СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 8 класс. Человек.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»



Казенное общеобразовательное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа – Югры

«Специальная учебно-воспитательная школа №1»



Рабочая программа

по курсу «Биология.Человек »







Учебный год: 2018-2019

Класс (параллель): 8 А

Количество часов в неделю:2

Учитель: Морщинина М.В.










Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Зам. директора по УР Директор

Д.С. Гайдаренко Г.К. Хидирлясов

протокол №_____ ___________ __________

«__»________2018г.

от_________2018г «____»________2018г.


Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 8 класс.

Рабочая программа составлена на основе:

      • Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

      • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 23.06.2015 № 609, от 24.01.2012 № 39, от 10.11.2011 № 2643, от 31.01.2012 № 39, от 03.06.2008 № 164).

      • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Инструктивно- методического письма об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты- Мансийского автономного округа-Югры в 2018-2019 учебном году. Рекомендовано к изданию и использованию в работе решением Ученого совета АУ «Институт развития образования, протокол №5 от 06.06.2018г.

      • Образовательной программой КОУ «Специальная школа №1» на 2018-2019 учебный год.

Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по биологии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая перечень практических и лабораторных работ. Цели изучения предмета:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи 1) обучения:

  • создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

  • обеспечить усвоение обучающимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартами биологического образования через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;

  • продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;

  • продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения: умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу, через систему разнообразных заданий;

2) развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер;

  • развивать моторную память, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способность осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков;

3) воспитания:

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков.

В результа­те обучения у школьников должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека и его орга­низме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эво­люции живой природы и взаимодействия человека с окружаю­щей средой. В формировании научных понятий важное значе­ние приобретает система доказательств, основанных на мето­дах конкретных наук.

Знания о социальной стороне природы человека дают возможность проследить, как изменяется поведение людей с развитием общества, как эволюционирует его экология и как воздействует социальная среда на самого человека и его окру­жение. Без учета социального фактора невозможно понять эко­логию человека, его связь с общественными структурами, фор­мирование речи, познавательные, волевые и эмоциональные процессы, а также психологию личности в целом.

Не менее важен и прикладной аспект курса. Во-первых, школьники должны овладеть умениями и навыками организа­ции здорового образа жизни, а также самооценки уровня сво­его здоровья и своей тренированности. С этой целью в курс вве­дены элементарные функциональные пробы, позволяющие сравнить индивидуальные показатели с нормативными. Во-вто­рых, школьники должны знать, какое состояние здоровья явля­ется опасным и по каким поводам следует обращаться к врачам. Речь не идет о постановке диагноза и тем более о самолечении. Задача курса лишь в том, чтобы научить распознавать опасное состояние организма и оказывать неотложную доврачебную по­мощь так, чтобы не повредить пострадавшему.


В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения биологии в 8 классе отводится 70 ч. (2 учебных часа в неделю).

Распределение между теоретической и практической частью программы следующее:


семестры

всего

теоретическая часть

практическая часть

(лабораторная /практическая)

Контрольные работы

I

34

21

5/6

2

II

36

29

0/6

1

Всего

70

50

5/12

3


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Их количество определено согласно материальному обеспечению.


Требования к обязательному уровню подготовки учащихся.

  • В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен знать/понимать

  • место и роль человека в системе органического мира, сходства и отличия человека от животных; влияние природной и социокультурной среды на становление человека,

  • обмен веществ; иммунную защиту организма; связь организма со средой;

  • уровни организации организма человека (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; 

  • особенности организма человека: высшая нервная деятельность и поведение;

  • признаки биологических объектов клеток и организма человека;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

основные меры профилактики здоровья человека, предотвращение болезней, ЗОЖ.

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Программа позволяет учащимся формировать следующие виды и способы деятельности: познавательную деятельность (использование для познания окружающего мира различных методов – наблюдения, измерения, опыт, эксперимент, моделирование; умение разделять процессы на этапы, звенья; определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданного алгоритма; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты; исследовать несложные практические ситуации; использовать лабораторные и практические работы для доказательств выдвигаемых предположений, описывать результаты этих работ), информационно-коммуникативную деятельность (адекватно воспринимать устную речь и способность передавать содержание прослушанного в сжатом или развернутом виде; осознанно и бегло читать текст, проводить информационно-смысловой анализ текста; владеть монологической и диалогической речью, умение вступать в дискуссию; умение составления плана, тезисов, конспекта; умение приводить примеры, аргументировать, доказывать, формулировать выводы; умение выбирать выразительные средства языка и знаковых систем – текст, таблица, схема; умение использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации), рефлексивную деятельность (умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, умение владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; умение оценивать свои учебные достижения; умения владения видами совместной деятельности). Предпочтение при выборе методов обучения отдаю тем из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации.

Измерителями учебных достижений учащихся, используемых в процессе реализации данной программы, являются контрольные работы, практические работы, административные контрольные работы, проверочные работы, тестовые работы,зачеты. При реализации этой программы на уроках применяется технология личностно-ориентированного обучения и индивидуального сопровождения учащихся.




































Учебно-методическое обеспечение

учебной программы по биологии 8 класса


Учебная программа

Учебник

Методические пособия для учителя

Дидактический материал

Материалы контроля и диагностики

«Природоведение. Биология. Экология.5-11 классы. Программы » авт. Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2010 год.

Допущено Министерством образования и науки РФ



А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2016г.

«Справочник школьника, изд. «Астрель», 2005г. автор А.Г.Лебедев;

Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов «Биология: Человек» 8 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2007 год.

Рабочая тетрадь по биологии, Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, изд. «Дрофа», 2011г.;

Контрольные работы, лабораторные работы, тесты, дидактические карточки.

























Тематическое планирование по биологии 8 А класса


п/п

дата

Коррекция

Тема

Количество часов

Тип урока

Основные вопросы и понятия, рассматриваемые на уроке

Домашнее задание


Введение. (1ч)


4.09


Науки об организме человека.

1

Вводный

Анатомия, физиология, гигиена, методы изучения.

§ 1, вопросы 3,4.


Организм человека. Общий обзор (6ч.)


4.09


Структура тела. Место человека в живой природе.

1

Урок изучения нового материала

Части тела, внутренние органы, мышцы, скелет.

§ 2, вопросы 2,3.


11.09


Клетка. Лабораторная работа №1 "Действие фермента каталазы на пероксид водорода".

1

Практикум

Строение и функции клеточных органоидов; химический состав клеток; иметь представление о жизнедеятельности и размножении клеток; понятие о ферментах, обмене веществ - биосинтезе и биологическом окислении; возбудимость.

§ 3, вопросы 5,6.


11.09


Ткани.


1

Комбинированный

Понятие об уровнях организации живого; виды тканей; умение определять типы тканей на готовых препаратах.

§ 4, вопросы 2-5.упр.12 с.32


18.09


Системы органов в организме. Практическая работа №1 «Получение мигательного рефлекса».

1

Практикум

Уровни организации организма; познакомить с понятием об иммунной системе; соматическом и вегетативном отделах нервной системы.

§ 5, вопросы 3,4.


18.09


Обобщение знаний по теме «Общий обзор организма человека».

1

Обобщение

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Вопросы рубрики « Проверь себя» 1-8.


25.09


Контрольная работа (входной контроль)

1

Контрольная работа

Проверка ведущих понятий темы.

С.33 «Завершить высказывания».


Опорно-двигательная система (8ч.)


25.09


Скелет.

Лабораторная работа №2 "Состав костей. "


1

Урок изучения нового материала

Значение костно-мышечной системы. Классификация костей; строение и состав костей; уметь определять типы соединения костей" знать о роли суставов в движении и фиксации тела; знать строение и функции суставов.

§ 6, вопросы 3,4.


2.10


Скелет головы и туловища.

1

Комбинированный

Сходство и различия скелета человека и млекопитающих животных; основные причины различия; иметь понятие о взаимосвязи строения и функции.


§ 7, вопросы 3,4. Составить кластер.


2.10


Скелет конечностей.

1

Комбинированный

Строение конечностей; значение верхних и нижних конечностей, приобретённое человеком в процессе эволюции.

§ 8, вопросы 4,5.


9.10


Первая помощь при травмах.

1

Комбинированный

Травмы скелета; оказание первой помощи

§ 9, вопросы 3-5.


9.10


Мышцы.


