СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по ботанике двухчасовая по линии И.Н.Пономаревой.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта ООО, а также в соответствии с рекомендациями примерной программы Биология: 5 -9 классы. - М.: Вентана - Граф, 2012. Авторы : И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. Авторской программы « Биология.7 класс. Авторы И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова; под редакцией И.Н.Пономарева. М.: Вентана- Граф,2012.
Рабочую программу реализует учебник « Биология. 7 класс. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Изд. Вентана – Граф. 2014.
Рабочая программа по биологии для 7 класса рассчитана на 70 часов учебного времени (2 часа в неделю). Запланированы 2 экскурсии, 6 лабораторных работ.
Предлагаемый курс биологии в 7 классе, раскрывающий уникальность растительного мира на нашей планете, позволит убедить учащихся не только в необходимости изучать природу, но и в том, что жизнь каждого и в целом на Земле зависит от того, как каждый из нас распорядится этими знаниями.
Цель программы духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Программы формирования универсальных учебных действий, составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, познавательного развития учащихся.
Основная задача курса - формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира. Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применяемые как к живой, так и неживой природе.
Учебное содержание курса представлено блоками знаний. Блоки завершаются обобщающими уроками. Особое внимание уделено понятию " уникальность жизни", которое формируется в течение всего курса. Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создаёт условия для развивающего обучения: реализация принципа "от целого к частям"; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учёт возрастных особенностей учащихся - их конкретно - образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников - задания по выбору, опыты и наблюдения в домашних условиях. С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях.
Планируемые результаты освоения курса биологии.
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость.
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы.
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусами животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Результаты освоения курса биологии.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включает личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школ даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознания своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения ,анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознания значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятия ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе является:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятия ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение составляющей исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках ( тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования, информационно - коммуникативных технологий (ИКТ - компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе является:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Список лабораторных работ и экскурсий.
№ пп | Тема
| Дата проведения |
| Лабораторные работы
|
|
1. | Лабораторная работа №1 " Знакомство с клеточным строением растения". |
|
2. | Лабораторная работа №2 " Строение семени фасоли". |
|
3. | Лабораторная работа №3 " Строение корня проростка". |
|
4. | Лабораторная работа №4 " Строение вегетативных и генеративных почек". |
|
5. | Лабораторная работа №5 " Внешнее строение корневища, клубня и луковицы". |
|
6. | Лабораторная работа №6 " Черенкование комнатных растений". |
|
| Экскурсии. |
|
7. | Экскурсия №1 " Разнообразие растений в природе". |
|
8. | Экскурсия №2 " Весенние явления в жизни природного сообщества". |
|
Содержание учебного курса
Содержание разделов примерной программы | Основное содержание по темам рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности обучающегося | ||
Тема 1. Введение. Общее знакомство с растениями (7 ч) | ||||
Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека | Наука о растениях — ботаника | Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представителей царства Растения. Давать определение науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о роли растений в природе, об использовании растений с исторических времён человеком | ||
Система и эволюция органического мира. Многообразие растений, принципы их классификации. Охрана редких и исчезающих видов растений | Мир растений Разнообразие растительного мира. Жизненные формы растений. Группы растений, используемые в практических целях. Знание растений в природе. Охрана дикорастущих растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Распознавать и описывать растения разнообразных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм со средой обитания. Определять роль растений в природе. Прогнозировать результаты применения мер по охране растений | ||
