муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
города Зеи Амурской области
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ СОШ № 5
от 31.08.2017 № 115/од
Рабочая программа
по биологии для 8класса
учителя биологии
Потапнёвой Татьяны Александровны
на 2017-2018 учебный год
г. Зея
2017
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Примерной программы основного общего образования по биологии для 5 – 9 классов образовательных учреждений.
Планируемые результаты
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
проводить простые биологические исследования: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при переломах, кровотечениях, ожогах, обморожениях и других травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета
Введение (2 ч)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его здоровья, благополучия окружающих людей. Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды.
Культура здоровья – основа полноценной жизни.
Демонстрация: репродукции картин, изображающие тело человека; красочные рисунки об основных составляющих здорового образа жизни.
Самонаблюдения:
Определение оптимальности веса.
Исследование ногтей.
Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7ч)
Клетка – структурная единица организма человека. Основные неорганические и органические вещества клетки. Органоиды цитоплазмы и их значение в обеспечении жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные компоненты. Постоянство числа и формы хромосом – видовой признак организмов. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение.
Реализация наследственной информации и здоровье. Гены – материальные единицы наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни.
Наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям. Медико-генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании семьи.
Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды.
Образ жизни и здоровье.
Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, видеофильмы, фильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), модели, иллюстрирующие строение клетки, тканей, органов и систем органов, нервной системы, процесс обмена веществ, законы наследования, типы мутаций, методы исследования генетики человека, дородовой диагностики.
Практическая работа:
1. Состав домашней аптечки.
Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)
Организм человека как сложная биологическая система: взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме. Основные ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.
Строение и принципы работы нервной системы.
Основные механизмы нервной и гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы, их значение.
Внутренняя среда организма – основа его целостности.
Кровь, ее функции. Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ. Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов среды и вредных привычек на состав и функции крови (анемия, лейкемия). Регуляция кроветворения.
Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы риска». Профилактика СПИДа.
Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие строение тканей, компоненты внутренней среды, состав и функции крови.
Лабораторные работы:
1. Ткани организма человека
2. Строение крови лягушки и человека
Практическая работа:
2. Изучение результатов анализа крови.
Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)
Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Основные группы скелетных мышц. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.
Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (травмах скелета). Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия.
Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц; открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость, плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки осанки.
Лабораторные работы:
3. Химический состав костей.
4. Строение и функции суставов.
5. Утомление мышц.
Самонаблюдения:
3. Определение гибкости позвоночника
4. Оптимальные условия для отдыха мышц
5. Выявление снабжения кровью работающих мышц
6. Координация работы мышц
7. Выявление плоскостопия
Обобщение №1 по теме «Опорно-двигательная система. Физическое здоровье»
Системы жизнеобеспечения. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы. Система дыхания. (11 ч)
Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияние наследственности, двигательной активности, факторов среды на сердечно-сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения.
Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией.
Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий физкультурой и спортом.
Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких. Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие состав крови, группы крови, свертывание крови, строение и функции сердечно-сосудистой системы; таблицы, муляжи, слайды, диафильмы, фильмы, иллюстрирующие строение органов дыхательной системы, комплекс упражнений, способствующих увеличению грудной клетки и тренирующих правильное дыхание, приемы искусственного дыхания; модель Дондерса, изображающая механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы:
6. Саморегуляция сердечной деятельности
7. Функциональные возможности дыхательной системы
Практические работы:
3. Приемы остановки артериального кровотечения
4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля
Самонаблюдения:
8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа
Обобщение №2 по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания»
Системы жизнеобеспечения. Обмен веществ, питание, выделение (17 ч)
Обмен веществ. Питание. Органы пищеварительной системы. Экологическая чистота пищевых продуктов – важный фактор здоровья. Трансгенные продукты. Значение пищеварения.
Система пищеварительных органов.
Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Здоровые зубы – важное звено в процессе пищеварения. Пищевод, желудок и особенности их строения.
Пищеварение в желудке: отделение желудочного сока, механизм возбуждения желудочных желез. Переваривание пищи в тонком кишечнике, роль двенадцатиперстной кишки в процессе переваривания пищи. Всасывание.
Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Барьерная роль печени для сохранения здоровья.
Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ.
Витамины: жирорастворимые и водорастворимые. Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку. Авитаминозы и меры их предупреждения. Правильная обработка пищи – залог сохранения в ней витаминов.
Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря. Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением
Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами. Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа здорового образа жизни.
Обобщение №3 по теме «Пищеварительная система»
Система выделения. Основные функции: выведение из организма продуктов обмена веществ, избытка воды и солей, чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная система, строение, функции.
Регуляция водно-солевого баланса. Значение воды и минеральных веществ для организма. Причины заболеваний почек и меры их профилактики. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Кожа, строение, барьерная роль. Внешний вид кожи – показатель здоровья. Потовые и сальные железы.
Участие кожи в терморегуляции. Тепловой и солнечный удары, меры их предупреждения. Ожог и обморожение кожи, признаки и меры профилактики. Придатки кожи: волосы и ногти. Наследуемость цвета кожи и волос. Косметические средства.
Уход за кожей, ногтями и волосами. Чистая кожа – основа здоровья. Чистота – основа красоты. Культура внешнего вида. Принципы хорошего тона в одежде.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие условия нормальной работы органов пищеварения, уход за зубами, слюнные железы и их роль; челюстной аппарат на черепе; опыт действия желудочного сока на белки; витаминные препараты; муляжи, таблицы, иллюстрирующие строение пищеварительной системы, профилактику ее заболеваний; влажный препарат строения почки млекопитающего; таблицы, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение и функции мочевыделительной системы, кожи, влияние на них наследственности, факторов среды, образа жизни.
Обобщение №4 по теме «Строение и функции выделительной системы»
Лабораторные работы:
8. Расщепление веществ в ротовой полости
Практические работы:
5. Составление суточного пищевого рациона
6. Определение качества пищевых продуктов
7. Измерение температуры тела
Самонаблюдения:
9. Определение достаточности питательных веществ
10. Температурная адаптация кожных рецепторов
Репродуктивная система и здоровье (3 ч)
Половые и возрастные особенности человека. Принципы формирования пола. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.
Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль яичников и матки. Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на развитие плода. Искусственное прерывание беременности и его последствия для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое созревание юношей и девушек. Соблюдение правил личной гигиены – залог сохранения репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная зрелость. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Планирование семьи, средства контрацепции.
Материнство. Ответственность мужчины и других членов семьи за здоровье матери и ребенка. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей матери и ребенка. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого организма. Понятие о венерических заболеваниях, последствия для здоровья, их профилактика. Значение информированности, высокого уровня культуры, физических упражнений для сохранения репродуктивного здоровья.
Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и плода, генетику пола, возбудителей венерических заболеваний; снимок-плакат «Крик ребенка».
Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч)
Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный.
Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций нервной системы.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы и их особенности.
Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ, обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа здорового образа жизни.
Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие различные отделы нервной системы, строение и функции желез внутренней секреции.
Лабораторные работы:
9. Строение головного мозга человека.
Обобщение №5 по теме «Системы регуляции жизнедеятельности»
Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (6 ч)
Основная функция: восприятие и анализ раздражителей внешней и внутренней среды. Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира.
Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Наследственные (дальтонизм, близорукость) и приобретенные заболевания глаз. Повреждения глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека. Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
Гигиена органов чувств и здоровье
Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных анализаторов.
Лабораторные работы:
10. Значение органов осязания
Самонаблюдения:
11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза
12. Работа хрусталика
13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Лабораторные, практические работы, экскурсии | Д/з |
Введение (2 часа) |
1. | | Науки об организме человека | | П.1 |
2. | | Культура здоровья – основа полноценной жизни | Самонаблюдения: 1.Определение оптимального веса. 2. Исследование ногтей | П.2 |
Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья – (7 часов) |
3. | | Клетка – структурная единица организма. | | П.3 |
4. | | Соматические и половые клетки | | П.4 |
5. | | Наследственность и здоровье | | П.5 |
6. | 21.09 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. | | П.6 |
7. | | Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование | | П.7 |
8. | | Факторы окружающей среды и здоровье | Пр.раб. Состав домашней аптечки. | П.8 |
9. | | Образ жизни и здоровье | | П.9 |
Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 часов) |
10. | | Компоненты организма человека | Лаб. раб. Ткани организма человека | П.10 |
