СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1

сл.Большая Мартыновка




Утверждаю:

Директор МБОУ – СОШ № 1

сл. Большая Мартыновка

И.В.Реуцкова

Приказ от 30.08.2021 г. № 282






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Уровень общего образования: основное общее, 7 «А, Б, В, Г» классы.

Количество часов в неделю: 2 часа.

Количество часов в год: 67 часов.

Учитель: Бакаева Ирина Анатольевна



Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и науки Российской Федерации, рабочей программы авторов: В. В. Пасечника, С. В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З. Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 – 9 классы) и примерной программы по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы). «Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №1 сл.Большая Мартыновка».

2021-2022 учебный год




1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и науки Российской Федерации, рабочей программы авторов: В. В. Пасечника, С. В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З. Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 – 9 классы) и примерной программы по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы). «Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №1 сл.Б.Мартыновка».

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

● формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; овладение понятийным аппаратом биологии;

● приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов: наблюдения за живыми объектами, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов;

● формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания;

● овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разных формах (в виде таблицы, текста, схем, фотографий и т.д.);

● создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.


2 Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Биология» на ступени основного общего образования в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ – СОШ №1 сл.Б.Мартыновка на 2021 -2022 учебный год количество часов в неделю 2 часа, количество часов в год 67 часов.

СТРУКТУРА КУРСА


Раздел. Тема.

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Многообразие организмов, их классификация

2




Бактерии. Грибы. Лишайники

7

2


1

Многообразие растительного мира

26

9

3

1

Многообразие животного мира

26

19


2

Эволюция растений и животных, их охрана

3




Экосистемы

3




Итого

67

30

3

4


3. Содержание учебного предмета

Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 часа)

      Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
       Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.

Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (7 часов)

      Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.
      Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Лабораторная работа:  • Изучение строения плесневых грибов.
Лабораторная работа: • Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Глава 2. Многообразие растительного мира (26 часов)

      Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
      Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
      Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
      Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.
      Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
      Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.

Многообразие растений, выращиваемых человеком.
      Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
      Лабораторные работы:
      
• Изучение внешнего строения водорослей.
      • Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
      • Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
      • Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
      • Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.
      • Изучение органов цветкового растения.
      • Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
      • Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
      • Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).
      Практические работы:
      
• Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.
      • Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.
      • Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

Глава 3. Многообразие животного мира (26 часов)

      Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
      Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
      Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
      Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
      Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
      Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
      Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
      Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
      Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
      Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
      Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
      Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
      Лабораторные работы:
      • Изучение многообразия одноклеточных животных.
      • Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.
      • Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры.
      • Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
      • Изучение плоских и круглых червей по влажным препаратам.
      • Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам.
      • Наблюдение за поведением улитки (прудовика, слизня).
      • Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.
      • Изучение коллекций насекомых — вредителей сада и огорода.
      • Наблюдение за живыми членистоногими.
      • Изучение внешнего строения и особенностей движения, дыхания и поведения аквариумных рыб.
      • Наблюдение и уход за аквариумными рыбами.
      • Описание видового состава рыб местных водоемов.
      • Наблюдение за живыми черепахами (лягушками, ящерицами).
      • Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.
      • Изучение строения куриного яйца.
      • Наблюдение и уход за птицами (канарейками, попугайчиками, курами и др.).
      • Изучение внешнего строения млекопитающих.
      • Наблюдение и уход за млекопитающими (хомяками, морскими свинками, кроликами и др.).
      Экскурсии:
      
• Разнообразие и роль членистоногих в природе.
      • Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
      • Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).
      Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.

Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3часа)

      Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
      Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.

Глава 5. Экосистемы (3 часа)

      Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
      Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.


4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и УУД, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, методами и приемами.

Учащиеся должны знать:

● характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

● применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

● владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи;

● ориентировать в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Должны уметь:

● соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

● использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений, выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

● выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

● осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

● ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

● находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

● выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержательные линии программы

Планируемые результаты. Требования ФГОС


Базовый уровень

Повышенный уровень

Живые организмы


• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.


Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



п/п

Дата по плану

Примечание

Тема раздела, урока

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Многообразие организмов, их классификация (2 часа)

1

03.09


Многообразие организмов, их классификация

Познакомить с систематикой – наукой о многообразии и классификации организмов; раскрыть задачи и значение систематики; познакомить с учебником, его методическим аппаратом, правилами работы и требованиями учителя; продолжить формирование навыков безопасной работы в лаборатории

Расширить и углубить знания о многообразии живых организмов, знакомиться с основными положениями систематики как науки

Осваивают основные положения и критерии классификации

Осознают жизнь как универсальную особенность, продолжают формироваться научное мировоззрение на основе единства живой природы

2

07.09


Вид – основная единица систематики

Сформировать представление о виде как основной единице систематики, признаках (критериях) вида;

познакомить с редкими видами растений и животных;

раскрыть значение знаний о виде, его признаках для сохранения видового разнообразия на Земле.

Узнают об основных критериях вида, о приспособлениях особей вида к среде обитания. Учатся сравнивать особи одного и разных видов, находить черты сходства и различия между ними


Бактерии. Грибы. Лишайники. (7 часов)

3

10.09


Бактерии –доядерные организмы.