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Система и эволюция органического мира | Внешнее строение растений Признаки отличия различных растений. Органы растений. Основное отличие высших растений от низших. Характеристика вегетативных органов высших растений. Характеристика генеративных органов. Функции вегетативного и полового размножения. Система органов — биосистема | Характеризовать внешнее строение растений. Устанавливать взаимосвязь внешнего строения растений со средой обитания. Различать и сравнивать высшие и низшие растения. Определять роль вегетативного и полового размножения. Обобщать значения и делать выводы о взаимосвязи всех частей организма растений. Соблюдать правила поведения в природе | ||
Многообразие растений, принципы их классификации. Методы изучения живых организмов: наблюдение, описание, измерение, эксперимент | Семенные и споровые растения Характеристика семенных растений. Особенности строения споровых растений. Черты сходства цветковых и голосеменных Экскурсии «Жизненные формы растений. Осенние явления в их жизни», «Разнообразие растений в природе» (по усмотрению учителя) | Выделять характерные признаки семенных растений. Различать на рисунках, фотографиях, натуральных объектах семенные растения, называть их. Характеризовать особенности строения споровых растений, приводить примеры. Наблюдать и описывать разнообразные виды растений, фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе | ||
Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Среды жизни на Земле. Факторы среды Характеристика водной среды, наземно-воздушной, почвенной, организменной. Особенности строения растительных организмов различных сред. Взаимосвязь растений с окружающей средой. Факторы среды, их влияние на растительные организмы. Экологические факторы | Характеризовать среды жизни растений. Приводить примеры паразитических организмов. Называть особенности строения и жизнедеятельности паразитов. Характеризовать влияние экологических факторов на растения. Выявлять взаимосвязь урожайности растений и плодородия почв. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова | ||
| Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Введение. Общее знакомство с растениями» | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы | ||
Тема 2. Клеточное строение растений (5 ч) | ||||
Клеточное строение организмов. Клетки растений | Клетка — основная единица живого организма Растение — клеточный организм. Одноклеточные и многоклеточные растения. Устройство увеличительных приборов. Правила работы с микроскопом | Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Объяснять устройство увеличительных приборов. Соблюдать правила работы с микроскопом. Делать выводы о строении растений как клеточных организмов | ||
Клетки растений | Особенности строения растительной клетки Состав частей клетки. Клеточная стенка, строение и функции. Расположение ядра, его назначение. Роль цитоплазмы. Разнообразие пластид. Функция вакуолей | Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Определять отличительные признаки растительной клетки | ||
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Лабораторная работа № 1 «Знакомство с клеточным строением растения» | Наблюдать клеточное строение растений. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы с микроскопом, в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | ||
Рост и развитие организмов. Половое размножение | Жизнедеятельность растительной клетки Характеристика основных процессов жизнедеятельности клеток. Обмен веществ. Размножение путём деления. Процессы в ядре, их последовательность. Клетка — живая система | Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клеток. Устанавливать взаимосвязь организма растений с внешней средой. Объяснять роль обмена веществ в природе. Определять последовательность процессов в ядре в период размножения. Делать выводы о клетке как живой системе | ||
Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов | Ткани растений Понятие о тканях. Виды тканей: образовательные, основные, покровные, проводящие, механические. Условия образования тканей в процессе эволюции живых организмов. Взаимосвязь строения и функций тканей организма растений | Давать определение ткани. Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять процессы исторического развития на примерах появления тканей. Характеризовать взаимосвязь строения и функций растительных тканей | ||
| Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Клеточное строение растений» | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы | ||
Тема 3. Органы растений (16 ч) | ||||
Размножение организмов. Органы растений. Рост и развитие организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Семя, его строение и значение Лабораторная работа № 2 «Строение семени фасоли» | Объяснять роль семян в природе. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Характеризовать функции частей семени. Называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Описывать стадии прорастания семян. Проводить наблюдения, фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | ||
Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации | Условия прорастания семян | Описывать роль воды в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Приводить примеры зависимости прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур | ||
Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Корень, его строение Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Лабораторная работа № 3 «Строение корня проростка» | Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения, фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | ||
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации | Роль корня в жизни растения | Объяснять особенности расположения придаточных почек. Устанавливать роль корня в жизни растения. Применять на практике знания о зонах корня, о роли корневых волосков. Объяснять влияние прищипки верхушки корня на жизнедеятельность всего организма растения | ||
Органы растений. Рост, развитие | Разнообразие корней у растений | Определять на рисунках, гербарных экземплярах виды корней. Называть видоизменённые формы корней. Устанавливать соответствие изменённых форм функциям корней. Объяснять роль корневых систем в жизни других организмов | ||
Клетки, ткани и органы растения. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания | Побег, его строение и развитие Верхушечные и боковые почки. Особенности зимующих побегов | Называть части побега. Объяснять основную функцию побега. Определять типы почек на рисунках, гербарных экземплярах. Наблюдать и характеризовать особенности побегов в весенне-летний, осенне-зимний периоды. Устанавливать взаимосвязь роста и развития побега от условий среды | ||
Органы растений. Рост и развитие | Почка, её внешнее и внутреннее строение Строение почек. Типы почек: вегетативная, генеративная. Развитие и рост главного стебля, боковых побегов. Прищипка верхушечной почки, пасынкование боковых побегов, их практическое значение. Спящие почки | Характеризовать почку как зачаточный побег. Отличать вегетативные почки от генеративных. Объяснять условия роста главного стебля, боковых побегов. Использовать в практической деятельности прищипку и пасынкование. Называть условия пробуждения спящих почек | ||
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Лабораторная работа № 4 «Строение вегетативных и генеративных почек» | Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать строение почек и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | ||
Клетки, ткани и органы растения | Лист, его строение Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, прилистники, основание. Листья простые и сложные. Жилки — проводящие пучки, их роль в жизни растения. Клеточное строение листа. Функции частей листа | Определять части листа на рисунках, гербарных экземплярах, комнатных растениях. Характеризовать типы листьев и приводить примеры. Объяснять назначение жилок листа, их роль в жизни растения. Устанавливать взаимосвязь клеточного строения и функций частей листа. Проводить домашний эксперимент по изучению строения листа | ||
Клетки, ткани и органы растения. Рост и развитие организмов | Значение листа в жизни растения | Объяснять строение листа. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Различать процессы фотосинтеза и газообмена. Определять по рисункам, гербарным экземплярам, натуральным объектам типы видоизменения листьев. Характеризовать роль листопада в жизни растений. Наблюдать и фиксировать результаты влияния внешней среды на растения | ||
Рост и развитие. Органы растений | Стебель, его строение и значение Функции стебля. Движение веществ по стеблю | Описывать внешнее строение стебля. Приводить примеры различных типов стеблей. Характеризовать внутренние части стебля и их функции | ||
Органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Стебель, его строение и значение Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы» | Определять на рисунках, фотографиях, натуральных объектах типы видоизменений надземных побегов. Характеризовать видоизменения подземных побегов. Исследовать внешнее строение корневища, клубня, луковицы. Фиксировать результаты исследования, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | ||
Органы растений. Размножение. Рост и развитие организмов | Цветок, его строение и значение | Определять и называть части цветка по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Устанавливать взаимосвязь частей цветка с выполняемыми функциями. Объяснять процессы, происходящие в период опыления. Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением | ||
Размножение. Оплодотворение. Рост и развитие организмов | Цветение и опыление растений | Называть и описывать различные типы опыления на конкретных примерах растений. Приводить признаки различия растений с разными типами опыления. Делать выводы о роли опыления в жизни растений и связи их с животными-опылителями | ||
Плод. Разнообразие и значение плодов Строение плода. Роль околоплодника в жизни растения. Разнообразие плодов. Способы распространения семян в природе. Приспособления у плодов для распространения. Значение плодов и семян в природе, жизни человека | Сравнивать и классифицировать различные типы плодов. Различать на рисунках, натуральных объектах типы плодов. Объяснять процесс образования плода. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека | |||
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления, продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма | Растительный организм — живая система Растение — живой организм. Системы органов, их функции. Характеристика биосистемы. Жизнь растений, условия формирования корней и побегов. Взаимосвязь организма растений со средой обитания | Аргументировать утверждение об организме растений как живой системе. Характеризовать взаимосвязь систем органов и их функций. Называть функциональные группы в биосистеме. Объяснять зависимость формирования корней и побегов от условий среды | ||
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы | |||
Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (11 ч) | ||||
Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Минеральное (почвенное) питание растений Функция корневых волосков. Перемещение минеральных веществ по растению. Значение минерального питания для растения. Роль удобрений в жизни растений, их типы. Вода — необходимое условие почвенного питания | Объяснять механизм почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растения. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных веществ для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности растений к жизни в водной среде | ||
Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Воздушное питание растений — фотосинтез Условия, необходимые для образования органических веществ в растении. Механизм фотосинтеза. Различие минерального и воздушного питания. Зелёные растения — автотрофы. Гетеротрофы — потребители органических веществ. Роль фотосинтеза в природе | Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия. Проводить эксперимент по изучению фотосинтеза и выделению кислорода растениями. Прогнозировать результаты влияния экологических факторов на урожайность растений | ||
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль человека в биосфере | Космическая роль зелёных растений Фотосинтез — уникальный процесс в природе. Деятельность К.А. Тимирязева. Накопление органической массы, энергии, кислорода, поддержание постоянства состава углекислого газа в атмосфере. Процессы почвообразования | Описывать условия, необходимые для фотосинтеза. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о жизнедеятельности отечественных учёных — С.П. Костычева, К.А. Тимирязева. Характеризовать и обосновывать космическую роль зелёных растений. Приводить доказательства важнейшей роли растений в почвообразовании из личных наблюдений | ||
Процессы жизнедеятельности: дыхание, обмен веществ, питание, фотосинтез. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма | Дыхание и обмен веществ у растений Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме — важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Определять сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни. Обосновывать значение знаний о дыхании и фотосинтезе для практической деятельности человека | ||
Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Значение воды в жизнедеятельности растений Вода как условие жизни растений. Водный обмен. Направление водного тока и условия его обеспечения. Экологические группы растений по отношению к воде | Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности водных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения об экологических группах растений по отношению к воде | ||
Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение | Размножение и оплодотворение у растений Размножение — необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Опыление и оплодотворение у цветкового растения. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина в изучении растений | Выявлять существенные признаки размножения. Характеризовать особенности бесполого размножения. Называть и описывать способы бесполого размножения у растений, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность полового размножения. Характеризовать основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Сравнивать бесполое и половое размножение. Доказывать обоснованность определения понятия «двойное оплодотворение» | ||
Размножение. Бесполое размножение | Вегетативное размножение растений Способы вегетативного размножения в природе. Свойства организмов, образовавшихся вегетативным путём. Клон, клонирование. Значение вегетативного размножения для растений | Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы вегетативного размножения. Определять понятие «клон». Применять знания о способах вегетативного размножения на практике. Объяснять значение вегетативного размножения для жизни растений | ||
Последствия деятельности человека в экосистемах. Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Использование вегетативного размножения человеком Искусственное вегетативное размножение: прививка, культура тканей. Достижения отечественного учёного И.В. Мичурина. Применение способов вегетативного размножения в сельскохозяйственной практике | Называть и сравнивать различные способы искусственного вегетативного размножения растений. Характеризовать деятельность отечественных учёных по выведению новых сортов растений. Делать выводы о значении вегетативного размножения в сельскохозяйственной практике | ||
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Лабораторная работа № 6 «Черенкование комнатных растений» | Называть этапы вегетативного размножения черенками. Проводить подготовку черенков, грунта для посадки. Наблюдать за развитием растений. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | ||
Рост и развитие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Экологические проблемы | Рост и развитие растительного организма Характеристика процессов роста и развития растений. Зависимость процессов от условий среды обитания. Возрастные изменения в период индивидуального развития | Называть основные признаки, характеризующие рост растения. Характеризовать признаки процесса развития растения. Сравнивать процессы роста и развития растений. Характеризовать этапы индивидуального развития растений. Объяснять роль зародыша семени в развитии растений | ||
Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды Влияние условий среды на жизнь растений. Ритмы развития растений: суточные и сезонные. Влияние экологических факторов: абиотических, биотических, антропогенных. Роль природоохранной деятельности в сохранении растений | Выявлять результаты влияния среды обитания на рост и развитие растений. Объяснять проявление ритмов суточных и сезонных на примерах. Характеризовать особенности различных видов экологических факторов. Устанавливать взаимосвязь роста и развития растений с экологическими факторами. Прогнозировать результаты антропогенного воздействия на растения. Планировать меры по охране растительного мира | |||
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы | |||
Тема 5. Основные отделы царства растений (10 ч) | ||||
Многообразие растений, принципы их классификации. Вид — основная систематическая единица | Понятие о систематике растений | Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Обосновывать необходимость бинарных названий в классификации живых организмов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о жизни и деятельности К. Линнея | ||
Водоросли. Разнообразие организмов. Значение растений в природе и жизни человека | Водоросли, их значение Общая характеристика строения, размножения водорослей. Характерные признаки водорослей. Особенности строения одноклеточных водорослей. Водоросли — древнейшие растения Земли. Их значение для живых организмов | Выявлять существенные признаки состава и строения водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе классификации водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Описывать особенности строения одноклеточной водоросли на примере хламидомонады. Объяснять разнообразие водорослей с позиции эволюции. Обосновывать роль водорослей в природе | ||
Значение растений в природе и жизни человека | Разнообразие водорослей | Приводить примеры представителей разных отделов водорослей. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Устанавливать взаимосвязь состава и строения водорослей с условиями обитания в водной среде. Характеризовать особенности жизнедеятельности водорослей. Обосновывать роль водорослей в водных экосистемах | ||
Усложнение растений в процессе эволюции. Значение растений в природе и жизни человека | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение Моховидные, характерные черты строения. Классы Печёночники и Листостебельные мхи. Их отличительные черты, размножение и развитие. Значение мхов в природе | Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Выделять существенные признаки мхов. Распознавать представителей отдела на рисунках, гербарных материалах, живых объектах. Характеризовать признаки принадлежности мхов к высшим растениям. Объяснять особенности процессов размножения и развития мхов. Обосновывать роль сфагновых мхов в образовании болот, торфа | ||
Усложнение растений в процессе эволюции | Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика Характерные черты высших споровых растений. Чередование бесполого и полового размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Их значение в природе и жизни человека | Находить общие черты и различия строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников в связи со средой жизни. Сравнивать особенности размножения мхов и папоротников, делать выводы. Обосновывать роль папоротникообразных в природе и необходимость охраны исчезающих видов. Приводить примеры папоротникообразных родного края. Описывать роль древних вымерших видов в образовании каменного угля | ||
Рост, развитие и размножение растений. Голосеменные растения. Основные растительные сообщества | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян — доказательство более высокого уровня развития. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные растения на территории России, их значение | Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Сравнивать строение семени и споры, делать выводы. Объяснять особенности процессов размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении тайги в России | ||
Усложнение растений в процессе эволюции. Покрытосеменные растения. Принципы их классификации. Охрана редких и исчезающих видов растений | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Наиболее высокий уровень развития в царстве Растения, приспособленность к различным условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм. Характеристика классов Двудольные и Однодольные. Роль биологического разнообразия покрытосеменных в природе. Охрана редких и исчезающих видов | Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды с их разнообразием. Выделять существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений | ||
Многообразие растений. Охрана редких и исчезающих видов растений. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения | Семейства класса Двудольные | Выделять признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека | ||
| Семейства класса Однодольные | Выделять признаки класса Однодольные. Определять, по каким признакам производится деление классов на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные. Приводить примеры охраняемых видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные; о роли злаков в жизни живых организмов | ||
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные среды царства растений» | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы | |||
Тема 6. Историческое развитие растительного мира (5 ч) | ||||
Система и эволюция органического мира. Охрана редких и исчезающих видов растений. Значение растений в природе и жизни человека. Роль человека в биосфере | Понятие об эволюции растительного мира Понятие об эволюции. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком | Описывать основные этапы эволюции живых организмов на Земле. Выделять этапы развития растений. Устанавливать и описывать эволюционную ветвь растительного мира. Характеризовать роль человека в разнообразии культурных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о жизни и деятельности Н.И. Вавилова | ||
Система и эволюция органического мира | Эволюция высших растений Преобразование растений в условиях суши. Усложнение организации растений — появление надземных и подземных систем органов. Причины господства голосеменных, их приспособленность к условиям среды. Условия появления покрытосеменных. Усложнения организации в процессе длительной эволюции растений | Характеризовать черты усложнения строения растений в связи с выходом на сушу. Описывать основные этапы эволюции растений. Выделять признаки усложнения организации растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений об историческом развитии растительного мира | ||
Разнообразие организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания | Происхождение и разнообразие культурных растений Отличие дикорастущих растений от культурных. Искусственный отбор и селекция. Центры происхождения культурных растений. Расселение. Сорные растения, использование некоторых видов | Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Приводить примеры культурных растений различных семейств. Характеризовать их роль в природе и жизни человека. Определять понятия «искусственный отбор» и «селекция» | ||
Дары Нового и Старого Света Распространение картофеля, его виды. Пищевая ценность томата, тыквы. Технология выращивания культур в умеренно холодном поясе. Дары Старого Света. Использование злаков, капусты, винограда, бананов. Разнообразные растения в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов | Называть родину важнейших культурных растений. Обобщать материал о редких и исчезающих видах растений, представлять его для обсуждения. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов об истории распространения отдельных сортов растений и использовании их человеком | |||
| Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Историческое развитие растительного мира» | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы | ||
Тема 7. Царство Бактерии (3 ч) | ||||
Бактерии. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями | Общая характеристика бактерий Бактерии — живые организмы. Строение бактерий. Размножение. Перенесение неблагоприятных условий. Сравнительная характеристика строения и процессов жизнедеятельности бактерий и растений | Называть признаки бактерий как живых организмов. Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных бактерий, бактерий — возбудителей заболеваний человека. Доказывать родство клеток бактерий и растений. Придерживаться правил личной гигиены в повседневной жизни в целях предупреждения заболеваний, вызываемых бактериями | ||
Многообразие бактерий. Обмен веществ и превращения энергии | Разнообразие бактерий Места обитания. Разнообразие форм бактерий. Группы бактерий, определяемые по способам питания, по типам обмена веществ. Отличие цианобактерий от растений. Особенности обмена веществ бактерий | Приводить примеры различных групп бактерий. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности бактерий. Называть признаки отличия бактерий-паразитов от бактерий-симбионтов. Объяснять, почему цианобактерии не относят к растениям | ||