11. | | Строение и принципы работы нервной системы | | П.11 |
12. | | Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция. | | п.12 |
13. | | Внутренняя среда организма – основа его целостности. Кровь. | | п.13 |
14. | | Форменные элементы крови. Кроветворение. | Л.Р.№2 Строение крови лягушки и человека. | п.14 |
15. | | Иммунитет. | | п.15 |
16. | | Иммунология и здоровье. | | С.42-43 |
Опорно – двигательная система. Физическое здоровье (7 часов) |
17. | | Значение опорно-двигательной системы. | Л.р. № 3. Химический состав костей. | С. 46-47 |
18. | | Общее строение скелета. Осевой скелет. | Самонаблюдение. «Определение гибкости позвоночника» | С. 48-49 |
19. | | Добавочный скелет. Соединение костей. | Л.р.4 «Строение и функции суставов» | С 50-51 |
20. | | Мышечная система. Строение и функции мышц. | Л.р. № 5 «Утомление мышц» Самонаблюдения: 1.Оптимальные условия для отдыха мышц. 2. Выявления снабжения кровью работающих мышц. | С. 52-53 |
21. | | Основные группы скелетных мышц | Самонаблюдение. Координация работы мышц. | С. 54-55 |
22. | | Осанка. Первая помощь при травмах скелета. | Самонаблюдение. Выявление плоскостопия. | С. 54-55 |
23. | | Контрольно – обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» | | |
Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 часов) |
24. | | Строение сердечно – сосудистой системы | | С. 60-61 |
25. | | Работа сердца | Л.Р. №6 «Саморегуляция сердечной деятельности» | С. 62-63 |
26. | | Кровяное давление и пульс. | Самонаблюдение. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа. | С.64-65 |
27. | | Регуляция кровообращения. | | С.66-67 |
28. | | Первая помощь при обмороках и кровотечениях. | Прак. раб. «Приемы остановки артериального кровотечения» | С. 68-69 |
29. | | Лимфатическая система. | | С. 70-71 |
30. | | Строение и функции органов дыхания. | | С. 71-72 |
31. | | Этапы дыхания. Легочные объемы. | | С. 74-75 |
32. | | Регуляция дыхания. | Лаб.раб. № 7 «Функциональные возможности дыхательной системы» | С. 76-77 |
33. | | Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушении дыхания. | Прак. раб. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля. | С. 78-79 |
34. | | Повторительно-обобщающий урок по теме «кровеносная и дыхательная система» | | |
35. | | Обмен веществ. Питание. Пищеварение. | | С.80-81 |
36. | | Органы пищеварительной системы. | | С. 82-83 |
37. | | Пищеварение в полости рта. | Лаб. работа Расщепление веществ в ротовой полости. | С. 84-85 |
38. | | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | | С.86-87. |
39. | | Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Барьерная роль печени. | | С. 88-89 |
40. | | Регуляция пищеварения. | | С 90-91 |
41. | | Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ. | | С. 92-93 |
42. | | Витамины. Их значение для организма. | | С. 94-95 |
43. | | Культура питания. Особенности питания детей и подростков. | | С. 96-97 |
44. | | Пищевые отравления и их профилактика. | Пр.р.№6 «Определение качества пищевых продуктов» | С. 98-99 |
45. | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Пищеварительная система. Пищеварение» | | |
46. | | Строение и функции мочевыделительной системы. | | С 100-101 |
47. | | Мочеобразование и его регуляция. | | С. 102-103 |
48. | | Строение и функции кожи. | | С. 102-103 |
49. | | Культура ухода за кожей. Болезни кожи. | | С. 106-107 Зап. таблицу «Гигиена кожи» |
50. | | Роль кожи в регуляции температуры тела. закаливание | Самонаблюдение. «Температурная адаптация кожных рецепторов» Пр.р №7 «Измерение температуры тела» | С. 108-109 |
51. | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Мочевыделительная система. Строение кожи» | | |
Репродуктивная система и здоровье (3 часа) |
52. | | Строение и функции репродуктивной системы. | | С. 112-113 |
53. | | Внутриутробное развитие и рождение ребенка. | | С. 114-115 |
54. | | Репродуктивное здоровье. | | С.116-117 |
Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье (7 часов) |
55. | | Центральная нервная система. Спинной мозг. | | С. 118-119 |
56. | | Головной мозг: задний и средний мозг. | | С. 122-123 |
57. | | Промежуточный мозг. Конечный мозг. | Л.р. № 9. Строение головного мозга человека. | С.124-125 |
58. | | Соматический и вегетативный отделы нервной системы. | | С. 126-127 |
59. | | Эндокринная система. Гуморальная регуляция. | | С. 128-129 |
60. | | Строение и функции желез внутренней секреции. | | С. 130-131 |
61. | | Повторительно - обобщающий урок по теме «Системы регуляции жизнедеятельности» | | |
Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы. (6 часов) |
62. | | Органы чувств. Анализаторы. | | С. 134-135 |
63. | | Зрительный анализатор | Самонаблюдения. 1.«Выявление слепого пятна на сетчатке глаза» 2. «Работа хрусталика» | С. 136-137 |
64. | | Слуховой и вестибулярный анализаторы | Самонаблюдения. «Влияние давления в носовой полости на давление в среднем ухе» | С.138-139 |
65. | | Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализатор. | | С.140-141 |
66. | | Гигиена органов чувств. | | С. 142-143 |
67. | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сенсорные системы» | | |
68. | | Итоговый контроль знаний. | | |