Развивать знания об особенностях строения, питания, размножения и распространения бактерий, их отличии от растений и животных, о примитивном уровне их организации.

Знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, их многообразием и отличием от растений и животных. Продолжают формировать умения самостоятельной работы с текстом и иллюстрациями учебника

4

14.09


Роль бактерий в природе и жизни человека

Продолжить формирование знаний о разнообразии бактерий и их роли в природе и жизни человека

Знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека. Учатся устанавливать роль бактерий на основе анализа пищевой цепи

5

17.09


Грибы – царство живой природы


Продолжить формирование знаний о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, их сходстве и отличиях от растений и животных

Знакомятся с характерными признаками грибов как самостоятельного царства живой природы. Учатся выделять признаки грибов и на основе их доказывать, почему грибы были выделены в самостоятельное царство природы

6

21.09


Многообразие грибов, их роль в жизни человека.

 

Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных и плесневых грибов, со съедобными и ядовитыми шляпочными грибами, с правилами их сбора, мерами предупреждения отравления ядовитыми грибами

Знакомятся со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей, их ролью в жизни человека. Учатся проводить простейшие исследования по сравнению грибов, выделению характерных для них признаков, делать выводы на основе сравнения

7

24.09


Грибы – паразиты растений, животных, человека.


Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности грибов-паразитов, поражающих посевы культурных растений, вызывающих заболевания животных и человека;

обобщить знания о бактериях и грибах как самостоятельных царствах живой природы

Знакомятся с грибами-паразитами и их ролью в природе. Продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, самостоятельно готовить сообщения и участвовать в их обсуждении и оценке


8

28.09


Лишайники – комплексные симбиотические организмы

продолжить формирование знаний о лишайниках как комплексных организмах, об особенностях их строения, жизнедеятельности, о приспособленности к жизни в различных условиях, их роли в природе и жизни человека

Расширяют знания о лишайниках как симбиотических организмах. Учатся проводить наблюдения в природе и на их основе делать выводы.

9

01.10


Контрольная работа по темам «Многообразие организмов, их классификация. Бактерии, грибы, лишайники»



Многообразие растительного мира (26 часов)

10

05.10


Общая характеристика водорослей

Развить понятия о многообразии, среде обитания и жизнедеятельности водорослей

Обобщить знания о многообразии, среде обитания и жизнедеятельности водорослей. Выделяют существенные признаки в строении и жизнедеятельности водорослей и на этой основе дают им характеристику как низшим растениям

11

08.10


Многообразие водорослей

Расширить знания о многообразии водорослей, познакомить с представителями основных отделов водорослей

Расширяют знания о многообразии водорослей, познакомятся с представителями основных отделов водорослей, учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы,

учатся работать с различными источниками информации

12

12.10


Значение водорослей в природе и жизни человека

Познакомить со значение водорослей в природе и жизни человека

Узнают о значении водорослей в природе и жизни человека. Учатся работать с различными источниками информации и проводить отбор материала для составления схемы

13

15.10


Высшие споровые растения

Дать общую характеристику высших споровых растений; познакомить с происхождением и циклом развития высших споровых растений

Расширяют знания о высших споровых растениях, узнают об их происхождении и цикле развития. Учатся выделять существенные признаки высших споровых растенй и устанавливать у них черты усложнения по сравнению с низшими растениями

14

19.10


Моховидные

Познакомить с характерными особенностями высших растений на примере мхов; показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; познакомить со средой обитания мхов; раскрыть роль мхов в природе и жизни человека

Узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека

Учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы

15

22.10


Папоротниковидные

Познакомить с особенностями строения и размножения папоротников, с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами

Узнают о папоротниках как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организацией

Учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы

16

26.10


Плауновидные. Хвощевидные.

Познакомить с особенностями строения плауновидных и хвощевидных, с их ролью в природе и жизни человека

Расширяют свои знания о плауновидных и хвощевидных как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению со мхами

Учатся выделять существенные признаки плауновидных и хвощевидных и доказывать их принадлежность к высшим споровым растениям

17

29.10


Голосеменные - отдел семенных растений

Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности голосеменных растений, с их практическим значением в жизни человека

Расширяют знания о характерных признаках и многообразии голосеменных растений.

Учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущество перед высшими споровыми растениями

18

09.11


Разнообразие хвойных растений

Познакомить с разнообразием хвойных растений

Расширяют знания о голосеменных растениях и их разнообразии

Учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы

19

12.11


Покрытосеменные, или Цветковые

Обобщить и углубить знания об особенностях строения, о многообразии, среде обитания, значении в природе и жизни человека покрытосеменных растений

Обобщают и углубляют знания о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений. Учатся на основе выделения существенных признаков покрытосеменных растений. объяснять, почему их можно рассматривать как наиболее высокоорганизованную и господствующую группу растительного мира

20

16.11


Строение семян

Познакомить с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений; сформировать умение выявлять общие и отличительные признаки в строении семян

Знакомятся с особенностями строения семян растений и их значением.

