Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кванхидатлинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель ШМО _________/_______________/ Протокол № от «___»________2020 г | Согласовано Зам. дир. по УВР МКОУ «Кванхидатлинская ООШ» __________Сайгидинова А.И. «___»________2020 г | Утверждаю Директор МКОУ «Кванхидатлинская ООШ» _________Магомеднабиев Ш.С. Приказ № / от «___»________2020г |
РАБОЧАПЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
8 класс
Предмет: Биология
Класс : 8
Уровень: Базовый
Срок реализации: 2020-2021г.
Учитель : Сайгидинова А.И.
Планирование составлено на основе: Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы, программы курса биологии составителя Палядьевой Г. М. «Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие» – 2 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013. – 383. к УМК В. В. Пасечника «Биология. 5-9 классы».
Учебник: «Биология. Человек. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 10-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2014. – 332 с.: ил.
Количество часов: 68 ч.
Кванхидатли 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы, программы курса биологии составителя Палядьевой Г. М. «Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие» – 2 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013. – 383. к УМК В. В. Пасечника «Биология. 5-9 классы».
Для изучения биологии в 8 классе используется учебник «Биология. Человек. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 10-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2014. – 332 с.: ил. Данный учебник входит в линию учебников по биологии, созданную под руководством В. В. Пасечника, рекомендованный Министерством образования и науки Российской федерации. Изучение биологии в 8 классе предполагает применение полученных знаний на практике. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в планирование включены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений, самонаблюдения. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков. Процент оцениваемых лабораторных работ, являющаяся элементом урока, определяет учитель. Лабораторная работа, выполнение которой занимает по времени весь урок, оценивается у каждого ученика.
Согласно учебному плану в 8 классе предусмотрено изучение биологии в объеме (68 часов, 2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения предмета «Биология», 8 класс
Личностные результаты:
у ученика будут сформированы:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
соблюдать правила поведения в природе;
понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
могут быть сформированы:
умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;
понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас, на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им фунцкцией;
проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями;
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов;
устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;
приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Познавательные:
Обучающийся научится:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Обучающийся получит возможность научиться:
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
Обучающийся получит возможность научиться:
овладению методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
анализу и оценке последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека..
работать с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
Оценка деятельности учащихся по биологии осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по нормам оценок для учителей МБОУ «Гимназия №8».
Содержание учебного предмета «Биология», 8 класс (68 часов)
Предмет «Биология» в 8 классе изучается на базовом уровне. Учащимся предлагается базовое содержание учебного предмета «Биология» и углубленное изучение отдельных вопросов.
Глава 1. Введение.Человек как биологический вид (4 ч)
Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина - науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
Глава 2. Общий обзор организма человека (3ч)
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.
Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.
Лабораторная работа:
Изучение микроскопического строения тканей организма человека.
Глава 3. Опора и движение (6 ч)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Глава 4. Внутренняя среда организма (4 ч)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Лабораторная работа:
Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Глава 5. Кровообращение и лимфообращение (4 ч)
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторные работы:
Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.
Глава 6. Дыхание (5 ч)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.
Глава 7. Питание (6 ч)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Лабораторные работы:
Изучение действия ферментов слюны на крахмал.
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.
Глава 8. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)
Обмен веществ и превращение энергии - необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».
Практическая работа:
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Глава 9. Выделение продуктов обмена (3 ч)
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.
Глава 10. Покровы тела (4 ч)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Глава 11.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Глава 12. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.
Глава 13. Психика и поведение человека (6 ч)
Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Глава 14. Размножение и развитие человека (3 ч)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».
Глава 15. Человек и окружающая среда (2 ч)
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».
Практическая работа:
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
Итоговое повторение и обобщение материала курса биологии (1 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел (глава)/ тема | Общее количество часов | Контроль |
Глава1: Введение. Человек как биологический вид | 4 | ПР/Р - 4, |
Глава 2: Общий обзор организма человека | 3 | ПР/Р - 1 |
Глава 3: Опора и движение | 6 | Л/Р-2, ПР/Р -2, К/Р-1 |
Глава 4: Внутренняя среда организма | 4 | К/Р-1, Л/Р-1 |
Глава 5: Кровообращение и лимфообращение | 4 | К/Р-1,С/Р-1 ,Л/Р-1 |
Глава 6: Дыхание | 5 | Л/Р-1 |
Глава 7: Питание | 6 | С/Р-1,К/Р-1 |
Глава 8: Обмен веществ и превращение энергии | 4 | П/Р-1 |
Глава 9: Выделение продуктов обмена | 3 | П/Р-1 |
Глава 10: Покровы тела человека | 4 | ТУЗ-1 |
Глава 11: Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 8 | ТУЗ-2 |
Глава 12: Органы чувств. Анализаторы | 5 | П/Р-1 |
Глава 13: Психика и поведение человека | 6 | |
Глава 14: Размножение и развитие человека | 3 | П/Р-1 |
Глава 15: Человек и окружающая среда | 2 | |
Итоговое повторение и обобщение материала курса биологии | 1 | ИК/Р -1 |
ИТОГО | 68 | ИК/Р -1;К/Р-2, Л/Р –4; ПР/Р - 11, С/Р-2, ТУЗ-2 |
Календарно-тематическое планирование по предмету биология
8 класс
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Кол-во часов |
| | | Введение. Человек как биологический вид 4 часа | 4 |
1 (1) | | | Науки о человеке и их методы. | 1 |
2 (2) | | | Биологическая природа человека. Расы человека. | 1 |
3 (3) | | | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. | 1 |
4 (4) | | | Обобщение по главе «Человек как биологический вид». | 1 |
| | | Глава 1. Общий обзор организма человека | 3 |
5 (1) | | | Строение организма человека (1). Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека». | 1 |
6 (2) | | | Строение организма человека (2) | 1 |
7 (3) | | | Регуляция процессов жизнедеятельности. | 1 |
| | Глава 2. Опора и движение 6 часа | 6 |
8 (1) | | | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека». | 1 |
9 (2) | | | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. | 1 |
10 (3) | | | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Практическая работа № 1 «Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы». | 1 |
11 (4) | | | Строение и функции скелетных мышц. | 1 |
12 (5) | | | Работа мышц и её регуляция. Лабораторная работа № 3 «Изучение влияния статистической и динамической работы на утомление мышц». | 1 |
13 (6) | | | Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Практическая работа № 2 «Выявление плоскостопия». | 1 |
| | | Глава 3. Внутренняя среда организма 4 часа | 4 |
14 (1) | | | Состав внутренней среды организма и её функции. | 1 |
15 (2) | | | Состав крови. Постоянство внутренней среды. | 1 |
16 (3) | | | Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. Лабораторная работа № 4 «Изучение микроскопического строения крови». | 1 |
17 (4) | | | Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. | 1 |
| | | Глава 4. Кровообращение и лимфообращение 4 часа | 4 |
18 (1) | | | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | 1 |
19 (2) | | | Сосудистая система. Лимфообращение. Лабораторная работа № 5 «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | 1 |
20 (3) | | | Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Лабораторная работа № 6 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». | 1 |
21 (4) | | | Практическая работа №3 «Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения». | |
| | | Глава 5. Дыхание 5 часов | 5 |
22 (1) | | | Дыхание и его значение. Органы дыхания. Практическая работа №4 «Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы». | 1 |
23 (2) | | | Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Лабораторная работа № 7 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». | 1 |
24 (3) | | | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа № 8 «Определение частоты дыхания». | 1 |
25 (4) | | | Заболевания органов дыхания их профилактика. Реанимация. | 1 |
26 (5) | | | Обобщение по главе «Дыхание». | 1 |
| | | Глава 6. Питание 6 часов | 6 |
27 (1) | | | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | 1 |
28 (2) | | | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Лабораторная работа № 9 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал». | 1 |
29 (3) | | | Пищеварение в желудке и кишечнике. | 1 |
30 (4) | | | Всасывание питательных веществ в кровь. | 1 |
31 (5) | | | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Практическая работа №5 «Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы». | 1 |
32 (6) | | | Обобщение по главе «Питание». | 1 |
| | | Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии 4 часа | 4 |
33 (1) | | | Пластический и энергетический обмен. | 1 |
34 (2) | | | Ферменты и их роль в организме человека. | 1 |
35 (3) | | | Витамины и их роль в организме человека. | 1 |
36 (4) | | | Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ. Практическая работа № 6 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат». | 1 |
| | | Глава 8. Выделение продуктов обмена 3 часа | 3 |
37 (1) | | | Выделение и его значение. Органы мочевыделения. | 1 |
38 (2) | | | Заболевания органов мочевыделения. | 1 |
39 (3) | | | Практическая работа № 7«Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы». | 1 |
| | Глава 9. Покровы тела человека 4 часа | 4 |
40 (1) | | | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Самонаблюдение: Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки. | 1 |
41 (2) | | | Болезни и травмы кожи. | 1 |
42 (3) | | | Гигиена кожных покровов. | 1 |
43 (4) | | | Обобщение по главе 9 «Покровы тела человека». | 1 |
| | | Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 8 часов | 8 |
44 (1) | | | Железы внутренней секреции и их функции. | 1 |
45 (2) | | | Работа эндокринной системы и её нарушения. | 1 |
46 (3) | | | Строение нервной системы и её значение. | 1 |
47 (4) | | | Спинной мозг. | 1 |
48 (5) | | | Головной мозг. | 1 |
49 (6) | | | Вегетативная нервная система. Практическая работа №8 «Штриховое раздражение кожи-тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении». | 1 |
50 (7) | | | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждения. | 1 |
51 (8) | | | Обобщение по главе «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности». | 1 |
| | Глава 11. Органы чувств. Анализаторы 5 часов | 5 |
52 (1) | | | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. | 1 |
53 (2) | | | Слуховой анализатор. Лабораторная работа № 10 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов». | 1 |
54 (3) | | | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. | 1 |
55 (4) | | | Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. | 1 |
56 (5) | | | Обобщение по главе «Органы чувств. Анализаторы». | 1 |
| | Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность 6ч. | 6 |
57 (1) | | | Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | 1 |
58-59 (2-3) | | | Память и обучение. | 1 |
| Врождённое и приобретённое поведение. | 1 |
60-61 (4-5) | | | Сон и бодрствование. | 1 |
Особенности высшей нервной деятельности человека. | 1 |
62 (6) | | | Обобщение по главе «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность». | 1 |
| | Глава 13. Размножение и развитие человека 3ч. | 3 |
63-64 (1-2) | | | Особенности размножения человека. | 1 |
Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Беременность и роды. | 1 |
65 (3) | | | Рост и развитие ребёнка после рождения. Лабораторная работа №11 «Измерение массы и роста тела организма». | 1 |
| | | Глава 14. Человек и окружающая среда 3ч. | 3 |
66 (1) | | | Социальная и природная среда человека. | 1 |
67 (2) | | | Окружающая среда и здоровье человека. Практическая работа №9 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека». | 1 |
68 (3) | | | Обобщение материала за курс 8 класса. | 1 |