Казенное общеобразовательное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа – Югры
«Специальная учебно-воспитательная школа №1»
Рабочая программа
по курсу «Биология.Человек »
Учебный год: 2018-2019
Класс (параллель): 8 А
Количество часов в неделю:2
Учитель: Морщинина М.В.
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам. директора по УР Директор
Д.С. Гайдаренко Г.К. Хидирлясов
протокол №_____ ___________ __________
«__»________2018г.
от_________2018г «____»________2018г.
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 8 класс.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 23.06.2015 № 609, от 24.01.2012 № 39, от 10.11.2011 № 2643, от 31.01.2012 № 39, от 03.06.2008 № 164).
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Инструктивно- методического письма об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты- Мансийского автономного округа-Югры в 2018-2019 учебном году. Рекомендовано к изданию и использованию в работе решением Ученого совета АУ «Институт развития образования, протокол №5 от 06.06.2018г.
Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по биологии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая перечень практических и лабораторных работ. Цели изучения предмета:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
Задачи 1) обучения:
создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
обеспечить усвоение обучающимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартами биологического образования через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;
продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;
продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения: умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу, через систему разнообразных заданий;
2) развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер;
развивать моторную память, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способность осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков;
3) воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков.
В результате обучения у школьников должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В формировании научных понятий важное значение приобретает система доказательств, основанных на методах конкретных наук.
Знания о социальной стороне природы человека дают возможность проследить, как изменяется поведение людей с развитием общества, как эволюционирует его экология и как воздействует социальная среда на самого человека и его окружение. Без учета социального фактора невозможно понять экологию человека, его связь с общественными структурами, формирование речи, познавательные, волевые и эмоциональные процессы, а также психологию личности в целом.
Не менее важен и прикладной аспект курса. Во-первых, школьники должны овладеть умениями и навыками организации здорового образа жизни, а также самооценки уровня своего здоровья и своей тренированности. С этой целью в курс введены элементарные функциональные пробы, позволяющие сравнить индивидуальные показатели с нормативными. Во-вторых, школьники должны знать, какое состояние здоровья является опасным и по каким поводам следует обращаться к врачам. Речь не идет о постановке диагноза и тем более о самолечении. Задача курса лишь в том, чтобы научить распознавать опасное состояние организма и оказывать неотложную доврачебную помощь так, чтобы не повредить пострадавшему.
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения биологии в 8 классе отводится 70 ч. (2 учебных часа в неделю).
Распределение между теоретической и практической частью программы следующее:
семестры | всего | теоретическая часть | практическая часть (лабораторная /практическая) | Контрольные работы |
I | 34 | 21 | 5/6 | 2 |
II | 36 | 29 | 0/6 | 1 |
Всего | 70 | 50 | 5/12 | 3 |
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Их количество определено согласно материальному обеспечению.
Требования к обязательному уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен знать/понимать
место и роль человека в системе органического мира, сходства и отличия человека от животных; влияние природной и социокультурной среды на становление человека,
обмен веществ; иммунную защиту организма; связь организма со средой;
уровни организации организма человека (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем;
особенности организма человека: высшая нервная деятельность и поведение;
признаки биологических объектов клеток и организма человека;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
основные меры профилактики здоровья человека, предотвращение болезней, ЗОЖ.
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Программа позволяет учащимся формировать следующие виды и способы деятельности: познавательную деятельность (использование для познания окружающего мира различных методов – наблюдения, измерения, опыт, эксперимент, моделирование; умение разделять процессы на этапы, звенья; определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданного алгоритма; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты; исследовать несложные практические ситуации; использовать лабораторные и практические работы для доказательств выдвигаемых предположений, описывать результаты этих работ), информационно-коммуникативную деятельность (адекватно воспринимать устную речь и способность передавать содержание прослушанного в сжатом или развернутом виде; осознанно и бегло читать текст, проводить информационно-смысловой анализ текста; владеть монологической и диалогической речью, умение вступать в дискуссию; умение составления плана, тезисов, конспекта; умение приводить примеры, аргументировать, доказывать, формулировать выводы; умение выбирать выразительные средства языка и знаковых систем – текст, таблица, схема; умение использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации), рефлексивную деятельность (умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, умение владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; умение оценивать свои учебные достижения; умения владения видами совместной деятельности). Предпочтение при выборе методов обучения отдаю тем из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации.
