СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к УМК И.Н. Пономаревой Биология 8 класс. Содержит пояснительную записку, содержание, требования базового стандарта биологического образования к знаниям  и   умениям учащихся, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Муниципальное образование «Александрово-Заводский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Шаранчинская средняя общеобразовательная школа


рассмотрено

Руководитель МО

___________

/Л.Н. Маркова/


Протокол № ____

от «___»____________2017 г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ Шаранчинской СОШ

___________________

/Л.А. Анциферова/

Протокол № ____

от «___»____________2017 г.


Утверждено

Директор МОУ Шаранчинской СОШ

_____________

/С.Н. Субуханкулова/

Приказ № ____

от «___»___________2017 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Биология»

в 8 классе

на 2017 – 2018 учебный год

(на основе учебника А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша)


подготовила учитель химии и биологии

Маркова Лариса Николаевна


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«__»______________2017 г.




с. Шаранча


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Она разработана на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой в соответствии с учебником, допущенным Министерства образования Российской Федерации: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология: человек» (М., изд. Центр «Вентана-Граф», 2008)

Обоснование выбора программы

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в 7 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Место и роль учебного курса

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ Шаранчинской СОШ данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Методы обучения: словесные: рассказ, беседа; наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические: выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения.

Технологии обучения:

В соответствии методической темы школы: «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий», особенностям возраста обучающихся в учебном процессе применяю дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее обучение. Использую классно-урочную, групповую, индивидуально-ориентированную, игровую (дидактическая игра) технологии обучения и ИКТ.









 Содержание учебного курса

Введение Общий обзор организма человека (5 ч.)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка и её строение. Органоиды клетки.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.

Основные ткани животных и человека, их разновидности.

Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Органы, системы органов, организм.


Опорно-двигательная система. (9 часов)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Кровь и кровообращение. (10 часов)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав:

плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.


Дыхательная система. (7 часов)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути.

Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы.

Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях.

Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.


Пищеварительная система. (7 часов)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения.

Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.


Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 часа)

Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.

Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В(болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.


Мочевыделительная система. (2 часа)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме.

Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.


Кожа. (3 часа)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи.

Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции.

Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.


Эндокринная система. (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с геперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Нервная система. (5 часов)

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции.

Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.


Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.


Поведение и психика. (5 часов)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.

Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.


Индивидуальное развитие человека. (5 часов)

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль

наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.






Основные требования к результатам обучения

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен:

Знать.

  • Основные принципы и правила основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

  • Строение органов и систем органов организма человека и его особенности жизнедеятельности;

  • Роль ферментов и витаминов в организме человека;

  • Значение иммунитета в организме человека;

  • Меры профилактики вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа;

  • Особенности размножения и развития организма человека;

  • Родство млекопитающих животных и человека, единство происхождения человеческих рас;

  • Роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;

  • Особенности высшей нервной деятельности человека;

  • Влияние экологических и социальных факторов умственного труда на здоровье человека.

  • Меры профилактики появления вредных привычек, нарушение осанки, плоскостопие.


Уметь.

  • Применять знания о строении и жизнедеятельности организма для ведения здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • Овладеть исследовательской деятельностью, видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать;

  • Работать с разными источниками биологической информации;

  • Оказывать первую помощь при травмах, простудных заболеваниях.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема урока

Форма урока

Основные понятия

Лабораторные и практические работы

Средства обучения, использование ИКТ

Контроль

Домашнее задание

Дата проведения



Введение (5 часов)


1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. Структура тела. Место человека в живой природе.

.



Урок изучения нового материала.

Природная и социальная среды, биосоциальная природа человека. Древние люди, человек разумный. Анатомия, физиология,

Гигиена. Методы изучения организма человека. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них


Портрет Ч. Дарвина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, модель торса человека

Вопросы введения на с. 5, вопросы после §1, Вопросы после §2, рабочая тетрадь №1, работа 1, 4, 5

с. 6-8, §1, §2

сентябрь


2

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность


Урок-практикум


Строение клетки, ядро, клеточная мембрана, цитоплазма с органоидами. Рост, развитие, возбудимость, обмен веществ, деление клетки.

