СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по зоологии двухчасовая

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта ООО, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по биологии, авторской программы И.И. Пономарёвой, ВС. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомирова, Т.С. Суховой. Биология: 5-9 классы. – М.: Вента-Граф, 2012.

Рабочая программа по биологии для 8 класса рассчитана на 70 часов учебного времени (2 часа в неделю). Запланированы 3 экскурсии, 10 лабораторных работ.

Рабочую программу реализует учебник « Биология. 8 класс. В.М.Константинов, В.Г. Бабенко, В.С.Кучменко. Изд. Вентана – Граф. 2015.

В соответствии с учебным планом курсу биологии в 8 классе предшествует курс биологии в 5, 6 и 7 классах. Содержание курса биологии в 8 классе является базой для изучения биологии в следующих классах. Таким образом, содержание курса биологии в 8 классе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.



Целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Задачи:

  • формировать систему биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;

  • овладеть научным подходом к решению различных задач;

  • овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитать ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формировать умения безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Основная задача курса – формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира. Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применяемые как к живой, так и неживой природе.

Учебное содержание курса представлено блоками знаний. Блоки завершаются обобщающими уроками. Особое внимание уделено понятию "уникальность жизни", которое формируется в течение всего курса. Предложено такое дидактическое построение

учебного материала, которое создаёт условия для развивающего обучения: реализация принципа " от целого к частям"; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учёт возрастных особенностей учащихся - их конкретно - образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников - задания по выбору, опыты и наблюдения в домашних условиях. С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в домашних условиях.

Планируемые результаты изучения курса биологии.

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость.

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы.

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами; использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусами животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другу выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включает личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих предметных результатов:

- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

- освоение приёмов первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- овладение составляющей исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования, информационно - коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции).


Личностными результатами освоения биологии в основной школе являются:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознания своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом познавательных интересов;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения ,анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознания значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятия ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Содержание учебного курса


Содержание разделов примерной программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)


Методы изучения живых организмов: наблюдение, описание, измерение, экспе­римент. Животные. Строение животных. Многообразие животных их роль в природе и жизни чело­века

Зоология — наука о животных

Введение. Зоология — система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различие животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и в жизни человека

Выявлять признаки сходства и различия жи­вотных и растений.

Приводить примеры различных представите­лей царства Животные.

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека

Разнообразие организмов. Приспособления к различным средам обитания. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Животные и окружающая среда

Среды жизни. Места обитания — наиболее благоприятные участки среды жизни. Абиотические, био­тические, антропогенные, экологические факторы. Среда обитания — совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания


Пояснять на конкретных примерах распро­странение животных в различных средах жизни.

Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам.

Устанавливать различие понятий: «среда жиз­ни», «среда обитания», «место обитания». Описывать влияние экологических факторов на животных.

Доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе.

Определять роль вида в биоценозе.

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений в теме

Разнообразие организмов. Принципы их классифи­кации. Многообразие жи­вотных, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих ви­дов животных. Методы изу­чения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Классификация животных и основ­ные систематические группы

Наука систематика. Вид. Популя­ция. Систематические группы.

Влияние человека на животных

Косвенное и прямое влияние. Крас­ная книга. Заповедники

Краткая история развития зооло­гии

Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоо­логии в Средние века и эпоху Воз­рождения. Изобретение микроско­па. Труды К. Линнея. Экспедиции русского академика П.С. Паласа. Труды Ч. Дарвина, их роль в разви­тии зоологии. Исследования отече­ственных учёных в области зоо­логии.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

Называть принципы, являющиеся основой классификации организмов.

Характеризовать критерии основной едини­цы классификации.

Устанавливать систематическое положение (соподчинение) различных таксонов на кон­кретном примере.

Описывать формы влияния человека на жи­вотных.

Оценивать результаты влияния человека с этической точки зрения.

Устанавливать взаимосвязь численности от­дельных видов животных и их взаимоотноше­ний в природе

Характеризовать пути развития зоологии. Определять роль отечественных учёных в развитии зоологии. Анализировать дости­жения К. Линнея и Ч. Дарвина в области био­логической науки.

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщения о сокра­щении отдельных видов.

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщения о сокра­щении отдельных видов животных.

Называть представителей животных. Описывать характерные признаки животных

Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Методы изуче­ния живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Экскурсия

«Разнообразие животных в при­роде»

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе

Тема 2. Строение тела животных (2 ч)


Клеточное строение орга­низмов

Клетка

Наука цитология. Строение живот­ной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жиз­недеятельности клетки. Сходство и различия строения животной и растительной клеток

Сравнивать клетки животных и растений. Называть клеточные структуры животной клетки. Делать выводы о причинах различия и сходст­ва животной и растительной клеток. Устанавливать взаимосвязь строения живот­ной клетки с типом питания

Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных

Ткани, органы и системы органов

Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строений и функций. Типы симметрии животного, их связь с его образом жизни.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение тела животных»


Называть типы тканей животных.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей и их функций.

Характеризовать органы и системы органов животных.

Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме.

Высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма.

Описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела.

Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (5 ч)


Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые

Среда обитания, внешнее строе­ние. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых

Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Сар­кодовые и жгутиконосцы.

Распознавать представителей класса Саркодо­вые на микропрепаратах, рисунках, фотогра­фиях.

Установить взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы-протея. Обосновывать роль простейших в экосис­темах

Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы Среда обитания строение и пере­движение на примере эвглены зелё­ной. Характер питания, его зависи­мость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочета­ние признаков животного и расте­ния у эвглены зелёной. Разнообра­зие жгутиконосцев

Характеризовать среду обитания жгутико­носцев.

Устанавливать взаимосвязь характера пита­ния и условий среды.

Обосновывать вывод о промежуточном поло­жении эвглены зелёной.

Приводить доказательства более сложной организации колониальных форм жгути­ковых.

Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах

Методы изуче­ния живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Тип Инфузории

Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения с процессами жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий.



Лабораторная работа №1«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

Выявлять характерные признаки типа Инфу­зории.

Приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с жгутиконосцами.

Наблюдать простейших под микроскопом.

Фиксировать полученные результаты, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Разнообразие организмов. Профилактика заболеваний, вызываемых животными

Значение простейших

Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярийный плазмодий, трипаносомы – возбудители заболеваний, вызываемых простейшими.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные»

Объяснять происхождение простейших. Распо­знавать представителей простейших-паразитов на микропрепаратах, рисунках, фотографи­ях. Приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний.

Выявлять характерные особенности живот­ных по сравнению с растениями. Устанавливать взаимосвязь строения и жизне­деятельности организмов и условий среды. Формулировать вывод о роли простейших в природе

Тема 4. Подцарство многоклеточные (2ч)

Многообразие животных. Принципы классификации. Строение животных. Процессе жизнедеятельности и их регуляция у животных. Усложнение животных в процессе эволюции

Общая характеристика многокле­точных животных. Тип Кишечнопо­лостные. Строение и жизнедея­тельность

Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обита­ния, внешнее и внутреннее строе­ние. Особенности жизнедеятельно­сти, уровень организации по срав­нению с простейшими

Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные.

Называть представителей типа кишечнополо­стных.

Выделять общие черты строения.

Объяснять на примере наличие лучевой сим­метрии у кишечнополостных. Характеризовать признаки более сложной организации кишечнополостных по сравне­нию с простейшими

Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Принципы их классификации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Разнообразие кишечнополостных

Класс гидроидные. Класс Коралловые полипы: жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы: характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл.

Обобщение и систематизация знаний по теме«ПодцарствоМногоклеточные, Тип Кишечнополостные»

Определить представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах.

Характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника.

Выявлять черты сходства и различия жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз.

Устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных.

Называть признаки, свидетельствующие о древнем происхождении кишечнополостных.

Раскрыть роль кишечнополостных в экосистемах.

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч)

Многообразие животных. Принципы их классифи­кации

Тип Плоские черви. Общая характе­ристика

Класс Ресничные черви. Места оби­тания и общие черты строения. Система организмов жизнедеятель­ности. Черты более высокого уров­ня организации в сравнении с ки­шечнополостными

Описывать основные признаки типа Плоские черви.

Называть основных представителей класса Ресничные черви.

Устанавливать взаимосвязь строения и функ­ций систем органов ресничных червей. Проводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными

Разнообразие организмов. Принципы их классифика­ции. Взаимосвязи организ­мов и окружающей среды

Разнообразие плоских червей: со­сальщики и цепни. Класс Сосаль­щики

Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособле­ния к особенностям среды обита­ния. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитиче­скими червями

Называть характерные черты строения со­сальщиков и ленточных червей, используя ри­сунки учебника.

Устанавливать взаимосвязь строения червей- паразитов и среды их обитания.

Распознавать представителей классов пло­ских червей на рисунках, фотографиях. Соблюдать в повседневной жизни санитарно- гигиенические требования с целью преду­преждения заражения паразитическими чер­вями

Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Принципы их классификации. Строение животных

Тип Круглые черви. Класс Немато­ды. Общая характеристика

Внешнее строение. Строение сис­тем внутренних органов. Взаимо­связь строения и образа жизни представителей типа. Профилакти­ка заражения человека круглыми червями

Описывать характерные черты строения круглых червей.

Распознавать представителей класса на рисун­ках и фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения и функ­ций организма и образа его жизни.

Находить признаки отличия первичной по­лости от кишечной. Соблюдать правила лич­ной гигиены в целях профилактики зараже­ния круглыми червями

Строение животных. Прин­ципы их классификации. Усложнение животных в процессе эволюции

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые

Место обитания, строение и функции систем внутренних органов. Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей

Называть черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми.

Распознать представителей класса на рисунках, фотографиях.

Характеризовать черты усложнения строения систем внутренних органов.

Формулировать вывод об уровне строения органов чувств

Разнообразие организмов. Принципы их классифика­ции. Методы изучения жи­вых организмов: наблюде­ние, измерение, экспери­мент

Тип Кольчатые черви. Общая ха­рактеристика. Класс Малощетинковые черви

Места обитания, значение в приро­де. Особенности внешнего строе­ния. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязб с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.



Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».



Обобщение и систематизация знаний по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые».


Распознавать представителей класса на рисун­ках, фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения дожде­вого червя с его обитанием в почве. Обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проекта о роли кольчатых червей в почвообразовании.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы

Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)

Разнообразие организмов.

Принципы их классификации. Усложнение живот­ных в процессе эволюции

Общая характеристика типа

Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значе­ние моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхожде­ние моллюсков.

Характеризовать особенности строения представителей различных классов моллюсков.

Называть основные черты сходств и разли­чия внутреннего строения моллюсков и коль­чатых червей.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации

Разнообразие организмов. Принципы классифика­ции. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

Класс Брюхоногие моллюски

Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность сис­тем внутренних органов. Особен­ности размножения и развития. Роль в природе и значение для чело­века

Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотогра­фиях, натуральных объектах.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов. Характеризовать способы питания брюхоно­гих моллюсков.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли брю­хоногих моллюсков в экосистемах

Разнообразие организмов. Принципы их классифи­кации. Методы изучения живых организмов: наблю­дение, измерение, экспе­римент

Класс Двухстворчатые моллюски

Среда обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и жизнедеятельность систем внут­ренних органов. Особенности раз­множения и развития. Роль в при­роде и значение для человека.



Лабораторная работа № 3«Внешнее строение раковин пре­сноводных и морских моллюсков»

Различать и определять двухстворчатых мол­люсков на рисунках, фотографиях, натураль­ных объектах.

Объяснять взаимосвязь образа жизни и особен­ностей строения двухстворчатых моллюсков. Характеризовать черты приспособленности моллюсков к среде обитания. Формулировать вывод о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека.

Устанавливать сходство и различия в строе­нии раковин моллюсков.

Соблюдать правила работы в кабинете, обра­щения с лабораторным оборудованием

Разнообразие организмов. Принципы их классифика­ции. Усложнение живот­ных в процессе эволюции

Класс Головоногие моллюски

Среда обитания, внешнее строе­ние. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение, жизнедеятель­ность систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки более сложной органи­зации.

Обобщение и систематизация зна­ний по материалам темы «Тип Моллюски»

Выделять характерные признаки класса голо­воногих моллюсков.

Определять и классифицировать представи­телей различных классов моллюсков, исполь­зуя рисунки, фотографии, натуральные объ­екты.

Аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков. Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы по теме.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации реферата о роли моллюсков в природе и в жизни человека

Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)

Многообразие животных их роль в природе и жизни человека. Принципы их классификации

Общая характеристика типа Члени­стоногих. Класс Ракообразные

Среда обитания, особенности внеш­него строения. Внутреннее строе­ние речного рака, жизнедеятель­ность систем органов. Размножение и развитие. Разнообразие ракооб­разных. Значение ракообразных в природе и жизни человека

Выявлять общие признаки классов типа Чле­нистоногие.

Определять и классифицировать представи­телей класса Ракообразные по рисункам, фо­тографиям, натуральным объектам. Устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии рако­образных

Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Профилактика заболеваний, вызываемых животными

Класс Паукообразные

Общая характеристика, особенно­сти внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие пау­кообразных. Роль паукообразных в природе и жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переноси­мых отдельными клещами, от уку­сов ядовитых пауков

Выявлять характерные признаки класса Пау­кообразные.

Распознавать представителей класса на рисун­ках, фотографиях, в коллекциях.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать взаимосвязь строения пауко­образных и их паразитического образа жизни и хищничеством.

Аргументировать необходимость соблюдения мер безопасности от заражения клещевым эн­цефалитом

Разнообразие организмов. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Мето­ды изучения живых орга­низмов: наблюдение, изме­рение, эксперимент

Класс Насекомые

Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие и функции систем внутренних органов. Размножение.



Лабораторная работа №4«Внешнее строение насекомого»

Выявить характерные признаки класса Насекомые.

Определять и классифицировать представителей класса по рисункам, фотографиям, коллекциям.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы.

Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых.

Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Размножение, рост и раз­витие животных

Типы развития насекомых

Развитие с неполным превраще­нием. Группы насекомых. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых

Характеризовать типы развития насеко­мых.

Объяснять принципы классификации насе­комых.

Устанавливать систематическую принадлеж­ность насекомых.

Выявлять различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением. Обобщать и систематизировать материал по теме в форме таблиц

Охрана редких и исчеза­ющих видов животных. Усложнение животных в процессе эволюции

Общественные насекомые — пчё­лы и муравьи. Полезные насеко­мые. Охрана насекомых

Состав и функции обитателей мура­вейника, пчелиной семьи. Отноше­ния между особями в семье, их ко­ординация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые. Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека

Называть состав семьи общественных насеко­мых на примере пчёл, Муравьёв. Характеризовать функции членов семьи, спо­собы координации их действий.

Объяснять роль полезных насекомых и осо­бенности их жизнедеятельности. Обосновывать необходимость охраны редких исчезающих видов насекомых.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебных проектов о разнообразии насекомых

Разнообразие организмов. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Про­филактика заболеваний, вызываемых животными

Насекомые — вредители культур­ных растений и переносчики забо­леваний человека

Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насе­комыми.

Обобщение и систематизация зна­ний по материалам темы «Тип Членистоногие»

Называть насекомых, приносящих вред сель­скохозяйственным культурам.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Характеризовать последствия воздействия вредных для человека насекомых на организм человека и животных.

Описывать методы борьбы с насекомыми — вредителями и переносчиками заболева­ний.

Устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых.

Систематизировать информацию по теме и обобщать её в виде схем, таблиц

Итоговый контроль. Обобщение и систематизация знаний по те­мам 1-7

Характеризовать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений.

Устанавливать взаимосвязи строения и функ­ций органов и систем органов животных. Обосновывать необходимость охраны жи­вотных.

Определять систематическую принадлеж­ность животных.

Обобщать и систематизировать знания по те­мам 1-7, делать выводы

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

Разнообразие организмов. Усложнение животных в процессе эволюции

Хордовые, Прими­тивные формы

Общие признаки хордовых живот­ных. Бесчерепные. Класс Ланцет­ники. Внешнее строение ланцетни­ка. Внутреннее строение, системы органов. Размножение и развитие. Черепные, или Позвоночные. Об­щие признаки

Выделять основные признаки хордовых. Характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы.

Объяснять особенности внутреннего строе­ния хордовых на примере ланцетника. Обосновывать роль ланцетников для изуче­ния эволюции хордовых.

Аргументировать выводы об усложнении орга­низации хордовых по сравнению с беспозво­ночными

Разнообразие организмов. Принципы их классифи­кации. Методы изучения живых организмов: наблю­дение, измерение, экспе­римент

Надкласс Рыбы. Общая характери­стика, внешнее строение

Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слу­ха, равновесия.



Лабораторная работа № 5«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Выявлять черты приспособленности внутрен­него строения рыб к обитанию в воде. Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе вы­полнения лабораторной работы.

Соблюдать правила поведения в кабинете, об­ращения с лабораторным оборудованием

Усложнение животных в процессе эволюции

Внутреннее строение рыб

Опорно-двигательная система. Скелет непарных и парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Особен­ности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником

Устанавливать взаимосвязь строения отдель­ных частей скелета рыб и их функций.

Выявлять характерные черты строения сис­тем внутренних органов.

Сравнивать особенности строения и функции внутренних органов рыб и ланцетника. Характеризовать черты усложнения организации рыб

Размножение, рост и раз­витие. Методы изучения живых организмов: наблю­дение, измерение, экспе­римент

Особенности размножения рыб

Органы и процесс размножения. Живорождение. Миграции.


Характеризовать особенности размножения рыб в связи с обитанием в водной среде. Описывать различное поведение рыб при по­явлении потомства и черты приспособленно­сти к его сохранению.

Оценивать роль миграций в жизни рыб. Наблюдать и описывать особенности внут­реннего строения рыб в ходе выполнения ла­бораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обра­щения с лабораторным оборудованием

Разнообразие организмов. Принципы их классифика­ции. Результаты эволюции: многообразие видов, при­способленность организ­мов к среде обитания

Основные систематические группы рыб

Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двояко­дышащие и кистепёрые. Место кис­тепёрых рыб в эволюции позвоноч­ных. Меры предосторожности от нападения акул при купании

Объяснить принципы классификации рыб. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать систематическую принадлеж­ность рыб.

Распознавать представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объек­тах.

Выявлять признаки организации хрящевых и костных рыб, делать выводы.

Обосновывать место кистепёрых рыб в эво­люции позвоночных

Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Мно­гообразие животных их роль в природе и жизни человека

Промысловые рыбы. Их использо­вание и охрана

Рыболовство. Промысловые рыбы. Трудовые хозяйства. Акклиматиза­ция рыб. Аквариумные рыбы. Обобщение и систематизации зна­ний по теме «Тип Хордовые. Бесче­репные. Надкласс Рыбы»

Различать на рисунках, фотографиях, нату­ральных объектах основные группы промы­словых рыб.

Характеризовать осетровых рыб как важный объект промысла.

Называть наиболее распространённые виды рыб и объяснять их значение в жизни чело­века.

Проектировать меры по охране ценных групп рыб.

Обосновывать роль рыб в экосистемах. Объяснять причины разнообразия рыб, ус­ложнения их организации с точки зрения эво­люции животного мира



Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4ч)

Разнообразие организмов. Принципы их классифика­ции. Усложнение живот­ных в процессе эволюции

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характери­стика

Места обитания. Внешнее строе­ние. Особенности кожного покро­ва. Опорно-двигательная система, её усложнение по сравнению с ко­стными рыбами. Признаки приспо­собленности земноводных к жизни на суше и в воде

Описывать характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условия­ми среды обитания.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий.

Выявлять прогрессивные черты строения опорно-двигательной системы, скелета голо­вы и туловища по сравнению с рыбами. Характеризовать признаки приспособленно­сти к жизни на суше и в воде

Усложнение животных в процессе эволюции

Строение и деятельность внутрен­них органов земноводных

Характерные черты строения сис­тем внутренних органов по сравне­нию с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов зем­новодных и рыб

Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с их функциями и средой обитания.

Сравнивать, обобщать информацию о строе­нии внутренних органов амфибий и рыб, де­лать выводы.

Определять черты более высокой организа­ции земноводных по сравнению с рыбами

Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Ус­ложнение животных в про­цессе эволюции

Годовой жизненный цикл и проис­хождение земноводных

Влияние сезонных изменений в при­роде на жизнедеятельность земно­водных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с кост­ными рыбами, тип развития. Дока­зательства происхождения

Характеризовать влияние сезонных измене­ний на жизненный цикл земноводных. Сравнивать, находить черты сходства размно­жения земноводных и рыб.

Наблюдать и описывать тип развития ам­фибий.

Обосновывать выводы о происхождении зем­новодных.

Обобщать материал о сходстве и различии рыб и земноводных в форме таблицы или схемы

Разнообразие организмов. Принципы их классифика­ции. Охрана редких и исче­зающих видов животных. Их роль в природе и жиз­ни человека

Разнообразие и значение земно­водных

Современные земноводные, их раз­нообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоце­нозах, жизни человека. Охрана. Красная книга.

Обобщение и систематизация по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»


Определять и классифицировать земноводных по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций органов со средой обитания.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии земноводных, их охране

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Результаты эволюции: мно­гообразие видов, приспо­собленность организмов к среде обитания

Внешнее строение и скелет пре­смыкающихся. Общая характери­стика

Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особен­ности строения скелета пресмы­кающихся

Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания. Находить черты отличия скелета пресмыка­ющихся от скелета земноводных. Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий.

Характеризовать процессы жизнедеятельно­сти рептилий в связи с жизнью на суше

Усложнение животных в процессе эволюции. Взаи­мосвязь организмов и окру­жающей среды

Внутреннее строение и жизнедея­тельность пресмыкающихся

Сходство и отличие строения сис­тем внутренних органов пресмы­кающихся и земноводных. Черты приспособленности к жизни на су­ше. Размножение и развитие. Зави­симость годового жизненного цик­ла от температурных условий

Устанавливать взаимосвязь строения внутрен­них органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания.

Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земновод­ными.

Характеризовать процесс размножения пре­смыкающихся и развития детёнышей. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потом­стве

Животные. Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Профилак­тика заболеваний, вызы­ваемых животными

Разнообразие пресмыкающихся

Общие черты строения представи­телей разных отрядов. Меры пре­досторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачеб­ной помощи

Определять и классифицировать пресмыкаю­щихся по рисункам, фотографиям, натураль­ным объектам.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Находить отличительные признаки предста­вителей разных групп рептилий. Характеризовать черты более высокой орга­низации представителей отряда крокодилов. Соблюдать меры предосторожности в приро­де с целью предупреждения укусов ядовитых змей

Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов жи­вотных

Значение пресмыкающихся, их происхождение.

Роль пресмыкающихся в биоценозе, значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»

Характеризовать роль рептилий в биоценозах, в жизни человека.

Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий.

Аргументировать вывод о происхождении пресмыкающихся от земноводных.

Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии и значении пресмыкающихся, об их происхождении и месте в эволюционном процессе

Тема 11. Класс Птицы (9 ч)

Разнообразие организмов. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Мето­ды изучения живых орга­низмов: наблюдение, изме­рение, эксперимент

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц

Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полё­ту. Типы перьев и их функции. Чер­ты сходства и различия покровов птиц и рептилий

Лабораторная работа № 6«Внешнее строение птицы. Строе­ние перьев»

Характеризовать особенности внешнего строе­ния птиц в связи с их приспособленностью к полёту.

Объяснять строение и функции перьевого по­крова тела птиц.

Устанавливать черты сходства и различия по­кровов птиц и рептилий.

Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лаборатор­ной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, и об­ращения с лабораторным оборудованием

Усложнение животных в процессе эволюции. Ме­тоды изучения животных организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Опорно-двигательная система птиц

Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к по­лёту. Особенности строения муску­латуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скеле­та птиц.



Лабораторная работа № 7«Строение скелета птицы»

Устанавливать взаимосвязь внешнего строе­ния и строения скелета в связи с приспособ­ленностью к полёту.

Характеризовать строение и функции мышеч­ной системы птиц.

Изучать и описывать строение скелета пти­цы в процессе выполнения лабораторной ра­боты.

Соблюдать правила работы в кабинете, обра­щения с лабораторным оборудованием

Усложнение животных в процессе эволюции

Внутреннее строение птиц

Черты сходства и функций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц.

Характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц.

Выявить черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств птиц по сравнению с рептилиями

Размножение рост и разви­тие организмов. Влияние экологических факторов на организмы

Размножение и развитие птиц

Особенности строения органов раз­множения. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Харак­терные черты развития выводко­вых и гнездовых птиц

Характеризовать особенности строения орга­нов размножения и причины их возникновения. Объяснять строение яйца и назначение его частей.

Описывать этапы формирования яйца и раз­вития в нем зародыша.

Распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах

Результаты эволюции: мно­гообразие видов, приспо­собленность организмов к среде обитания

Годовой жизненный цикл и сезон­ные явления в жизни птиц

Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение самцов и самок в период размножения. Строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины

Характеризовать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям.

Описывать поведение птиц в период размно­жения, приводить примеры из личных наблю­дений.

Объяснять роль гнездостроения в жизни птиц.

Устанавливать причины кочёвок и миграций птиц, их разновидности.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о мигриру­ющих и осёдлых птицах

Разнообразие организмов. Принципы их классифи­кации. Влияние экологи­ческих факторов на орга­низмы

Разнообразие птиц

Систематические группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения экологических групп. Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания. Взаимосвязь внешнего строения, типа пищи и мест обитания

Объяснять принципы классификации птиц. Устанавливать систематическую принадлеж­ность птиц, используя рисунки параграфа. Называть признаки выделения экологиче­ских групп.

Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнооб­разии экологических групп птиц

Животные. Разнообразие организмов. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Усложнение живот­ных в процессе эволюции

Значение и охрана птиц. Происхо­ждение

Роль птиц в природных сообщест­вах: охотничье-промысловые, до­машние птицы, их значение для че­ловека. Черты сходства древних птиц и рептилий

Характеризовать роль птиц в природных со­обществах.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокраще­ния численности промысловых птиц. Называть основные породы домашних птиц и цепи их выведения.

Аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Экскурсия «Птицы леса (парка)»

Обобщение и систематизация зна­ний по темам 9-11

Наблюдать, описывать и обобщать результа­ты экскурсии.

Работать в группе при обсуждении результа­тов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе.

Характеризовать строение представителей классов в связи со средой их обитания. Устанавливать взаимосвязь строения и функ­ций систем органов животных различных классов.

Определять систематическую принадлеж­ность представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Доказывать и объяснять усложнение органи­зации животных в ходе эволюции

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

Усложнение животных в процессе эволюции

Внешнее строение Млекопитаю­щих. Общая характеристика

Отличительные признаки строе­ния тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрес­сивные черты строения и жизне­деятельности

Выделять характерные признаки представи­телей класса Млекопитающие.

Обосновать выводы о более высокой органи­зации млекопитающих.

Сравнивать и обобщать особенности строе­ния и функции покровов млекопитающих и рептилий.

Характеризовать функции и роль желёз мле­копитающих

Усложнение животных в процессе эволюции. По­ведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Ме­тоды изучения живых орга­низмов: наблюдение, изме­рение, эксперимент

Внутреннее строение млекопита­ющих

Особенности строения опорно­-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночны­ми. Характерные черты строения пищеварительной системы копыт­ных и грызунов. Усложнение строе­ния и функций внутренних ор­ганов.



Лабораторная работа № 8«Строение скелета млекопитающих»

Описывать характерные особенности строе­ния и функций опорно-двигательной систе­мы, используя примеры животных разных сред обитания.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюде­ний в ходе выполнения лабораторной работы. Характеризовать особенности строения сис­тем внутренних органов по сравнению с реп­тилиями.

Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих.

Соблюдать правила работы в кабинете, обра­щения с лабораторным оборудованием

Размножение, рост и раз­витие. Усложнение живот­ных в процессе эволюции

Размножение и развитие млекопи­тающих. Годовой жизненный цикл

Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности и её восстановление

Характеризовать особенности размножения млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми.

Устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений. Объяснить причины наличия высокого обмена веществ и теплокровности у млекопитающих.

Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов на конкретных примерах

Разнообразие организмов, принципы их классифика­ции. Взаимосвязи организ­мов и окружающей среды

Происхождение и разнообразие млекопитающих

Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения по сравнению с реп­тилиями

Объяснять и доказывать на примерах проис­хождение млекопитающих от рептилий. Различать на рисунках, фотографиях, натураль­ных объектах современных млекопитающих. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих. Использо­вать информационные ресурсы для подготов­ки презентации проектов о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах млеко­питающих и мерах по их охране

Разнообразие организмов, принципы их классифика­ции. Взаимосвязи организ­мов и окружающей среды

Высшие, или Плацентарные, зве­ри: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищ­ные

Общая характеристика, характер­ные признаки строения и жизне­деятельности представителей раз­ных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека]

Объяснять принципы классификации млеко­питающих.

Сравнивать особенности строения и жизне­деятельности представителей разных отря­дов, находить сходство и отличия. Определять представителей различных сред жизни по рисункам, фотографиям, натураль­ным объектам.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли жи­вотных разных отрядов в экосистемах, осо­бенностях строения и поведения хоботных

Разнообразие организмов, принципы их классифика­ции. Взаимосвязи организ­мов и окружающей среды. Охрана редких и исчеза­ющих видов животных

Высшие, или Плацентарные, зве­ри: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопыт­ные, хоботные

Характерные черты строения и жиз­недеятельности водных млекопита­ющих, парнокопытных и непарно­копытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека

Устанавливать отличия между отрядами лас­тоногих и китообразных, парнокопытных и непарнокопытных.

Объяснять взаимосвязь строения, и жизне­деятельности животных со средой оби­тания.

Определять представителей отрядов на ри­сунках, фотографиях.

Сравнивать представителей разных отрядов и находить сходство и различия.

Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц

Разнообразие организ­мов. Усложнение живот­ных в процессе эволюции. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты

Высшие, или Плацентарные, зве­ри: приматы

Общие черты организации пред­ставителей отряда Приматы. При­знаки более высокой организации. Сходство человека с человекооб­разными обезьянами

Характеризовать общие черты строения от­ряда Приматы.

Находить черты сходства строения человеко­образных обезьян и человека.

Различать на рисунках, фотографиях предста­вителей человекообразных обезьян. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об эволю­ции хордовых животных

Разнообразие организмов, принципы их классифика­ции. Влияние экологиче­ских факторов на орга­низм. Методы изучения живых организмов: наблю­дение, измерение экспери­мент

Экологические группы млекопита­ющих

Признаки животных одной эколо­гической группы.

Экскурсия

«Разнообразие млекопитающих (зоо­парк, краеведческий музей)»

Называть экологические группы животных. Характеризовать признаки животных одной экологической группы на примерах. Наблюдать, фиксировать и обобщать резуль­таты экскурсии.

Соблюдать правила поведения в зоопарке, музее

Результаты эволюции: мно­гообразие видов, приспо­собленность видов к среде обитания. Сельскохозяйственные и домашние живот­ные. Охрана редких и исче­зающих видов животных

Экологические группы млекопита­ющих

Происхождение домашних живот­ных. Отрасль сельского хозяйства –животноводство, основные направ­ления, роль в жизни человека. Ред­кие и исчезающие виды млекопи­тающих, их охрана. Красная книга.

Обобщение и систематизация зна­ний по материалам темы «Класс Млекопитающие, или Звери»

Называть характерные особенности строения и образа жизни предков домашних животных. Обосновывать необходимость применения мер по охране диких животных. Характеризовать основные направления жи­вотноводства.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов по охране диких животных, об этике отношения к до­машним животным, о достижениях селекцио­неров в выведении новых пород. Характеризовать особенности строения пред­ставителей класса Звери.

Устанавливать взаимосвязь строения и функ­ций систем органов млекопитающих. Определять систематическую принадлеж­ность представителей классов.

Обосновывать выводы о происхождении мле­копитающих

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 ч)

Разнообразие организмов. Ч. Дарвин — основополож­ник учения об эволюции. Наследственность и изменчивость — свойства орга­низмов

Доказательства эволюции живот­ного мира. Учение Ч. Дарвина

Разнообразие животного мира. Изу­чение особенностей индивидуального развития и его роль в объясне­нии происхождения животных. Изу­чение ископаемых остатков. Ос­новные положения учения Ч. Дар­вина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эво­люции органического мира

Приводить примеры разнообразия животных в природе.

Объяснять принципы классификации жи­вотных. Характеризовать стадии зародышевого разви­тия животных.

Доказывать взаимосвязь животных в приро­де, наличие черт усложнения их организации. Устанавливать взаимосвязь строения живот­ных и этапов развития жизни на Земле. Раскрывать основные положения учения Ч. Дар­вина, их роль в объяснении эволюции орга­низмов

Результаты эволюции: мно­гообразие видов, приспо­собленность организмов к среде обитания

Развитие животного мира на Зем­ле

Этапы эволюции животного ми­ра. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложне­ние строения многоклеточных ор­ганизмов. Происхождение и эволю­ция хордовых. Эволюционное дре­во современного животного мира

Характеризовать основные этапы эволюции животных. Описывать процесс усложнения многоклеточных, используя примеры. Обобщать информацию и делать выводы о прогрессивном развитии хордовых. Раскрывать основные уровни организации жизни на Земле. Устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах. Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных этапов эволюции животных

Экосистемная организа­ция живой природы. Пи­щевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Среда — источник веществ, энер­гии и информации

Современный мир живых орга­низмов

Уровни организации жизни. Груп­пы организмов биоценоза. Цепи питания. Круговорот веществ и пре­вращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера

Называть уровни организации жизни на Земле.

Описывать характерные признаки каждого уровня. Объяснять функции разных групп организ­мов и их роль в образовании среды. Приводить примеры средообразующей дея­тельности живых организмов.

Составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе.

Обосновывать роль круговорота веществ и эко- системной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.

Давать определение понятиям: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера».

Обосновывать роль круговорота веществ и эко- системной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.

Прогнозировать последствия: разрушения озонового слоя для биосферы, исчезновения дождевых червей и других живых организмов для почвообразования

Экосистемная организа­ция живой природы. Кру­говорот веществ и превра­щения энергии. Среда — источник веществ, энергии и информации. В.И. Вер­надский — основополож­ник учения о биосфере. Границы биосферы. Рас­пространение и роль жи­вого вещества в биосфере

Биосфера

Представления о единстве живой материи в древние времена. Учение о биосфере. Основоположник учения — В.И. Вернадский. Живое ве­щество. Косное и биокосное веще­ство. Функции косного вещества в биосфере. Роль косного вещест­ва. Взаимосвязь биокосного и кос­ного вещества



Обобщение и систематизация зна­ний по темам 8-13. Итоговый контроль

Выявление уровня усвоения мате­риалов курса биологии 8 класса и сформированности основных ви­дов учебной деятельности

Описывать исторические представления о единстве живой материи.

Характеризовать биосистему как самую круп­ную экосистему Земли.

Называть границы биосферы.




Систематизировать знания по темам раздела «Животные».

Применять основные виды учебной деятель­ности при формулировке ответов к итоговым заданиям

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Экскурсия

«Жизнь природного сообщества весной»

Описывать природные явления.

Наблюдать за взаимоотношениями живых орга­низмов в природном сообществе, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе



Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)

1

Зоология — наука о животных

1




2

Животные и окружающая среда

1




3

Классификация животных и основ­ные систематические группы

1




4

Влияние человека на животных

1




5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

1




Тема 2. Строение тела животных (3 ч)

6

Клетка

1




7

Ткани.

1




8

Органы и системы органов

1




Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (5 ч)

9

Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы.

1




10

Подтип жгутиконосцы.

1




11

Тип Инфузории.

Лабораторная работа №1

«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

1




12

Значение простейших

1




13

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные»

1




Тема 4. Подцарство многоклеточные (2ч)

14

Тип Кишечнопо­лостные. Общая характеристика многокле­точных животных.

1




15

Разнообразие кишечнополостных.

1




Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч)

16

Тип Плоские черви. Общая характе­ристика

1




17

Разнообразие плоских червей: со­сальщики и цепни. Класс Сосаль­щики

1




18

Тип Круглые черви. Класс Немато­ды. Общая характеристика

1




19

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые

1




20

Тип Кольчатые черви. Общая ха­рактеристика. Класс Малощетинковые черви

Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя,

1




21

Обобщение и систематизация знаний по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые».

1




Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)

22

Общая характеристика типа

1




23

Класс Брюхоногие моллюски

1




24

Класс Двухстворчатые моллюски

Лабораторная работа № 3«Внешнее строение раковин пре­сноводных и морских моллюсков»

1




25

Класс Головоногие моллюски

1




Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)

26

Общая характеристика типа Члени­стоногих. Класс Ракообразные

1




27

Класс Паукообразные

1




28

Класс Насекомые

Лабораторная работа №4«Внешнее строение насекомого»

1




29

Типы развития насекомых

1




30

Общественные насекомые — пчё­лы и муравьи. Полезные насеко­мые. Охрана насекомых

1




31

Насекомые — вредители культур­ных растений и переносчики забо­леваний человека

1




32

Итоговый контроль. Обобщение и систематизация знаний

по те­мам 1-7

1




Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

33

Хордовые, Прими­тивные формы

1




34

Надкласс Рыбы. Общая характери­стика, внешнее строение

Лабораторная работа № 5«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

1




35

Внутреннее строение рыб

1




36

Особенности размножения рыб

1




37

Основные систематические группы рыб

1




38

Промысловые рыбы. Их использо­вание и охрана

Обобщение и систематизации зна­ний по теме «Тип Хордовые. Бесче­репные. Надкласс Рыбы»

1




Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4ч)

39

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характери­стика

1




40

Строение и деятельность внутрен­них органов земноводных

1




41

Годовой жизненный цикл и проис­хождение земноводных

1




42

Обобщение и систематизация по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»

1




Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

43

Внешнее строение и скелет пре­смыкающихся. Общая характери­стика

1




44

Внутреннее строение и жизнедея­тельность пресмыкающихся

1




45

Разнообразие пресмыкающихся

1




46

Значение пресмыкающихся, их происхождение.

1




Тема 11. Класс Птицы (9 ч)

47

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц.

Лабораторная работа № 6«Внешнее строение птицы. Строе­ние перьев»

1




48

Опорно-двигательная система птиц

Лабораторная работа №7

«Строение скелета птицы»

1




49

Внутреннее строение птиц


1




50

Размножение и развитие птиц

Лабораторная работа №8

«Строение яйца птицы»

1




51

Годовой жизненный цикл и сезон­ные явления в жизни птиц

1




52

Разнообразие птиц

1




53

Значение и охрана птиц. Происхо­ждение

Обобщение и систематизация зна­ний по темам 9-11

1




Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

54

Внешнее строение Млекопитаю­щих. Общая характеристика

1




55

Внутреннее строение млекопита­ющих

Лабораторная работа 8

«Строение скелета млекопитающих»

1




56

Размножение и развитие млекопи­тающих. Годовой жизненный цикл

1




57

Происхождение и разнообразие млекопитающих

1




58

Высшие, или Плацентарные, зве­ри: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищ­ные

1




59

Высшие, или Плацентарные, зве­ри: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопыт­ные, хоботные

1




60

Высшие, или Плацентарные, зве­ри: приматы

1




61

Экологические группы млекопита­ющих

1




62

Экологические группы млекопита­ющих

1




63

Обобщение и систематизация зна­ний по материалам темы «Класс Млекопитающие, или Звери»

1




Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 ч)

64

Доказательства эволюции живот­ного мира. Учение Ч. Дарвина

1




65

Развитие животного мира на Зем­ле

1




66

Современный мир живых орга­низмов

1




67

Биосфера

1




68

Обобщение и систематизация зна­ний по темам 8-13.

1




69

Итоговый контроль

1




70

Резервный урок

1