КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
____________________________________________________________________________
143441 , Московская область, Красногорский район с.п. Отрадненское, д. Путилково Спасо-Тушинский бульвар , д.4
Эл. почта sc20.putilkovo@mail.ru
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №20 _____________ Т.В. Борисова Приказ №8/2 от « » 201 г. |
Рабочая программа
по Биологии
(базовый уровень)
8 класс
Составитель: Батова Александра Сергеевна
учитель биологии
______ квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей № от « » 201 г. Руководитель МО ___________ | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ « » 201 г. | |
2017
Содержание учебного курса по биологии 8 класс
Введение. Человек как биологический вид (3 ч.)
Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
Глава 1. Общий обзор организма человека (4 ч.)
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.
Глава 2. Опора и движение (7ч.)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Глава 3. Внутренняя среда организма (5 ч.)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч.)
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Глава 5. Дыхание (5 ч.)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Глава 6. Питание (6 ч.)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч.)
Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».
Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч.)
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».
Глава 9. Покровы тела (3 ч.)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы колеи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.
Глава 10. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч.)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система».
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч.)
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.
Глава 12. Психика и поведение человека (5 ч.)
Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
Глава 13. Размножение и развитие человека (4 ч.)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».
Глава 14. Человек и окружающая среда (2 ч.)
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».
Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:
систематическое положение человека и его происхождение,
особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ,
особенности индивидуального развития организма человека,
об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
приёмы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,
правила гигиены, сохраняющие здоровье человека,
факторы, разрушающие здоровье человека,
этические нормы межличностных отношений
Уметь:
распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека,
оказывать первую помощь при несчастных случаях,
соблюдать правила личной и общественной гигиены,
пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты,
работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Планирование составлено на основе авторской рабочей программы по биологии «Линия жизни» В.В. Пасечник.
Место курса в учебном плане школы: Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 20 на изучение биологии в 8 классе выделяется 2 часа в неделю. Нагрузка по учебному плану 68 часов в год.
Учебник: Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, А. А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника; - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 256 с.: ил. – (Линия жизни). – ISBN 978-5-09-049481-6.
Биология 8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Приблизительные сроки прохождения |
Введение (3 часа) |
1 | Науки о человеке и их методы | 1 час | 04.09.2017 |
2 | Биологическая природа человека. Расы человека | 1 час | 08.09.2017 |
3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез | 1 час | 12.09.2017 |
Глава 1. Общий обзор организма человека (4 часа) |
4 | Строение организма человека (1) | 1 час | 13.09.2017 |
5 | Лабораторная работа «Микроскопическое строение тканей организма человека» | 1 час | 19.09.2017 |
6 | Строение организма человека (2) | 1 час | 20.09.2017 |
7 | Регуляция процессов жизнедеятельности | 1 час | 26.09.2017 |
Глава 2. Опора и движение (7 часов) |
8 | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей | 1 час | 27.09.2017 |
9 | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы | 1 час | 03.10.2017 |
10 | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов | 1 час | 04.10.2017 |
11 | Строение и функции скелетных мышц | 1 час | 17.10.2017 |
12 | Работа мышц и ее регуляция | 1 час | 18.10.2017 |
13 | Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм Лабораторная работа «Выявление плоскостопия» | 1 час | 24.10.2017 |
