Муниципальная казенная общеобразовательная организация
Прибрежненская средняя школа
им. генерал-лейтенанта И.И. Затевахина
муниципального образования «Старомайнский район»
Ульяновской области
Рабочая программа по биологии
для обучающихся 7 класса на 2021 - 2022 учебный год
Рабочую программу составила учитель биологии Шахолатова Светлана Маратовна
Планируемые результаты обучения биологии
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Обучающийся научится:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные.
Ученик получит возможность научиться:
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Зоология – наука о животных. ( 5ч.)
Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных.
Раздел 2. Многообразие животного мира: Беспозвоночные (25ч).
Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Значение простейших.
Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории- туфельки"
Контрольная работа №1 «Простейшие»
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных.
Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Класс Малощетинковые черви.
Лабораторная работа №2 "Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость."
Общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.
Лабораторная работа №3 "Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков."
Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые: пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Лабораторная работа №4 "Внешнее строение насекомого"
Контрольная работа №2 «Беспозвоночные»
Раздел 3. Многообразие животного мира: Позвоночные (34 часа)
Хордовые - примитивные формы. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Лабораторная работа №5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыбы."
Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных.
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение.
Контрольная работа №3" Класс Земноводные ", "Класс Пресмыкающиеся"
Общая характеристика класса. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Лабораторная работа №6 "Внешнее строение птицы. Строение перьев."
Лабораторная работа №7 "Строение скелета птицы."
Контрольная работа № 4 «Класс Птицы»
Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные, ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные, приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Лабораторная работа № 8 "Строение скелета млекопитающих".
Раздел 4. Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре. (5 часов)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Контрольная работа №5 «Царство Животные»
Тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела, темы | Количество часов |
| Раздел 1. Зоология – наука о животных | 5 |
1 | Зоология-наука о животных. | 1 |
2 | Животные и окружающая среда. | 1 |
3 | Классификация животных и основные систематические группы | 1 |
4 | Влияние человека на животных | 1 |
5 | Краткая история развития зоологии | 1 |
| Раздел 2. Многообразие животного мира: Беспозвоночные | 25 |
| Одноклеточные (Простейшие) | 6 |
6 | Общая характеристика одноклеточных (Простейших) | 1 |
7 | Тип Саркодовые Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | 1 |
8 | Тип Инфузории. | 1 |
9 | Лабораторная работа № 1 " Строение и передвижение инфузории- туфельки" | 1 |
10 | Многообразие Простейших. | 1 |
11 | Контрольная работа №1 «Простейшие» | 1 |
| Первые многоклеточные – кишечнополостные и губки | 2 |
12 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные | 1 |
13 | Многообразие и значение кишечнополостных | 1 |
| Черви | 6 |
14 | Тип Плоские черви. Общая характеристика. | 1 |
15 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни | 1 |
16 | Тип круглые черви. Класс нематоды. | 1 |
17 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | 1 |
18 | Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость" | 1 |
19 | Многообразие кольчатых червей | 1 |
| Тип Членистоногие | 6 |
| 20 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. | 1 |
| 21 | Класс Паукообразные. | 1 |
| 22 | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение насекомого" | 1 |
| 23 | Типы развития и многообразие насекомых | 1 |
| 24 | Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 |
| 25 | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека | 1 |
| | Тип Моллюски, или Мягкотелые | 5 |
| 26 | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 |
| 27 | Класс Брюхоногие моллюски. | 1 |
| 28 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков" | 1 |
| 29 | Класс Головоногие моллюски. | 1 |
| 30 | Контрольная работа №2 «Беспозвоночные» | 1 |
| | Раздел 3. Многообразие животного мира: Позвоночные | 34 |
| | Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы | 7 |
| 31 | Тип Хордовые. Примитивные формы. | 1 |
| 32 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. | 1 |
| 33 | Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб". | 1 |
| 34 | Внутреннее строение рыб | 1 |
| 35 | Особенности размножения рыб. | 1 |
| 36 | Основные систематические группы рыб. | 1 |
| 37 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана | 1 |
| | Тип Хордовые: земноводные и пресмыкающиеся | 9 |
| 38 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика | 1 |
| 39 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных | 1 |
| 40 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | 1 |
| 41 | Разнообразие и значение земноводных | 1 |
| 42 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика | 1 |
| 43 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | 1 |
| 44 | Разнообразие пресмыкающихся | 1 |
| 45 | Значение пресмыкающихся, их происхождение | 1 |
| 46 | Контрольная работа №3" Класс Земноводные ", "Класс Пресмыкающиеся" | 1 |
| | Тип Хордовые: птицы и млекопитающие | 18 |
| 47 | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев". | 1 |
| 48 | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа №7 "Строение скелета птицы" | 1 |
| 49 | Внутреннее строение птиц. | 1 |
| 50 | Размножение и развитие птиц. | 1 |
| 51 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | 1 |
| 52 | Разнообразие птиц | 1 |
| 53 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц | 1 |
| 54 | Контрольная работа №4 "Класс Птицы" | 1 |
| 55 | Общая характеристика класса. Внешнее строение Млекопитающих. | 1 |
| 56 | Внутреннее строение млекопитающих. | 1 |
| 57 | Лабораторная работа № 8 "Строение скелета млекопитающих" | 1 |
| 58 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 1 |
| 59 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | 1 |
| 60 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные | 1 |
| 61 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | 1 |
| 62 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы. | 1 |
| 63 | Экологические группы млекопитающих | 1 |
| 64 | Человек и млекопитающие | 1 |
| | Раздел 4. Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре. | 5 |
| 65 | Роль животных в природных сообществах | 1 |
| 66 | Основные этапы развития животного мира на Земле | 1 |
| 67 | Значение животных в искусстве и научно-технических открытиях. | 1 |
| 68 | Контрольная работа № 5 «Царство Животные» | 1 |
| 69 | Повторение и обобщение курса биологии 7 класса | 1 |