. Приспособленность организмов к совместной жизни в природном сообществе

Характеризовать целесообразность ярусности в жизни живых организмов.

Сравнивать понятия «надземная ярусность» и «подземная ярусность».

Устанавливать причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции.

Объяснять роль доминирующих и средообразующих видов для поддержания видовой структуры биоценоза

Экосистемная организация живой природы. Экосистема

Смена природных сообществ
Понятие о смене в природном сообществе, отличия нового состава растительных видов. Принципы смены: внешние и внутренние. Смена неустойчивых природных сообществ. Появление коренных сообществ. Понятие «сукцессия»

Называть и определять доминирующие виды растений биоценоза.

Устанавливать признаки взаимной приспособленности живых организмов в биоценозе.

Обосновывать роль неконкурентных взаимоотношений для регуляции численности видов в природном сообществе

Экосистема. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Разнообразие природных сообществ

Естественные природные сообщества — лес, луг, болото, степь. Их характерные обитатели. Искусственные природные сообщества — агроценозы. Охрана естественных природных сообществ

Наблюдать и описывать разнообразие видов конкретного биоценоза родного края.

Сравнивать особенности естественных и искусственных биоценозов.

Аргументировать необходимость охраны природных сообществ


Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии

Жизнь организмов в природе

Взаимосвязь организмов со средой обитания. Значение организмов в природе: образование органических веществ, насыщение атмосферы кислородом, разложение остатков организмов, использование растениями энергии солнечного света. Непрерывное движение веществ — биологический круговорот. Охрана природных сообществ — основа их устойчивого развития

Описывать биоценоз как самую сложную живую систему.

Выявлять особенности взаимоотношений живых организмов в природе.

Объяснять роль видового разнообразия растений для устойчивого развития биоценозов.

Устанавливать взаимосвязи организмов в пищевых цепях.

Характеризовать причины круговорота веществ в экосистемах.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охране природных сообществ как основы устойчивости

Обобщение и систематизация знаний по материалам тем 7–9

Обобщать и систематизировать знания по темам 7–9, делать выводы

Итоговый контроль

Выявление уровня усвоения материалов курса биологии 7 класса и сформированности основных видов учебной деятельности

Называть представителей и характеризовать царство Растения.

Объяснять строение и функции органов и систем органов растений.

Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов с существованием экосистем.

Излагать свою точку зрения на принятие мер охраны растительного мира

























Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание

Тема 1. Введение. Общее знакомство с растениями (8 ч)

1

Наука о растениях — ботаника

1




2

Мир растений

1




3

Внешнее строение растений

1




4

Семенные и споровые растения

1




5

Экскурсия

«Жизненные формы растений. Осенние явления в их жизни»,

1




6

Экскурсия

«Разнообразие растений в природе» (по усмотрению учителя)

1




7

Среды жизни на Земле. Факторы среды

1




8

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Введение. Общее знакомство с растениями»

1




Тема 2. Клеточное строение растений (6ч)

9

Клетка — основная единица живого организма

1




10

Особенности строения растительной клетки

1




11

Лабораторная работа 1

«Знакомство с клеточным строением растения»

1




12

Жизнедеятельность растительной клетки

1




13

Ткани растений

1




14

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Клеточное строение растений»

1




Тема 3. Органы растений (16 ч)

15

Семя, его строение и значение

Лабораторная работа 2

«Строение семени фасоли»

1




16

Условия прорастания семян

1




17

Корень, его строение

Лабораторная работа 3

«Строение корня проростка»

1




18

Роль корня в жизни растения

1




19

Разнообразие корней у растений

1




20

Побег, его строение и развитие

1




21

Почка, её внешнее и внутреннее строение


1




22

Лабораторная работа 4

«Строение вегетативных и генеративных почек»

1




23

Лист, его строение

1




24

Значение листа в жизни растения

1




25

Стебель, его строение и значение

1




26

Стебель, его строение и значение

Лабораторная работа 5

«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»

1




27

Цветок, его строение и значение

1




28

Цветение и опыление растений

1




29

Плод. Разнообразие и значение плодов

1




30

Растительный организм — живая система

1




31

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»

1




Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (11 ч)

32

Минеральное (почвенное) питание растений

1




33

Воздушное питание растений —

фотосинтез

1




34

Космическая роль зелёных растений

1




35

Дыхание и обмен веществ у растений

1




36

Значение воды в жизнедеятельности растений

1




37

Размножение и оплодотворение у растений

1




38

Вегетативное размножение растений

1




39

Использование вегетативного размножения человеком

1




40

Лабораторная работа 6

«Черенкование комнатных растений»

1




41

Рост и развитие растительного организма

1




42

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды

1




43

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»

1




Тема 5. Основные отделы царства растений (11 ч)

44

Понятие о систематике растений

1




45

Водоросли, их значение

1




46

Разнообразие водорослей

1




47

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

1




48

Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика

1




49

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

1




50

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

1




51

Семейства класса Двудольные

1




52

Семейства класса Двудольные

1




53

Семейства класса Однодольные

1




54

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные среды царства растений»

1




Тема 6. Историческое развитие растительного мира (5 ч)

55

Понятие об эволюции растительного мира

1




56

Эволюция высших растений

1




57

Происхождение и разнообразие культурных растений

1




58

Дары Нового и Старого Света

1




59

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Историческое развитие растительного мира»

1




Тема 7. Царство Бактерии (3 ч)

60

Общая характеристика бактерий

1




61

Разнообразие бактерий

1




62

Значение бактерий в природе и жизни человека

1




Тема 8. Царство Грибы. Лишайники (3 ч)

63

Царство Грибы. Общая характеристика

1




64

Разнообразие и значение грибов

1




65

Лишайники. Общая характеристика и значение

1




Тема 9. Природные сообщества (10 ч)

66

Понятие о природном сообществе

Экскурсия

Весенние явления в жизни природного сообщества (лес, парк, болото)

1




67

Приспособленность растений к жизни в природном сообществе

1




68

Смена природных сообществ

1




69

Разнообразие природных сообществ

1




70

Жизнь организмов в природе

Итоговый контроль

1