14 | Контрольная работа по теме «Опора и движение» | 1 час | 25.10.2017 |
Глава 3. Внутренняя среда организма (5 часов) |
15 | Состав внутренней среды организма и ее функции | 1 час | 31.10.2017 |
16 | Состав крови. Постоянство внутренней среды | 1 час | 01.11.2017 |
17 | Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови» | 1 час | 07.11.2017 |
18 | Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация | 1 час | 08.11.2017 |
19 | Контрольная работа по теме «Внутренняя среда организма» | 1 час | 14.11.2017 |
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 часа) |
20 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца | 1 час | 15.11.2017 |
21 | Сосудистая система. Лимфообращение | 1 час | 28.11.2017 |
22 | Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении | 1 час | 29.11.2017 |
23 | Контрольная работа по теме «Кровообращение» | 1 час | 05.12.2017 |
Глава 5. Дыхание (5 часов) |
24 | Дыхание и его значение. Органы дыхания | 1 час | 06.12.2017 |
25 | Механизм дыхания. Жизненная емкость легких Лабораторная работа «Измерение обхвата грудной клетки» | 1 час | 12.12.2017 |
26 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды Лабораторная работа «Определение частоты дыхания» | 1 час | 13.12.2017 |
27 | Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация | 1 час | 19.12.2017 |
28 | Контрольная работа по теме «Дыхание» | 1 час | 20.12.2017 |
Глава 6. Питание (6 часов) |
29 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции | 1 час | 26.12.2017 |
30 | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод | 1 час | 27.12.2017 |
31 | Пищеварение в желудке и кишечнике | 1 час | 09.01.2018 |
32 | Всасывание питательных веществ в кровь | 1 час | 10.01.2018 |
33 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания | 1 час | 16.01.2018 |
34 | Контрольная работа по теме «Питание» | 1 час | 17.01.2018 |
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 часа) |
35 | Пластический и энергетический обмен | 1 час | 23.01.2018 |
36 | Ферменты и их роль в организме человека | 1 час | 24.01.2018 |
37 | Витамины и их роль в организме человека | 1 час | 30.01.2018 |
38 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ | 1 час | 31.01.2018 |
Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 часа) |
39 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения | 1 час | 06.02.2018 |
40 | Заболевания органов мочевыделения | 1 час | 07.02.2018 |
41 | Контрольная работа по теме «Выделение» | 1 час | 13.02.2018 |
Глава 9. Покровы тела человека (3 часа) |
42 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи | 1 час | 14.02.2018 |
43 | Болезни и травмы кожи | 1 час | 27.02.2018 |
44 | Гигиена кожных покровов | 1 час | 28.02.2018 |
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8 часов) |
45 | Железы внутренней секреции и их функции | 1 час | 06.03.2018 |
46 | Работа эндокринной системы и ее нарушения | 1 час | 07.03.2018 |
47 | Строение нервной системы и ее значение | 1 час | 13.03.2018 |
48 | Спинной мозг | 1 час | 14.03.2018 |
49 | Головной мозг | 1 час | 20.03.2018 |
50 | Вегетативная нервная система | 1 час | 21.03.2018 |
51 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение | 1 час | 27.03.2018 |
52 | Контрольная работа по теме «Нейрогуморальная регуляция» | 1 час | 28.03.2018 |
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов) |
53 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор | 1 час | 03.04.2018 |
54 | Слуховой анализатор | 1 час | 04.04.2018 |
55 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание | 1 час | 17.04.2018 |
56 | Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль | 1 час | 18.04.2018 |
57 | Контрольная работа по теме «Органы чувств» | 1 час | 24.04.2018 |
Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (5 часов) |
58 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы | 1 час | 25.04.2018 |
59 | Память и обучение | 1 час | 01.05.2018 |
60 | Врожденное и приобретенное поведение | 1 час | 02.05.2018 |
61 | Сон и бодрствование | 1 час | 08.05.2018 |
62 | Особенности высшей нервной деятельности человека | 1 час | 09.05.2018 |
Глава 13. Размножение и развитие человека (4 часа) |
63 | Особенности размножения человека | 1 час | 15.05.2018 |
64 | Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение | 1 час | 16.05.2018 |
65 | Беременность и роды | 1 час | 22.05.2018 |
66 | Рост и развитие ребенка после рождения | 1 час | 23.05.2018 |
Глава 14. Человек и окружающая среда (2 часа) |
67 | Социальная и природная среда человека | 1 час | 29.05.2018 |
68 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 час | 30.05.2018 |
| Итого | 68 часов | |
Коррекция планирования
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |