СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 7 класс. Разработана к учебнику Латюшин В.В.. Шапкин В.А. Отвечает требованиям ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, Образовательной программы ООО МКОУ «Торбеевская ОШ», примерной программы основного общего образования по биологии, учебного плана МКОУ «Торбеевская ОШ». Программа ориентирована на использование учебника В.В. Латюшина, В.А. Шапкина Биология. Животные. 7 класс: Дрофа,2015 год. Учебник входит в линию УМК «Биология 5-11 классы» В.В. Пасечника. Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся.

Цели реализации программы:

  • Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемой организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладением понятийным аппаратом биологии;

  • Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга окружающей среды;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • Формирование основ экологической грамотности;

  • Формирования представлений о значимости биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования и защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Задачи обучения:

  • Ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее правлениях, здоровья своего и других; экологическое сознание, воспитание любви к природе;

  • Развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений;

  • Овладение ключевыми компетенциями: учебнопознавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • Формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.


Общая характеристика курса:

Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях животных , их многообразии и эволюции, а также воздействии человека и его деятельности на животный мир. В 7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производства, основанных на использовании биологических систем

Материал курса биологии 7 класса разделен на 7 глав, которым предшествует Введение.

Введение знакомит с общими сведениями о животном мире, историей развития зоологии, методами изучения животных, сходством и различиями животных и растений. Рассказывает о систематике животных.

Глава 1 «Простейшие» знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности простейших организмов, их значением в природе и жизни человека.

Глава 2 «Многоклеточные животные» посвящена изучению многообразия многоклеточных животных, их сред и мест обитания, их значением в природе и жизни человека.

Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем у животных» содержит информацию о строении, значении и усложнении в ходе эволюции органов и систем органов животных.

Глава 4 «Индивидуальное развитие животных» знакомит обучающихся с особенностями процессов размножения и развития животных. Позволяет получить информацию о периодизации и продолжительности жизни животных различных групп.

Глава 5 «Развитие и закономерности размещения животных на Земле» посвящена изучению доказательств эволюции животного мира, знакомству с эволюционной теорией Ч. Дарвина. Знакомит обучающихся с закономерностями размещения животных.

Глава 6. «Биоценозы» знакомит учащихся с понятием «биоценоз», факторами среды и их влиянием на биоценозы, цепях питания. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Глава 7 «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» содержит информацию о влиянии хозяйственной деятельности человека на животных, о значении одомашнивания животных, о необходимости природоохранной деятельности и рационального природопользования.

Место предмета в учебном плане: в учебном плане МКОУ «Торбееская ОШ» на изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю (всего 68 часов в год).




Планируемые результаты освоения курса.



Личностные результаты обучения биологии:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);эстетического восприятия живых объектов;

  • умение применять полученные знания в практической деятельности;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • фомирование и развитие уважительного отношения к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

  • оценка жизненной ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды-гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (формирование и развитие навыков и умений).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Владеть основами самоконтроля и самооцеки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; и

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и вступать в диалог, учувствовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты обучения :

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • выделение существенных признаков биологических объектов;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Ученик научится:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности животных как представителей самостоятельного царства живой природы;

- применять методы биологической науки для изучения животных-проводить наблюдения за животными, ставить несложные опыты и объяснять их результаты;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению животных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи)

- ориентироваться в системе познавательных ценностей-оценивать информацию о животных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость животных в природе и жизни человека.

Ученик получит возможность научиться.

- находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению животных, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

- использовать приемы оказания первой помощи при укусе ядовитых животных, работы с определителями животных; содержания и ухода за животными;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



Содержание курса Биология. Животные.7 класс

Введение (2 часа)

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Тема 1. Простейшие (2 часа) Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

Тема 2. Многоклеточные животные (34 часа)

Беспозвоночные животные.

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Многообразие кольчатых червей.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение представителей отрядов насекомых

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсии

Изучение многообразия птиц.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды

Демонстрация

Видеофильм.

Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.

Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Лабораторные и практические работы

Изучение особенностей различных покровов тела.


Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные и практические работы

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация

Палеонтологические доказательства эволюции.

Тема 6. Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Тематическое планирование.



Тема

Кол-во часов

Лабораторные работы

Экскурсии

1

Введение


2 ч.


2

Простейшие

2 ч.


3

Многоклеточные животные

34ч.

Многообразие кольчатых червей.





4

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных

14ч.



5

Индивидуальное развитие животных

3 ч.



6

Развитие и закономерности размещения животных на Земле

4 ч.



7

Биоценозы

4 ч.



8

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5 ч.



Итого 68 часа.





Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

1. Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник М.: Дрофа, 2015 г.

2. Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа, 2015 г. Рабочая тетрадь к учебнику. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2015 г.





Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

электронное приложение к учебнику на www.drofa. ru ,

материально- техническое оборудование кабинета биологии (Приложение 2)

дидактический материал по предмету,

интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и практические требования











КТП (Приложение № 1)

Календарно тематическое планирование.

№ урока по предмету

№ урока по теме

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

Тема 1 Введение (2 часа)

1

1

История развития биологии

1



2

2

Современная зоология

1



Тема 2 Простейшие (2 часа)

3

1

Простейшие. Корненожки, радиолярии, споровики, солнечники.

1



4

2

Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории. Значение простейших.

1



Тема 3 Многоклеточные животные 34 (часа)

5

1

Тип Губки

1



6

2

Тип Кишечнополостные

1



7

3

Тип Плоские черви

1



8

4

Тип круглые черви. Л.Р. «Знакомство с многообразием круглых червей»

1



9

5

Тип кольчатые черви.

1



10

6

Тип кольчатые черви. Л.Р. «Внешне строение дождевого червя»

1



11

7

Тип моллюски.

1



12

8

Тип моллюски. Л.Р. «Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков»

1



13

9

Тип Иглокожии.

1



14

10

Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные.

1



15

11

Л.Р. «Знакомство с ракообразными»

1



16

12

Класс Насекомые

1



17

13

Л.Р. « Изучение представителей отрядов насекомых»

1



18

14

Отряды насекомых.

1



19

15

Отряды насекомых

1



20

16

Отряды насекомых

1



21

17

Отряды насекомых

1



22

18

Обобщение по теме «Беспозвоночные»

1



23

19

Тип Хордовые.Потипы Бесчерепные и Черепные.

1



24

20

Класс Рыбы.Л.Р. «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

1



25

21

Подкласс Хрящевые рыбы

1



26

22

Подкласс Костные рыбы

1



27

23

Класс земноводные

1



28

24

Класс Пресмыкающиеся.

1



29

25

Отряды Пресмыкающихся

1



30

26

Класс Птицы. Общая характеристика класса

Л.Р. «Изучение внешнего строения птиц»

1



31

27

Отряды Птиц

1



32

28

Отряды птиц

1



33

29

Отряды птиц

1



34

30

Класс Млекопитающие. Подклассы Однопроходные, Сумчатые, Плацентарные

1



35

31

Отряды Млекопитающих

1



36

32

Отряды Млекопитающих

1



37

33

Отряды Млекопитающих

1



38

34

Обобщение по теме «Позвоночные»

1



Тема 4 Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)

39

1

Покровы тела. Л.Р. «Изучение особенностей покровов тела»

1



40

2

Опорно-двигательная система

1



41

3

Способы передвижения животных. Полости тела. Л.Р. «Изучение способов передвижения животных»

1



42

4

Органы дыхания и газообмен.

1



43

5

Л.Р. «Изучение способов дыхания животных»




44

6

Органы пищеварения.

1



45

7

Обмен веществ.

1



46

8

Органы кровообращения.

1



47

9

Кровь.

1



48

10

Органы выделения.

1



49

11

Нервная система и органы чувств

1



50

12

Л.Р. «Изучение ответной реакции на раздражение» Л.Р. «Изучение органов чувств животных»

1



51

13

Продление рода. Органы размножения.

1



52

14

Обобщение по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»




Тема 5 Индивидуальное развитие животных (3 часа)

53

1

Способы размножения животных. Оплодотворение.

1



54

2

Развитие животных с превращением и без превращения.

1



55

3

Периодизация и продолжительность жизни.

1



Тема 6 Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа)

56

1

Доказательства эволюции животных

1



57

2

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира

1



58

3

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

1



59

4

Ареалы обитания. Миграции. закономерности размещения животных.

1



Тема 7 Биоценозы (4 часа)

60

1

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт).

1



61

2

Факторы среды и их влияние на биоценозы

1



62

3

Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

1



63

4

Экскурсия: Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

1



Тема 8 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5часа)

64

1

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.




65

2

Одомашнивание.




66

3

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.





67

4

Природоохранная деятельность.




68

5

Итоговый урок.











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!