Учатся выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты

Формируется познавательный интерес к изучению новых объектов живой природы

21

19.11


Виды корней и типы корневых систем

Сформировать знания о видах корней, типах корневых систем и зонах корня; раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией; продолжить формирование умений делать выводы, проводить л/р

Знакомятся с видами корней, типами корневых систем и их функциями

Продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке, оформлять её результаты и на их основании делать выводы


22

23.11


Видоизменения корней

Сформировать понятие о видоизменении корней

Знакомятся с видоизменениями корней как результатом приспособления к условиям существования

Учатся устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

23

26.11


Побег и почки

Сформировать понятие «побег», «почки вегетативные и генеративные»; познакомить с типами листорасположения; объяснить, как распознавать вегетативные и генеративные почки, их расположение на стебле; познакомить с развитием побега из почки; на основе наблюдений за развитием побега раскрыть сущность процессов роста и развития

Знакомятся со строением побега и почек, развитием побега из почки. Развивают умения проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основе делать выводы



24

30.11


Строение стебля

Показать роль стебля в жизни растения; познакомить с внешним и внутренним строением стебля;

установить взаимосвязь особенностей строения стебля в связи с выполняемыми им функциями

Знакомятся с внешним и внутренним строением стебля

Продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты


25

03.12


Внешнее строение листа. Клеточное строение листа

Сформировать знания о листе как важной составной части побега; познакомить со строением и основными функциями листа; распознавать простые и сложные листья, их жилкование и расположение на стебле; познакомить с клеточным строением листа; установить связь особенностей строения клеток с выполняемыми ими функциями; продолжить формирование умения приготовления микропрепарата и работы с ним

Знать особенности строения листьев и выполняемые ими функции.

Продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты. Знакомятся с особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями.

Продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты


26

07.12


Административная контрольная работа



27

10.12


Видоизменения побегов

Познакомить с видоизменнеными побегами, их биологическим и хозяйственным значением; продолжить формирование умений проводить л/р и делать выводы

Знакомятся с видоизменнеными побегами, их биологическим и хозяйственным значением

Продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты

28

14.12


Строение и разнообразие цветков

Сформировать знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинки; сделать вывод о родстве покрытосеменных растений на основе установления сходства в строении цветков различных растений

Знакомятся со строением цветка

Продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты



29

17.12


Соцветия

Познакомить с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение

Знакомятся с наиболее распространенными соцветиями

Продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты

30

21.12


Плоды

Познакомить с разнообразием плодов; подвести к выводу о родстве цветковых растений

Знакомятся с типами плодов и их классификацией

Продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты

31

24.12


Размножение покрытосеменных растений

Познакомить с особенностями полового размножения покрытосеменных растений и образованием у них семян и плодов

Знакомятся с различными способами опыления цветковых растений, с особенностями полового размножения покрытосеменных растений и образованием у них семян и плодов

Продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

32

28.12


Классификация покрытосеменных

Познакомить с признаками растений классов двудольных и однодольных; сформировать представление о семействах покрытосеменных растений, о многообразии цветковых растений и их хозяйственном значении

Знакомятся с классификацией и основными систематическими группами растений

Продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

33

11.01


Класс Двудольные

Познакомить с отличительными признаками растений семейств крестоцветных, розоцветных, паслёновых, мотыльковых бобовых), сложноцветных; показать хозяйственное значение изученных растений

Знакомятся с отличительными признаками растений семейств крестоцветных, розоцветных, паслёновых, мотыльковых (бобовых), сложноцветных

Продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

34

14.01


Класс Однодольные

Познакомить с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями; продолжить работу по формированию умений распознавать цветковые растения, определять их систематическое положение

Знакомятся с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков

Продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

35

18.01


Контрольная работа по теме «Многообразие растительного мира»

Обобщить знания по теме «Многообразие растительного мира»


Многообразие животного мира (26 часов)

36

21.01


Общие сведения о животном мире

Выявить признаки сходства и различий между животными, растениями, грибами, бактериями;

продолжить знакомство с многообразием животного мира;

развить понятие о систематике живых организмов и о виде как систематической единице

Расширяют знания о царстве Животные, о классификации животных, виде; развивают умение выделять существенные признаки животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением обосновать необходимость охраны животного мира

Продолжают осваивать учебно- исследовательскую деятельность, устанавливать систематическую принадлежность объектов к царству животных, учатся работать с разными источниками информации

37

25.01


Одноклеточные животные, или Простейшие

Познакомить с общей характеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности; научить распознавать простейших, выявлять черты сходства и различий в строении растительной клетки и клетки простейших; продолжить формирование умений работать с микроскопом, готовить временные микропрепараты

Расширяют знания о характерных признаках и многообразии одноклеточных животных, совершенствуют умение различать простейших

Осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

38

28.01


Паразитические простейшие. Значение простейших

Закрепить знания о характерных чертах строения и процессах жизнедеятельности одноклеточных животных; продолжить формирование представлений о простейших; раскрыть меры борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими; познакомить со значением простейших в природе и жизни человека

Закрепляют знания о строении и жизнедеятельности одноклеточных животных, формируют представления о паразитических простейших, о профилактике заболеваний.

Осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

39

01.02


Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных

Расширить представления о тканях животных, их многообразии и значении; развить представления о взаимосвязи строения ткани и выполняемых ею функций; продолжить формирование понятий об органах, системах органов, о взаимосвязи строения и функций систем органов; развивать умение изучать с помощью микроскопа фиксированные препараты

Расширяются представления о типах тканей, формируются понятия об органах и системах органов; учатся различать ткани животных

Осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации


40

04.02


Тип Кишечнополостные

Познакомить с общей характеристикой типа; сформировать представления о внешнем и внутреннем строении, жизнедеятельности кишечнополостных

Знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности, жизненными формами кишечнополостных; формируются понятия регенерации, рефлексе, бесполом и половом размножении кишечнополостных

Осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

41

08.02


Многообразие кишечнополостных

Расширить представление о многообразии кишечнополостных, обосновать роль кишечнополостных расширяют представления о классах кишечнополостных

Расширяют представления о классах кишечно-полостных, о их значении в природе и жизни человека

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

42

11.02


Общая характеристика червей. Тип Плоские черви

Познакомить с общей характеристикой группы червей, сформировать представления о типе плоских червей; раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности ресничных червей, сосальщиков, ленточных червей, раскрыть меры борьбы и профилактики заражения паразитическими плоскими червями

Знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности червей, учатся различать плоских червей

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

43

15.02


Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви


Познакомить с особенностями строения и процессов жизнедеятельности круглых червей; сформировать знания о мерах профилактики заражения паразитическими круглыми червями, систематизировать и проверить знания о плоских, круглых, кольчатых червях

Знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности круглых червей, учатся различать круглых червей

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

44

18.02


Класс Брюхоногие

Познакомить с особенностями строения и процессов жизнедеятельности моллюсков; раскрыть значение брюхоногих и двустворчатых моллюсков

Знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков, учатся различать моллюсков; формируются понятия о мантии, мантийной полости, сердце

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

45

22.02


Класс Головоногие моллюски

Расширить представления о многообразии моллюсков, познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности и значении головоногих моллюсков

Расширяют знания о моллюсках, формируется понятие о реактивном движении

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

46

25.02


Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные

Познакомить с характерными признаками членистоногих, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека

Знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности членистоногих, учатся различать членистоногих

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

47

01.03


Класс Паукообразные

Рассмотреть особенности строения, многообразия, значения паукообразных

Знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, учатся различать паукообразных, формируются понятия о паутине, ядовитых железах, приемах предохранения от укусов клещей, профилактике заболеваний, вызываемых клещами

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

48

04.03


Класс Насекомые

Продолжать формировать знания об организации, размножении и развитии насекомых

Расширяют знания о строении и жизнедеятельности насекомых, формируется понятие о развитии насекомых с полным и неполным превращением

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

49

11.03


Многообразие насекомых

Продолжать знакомство с многообразием насекомых, их ролью в природе и жизни человека; раскрыть практическое значение пчеловодства; обобщить, систематизировать и проверить знания о членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных

Расширяют знания о многообразии, значении насекомых

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации


50

15.03


Контрольная работа по темам «Одноклеточные. Кишечнополостные. Черви. Моллюски. Членистоногие»


Обобщить, систематизировать и проверить знания о беспозвоночных животных, их многообразии и приспособленности к среде обитания

Обобщают знания о беспозвоночных, формируется естественно-научная картина мира

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

51

18.03


Тип Хордовые

Познакомить с общей характеристикой хордовых животных; рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ланцетника

Знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности хордовых; формируются понятия хорда, нервная трубка

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

52

29.03


Строение и жизнедеятельность рыб

Познакомить с многообразием рыб, классами хрящевых и костных рыб; изучить особенности строения, размножения и развития рыб

Расширяют знания о позвоночных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития рыб

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

53

01.04


Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

Расширить представления о приспособленности рыб к условиям обитания; раскрыть значение рыб в природе и жизни человека; обосновать необходимость и меры охраны рыб; обобщить и систематизировать знания о рыбах

Расширяют знания о многообразии рыб; знакомятся с приспособлениями рыб к условиям

Обитания; формируются понятия о промысловых рыбах, рыбоводстве

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

54

05.04


Класс Земноводные

Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития земноводных

Расширяют знания о многообразии земноводных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

55

08.04


Класс Пресмыкающиеся

Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития пресмыкающихся

Расширяют знания о многообразии пресмыкающихся; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

56

12.04


Класс Птицы

Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития птиц

Расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

57

15.04


Многообразие птиц и их значение. Птицеводство

Расширить представления о приспособленности птиц разных экологических групп; раскрыть значение птиц; обосновать необходимость и меры охраны птиц; обобщить и систематизировать знания о птицах

Расширяют знания о многообразии птиц;

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

58

19.04


Класс Млекопитающие,

или Звери

Познакомить с общей характеристикой млекопитающих; рассмотреть прогрессивные черты организации млекопитающих, позволяющие им освоить основные среды обитания

Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

59

22.04


Многообразие зверей

Расширить представления о многообразии млекопитающих; продолжить формирование представлений об экологических группах млекопитающих

Расширяют знания о многообразии теплокровных животных;

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

60

26.04


Домашние млекопитающие

Расширить представления о домашних млекопитающих; познакомить с основными отраслями животноводства

Расширяют знания о домашних млекопитающих, животноводстве, значении зверей в жизни человека

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

61

29.04


Контрольная работа по теме «Многообразие животного мира»

Обобщить, систематизировать и проверить знания о многообразии животного мира

Обобщают знания о многообразии животного мира

Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения

Эволюция растений и животных, их охрана (3часа)

62

06.05


Этапы эволюции органического мира

Сформировать представления о развитии жизни, об основных ароморфозах растений и животных

Знакомятся с представлениями о развитии жизни и об основных ароморфозах растений и животных

Учатся устанавливать причинно-следственные связи между появлением ароморфозов и эволюцией жизни на планете

63

13.05


Освоение суши растениями и животными.

Сформировать знания о выходе древних растений и животных на сушу, об условиях, обеспечивших этот переход, усложнении наземных растений и животных, о естественных причинах эволюции.

Знакомятся с условиями, обеспечившими выход древних растений и животных на сушу, знакомятся с влиянием деятельности человека на видовое разнообразие


64

17.05


Охрана растительного и животного мира

Обобщить знания о влиянии деятельности человека на видовое разнообразие; подвести к выводу о необходимости охраны видов, экосистем

Учатся устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и эволюцией растительного и животного мира, учатся устанавливать последствия непродуманной деятельности человека, а природе

Экосистемы (3часа)

65

20.05


Экосистема

Сформировать понятие об экосистеме, о взаимоотношениях организмов, о цепях питания

Знакомятся с растительными сообществами и их типами, с приспособленностью организмов к совместному проживанию в сообществе.

Развивают умения работать с разными источниками

66

24.05


Среда обитания организмов. Экологические факторы.

Сформировать знания о среде обитания организмов, факторах среды, взаимосвязи растений и среды обитания.

Формируется понятие об экологических факторах и их влиянии на живые организмы.

Развивают умения работать с разными источниками

67

27.05


Биотические и антропогенные факторы.

Искусственные экосистемы

Сформировать знания о взаимосвязи организмов и факторов живой природы, о влиянии деятельности человека на экосистемы. Познакомить с искусственными экосистемами

Формируется понятие о биотических факторах и их влиянии на живые организмы;

Учатся анализировать влияние различных экологических факторов и делать выводы об их влиянии на экосистемы; Формируются элементы экологической культуры.



СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Протокол заседания

________ Ю.В.Захарова ______________ Е.П.Басюк методического совета

26 августа 2021 года 27 августа 2021 года МБОУ – СОШ № 1

сл. Большая Мартыновка

от 30 августа 2021г № 282

____________ Е.П.Басюк





















Лист внесения изменений

в рабочую программу по учебному предмету «_Биология_» в _7_ « А,Б,В,Г » классах.

В связи с изменением количества часов, предусмотренных рабочей программой на 2021-2022 учебный год, по причине установления нерабочих дней с _________ по _______ в рабочую программу внести изменения:

№ п/п

урока

Дата по

плану

Дата

по факту

Тема

Способ корректировки

Реквизиты документа,

которым закреплено изменение





объединение тем близких по содержанию















В связи с внесением изменений количество часов за год по учебному предмету « __Биология__» за год - __ час__.

В результате корректировки обеспечивается полное выполнение содержания программы.



Изменения в рабочей программе согласованы и одобрены __________.

Заместитель директора по УВР: _______________________ Басюк Е.П.







Контрольная работа №3 «Одноклеточные. Кишечнополостные. Черви. Моллюски. Членистоногие»

























































Контрольная работа №4«Многообразие животного мира»

ВАРИАНТ 1


Часть А

1 У амебы вредные продукты обмена выделяются

а) через всю поверхность тела

б) через сократительную вакуоль

в) через пищеварительную вакуоль

г) через поверхность тела и сократительную вакуоль

2 Тело инфузории-туфельки:

а) покрыто жгутиками

б) покрыто ресничками

в) покрыто слизью

г) имеет гладкую оболочку

3 При неблагоприятных условиях большинство простейших:

а) погибает

б) погибает, но перед этим размножается

в) переходит в состояние цисты

г) образует споры

4 Вольвокс нельзя отнести к многоклеточным организмам, т.к.:

а) тело вольвокса содержит мало клеток

б) клетки вольвокса не связаны друг с другом

в) изолированная клетка вольвокса может существовать как самостоятельный организм

г) верны все ответы

5 В эктодерме гидры больше всего содержится клеток следующего типа:

а) нервных

б) кожно-мускульных

в) стрекательных

г) промежуточных

6 Регенерация у гидры - это

а) процесс бесполого размножения

б) почкование

в) процесс восстановления утраченных частей тела

г) как размножения, так и восстановления

7 Кишечная полость у кишечнополостных связана с наружной средой

а) только через рот

б) через рот и порошицу

в) через рот и анальное отверстие

г) могут быть разные варианты

8 Плоские черви имеют

а) первичную полость тела

б) вторичную полость тела

в) кишечную полость тела

г) не имеет полости тела

9 Переваривание пищи у планарии происходит

а) в желудке

б) в двенадцатиперстной кишке

в) в желудке и тонком кишечнике

г) в разветвлениях кишечника

10 Нервная система у планарии

а) разбросано-узлового типа

б) сетевого типа

в) узлового типа

г) отсутствует

11 Плоские черви

а) имеют двустороннюю симметрию

б) кожно-мускульный мешок

в) специальную выделительную систему

г) верны все ответы

12 Полость тела у аскариды

а) заполнена соединительной тканью

б) заполнена жидкостью

в) заполнена воздухом

г) отсутствует

13 В каждом членике тела дождевого червя повторяются

а) нервные узлы

б) выделительные трубочки

в) кольцевые кровеносные сосуды

г) верны все ответы

14 У дождевого червя из органов чувств имеются

а) обоняние

б) вкус

в) слух

г) специальных органов чувств нет

15 Дождевой червь дышит

а) в бескислородной среде

б) атмосферным воздухом

в) возможны оба варианта

г) дыхание отсутствует

16 Раковина обыкновенного прудовика покрыта слоем

а) извести

б) рогоподобного вещества

в) хитина

г) кремния

17 В кровеносной системе прудовика имеются

а) двухкамерное сердце и один круг кровообращения

б) двухкамерное сердце и незамкнутая кровеносная система

в) незамкнутая кровеносная система, функцию сердца выполняют два сосуда в передней части тела

г) однокамерное сердце и незамкнутая кровеносная система

18 К брюхоногим моллюскам относятся

а) голый слизень

б) живородка

в) битиния

г) верны все ответы

19 Хитиновый покров членистоногих выполняет функции

а) защиты

б) терморегуляции

в) газообмена

г) верны все ответы

20 Сердце рака имеет

а) два отдела: предсердие и желудочек

б) три отдела: два предсердия и один желудочек

в) один отдел

г) сердце отсутствует

21 Нервная система у рака состоит из

а) надглоточного нервного узла

б) подглоточного нервного узла

в) брюшной нервной цепочки

г) верны все ответы

22 Брюшко паука-крестовика имеет

а) три членика

б) пять члеников

в) нечленистое строение

г) ни один из ответов не верен

23 Процесс пищеварения у паука-крестовика:

а) внутриполостной

б) частично внеполостной

в) полностью внеполлостной

г) жидкие компоненты перевариваются вне пищеварительной системы, а твердые в желудке паука

24 Тело членистоногих состоит из:

а) головы, груди и брюшка

б) головы и туловища

в) головогруди и туловища

г) головы, груди и брюшка; головогруди и брюшка .

25 У насекомых число пар двигательных конечностей может быть равно

а) 3

б) 4

в) 5

г) верны все ответы

26 Кислород к тканям насекомых поступает за счет диффузии через

а) стенки капилляров

б) стенки трахей

в) стенки легочных мешков

г) поступает сначала в трахеи, затем в капилляры

27 Рыбы относятся к типу:

а) бесхордовые

б) полухордовые

в) хордовые

28 Тело покрыто костной чешуей:

а) только у хрящевых рыб

б) только у костных рыб

в) у всех рыб, за редким исключением

29 У рыб глаза всегда открыты, потому что у них:

а) веки срослись и превратились в прозрачную оболочку

б) веки отсутствуют

в) веки неподвижны

30 Спинной мозг у рыб находится:

а) под позвоночником

б) в позвоночном канале, который образуют верхние дуги позвонков

в) над позвоночником

31 Кровеносная система у рыб:

а) замкнутая

б) незамкнутая

в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных

32 Температура тела рыб:

а) постоянная, и не зависит от температуры среды

б) непостоянная, но от температуры среды не зависит

в) непостоянная и зависит от температуры среды

33 Кожа у пресмыкающихся:

а) имеет сальные железы

б) сухая ( без желез)

в) имеет небольшое количество желез, выделяющих слизь

34 Сердце у пресмыкающихся:

а) трехкамерное

б) трехкамерное, кроме крокодтлов

в) четырехкамерное

35 Оплодотворение у пресмыкающихся:

а) наружное

б) внутреннее

в) как наружное, так и внутреннее

36 Ужи-это:

а) безногие ящерицы

б) змеи

в) особая группа пресмыкающихся

37 У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной перегородкой

а) бражейкой

б) ганглием

в) диафрагмой

г) кутикулой

38 К скелету нижней конечности не относится следующий элемент:

а) цевка

б) бедро

в) голень

г) лучевая кость

39 Для животных характерна лучевая симметрия тела:

а) моллюски

б) плоские черви

в) кишечнополостные

г) рыбы

40 Исключите лишнее:

а) лопатка

б) ключица

в) вороньи кости

г) плечевая кость

41 Наука о птицах –это:

а) птицеводство

б) орнитология

в) кинология

г) зоология

42 Киль на грудине птиц:

а) способствует рассеканию воздуха при полете

б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц

в) не имеет значения, как приспособление к полету

43 Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них челюстей и зубов:

а) зоб

б) железистый отдел желудка

в) мускульный отдел желудка

г) тонкий кишечник

44 Млекопитающие распространились по Земле благодаря тому, что

а) имели мелкие размеры

б) вскармливали детенышей молоком

в) были теплокровными

г) верны все ответы

45 Ткани впервые появились у :

а) простейших

б) кишечнополостных

в) плоских червей

г) кольчатых червей

46 Теория Дарвина утверждает, что все организмы:

а) неизменные и созданы высшими силами

б) сначала были созданы, а затем эволюционировали естественным путем

в) возникли и эволюционировали естественным путем

47 Естественный отбор –это:

а) выживание одних особей за счет гибели других

б) выживание наиболее мелких организмов

в) результат изменчивости


Часть Б


1 Распределите животных по группам

А. Млекопитающие

Б. Земноводные

В. Пресмыкающиеся

Г. Птицы


1 землеройка

2 кит

3 удав

4 прыткая ящерица

5 гребенчатый тритон

6 киви

7 гренландский тюлень

8 остромордая лягушка

9 пингвин

10 утконос

11 жабы

12 иволга

13 ехидна

14 нильский крокодил

15 уж обыкновенный




ВАРИАНТ 2


Часть А

1 У амеб образование цист способствует

а) защите от неблагоприятных условий

б) расселению

в) размножению

г) защите и расселению

2 У инфузории-туфельки отсутствуют:

а) глотка

б) порошица

в) сократительная вакуоль

г) ни один из ответов не верен

3 Непереваренные остатки пищи у инфузории выводятся через:

а) сократительную вакуоль

б) всю поверхность тела

в) ротовое отверстие

г) порошицу

4 Амебная дизентерия у человека вызывается дизентерийными амебами, попавшими:

а) в кровь

б) в органы дыхания

в) в кишечник

г) верны все ответы

5 В энтодерме гидры имеются клетки

а) содержащие сократимые мускульные волоконца

б) имеющие жгутики

в) образующие ложноножки

г) верны все ответы

6 Регенерация характерна

а) для гидры

б) для земноводных

в) для человека

г) верны все ответы

7 Нервная система у гидры

а) сетевого типа (имеет вид нервного сплетения)

б) узлового типа

в) у полипов сетевого, а у медуз –узлового типа

г) разбросанно-узлового типа ( диффузно-узловая)

8 Углекислый газ у планарии удаляется через

а) через выделительные поры на переднем конце тела

б) через выделительные поры на брюшной поверхности

в) через порошицу

г) через всю поверхность тела

9 В цикле развития печеночного сосальщика промежуточным хозяином является

а) крупный рогатый скот

б) человек

в) малый прудовик

г) мидия

10 Тело круглых червей разделено на

а) сегменты

б) членики

в) кольца

г) ни один из ответов не верен

11 Пищеварительная система у аскариды представлена

а) ртом, мускулистой глоткой, кишечником, анальным отверстием

б) ртом, глоткой, желудком, кишечником, анальным отверстием

в) ртом, глоткой и слепозамкнутым кишечником

г) ртом, кишечником и анальным отверстием

12 Нервная система у круглых червей

а) отсутствует

б) узлового типа

в) сетевого типа

г) имеет вид брюшной нервной цепочки

13 Дыхание паразитических круглых червей осуществляется

а) через всю поверхность тела

б) через дыхательные отверстия в коже

в) дыхание бескислородное

г) дыхание отсутствует

14 Нервная система дождевого червя представлена

а) окологлоточным нервным кольцом, двумя брюшными нервными стволами и нервными узелками в каждом членике

б) окологлоточным нервным кольцом и четырьмя стволами

в) надглоточным нервным узлом, двумя стволами и узлами в каждом членике

г) подглоточным нервным узлом, двумя стволами и узлами в каждом членике

15 Мантийная полость – это пространство между

а) раковиной и мантией

б) телом и мантией

в) раковиной и телом

г) ни один из ответов не верен

16 Дыхание беззубки обеспечивается за счет поступления кислорода через

а) жабры

б) вводной сифон

в) всю поверхность тела

г) легкие

17 К головоногим моллюскам относятся

а) наутилус

б) каракатица

в) кальмар

г) верны все ответы

18 Тело рака подразделяется

а) голову, грудь и брюшко

б) головогрудь и брюшко

в) раки слитнотелые

г) у разных видов могут быть разные варианты

19 Сердце рака содержит

а) только венозную кровь

б) только артериальную кровь

в) смешанную кровь

г) в левой половине артериальную, в правой – венозную кровь

20 Ракообразных отличает от других членистоногих

а) наличие двух пар усиков

б) наличие двуветвистых конечностей

в) отсутствие трахейного и легочного дыхания

г) верны все ответы

21 У паука-крестовика число паутинных бородавок составляет

а) одну

б) одну пару

в) две пары

г) три пары

22 Из перечисленных ниже видов клещей к возбудителям заболеваний относятся

а) собачий клещ

б) таежный клещ

в) часоточный клещ

г) верны все ответы

23 Глаза у членистоногих:

а) у всех простые

б) у всех сложные

в) простые у всех ракообразных, большинства насекомых; сложные у паукообразных

г) простые у паукообразных, сложные у ракообразных и большинства насекомых

24 Членистоногие дышат:

а) всей поверхностью тела

б) только легкими и трахеями

в) только жабрами

г) при помощи жабр, легких и трахей или всей поверхностью тела

25 Нервная система у членистоногих:

а) сетчатая ( диффузная)

б) узловая

в) сетчатая у ракообразных и узловая у паукообразных и насекомых

г) узловая у ракообразных и сетчатая у паукообразных и насекомых

26 Наружный покров членистоногих с возрастом животного становится;

а) легкорастяжимым

б) слаборастяжимым

в) тружнорастяжимым

г) не растяжимым

27 Хорда – это:

а) спинной мозг без сформировавшихся вокруг него костных или хрящевых защитных образований

б) плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками

в) эластичная трубка, в канале которой находится спинной мозг

28 Плавательный пузырь у рыб выполняет функции:

а) только гидростатические

б) гидростатические, а у некоторых видов рыб и дыхательные

в) гидростатические, дыхательные, функции поддержания постоянного состава крови

29 Рыба не может повернуть голову вправо и влево, потому что:

а) череп неподвижно соединен с позвоночником

б) этому мешают жаберные крышки

в) этому препятствует чешуя

30 Сердце у рыб состоит из:

а) одной камеры

б) двух камер

в) трех камер

31 Органы слуха у рыб находятся справа и слева:

а) в костях черепа, задней его части

б) в жаберных крышках

в) в жаберных дугах

32 Шея у пресмыкающихся:

а) отсутствует

б) имеется

в) у одних видов отсутствует, у других имеется

33 Большие полушария переднего мозга у пресмыкающихся:

а) не имеют кору из серого вещества

б) имеют хорошо развитую кору из серого вещества мозга

в) имеют кору мозга, но слабо развитую, не покрывающую всю поверхность больших полушарий

34 Кровь у пресмыкающихся течет по организму

а) по одному кругу кровообращения

б) по одному кругу кровообращения, за исключением крокодилов

в) у всех по двум кругам кровообращения

35 Развитие у пресмыкающихся

а) прямое

б) непрямое

в) как прямое, так и непрямое

36 У морских черепах ноги:

а) имеют между пальцами плательные перепонки

б) превратились в ласты

в) обычного типа

37 По своему составу кровь в сердце птиц

а) только венозная

б) только артериальная

в) венозная и артериальная раздельно

г) смешанная

38 Наибольшего развития передний мозг достигает у

а) рыб

б) земноводных

в) пресмыкающихся

г) млекопитающих

39 Размножение почкованием характерно для:

а) амебы

б) гидры

в) дождевого червя

г) морской звезды

40 Среди позвоночных животных наружное ухо имеется

а) только у млекопитающих

б) у млекопитающих и птиц

в) у млекопитающих, птиц и пресмыкающихся

г) у млекопитающих и пресмыкающихся

41 В коже у птиц железы

а) полностью отсутствуют

б) имеется несколько желез, выделяющих секрет для смазывания перьев

в) имеется только одна железа

г) у разных видов птиц встречаются разные варианты

42 Киль имеется:

а) у всех птиц

б) только у летающих птиц

в) у летающих и плавающих птиц

г) у летающих и у бегающих птиц

43 Диафрагма впервые появляется

а) у земноводных

б) у пресмыкающихся

в) у млекопитающих

г) у птиц

44 Замкнутой кровеносной системой обладают:

а) членистоногие

б) моллюски

в) кольчатые черви

г) круглые черви

45 Для животных не характерна:

а) нервная ткань

б) соединительная ткань

в) эпителиальная ткань

г) проводящая ткань

46 Эволюция – это:

а) высокая потенциальная плодовитость видов

б) историческое развитие живых организмов на Земле

в) упрощение в строении тела паразитов

47 Борьба за существование возникает из –за:

а) выживание одних особей за счет гибели других

б) несоответствия численности организмов и количества ресурсов.

в) изменчивости


Часть Б


1 Из перечисленных признаков выбрать только те, которые относятся:

А. к земноводным

Б. к пресмыкающимся

В. к рыбам


1 кожа имеет множество желез

2 кожа сухая и не имеет желез

3 тело покрыто чешуей

4 имеется шейный отдел позвоночника

5 у некоторых отрядов класса скелет хрящевой

6 дыхание осуществляется при помощи жабр

7 дыхание осуществляется с помощью легких и кожи

8 органом дыхания являются только легкие

9 сердце состоит из двух камер

10 сердце трехкамерное

11 сердце четырехкамерное с дополнительной перегородкой

12 имеется два круга кровообращения

13 имеется один круг кровообращения

14 имеется клоака

15 хорошо развит дополнительный орган чувств – боковая линия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!