«__»______________2017 г.
с. Шаранча
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Она разработана на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой в соответствии с учебником, допущенным Министерства образования Российской Федерации: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология: человек» (М., изд. Центр «Вентана-Граф», 2008)
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в 7 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ Шаранчинской СОШ данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю.
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения: словесные: рассказ, беседа; наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические: выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения.
В соответствии методической темы школы: «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий», особенностям возраста обучающихся в учебном процессе применяю дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее обучение. Использую классно-урочную, групповую, индивидуально-ориентированную, игровую (дидактическая игра) технологии обучения и ИКТ.
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.
Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.
Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Клетка и её строение. Органоиды клетки.
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.
Основные ткани животных и человека, их разновидности.
Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Органы, системы органов, организм.
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав:
плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути.
Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы.
Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях.
Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения.
Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.
Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме.
Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи.
Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции.
Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с геперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции.
Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.
Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль
наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Знать.
Уметь.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |
№ урока | Тема урока Форма урока | Основные понятия | Лабораторные и практические работы | Средства обучения, использование ИКТ | Контроль | Домашнее задание | Дата проведения | |
Введение (5 часов) | |
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. Структура тела. Место человека в живой природе. . Урок изучения нового материала. | Природная и социальная среды, биосоциальная природа человека. Древние люди, человек разумный. Анатомия, физиология, Гигиена. Методы изучения организма человека. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них | | Портрет Ч. Дарвина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, модель торса человека | Вопросы введения на с. 5, вопросы после §1, Вопросы после §2, рабочая тетрадь №1, работа 1, 4, 5 | с. 6-8, §1, §2 | сентябрь | |
2 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность Урок-практикум | Строение клетки, ядро, клеточная мембрана, цитоплазма с органоидами. Рост, развитие, возбудимость, обмен веществ, деление клетки. | Л.р. №1. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода » | Таблица, Химический стакан, картофель, пероксид водорода. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §3, рабочая тетрадь №1, работа 8, 9, 10, 13 | §3, рабочая тетрадь №1, работа 7, 11, 12 | сентябрь | |
3 | Ткани. Урок-практикум | Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Мышечное волокно, нейрон, синапс, нейроглия, межклеточное вещество. | Л.р. № 2. «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей». | Таблица, микроскопы, микропрепараты | Вопросы после §4, рабочая тетрадь №1, работа 14 | §4 | сентябрь | |
4 | Системы органов. Комбинированный урок | Пищеварительная, выделительная, нервная, половая, дыхательная, кровеносная, эндокринная система органов. | | Таблицы Использование интерактивных технологий | Вопросы после §5, рабочая тетрадь №1, работа 15. с. 32 «Проверьте себя» | §5 | сентябрь | |
5 | Нервная и гуморальная регуляции. Урок-практикум | Рефлекс, рефлекторная дуга, Рецепторы, нервная регуляция, гуморальная регуляция, гормоны. | П.р. № 1. «Получение мигательного рефлекса и его торможения». | Таблица Использование интерактивных технологий | Вопросы после §5, рабочая тетрадь №1, работа 17 | §5, рабочая тетрадь №1, работа 14 | сентябрь | |
Опорно-двигательная система (9 часов) | |
6 | Скелет. Строение, состав скелета. Строение костей Урок изучения нового материала. | Мышцы, скелет, кости, хрящи, связки, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговая полость, надкостница, костные клетки, костный мозг, сустав. | Л.р. № 3. «Строение костной ткани». Л.р. № 4. «Состав костей». | Таблицы. Распилы костей, микроскопы, микропрепараты. Натуральные декальцинированные и пережженные кости | Вопросы после §6, рабочая тетрадь №1, работа 19 - 25 | §6, конспект | сентябрь | |
7 | Скелет человека, осевой скелет Комбинированный урок | Отделы черепа: мозговой и лицевой. Позвонок. Позвоночный канал. Грудная клетка, ребра, спинной мозг, крестец, копчик. | | Таблицы. Распилы костей. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §7, рабочая тетрадь №1, работа 26-28 | §7, рабочая тетрадь №1, работа 29 | сентябрь | |
8 | Скелет конечностей Комбинированный урок | Плечевой пояс, кости рук, кости кисти, тазовый пояс, парная тазовая кость, кости ноги. | П.р. № 2. «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти». | Таблицы. | Вопросы после §8, рабочая тетрадь №1, работа 30 | §8, конспект | сентябрь | |
9 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Комбинированный урок | Перелом, вывих, растяжение связок. Первая помощь: повязка, косынка, шина, пузырь со льдом. | | Таблицы, бинты, косынки. | Вопросы после §9, рабочая тетрадь №1, работа 31, 32 | §9, конспект | сентябрь | |
10 | Мышцы Комбинированный урок | Гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы, сократимость. Сухожилия. | | Таблицы Использование интерактивных технологий | Вопросы после §10, рабочая тетрадь №1, работа 34 - 35 | §10, рабочая тетрадь №1, работа 36, 37 | октябрь | |
11 | Работа мышц Комбинированный урок | Сила мышцы, амплитуда движения. Мышцы- синергисты. Статическая и динамическая работа. Средние ритм и нагрузка. Утомление. Работоспособность. | | Таблицы, гантели Использование интерактивных технологий | Вопросы после §11, рабочая тетрадь №1, работа 38, 39 | §11 | октябрь | |
12 | Нарушение осанки и плоскостопие Урок-практикум | Осанка, нарушение осанки. Свод стопы. Плоскостопие. Гиподинамия. Статические и динамические упражнения. | П.р. № 3. «Определение нарушений осанки и плоскостопия». | Таблицы с изображением скелетных мышц, случаев нарушения осанки и плоскостопия; сантиметровая лента. | Вопросы после §12, рабочая тетрадь №1, работа 40 - 42 | §12, рабочая тетрадь №1, работа 43 | октябрь | |
13 | Развитие опорно-двигательной системы Комбинированный урок | | | Использование интерактивных технологий | Вопросы после §13, рабочая тетрадь №1, работа 44 - 47 | §13 | октябрь | |
14 | Контрольно-обобщающий урок. Урок контроля знаний | | | Таблицы. Тесты. | | с. 66 «Проверьте себя» | октябрь | |
Кровь. Кровообращение (10 часов) | |
15 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Урок изучения нового материала. | Кровь, тканевая жидкость, лимфа, гомеостаз, плазма крови, форменные элементы крови, фагоцитоз, антиген, антитело. | | Таблицы Использование интерактивных технологий | Вопросы после §14, рабочая тетрадь №1, работа 48 - 51 | §14, конспект | октябрь | |
16 | Иммунитет. Комбинированный урок | Иммунитет: клеточный, гуморальный, активный и пассивный, естественный и искусственный, иммунная реакция, вакцина, лечебная сыворотка, прививка, вирусы, лимфоидная ткань. | | Таблицы, портрет И. И. Мечникова Использование интерактивных технологий | Вопросы после §15, рабочая тетрадь №1, работа 53 - 55 | §15, рабочая тетрадь №1, работа 56, 57 | октябрь | |
17 | Тканевая совместимость и переливание крови. Комбинированный урок | Группы крови, изоантигены, резус-фактор, антитела, биологическая совместимость тканей, групповая совместимость крови. | | Таблица | Вопросы после §16, рабочая тетрадь №1, работа 58, 59 | §16, конспект | октябрь | |
18 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения Комбинированный урок | Сердце, предсердие, желудочки, клапаны створчатые и полулунные, аорта, артерии, капилляры, вены. Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения. | | Модель сердца, таблицы Использование интерактивных технологий | Вопросы после §17, рабочая тетрадь №1, работа 61 – 64, 67. | §17, рабочая тетрадь №1, работа 65, 66. | ноябрь | |
19 | Движение лимфы Урок-практикум | Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной поток, лимфатические узлы. | П.р. № 4. «Кислородное голодание. | Таблицы, зеркальце. | Вопросы после §18. | §18, конспект | ноябрь | |
20 | Движение крови по сосудам. Урок-практикум | Артериальное кровяное давление: верхнее и нижнее. Гипертония, инсульт, инфаркт. Пульс, частота пульса. | П.р. № 5. «Пульс и движение крови. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки». | Таблицы, линейка, тонометр. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §19, рабочая тетрадь №1, работа 69 – 71. | §19, сообщения «Влияние алкоголя и никотина на сердце» | ноябрь | |
