Филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат
«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Бейская СОШИ»
_____ _Н.В.Романцова
Приказ № ___65______________
« _02_» _ 09 _ 2024 г. ___
Рабочая программа учебного предмета
Биология
8 класс
Разработчик: учитель биологии
Первой квалификационной категории
Годлевская Любовь Анатольевна
Обсуждена и согласована на
Методическом объединении учителей
Протокол № ___1____от 29.08__20 _24__г.
Принята на Методическом совете школы
Протокол № _1_ от __31.08____20 24___г.
Д.Новониколаевка 2024
Аннотация к рабочей программе по предмету «Биология» для 8 класса
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса « Биология. Человек» авторов А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология» авторов
А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. –М.: Вентана -Граф, 2017.
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа для 8 предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место
человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи,
анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельной форме и полностью соответствуют стандарту.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности
к самостоятельной учебной работе.
Курс опирается на биологические знания, полученные учащимися в 7 классе. На уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии, гигиены и психологии, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека, даётся обзор основных систем органов их связи, анализаторах, поведений и психикой.
Место курса биологии в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования.
В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 8 классах определено 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 8 классах 34 учебных недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 68 часов. Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.
Формами контроля достижений обучающихся на уровне основного общего образования являются:
- лабораторные работы – 8
- практические работы – 11
- проектные работы - 5
Рекомендована для изучения биологии в 8 классе филиала МБОУ «Бейская СОШИ им Н.П.Князева «Новониколаевская ООШ»
1.Планируемые результаты обучения биологии
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии
Личностными результатами освоения учебного предмета являются:
(ЛР1) - знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
(ЛP2) - знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, реализация установок здорового образа жизни
(JIP3) - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
(ЛP4) - сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
(ЛР5) - сформированность эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
(МР1)- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
(МР2)- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
(MP3)- давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
(MP4)- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
(МР5)- Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
(МР6)- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
(МР7)- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
(ПР1)-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
(ПР2)-приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
(ПРЗ)-классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
(ПР4)- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
(ПР5)- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
(ПР6) - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
(ПР7) -выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
(ПР8)- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
В ценностно-ориентационной сфере:
(ПР9)-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
В сфере трудовой деятельности:
(ПР10) - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
(ПР11 Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
В сфере физической деятельности: (ПР12).освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
В эстетической сфере: (ПР13)-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Раздел 2. Человек и его здоровье. 8 класс |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться: |
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость; применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека | использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием, собственного организма; выделять эстетические достоинства человеческого тела; реализовывать установки здорового образа жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; находить в учебной и научно- популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. |
2. Содержание учебного предмета «Биология» 8 класс
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Этнокультурное содержание: История становления хакасов. Экологические факторы, влияющие на здоровье населения Хакасии. Рацион питания школьников. Уровень заболеваемости населения Хакасии.
Введение (1 ч)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоров Комплекс наук, изучающих организм человека.
Место человека в системе органического мира (1 ч)
Место человека в системе животного мира. Сходство человек с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека.
Строение организма человека (3 ч)
Клетка — структурная и функциональная единица организма Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.
Опора и движение (9 ч)
Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойства, состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельности. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на ее развитие.
Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.
Внутренняя среда организма (3 ч)
Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость, лимфа, кровь.
Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы защиты. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.
Кровообращение и лимфоотток 6 ч)
Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме.
Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах. Давление крови.
Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.
Дыхание (6 ч)
Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.
Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно- капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.
Пищеварение (7 ч)
Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И. П. Павлова в изучении пищеварительной системы.Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.
Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)
Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водноминеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека Авитаминозы и гиповитаминозы. Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи.
Выделение (2 ч)
Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.
Покровы тела (3 ч)
Кожа — наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма. Роль кожи в терморегуляции организма. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.
Нейрогуморальная регуляция функций организма (2 ч)
Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы.
Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.
Нервная система (5 ч)
Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи.
Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (5 ч) Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы.
Глаз и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система глаза. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Г игиена слуха.
Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного чувства. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Поведение (7 ч)
Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И. М. Сеченов и И. П. Павлов —- основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А. А. Ухтомского. Инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Условные рефлексы, рассудочная деятельность, озарение (инсайт).Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна Память, ее значение и виды. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.
Воспроизведение и развитие человека(5 ч)
Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыша, плода, плаценты. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период, юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Наследственные и врожденные заболевания. Вред наркогенных веществ.
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс
№ урока | Дата по плану | Дата По факту | тема | примечание |
| 3.09 | | Науки об организме человека | |
| 6.09 | | Структура тела. Место человека в живой природе | |
| 10.09 | | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность ЛР№1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» | |
| 13.09 | | Ткани ЛР№2 «Клетки и ткани под микроскопом» | |
| 17.09 | | Системы органов | |
| 20.09 | | Скелет. Строение костей. ЛР№3 «Строение костной ткани» | |
| 24.09 | | Состав и соединение костей. ЛР№4 «Состав костей» | |
| 27.09 | | Скелет головы и туловища. | |
| 1.10 | | Скелет конечностей ПР№1 «Движение плечевого сустава» | |
| 4.10 | | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | |
| 8.10 | | Мышцы. | |
| 11.10 | | Работа мышц. | |
| 15.10 | | Нарушение осанки и плоскостопие. ПР№2 «Проверка, есть ли плоскостопие» | |
| 18.10 | | Развитие опорно-двигательной системы | |
| 22.10 | | Внутренняя среда. Значение крови и её состав ЛР№5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | |
| 25.10 | | Иммунитет | |
| 5.11 | | Тканевая совместимость и переливание крови | |
| 8.11 | | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | |
| 12.11 | | Движение лимфы | |
| 15.11 | | Движение крови по сосудам ПР№3 «Пульс и движение крови» | |
| 19.11 | | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов | |
| 22.11 | | Предупреждение заболеваний сердца и крови ПР№4 «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | |
| 26.11 | | Первая помощь при кровотечениях | |
| 29.11 | | Значение дыхания. Органы дыхания. | |
| 3.12 | | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. ЛР№6«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | |
| 6.12 | | Дыхательные движения. ЛР№7«Дыхательные движения» | |
| 10.12 | | Регуляция дыхания. ПР№5 «Измерение обхвата грудной клетки» | |
| 13.12 | | Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания. | |
| 17.12 | | Первая помощь при поражении органов дыхания. | |
| 20.12 | | Значение пищи и её состав | |
| 24.12 | | Органы пищеварения | |
| 27.12 | | Зубы Проект № 1«Хорошие зубы - залог здоровья» | |
| 10.01 | | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. ЛР№8«Действие ферментов слюны на крахмал» | |
| 14.01 | | Пищеварение в кишечнике. | |
| 17.01 | | Регуляция пищеварения | |
| 21.01 | | Заболевание органов пищеварения | |
| 24.01 | | Обменные процессы в организме | |
| 28.01 | | Нормы питания Проект № 2 «Рацион питания школьника» | |
| 31.01 | | Витамины | |
| 4.02 | | Строение и функции почек | |
| 7.02 | | Предупреждение заболеваний почек. | |
| 11.02 | | Значение кожи и её строение | |
| 14.02 | | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи | |
| 18.02 | | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах Проект № 3«Кожа-зеркало здоровья» | |
| 21.02 | | Железы внутренней секреции. Гормоны | |
| 25.02 | | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | |
| 28.02 | | Значение, строение и функционирование нервной системы ПР№6«Действие прямых и обратных связей» | |
| 4.03 | | Вегетативный отдел нервной системы. ПР№7 «Штриховое раздражение кожи» | |
| 7.03 | | Нейрогуморальная регуляция | |
| 11.03 | | Спинной мозг | |
| 14.03 | | Головной мозг: строение и функции ПР№8 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» | |
| 18.03 | | Как действуют органы чувств и анализаторы | |
| 21.03 | | Орган зрения и зрительный анализатор. ПР№9 «Сужение и расширение зрачка». ПР№10 «Обнаружение слепого пятна» | |
| 1.04 | | Заболевания и повреждения глаз Проект № 4«Гигиена зрения» | |
| 4.04 | | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы | |
| 8.04 | | Органы осязания, обоняния, вкуса | |
| 11.04 | | Врожденные формы поведения | |
| 15.04 | | Приобретенные формы поведения | |
| 18.04 | | Закономерности работы головного мозга | |
| 22.04 | | Биологические ритмы. Проект № 5 «Сон и его значение» | |
| 25.04 | | Особенности высшей нервной деятельности | |
| 26.04 | | Воля и эмоции. Внимание. ПР№11 «Изучение внимания при разных условиях» | |
| 29.04 | | Работоспособность. Режим дня. | |
| 6.05 | | Половая система человека | |
| 13.05 | | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | |
| 16.05 | | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | |
| 20.05 | | О вреде наркогенных веществ | |
| 23.05 | | Психологические особенности личности | |
Приложение № 1
Средства контроля
График проведения практических работ
№ п/п | Дата проведения | тема | Кол-во часов |
1 | 01.10 | Движение плечевого сустава | 1 |
2 | 15.10 | Проверка, есть ли плоскостопие | 1 |
3 | 15.11 | Пульс и движение крови | 1 |
4 | 22.11 | Функциональная сердечно- сосудистая проба | 1 |
5 | 10.12 | Измерение обхвата грудной клетки | 1 |
6 | 28.02 | Действие прямых и обратных связей | 1 |
7 | 4.03 | Штриховое раздражение кожи | 1 |
8 | 14.03 | Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка | 1 |
9 | 21.03 | Сужение и расширение зрачка | 1 |
10 | 21.03 | Обнаружение слепого пятна | 1 |
11 | 26.04 | Изучение внимания при разных условиях | 1 |
График проведения проектных работ
№ п/п | Дата проведения | тема | Кол-во часов |
1 | 27.12 | «Хорошие зубы - залог здоровья» | 1 |
2 | 28.01 | «Рацион питания школьника» | 1 |
3 | 18.02 | «Кожа-зеркало здоровья» | 1 |
4 | 1.04 | «Гигиена зрения» | 1 |
5 | 22.04 | «Сон и его значение» | 1 |
График проведения лабораторных работ
№ п/п | Дата проведения | тема | Кол-во часов |
1 | 10.09 | Действие фермента каталазы на пероксид водорода | 1 |
2 | 13.09 | Клетки и ткани под микроскопом | 1 |
3 | 20.09 | Строение костной ткани | 1 |
4 | 24.09 | Состав костей | 1 |
5 | 22.10 | Сравнение крови человека с кровью лягушки | 1 |
6 | 3.12 | Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха | 1 |
7 | 6.12 | Дыхательные движения | 1 |
8 | 10.01 | Действие ферментов слюны на крахмал | 1 |