СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Муниципальная казенная общеобразовательная организация

Прибрежненская средняя школа

им. генерал-лейтенанта И.И. Затевахина

муниципального образования «Старомайнский район»

Ульяновской области



Рабочая программа по биологии

для обучающихся 7 класса на 2021 - 2022 учебный год











Рабочую программу составила учитель биологии Шахолатова Светлана Маратовна

Планируемые результаты обучения биологии

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.


Обучающийся научится:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;


распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные.


Ученик получит возможность научиться:

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


Содержание учебного предмета

Раздел 1. Зоология – наука о животных( 5ч.)

Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных.


Раздел 2. Многообразие животного мира: Беспозвоночные (25ч).

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Значение простейших.

Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории- туфельки"

Контрольная работа №1 «Простейшие»

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных.

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа №2 "Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость."

Общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.

Лабораторная работа №3 "Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков."

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые: пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Лабораторная работа №4 "Внешнее строение насекомого"

Контрольная работа №2 «Беспозвоночные»


Раздел 3. Многообразие животного мира: Позвоночные (34 часа)

Хордовые - примитивные формы. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Лабораторная работа №5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыбы."

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных.

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение.

Контрольная  работа №3" Класс Земноводные ", "Класс Пресмыкающиеся"

Общая характеристика класса. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Лабораторная работа №6 "Внешнее строение птицы. Строение перьев."

Лабораторная работа №7 "Строение скелета птицы."

Контрольная работа № 4 «Класс Птицы»

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные, ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные, приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Лабораторная работа № 8 "Строение скелета млекопитающих".


Раздел 4. Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре. (5 часов)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.

Контрольная работа №5 «Царство Животные»





Тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела, темы

Количество часов


Раздел 1. Зоология – наука о животных

5

1

Зоология-наука о животных.

1

2

Животные и окружающая среда.

1

3

Классификация животных и основные систематические группы

1

4

Влияние человека на животных

1

5

Краткая история развития зоологии

1


Раздел 2. Многообразие животного мира: Беспозвоночные

25


Одноклеточные (Простейшие)

6

6

Общая характеристика одноклеточных (Простейших)

1

7

Тип Саркодовые Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.

1

8

Тип Инфузории.

1

9

Лабораторная работа № 1 " Строение и передвижение инфузории- туфельки"

1

10

Многообразие Простейших.

1

11

Контрольная работа №1 «Простейшие»

1


Первые многоклеточные – кишечнополостные и губки

2

12

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные

1

13

Многообразие и значение кишечнополостных

1


Черви

6

14

Тип Плоские черви. Общая характеристика.

1

15

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

1

16

Тип круглые черви. Класс нематоды.

1

17

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

1

18

Лабораторная работа № 2

"Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость"

1

19

Многообразие кольчатых червей

1


Тип Членистоногие

6


20

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.

1


21

Класс Паукообразные.

1


22

Класс Насекомые.

Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение насекомого"

1


23

Типы развития и многообразие насекомых

1


24

Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1


25

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

1



Тип Моллюски, или Мягкотелые

5


26

Общая характеристика типа Моллюски.

1


27

Класс Брюхоногие моллюски.

1


28

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков"

1


29

Класс Головоногие моллюски.

1


30

Контрольная работа №2 «Беспозвоночные»

1



Раздел 3. Многообразие животного мира: Позвоночные

34



Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы

7


31

Тип Хордовые. Примитивные формы.

1


32

Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение.

1


33

Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб".

1


34

Внутреннее строение рыб

1


35

Особенности размножения рыб.

1


36

Основные систематические группы рыб.

1


37

Промысловые рыбы. Их использование и охрана

1



Тип Хордовые: земноводные и пресмыкающиеся

9


38

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика

1


39

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

1


40

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

1


41

Разнообразие и значение земноводных

1


42

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика

1


43

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

1


44

Разнообразие пресмыкающихся

1


45

Значение пресмыкающихся, их происхождение

1


46

Контрольная  работа №3" Класс Земноводные ", "Класс Пресмыкающиеся"

1



Тип Хордовые: птицы и млекопитающие

18


47

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев".

1


48

Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа №7 "Строение скелета птицы"

1


49

Внутреннее строение птиц.

1


50

Размножение и развитие птиц.

1


51

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

1


52

Разнообразие птиц

1


53

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц

1


54

Контрольная  работа №4 "Класс Птицы"

1


55

Общая характеристика класса. Внешнее строение Млекопитающих.

1


56

Внутреннее строение млеко­питающих.

1


57

Лабораторная ра­бота № 8 "Строение скелета млекопитающих"

1


58

Размножение и развитие мле­копитающих. Годовой жиз­ненный цикл.

1


59

Происхождение и разнообра­зие млекопитающих.

1


60

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и руко­крылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

1


61

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

1


62

Высшие, или плацентарные, звери: приматы.

1


63

Экологические группы млеко­питающих

1


64

Человек и млекопитающие

1



Раздел 4. Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре.

5


65

Роль животных в природных сообществах

1


66

Основные этапы развития животного мира на Земле

1


67

Значение животных в искусстве и научно-технических открытиях.

1


68

Контрольная работа № 5 «Царство Животные»

1


69

Повторение и обобщение курса биологии 7 класса

1