МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор
учителей естественно-
математического __________/______________./ МБОУ «Сновская СОШ»
цикла ________/Веренчикова С.А./
« »___________2023г. Приказ №___от « »_________2023г.
Протокол № __
от « » __________2023г.
Руководитель МО
_________/Попченко В.И./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ»
ДЛЯ 8 КЛАССА
Составитель: Михальченко Галина Александровна
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка.
1.Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Сновская СОШ»;
Примерной образовательной программы по учебному предмету «Биология» для общеобразовательных школ;
Авторской программы по биологии для 5-9 классов (на основе линии УМК «Биология» авторов В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко (Москва:Вентана-Граф, 2019)
Программа составлена к учебнику для общеобразовательных учреждений Биология. 8 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко (Москва:Вента-Граф, 2019). Учебник соответствует Федеральному перечню, рекомендованных к использованию при реализации общеобразовательных программ основного общего образования.
Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации данной РП позволяет создать условия:
для расширения содержания школьного биологического образования;
для повышения познавательной активности обучающихся в естественно - научной области;
для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
Применяя цифровые лаборатории на уроках биологии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов по программе основной школы.
В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии на уровне основного общего образования даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения программы по биологии основного общего образования являются:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии являются:
•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного курса:
Название темы | Количество часов |
Тема 1. Общие сведения о мире животных | 6 ч |
Тема 2. Строение тела животных | 3 ч |
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 4 ч |
Тема 4. Подцарство Многоклеточные | 2 ч |
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 5 ч |
Тема 6. Тип Моллюски | 4 ч |
Тема 7. Тип Членистоногие | 7 ч |
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы | 7 ч |
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии | 4 ч |
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 4 ч |
Тема 11. Класс Птицы | 9 ч |
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери | 10 ч |
Тема 13. Развитие животного мира на Земле | 3 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Тема 1. Общие сведения о мире животных (6 часов)
Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология — наука о животных. Общее знакомство с животными. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе.
Тема 2. Строение тела животных (3 часа)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 часа)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Тема 4. ПодцарствоМногоклеточные, Тип Кишечнополостные (2 часа)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 часов)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Тема 6. Тип Моллюски (4 часа)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (7 часов)
Краткая характеристика типа хордовых.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часов)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Тема 11. Класс Птицы (9 часов)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (3 часов)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Развитие животного мира на Земле. Современный мир. Биосфера.
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс
№ | Тема урока | | | | | | | | | |
Дата |
Тема 1. Общие сведения о мире животных (6 ч) | план | факт |
1. | Зоология — наука о животных | | |
2. | Животные и окружающая среда | | |
3. | Животные и окружающая среда | | |
4. | Классификация животных и основные систематические группы | | |
5. | Влияние человека на животных.Косвенное и прямое влияние | | |
6. | Краткая история развития зоологии Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных» | | |
Тема 2. Строение тела животных (3 ч) |
7. | Клетка животных. | | |
8. | Ткани животных. | | |
9. | Органы и системы органов Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных» | | |
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч) |
10. | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые | | |
11 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы | | |
12. | Тип Инфузории Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» с использованием оборудования центра «Точка роста». | | |
13. | Значение простейших Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные» | | |
Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч) |
14. | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность | | |
15. | Разнообразие кишечнополостных Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные» | | |
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч) |
16. | Тип Плоские черви. Общая характеристика | | |
17. | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики | | |
18. | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика | | |
19. | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви | | |
20. | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость». с использованием оборудования центра «Точка роста». Обобщение и систематизация знаний по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» | | |
Тема 6. Тип Моллюски (4 ч) |
21. | Общая характеристика типа | | |
22. | Класс Брюхоногие моллюски | | |
23. | Класс Двустворчатые моллюски Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» с использованием оборудования центра «Точка роста». | | |
24. | Класс Головоногие моллюски Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски» | | |
Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч) |
25. | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные | | |
26. | Класс Паукообразные | | |
27. | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого» с использованием оборудования центра «Точка роста». | | |
28. | Типы развития насекомых | | |
29. | Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых | | |
30. | Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие» | | |
31. | Итоговый контроль Обобщение и систематизация знаний по темам 1–7 | | |
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (7 ч) | |
32. | Хордовые. Примитивные формы | | |
33. | Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» с использованием оборудования центра «Точка роста». | | |
34. | Внутреннее строение рыб | | |
35. | Особенности размножения рыб Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыбы» (по усмотрению учителя) с использованием оборудования центра «Точка роста». | | |
36. | Основные систематические группы рыб | | |
37. | Промысловые рыбы. Их использование и охрана | | |
38. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» | | |
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч) |
39. | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика | | |
40. | Строение и деятельность внутренних органов земноводных | | |
41. | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных | | |
42. | Разнообразие и значение земноводных Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии» | | |
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч) |
43. | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика | | |
44 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | | |
45. | Разнообразие пресмыкающихся | | |
46. | Значение пресмыкающихся, их происхождение Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» | | |
Тема 11. Класс Птицы (9 ч) |
47 | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» с использованием оборудования центра «Точка роста». | | |
48. | Опорно-двигательная система птиц Лабораторная работа № 9 «Строение скелета птицы» | | |
49. | Внутреннее строение птиц | | |
50. | Размножение и развитие птиц | | |
51. | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | | |
52. | Разнообразие птиц | | |
53. | Значение и охрана птиц. Происхождение | | |
54. | Экскурсия «Птицы леса (парка)» | | |
55. | Обобщение и систематизация знаний по темам 9–11 | | |
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) |
56 | Общая характеристика класса.Внешнее строение млекопитающих | | |
57. | Внутреннее строение млекопитающих Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопитающих» | | |
58. | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл | | |
59. | Итоговая проверочная работа | | |
60. | Происхождение и разнообразие млекопитающих | | |
61. | Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные | | |
62. | Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | | |
63. | Высшие, или Плацентарные, звери: приматы | | |
64. | Экологические группы млекопитающих Экскурсия «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)» | | |
65. | Значение млекопитающих для человека Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери» | | |
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (3 ч) | |
66. | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина | | |
67. | Развитие животного мира на Земле | | |
68. | Современный мир живых организмов Биосфера | | |