Филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат им. Н.П. Князева
«Кальская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «Бейская СОШИ»
им. Н.П. Князева»
_____ _Н.В.Романцова
Приказ № 65_______
от « 02» сентября 2024 г.
Рабочая программа
по биологии
8 класс
Разработчик: учитель биологии
Садовская Юлия Валерьевна.
Обсуждена и согласована на
ШМО учителей
естественных наук
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.
Принята на педагогическом совете школы
Протокол № 1 от «30» августа 2024 г.
д. Калы 2024
Аннотация
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования. При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике Трайтака Д.И., В.С.Рохлова., С.Б.Трофимова. «Человек и его здоровье».
-Используется учебник Рохлов В.С. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /В.С. Рохлов., С.Б .Трофимов - 16-е изд.,стер.-М.:Мнемозина,2021.-296 с., на основании образовательной программы основного общего образования Филиала МБОУ «Бейская СОШИ» «Кальская ООШ»; учебного плана Филиала МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева «Кальская ООШ»; на 2024/25 учебный год
Учебно-методический комплекс
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений. В программе дается распределение материала по разделам и темам.
Место предмета: Структура программы соответствует структуре учебника «Биология 8 класс» В.С. Рохлова. В базисном учебном плане на предмет биология выделено 2 час в неделю, 68 часов в год.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижения следующих целей
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Содержание и распределение учебных часов
Введение (1 ч)
Место человека в системе органического мира (2 ч)
Строение организма человека (6 ч)
Нервная система (8 ч)
Органы внутренней секреции.
Нейрогуморальная регуляция функций организма (3 ч)
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (5 ч)
Поведение (10 ч)
Покровы тела (2 ч)
Опора и движение (5 ч)
Внутренняя среда организма (3 ч)
Кровообращение и лимфоотток (4 ч)
Дыхание (4 ч)
Пищеварение (5 ч)
Обмен веществ и превращение энергии (5 ч)
Выделение (2 ч)
Воспроизведение и развитие человека (3 ч)
Формы контроля Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный. Традиционные уроки, проверочная работа, тестовая работа, лабораторная работа, практические работы, исследовательский проект.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение
Обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
-воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
-соблюдать правила поведения в природе;
-понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
-умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;
-понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
-признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества;
-готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
-уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
-признание права каждого на собственное мнение;
-эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
-умение отстаивать свою точку зрения;
-критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
-умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
-работать с учебником и дополнительной литературой;
-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
-устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас, на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;
-сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
-проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
-выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов. докладов;
-классифицировать витамины, типы и виды памяти, железы в организме человека;
-устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;
-приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели,
лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
-освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Предметные результаты обучения биологии в 8 классе:
Учащиеся должны знать:
-методы наук, изучающих человека;
-основные этапы развития наук, изучающих человека;
-место человека в систематике;
-основные этапы эволюции человека;
-человеческие расы;
-общее строение организма человека;
-строение тканей организма человека;
-рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека;
-строение скелета и мышц, их функции;
-компоненты внутренней среды организма человека;
-защитные барьеры организма;
-правила переливания крови;
-органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
-о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике;
-строение и функции органов дыхания;
-механизмы вдоха и выдоха;
-нервную и гуморальную регуляцию дыхания;
-строение и функции пищеварительной системы;
-пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
-правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельментозов;
-обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ;
-роль ферментов в обмене веществ;
-классификацию витаминов;
-нормы и режим питания;
-наружные покровы тела человека;
-строение и функции кожи;
-органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
-заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения;
-строение нервной системы;
-соматический и вегетативный отделы нервной системы;
-анализаторы и органы чувств, их значение;
-вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
-особенности высшей нервной деятельности человека;
-железы внешней, внутренней и смешанной секреции:
-взаимодействие нервной и гуморальной регуляции;
-жизненные циклы организмов;
-мужскую и женскую половую системы;
-наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
-выделять специфические особенности человека как биосоциального существа;
-объяснять место и роль человека в природе;
-определять черты сходства и различия человека и животных;
-доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими;
-выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
-наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
-выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;
-объяснять особенности строения скелета человека;
-распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
-оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов;
-выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
-проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах;
-объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
-выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
-измерять пульс и кровяное давление;
-выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
-оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.;
- выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
-приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы;
-выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
-объяснять роль витаминов в организме человека;
--приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов;
-выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
-оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова;
-объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
-объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
-выделять существенные особенности поведения и психики человека;
-объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
-характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека;
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
-устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции;
-выделять существенные признаки органов размножения человека;
-объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
-приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека .
Содержание программы
Введение (1 ч) Науки, изучающие организм человека. Методы изучения организма человека.
Место человека в системе органического мира. (2ч)
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Демонстрации:
Сходство человека и животных
Строение организма человека. (6ч.)
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Клетка – структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека.
Демонстрации:
Строение и разнообразие клеток организма человека
Ткани организма человека
Органы и системы органов организма человека
Лабораторные работы
Практическая работа. Строение животной клетки
Практическая работа. Животные ткани
Нервная система. (8ч.)
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Демонстрации: Нервная система
Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма (3 ч). Железы внешней и внутренней секреции
Органы чувств. (5ч.)
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Органы мышечного и кожного чувства, обоняние и вкус.
Демонстрации:
Анализаторы
Поведение. (10ч.)
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.
Покровы тела. (2ч.)
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Демонстрации:
Строение кожи
Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях
Опора и движение. (5ч.)
Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.
Демонстрации:
Строение опорно-двигательной системы
Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы
Внутренняя среда организма (3 ч). Кровообращение и лимфоотток (4ч.)
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.
Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.
Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.
Демонстрации:
Состав крови
Группы крови
Кровеносная система
Приемы оказания первой помощи при кровотечениях
Лимфатическая система
Практическая работа № 3 «Измерение давления крови»
Дыхание.(4 ч) Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Демонстрации:
Система органов дыхания
Механизм вдоха и выдоха
Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего
Пищеварение. (5ч.)
Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
Демонстрации:
Пищеварительная система
Практическая работа №4 «Действие ферментов слюны на крахмал»
Обмен веществ и превращение энергии. (6ч.)
Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.
Практическая работа
Пр/ р8 Составление пищевого рациона.
Выделение (2ч.)
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Воспроизведение и развитие человека. (2.)
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Работа со слабоуспевающими учащимися
Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
Различные формы взаимопомощи (групповая, парная работа).
Ведение учащимися читательских дневников.
7. Дифференцированные задания.
Меры предупреждения неуспеваемости учащихся
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
Индивидуальный подход к учащемуся.
Специальная система домашних заданий.
Календарно- тематическое планирование Биология 8 класс
№ | дата проведения | тема урока | примечания |
план | факт |
Введение (1 ч) |
1 | 04.09 | | Науки, изучающие организм человека. Методы изучения организма человека. | |
Место человека в системе органического мира (2 ч) |
2 | 06.09 | | Человек в системе животного мира. | |
3 | 11.09 | | Основные этапы эволюции человека. Расы | |
Строение организма человека (6 ч) |
4 | 13.09 | | Клетка – структурная единица организма. | |
5 | 18.09 | | Строение клетки. Практическая работа №1 «Строение животной клетки» | |
6 | 20.09 | | Клетка - функциональная единица организма . Клетка – единица развития живого организма | |
7 | 25.09 | | Ткани организма человека. | |
8 | 27.09 | | Ткани. Практическая работа №2 «Животные ткани» | |
9 | 02.10 | | Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма и гомеостаз | |
Нервная система (8 ч) |
10 | 04.10 | | Значение и организация нервной системы | |
11 | 09.10 | | Рефлекторная деятельность организма | |
12 | 11.10 | | Спинной мозг, строение и функции | |
13 | 16.10 | | Головной мозг. | |
14 | 18.10 | | Передний мозг | |
15 | 23.10 | | Контрольная работа №1 по теме «Строение организма и нервная система» | |
16 | 25.10 | | Вегетативная нервная система | |
17 | 06.11 | | Особенности развития мозга человека | |
Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма (3 ч) |
18 | 08.11 | | Железы внутренней секреции. Гормоны | 2 четверть |
19 | 13.11 | | Эндокринные железы, расположенные в области черепа и шеи | |
20 | 15.11 | | Железы внутренней секреции, находящиеся в брюшной полости | |
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (5 ч) |
21 | 20.11 | | Строение и функции анализаторов | |
22 | 22.11 | | Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке | |
23 | 27.11 | | Зрительное восприятие. Гигиена зрения | |
24 | 29.11 | | Ухо и слух. Орган равновесия | |
25 | 04.12 | | Органы мышечного и кожного чувств, обоняния и вкуса | |
Поведение (10 ч) |
26 | 06.12 | | Рефлекторная теория поведения | |
27 | 11.12 | | Наследственные программы поведения. Запечатление | |
28 | 13.12 | | Ненаследственные формы поведения. Условные рефлексы | |
29 | 18.12 | | Интеллектуальное поведение животных | |
30 | 20.12 | | Контрольная работа №2 по теме «Органы внутренней секреции» | |
31 | 25.12 | | Качественные особенности поведения человека | |
32 | 27.12 | | Потребности и мотивы поведения | |
33 | 10.01 | | Сон как форма приобретённого поведения | |
34 | 15.01 | | Память | |
35 | 17.01 | | Личность и ее особенности | |
Покровы тела (2 ч) |
36 | 22.01 | | Строение и значение кожи | |
37 | 24.01 | | Гигиена кожи. Закаливание организма | |
Опора и движение (5 ч) |
38 | 29.01 | | Строение скелета | |
39 | 31.01 | | Свойства, состав, строение и соединение костей | |
40 | 05.02 | | Строение и функции мышц. | |
41 | 07.02 | | Управление движением. Работа мышц. Утомление | |
42 | 12.02 | | Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета человека | |
Внутренняя среда организма (3 ч) |
43 | 14.02 | | Состав и функции внутренней среды организма | |
44 | 19.02 | | Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и их функции | |
45 | 21.02 | | Защитные свойства крови. Иммунитет | |
Кровообращение и лимфоотток (4 ч) |
46 | 26.02 | | Движение крови и лимфы в организме | |
47 | 28.02 | | Строение и работа сердца | |
48 | 05.03 | | Движение крови по сосудам. Практическая работа №3 «Измерение давления крови» | |
49 | 07.03 | | Гигиена сердечно – сосудистой деятельности. Нарушения в работе органов кровообращения | |
Дыхание (4 ч) |
50 | 12.03 | | Органы дыхания | |
51 | 14.03 | | Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях | |
52 | 19.03 | | Регуляция дыхания | |
53 | 21.03 | | Гигиена дыхания. Первая помощь при остановке дыхания | |
Пищеварение (5 ч) |
54 | 02.04 | | Питание и пищеварение | |
55 | 04.04 | | Пищеварение в ротовой полости. Практическая работа №4 «Действие ферментов слюны на крахмал» | |
56 | 09.04 | | Пищеварение в желудке | |
57 | 11.04 | | Пищеварение в кишечнике. Всасывание | Пром.ат |
58 | 16.04 | | Гигиена питания и предупреждение желудочно – кишечных заболеваний | |
Обмен веществ и превращение энергии (6 ч) |
59 | 18.04 | | Общая характеристика обмена веществ | |
60 | 23.04 | | Обмен органических веществ. Обмен воды и минеральных солей. | |
61 | 25.04 | | Витамины | |
62 | 26.04 | | Нормы питания. Пищевые рационы | |
63 | 30.04 | | Терморегуляция организма | |
64 | 07.05 | | Контрольная работа №3 по теме «Пищеварение. Обмен веществ» | |
Выделение (2 ч) |
65 | 14.05 | | Органы выделения. | |
66 | 16.05 | | Образование мочи. Профилактика почечных заболеваний | |
Воспроизведение и развитие человека (2 ч) |
67 | 21.05 | | Репродуктивные органы | |
68 | 23.05 | | Оплодотворение. Беременность и рождение. Развитие человека после рождения | |
Приложение № 1
Средства контроля
График проведения контрольных работ
№ п/п | Дата проведения | тема | Кол-во часов |
1 | 23.10 | «Строение организма и нервная система» | 1 |
2 | 20.12 | «Органы внутренней секреции» | 1 |
3 | 07.05 | «Пищеварение. Обмен веществ» | 1 |
График проведения практических работ
№ п/п | Дата проведения | тема | Кол-во часов |
1 | 18.09 | «Строение животной клетки» | 1 |
2 | 27.09 | «Животные ткани» | 1 |
3 | 05.03 | «Измерение давления крови» | 1 |
4 | 04.04 | «Действие ферментов слюны на крахмал» | 1 |