Калач-Куртлакская основная общеобразовательная школа – филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
_____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 124 от 28.08.2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2020 – 2021 учебный год
по биологии
Уровень образования (класс) основное общее, 7 класс
Общее количество часов _35_
Количество часов в неделю 1
Учитель биологии Лысикова Лариса Николаевна
квалификационная категория высшая__________________
Программа разработана на основе примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2018/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2008 г.;
- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2020-2021 учебный год в рамках реализации БУП – 2008;
- примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2018/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
- УМК:
1. Биология. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова; под ред. В.В. Пасечника.– М.: Просвещение, 2020 г. (Линия жизни).
2. Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни» 7 класс. Методическое пособие / М.: Просвещение, 2018 г.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
• формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
• приобретение новых знаний о строении, жизнедеятельности и значении животных в природе и в жизни человека;
• овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Основные задачи обучения (биологического образования):
• ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Планируемые результаты по биологии 7 класса
Ожидается, что обучающиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении биологии.
Личностные результаты:
у ученика будут сформированы:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
Метапредметные результаты обучения.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Обучающийся получит возможность научиться:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные:
Обучающийся научится:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Обучающийся получит возможность научиться:
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты обучения:
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
классификацировать — определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
выделять существенные признаки биологических объектов;
соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых животными,
объяснять роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;
Обучающийся получит возможность научиться:
основным правилам поведения в природе;
анализу и оценке последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
работать с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
Введение (2ч)
Обучающийся научится:
- обобщать знания о многообразии животных, их значении в природе и жизни человека;
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
Глава 1. Одноклеточные животные (4ч)
Обучающийся научится:
- давать общую характеристику простейших.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять местообитание, строение амебы, инфузории – туфельки, эвглены зеленой. Работать с микроскопом.
Глава 2. Многоклеточные животные.
Беспозвоночные животные (12ч)
Обучающийся научится:
- понимать характерные признаки многоклеточных животных;
- основы систематики многоклеточных животных, принципы их классификации;
- особенности строения, жизнедеятельности представителей различных типов и классов беспозвоночных животных;
- приспособленность животных к среде обитания;
- образ жизни и характерные особенности наиболее распространенных видов
беспозвоночных животных различных систематических групп.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать животных отдельных типов и классов;
- обосновывать роль различных беспозвоночных животных в природе и жизни человека;
- работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять
главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний человека и домашних животных, вызываемых паразитическими червями;
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
Глава 3.Позвоночные животные (12ч)
Обучающийся научится:
- понимать характерные признаки позвоночных животных;
- основные принципы их классификации;
- особенности строения, жизнедеятельности представителей различных классов хордовых животных;
- приспособленность животных к среде обитания;
- образ жизни и характерные особенности наиболее распространенных видовхордовых животных различных систематических групп.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать представителей разных классов хордовых животных;
- обосновывать роль различных хордовых животных в природе и жизни человека;
- работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделятьглавные мысли в
содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оказания первой помощи при укусах человека опасными животными;
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
Глава 4. Экосистемы(5ч)
Обучающийся научится:
- выделять признаки биологических объектов: популяций, экосистем и агроэкосистем; биосферы;
- сущность биологических процессов: круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
- структурные компоненты биоценоза, их взаимосвязи, закономерности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- обосновывать роль животных в природе;
- выявлять приспособления животных к среде обитания;
- описывать взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды в экосистемах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
Содержание программы по учебному предмету «Биология. 7 класс. Линия жизни» (ФГОС ООО) рассчитано на 1 час в неделю, в году 35 часов соответственно. Рабочая программа скорректирована на 33 часа в соответствии с постановлением Правительства РФ о праздничных и выходных днях «О переносе выходных дней в 2021году». Уроки, выпавшие на 03.05., 10.05, будут проведены 17.05 и 24.05 соответственно за счет объединения уроков.
Содержание учебного предмета (курса)
№ п/п | Раздел предмета (курса) | Кол-во часов на раздел | Формы контроля |
1. | Ведение. Общие сведения о животном мире. Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о животных. Общее знакомство с животными. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира. | 2 | |
2. | Глава 1. Одноклеточные животные. Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. | 4 | Контрольная работа |
3. | Глава 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение. Кишечнополостных в природе и жизни человека. Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей. Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие Моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана Ракообразных. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. | 12 | Лабораторная работа №1, Лабораторная работа №2 Лабораторная работа №3 Тест. |
4. | Глава 3.Позвоночные животные. Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих Многообразие млекопитающих. | 12 | Лабораторная работа №4 Тест Контрольная работа |
5. | Глава 4. Экосистемы Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем. Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп. | 5 | Итоговая контрольная работа |
| итого | 35 | |
Календарно-тематическое планирование по биологии -7 класс
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
План | факт |
Введение. Общие сведения о животном мире (2ч). |
1. | Особенности, многообразие и классификация животных. | 1 | 07.09 | |
2. | Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных. | 1 | 14.09 | |
Одноклеточные животные (4 ч) |
3. | Общая характеристика одноклеточных. Корненожки. | 1 | 21.09 | |
4. | Жгутиконосцы и инфузории. | 1 | 28.09 | |
5. | Паразитические простейшие. Значение простейших. | 1 | 05.10 | |
6. | Контрольная работа «Одноклеточные животные» | 1 | 12.10 | |
Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные (12ч) |
7. | Организм многоклеточного животного Л.Р.№1 «Изучение многообразия тканей животных» Тип Губки. | 1 | 19.10 | |
8. | Тип Кишечнополостные. | 1 | 26.10 | |
9. | Многообразие кишечнополостных. | 1 | 09.11 | |
10. | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. | 1 | 16.11 | |
11. | Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви. Л.р №2. «Внешнее строение дождевых червей» | 1 | 23.11 | |
12. | Тип Моллюски. Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски. | 1 | 30.11 | |
13. | Класс Головоногие моллюски. | 1 | 07.12 | |
14. | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | 1 | 14.12 | |
15. | Класс Паукообразные. Л.Р №3 « Изучение внешнего строения паука - крестовика» | 1 | 21.12 | |
16. | Класс Насекомые. | 1 | 28.12 | |
17. | Многообразие насекомых. | 1 | 11.01 | |
18. | Тест по теме «Беспозвоночные животные» | 1 | 18.01 | |
Позвоночные животные (12ч) |
19. | Тип Хордовые. | 1 | 25.01 | |
20. | Общая характеристика рыб. | 1 | 01.02 | |
21. | Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб. | 1 | 08.02 | |
22. | Класс Земноводные. | 1 | 15.02 | |
23. | Класс Пресмыкающиеся. | 1 | 20.02 | |
24. | Класс Птицы. Л.Р № 4 «Изучение внешнего строения птиц.» | 1 | 01.03 | |
25. | Многообразие птиц и их значение. Птицеводство. | 1 | 15.03 | |
26. | Класс Млекопитающие. | 1 | 22.03 | |
27. | Многообразие млекопитающих. | 1 | 05.04 | |
28. | Домашние млекопитающие. | 1 | 12.04 | |
29. | Происхождение животных. Основные этапы эволюции животного мира. Тест. | 1 | 19.04 | |
30. | Обобщающий урок «Многообразие Позвоночных животных» | 1 | 26.04 | |
Экосистемы (3ч). |
31. | Экосистема. Среда обитания организмов. Экологические факторы. | 1 | 17.05 | |
32. | Биотические и антропогенные факторы. Искусственные экосистемы. | 1 | 24.05 | |
33. | Итоговая контрольная работа «Биология животных» | 1 | 31.05 | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № ____ от __28.08.2020г. 28.08.2020г.___________ Старун Е.С.
_______________________________