СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология как наука относится к основополагающим областям естествознания.

Ее главный объект – живая природа, компонентами которой являются: клетка, организм, популяция, вид, биоценоз и биосфера. Эти элементы в биологической науке рассматриваются как структурно-функциональные уровни организации живой природы и находятся в многообразных связях между собой. Каждый такой уровень характеризуется определенной структурой и функциями, обусловленными внутренней упорядоченностью и согласованностью его частей, изучается определенными областями биологической науки, содержит собственную систему теоретических знаний.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»








Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек" для учащихся 8 класса составлена на основе Примерной программы по биологии, авторской рабочей программы (составитель Г. М. Пальдяева, издательство Дрофа, 2012 г. к УМК под ред. профессора, доктора педагогических наук В.В. Пасечника).

Нормативная база преподавания предмета:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644, приказом МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577);

  • Примерная образовательная программа по учебному предмету, прошедшая экспертизу и апробацию;

  • Основная образовательная программа НОО, ООО, СОО МБОУ «Левженская СОШ»;

  • Учебный план МБОУ «Левженская СОШ» НМР РТ;

  • Положение о рабочей программе МБОУ «Левженская СОШ» .

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

Рабочая программа по биологии – 8 класс «Биология. Человек» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, издательство Дрофа, 2012 г. к УМК под ред. профессора, доктора педагогических наук В.В. Пасечника).

Общая характеристика учебного предмета

Цели учебного предмета

  • показать место человека в системе живой природы; биосоциальную сущность человека;

  • рассмотреть строение и физиологию клетки человека, дать понятие о тканях ; строение и жизнедеятельность (физиологию) всех систем организма человека;

  • изучить сущность «механизм обмена веществ», вопросы нервной системы и гуморальной регуляции деятельности организма;

  • дать основы гигиены и психологии человека.

Специфика учебного предмета

Биология как наука относится к основополагающим областям естествознания.

Ее главный объект – живая природа, компонентами которой являются: клетка, организм, популяция, вид, биоценоз и биосфера. Эти элементы в биологической науке рассматриваются как структурно-функциональные уровни организации живой природы и находятся в многообразных связях между собой. Каждый такой уровень характеризуется определенной структурой и функциями, обусловленными внутренней упорядоченностью и согласованностью его частей, изучается определенными областями биологической науки, содержит собственную систему теоретических знаний.

Структурно-функциональная организация уровней обеспечивает их взаимосвязь, включение одного уровня в другой. Так, клетка и организм выделяются в самостоятельные уровни организации, в то же время клетка входит в состав организменного уровня как его структурная и функциональная единица, а организм, в свою очередь, представляет собой составной компонент популяционно-видового уровня. Популяция рассматривается как структурно-функциональная единица биогеоценоза, который сам является единицей биосферы.

Живой природе свойственны закономерные изменения. На всех уровнях организации жизни осуществляется эволюционный процесс: в генах и хромосомах клетки возникают мутации, которые обуславливают появление мутантных организмов, накопление мутантов в популяции, действие отбора в экосистеме приводит к изменению генофонда популяции, к совершенствованию и появлению новых видов, к эволюции.

Все закономерности, проявляющиеся на каждом структурно-функциональном уровне организации, опираются на эволюционную теорию как методологическую основу биологии.

В свете учения о структурно-функциональной организации и эволюции живой природы устанавливается иерархия, взаимосвязь всех уровней, осуществляется структурирование научных знаний.

Место в учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 7 часов в неделю (238 часов в год). В том числе 34 часа в VI классе, из расчета – 1 учебный час в неделю, по 68 часов в VII,VIII и IX классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

Программа VII класса рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов (или 4 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Учебно — методическое обеспечение (УМК)

1. Д.В. Колесов и др. Биология. Человек. 8 кл. - Москва: «Дрофа», 2005 г.

2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2006 г.

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. 8 класс. Изд. «Дрофа» 2006 г.

Результаты освоения учебного предмета.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в учебном классе, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— следить за соблюдением правил поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

— принимать ценности семейной жизни;

— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— методы наук, изучающих человека; основные этапы развития наук, изучающих человека;

— место человека в систематике; основные этапы эволюции человека;

— общее строение организма человека; строение тканей организма человека; человеческие расы;

— рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

Учащиеся должны уметь:

— выделять специфические особенности человека как биосоциального существа;

— объяснять место и роль человека в природе;

— определять черты сходства и различия человека и животных;

— доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими;

— выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

— наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

— выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником и дополнительной литературой.

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.

— сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Результаты обучения сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:

1. Воспроизведение и описание учебной информации;

2. Интеллектуальный уровень;

3. Творческий уровень.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Представленные в рабочей программе лабораторные работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.


Содержание учебного предмета «Биология. Человек»

Тема 1. Науки, изучающие организм человека.

Происхождение человека. Общий обзор организма (8 ч)

Анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ.

Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи.

Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Демонстрация 1) таблица «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

Лабораторная работа № 1 Изучение микроскопического строения тканей.



Тема 2. Опорно-двигательная система (8 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения.

Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация 2) скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы № 2-4 Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Выявление нарушений осанки, выявление плоскостопия (выполняется дома).

Тема 3. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма (9 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет.

Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация 3) сердца и торса человека, приёмов остановки кровотечений. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Лабораторные работы № 5-7. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Тема 4. Дыхательная система (5 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация.

Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрации 4) модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; измерения жизненной ёмкости лёгких; приёмов искусственного дыхания. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Тема 5. Пищеварительная система Обмен веществ и энергии. (9 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

Демонстрация 5) торса человека.

Лабораторная работа № 8 Действие ферментов слюны на крахмал.

Тема 6. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение. (5 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция.

Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация 6) рельефной таблицы «Строение кожи», модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 7. Нервная система человека. Органы чувств. Анализаторы (10 ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация 7) модели головного мозга человека, моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Тема 8. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 ч)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация 8) безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторная работа № 9. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа; измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 9. Железы внутренней секреции (эндокринная система).

Индивидуальное развитие организма (8 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация 9) модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой; почек с надпочечниками; тестов, определяющих типы темпераментов.


Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Проектная работа

Самостоятельная работа, ч.

1

Тема 1. Науки, изучающие организм человека. Происхождение человека. Строение организма.

8

6

1

1




2

Тема 2. Опорно-двигательная система.

8

7

3

1




3

Тема 3. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма.

9

9

3





4

Тема 4. Дыхательная система.

5

4

1




5

Тема 5. Пищеварительная система.

Обмен веществ и энергии.

9

9

1





6

Тема 6. Покровные органы.

Теплорегуляция. Выделение.

5

4

1




7

Тема 7. Нервная система человека. Органы чувств. Анализаторы.

10

10





8

Тема 8. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

6

5

1

1




9

Тема 9. Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма.

8

7

1




10

Итого

68

62

9

6





Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел, тема

Кол- во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту


Тема 1. Науки, изучающие организм человека. Происхождение человека. Строение организма

8



1

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.

1



2

Систематическое положение человека.

1



3

Историческое прошлое людей. Расы человека.

1



4

Общий обзор организма.

1



5

Клеточное строение организма.

1



6

Ткани животных и человека. Л/р № 1 «Ткани»

1



7

Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

1



8

Зачет №1 «Общий обзор организма человека. Ткани»

1




Тема 2. Опорно-двигательная система

8



9

1. Значение опорно-двигательной системы, ее состав.

Л/р № 2 «Микроскопическое строение кости»

1



10

2. Скелет человека. Осевой скелет

1



11

3. Скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей.

1



12

4. Строение мышц. Л/р № 3 «Мышцы человеческого тела»

1



13

5. Работа скелетных мышц.

1



14

6. Осанка. Л/р № 4 «Осанка и плоскостопие»

1



15

7. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей

1



16

8. Зачет № 2 «Опорно-двигательная система»

1




Тема 3. Внутренняя среда организма.

Кровеносная и лимфатическая системы организма

9



17

1. Внутренняя среда.

Л/р № 5 «Изучение строения клеток крови человека и лягушки».

1



18

2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1



19

3. Иммунология на службе здоровья.

1



20

4. Транспортные системы организма.

1



21

5. Круги кровообращения. Л/р № 6 «Функция венозных клапанов»

1



22

6. Строение и работа сердца.

1



23

7. Движение крови по сосудам.

Л/р № 7«Измерение скорости кровотока

1



24

8. Гигиена ССС. Первая помощь при заболевании сердца

1



25

9. Первая помощь при кровотечениях.

1




Тема 4. Дыхательная система

5



26

1. Значение дыхания. Органы дыхания.

1



27

2. Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

1



28

3. Механизмы вдоха и выдоха. Гигиена дыхания.

1



29

4. Функциональные возможности дых системы как показатель здоровья

1



30

5. Зачет № 3 «Кровь и кровообращение. Дыхание»

1




Тема 5. Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии

9



31

1. Питание и пищеварение.

1



32

2. Пищеварение в ротовой полости.

Л/р № 8 «Действие слюны на крахмал»

1



33

3. Пищеварение в желудке.

1



34

4. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1



35

5. Регуляция пищеварения.

1



36

6. Гигиена органов пищеварения

1



37

7. Обмен веществ и энергии – основное свойство живого.

1



38

8. Обмен белков, жиров и углеводов.

1



39

9. Витамины.

1




Тема 6. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение

5



40

1. Наружные покровы тела человека.

1



41

2. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.

1



42

3. Терморегуляция организма. Закаливание.

1



43

4. Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек.

1



44

5. Зачет № 4 «Пищеварительная система. Обмен веществ. Выделение. Теплорегуляция».

1




Тема 7. Нервная система человека. Органы чувств. Анализаторы

10



45

1. Значение и строение нервной системы.

1



46

2. Строение нервной системы. Спинной мозг.

1



47

3. Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

1



48

4. Функции переднего мозга.

1



49

5. Вегетативная нервная система

1



50

6. Значение органов чувств и анализаторов

1



51

7. Орган зрения и зрительный анализатор.

1



52

8. Заболевания и повреждения глаз.

1



53

9. Слуховой анализатор.

1



54

10.Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса

1




Тема 8. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

6



55

1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД

1



56

2. Врожденные и приобретенные программы поведения.

Л/р № 9 «Выработка навыков зеркал письма»

1



57

3. Биологические ритмы. Сон и его значение

1



58

4. Особенности высшей нервной деятельности человека

1



59

5. Воля и эмоции. Внимание

1



60

6. Зачет № 5 «Нервная система. Органы чувств.

Анализаторы. ВНД. Поведение. Психика»

1




Тема 9. Эндокринная система.

Индивидуальное развитие организма

8



61

1. Железы внешней, внутренней и смешанной системы

1



62

2. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

1



63

3. Половая система человека

1



64

4. Наследственные и врожденные заболевания

1



65

5. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1



66

6. Личность и ее особенности.

1



67

7. Влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

1



68

8. Итоговая тестовая контрольная работа

1





Лист изменений в тематическом планировании



№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР













































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей