Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 2 »
Утверждено на заседании Утверждаю
Педагогического совета Директор КГБОУ
Протокол заседания № 1 от 28.08.2020 «Рубцовская общеобразовательная
школа-интернат № 2
__________________ С.А.Велиева
Приказ № ______ от 31.08.2020
Рабочая программа
учебного предмета
«Биология»
6 класса
2020-2021 учебный год
Составитель: Скрябина Е.А.
учитель первой категории
Рассмотрено на заседании МО учителей
Руководитель МО ______ О.Н. Журавлёва
Протокол заседания № 1 от 21.08.2020
Согласовано
Зам.директора по УР
________ М.В. Сенькина
28.08.2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана на основе:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред.от13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067);
приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YІІІ вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой: – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2017г.;
Авторская программа реализуется без изменения, с дополнениями, т.к. программа рассчитана на 33 учебные недели, так же конкретизирован материал краеведения, содержание практических работ.
Адаптированной образовательной программой для обучающихся с легкой умственной отсталостью на период 2019/2020 учебный год
Цель: развитие мировоззрения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и обогащение их социального опыта знаниями о природе.
Задачи преподавания биологии состоят в том, чтобы:
сообщить учащимся знания об основных элементах живой природы (животные);
проводить через весь курс экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных), бережное отношение к природе;
ознакомить с некоторыми животными, которые можно содержать дома и в школьном уголке природы;
привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека;
ориентировать учащихся на получение сельскохозяйственных профессий.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Общая характеристика учебного предмета
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Основные направления коррекционной работы:
развитие у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
развитие умения устанавливать простейшие причинно-
следственные отношения;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение биологии носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Основные технологии:
Основные формы:
урок;
экскурсия;
факультатив;
внеклассная работа.
Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
практические – упражнения, лабораторные и практические работы, опыты, учебно - производительный труд.
При изучении тем курса используются:
учебники;
наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, натуральные объекты, муляжи и др.);
дидактический материал;
экологические игры;
коррекционные задания и упражнения.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Биология как учебный предмет в 8 классе коррекционной школе YІІІ вида включает раздел « Животные », по которому предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о различных представителях царства Животные.
Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
.Никишов А.И Теремов А.В. Биология. Животные. 8 класс
учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида.
-М.: Просвещение, 2009 год
Допущено Министерством образования Российской Федерации
Планируемые результаты освоения курса «Биология»
Учащиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Сниженный уровень:
основные отличия животных от растений;
некоторые общие признаки, характерные для каждой из групп животных;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
Сниженный уровень:
кратко отвечать на вопросы об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
проводить несложный уход за некоторыми домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
Содержание учебного предмета
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета.
Черви. Общие признаки червей.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Круглые черви—паразиты человека (глиста). Аскариды — возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые. Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение/Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация: живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям; фильмов о насекомых.
Экскурсия: в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрацияживой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.
Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.
Экскурсияв зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие. Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств. Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей. Мышцы. Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение. Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения. Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Парнокопытные животные. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи — всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.
Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения — приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Практические работы на животноводческих фермах.
Экскурсии
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа
На любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Тематическое планирование
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
8 «А» | 16 часов | 15 часов | 18 часов | 19 часов | 68 |
8 «Б» | 16 часов | 15 часов | 18 часов | 19 часов | 68 |
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Виды учебной деятельности |
Практи ческие | самостоятельные | Экскур сии | Контроль ные |
1 1.1 | ВВЕДЕНИЕ. Многообразие животного мира | 2 1 | | | | | • работа с текстом учебника; • работа в тетради; • работа с натуральными образцами; • зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование; • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя; • развёрнутые объяснения при объяснении явлений и событий, что содействует развитию речи и мышления; • самостоятельные письменные работы по карточкам и тестам, которые способствуют развитию умения переносить полученные знания в новые учебные условия; • работа с простейшим лабораторным оборудованием и оборудованием при работе на пришкольном участке; • индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание явлений и событий. фронтальная работа вместе со всем классом (читать текст учебника, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя, отвечать на вопросы |
1.2 | Значение животных и их охрана | 1 | | | | |
2 2.1 | БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Черви Дождевой червь. Практическая работа. | 7 1 | 1 1 | 1 | | |
2.2 | Черви санитары и паразиты человека | 1 | | | | |
2.3 | Насекомые Внешнее строение и образ жизни насекомых | 1 | | | | |
2.4 | Бабочка – капустница | 1 | | | | |
2.5 | Майский жук | 1 | | | | |
2.6 | Медоносная пчела | 1 | | | | |
2.7 | Повторение: «Беспозвоночные животные». | 1 | | 1 | | |
3 3.1 | ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Рыбы Внешнее строение и скелет рыбы | 43 1 | 1 | 6 | | 1 |
3.2 | Внутреннее строение рыб | 1 | | | | |
3.3 | Размножение и развитие рыб | 1 | | | | |
3.4 | .Речные рыбы | 1 | | | | |
3.5 | Морские рыбы | 1 | | | | |
3.6 | Рыбный промысел, рыболовство, рыбоводство | 1 | | | | |
3.7 | Самостоятельная работа: охрана рыб | 1 | | 1 | | |
3.8 | Земноводные Среда обитания и внешнее строение. | 1 | | | | |
3.9 | Внутреннее строение | 1 | | | | |
3.10 | Размножение и развитие лягушки | 1 | | | | |
3.11 | Повторение. «Земноводные». | 1 | | | | |
3.13 | Пресмыкающиеся Среда обитания и внешнее строение | 1 | | | | |
3.14 | Внутреннее строение | 1 | | | | |
3.15 | Размножение и развитие пресмыкающихся | 1 | | | | |
3.16 | Повторение: «Пресмыкающиеся». | 1 | | 1 | | |
3.17 | Птицы Особенности внешнего строения птиц. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа. «Перья» | 1 | 1 | | | |
3.18 | Особенности скелета птиц | 1 | | | | |
3.19 | Особенности внутреннего строения птицы | 1 | | | | |
3.20 | Размножение и развитие птиц | 1 | | | | |
3.21 | Обобщение. Птицы | 1 | | | | |
3.22 | Повторение. «Животные». | 1 | | 1 | | 1 |
3.23 | Контрольная работа за полугодие «Животные» | 1 | | | | 1 |
3.24 | Птицы леса, хищные птицы | 1 | | | | |
3.25 | Птицы водоёмов и вблизи жилья человека | 1 | | | | |
3.26 | Домашние птицы | 1 | | | | |
3.27 | Развитие птицеводства | 1 | | | | |
3.28 | Повторение: «Птицы». | 1 | | 1 | | |
3.29 | Млекопитающие Внешнее строение млекопитающих | 1 | | | | |
3.30 | Особенности скелета и нервной системы | 1 | | | | |
3.31 | Внутреннее строение млекопитающих | 1 | | | | |
3.32 | Грызуны | 1 | | | | |
3.33 | Зайцеобразные | 1 | | | | |
3.34 | Кролиководство | 1 | | | | |
3.35 | ХИЩНЫЕ ЗВЕРИ. Особенности жизни | 1 | | | | |
3.36 | Звероферма. Выращивание норки | 1 | | | | |
3.37 | Домашние хищные звери | 1 | | | | |
3.38 | МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Ластоногие | 1 | | | | |
3.39 | Китообразные | 1 | | | | |
3.40 | РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Парнокопытные | 1 | | | | |
3.41 | Непарнокопытные | 1 | | | | |
3.42 | Приматы | 1 | | | | |
3.43 | Повторение: «Млекопитающие». | 1 | | 1 | | |
4 4.1 | Сельскохозяйственные животные Корова | 11 1 | | 1 | | |
4.2 | Выращивание телят | 1 | | | | |
4.3 | Овцы, породы | 1 | | | | |
4.4 | Содержание овец и выращивание ягнят | 1 | | | | |
4.5 | Верблюды | 1 | | | | |
4.6 | Северный олень | 1 | | | | |
4.7 | Домашняя свинья | 1 | | | | |
4.8 | Выращивание поросят | 1 | | | | |
4.9 | Домашние лошади | 1 | | | | |
4.10 | Выращивание и содержание лошадей и жеребят | 1 | | | | |
4.11 | Повторение:«Сельскохозяйственные животные». | 1 | | 1 | | |
5 5.1 | Повторение Контрольная работа по итогам года «Животные» | 6 1 | 1 | 1 | 1 | 1 1 |
5.2 | Инструктаж по ТБ ЭКСКУРСИЯ. «ЦВР «Малая академия» | 1 | | | 1 | |
5.3 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа «Изготовление синичника» «Насекомые участка» | 2 | 1 | | | |
5.4 | Обобщение: Животные | 1 | | 1 | | |
| Итого Разделов - 5 Тем - 62 | 68 | 3 | 9 | 1 | 2 |
Контрольно-измерительные материалы
| тема | форма | дата | всего |
1 четверть | | | | |
2 четверть | «Животные» | тест | 8 «А» 23.12 8 «Б» 23.12 | 1 |
З четверть | | | | |
4 четверть | «Животные» | тест | 8 «А» 18.05 8 «Б» 18.05 | 1 |
год | | | | 2 |
Контрольная работа № 1 «Животные»
Вариант 1
Позвоночными называют животных, у которых: А) есть позвоночник, Б) нет позвоночника. Бабочка яблонная плодожорка откладывает яйца: А) на листья капусты, Б) на листья яблони и груши. Насекомые – это животные: А) беспозвоночные, Б) позвоночные. Комнатная муха является: А) разносчиком болезней, Б) полезным животным. | К червям-паразитам относятся: А) глисты, Б) дождевые черви. Бабочка тутового шелкопряда: А) живет до откладки яиц, Б) живет долго. У насекомых тело делится на: А) 3 части, Б) 2 части. Насекомых привлекают: А) яркие цветки, Б) невзрачные цветки. |
Вариант 2.
Беспозвоночными называют животных, у которых: А) есть кости, Б) нет костей. Медоносная пчела для человека: А) полезна, Б) вредна. Черви – это животные: А) беспозвоночные, Б) позвоночные. Личинка майского жука находится в почве: А) 1 год, Б) 4 года. | Шмель имеет: А) 6 конечностей, Б) 4 конечности. К насекомым относятся: А) бабочки, Б) рыбы. Куколка у насекомых: А) питается, передвигается, Б) не питается, не передвигается. У насекомых количество ног: А) 6, Б) 8. |
Контрольная работа № 2 «Животные»
1.К беспозвоночным животным относят:
Червей, насекомых
Рыб, земноводных
Птиц
2. Дождевой червь живет:
Во влажной, богатой перегноем почве
В сухой, бедной перегноем почве
3. Чем питается дождевой червь:
Насекомыми
Растительными остатками
4. К червям- паразитам, обитающим внутри организмов растений и животных относят:
Дождевого червя
Пиявку
Аскариду
5. Самая многочисленная группа животных, к которой относятся комары, мухи, бабочки, пчёлы, это:
Птицы
Насекомые
Млекопитающие
6. Эти насекомые являются переносчиками различных заболеваний:
Пчёлы
Бабочки
Мухи
7.Насекомые, которые питаются нектаром цветков, а их гусеницы - листьями капусты, они являются вредителями огородов. Кто это?
Яблонная плодожорка
Майский жук
Бабочка- капустница
8. Эти насекомые живут семьями, семьи называют роем. Они собирают нектар, пыльцу, строят соты, защищают улей от врагов. Кто это?
Пчелы
Мухи
Осы
9. Животных имеющих позвоночник называют:
Беспозвоночными
Позвоночными
10. Наиболее древние позвоночные животные. Они обитают в горных ручьях и реках, озёрах и океанах, это:
Птицы
Рыбы
Земноводные
11. Тело рыб покрыто:
Чешуёй
Чешуёй и слизью
Слизью
12. Рыбы дышат:
Жабрами
Лёгкими
Поверхностью кожи
13.К пресноводным рыбам относят:
Камбалу, треску, сельдь
Карася, щуку, окуня
14.К земноводным относят:
Лягушку, жабу, тритона
Ящерицу, змею, черепаху
Щуку, окуня,
15.Дышат земноводные:
Жабрами
Лёгкими
Поверхностью кожи
16. Эти земноводные, истребляя вредителей, приносят пользу саду и огороду:
Лягушки
Тритоны
Жабы
17.Тело этих позвоночных животных покрыто роговыми чешуйками, кожа у них сухая. Тело подразделяется на голову, шею, туловище, хвост, это:
Пресмыкающиеся
Рыбы
Птицы
18. Ядовитая змея, встречающаяся чаще всего в средней полосе России:
Уж
Гадюка
19.Для этих позвоночных животных характерно хождение на двух ногах, наличие перьевого покрова, крыльев, это:
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
20. Ноги этой птицы приспособлены к лазанью по стволам деревьев, клювом птица разбивает древесину и шишки, это:
Синица
Ласточка
Дятел
21. К хищным птицам относятся:
Ласточка, стриж
Сова, орёл
Утка, цапля
22. К водоплавающим птицам относятся:
Ласточка, стриж
Сова, орёл
Утка, цапля
23. Это группа наиболее высокоорганизованных позвоночных животных, они вскармливают своих детёнышей молоком:
Пресмыкающиеся
Рыбы
Млекопитающие
24. К млекопитающим относятся:
Ласточка, стриж, сова
Мышь, белка, заяц, слон
Черепаха, змея, крокодил
25.Из всех животных они наиболее похожи на человека, это:
Зайцеобразные
Приматы
Парнокопытные
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
1. Никишов А.И. Теремов А.В. Биология. Животные. 8 класс
учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида. -М.: Просвещение, 2009
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YІІІ вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2017
Дополнительная литература:
1. Абрамова З.В. Использование программированного обучения на уроках биологии // Биология в школе. - 1974.- №2
2. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии. Книга для учителя. Под ред. Л.В.Реброва, Е.В. Прохорова.- М.: Просвещение,1997
3. Мирончик М.П.Элементы программированного обучения естествознанию во вспомогательной школе//Дефектология. – 1986 - №6
4. Павлова Н.П. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы // Актуальные проблемы олигофренопедагогики. – М.:Из-во АПН СССР, 1988.
5. А.Теремов В.Рохлов Занимательная зоология - М. «АСТ – ПРЕСС», 2002.
6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. – Ярославль,1997.
7. Худенко Е.Д. Наглядно-практические методы обучения на уроках естествознания во вспомогательной школе // Дефектология. - 1993 - №1
8. Видеофильм «На животноводческой ферме», «Морские животные», «Травоядные животные».
ТСО:
Ноутбук, телевизор