Л.р. №1.

«Действие фермента каталазы на пероксид водорода »

Таблица,

Химический стакан, картофель, пероксид водорода.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §3, рабочая тетрадь №1, работа 8, 9, 10, 13

§3, рабочая тетрадь №1, работа 7, 11, 12

сентябрь


3

Ткани.


Урок-практикум


Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Мышечное волокно, нейрон, синапс, нейроглия, межклеточное вещество.

Л.р. № 2. «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей».

Таблица, микроскопы, микропрепараты

Вопросы после §4, рабочая тетрадь №1, работа 14

§4

сентябрь


4

Системы органов.



Комбинированный урок


Пищеварительная, выделительная, нервная, половая, дыхательная, кровеносная, эндокринная система органов.



Таблицы

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §5, рабочая тетрадь №1, работа 15.

с. 32 «Проверьте себя»

§5

сентябрь


5

Нервная и гуморальная регуляции.


Урок-практикум

Рефлекс, рефлекторная дуга,

Рецепторы, нервная регуляция, гуморальная регуляция, гормоны.

П.р. № 1. «Получение мигательного рефлекса и его торможения».

Таблица

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §5, рабочая тетрадь №1, работа 17

§5, рабочая тетрадь №1, работа 14

сентябрь



Опорно-двигательная система (9 часов)


6

Скелет. Строение, состав скелета. Строение костей



Урок изучения нового материала.

Мышцы, скелет, кости, хрящи, связки, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговая полость, надкостница, костные клетки, костный мозг, сустав.

Л.р. № 3. «Строение костной ткани».
Л.р. № 4. «Состав костей».

Таблицы.

Распилы костей, микроскопы, микропрепараты. Натуральные декальцинированные и пережженные кости

Вопросы после §6, рабочая тетрадь №1, работа 19 - 25

§6, конспект

сентябрь


7

Скелет человека, осевой скелет



Комбинированный урок

Отделы черепа: мозговой и

лицевой. Позвонок. Позвоночный канал.

Грудная клетка, ребра, спинной мозг, крестец, копчик.


Таблицы.

Распилы костей.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §7, рабочая тетрадь №1, работа 26-28

§7, рабочая тетрадь №1, работа 29

сентябрь


8

Скелет конечностей


Комбинированный урок


Плечевой пояс, кости рук, кости кисти, тазовый пояс, парная тазовая кость, кости ноги.

П.р. № 2. «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти».

Таблицы.


Вопросы после §8, рабочая тетрадь №1, работа 30

§8, конспект

сентябрь


9

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Комбинированный урок

Перелом, вывих, растяжение связок. Первая помощь: повязка, косынка, шина, пузырь со льдом.


Таблицы, бинты, косынки.

Вопросы после §9, рабочая тетрадь №1, работа 31, 32

§9, конспект

сентябрь


10

Мышцы


Комбинированный урок


Гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы, сократимость. Сухожилия.


Таблицы

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §10, рабочая тетрадь №1, работа 34 - 35

§10, рабочая тетрадь №1, работа 36, 37

октябрь


11

Работа мышц




Комбинированный урок


Сила мышцы, амплитуда движения. Мышцы- синергисты. Статическая и динамическая работа. Средние ритм и нагрузка. Утомление. Работоспособность.


Таблицы, гантели


Использование интерактивных технологий

Вопросы после §11, рабочая тетрадь №1, работа 38, 39

§11

октябрь


12

Нарушение осанки и плоскостопие


Урок-практикум


Осанка, нарушение осанки. Свод стопы. Плоскостопие. Гиподинамия. Статические и динамические упражнения.

П.р. № 3. «Определение нарушений осанки и плоскостопия».

Таблицы с изображением скелетных мышц, случаев нарушения осанки и плоскостопия; сантиметровая лента.