Измерителями учебных достижений учащихся, используемых в процессе реализации данной программы, являются контрольные работы, практические работы, административные контрольные работы, проверочные работы, тестовые работы,зачеты. При реализации этой программы на уроках применяется технология личностно-ориентированного обучения и индивидуального сопровождения учащихся.
Учебно-методическое обеспечение
учебной программы по биологии 8 класса
Учебная программа | Учебник | Методические пособия для учителя | Дидактический материал | Материалы контроля и диагностики |
«Природоведение. Биология. Экология.5-11 классы. Программы » авт. Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2010 год. Допущено Министерством образования и науки РФ | А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2016г. | «Справочник школьника, изд. «Астрель», 2005г. автор А.Г.Лебедев; Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов «Биология: Человек» 8 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2007 год. | Рабочая тетрадь по биологии, Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, изд. «Дрофа», 2011г.; | Контрольные работы, лабораторные работы, тесты, дидактические карточки. |
Тематическое планирование по биологии 8 А класса
№п/п | дата | Коррекция | Тема | Количество часов | Тип урока | Основные вопросы и понятия, рассматриваемые на уроке | Домашнее задание | |
Введение. (1ч) | |
-
| 4.09 | | Науки об организме человека. | 1 | Вводный | Анатомия, физиология, гигиена, методы изучения. | § 1, вопросы 3,4. | |
Организм человека. Общий обзор (6ч.) | |
-
| 4.09 | | Структура тела. Место человека в живой природе. | 1 | Урок изучения нового материала | Части тела, внутренние органы, мышцы, скелет. | § 2, вопросы 2,3. | |
-
| 11.09 | | Клетка. Лабораторная работа №1 "Действие фермента каталазы на пероксид водорода". | 1 | Практикум | Строение и функции клеточных органоидов; химический состав клеток; иметь представление о жизнедеятельности и размножении клеток; понятие о ферментах, обмене веществ - биосинтезе и биологическом окислении; возбудимость. | § 3, вопросы 5,6. | |
-
| 11.09 | | Ткани. | 1 | Комбинированный | Понятие об уровнях организации живого; виды тканей; умение определять типы тканей на готовых препаратах. | § 4, вопросы 2-5.упр.12 с.32 | |
-
| 18.09 | | Системы органов в организме. Практическая работа №1 «Получение мигательного рефлекса». | 1 | Практикум | Уровни организации организма; познакомить с понятием об иммунной системе; соматическом и вегетативном отделах нервной системы. | § 5, вопросы 3,4. | |
-
| 18.09 | | Обобщение знаний по теме «Общий обзор организма человека». | 1 | Обобщение | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Вопросы рубрики « Проверь себя» 1-8. | |
-
| 25.09 | | Контрольная работа (входной контроль) | 1 | Контрольная работа | Проверка ведущих понятий темы. | С.33 «Завершить высказывания». | |
Опорно-двигательная система (8ч.) | |
-
| 25.09 | | Скелет. Лабораторная работа №2 "Состав костей. " | 1 | Урок изучения нового материала | Значение костно-мышечной системы. Классификация костей; строение и состав костей; уметь определять типы соединения костей" знать о роли суставов в движении и фиксации тела; знать строение и функции суставов. | § 6, вопросы 3,4. | |
-
| 2.10 | | Скелет головы и туловища. | 1 | Комбинированный | Сходство и различия скелета человека и млекопитающих животных; основные причины различия; иметь понятие о взаимосвязи строения и функции. | § 7, вопросы 3,4. Составить кластер. | |
-
| 2.10 | | Скелет конечностей. | 1 | Комбинированный | Строение конечностей; значение верхних и нижних конечностей, приобретённое человеком в процессе эволюции. | § 8, вопросы 4,5. | |
-
| 9.10 | | Первая помощь при травмах. | 1 | Комбинированный | Травмы скелета; оказание первой помощи | § 9, вопросы 3-5. | |
-
| 9.10 | | Мышцы. | 1 | Комбинированный | Знать функции поперечно-полосатой и гладкой мышечной тканей, функции мышц антагонистов и синергистов; основные группы мышц человека. | § 10, вопросы 4-6. | |
-
| 16.10 | | Работа мышц. Практическая работа № 2 «Утомление при динамической и статической работе» | 1 | Практикум | Взаимосвязь мышц антагонистов при движении и при фиксации костей в суставе, динамические и статические режимы работы мышц; понимать энергетику мышечного сокращения; иметь понятие о работоспособности и утомлении. | § 11, вопросы 3,4. | |
-
