Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Предметная линия учебников « Линия жизни». 5-9 классы» (В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. Изд. Просвещение, 2011 г.) и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Леонтьевская СОШ».
Курс биологии 7 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
Используемый УМК:
1. Учебник: Биология. Учебник для общеобразовательных учебных заведений под ред. профессора В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2017 г.;
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология». Учебник для общеобразовательных учебных заведений под ред. профессора В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2017 г.
Основное содержание программы
Многообразие организмов, их классификация.
Многообразие организмов. Классификация организмов. Вид. Отличительные признаки различных представителей разных царств живой природы.
Бактерии. Грибы. Лишайники.
Бактерии . Грибы. Лишайники.
Многообразие растительного мира.
Многообразие растений, принципы их классификации. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Семенные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком.
Покрытосеменные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие.
Строение семян. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Побег и почки. Строение стебля. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды. Размножение покрытосеменных растений. Классификация покрытосеменных. Класс Двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые. Класс Однодольные. Семейства: Лилейные, Злаки. Общая характеристика, представители, значение в природе и жизни человека.
Лабораторные работы:
• Изучение внешнего строения водорослей.
• Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
• Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
• Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
• Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.
• Изучение органов цветкового растения.
• Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
• Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
• Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).
Многообразие животного мира.
Общие сведения о животном мире. Простейшие, их классификация, строение, процессы жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека. Паразитические простейшие. Ткани. Органы и системы органов многоклеточных животных.
Тип Кишечнополостные: особенности строения и жизнедеятельности. Значение Кишечнополостных. Многообразие кишечнополостных.
Тип Плоские черви.
Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви.
Моллюски: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Значение моллюсков в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие: Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Тип Хордовые. Строение и жизнедеятельности рыб. Многообразие и значение рыб.
Класс Земноводные. Многообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие и значение пресмыкающихся.
Класс Птицы. Строение и жизнедеятельность птиц. Многообразие и значение птиц. К
Класс Млекопитающие. Строение и жизнедеятельность млекопитающих. Многообразие и значение млекопитающих. Домашние млекопитающие.
Лабораторные работы:
• Изучение многообразия одноклеточных животных.
• Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных. .
• Изучение внешнего строения дождевого червя.
• Изучение плоских и круглых червей по влажным препаратам.
• Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.
• Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.
• Изучение строения куриного яйца.
• Изучение внешнего строения млекопитающих.
Эволюция растений и животных, их охрана
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Экосистемы
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Этапы эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными.
Охрана растительного и животного мира.
Экосистема. Среда обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Искусственные экосистемы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Многообразие организмов, их классификация. | 2 |
2 | Бактерии, грибы, лишайники. | 7 |
3 | Многообразие растительного мира. | 26 |
4 | Многообразие животного мира. | 27 |
5 | Эволюция растений и животных, их охрана. | 4 |
6 | Экосистемы. | 4 |
| Всего: | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата |
план. | факт. |
1 | Вводный инструктаж по ОТ. Многообразие организмов, их классификация. | | |
2 | Вид – основная единица систематики. | | |
3 | Бактерии – доядерные организмы. | | |
4 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | | |
5 | Грибы – царство живой природы. | | |
6 | Многообразие грибов, их роль в жизни человека. | | |
7 | Грибы – паразиты растений, животных, человека. | | |
8 | Лишайники – комплексные симбиотические организмы. | | |
9 | Тестирование по теме «Бактерии, грибы, лишайники». | | |
10 | Общая характеристика водорослей. | | |
11 | Многообразие водорослей. | | |
12 | Значение водорослей в природе и жизни человека. | | |
13 | Высшие споровые растения. | | |
14 | Моховидные. | | |
15 | Папоротниковидные. | | |
16 | Плауновидные. Хвощевидные. | | |
17 | Голосеменные - отдел семенных растений. | | |
18 | Разнообразие хвойных растений. | | |
19 | Покрытосеменные, или Цветковые. | | |
20 | Строение семян. | | |
21 | Виды корней и типы корневых систем. | | |
22 | Видоизменения корней. | | |
23 | Побег и почки. | | |
24 | Строение стебля. | | |
25 | Внешнее строение листа. | | |
26 | Клеточное строение листа. | | |
27 | Видоизменения побегов. | | |
28 | Строение и разнообразие цветков. | | |
29 | Соцветия. | | |
30 | Плоды. | | |
31 | Размножение покрытосеменных растений. | | |
32 | Классификация покрытосеменных. | | |
33 | Класс Двудольные. | | |
34 | Класс Однодольные. | | |
35 | Контрольное тестирование по теме «Многообразие растительного мира». | | |
36 | Общие сведения о животном мире. | | |
37 | Одноклеточные животные, или Простейшие. | | |
38 | Паразитические простейшие. Значение простейших. | | |
39 | Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. | | |
40 | Тип Кишечнополостные. | | |
41 | Многообразие кишечнополостных. | | |
42 | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. | | |
43 | Тип Круглые черви. | | |
44 | Тип Кольчатые черви. | | |
45 | Класс Брюхоногие. | | |
46 | Класс Головоногие моллюски. | | |
47 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | | |
48 | Класс Паукообразные. | | |
49 | Класс Насекомые. | | |
50 | Многообразие насекомых. | | |
51 | Обобщающий урок «Многообразие и роль членистоногих в природе». | | |
52 | Тип Хордовые. | | |
53 | Строение и жизнедеятельность рыб. | | |
54 | Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб. | | |
55 | Класс Земноводные. | | |
| Класс Пресмыкающиеся. | | |
56 | Класс Птицы. | | |
57 | Многообразие птиц и их значение. Птицеводство. | | |
58 | Экскурсия «Знакомство с птицами леса». | | |
59 | Класс Млекопитающие, или Звери. | | |
60 | Многообразие зверей. | | |
61 | Домашние млекопитающие. | | |
62 | Этапы эволюции органического мира. | | |
63 | Освоение суши растениями и животными. | | |
64 | Охрана растительного и животного мира. | | |
65 | Обобщение материала по теме «Эволюция растений и животных, их охрана». | | |
66 | Экосистема. | | |
67 | Среда обитания организмов. Экологические факторы | | |
68 | Биотические и антропогенные факторы | | |
69 | Искусственные экосистемы | | |
70 | Обобщающий урок. Защита проектов. | | |
| Всего: | 70 | |
Планируемые результаты освоения биологии в 7 классе
В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны :
знать/ понимать:
признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агросистем; биосферы; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, транспорт веществ, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной общность происхождения и эволюцию животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;
выявлять изменчивость животных, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных ( в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.