Вопросы после §12, рабочая тетрадь №1, работа 40 - 42

§12, рабочая тетрадь №1, работа 43

октябрь


13

Развитие опорно-двигательной системы


Комбинированный урок



Использование интерактивных технологий

Вопросы после §13, рабочая тетрадь №1, работа 44 - 47

§13

октябрь


14

Контрольно-обобщающий урок.

Урок контроля знаний



Таблицы. Тесты.


с. 66 «Проверьте себя»

октябрь



Кровь. Кровообращение (10 часов)


15

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Урок изучения нового материала.

Кровь, тканевая жидкость, лимфа, гомеостаз, плазма крови, форменные элементы крови, фагоцитоз, антиген, антитело.


Таблицы

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §14, рабочая тетрадь №1, работа 48 - 51

§14, конспект

октябрь


16

Иммунитет.



Комбинированный урок


Иммунитет: клеточный, гуморальный, активный и пассивный, естественный и искусственный, иммунная реакция, вакцина, лечебная сыворотка, прививка, вирусы, лимфоидная ткань.


Таблицы, портрет И. И. Мечникова

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §15, рабочая тетрадь №1, работа 53 - 55

§15, рабочая тетрадь №1, работа 56, 57

октябрь


17

Тканевая совместимость и переливание крови.


Комбинированный урок


Группы крови, изоантигены, резус-фактор, антитела, биологическая совместимость тканей, групповая совместимость крови.


Таблица

Вопросы после §16, рабочая тетрадь №1, работа 58, 59

§16, конспект

октябрь


18

Строение и работа сердца. Круги кровообращения


Комбинированный урок


Сердце, предсердие, желудочки, клапаны створчатые и полулунные, аорта, артерии, капилляры, вены. Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения.


Модель сердца, таблицы


Использование интерактивных технологий

Вопросы после §17, рабочая тетрадь №1, работа 61 – 64, 67.

§17, рабочая тетрадь №1, работа 65, 66.

ноябрь


19

Движение лимфы


Урок-практикум


Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной поток, лимфатические узлы.

П.р. № 4. «Кислородное голодание.

Таблицы, зеркальце.

Вопросы после §18.

§18, конспект

ноябрь


20

Движение крови по сосудам.



Урок-практикум


Артериальное кровяное давление: верхнее и нижнее. Гипертония, инсульт, инфаркт. Пульс, частота пульса.

П.р. № 5. «Пульс и движение крови. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».

Таблицы, линейка, тонометр.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §19, рабочая тетрадь №1, работа 69 – 71.

§19, сообщения «Влияние алкоголя и никотина на сердце»

ноябрь


21

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Комбинированный урок

Автоматизм. Симпатический и блуждающий нервы. Гуморальная регуляция: адреналин, ацетилхолин.


Таблицы

Вопросы после §20, рабочая тетрадь №1, работа 73

§20

ноябрь


22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Урок-практикум


Тренированное и нетренированное сердце. Функциональная проба. Дозированная нагрузка. Тренировочный эффект.

П.р. № 7. «Функциональная сердечнососудистая проба».

Таблицы

Вопросы после §21, рабочая тетрадь №1, работа 74, 75

§21, конспект

ноябрь


23

Первая помощь при кровотечениях.


Комбинированный урок

Кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.


Таблицы, жгут, материал для закрутки, перевязочный материал.

Вопросы после §22, рабочая тетрадь №1, работа 76 - 79

§22

ноябрь


24

Контрольно-обобщающий урок.

Урок контроля знаний



Таблицы. Тесты.


с. 99 «Проверьте себя»

ноябрь



Дыхательная система (7 часов)


25

Значение дыхания. Органы дыхания.

Урок изучения нового материала.

Дыхательная система, легочное дыхание, тканевое дыхание. Воздухоносные пути. Альвеолы.


Таблицы.

Вопросы после §23, рабочая тетрадь №1, работа 80 - 82

§23, рабочая тетрадь №1, работа 83

декабрь


26

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.


Урок-практикум


Легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, плевральная жидкость,

диффузия, гемоглобин.

Л.р. № 6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

Таблицы.