| 16.10 | | Нарушения осанки и плоскостопие. | 1 | Комбинированный | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Знать отрицательные последствия нарушения осанки, плоскостопия; уметь выявлять эти нарушения и знать возможные способы их коррекции. Функции основных мышечных групп. | § 12, вопросы 1-3. | |
-
| 23.10 | | Развитие опорно-двигательной системы. | 1 | Комбинированный | Тренировочный эффект, последствия использования допинга в спорте; уметь распределять физическую нагрузку в течение дня, учитывая физиологию спорта. Соблюдение правил здорового образа жизни. | § 13, вопросы 3,4. | |
Кровь. Кровообращение (9ч.) | |
-
| 23.10 | | Внутренняя среда организма. Лабораторная работа № 3 «Изучение микроскопического строения крови.» | 1 | Урок изучения нового материала | Внутренняя среда организма, состоит из крови, тканевой жидкости и лимфы и представляет собой единую систему. Значение крови в целом и отдельных ее элементов – плазмы крови и форменных элементов (тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов). Понятие фагоцитоза, антигена, антитела. | § 14, вопросы 3-5. | |
-
| 30.10 | | Иммунитет. | 1 | Комбинированный | Иммунитет, органы иммунной системы, разъяснять суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета, показать роль антител в обеззараживании антигенов, изобретение вакцин и лечебных сывороток; определение видов иммунитета. | § 15, вопросы 3,4. | |
-
| 30.10 | | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | Комбинированный | Группы крови, резус – фактор, антитела. | § 16, вопросы 2-4. | |
-
| 13.11 | | Строение и работа сердца. | 1 | Комбинированный | Строение сердца и фазы его работы, работа сердечной мышцы. | § 17, вопросы 5-8. | |
-
| 13.11 | | Движение лимфы. | 1 | Комбинированный | Образование тканевой жидкости, отток лимфы; разъяснить на опыте вред перетяжек, тугой шнуровки, тугих поясов, нарушающих кровообращение. | § 18, вопросы 3,4. | |
-
| 20.11 | | Движение крови по сосудам. Практическая работа №3 «Пульс и движение крови». Практическая работа № 4 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | 1 | Практикум | Динамика движения крови; раскрыть причину ее движения, выяснить природу пульса; перераспределение крови в организме в зависимости от функционирования органов. | § 19, вопросы 2-4. | |
-
| 20.11 | | Регуляция работы сердца. | 1 | Комбинированный | Понятие об автоматизме сердца, соотношение местной и центральной регуляции; понятие о вегетативной нервной системе – симпатической и парасимпатической иннервации, показать взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции. | § 20, вопросы 3,4. | |
-
| 27.11 | | Заболевания сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа №5 «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | 1 | Комбинированный | Сердечно-сосудистые заболевания: гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт. Вред гиподинамии, польза подвижного образа жизни, тренировочный эффект; показать простейшие функциональные пробы, позволяющие определить состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Диагностика кровотечений, меры первой помощи; раскрыть анатомо-физиологические механизмы, лежащие в их основе | § 21-22, вопросы 3-5. | |
-
| 27.11 | | Обобщение по теме: «Кровь. Кровообращение». | 1 | Обобщающий | Обобщение ведущих понятий темы. | Вопросы рубрики «Проверь себя» 6-14 | |
Дыхательная система (7 ч.) | | | | 1 | |
-
| 4.12 | | Значение дыхания. Органы дыхания. | 1 | Урок изучения нового материала | Значение дыхания и взаимосвязь органов дыхания и кровообращения; роль кислорода в энергетическом обмене; рассмотреть функции гортани как органа голосообразования. | § 23, вопросы 3,4. | |
-
| 4.12 | | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | 1 | Комбинированный | Легкие, их строение. Понятие о легочном и тканевом газообмене; определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха; значение биологического окисления | § 24, вопросы 3-5. | |
-
| 11.12 | | Дыхательные движения. Лабораторная работа № 4 «Изготовление самодельной модели Дондерса» | 1 | Комбинированный | Грудная полость, межрёберные мышцы, диафрагма, эмфизема легких. | § 25, вопросы 3,4. | |
-
| 11.12 | | Регуляция дыхания. Практическая работа №6 «Измерение обхвата грудной клетки». | 1 | Комбинированный | Дыхательный центр, рефлекторная регуляция, гуморальная регуляция. | § 26, вопросы 3,4. | |
-
| 18.12 | | Гигиена дыхания. | 1 | Комбинированный | Влияние табачного дыма на легкие и весь организм в целом; заболевания верхних дыхательных путей; туберкулез и рак легких; меры профилактики, роль флюорографии; дыхательная гимнастика; понятие о жизненной емкости легких и способах ее увеличения. | § 27, вопросы 3,4. | |