Роль бактерий в природе и жизни человека | Значение бактерий в природе и жизни человека Роль бактерий в природе. Значение бактерий для человека. Процессы жизнедеятельности бактерий, используемые человеком | Описывать свойства организма бактерий, проявляемые в различных условиях окружающей среды. Перечислять свойства бактерий, используемых в очистных сооружениях. Раскрывать значение бактерий в экосистемах, в деятельности человека | ||
Тема 8. Царство Грибы. Лишайники (3 ч) | ||||
Взаимодействие разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии | Царство Грибы. Общая характеристика Общие черты строения. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Своеобразие грибов: сходство Процесс питания грибов. Использование грибов. Роль грибов в природе | Описывать строение гриба. Характеризовать свойства и значение грибницы, плодового тела. Составлять схему процесса появления грибов на планете. Описывать строение одноклеточных и многоклеточных грибов. Объяснять средообразующую деятельность грибов | ||
Грибы. Многообразие грибов. Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами | Разнообразие и значение грибов Разнообразие грибов по типу питания, по строению плодового тела, по съедобности. Роль грибов в жизни растений. Грибы-паразиты. Меры предупреждения отдельных заболеваний, отравления грибами | Характеризовать функцию микоризы гриба. Описывать признаки грибов различных экологических групп. Объяснять ценность гриба как продукта питания. Различать съедобные, ядовитые и паразитические грибы по рисункам, таблицам, натуральным объектам. Уметь оказывать доврачебную помощь при отравлении грибами | ||
Лишайники. Принципы их классификации. Роль лишайников в природе и жизни человека | Лишайники. Общая характеристика и значение Понятие о лишайниках. Внешнее строение, классификация лишайников. Внутреннее строение. Питание, размножение лишайников. Приспособленность лишайников к условиям среды. Роль лишайников в природе | Обосновывать причины появления лишайников-симбионтов. Описывать особенности строения, роста и размножения лишайников. Распознавать накипные, листоватые и кустистые лишайники на рисунках, натуральных объектах. Раскрывать роль лишайников в экосистемах | ||
Тема 9. Природные сообщества (10 ч) | ||||
Экосистемная организация живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Понятие о природном сообществе Экскурсия Весенние явления в жизни природного сообщества (лес, парк, болото) | Объяснять сущность понятий: «природное сообщество», «биогеоценоз», «экосистема». Выявлять преобладающие виды растений родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе | ||
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания | Приспособленность растений к жизни в природном сообществе | Характеризовать целесообразность ярусности в жизни живых организмов. Сравнивать понятия «надземная ярусность» и «подземная ярусность». Устанавливать причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции. Объяснять роль доминирующих и средообразующих видов для поддержания видовой структуры биоценоза | ||
Экосистемная организация живой природы. Экосистема | Смена природных сообществ | Называть и определять доминирующие виды растений биоценоза. Устанавливать признаки взаимной приспособленности живых организмов в биоценозе. Обосновывать роль неконкурентных взаимоотношений для регуляции численности видов в природном сообществе | ||
Экосистема. Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Разнообразие природных сообществ Естественные природные сообщества — лес, луг, болото, степь. Их характерные обитатели. Искусственные природные сообщества — агроценозы. Охрана естественных природных сообществ | Наблюдать и описывать разнообразие видов конкретного биоценоза родного края. Сравнивать особенности естественных и искусственных биоценозов. Аргументировать необходимость охраны природных сообществ | ||
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии | Жизнь организмов в природе Взаимосвязь организмов со средой обитания. Значение организмов в природе: образование органических веществ, насыщение атмосферы кислородом, разложение остатков организмов, использование растениями энергии солнечного света. Непрерывное движение веществ — биологический круговорот. Охрана природных сообществ — основа их устойчивого развития | Описывать биоценоз как самую сложную живую систему. Выявлять особенности взаимоотношений живых организмов в природе. Объяснять роль видового разнообразия растений для устойчивого развития биоценозов. Устанавливать взаимосвязи организмов в пищевых цепях. Характеризовать причины круговорота веществ в экосистемах. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охране природных сообществ как основы устойчивости | ||
Обобщение и систематизация знаний по материалам тем 7–9 | Обобщать и систематизировать знания по темам 7–9, делать выводы | |||
Итоговый контроль Выявление уровня усвоения материалов курса биологии 7 класса и сформированности основных видов учебной деятельности | Называть представителей и характеризовать царство Растения. Объяснять строение и функции органов и систем органов растений. Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов с существованием экосистем. Излагать свою точку зрения на принятие мер охраны растительного мира |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание |
Тема 1. Введение. Общее знакомство с растениями (8 ч) | |||||
1 | Наука о растениях — ботаника | 1 |
|
|
|
2 | Мир растений | 1 |
|
|
|
3 | Внешнее строение растений | 1 |
|
|
|
4 | Семенные и споровые растения | 1 |
|
|
|
5 | Экскурсия «Жизненные формы растений. Осенние явления в их жизни», | 1 |
|
|
|
6 | Экскурсия «Разнообразие растений в природе» (по усмотрению учителя) | 1 |
|
|
|
7 | Среды жизни на Земле. Факторы среды | 1 |
|
|
|
8 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Введение. Общее знакомство с растениями» | 1 |
|
|
|
Тема 2. Клеточное строение растений (6ч) | |||||
9 | Клетка — основная единица живого организма | 1 |
|
|
|
10 | Особенности строения растительной клетки | 1 |
|
|
|
11 | Лабораторная работа № 1 «Знакомство с клеточным строением растения» | 1 |
|
|
|
12 | Жизнедеятельность растительной клетки | 1 |
|
|
|
13 | Ткани растений | 1 |
|
|
|
14 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Клеточное строение растений» | 1 |
|
|
|
Тема 3. Органы растений (16 ч) | |||||
15 | Семя, его строение и значение Лабораторная работа № 2 «Строение семени фасоли» | 1 |
|
|
|
16 | Условия прорастания семян | 1 |
|
|
|
17 | Корень, его строение Лабораторная работа № 3 «Строение корня проростка» | 1 |
|
|
|
18 | Роль корня в жизни растения | 1 |
|
|
|
19 | Разнообразие корней у растений | 1 |
|
|
|
20 | Побег, его строение и развитие | 1 |
|
|
|
21 | Почка, её внешнее и внутреннее строение
| 1 |
|
|
|
22 | Лабораторная работа № 4 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 |
|
|
|
23 | Лист, его строение | 1 |
|
|
|
24 | Значение листа в жизни растения | 1 |
|
|
|
25 | Стебель, его строение и значение | 1 |
|
|
|
26 | Стебель, его строение и значение Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы» | 1 |
|
|
|
27 | Цветок, его строение и значение | 1 |
|
|
|
28 | Цветение и опыление растений | 1 |
|
|
|
29 | Плод. Разнообразие и значение плодов | 1 |
|
|
|
30 | Растительный организм — живая система | 1 |
|
|
|
31 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» | 1 |
|
|
|
Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (11 ч) | |||||
32 | Минеральное (почвенное) питание растений | 1 |
|
|
|
33 | Воздушное питание растений — фотосинтез | 1 |
|
|
|
34 | Космическая роль зелёных растений | 1 |
|
|
|
35 | Дыхание и обмен веществ у растений | 1 |
|
|
|
36 | Значение воды в жизнедеятельности растений | 1 |
|
|
|
37 | Размножение и оплодотворение у растений | 1 |
|
|
|
38 | Вегетативное размножение растений | 1 |
|
|
|
39 | Использование вегетативного размножения человеком | 1 |
|
|
|
40 | Лабораторная работа № 6 «Черенкование комнатных растений» | 1 |
|
|
|
41 | Рост и развитие растительного организма | 1 |
|
|
|
42 | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды | 1 |
|
|
|
43 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» | 1 |
|
|
|
Тема 5. Основные отделы царства растений (11 ч) | |||||
44 | Понятие о систематике растений | 1 |
|
|
|
45 | Водоросли, их значение | 1 |
|
|
|
46 | Разнообразие водорослей | 1 |
|
|
|
47 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение | 1 |
|
|
|
48 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика | 1 |
|
|
|
49 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | 1 |
|
|
|
50 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение | 1 |
|
|
|
51 | Семейства класса Двудольные | 1 |
|
|
|
52 | Семейства класса Двудольные | 1 |
|
|
|
53 | Семейства класса Однодольные | 1 |
|
|
|
54 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные среды царства растений» | 1 |
|
|
|
Тема 6. Историческое развитие растительного мира (5 ч) | |||||
55 | Понятие об эволюции растительного мира | 1 |
|
|
|
56 | Эволюция высших растений | 1 |
|
|
|
57 | Происхождение и разнообразие культурных растений | 1 |
|
|
|
58 | Дары Нового и Старого Света | 1 |
|
|
|
59 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Историческое развитие растительного мира» | 1 |
|
|
|
Тема 7. Царство Бактерии (3 ч) | |||||
60 | Общая характеристика бактерий | 1 |
|
|
|
61 | Разнообразие бактерий | 1 |
|
|
|
62 | Значение бактерий в природе и жизни человека | 1 |
|
|
|
Тема 8. Царство Грибы. Лишайники (3 ч) | |||||
63 | Царство Грибы. Общая характеристика | 1 |
|
|
|
64 | Разнообразие и значение грибов | 1 |
|
|
|
65 | Лишайники. Общая характеристика и значение | 1 |
|
|
|
Тема 9. Природные сообщества (10 ч) | |||||
66 | Понятие о природном сообществе Экскурсия Весенние явления в жизни природного сообщества (лес, парк, болото) | 1 |
|
|
|
67 | Приспособленность растений к жизни в природном сообществе | 1 |
|
|
|
68 | Смена природных сообществ | 1 |
|
|
|
69 | Разнообразие природных сообществ | 1 |
|
|
|
70 | Жизнь организмов в природе Итоговый контроль | 1 |
|
|
|