21 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Комбинированный урок | Автоматизм. Симпатический и блуждающий нервы. Гуморальная регуляция: адреналин, ацетилхолин. | | Таблицы | Вопросы после §20, рабочая тетрадь №1, работа 73 | §20 | ноябрь | |
22 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Урок-практикум | Тренированное и нетренированное сердце. Функциональная проба. Дозированная нагрузка. Тренировочный эффект. | П.р. № 7. «Функциональная сердечнососудистая проба». | Таблицы | Вопросы после §21, рабочая тетрадь №1, работа 74, 75 | §21, конспект | ноябрь | |
23 | Первая помощь при кровотечениях. Комбинированный урок | Кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. | | Таблицы, жгут, материал для закрутки, перевязочный материал. | Вопросы после §22, рабочая тетрадь №1, работа 76 - 79 | §22 | ноябрь | |
24 | Контрольно-обобщающий урок. Урок контроля знаний | | | Таблицы. Тесты. | | с. 99 «Проверьте себя» | ноябрь | |
Дыхательная система (7 часов) | |
25 | Значение дыхания. Органы дыхания. Урок изучения нового материала. | Дыхательная система, легочное дыхание, тканевое дыхание. Воздухоносные пути. Альвеолы. | | Таблицы. | Вопросы после §23, рабочая тетрадь №1, работа 80 - 82 | §23, рабочая тетрадь №1, работа 83 | декабрь | |
26 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Урок-практикум | Легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, плевральная жидкость, диффузия, гемоглобин. | Л.р. № 6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». | Таблицы. Стаканы с известковой водой, стеклянные трубочки. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §24, рабочая тетрадь №1, работа 84, 85 | §24, конспект | декабрь | |
27 | Дыхательные движения. Комбинированный урок | Грудная полость, межреберные мышцы, диафрагма, дыхательные движения. Эмфизема легких. Модель Дондерса. | | Таблицы, карточки. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §25, рабочая тетрадь №1, работа 86 - 88 | §25 | декабрь | |
28 | Регуляция дыхания Комбинированный урок | Дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга, регуляция дыхания. | | Таблица | Вопросы после §26, рабочая тетрадь №1, работа 89 - 90 | §26 | декабрь | |
29 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Урок-практикум | Грипп, туберкулез легких, рак легких, флюорография, ЖЗЛ, гигиена дыхания. | П.р. № 9. «Определение запылённости воздуха в зимнее время». | Таблица. Емкость для снега, стакан, газета. | Вопросы после §27, рабочая тетрадь №1, работа 91, 92 | §27 | декабрь | |
30 | Первая помощь при поражении органов дыхания Комбинированный урок | Утопление, удушение, заваливание землей, отек гортани. Электротравма, обморок, клиническая смерть, биологическая смерть, реанимация. | | Таблицы. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §28, рабочая тетрадь №1, работа 94 - 96 | §28 17-29 | декабрь | |
31 | Контрольно-обобщающий урок. Урок контроля знаний | | | Тесты. Таблицы. | | с. 120 «Проверьте себя» | декабрь | |
Пищеварительная система (7 часов) | |
32 | Значение пищи и ее состав Урок изучения нового материала. | Органические вещества: белки, жиры, углеводы. Витамины, минеральные вещества. Пищевые продукты животного и растительного происхождения. | | Модель торса человека, таблица, белый хлеб, йод, тесто, марля | Вопросы после §29, рабочая тетрадь №1, работа 97 | §29 | декабрь | |
33 | Органы пищеварения. Комбинированный урок | Глотка, гортань, желчный пузырь, желчь, небо, пищеварительные железы, пищеварительный канал. | | Таблицы Использование интерактивных технологий | Вопросы после §30, рабочая тетрадь №1, работа 99 | §30, рабочая тетрадь №1, работа 100 - 102 | декабрь | |
34 | Зубы Комбинированный урок | Резцы, клыки, коренные зубы, молочные и постоянные зубы. Кариес | | Таблица Использование интерактивных технологий | Вопросы после §31, рабочая тетрадь №1, работа 103 | §31 | январь | |
35 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Комбинированный урок | Слюна, крахмал, глюкоза, желудок, желудочный сок, брюшина. | | Таблица | Вопросы после §32, рабочая тетрадь №1, работа 105 | §32, рабочая тетрадь №1, работа 104 , 106 | январь | |
36 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание Комбинированный урок | Аппендицит, кишечный сок, брыжейка, ворсинка, гликоген, воротная вена, нижняя полая вена. | | Таблицы, портрет И.П. Павлова, Использование интерактивных технологий | Вопросы после §33, рабочая тетрадь №1, работа 108 - 113 | §33 сообщения | январь | |
37 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Комбинированный урок | Условный и безусловный рефлексы, временная связь. Условное и безусловное торможение. Режим питания. | | Таблицы | Вопросы после §34, рабочая тетрадь №1, работа 115 | §34 | январь | |
38 | Заболевания органов пищеварения. Комбинированный урок | Желудочно-кишечные заболевания, глистные заболевания, пищевые отравления. | | Таблица | Вопросы после §35, рабочая тетрадь №1, работа 119 – 121. | §35, с. 145 «Проверьте себя» | | |
Обмен веществ и энергии (3 часа) | |
39 | Обменные процессы в организме. Урок изучения нового материала. | Обмен веществ. Стадии обмена веществ | | Таблица | Вопросы после §36, рабочая тетрадь №2, работа 125 | §36 | февраль | |
40 | Нормы питания Урок-практикум | Основной обмен, общий обмен, энерготраты, энергоемкость пищи, суточный рацион. | П.р. № 11. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки». | Секундомер. | Вопросы после §37, рабочая тетрадь №2, работа 127 | §37, сообщения | февраль | |
41 | Витамины Комбинированный урок | Гиповитаминозы, гипервитаминозы, авитаминозы, «Куриная слепота», болезни бери-бери, цинга, рахит. | | Таблица Использование интерактивных технологий | Вопросы после §38, рабочая тетрадь №2, работа 130 | §38 | февраль | |
Мочевыделительная система (2 часа) | |
42 | Строение и функции почек Урок изучения нового материала. | Почка: корковый и мозговой слой, почечная лоханка, нефрон, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал | | Таблица Использование интерактивных технологий | Вопросы после §39, рабочая тетрадь №2, работа 132 | §39, конспект | февраль | |
43 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим Комбинированный урок | Обезвоживание организма, водное отравление, гигиена питания, кишечная палочка, жесткость и мягкость воды. | | | Вопросы после §40, рабочая тетрадь №2, работа 134 | §40, конспект | февраль | |
Кожа (3 часа) | |
44 | Кожа – наружный покровный орган Урок изучения нового материала. | Эпидермис, дерма, гиподерма, пигменты, кожные рецепторы, кожный пигмент, сальные и потовые железы, волосы, ногти, загар. | П.р. № 12. «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки». | Таблица. Бумажные салфетки. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §41, рабочая тетрадь №2, работа 140 | §41, сообщение | февраль | |
45 | Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Комбинированный урок | Термический ожог, химический ожог. Обморожение. Стригущий лишай. Чесоточный зудень. Чесотка. | | Таблица | Вопросы после §42, рабочая тетрадь №2, работа 142 | §42 | февраль | |
46 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Комбинированный урок | Теплообразование, теплоотдача, терморегуляция. Закаливание. Солнечный ожог. Тепловой удар. Солнечный удар. | | Таблица | Вопросы после §43, рабочая тетрадь №2, работа 145 | §43, с. 171 «Проверьте себя» | март | |
Эндокринная система (2 часа) | |
47 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Урок изучения нового материала. | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы. | | Таблица Использование интерактивных технологий | Вопросы после §44, рабочая тетрадь №2, работа 168 | §44 | март | |
48 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Комбинированный урок | Гормон роста, гипофизарные гиганты и лилипуты. Кретинизм. Базедова болезнь. Инсулин. Сахарный диабет. Адреналин и норадреналин. | | Таблица Использование интерактивных технологий | Вопросы после §45, рабочая тетрадь №2, работа 173, 174 | §45, рабочая тетрадь №2, работа 175 | март | |
Нервная система (5 часов) | |
49 | Значение нервной системы. Строение нервной системы. Урок изучения нового материала. | Центральная нервная система, головной и спинной мозг. Периферическая нервная система: нервы и нервные узлы. Прямые и обратные связи. | П.р. № 13. «Действие прямых и обратных связей». | Таблицы | Вопросы после §46 | §46, рабочая тетрадь №2, работа 148 | март | |
50 | Автономный отдел нервной системы. Урок-практикум | Симпатический и парасимпатический подотделы. Блуждающий нерв. | П.р. № 14. «Штриховое раздражение кожи». | Таблица | Вопросы после §47, рабочая тетрадь №2, работа 170 | §47 | март | |
51 | Нейрогуморальная регуляция Комбинированный урок | Гипоталамус, гормоны, механизм их действия на клетку | | Использование интерактивных технологий | Вопросы после §48 | §48, рабочая тетрадь №2, работа 171 | март | |
52 | Спинной мозг Комбинированный урок | Позвоночный канал, спинно-мозговая жидкость, сера столбы, рефлекторная и проводящая функции спинного мозга | | Таблица Использование интерактивных технологий | Вопросы после §49, рабочая тетрадь №2, работа 150 | §49 | март | |
53 | Головной мозг: строение и функции. Урок-практикум | Серое и белое вещество Продолговатый, средний, промежуточный мозг, мост, мозжечок | П.р. № 15. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» | Таблица, модель головного мозга. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §50, рабочая тетрадь №2, работа 153 | §50, с. 194 «Проверьте себя» | март | |
Анализаторы и органы чувств (5 часов) | |
54 | Органы чувств. Анализаторы. Зрительный анализатор. Урок изучения нового материала. | Анализатор: рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Иллюзии. Брови, веки, ресницы, глазницы, роговица, радужка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, зрительный нерв. | П.р. № 16. «Принцип работы хрусталика» | Таблицы. Полиэтиленовая пленка, фломастеры. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §51, 52 | §51, §52, рабочая тетрадь №2, работа 157. Сообщения. | апрель | |
55 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Урок изучения нового материала. | Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. | | Таблица. | Вопросы после §53, рабочая тетрадь №2, работа 161 | §53 | апрель | |
56 | Слуховой анализатор. Органы равновесия. Урок-практикум | Вестибулярный аппарат, Децибел. | П.р. № 17. «Проверка чувствительности вестибулярного аппарата». | Таблица. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §54, рабочая тетрадь №2, работа 163 | §54 таблица | апрель | |
57 | Органы осязания, обоняния и вкуса. Комбинированный урок | Тактильные рецепторы, токсикомания, обонятельные рецепторы, вкусовые рецепторы. | П.р. № 18 «Раздражение тактильных рецепторов» | Таблица. Циркуль. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §55 | §55, рабочая тетрадь №2, работа 165 | апрель | |
58 | Обобщающий урок. Урок контроля знаний | | | | | с. 211 «Проверьте себя» | апрель | |
Поведение. Психика. (5 часов) | |
59 | Врожденные и приобретенные формы поведения. Урок изучения нового материала. | Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Поведение, мышление. Приобретенные формы поведения. Положительные и отрицательные условные рефлексы. Подкрепление, условное торможение. | П.р. № 19. «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма» | | Вопросы после §56, 57 рабочая тетрадь №2, работа 185 | §56, 57 | апрель | |
60 | Закономерности работы головного мозга. Комбинированный урок | Рассудочная деятельность, Торможение, явление доминанта. | | Использование интерактивных технологий | Вопросы после §58 | §58, рабочая тетрадь №2, работа 187 | апрель | |
61 | Биологические ритмы. Сон и сновидения. Комбинированный урок | Сон: быстрый, медленный. Электроэнцефалограф, сновидения, режим сна. | | Таблица. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §59, рабочая тетрадь №2, работа 189 | §59 | апрель | |
62 | Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Комбинированный урок | Физиология высшей нервной деятельности. Подсознание, речевые центры, языковая среда. Память, воображение мышление | | Таблица, рисунки с двойственным изображением | Вопросы после §60 | §60, рабочая тетрадь №2, работа 192 | май | |
63 | Воля, эмоции, внимание. Работоспособность. Комбинированный урок | Воля. Этапы волевого акта. Негативизм, внушаемость, эмоции, внимание. Функции воли. Работоспособность. Стадии работоспособности. Активный и пассивный отдых. Режим дня. | П.р. № 20. «Изучение внимания при разных условиях». | Часы, лист бумаги. | Вопросы после §61, 62 рабочая тетрадь №2, работа 198 | §61,62 с. 236 «Проверьте себя» | май | |
Индивидуальное развитие организма (5 часов) | | работоспособность |
64 | Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Урок изучения нового материала. | Яйцеклетка, сперматозоид, половые хромосомы, женская половая система, мужская половая система.. венерические болезни. ВИЧ, СПИД. | | Использование интерактивных технологий | Вопросы после §63, 64 | §63, 64, рабочая тетрадь №2, работа 180 - 183 | май | |
65 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Комбинированный урок | Рост и развитие, плод, зародыш, филиппинский тест. | | Таблица. Использование интерактивных технологий | Вопросы после §65 | §65 сообщения | май | |
66 | О вреде наркогенных веществ. Комбинированный урок | Никотин, алкоголь, наркотики, токсины. Абстиненция. Рак легких, гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, перемежающаяся хромота, спазмы сосудов, гангрена, белая горячка, запой, цирроз печени. | | Таблица. | Вопросы после §66, рабочая тетрадь №2, работа 184 | §66 | май | |
67 | Психологические особенности личности. Комбинированный урок | Меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик. Экстраверты, интроверты. Интересы, склонности, способности, совесть. | | | Вопросы после §67 рабочая тетрадь №2, работа 206 | §67 | май | |
68 | Контроль знаний учащихся по курсу «Человек». Урок контроля знаний | | | Тесты | | | май | |