-
| 18.12 | | Первая помощь при поражении органов дыхания. | 1 | Комбинированный | Первая помощь при травматизме дыхательных путей, обмороке, электротравме, утоплении; приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца. Понятие о клинической и биологической смерти. | § 28, вопросы 3,4. | |
-
| 25.12 | | Контрольная работа по темам «Кровь. Дыхательная система.» | 1 | Контрольная работа | Проверка ведущих понятий темы. | Вопросы рубрики «Проверь себя» 1- 10 | |
Пищеварительная система (7ч.) | |
-
| 25.12 | | Значение пищи и ее состав. | 1 | Урок изучения нового материала | Пластическая и энергетическая функция питания; дифференциация понятий «продукты питания» и «питательные вещества»; определить их значение и состав. | § 29, вопросы 5-6. | |
-
| | | Органы пищеварения. | 1 | Комбинированный | Расположение органов пищеварительной системы на таблице и их проекцией на поверхности тела; дать общую картину обработки пищи в каждом из отделов пищеварительной системы. | § 30, вопросы 3,4. | |
-
| | | Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 5 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 1 | Комбинированный | Понятие о форме, строении и функциях зубов; объяснить причины смены выпадающих (молочных) зубов на постоянные; предупреждение кариеса и других заболеваний зубов. Свойства ферментов; особенности пищеварения в ротовой полости; процессы, происходящие при глотании пищи. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтоза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. | § 31, вопросы 2-4. | |
-
| .01 | | Пищеварение в желудке. | 1 | Комбинированный | Свойства ферментов; особенности пищеварения в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Понятие о возникновении голода и насыщениях; роль условных и безусловных рефлексов; взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции пищеварения | § 32, вопросы 3,4. | |
-
| | | Пищеварение в кишечнике. | 1 | Комбинированный | Функции тонкой и толстой кишки, поджелудочной железы и печени, заменимых и незаменимых аминокислот; процесс всасывании. | § 33, вопросы 2-4. | |
-
| | | Гигиена питания. | 1 | Комбинированный | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье. Правила гигиены питания, способы хранения продуктов. | § 34, вопросы 3,4. | |
-
| | | Заболевания органов пищеварения. | 1 | Комбинированный | Профилактика опасных желудочно-кишечных заболеваний и отравлений одно из опасных заболеваний – аппендицит, симптомы аппендицита. | § 35, вопросы 3,4. | |
Обмен веществ и энергии. Витамины (3ч.) | |
-
| | | Обменные процессы в организме. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о пластическом и энергетическом обменах; подготовительная, клеточная и заключительная стадия обмена. | § 36, вопросы 5-8. | |
-
| | | Нормы питания. Практическая работа №7 «Функциональные пробы с задержкой дыхания». | 1 | Комбинированный | Установить связь между понятиями энерготраты и энергетической емкости потребляемых продуктов – энергетический баланс; основной и общий обмен; нормы питания в зависимости от энергетических трат и их характер; показать как определяются энерготраты и энергоемкость пищевых продуктов и пищевые рационы. | § 37, вопросы 3-5. | |
-
| | | Витамины. | 1 | Комбинированный | Витамины их роль в организме, содержание в пище, суточная потребность организма в витаминах. Проявление авитаминоза. | § 38, вопросы 3,4. | |
Выделение (2ч.) | | | 1 | |
-
| | | Строение и функции почек. | 1 | Урок изучения нового материала | Заключительная стадия обмена и органы через которые происходит удаление продуктов распада; роль мочевыделения; роль органов мочевыделения, их значение; строение и функции почек роль почек в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды в целом; нефрон — функциональная единица почки; образование первичной и конечной мочи; удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | § 39, вопросы 3-7. | |
-
| | | Предупреждение заболеваний почек. | 1 | Семинар | Три причины заболевания почек – нарушение диеты и водного режима, нисходящую инфекцию, восходящую инфекцию; познакомить с наиболее часто встречающимися урологическими заболеваниями и их предупреждением; разъяснить процессы, происходящие при жажде; значение воды и минеральных солей для организма; гигиеническая оценка воды. | § 40, вопросы 3,4. | |
Кожа (3ч.) | | | | | |
-
| | | Значение кожи и ее строение. | 1 | Урок изучения нового материала | Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий; функции эпидермиса, дермы и гиподермы; волосы и ногти – роговые придатки кожи; кожные рецепторы, потовые и сальные железы; приемы определения типа кожи и волос. | § 41, вопросы 1-4. | |
-
| | | Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. | 1 | Комбинированный | Связь кожи со всеми процессами, происходящими в организме; патологические процессы, происходящие при нарушении обмена веществ, аллергии, травмах – ожогах и обморожениях; заражение кожными паразитами и грибками. | § 42, вопросы 5,6. | |
-
| | | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. | 1 | Комбинированный | Суть терморегуляции, приемы закаливания и подбор одежды; причины теплового и солнечного ударов и определение мер первой помощи при них; меры профилактики теплового и солнечного ударов. | § 43, вопросы 3,4. | |
Эндокринная система (2ч.) | | | | | |
-
| | | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | 1 | Урок изучения нового материала | Разницу между железами внешней, внутренней и смешанной секреции; строение эндокринной системы показать связь между эндокринной и нервной системами. | § 44, вопросы 3,4. | |
-
| | | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | Комбинированный | Роль гормонов: гипофиза, щитовидной железы; роль гормона поджелудочной железы – инсулина - в поддержании уровня сахара в крови, причины диабета; гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам; гипо- и гиперфункция желез. | § 45, вопросы 1- 4. | |
Нервная система (4ч.) | |
-
| | | Значение, строение и функционирование нервной системы. Практическая работа №8 «Выяснение действия прямых и обратных связей». | 1 | Урок изучения нового материала | Значение нервной системы в согласовании работы органов, в приспособлении организма как целого к условиям внешней и социальной среды, в познании окружающего мира и использование получаемой информации; роль мозга в осуществлении психической деятельности человека. | § 46, вопросы 3,4. | |
-
| | | Автономный отдел нервной системы. Практическая работа №9 « Штриховое раздражение кожи». | 1 | Лекция | Дифференцировать понятия «части нервной системы» и «отделы нервной системы»; значение соматического и вегетативного отделов; строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов вегетативного отдела нервной системы. Нейрогормоны, влияние гормонов на развитие головного мозга и головного мозга на гормональную систему, объяснить взаимодействие обоих систем. | § 47-48, вопросы 3,4. | |
-
| | | Спинной мозг: строение и функции. | 1 | Лекция | Познакомить с положением, строением и функциями спинного мозга, взаимосвязь соматических и вегетативных спинно-мозговых рефлексов. | § 49, вопросы 4,5. | |
-
| | | Головной мозг: отделы головного мозга их функции. | 1 | Комбинированный | Строение и функции отделов головного мозга; аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий головного мозга; многоуровневая организация работы центральной нервной системы. | § 50, вопрос 3. | |
Органы чувств. Анализаторы (5ч.) | |
-
| | | Как действуют органы чувств и анализаторы. | 1 | Урок изучения нового материала | Различия между понятиями «анализаторы» и «органы чувств», специфичность анализаторов, анализатор – единая система, в рецепторах которой происходит кодирование информации и ее использование в поведении; взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. | § 51, вопрос 2. | |
-
| | | Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа №10 «Обнаружение слепого пятна». | 1 | Комбинированный | Значение зрения. Орган зрения, положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза; строение и функции оболочек глаза и его оптических сред; палочки и колбочки сетчатки; зрительный анализатор. Адаптация зрения к условиям среды; причины зрительных иллюзий, роль практики как критерия истины. | § 52, вопросы 3,4. | |
-
| | | Заболевание и повреждение глаз. | 1 | Комбинированный | Причины дальнозоркости и близорукости, меры их предупреждения; требования предъявляемые гигиеной зрения; травмы глаз и меры доврачебной помощи. | § 53, вопросы 2-4. | |
-
| | | Органы слуха и равновесия. Практическая работа № 11 «Определение выносливости вестибулярного аппарата». | 1 | Комбинированный | Орган слуха: строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; преддверие и улитка; звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха; слуховой анализатор; гигиена слуха; борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия; функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. | § 54, вопросы 3,4. | |
-
| | | Органы осязания, обоняния, вкуса. | 1 | Комбинированный | Связь строения и функции изучаемых органов чувств, раскрыть взаимодействие анализаторов друг с другом и их взаимную дополняемость; изменение анализаторов под влиянием условий жизни, возможность их совершенствования. | § 55, вопросы 4,5. | |
16. Поведение и психика (7 ч.) | |
-
| | | Врождённые и приобретенные формы поведения. | 1 | Урок изучения нового материала | Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление; приобретенные формы поведения; условные рефлексы; динамический стереотип, рассудочная деятельность.. | § 56, вопросы 3,4. | |
-
| | | Закономерности работы головного мозга. | 1 | Комбинированный | Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения; работы И.П. Павлова открытие безусловного и условного торможения; внешнее и внутреннее торможение; явление доминанты в законе взаимной индукции возбуждения и торможения; регуляторная деятельность головного мозга. | § 57, вопросы 1-4. | |
-
| | | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 | Комбинированный | Деятельность человека носит циклический характер, а эти циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами; экологическое значение сна и бодрствования; природа сна, фазы сна; гигиенические требования , обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование. | § 58, вопросы 3,4. | |
-
| | | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 1 | Комбинированный | Роль речи в развитии высших психических функций и социализации людей в человеческом общество; значение заменяющих и обобщающих функций слов и речи в целом; функции внешней и внутренней речи; речевые центры и значение языковой среды.. | § 59, вопросы 3-6. | |
-
| | | Познавательные процессы. | 1 | Комбинированный | Познавательные процессы и их возможности в познании: виды памяти, приемы запоминания; мышление, его развитие. | § 60, вопросы 3,4. | |
-
| | | Воля и эмоции. Внимание. Практическая работа №12 «Изучение внимания при различных условиях». | 1 | Комбинированный | Качество воли; физиологическая основа эмоций; внимание: непроизвольное и произвольное, способы поддержания внимания, способы устойчивости внимания при выполнении учебной работы. | § 61, вопросы 2-4. | |
-
| | | Работоспособность. Режим дня. | 1 | Комбинированный | Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление; изменение работоспособности, борьба с утомлением; гигиенические требования к организации отдыха на разных стадиях; режим дня, его значение для поддержания здоровья и работоспособности. | § 62, вопросы 3,4. | |
Индивидуальное развитие организма (6ч.) | |
-
| | | Половая система человека. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о различие мужского и женского организма на уровне хромосом; причины, обуславливающие пол ребенка; формирование женского и мужского организма; мужская и женская половые системы и вырабатываемые ими половые клетки; изменения, возникающие в пубертатный период: развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация; образование сперматозоидов, поллюции; гигиена промежности. | § 63, вопросы 3,4. | |
-
| | | Наследственные и врожденные заболевания. | 1 | Комбинированный | Различия между наследственными и врожденными заболеваниями; болезни передающиеся половым путем, венерические заболевания; причины, профилактика СПИДа и гапатита В, сифилис, гонорея . | § 64, вопросы 3-5. | |
-
| | | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | Комбинированный | Сущность оплодотворения, планирование семьи и беременность; формирование зародыша и плода, особенности формирования органов; закон Геккеля-Мюллера и причины отклонения от него; развитие человека после рождения, изменения, связанные с пубертатом; календарный, биологический и социальный возраст человека. | § 65, вопросы 1-4. | |
-
| | | О вреде наркогенных веществ. | 1 | Комбинированный | Свойства наркогенных веществ, влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека; вред бытового пьянства. | § 66, вопросы 3,4. | |
-
| | | Психологические особенности личности. | 1 | Комбинированный | Психологические особенности личности: темперамент, характер интересы, склонности, способности; роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способности. | § 67, вопросы 3,4. | |
-
| | | Промежуточная аттестация. | 1 | Контрольная работа | Проверка ведущих понятий курса темы. | Вопросы рубрики «Проверь себя» 1- 10 | |
16