СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 7 класса: пояснительная записка, календарно-тематическое и поурочное планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Предметная линия учебников « Линия жизни». 5-9 классы» (В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. Изд. Просвещение, 2011 г.) и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Леонтьевская СОШ».


Курс биологии 7 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). 


Используемый УМК:

1. Учебник: Биология. Учебник для общеобразовательных учебных заведений под ред. профессора В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2017 г.;

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология». Учебник для общеобразовательных учебных заведений под ред. профессора В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2017 г.


Основное содержание программы


Многообразие организмов, их классификация.

Многообразие организмов. Классификация организмов. Вид. Отличительные признаки различных представителей разных царств живой природы.


Бактерии. Грибы. Лишайники.

Бактерии . Грибы. Лишайники.


Многообразие растительного мира.

Многообразие растений, принципы их классификации. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Семенные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком.

Покрытосеменные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие.

Строение семян.  Виды корней и типы корневых систем.  Видоизменения корней.  Побег и почки. Строение стебля. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды. Размножение покрытосеменных растений.  Классификация покрытосеменных. Класс Двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые. Класс Однодольные. Семейства: Лилейные, Злаки. Общая характеристика, представители,  значение в природе и жизни человека.


      Лабораторные работы:
      
• Изучение внешнего строения водорослей.
      • Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
      • Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
      • Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
      • Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.
      • Изучение органов цветкового растения.
      • Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
      • Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
      • Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).


     Многообразие животного мира.


Общие сведения о животном мире. Простейшие, их классификация, строение, процессы жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека.  Паразитические простейшие. Ткани. Органы и системы органов многоклеточных животных. 

Тип Кишечнополостные: особенности строения и жизнедеятельности. Значение Кишечнополостных.  Многообразие кишечнополостных. 

Тип Плоские черви.

Тип Круглые черви.

Тип Кольчатые черви. 

Моллюски: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.  Значение моллюсков в природе и жизни человека. 

Тип Членистоногие: Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые.  Многообразие насекомых.  Значение насекомых в природе и жизни человека. 

Тип Хордовые. Строение и жизнедеятельности рыб. Многообразие и значение рыб.

Класс Земноводные.  Многообразие и значение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие и значение пресмыкающихся.

Класс Птицы. Строение и жизнедеятельность птиц. Многообразие и значение птиц.  К

Класс Млекопитающие. Строение и жизнедеятельность млекопитающих. Многообразие и значение млекопитающих. Домашние млекопитающие.


      Лабораторные работы:
      • Изучение многообразия одноклеточных животных.
      • Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных. .
      • Изучение внешнего строения дождевого червя.
      • Изучение плоских и круглых червей по влажным препаратам.
  • Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.
      • Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.
      • Изучение строения куриного яйца.
      • Изучение внешнего строения млекопитающих.


Эволюция растений и животных, их охрана

      Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.


Экосистемы

Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.

Этапы эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными.

Охрана растительного и животного мира.

Экосистема.  Среда обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.  Искусственные экосистемы.



Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

1

Многообразие организмов, их классификация.

2

2

Бактерии, грибы, лишайники.

7

3

Многообразие растительного мира.

26

4

Многообразие животного мира.

27

5

Эволюция растений и животных, их охрана.

4

6

Экосистемы.

4


Всего:

70


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Дата

план.

факт.

1

Вводный инструктаж по ОТ. Многообразие организмов, их классификация.



2

Вид – основная единица систематики.



3

Бактерии – доядерные организмы.



4

Роль бактерий в природе и жизни человека.



5

Грибы – царство живой природы.



6

Многообразие грибов, их роль в жизни человека.



7

Грибы – паразиты растений, животных, человека.



8

Лишайники – комплексные симбиотические организмы.



9

Тестирование по теме «Бактерии, грибы, лишайники».



10

Общая характеристика водорослей.



11

Многообразие водорослей.



12

Значение водорослей в природе и жизни человека.



13

Высшие споровые растения.



14

Моховидные.



15

Папоротниковидные.



16

Плауновидные. Хвощевидные.



17

Голосеменные - отдел семенных растений.



18

Разнообразие хвойных растений.



19

Покрытосеменные, или Цветковые.



20

Строение семян.



21

Виды корней и типы корневых систем.



22

Видоизменения корней.



23

Побег и почки.



24

Строение стебля.



25

Внешнее строение листа.



26

Клеточное строение листа.



27

Видоизменения побегов.



28

Строение и разнообразие цветков.



29

Соцветия.



30

Плоды.



31

Размножение покрытосеменных растений.



32

Классификация покрытосеменных.



33

Класс Двудольные.



34

Класс Однодольные.



35

Контрольное тестирование по теме «Многообразие растительного мира».



36

Общие сведения о животном мире.



37

Одноклеточные животные, или Простейшие.



38

Паразитические простейшие. Значение простейших.



39

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных.



40

Тип Кишечнополостные.



41

Многообразие кишечнополостных.



42

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.



43

Тип Круглые черви.



44

Тип Кольчатые черви.



45

Класс Брюхоногие.



46

Класс Головоногие моллюски.



47

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.



48

Класс Паукообразные.



49

Класс Насекомые.



50

Многообразие насекомых.



51

Обобщающий урок «Многообразие и роль членистоногих в природе».



52

Тип Хордовые.



53

Строение и жизнедеятельность рыб.



54

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб.



55

Класс Земноводные.




Класс Пресмыкающиеся.



56

Класс Птицы.



57

Многообразие птиц и их значение. Птицеводство.



58

Экскурсия «Знакомство с птицами леса».



59

Класс Млекопитающие, или Звери.



60

Многообразие зверей.



61

Домашние млекопитающие.



62

Этапы эволюции органического мира.



63

Освоение суши растениями и животными.



64

Охрана растительного и животного мира.



65

Обобщение материала по теме «Эволюция растений и животных, их охрана».



66

Экосистема.



67

Среда обитания организмов. Экологические факторы



68

Биотические и антропогенные факторы



69

Искусственные экосистемы



70

Обобщающий урок. Защита проектов.




Всего:

70



Планируемые результаты освоения биологии в 7 классе


В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны :

знать/ понимать:

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агросистем; биосферы; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, транспорт веществ, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной общность происхождения и эволюцию животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;

  • выявлять изменчивость животных, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных ( в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.