1

Комбинированный

Знать функции поперечно-полосатой и гладкой мышечной тканей, функции мышц антагонистов и синергистов; основные группы мышц человека.

§ 10, вопросы 4-6.


16.10


Работа мышц.

Практическая работа № 2 «Утомление при динамической и статической работе»


1


Практикум

Взаимосвязь мышц антагонистов при движении и при фиксации костей в суставе, динамические и статические режимы работы мышц; понимать энергетику мышечного сокращения; иметь понятие о работоспособности и утомлении.

§ 11, вопросы 3,4.


16.10


Нарушения осанки и плоскостопие.


1

Комбинированный

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Знать отрицательные последствия нарушения осанки, плоскостопия; уметь выявлять эти нарушения и знать возможные способы их коррекции. Функции основных мышечных групп.

§ 12, вопросы 1-3.


23.10


Развитие опорно-двигательной системы.


1

Комбинированный

Тренировочный эффект, последствия использования допинга в спорте; уметь распределять физическую нагрузку в течение дня, учитывая физиологию спорта. Соблюдение правил здорового образа жизни.

§ 13, вопросы 3,4.


Кровь. Кровообращение (9ч.)


23.10


Внутренняя среда организма.

Лабораторная работа № 3 «Изучение микроскопического строения крови.»

1

Урок изучения нового материала

Внутренняя среда организма, состоит из крови, тканевой жидкости и лимфы и представляет собой единую систему. Значение крови в целом и отдельных ее элементов – плазмы крови и форменных элементов (тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов). Понятие фагоцитоза, антигена, антитела.

§ 14, вопросы 3-5.


30.10


Иммунитет.

1

Комбинированный

Иммунитет, органы иммунной системы, разъяснять суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета, показать роль антител в обеззараживании антигенов, изобретение вакцин и лечебных сывороток; определение видов иммунитета.

§ 15, вопросы 3,4.


30.10


Тканевая совместимость и переливание крови.

1

Комбинированный

Группы крови, резус – фактор, антитела.

§ 16, вопросы 2-4.


13.11


Строение и работа сердца.

1

Комбинированный

Строение сердца и фазы его работы, работа сердечной мышцы.

§ 17, вопросы 5-8.


13.11


Движение лимфы.

1

Комбинированный

Образование тканевой жидкости, отток лимфы; разъяснить на опыте вред перетяжек, тугой шнуровки, тугих поясов, нарушающих кровообращение.

§ 18, вопросы 3,4.


20.11


Движение крови по сосудам. Практическая работа №3 «Пульс и движение крови». Практическая работа № 4 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

1

Практикум

Динамика движения крови; раскрыть причину ее движения, выяснить природу пульса; перераспределение крови в организме в зависимости от функционирования органов.

§ 19, вопросы 2-4.


20.11


Регуляция работы сердца.

1

Комбинированный

Понятие об автоматизме сердца, соотношение местной и центральной регуляции; понятие о вегетативной нервной системе – симпатической и парасимпатической иннервации, показать взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.

§ 20, вопросы 3,4.


27.11


Заболевания сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Практическая работа №5 «Функциональная сердечно-сосудистая проба»

1

Комбинированный

Сердечно-сосудистые заболевания: гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт. Вред гиподинамии, польза подвижного образа жизни, тренировочный эффект; показать простейшие функциональные пробы, позволяющие определить состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Диагностика кровотечений, меры первой помощи; раскрыть анатомо-физиологические механизмы, лежащие в их основе

§ 21-22, вопросы 3-5.


27.11


Обобщение по теме: «Кровь. Кровообращение».

1

Обобщающий

Обобщение ведущих понятий темы.

Вопросы рубрики «Проверь себя» 6-14


Дыхательная система (7 ч.)




1


4.12


Значение дыхания. Органы дыхания.

1

Урок изучения нового материала

Значение дыхания и взаимосвязь органов дыхания и кровообращения; роль кислорода в энергетическом обмене; рассмотреть функции гортани как органа голосообразования.

§ 23, вопросы 3,4.


4.12


Строение легких. Газообмен в легких и тканях.


1

Комбинированный

Легкие, их строение. Понятие о легочном и тканевом газообмене; определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха; значение биологического окисления

§ 24, вопросы 3-5.


11.12


Дыхательные движения.

Лабораторная работа № 4 «Изготовление самодельной модели Дондерса»

1

Комбинированный

Грудная полость, межрёберные мышцы, диафрагма, эмфизема легких.

§ 25, вопросы 3,4.


11.12


Регуляция дыхания. Практическая работа №6 «Измерение обхвата грудной клетки».

1

Комбинированный

Дыхательный центр, рефлекторная регуляция, гуморальная регуляция.

§ 26, вопросы 3,4.


18.12


Гигиена дыхания.

1

Комбинированный

Влияние табачного дыма на легкие и весь организм в целом; заболевания верхних дыхательных путей; туберкулез и рак легких; меры профилактики, роль флюорографии; дыхательная гимнастика; понятие о жизненной емкости легких и способах ее увеличения.


§ 27, вопросы 3,4.


18.12


Первая помощь при поражении органов дыхания.


1

Комбинированный

Первая помощь при травматизме дыхательных путей, обмороке, электротравме, утоплении; приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Понятие о клиниче­ской и биологической смерти.

§ 28, вопросы 3,4.


25.12


Контрольная работа по темам «Кровь. Дыхательная система.»

1

Контрольная работа

Проверка ведущих понятий темы.

Вопросы рубрики «Проверь себя» 1- 10


Пищеварительная система (7ч.)


25.12


Значение пищи и ее состав.

1

Урок изучения нового материала

Пластическая и энергетическая функция питания; дифференциация понятий «продукты питания» и «питательные вещества»; определить их значение и состав.

§ 29, вопросы 5-6.




Органы пищеварения.

1

Комбинированный

Расположение органов пищеварительной системы на таблице и их проекцией на поверхности тела; дать общую картину обработки пищи в каждом из отделов пищеварительной системы.

§ 30, вопросы 3,4.




Пищеварение в ротовой полости.

Лабораторная работа № 5 «Действие ферментов слюны на крахмал»


1

Комбинированный

Понятие о форме, строении и функциях зубов; объяснить причины смены выпадающих (молочных) зубов на постоянные; предупреждение кариеса и других заболеваний зубов. Свойства ферментов; особенности пищеварения в ротовой полости; процессы, происходящие при глотании пищи.

Пищевари­тельные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтоза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуля­ция пищеварения.

§ 31, вопросы 2-4.


.01


Пищеварение в желудке.


1

Комбинированный

Свойства ферментов; особенности пищеварения в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные фермен­ты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищева­рения. Понятие о возникновении голода и насыщениях; роль условных и безусловных рефлексов; взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции пищеварения

§ 32, вопросы 3,4.




Пищеварение в кишечнике.


1

Комбинированный

Функции тонкой и толстой кишки, поджелудочной железы и печени, заменимых и незаменимых аминокислот; процесс всасывании.

§ 33, вопросы 2-4.




Гигиена питания.

1

Комбинированный

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье. Правила гигиены питания, способы хранения продуктов.

§ 34, вопросы 3,4.




Заболевания органов пищеварения.

1

Комбинированный

Профилактика опасных желудочно-кишечных заболеваний и отравлений одно из опасных заболеваний – аппендицит, симптомы аппендицита.

§ 35, вопросы 3,4.


Обмен веществ и энергии. Витамины (3ч.)




Обменные процессы в организме.

1

Урок изучения нового материала

Понятие о пластическом и энергетическом обменах; подготовительная, клеточная и заключительная стадия обмена.

§ 36, вопросы 5-8.




Нормы питания.

Практическая работа №7 «Функциональные пробы с задержкой дыхания».

1

Комбинированный

Установить связь между понятиями энерготраты и энергетической емкости потребляемых продуктов – энергетический баланс; основной и общий обмен; нормы питания в зависимости от энергетических трат и их характер; показать как определяются энерготраты и энергоемкость пищевых продуктов и пищевые рационы.

§ 37, вопросы 3-5.




Витамины.

1

Комбинированный

Витамины их роль в организме, содержание в пище, суточная потребность организма в витаминах. Проявление авитаминоза.

§ 38, вопросы 3,4.


Выделение (2ч.)



1




Строение и функции почек.

1

Урок изучения нового материала

Заключительная стадия обмена и органы через которые происходит удаление продуктов распада; роль мочевыделения; роль органов мочевыделения, их значение; строение и функции почек роль почек в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды в целом; нефрон — функциональная единица почки; образование первичной и конечной мочи; удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

§ 39, вопросы 3-7.




Предупреждение заболеваний почек.

1

Семинар

Три причины заболевания почек – нарушение диеты и водного режима, нисходящую инфекцию, восходящую инфекцию; познакомить с наиболее часто встречающимися урологическими заболеваниями и их предупреждением; разъяснить процессы, происходящие при жажде; значение воды и минеральных солей для организма; гигиеническая оценка воды.

§ 40, вопросы 3,4.


Кожа (3ч.)









Значение кожи и ее строение.


1

Урок изучения нового материала

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий; функции эпидермиса, дермы и гиподермы; волосы и ногти – роговые придатки кожи; кожные рецепторы, потовые и сальные железы; приемы определения типа кожи и волос.

§ 41, вопросы 1-4.




Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.

1

Комбинированный

Связь кожи со всеми процессами, происходящими в организме; патологические процессы, происходящие при нарушении обмена веществ, аллергии, травмах – ожогах и обморожениях; заражение кожными паразитами и грибками.

§ 42, вопросы 5,6.




Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

1

Комбинированный

Суть терморегуляции, приемы закаливания и подбор одежды; причины теплового и солнечного ударов и определение мер первой помощи при них; меры профилактики теплового и солнечного ударов.

§ 43, вопросы 3,4.


Эндокринная система (2ч.)








Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

Урок изучения нового материала

Разницу между железами внешней, внутренней и смешанной секреции; строение эндокринной системы показать связь между эндокринной и нервной системами.

§ 44, вопросы 3,4.




Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

Комбинированный

Роль гормонов: гипофиза, щитовидной железы; роль гормона поджелудочной железы – инсулина - в поддержании уровня сахара в крови, причины диабета; гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам;

гипо- и гиперфункция желез.

§ 45, вопросы 1- 4.


Нервная система (4ч.)




Значение, строение и функционирование нервной системы.

Практическая работа №8

«Выяснение действия прямых и обратных связей».

1

Урок изучения нового материала

Значение нервной системы в согласовании работы органов, в приспособлении организма как целого к условиям внешней и социальной среды, в познании окружающего мира и использование получаемой информации; роль мозга в осуществлении психической деятельности человека.

§ 46, вопросы 3,4.




Автономный отдел нервной системы. Практическая работа №9 « Штриховое раздражение кожи».

1

Лекция

Дифференцировать понятия «части нервной системы» и «отделы нервной системы»; значение соматического и вегетативного отделов; строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов вегетативного отдела нервной системы.

Нейрогормоны, влияние гормонов на развитие головного мозга и головного мозга на гормональную систему, объяснить взаимодействие обоих систем.

§ 47-48, вопросы 3,4.




Спинной мозг: строение и функции.

1

Лекция

Познакомить с положением, строением и функциями спинного мозга, взаимосвязь соматических и вегетативных спинно-мозговых рефлексов.

§ 49, вопросы 4,5.




Головной мозг: отделы головного мозга их функции.

1


Комбинированный

Строение и функции отделов головного мозга; аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий головного мозга; многоуровневая организация работы центральной нервной системы.

§ 50, вопрос 3.


Органы чувств. Анализаторы (5ч.)




Как действуют органы чувств и анализаторы.

1

Урок изучения нового материала

Различия между понятиями «анализаторы» и «органы чувств», специфичность анализаторов, анализатор – единая система, в рецепторах которой происходит кодирование информации и ее использование в поведении; взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

§ 51, вопрос 2.




Орган зрения и зрительный анализатор.

Практическая работа №10 «Обнаружение слепого пятна».

1

Комбинированный

Значение зрения. Орган зрения, положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза; строение и функции оболочек глаза и его оптических сред; палочки и колбочки сетчатки; зрительный анализатор. Адаптация зрения к условиям среды; причины зрительных иллюзий, роль практики как критерия истины.

§ 52, вопросы 3,4.




Заболевание и повреждение глаз.