Стаканы с известковой водой, стеклянные трубочки.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §24, рабочая тетрадь №1, работа 84, 85

§24, конспект

декабрь


27

Дыхательные движения.


Комбинированный урок

Грудная полость,

межреберные мышцы, диафрагма, дыхательные движения. Эмфизема легких. Модель Дондерса.


Таблицы, карточки.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §25, рабочая тетрадь №1, работа 86 - 88

§25

декабрь


28

Регуляция дыхания




Комбинированный урок

Дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга, регуляция дыхания.


Таблица

Вопросы после §26, рабочая тетрадь №1, работа 89 - 90

§26


декабрь


29

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

Урок-практикум

Грипп, туберкулез легких, рак легких, флюорография, ЖЗЛ, гигиена дыхания.

П.р. № 9. «Определение запылённости воздуха в зимнее время».

Таблица.

Емкость для снега, стакан, газета.

Вопросы после §27, рабочая тетрадь №1, работа 91, 92

§27

декабрь


30

Первая помощь при поражении органов дыхания


Комбинированный урок

Утопление, удушение, заваливание землей, отек гортани. Электротравма, обморок, клиническая смерть, биологическая смерть, реанимация.


Таблицы.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §28, рабочая тетрадь №1, работа 94 - 96

§28

17-29

декабрь


31

Контрольно-обобщающий урок.

Урок контроля знаний



Тесты. Таблицы.


с. 120 «Проверьте себя»

декабрь



Пищеварительная система (7 часов)


32

Значение пищи и ее состав


Урок изучения нового материала.

Органические вещества: белки, жиры, углеводы. Витамины, минеральные вещества. Пищевые продукты животного и растительного происхождения.


Модель торса человека, таблица, белый хлеб, йод, тесто, марля

Вопросы после §29, рабочая тетрадь №1, работа 97

§29

декабрь


33

Органы пищеварения.


Комбинированный урок


Глотка, гортань, желчный пузырь, желчь, небо, пищеварительные железы, пищеварительный канал.


Таблицы

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §30, рабочая тетрадь №1, работа 99

§30, рабочая тетрадь №1, работа 100 - 102

декабрь


34

Зубы


Комбинированный урок


Резцы, клыки, коренные зубы, молочные и постоянные зубы. Кариес


Таблица

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §31, рабочая тетрадь №1, работа 103

§31

январь


35

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

Комбинированный урок

Слюна, крахмал, глюкоза, желудок, желудочный сок, брюшина.


Таблица

Вопросы после §32, рабочая тетрадь №1, работа 105

§32, рабочая тетрадь №1, работа 104 , 106

январь


36

Пищеварение в кишечнике. Всасывание


Комбинированный урок

Аппендицит, кишечный сок,

брыжейка, ворсинка, гликоген, воротная вена, нижняя полая вена.


Таблицы, портрет И.П. Павлова,

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §33, рабочая тетрадь №1, работа 108 - 113

§33

сообщения

январь


37

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.


Комбинированный урок

Условный и безусловный рефлексы, временная связь. Условное и безусловное торможение. Режим питания.


Таблицы

Вопросы после §34, рабочая тетрадь №1, работа 115

§34

январь


38

Заболевания органов пищеварения.



Комбинированный урок

Желудочно-кишечные заболевания, глистные заболевания, пищевые отравления.


Таблица

Вопросы после §35, рабочая тетрадь №1, работа 119 – 121.

§35, с. 145 «Проверьте себя»




Обмен веществ и энергии (3 часа)


39

Обменные процессы в организме.

Урок изучения нового материала.

Обмен веществ.

Стадии обмена веществ


Таблица

Вопросы после §36, рабочая тетрадь №2, работа 125

§36

февраль


40

Нормы питания


Урок-практикум


Основной обмен, общий обмен, энерготраты, энергоемкость пищи, суточный рацион.

П.р. № 11. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».

Секундомер.

Вопросы после §37, рабочая тетрадь №2, работа 127

§37,

сообщения

февраль


41

Витамины


Комбинированный урок


Гиповитаминозы, гипервитаминозы, авитаминозы, «Куриная слепота», болезни бери-бери, цинга, рахит.


Таблица

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §38, рабочая тетрадь №2, работа 130

§38


февраль



Мочевыделительная система (2 часа)


42

Строение и функции почек


Урок изучения нового материала.

Почка: корковый и мозговой

слой, почечная лоханка, нефрон, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал


Таблица

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §39, рабочая тетрадь №2, работа 132

§39, конспект

февраль


43

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

Комбинированный урок


Обезвоживание организма, водное отравление, гигиена питания, кишечная палочка, жесткость и мягкость воды.



Вопросы после §40, рабочая тетрадь №2, работа 134


§40, конспект

февраль



Кожа (3 часа)


44

Кожа – наружный покровный орган


Урок изучения нового материала.

Эпидермис, дерма, гиподерма, пигменты, кожные рецепторы, кожный пигмент, сальные и потовые железы, волосы, ногти, загар.

П.р. № 12. «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».

Таблица.

Бумажные салфетки.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §41, рабочая тетрадь №2, работа 140


§41, сообщение

февраль


45

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.

Комбинированный урок

Термический ожог, химический ожог. Обморожение. Стригущий лишай. Чесоточный зудень. Чесотка.


Таблица

Вопросы после §42, рабочая тетрадь №2, работа 142

§42

февраль


46

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Комбинированный урок

Теплообразование, теплоотдача, терморегуляция. Закаливание. Солнечный ожог. Тепловой удар. Солнечный удар.


Таблица

Вопросы после §43, рабочая тетрадь №2, работа 145


§43, с. 171

«Проверьте себя»

март



Эндокринная система (2 часа)


47

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.


Урок изучения нового материала.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы.


Таблица


Использование интерактивных технологий

Вопросы после §44, рабочая тетрадь №2, работа 168


§44

март


48

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.


Комбинированный урок


Гормон роста, гипофизарные гиганты и лилипуты. Кретинизм. Базедова болезнь. Инсулин. Сахарный диабет. Адреналин и норадреналин.


Таблица

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §45, рабочая тетрадь №2, работа 173, 174

§45, рабочая тетрадь №2, работа 175

март



Нервная система (5 часов)


49

Значение нервной системы. Строение нервной системы.


Урок изучения нового материала.

Центральная нервная система, головной и спинной мозг. Периферическая нервная система: нервы и нервные узлы. Прямые и обратные связи.

П.р. № 13. «Действие прямых и обратных связей».

Таблицы

Вопросы после §46

§46, рабочая тетрадь №2, работа 148

март


50

Автономный отдел нервной системы.


Урок-практикум


Симпатический и парасимпатический подотделы. Блуждающий нерв.

П.р. № 14. «Штриховое раздражение кожи».

Таблица

Вопросы после §47, рабочая тетрадь №2, работа 170

§47

март


51

Нейрогуморальная регуляция

Комбинированный урок

Гипоталамус, гормоны, механизм их действия на клетку


Использование интерактивных технологий

Вопросы после §48

§48, рабочая тетрадь №2, работа 171

март


52

Спинной мозг



Комбинированный урок

Позвоночный канал, спинно-мозговая жидкость, сера столбы, рефлекторная и проводящая функции спинного мозга


Таблица

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §49, рабочая тетрадь №2, работа 150

§49

март


53

Головной мозг: строение и функции.



Урок-практикум

Серое и белое вещество

Продолговатый, средний, промежуточный мозг,

мост, мозжечок

П.р. № 15. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка»

Таблица, модель головного мозга.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §50, рабочая тетрадь №2, работа 153

§50, с. 194 «Проверьте себя»

март



Анализаторы и органы чувств (5 часов)


54

Органы чувств. Анализаторы. Зрительный анализатор.


Урок изучения нового материала.

Анализатор: рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Иллюзии. Брови, веки, ресницы,

глазницы, роговица,

радужка, зрачок, хрусталик,

стекловидное тело, сетчатка,

палочки, колбочки, желтое пятно, зрительный нерв.

П.р. № 16.

«Принцип работы хрусталика»

Таблицы.

Полиэтиленовая пленка, фломастеры.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §51, 52

§51, §52, рабочая тетрадь №2, работа 157.

Сообщения.

апрель


55

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Урок изучения нового материала.

Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза.


Таблица.

Вопросы после §53, рабочая тетрадь №2, работа 161

§53

апрель


56

Слуховой анализатор. Органы равновесия.


Урок-практикум


Вестибулярный аппарат,

Децибел.


П.р. № 17. «Проверка чувствительности вестибулярного аппарата».

Таблица.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §54,

рабочая тетрадь №2, работа 163

§54

таблица

апрель


57

Органы осязания, обоняния и вкуса.


Комбинированный урок

Тактильные рецепторы,

токсикомания,

обонятельные рецепторы,

вкусовые рецепторы.

П.р. № 18

«Раздражение тактильных рецепторов»

Таблица.

Циркуль.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §55


§55,

рабочая тетрадь №2, работа 165

апрель


58

Обобщающий урок.

Урок контроля знаний





с. 211 «Проверьте себя»

апрель



Поведение. Психика. (5 часов)


59

Врожденные и приобретенные формы поведения.


Урок изучения нового материала.

Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Поведение, мышление. Приобретенные формы поведения. Положительные и отрицательные условные рефлексы. Подкрепление, условное торможение.

П.р. № 19.

«Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма»


Вопросы после §56, 57

рабочая тетрадь №2, работа 185

§56, 57

апрель


60

Закономерности работы головного мозга.

Комбинированный урок

Рассудочная деятельность,

Торможение, явление доминанта.


Использование интерактивных технологий

Вопросы после §58


§58,

рабочая тетрадь №2, работа 187

апрель


61

Биологические ритмы. Сон и сновидения.


Комбинированный урок

Сон: быстрый, медленный. Электроэнцефалограф, сновидения, режим сна.


Таблица.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §59,

рабочая тетрадь №2, работа 189

§59

апрель


62

Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

Комбинированный урок

Физиология высшей нервной деятельности. Подсознание, речевые центры, языковая среда. Память, воображение

мышление



Таблица, рисунки с двойственным изображением

Вопросы после §60


§60,

рабочая тетрадь №2, работа 192

май


63

Воля, эмоции, внимание.

Работоспособность.


Комбинированный урок


Воля. Этапы волевого акта. Негативизм, внушаемость, эмоции, внимание. Функции воли. Работоспособность. Стадии работоспособности. Активный и пассивный отдых. Режим дня.

П.р. № 20. «Изучение внимания при разных условиях».

Часы, лист бумаги.

Вопросы после §61, 62

рабочая тетрадь №2, работа 198


§61,62

с. 236 «Проверьте себя»

май



Индивидуальное развитие организма (5 часов)


работоспособность

64

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

Урок изучения нового материала.

Яйцеклетка, сперматозоид, половые хромосомы, женская половая система, мужская половая система.. венерические болезни. ВИЧ, СПИД.


Использование интерактивных технологий

Вопросы после §63, 64


§63, 64, рабочая тетрадь №2, работа 180 - 183


май


65

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Комбинированный урок

Рост и развитие, плод, зародыш, филиппинский тест.


Таблица.

Использование интерактивных технологий

Вопросы после §65


§65

сообщения

май


66

О вреде наркогенных веществ.


Комбинированный урок


Никотин, алкоголь, наркотики, токсины. Абстиненция. Рак легких, гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, перемежающаяся хромота, спазмы сосудов, гангрена, белая горячка, запой, цирроз печени.


Таблица.


Вопросы после §66,

рабочая тетрадь №2, работа 184


§66

май


67

Психологические особенности личности.

Комбинированный урок

Меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик. Экстраверты, интроверты. Интересы, склонности, способности, совесть.



Вопросы после §67

рабочая тетрадь №2, работа 206

§67

май


68

Контроль знаний учащихся по курсу «Человек».

Урок контроля знаний



Тесты



май



20