СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соотвествии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 8 класс»

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20

____________________________________________________________________________

143441 , Московская область, Красногорский район с.п. Отрадненское, д. Путилково Спасо-Тушинский бульвар , д.4

Эл. почта sc20.putilkovo@mail.ru




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №20

_____________ Т.В. Борисова

Приказ №8/2

от « » 201 г.


Рабочая программа

по Биологии

(базовый уровень)

8 класс


Составитель: Батова Александра Сергеевна

учитель биологии

______ квалификационной категории


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей № от « » 201 г.

Руководитель МО ___________



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________

« » 201 г.




2017

Содержание учебного курса по биологии 8 класс



Введение. Человек как биологический вид (3 ч.)

Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.



Глава 1. Общий обзор организма человека (4 ч.)

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.

Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.



Глава 2. Опора и движение (7ч.)

Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.

Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.

Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.



Глава 3. Внутренняя среда организма (5 ч.)

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.

Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».



Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч.)

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.

Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.



Глава 5. Дыхание (5 ч.)

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.

Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.



Глава 6. Питание (6 ч.)

Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.

Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.

Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.



Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч.)

Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.

Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».



Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч.)

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».



Глава 9. Покровы тела (3 ч.)

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы колеи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.

Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.



Глава 10. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч.)

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.

Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.

Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система».



Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч.)

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.



Глава 12. Психика и поведение человека (5 ч.)

Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.



Глава 13. Размножение и развитие человека (4 ч.)

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».



Глава 14. Человек и окружающая среда (2 ч.)

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».


Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса

В результате изучения предмета учащиеся должны:


Знать/понимать:

  • систематическое положение человека и его происхождение,

  • особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ,

  • особенности индивидуального развития организма человека,

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • приёмы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека,

  • факторы, разрушающие здоровье человека,

  • этические нормы межличностных отношений


Уметь:

  • распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека,

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях,

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены,

  • пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты,

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.









Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Планирование составлено на основе авторской рабочей программы по биологии «Линия жизни» В.В. Пасечник.


Место курса в учебном плане школы: Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 20 на изучение биологии в 8 классе выделяется 2 часа в неделю. Нагрузка по учебному плану 68 часов в год.


Учебник: Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, А. А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника; - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 256 с.: ил. – (Линия жизни). – ISBN 978-5-09-049481-6.


Биология 8 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Приблизительные сроки прохождения

Введение (3 часа)

1

Науки о человеке и их методы

1 час

04.09.2017

2

Биологическая природа человека. Расы человека

1 час

08.09.2017

3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез

1 час

12.09.2017

Глава 1. Общий обзор организма человека (4 часа)

4

Строение организма человека (1)

1 час

13.09.2017

5

Лабораторная работа «Микроскопическое строение тканей организма человека»

1 час

19.09.2017

6

Строение организма человека (2)

1 час

20.09.2017

7

Регуляция процессов жизнедеятельности

1 час

26.09.2017

Глава 2. Опора и движение (7 часов)

8

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей

1 час

27.09.2017

9

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы

1 час

03.10.2017

10

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов

1 час

04.10.2017

11

Строение и функции скелетных мышц

1 час

17.10.2017

12

Работа мышц и ее регуляция

1 час

18.10.2017

13

Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм

Лабораторная работа «Выявление плоскостопия»

1 час

24.10.2017

14

Контрольная работа по теме «Опора и движение»

1 час

25.10.2017

Глава 3. Внутренняя среда организма (5 часов)

15

Состав внутренней среды организма и ее функции

1 час

31.10.2017

16

Состав крови. Постоянство внутренней среды

1 час

01.11.2017

17

Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови

Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»

1 час

07.11.2017

18

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация

1 час

08.11.2017

19

Контрольная работа по теме «Внутренняя среда организма»

1 час

14.11.2017

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 часа)

20

Органы кровообращения. Строение и работа сердца

1 час

15.11.2017

21

Сосудистая система. Лимфообращение

1 час

28.11.2017

22

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении

1 час

29.11.2017

23

Контрольная работа по теме «Кровообращение»

1 час

05.12.2017

Глава 5. Дыхание (5 часов)

24

Дыхание и его значение. Органы дыхания

1 час

06.12.2017

25

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких

Лабораторная работа «Измерение обхвата грудной клетки»

1 час

12.12.2017

26

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

Лабораторная работа «Определение частоты дыхания»

1 час

13.12.2017

27

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация

1 час

19.12.2017

28

Контрольная работа по теме «Дыхание»

1 час

20.12.2017

Глава 6. Питание (6 часов)

29

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции

1 час

26.12.2017

30

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод

1 час

27.12.2017

31

Пищеварение в желудке и кишечнике

1 час

09.01.2018

32

Всасывание питательных веществ в кровь

1 час

10.01.2018

33

Регуляция пищеварения. Гигиена питания

1 час

16.01.2018

34

Контрольная работа по теме «Питание»

1 час

17.01.2018

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 часа)

35

Пластический и энергетический обмен

1 час

23.01.2018

36

Ферменты и их роль в организме человека

1 час

24.01.2018

37

Витамины и их роль в организме человека

1 час

30.01.2018

38

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ

1 час

31.01.2018

Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 часа)

39

Выделение и его значение. Органы мочевыделения

1 час

06.02.2018

40

Заболевания органов мочевыделения

1 час

07.02.2018

41

Контрольная работа по теме «Выделение»

1 час

13.02.2018

Глава 9. Покровы тела человека (3 часа)

42

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи

1 час

14.02.2018

43

Болезни и травмы кожи

1 час

27.02.2018

44

Гигиена кожных покровов

1 час

28.02.2018

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8 часов)

45

Железы внутренней секреции и их функции

1 час

06.03.2018

46

Работа эндокринной системы и ее нарушения

1 час

07.03.2018

47

Строение нервной системы и ее значение

1 час

13.03.2018

48

Спинной мозг

1 час

14.03.2018

49

Головной мозг

1 час

20.03.2018

50

Вегетативная нервная система

1 час

21.03.2018

51

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение

1 час

27.03.2018

52

Контрольная работа по теме «Нейрогуморальная регуляция»

1 час

28.03.2018

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

53

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор

1 час

03.04.2018

54

Слуховой анализатор

1 час

04.04.2018

55

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание

1 час

17.04.2018

56

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль

1 час

18.04.2018

57

Контрольная работа по теме «Органы чувств»

1 час

24.04.2018

Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (5 часов)

58

Высшая нервная деятельность. Рефлексы

1 час

25.04.2018

59

Память и обучение

1 час

01.05.2018

60

Врожденное и приобретенное поведение

1 час

02.05.2018

61

Сон и бодрствование

1 час

08.05.2018

62

Особенности высшей нервной деятельности человека

1 час

09.05.2018

Глава 13. Размножение и развитие человека (4 часа)

63

Особенности размножения человека

1 час

15.05.2018

64

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение

1 час

16.05.2018

65

Беременность и роды

1 час

22.05.2018

66

Рост и развитие ребенка после рождения

1 час

23.05.2018

Глава 14. Человек и окружающая среда (2 часа)

67

Социальная и природная среда человека

1 час

29.05.2018

68

Окружающая среда и здоровье человека

1 час

30.05.2018


Итого

68 часов

















































Коррекция планирования


№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

план

факт







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!