1

Комбинированный

Причины дальнозоркости и близорукости, меры их предупреждения; требования предъявляемые гигиеной зрения; травмы глаз и меры доврачебной помощи.

§ 53, вопросы 2-4.




Органы слуха и равновесия.

Практическая работа № 11 «Определение выносливости вестибулярного аппарата».

1

Комбинированный

Орган слуха: строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; преддверие и улитка; звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха; слуховой анализатор; гигиена слуха; борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия; функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

§ 54, вопросы 3,4.




Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

Комбинированный

Связь строения и функции изучаемых органов чувств, раскрыть взаимодействие анализаторов друг с другом и их взаимную дополняемость; изменение анализаторов под влиянием условий жизни, возможность их совершенствования.

§ 55, вопросы 4,5.


16. Поведение и психика (7 ч.)




Врождённые и приобретенные формы поведения.

1

Урок изучения нового материала

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление; приобретенные формы поведения; условные рефлексы; динамический стереотип, рассудочная деятельность..

§ 56, вопросы 3,4.




Закономерности работы головного мозга.


1

Комбинированный

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения; работы И.П. Павлова открытие безусловного и условного торможения; внешнее и внутреннее торможение; явление доминанты в законе взаимной индукции возбуждения и торможения; регуляторная деятельность головного мозга.

§ 57, вопросы 1-4.




Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

Комбинированный

Деятельность человека носит циклический характер, а эти циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами; экологическое значение сна и бодрствования; природа сна, фазы сна; гигиенические требования , обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование.

§ 58, вопросы 3,4.




Особенности высшей нервной деятельности человека.

1

Комбинированный

Роль речи в развитии высших психических функций и социализации людей в человеческом общество; значение заменяющих и обобщающих функций слов и речи в целом; функции внешней и внутренней речи; речевые центры и значение языковой среды..

§ 59, вопросы 3-6.




Познавательные процессы.

1

Комбинированный

Познавательные процессы и их возможности в познании: виды памяти, приемы запоминания; мышление, его развитие.

§ 60, вопросы 3,4.




Воля и эмоции. Внимание.

Практическая работа №12 «Изучение внимания при различных условиях».

1

Комбинированный

Качество воли; физиологическая основа эмоций; внимание: непроизвольное и произвольное, способы поддержания внимания, способы устойчивости внимания при выполнении учебной работы.

§ 61, вопросы 2-4.




Работоспособность. Режим дня.

1

Комбинированный

Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление; изменение работоспособности, борьба с утомлением; гигиенические требования к организации отдыха на разных стадиях; режим дня, его значение для поддержания здоровья и работоспособности.

§ 62, вопросы 3,4.


Индивидуальное развитие организма (6ч.)




Половая система человека.

1

Урок изучения нового материала

Понятие о различие мужского и женского организма на уровне хромосом; причины, обуславливающие пол ребенка; формирование женского и мужского организма; мужская и женская половые системы и вырабатываемые ими половые клетки; изменения, возникающие в пубертатный период: развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация; образование сперматозоидов, поллюции; гигиена промежности.

§ 63, вопросы 3,4.




Наследственные и врожденные заболевания.

1

Комбинированный

Различия между наследственными и врожденными заболеваниями; болезни передающиеся половым путем, венерические заболевания; причины, профилактика СПИДа и гапатита В, сифилис, гонорея .

§ 64, вопросы 3-5.




Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

Комбинированный

Сущность оплодотворения, планирование семьи и беременность; формирование зародыша и плода, особенности формирования органов; закон Геккеля-Мюллера и причины отклонения от него; развитие человека после рождения, изменения, связанные с пубертатом; календарный, биологический и социальный возраст человека.

§ 65, вопросы 1-4.




О вреде наркогенных веществ.


1

Комбинированный

Свойства наркогенных веществ, влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека; вред бытового пьянства.

§ 66, вопросы 3,4.




Психологические особенности личности.

1

Комбинированный

Психологические особенности личности: темперамент, характер интересы, склонности, способности; роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способности.

§ 67, вопросы 3,4.




Промежуточная аттестация.

1

Контрольная работа

Проверка ведущих понятий курса темы.

Вопросы рубрики «Проверь себя» 1- 10






16